что нужно для открытия стоматологии
Как открыть стоматологию: подробная инструкция
Рынок коммерческой медицины постоянно расширяется и развивается. Стоматология относится к самым популярным медицинским направлениям. В частных стоматологических клиниках пациенты получают индивидуальный подход, эффективные методики лечения. При правильном подходе вложения в открытие стоматологической клиники быстро окупаются. В статье мы рассмотрим подробную инструкцию как открыть стоматологию.
Перспективно ли открывать стоматологию? Анализ рынка
Чтобы получить доверие пациентов, необходимо привлечь лучших специалистов, расписать цели, составить проект, закупить современное оборудование. Все это выполняется после тщательного анализа рынка. Конкуренция в сфере стоматологических услуг очень высокая, например, в Москве количество частных клиник составляет 96%.
Бизнесмену необходимо промониторить рынок услуг, обратить внимание на клиники, расположенные в выбранном районе города. Желательно изучить, какие материалы и оборудование используют конкуренты, их маркетинговые стратегии, наличие клиентопотока. Для этого не понадобятся особые навыки.
Чтобы не потерять деньги и время, нужно найти ответы на такие основные вопросы:
На старте стоматологический бизнес будет затратным, а основная часть капитала предназначается на закупку материалов, оборудования. Получение необходимой документации требует много сил и времени. Высокая рентабельность стоматологического бизнеса перекрывает начальные трудности, большие затраты времени.
Готовое решение для управления стоматологией
Начните автоматизировать работу в клиники с первых дней открытия!
Из выпускников мединститутов хорошие врачи, а не менеджеры и предприниматели. Опытный бизнесмен-управленец получает больше шансов на успех.
При открытии стоматологического кабинета нужно учитывать особенности законодательной базы. Для регистрации ООО от бизнесмена не требуется наличие медицинского образования. Профильное образование понадобится при открытии ИП.
Бизнесмен не обязательно должен быть врачом, чтобы открыть клинику. Некоторым врачам удается наладить успешный бизнес в стоматологии. Владелец бизнеса должен разбираться в передовых подходах к лечению зубов, внедрять новые технологии, объективно оценивать работу врачей.
В Европе открывать лечебные кабинете могут только врачи с образованием. Считается, что главным в стоматологической клинике должен быть специалист с медицинским образованием. В России пока что таких требований нет. Бизнесмен без профильного образования может стать успешным, пригласив в клинику опытного практикующего главного врача.
Кабинет или клиника?
Формат медицинского учреждения зависит от бюджета, возможностей и целей предпринимателя. Разница между клиниками и кабинетами заключается в масштабах, размере прибыли. В клинике пациентам предоставляется полный комплекс таких услуг:
Список услуг в стоматологическом кабинете не будет большим. Пациентам предложены гигиенические процедуры, лечение зубов, пломбирование, установка брекетов, удаление зубов.
Как юридически правильно оформить стоматологию: документы и разрешения
Стоматологический бизнес начинается с регистрации формы деятельности. Получение разрешительных документов считается самым хлопотным делом. Для открытия детской стоматологии и хирургии понадобится несколько разрешительных лицензий. Для стоматологического кабинета будет достаточно ИП. Если предприниматель планирует нанимать штат врачей, понадобится регистрация ООО. В последнем случае бизнесмен получает лицензию на персонал.
Используются коды ОКВЭД 85.12 или 85.13. Определение конкретного кода влияет на способ налогообложения предприятия. «Стоматологическая практика» соответствует коду 85.13. «Врачебная практика» ведется по коду 85.12.
Помещения, предназначенные для стоматологических кабинетов, должны соответствовать определенным нормам. Если проводится перепланировка помещения, то понадобятся разрешения от пожарных, отдела архитектуры, районной администрации. Обязательно нужно получить разрешение на использование рентгеновской техники.
Помещение
При неограниченном бюджете рекомендуется покупать помещение в собственность. Если бюджет небольшой, можно арендовать помещение. В случае с арендой особенное внимание следует уделять договору с арендодателем. Для кабинета будет достаточно помещения площадью 30 м2. Для открытия клиники на 5 кресел подойдет помещение площадью 180 м2.
Помещение обязательно соответствует пожарным требованиям, нормам СЭС. Перечислим самые основные требования:
Площадь помещения на 1 стоматологическое кресло составляет от 14 м2. Остальное пространство распределяется на зону для приема пациентов, санузел, стерилизационную комнату.
В стоматологической клинике обязательно должны быть дополнительные комнаты (администрация, помещение для сотрудников, склад). Могут быть кабинеты ортопеда и ортодонта. Клинику лучше открывать в проходимом месте, а не в отдаленном районе города. Это условие не считается критичным только для малонаселенных городов.
