что нужно для открытия цветочного бизнеса пошагово
Бизнес‑план: как открыть цветочный магазин
О том, какой лучше цветочный магазин открывать и сколько это будет стоить, рассказали специалисты службы доставки цветов Флорист.ру, которая работает уже почти 14 лет и на сегодняшний день является лидером рынка.
Цветы — своеобразный барометр благосостояния общества, считают аналитики «МКА Бизнес Рейтинг»: чем выше доходы жителей региона, тем больше проданных цветов приходится на душу населения. Это означает, что рынок довольно чувствителен к кризисам и изменениям макроэкономических показателей. После кризиса 2009 года рынок демонстрирует стабильный, хоть и не очень быстрый рост.
Наценка на цветы в разных городах составляет от 100 до 300 %, а порог входа — от 600 000 руб. до 2 млн руб. соответственно. Окупиться такой бизнес может как в течение 7-8 месяцев, так и через 2 года — в зависимости от формата ритейла и расположения торговой точки.
С чего начать
Для начала следует понять, какой формат вас устраивает больше всего. Для этого в первую очередь нужно определиться с целевой аудиторией, уровнем и стилем магазина. Сегодня в цветочном ритейле существует несколько основных форматов:
«Концепция напрямую связана с той аудиторией, на которую вы ориентируетесь, — предупреждает директор салона «Флорист.ру» в Казани Анастасия Мамонова. — Если вы хотите работать в высшем ценовом сегменте, и ваши клиенты — состоятельные люди с доходом выше среднего, то следует детально проработать все моменты: от коллекций букетов (а в цветочном ритейле тоже есть мода!) до дизайна интерьера самого салона. Наиболее важным фактором в данном случае станет удачное расположение: лучше, если это будет помещение на оживленной улице в центральной части города, хотя формат «цветочного бутика премиум» в элитном спальном районе тоже имеет шансы на успех».
В случае же, когда основная ставка делается на высокие обороты бизнеса, то есть ценовой сегмент выбран на уровне среднего или ниже, гораздо важнее подобрать хорошо просматриваемое и проходимое место. Это способствует совершению спонтанных покупок, когда человек, заранее на планировавший приобретать букет, заходит в павильон и обращает внимание на необычные букеты или простые, но свежие бутоны.
Активно развивается онлайн-сегмент. Сегодня в Москве функционируют более 150 интернет-магазинов по продаже цветов.
Но в таком случае понадобится не только помещение, где будут храниться цветы и «производиться» букеты, но и хороший сайт с удобным дизайном и интерфейсом. При этом необходимо понимать, что основная доля рынка уже поделена между несколькими крупными игроками, и запускать такой бизнес сразу на соответствующем уровне будет довольно непросто и недешево. Поэтому, если вы не претендуете на значительную долю рынка, но хотите открыть интернет-магазин, скажем, в своем городе, то можете создать свой интернет-магазин на базе уже готовых платформ. Это значительно снизит издержки на создание и продвижение интернет-магазина с нуля, а также освободит от необходимости открытия новых счетов и заключения договора с банками и процессинговыми компаниями.
Основные расходы
Итак, вы определились с форматом. Теперь необходимо посчитать стоимость запуска бизнеса.
Аренда
Продажа цветов в формате павильона в переходе или киоска может быть организована в помещении площадью не более 50 кв. м. Стоимость аренды в таком случае колеблется от 20 000 до 100 000 руб. — в зависимости от города и конкретного места. Если вы присматриваете помещение в центре под «бутик цветов», то этот ценник может оказаться значительно выше. Более того, возможно, вам придется потратиться на ремонт и соответствующий дизайн интерьера. Впрочем, как показывает практика, аренда площади в торговом центре под цветочный бизнес обходится дешевле, чем «первая линия» на первых этажах жилых домов.
Оборудование
Персонал
В данном вопросе все напрямую зависит от масштаба бизнеса и бизнес-процессов. Так, для небольшого павильона по продаже простейших букетов достаточно одного продавца, который бы обладал элементарными умениями в составлении букетов, и человека, который возьмет на себя функции управления, ведения бухгалтерии и юридической документации.
Впрочем, если вы решили ориентироваться на среднюю ценовую категорию, то не будет лишним все-таки нанимать «руки» с базовыми знаниями в области флористики. А вот если вы открываете салон, то здесь не просто потребуются профессиональные флористы (а стоят такие специалисты в среднем от 15 000 до 30 000 руб. без учета налогов), но и затраты на их постоянное обучение и повышение квалификации. Курсы, в зависимости от региона, обойдутся в сумму от 3000 до 50 000 руб.