Расходы на оборудование
Перечень оборудования для стоматологии очень большой. Для выбора оборудования лучше пригласить специалиста, который хорошо разбирается в профессиональной технике. Для одного рабочего места понадобится одно стоматологическое кресло с 4 рукавами. Базовое оборудование должно соответствовать санитарным правилам.
Новое стоматологическое кресло стоит от 300000 рублей (цены могут отличаться в разных городах). Дешевле можно купить оборудование б/у, но оно должно иметь все необходимые сертификаты. Дополнительно понадобятся такие материалы:
Это только основные позиции для стоматологического кабинета. Понадобятся гигиенические средства, шкафы для инструментов, материалы для пломбирования зубов. Нужны увлажнители воздуха, запечатывающие устройства, ультразвуковые сканеры для удаления налета, сменные наконечники.
Расходы на оборудование зависят от количества стоматологических кресел. В любом случае понадобится базовое оборудование, расходные материалы.
Требования к врачам-стоматологам и персоналу
Предприниматель должен определиться с концепцией стоматологии, заняться подбором персонала. В клинике на 5 кресел будут работать 2 администратора, 10 врачей, 2 санитарки, директор, 10 медсестер. На полставки может работать бухгалтер.
На каждый вид деятельности (хирургия, детская стоматология, ортодонтия) выдается отдельная лицензия. Получить лицензию невозможно без профильного образования. Главные требования при выборе специалистов:
К выбору персонала лучше приступать на этапе ремонта помещения. После открытия клиники штат будет укомплектован лучшими специалистами. К врачам-стоматологам предъявляются такие требования:
Выбор персонала считается долгим и трудным процессом. Перечень обязанностей стоматологов определяется индивидуально. Если в клинике работают высококвалифицированные специалисты, то каждый день увеличивается количество клиентов.
Риски
Необходимо понимать, что риски существуют в любом бизнесе. Предприниматель должен самостоятельно управлять стоматологическим бизнесом, контролировать все процессы. Врач не должен заниматься построением бизнес-процессов, разработкой прайс-листа или подбором оборудования. Медикам можно доверить построение лечебного процесса.
Риски связаны с возникновением трудностей при получении лицензий. Проблема в том, что для открытия стоматологии нужны крупные капиталовложения. Необходимо правильно составить бизнес-план, который хорошо адаптирован под экономические условия конкретного региона.
Минимизировать риски поможет продуманная рекламная кампания. Необходимо заказать современный сайт для стоматологии, дать рекламу в СМИ и на местные телеканалы, заказать билборды и баннеры. Одним из вариантов рекламы станет броская вывеска.
Что еще необходимо на этапе открытия стоматологической клиники
На начальном этапе открытия стоматологии важно автоматизировать работу учреждения. Современные программы позволяют автоматизировать такие работы:
Специальное программное обеспечение предназначено для решения разных задач. В автоматическом режиме ведется регистратура, медицинский учет, начисление зарплат, складской учет. В результате этого сокращается расход материалов, а руководитель стоматологической клиники быстрее принимает управленческие решения.
Программа помогает привлекать и удерживать клиентов, улучшать финансовые показатели. Автоматическое заполнение расписаний врачей экономит время, а учет сотрудников позволяет легко управлять персоналом стоматологической клиники. Современное ПО исключает ошибки в бизнес-процессах.
Этапы открытия частного стоматологического кабинета
Качественные стоматологические услуги всегда востребованы. Сегодня люди уделяют много внимания здоровью своих зубов и хотят сохранить их в идеальном состоянии. Открытие собственного стоматологического кабинета или небольшой клиники при правильном подходе позволит получать значительную прибыль, ведь лечение, протезирование и профилактические процедуры стоят недешево.
Важно ли специальное образование?
Образование необходимо, если вы планируете открыть стоматологический кабинет и работать там в качестве стоматолога. Если же владелец бизнеса будет заниматься привлечением клиентов, развитием и коммерческой частью в целом, то предпринимателю не обязательно быть практикующим дантистом и иметь диплом.
Направления работы:
Но один врач не может оказывать все услуги, поскольку у каждого стоматолога есть своя специализация. Поэтому для кабинета на 1-2 кресла придется выбрать специализацию — например, заниматься только терапевтической и эстетической стоматологией.
Помещение
Чтобы открыть свою клинику или кабинет, нужно подобрать помещение. Если нет возможности купить его, остается вариант долгосрочной аренды.