Закупка
Закупка срезки на небольшой павильон обойдется примерно в 40 000 руб. в Москве и чуть дешевле в регионах. Полностью же заполнить товаром крупный магазин при открытии стоит от 300 до 400 000 руб.
Важно также выбрать надежного поставщика, который будет поставлять качественный, свежий товар в срок. Особенно это актуально в горячий сезон: в преддверии 1 сентября, 14 февраля, 8 марта, новогодних праздников. На первых порах лучше закупаться у местных оптовиков, а если бизнес серьезно раскрутится, то целесообразнее заказывать большие объемы в Голландии.
Считается, что в Нидерландах продают только те цветы, которые там растут. На самом деле это ошибочное мнение. Нидерланды — «перевалочный пункт», биржа цветов, куда стекаются товарные потоки из Африки, Южной Америки и других регионов, а уже потом перераспределяются по другим регионам планеты. Россия входит в шестерку стран-лидеров по импорту срезанных цветов всех видов.
Если вы собираетесь заниматься цветочным бизнесом, то лучше иметь представление о том, как рынок устроен на глобальном уровне, ведь от этого зависит ценообразование. Кстати, если вы открываете бизнес в регионе, стоит обратить внимание на оптовиков из Москвы и Санкт-Петербурга: многие из них хорошо работают по всей России, а большие объемы позволяют им устанавливать приемлемые наценки.
Реклама и продвижение
Не стоит недооценивать важность продвижения цветочного магазина, в особенности на начальном этапе. «Характер, особенности и объемы вложений в продвижение бизнеса будут напрямую зависеть от выбранного вами формата, — делится опытом Талия Ахметова, менеджер по PR и нерекламному продвижению Флорист.ру. – Если вы открываете салон премиум-класса, то продвигать его нужно такими средствами и в тех медиа, которые нацелены на платежеспособную аудиторию — теле- и радиореклама, реклама в глянцевых изданиях, крупных бизнес-центрах и других местах. Если же вы открываете интернет-магазин, то здесь основным будет продвижение сайта в поисковых системах и социальных сетях (SEO и SMM)».
Что касается нейминга и брендинга, то выходить на рынок с названием «Цветы» — не самый лучший вариант. Интересный яркий бренд дает массу преимуществ, он защищает от многих рисков, связанных, к примеру, с вынужденным переездом, сменой вывески или персонала.
«Бренд также работает на доверие, — считает Талия Ахметова. – На формирование сильного бренда с хорошей узнаваемостью может уйти не один год. Поэтому многие компании выбирают возможность выступать под брендом крупной известной компании. Также в качестве варианта получения дополнительного источника дохода можно рассмотреть возможность сотрудничества с крупными игроками онлайн-ритейла, одним из которых является Флорист.ру. Но такого рода сотрудничество, помимо дохода и престижа, предполагает определенную ответственность и высокие требования к качеству и сервису, поэтому в партнеры берут далеко не всех».
Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.
Документация
Помимо регистрации юрлица (ИП или ООО), необходимо будет получить следующие документы: разрешение на торговлю, заключение из санэпидемстанции о соответствии нормативам, свидетельство о регистрации ККМ.
На сотрудников должны быть оформлены медицинские книжки. Крайне желательно, чтобы все документы, вместе с договором об аренде, книгой жалоб и предложений и накладными, были доступны по первому требованию в самой торговой точке.
Особенности бизнеса
Российский рынок цветов характеризуется ярко выраженной сезонностью: наибольший спрос на свежесрезанные цветы заметен в феврале, марте, мае, сентябре и декабре. В связи с ожидаемым подъемом спроса на продукцию на рынке стабильно происходит повышение цен в несколько раз. Лето же является мертвым сезоном.
Основной риск в цветочном бизнесе связан с неправильно оценкой объемов закупки. Максимальный срок хранения цветов — неделя, а заказ продукции надо делать задолго до поставки.