Чаще всего стоматология открывается в перепланированных квартирах первых этажей жилых домов или в небольших отдельно стоящих зданиях. Очень важно, чтобы помещение было выведено из жилого фонда и оборудовано согласно требованиям Санитарно-эпидемиологической станции. Чтобы открыть клинику, можно выкупить несколько расположенных рядом квартир.
До вашего кабинета должно быть удобно добираться. Выбирайте места с хорошим пешеходным трафиком и транспортной доступностью.
Вы уверены, что можете правильно распоряжаться своими деньгами и постоянно увеличивать капитал? Если нет, смотрите курс по управлению деньгами и узнавайте все секреты богатых людей. Задумайтесь о вашем будущем уже сегодня.
Бизнес план: стоматология
Платная медицина – одна из самых рентабельных отраслей бизнеса. Частные клиники предлагают индивидуальный подход, быстрое обслуживание, современное оборудование, качественные препараты, эффективные методики лечения. За все это российские и иностранные граждане готовы платить.
Высокую прибыль приносит практика дантиста. Вложения в открытие стоматологического кабинета достаточно велики, но если зарекомендуешь себя профессионалом, дело быстро окупится.
Краткий анализ рынка
Стоматология — лидер в рейтинге коммерческих направлений с 2010 года.
Если посмотреть соотношение государственных и частных учреждений в Москве, обнаружится, что на бюджетные приходится всего 4%. То есть оставшиеся 96% — коммерческие организации. Отсюда вывод: конкуренция в отрасли высока.
Однако больше препятствий начинающему бизнесмену ставят не конкуренты, а государство, выдвигающее жесткие требования к помещению, лицензированию, сертификации, установке рентгенологического оборудования.
Самые востребованные специалисты в отрасли – хирурги и терапевты. За ними идут ортодонты. На универсальных врачей приходится 11% спроса, ещё 6% — на детских специалистов. С каждым годом популярнее становится протезирование.
Согласно анализу Минздрава РФ, в 2019-2021 рост отрасли будет составлять около 12% за год. Такие прогнозы обусловлены высокой рентабельностью и малым сроком окупаемости стоматологических учреждений. Так, в столице объемы прибыли — 30%, в провинции – 20%.
Обязательно ли быть стоматологом?
Стоматологический бизнес – удачная инвестиция, но многие обходят его стороной из-за отсутствия профильного образования. Обычно в эту нишу идут специалисты, уже имеющие опыт работы в государственных или частных медицинских учреждениях. Однако и неопытный стартапер при соответствующей теоретической подготовке может открыть успешный стоматологический кабинет. Главное – профессионализм врачей-стоматологов.
Что касается требований со стороны законодательства, при открытии ИП бизнесмен должен иметь профильное образование. При регистрации ООО медицинское образование не требуется.
Кабинет или клиника: какой формат выбрать?
Формат зависит от ваших амбиций и бюджета.
Любые учреждения, оказывающие стоматологические услуги, делятся на 3 категории:
Теперь рассмотрим, что нужно, чтобы открыть стоматологический кабинет.
Документы и разрешения
Стоматологам, планирующим заняться частной практикой, удобнее открыть ИП. Предпринимателям, нанимающим штат специалистов – ООО. В первом случае лицензия выдается стоматологу на его имя, во втором владелец медучреждения получает лицензию на свой персонал. Плюс оформления юрлица — можно привлекать инвесторов. Они станут соучредителями.
Коды ОКВЭД: 85.12 «Врачебная практика» и 85.13 «Стоматологическая практика».
В СанПиН 2.1.3.2630-10 и СанПиН 2956а-83 указано, каким требованиям должны соответствовать стоматологические кабинеты. Есть регионы, где действуют дополнительные законопроекты. Оформляйте лицензии на все виды деятельности, которые предлагаете. На оформление одной уйдет около 1,5 месяцев.
Общие расходы на бюрократические процедуры составят около 60 000 рублей.
Помещение
Согласно стандартам Роспотребнадзора, минимальная площадь для частного стоматологического кабинета – 30 м² (из них не меньше 14 м² отводится на помещение с креслом и оборудованием, 10 м² – холл, 5 м² – санитарно-гигиеническая зона). Минимальная высота потолков – 3 метра, расстояние от окна до стены – 6 метров.
Если в стоматологии свыше 3 стоматологических установок, потребуется отдельная комната для стерилизации (6 м²).
Площадь рентген-комнаты – 11 м², проявочной – 6 м².
На кабинеты ортодонта и ортопеда – по 15 м². На прочие (для детского врача, имплантологии) – тоже 15 м².
Дополнительные комнаты (склад, помещение для сотрудников, администрации) – 30 м².
От расположения помещения зависит посещаемость стоматологии, поэтому лучше отдавать предпочтение территориям с высокой проходимостью людей. Для малонаселенных регионов с небольшим числом конкурентов это условие не критично.
Оборудование
Таблица №1. Материалы для стоматологии
Средняя стоимость (в тыс. руб.)
Наконечники на смену.
Доп. набор необходим на случай выхода из строя основного
Расходники (материалы для пломб, хим-, гигиенические средства)
Бизнес: ортостудия в Казани
Как зарабатывать на неровных зубах
Катерина работала стоматологом-терапевтом и ортодонтом в Казани, а в январе 2017 года открыла с партнерами стоматологическую клинику.
Через несколько месяцев начались проблемы с оборудованием, а позже — и с партнерами. В середине 2018 девушка перезапустила бизнес. Вот ее история.
Как всё начиналось
Катерина училась в Казанском государственном медицинском университете на стоматолога. Во время учебы не хватало практики, поэтому на третьем курсе девушка устроилась санитаркой в одну из местных клиник. Через 6 месяцев перешла на должность ассистента стоматолога и проработала там до выпуска в 2009 году.
Оставаться в Казани Катерина не хотела. Для ординатуры ее привлекал Центральный научно-исследовательский институт стоматологии в Москве. Целый месяц она не могла туда дозвониться, поэтому решила поехать без договоренности. Дальше вахты без записи девушку не пустили. Пришлось вернуться в Казань.
Тогда наша героиня поступила в ординатуру по специальности «ортодонтия» в Казанскую государственную медакадемию. Стоматолог-ортодонт — врач, который исправляет проблемы с прикусом или неровными зубами.
На второй год нужно было прикрепляться к клинике. В марте 2011 Катерина устроилась стоматологом-терапевтом, а через полтора года заняла место ортодонта.
8 клиник и кабинет в аренду
Четыре года Катерина совмещала работу стоматологом-терапевтом и ортодонтом. В 2016 полностью ушла в ортодонтию, совмещая приемы в восьми маленьких клиниках.
Услуги стоят недешево: пациенты часто говорили, что готовы пойти на лечение, но за меньшие деньги. Для таких клиентов в августе 2016 Катерина арендовала стоматологический кабинет в одной из клиник за 350 рублей в час. Клиенты платили за прием в два раза меньше, но не получали официальных документов. Например, не могли оформить налоговый вычет.
За установку брекетов и полное ортодонтическое лечение такие пациенты платили около 35 тысяч рублей. Средний срок лечения составлял 1,5 года. За это время Катерина тратила на прием одного человека около 15 часов. Это позволяло ей заработать в среднем 1300 рублей с клиента ежемесячно.
Первое время такие приемы занимали у Катерины по 3—4 часа в воскресенье. Примерно через 5 месяцев — уже 7—8 часов в неделю. Постепенно она сокращала приемы в мелких клиниках и все чаще работала на себя в арендованном кабинете. Тогда же впервые столкнулась с самой большой проблемой ортодонта: что делать с пациентами клиник, которым еще много месяцев до снятия брекетов?
Далеко не каждый специалист согласится подхватить чужого клиента. Иногда Катерине не удавалось передать пациента ортодонту, который приходил в клинику ей на замену. Тогда приходилось брать таких клиентов на лечение самой.
Покупка готовой клиники
Врачи подумали купить готовый бизнес, так как не хотели заниматься лицензированием клиники сами. Пугали возможные сроки и суммы для получения лицензии — 300 тысяч рублей и 6 месяцев. При этом нужно платить за аренду помещения, а работать и зарабатывать без лицензии нельзя. Значит, потребовались бы дополнительные накопления.
Выбирали из пяти вариантов, найденных на «Авито». Остановились на том, что устраивало по цене и месторасположению. Владелец, тоже стоматолог, профессионально занимался открытием клиник под продажу: имел свою и 3—4 уже подготовленные и проданные. Эту он продавал за 1,25 миллиона рублей.
Катерина попросила знакомого юриста проверить сделку. Он убедился, что баланс чистый, а гарантийных, долговых обязательств и базы пациентов у клиники нет.
Деньги на покупку и первые траты Катерина заняла у друга — 625 тысяч без процентов на 2 года. Партнеры тоже взяли недостающую сумму в долг.
Что вошло в стоимость клиники:
стоила клиника «Ава-дента»
Пришлось докупать инструмент для партнера Катерины — для лечения кариеса, каналов и чистки зубов. Набор ортоинструментов у нашей героини уже был.