При этом чтобы поддерживать репутацию, необходимо иметь большой ассортимент «правильных» цветов — тех, что будут наиболее востребованы в букетах. Очень важно спрогнозировать и предвосхитить спрос. А это, как правило, приходит с опытом. Если небольшие форматы вроде павильонов у метро могут прогнозировать продажи и ассортимент уже после двух месяцев работы, то такому крупному игроку как Флорист.ру для этого понадобился не один год, ведь предпочтения не только разнятся в зависимости от времени года и региона, но и зависят от моды. Если неверно просчитать объемы и выстроить процессы закупки, доля товара на утилизацию может составлять до 60 %.
Однако сопутствующие товары и услуги вполне способны помочь диверсифицировать бизнес и снизить риски. Как правило, вместе с цветами покупаются открытки, мягкие игрушки, небольшие сувениры, конфеты — эти товары могут принести дополнительные 15% выручки. Что касается услуг, то наиболее востребованной остается доставка цветов, но к выбору курьерской службы необходимо подходить со всей ответственностью.
В последнее время стало популярно вызывать флориста на дом или в офис, чтобы он показал, как правильно ухаживать за цветами. Некоторые на время отпуска оставляют свои домашние растения во флористических салонах, чтобы им обеспечили уход.
Кстати, если вы открываете салон, учитывайте, что от вас ждут не только замысловатых букетов, но и качественной организации сервиса в свадебной или ритуальной флористике, способности предлагать креативные услуги и продукты. Поэтому помните, что это напрямую связано с вашей репутацией на рынке.
Главное, как и в любом бизнесе, — считать и анализировать. На рынке свежесрезанных цветов действует комбинированный принцип ценообразования. С одной стороны, цена зависит от издержек, которые, помимо всего прочего, включают таможенные пошлины, затраты на электроэнергию, бензин и даже изменения курса доллара, с другой — от внешних факторов: чем выше спрос, тем выше цена.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как устроен рынок по продаже цветов
Цветы продают везде: возле остановок автобусов, на трассах, в супермаркетах и на вокзалах. Кажется, что вся страна занимается цветами, но большинство таких магазинов закрываются в первые несколько месяцев.
Цветочные магазины — это бизнес, а не красивые цветы
Бизнес по продаже цветов в России — это всевозможные павильоны, салоны цветов, цветочные рынки и точки на обычных рынках, еще интернет-магазины и оптовые базы. Кажется, что конкуренция огромная, но на самом деле ее нет. Большинство цветочных магазинов быстро закрываются — их открывают люди, которые идут, по их мнению, в красивый и легкий бизнес.
Салоны часто открывают бывшие флористы и продавцы. Они думают, что знакомы с бизнесом, но разбираются только в цветах. Отсюда такая текучка: магазины открываются и закрываются на одних и тех же местах.
В Европе и США всё иначе. Там цветы — это семейный бизнес, который передается от бабушек и дедушек, родителей. Обычно цветочные магазины работают по 20—40 лет, есть магазины и со столетней историей. Еще штаты и европейские страны консерваторы.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны. Причина этого как раз в консерваторском подходе: там традиционный ассортимент цветов и букетов, такой же подход к оформлению и декору, мало новинок.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны
Еще в России любят учиться: у нас много школ флористики, часто проводятся мастер-классы. Но при этом мы отстаем в предпринимательстве — знаем много о цветах и мало о бизнесе.
За цветами, как за хлебом
Обычно цветочные магазины делят на два сегмента, массовый и премиальный. В массовом сегменте легче работать, а в премиальный идти не стоит: для этого нужны опыт работы именно в этом сегменте и постоянные клиенты, которые пойдут за вами.
Премиум от обычного магазина отличается требованиями аудитории: они хотят лучший сервис, более широкий ассортимент и работу флориста на уровне. Из-за того, что открыть и содержать премиальный салон дороже, он окупается за 6—12 месяцев. Магазин в массовом сегменте окупится за 2—3 месяца.
В обоих сегментах есть постоянные клиенты, а есть те, кто просто идет мимо. За цветами в России часто ходят, как за хлебом — вспоминают, что забыли, и забегают по пути.
Сказать, сколько в России премиальных салонов, а сколько обычных, невозможно. Но по ОКВЭД можно приблизительно понять, сколько цветочных магазинов вообще. Для продажи цветов подходят коды:
47.76.1 — розничная торговля цветами, растениями, семенами, удобрениями;
47.91.2 — розничная торговля через интернет;
47.78.3 — розничная торговля сувенирами;
47.65 — розничная торговля игрушками;
47.19 — прочая торговля;
82.92 — деятельность по упаковыванию товаров.
По основному коду в России работает 2286 компаний, из которых треть приходится на крупные города: 412 компаний в Москве и области, еще 243 в Санкт-Петербурге и области. И ни одной в Крыму.
А вот Яндекс-карты с этим не согласны и предлагают 3075 магазинов в Москве, 1415 в Санкт-Петербурге и 49 только в одном Симферополе.
Две трети покупателей берут розы
В России любят разные цветы, но самым популярным остается роза — это 60% всех продаж. А из букетов чаще всего берут 25, 51 или 101 красную розу, особенно в интернет-магазинах.
Дело в том, что для людей роза — это красивый и благородный цветок. Те же герберы и георгины набирают популярность, но в психологии человека воспринимаются как дешевые. В России любят хризантемы — это универсальный цветок после розы по поводу и без него.
Еще есть крашеные цветы — те самые синие розы. Покрасить могут и тюльпаны, но для них обычно выбирают коричневый оттенок. Такие цветы покупают для вау-эффекта, чтобы удивить другого человека, чаще мужчины для девушек.
Важно, что хорошие цветы красят через стебель, а вода, в которой они стоят в магазине, тоже цветная — так цветок насыщается оттенком. Если вы заметили, что цветок стоит в обычной воде, окрашен сверху из баллончика, еще и с блестками по краям — бегите из этого магазина. Так пытаются продать увядшие цветы, которые нужно списать.
Март — самый прибыльный месяц
Последние несколько лет стали чаще дарить цветы без повода, но всё равно остаются даты календаря, в которые без цветов не обойтись:
Событие
Что происходит
День знаний, 1 сентября
Повышенный спрос на хризантемы, подсолнухи, сборные букеты из ярких цветов
День учителя, 5 октября
Практически ничем не отличается от обычного дня, но спрос немного выше
День матери, последнее воскресенье ноября
С каждым годом спрос всё выше и выше. Скоро этот праздник обойдет 8 Марта по выручке от продажи цветов. Обычно берут большие и дорогие букеты
Новый год, 1 января
Повышенный спрос на новогодние композиции из еловых веток
День святого Валентина, 14 февраля
Популярность праздника сильно упала в массовом сегменте, спрос на цветы снизился. Покупатели считают, что это не наш праздник
Международный женский день, 8 марта
Резко растет спрос в праздничные дни. Средняя выручка равняется месячной выручке в обычное время. Спрос на розы уменьшается, в эти дни чаще берут тюльпаны
Пасха, конец апреля
Обычный день, на живые цветы повышенного спроса нет
Красная горка, первое воскресенье после Пасхи
Повышенный спрос на свадебные букеты
Последний звонок, 25 мая
Повышенный спрос на букеты из разных цветов
Спрос на цветы и букеты, но меньше, чем на последний звонок
Если обобщить, самый популярный праздник в году — 8 Марта, а самый прибыльный месяц — март. Поэтому часто люди рвутся открыть цветочный магазин накануне — чтобы сразу побольше заработать. По опыту, это самое рискованное время для открытия: появляются поставщики-однодневки с некачественным товаром, растут закупочные цены. А у человека нет проверенного поставщика, надежного персонала, он вообще не работал и не обкатал этот бизнес.
Еще спрос на цветы зависит от погоды. Если в начале марта хорошая для этого региона погода, обязательно будет поток покупателей, которые хотят поздравить близких с началом весны. Если погода плохая, у цветочного магазина будут убытки. Например, в 2018 году в центральной части России теплый май обеспечил выручку почти как на 8 Марта, в этом году такого не было.
Любой рост и спад нужно просчитывать. Традиционно низким сезоном считается лето: в это время мало праздников, люди уезжают на моря и дачи. Но лето — время свадеб. Если заранее подготовиться к свадебному сезону, спада не будет. Для этого нужно с зимы заняться рекламой: клиенты должны знать, что в этом цветочном можно заказать свадебный букет.
Наценка на упаковку достигает 1000%
Посчитать чистую прибыль с одного цветка сложно. Если брать приблизительно, с розы стоимостью 150 рублей магазин заработает 50 рублей.
Остальные 100 рублей съедят расходы, вот некоторые из них:
В стоимость цветка входят расходы на рекламу, оплату банковской картой. Еще стоимость зависит от спроса, эксклюзивности и задач в ассортименте. Например, продаем маленькую короткую розочку за 20 рублей и ничего не зарабатываем. А рядом стоит большая красивая роза за 180 рублей, на ней мы зарабатываем 60 рублей. Люди приходят на рекламу первой розы, а берут вторую.
Эти моменты нужно учитывать, а не только себестоимость, организационные расходы и наценку. Чтобы не сойти с ума от подсчетов, флористы используют коэффициент — стоимость цветка умножить на 2,2. В этот коэффициент они закладывают все-все расходы, но часто ошибаются: умножили правильно, а на выходе прибыли нет. Потому что все нюансы нельзя учесть в фиксированную ставку: каждую партию того или иного цветка нужно считать индивидуально.
И, конечно, упаковка. На этом магазины всегда хорошо зарабатывают: накрутка на упаковку может быть 1000%. Например, один метр ленты закупают по два рубля, а продают за двадцать рублей. Какую упаковку берут покупатели, зависит от флориста. Что он предложит из ассортимента, то они чаще и берут.
Сейчас самый популярный материал — это цветная матовая пленка. Ее еще называют корейской пленкой. Вот как она выглядит:
Если говорить в целом, рентабельность цветочного рынка — 30%. То есть с каждого рубля магазин получает чистую прибыль в 30 копеек. В интернете рентабельность ниже — 20%, потому что выше затраты на рекламу.
Из чего делают готовые букеты
Считается, что в цветочных магазинах нельзя брать готовые букеты — надо выбирать цветы самому. А если взять готовый букет, он обязательно будет из старых цветов и завянет через два часа. Но это не так.
Часто букеты собирают, потому что у флориста есть время и он может тщательно поработать: объединить дорогие и доступные цветы, подобрать цветовую гамму и декор, переделать, если что-то не понравилось. Такие букеты выглядят эффектно, но стоят недорого. Так получается как раз за счет подбора разных по цене цветов и растений.
Конечно, встречаются магазины, которые используют для букетов некачественный товар. Но в таком магазине нет смысла покупать и отдельные цветы: скорее всего, они тоже будут несвежими.
750 000 рублей на открытие цветочного магазина
Чтобы открыть цветочный магазин на 30—50 квадратных метров, нужно в среднем 750 000 рублей. На магазин в 100 метров — уже полтора миллиона рублей. Цена меняется по регионам, но в целом можно ориентироваться на эти цифры.
Затраты на небольшой цветочный магазин складываются из двух частей:
Теперь о том, сколько стоит открыть цветочный магазин с нуля:
Пошаговая инструкция: Как открыть цветочный интернет-магазин
Особенности ниши
На первый взгляд, в продаже цветов нет ничего необычного. Однако есть несколько тонкостей, которые нужно знать перед открытием бизнеса. Какие?
Ассортимент цветов на сайте
Направления деятельности
Что понадобится перед открытием?
Поиск флориста на бирже
Целевая аудитория
Клиентов цветочного интернет-магазина можно разделить на несколько основных типов:
Ассортимент интернет-магазина цветов
Свадебные композиции из цветов
Помимо отдельных цветов, букетов и композиций, в ассортименте цветочного интернет-магазина должны присутствовать:
Цветы в крафтовой бумаге
Доставка цветов
Лучше всего нанять курьера с личным автомобилем, который сможет оперативно доставлять цветы по городу. Будьте готовы к тому, что часто придется вручать сюрпризы и отвечать на вопросы девушек о том, как выглядел таинственный незнакомец. Ваш курьер должен быть хорошим психологом и уметь общаться с самыми разными людьми.
В этом случае доставку лучше делать платной, иначе заказ не окупится. Также подумайте над платной доставкой при определенных условиях: например, в ночное время, на большое расстояние, за город и так далее.
Сайт интернет-магазина цветов
Структура сайта по продаже цветов
Продвижение интернет-магазина цветов
Дарим вам несколько рабочих способов, выбирайте!
Цветочный бизнес с нуля: как открыть цветочный магазин
Можно ли начать цветочный бизнес с нуля? Практический опыт говорит о том, что ниша торговли цветами перспективна и при верном вложении сил и средств приносит хорошую прибыль. Оптимизма добавляют и мнения экспертов, которые год от года констатируют увеличение спроса на цветы среди населения.
Создайте свой логотип онлайн. Более 50 тысяч брендов по всему миру уже используют логотипы от Турболого.
Опираясь на эти факты можно смело говорить о том, что цветочный бизнес сегодня — это удачная сфера для начала предпринимательства.
Основные характеристики бизнес-ниши
Перед тем как открыть цветочный магазин стоит выяснить некоторые особенности продажи цветов. Их знание убережет от убытков и разочарований в проекте. К особенностям торговли цветами относятся такие моменты, как:
С чего начать цветочный бизнес?
Перед тем как открыть цветочный магазин, необходимо определиться с местом размещения павильона для продаж. Можно выделить несколько основных видов точек для торговли цветами:
Выбор поставщиков
Открывая цветочный бизнес с нуля, необходимо серьезно подойти к выбору оптовых поставщиков. Налаженные регулярные поставки свежих цветов являются залогом процветания торговли, дают средства на оплату аренды торговой точки, заработной платы сотрудникам, налоги и новые поставки.
Главное условия, выдвигаемые к поставщику, — надежность поставок и качество товара. Своевременная доставка свежих цветов к большим праздничным датам крайне важна. Нужно помнить, что случаются форс-мажоры, поэтому лучше иметь налаженные связи с несколькими оптовыми базами.
На цветочном рынке сегодня представлены самые разнообразные предложения: тюльпаны из Голландии, розы из Эквадора, хризантемы и гвоздики от местных производителей. Не стоит ограничивать ассортимент торговой точки какими-то определенными сортами и видами цветов. Каждый букет найдет своего покупателя, и чем шире выбор в Вашем магазине, тем больше в нем покупателей.
Что требуется, чтобы открыть цветочный магазин
Цветочный бизнес с нуля начинается с аренды или приобретения торгового киоска площадью 8-10 квадратных метров. Особых требований к торговой точке нет: наличие водопровода и канализации будет преимуществом, но совсем необязательно. Коммунальные платежи и сумма за месяц аренды такого помещения будет весьма невысокой.
Перед тем как открыть цветочный магазин потребуется приобрести некоторое оборудование (в скобках приведем примерные суммы, которые стоит затратить на первоначальное оборудование киоска):
С учетом приобретения цветов для продажи средняя сумма для старта в цветочном бизнесе начинается примерно с 75 тысяч рублей. К этой сумме необходимо прибавить затраты на аренду киоска, отложив средства для ее оплаты на первые 3 месяца про запас.
При росте бизнеса можно задуматься о более просторном помещении (до 50 квадратных метров) и установить в нем холодильную витрину, специальное флористическое оборудование и компьютерную технику.
Набор персонала
Следующий шаг по открытию цветочного магазина состоит в наборе сотрудников. Минимальный штат организации должны составить 2 продавца (с учетом сменной работы) и бухгалтер. Бухгалтерские услуги выгодно передать на услуги удаленному специалисту.
Будущие сотрудники цветочного киоска должны иметь практический опыт в изготовлении и продаже букетов. Нелишними будут сертификаты и дипломы о прохождении курсов флористов, рекомендации с прошлых мест работы и фотографии изготовленных букетов. Цветочная мода достаточно быстротечна, и набирая штат флористов стоит опираться на умение сотрудников ориентироваться в современных тенденциях цветочного рынка.
Если цветочный магазин оказывает услуги по доставке букетов, то стоит позаботиться о поиске надежного курьера. Подбор персонала в открывающийся магазин должен начинаться за 1-2 месяца до предполагаемого старта продаж.
Заработная плата сотрудникам зависит от региона и доходов точки. Наиболее выгодно одновременное открытие минимум 3 цветочных точек под маркой одной сети. Это увеличивает стабильность заработка и в перспективе снижает сроки окупаемости бизнеса.
Примеры логотипов для цветочного магазина
Кроме того, необходимо разработать логотип бренда. В этом вам поможет онлайн-сервис Турболого. Также вы можете воспользоваться галереей готовых логотипов. Примеры дизайна лого для цветочного магазина смотрите тут.
Заключение
Предпринимательство в цветочной сфере достаточно прибыльно и не требует серьезных вложений сил и средств. Четкое определение целевой аудитории и расположения торговой точки зададут курс на выбор поставщика, аренду торговой точки и найм персонала. При соблюдении правил, изложенных в этой статье, бизнес очень быстро окупит вложения и станет приносить хорошую прибыль.
Продуктовый и графический дизайнер с опытом работы более 10 лет. Пишу о брендинге, дизайне логотипов и бизнесе.