Расходы на открытие клиники в январе 2017 года — 1 725 900 Р
Ежемесячные затраты на соблюдение закона
Поиск сотрудников
Параллельно Катерина занялась поиском сотрудников.
Администраторами стали две девушки, знакомые с прошлых мест работы. Они оформлялись на график 2 через 2 за 140 рублей в час. В их задачи входило отвечать на звонки, принимать оплату, напоминать клиентам о записи, оформлять медицинские карты и справки для налоговой.
Для уборки наняли санитарку, которая жила в соседнем доме. За 8 тысяч рублей в месяц она наводила в помещении чистоту и раз в 7 дней делала генеральную уборку.
Для ведения финансовой отчетности и работы в 1С Катерина пригласила свою двоюродную тетю, которая была опытным бухгалтером. За эти задачи ей предложили 6,5 тысячи рублей в месяц. Работа в основном удаленная, в клинике достаточно появляться раз в неделю на 20 минут, чтобы передать или подписать документы.
Самым сложным оказалось найти хороших ассистентов. Обычно это выпускники медицинского колледжа или студенты ординатуры, которые набивают руку. Некоторые не умели общаться с пациентами или работали слишком медленно. Но в основном задерживались недолго, потому что быстро переходили на должность врача.
На два кабинета Катерине с партнерами требовались 3 ассистента. Снова помогли знакомства с прошлых мест работы. Зарплата ассистентов составляла 120—180 рублей в час.
Всем сотрудникам сразу предложили скидку на стоматологическое лечение от 50%.
В январе 2017 года клиника открылась. Название осталось от прошлого владельца — « Ава-дента ». Партнеры не хотели тратиться на новый логотип и вывеску. К тому же им казалось, что название в медицинском бизнесе не так важно — важнее рекомендации клиентов.
Неожиданные издержки
Уже через несколько месяцев после запуска столкнулись с неожиданными проблемами с оборудованием.
Но главная проблема подстерегала с рентгеновским аппаратом — оказалось, его нельзя было использовать. В лицензии значилась «рентгенография», но этого было недостаточно — потребовалась еще одна специальная лицензия. Об этом по телефону сообщил специалист, который лицензировал клинику, и тут же предложил свои услуги.
Катерина предполагает, что это «упущение» согласовали с продавцом готовой клиники, который был рад неопытным покупателям. При лечении осложненного кариеса и каналов делать рентгеновские снимки обязательно, поэтому пришлось запустить процесс дополнительного лицензирования.
Дополнительные 30 тысяч рублей заплатили и за проект рентген-кабинета. Еще 27 тысяч — за специальную дверь в кабинет. Во время покупки клиники на отсутствие всего этого просто не обратили внимания. Но дело довести до конца не удалось из-за разрыва партнерства.
стоила дверь со свинцовой вставкой для рентген-кабинета
Уход партнеров
Непонимание между партнерами началось уже через полгода совместной работы.
Например, Катерине был непонятен подход коллег к некоторым клиентам: партнер-юрист мог прямым текстом отправить недовольного клиента в суд, даже не пытаясь найти другого способа выйти из конфликта.
Второй момент был связан с финансовой непрозрачностью. Документы хранились дома у партнеров, через них же шли все денежные потоки.
В феврале 2018 Катерина предложила партнерам делить выручку, которая до этого смешивалась. За два следующих месяца она заработала на 120 тысяч рублей больше, чем прежде, хотя количество приемов было обычным. Разница в цифрах усилила недоверие и заставила задуматься о более кардинальном решении — выходе из партнерства.
Распределение партнерской ответственности при открытии клиники
Задачи | Доля | Схема оплаты приема | |
---|---|---|---|
Катерина | Пациенты по ортодонтии, график, взаимоотношения с персоналом | 50% | 35% минус стоимость брекет-системы от клиента |
Партнер-стоматолог | Клиенты терапии и пародонтологии, заказы расходников | 40% | 25% от клиента |
Партнер-юрист | Финансы, орг. задачи, должность директора | 10% | Оклад 10 000 Р |
В июне Катерина предложила партнерам выкупить ее долю, но те отказались. Выяснилось, что их тоже перестала устраивать совместная работа: они предложили продать бизнес за 1,2 миллиона конкретному клиенту. Это было на почти 500 тысяч меньше, чем вложения на открытие, поэтому теперь отказалась Катерина.
В итоге договорились о том, что Катерина выкупает доли партнеров. В счет этой суммы они забрали часть оборудования на 200 тысяч рублей. Оставшиеся 225 тысяч девушка взяла из своих сбережений, а еще на 200 тысяч оформила кредит.
Разрыв партнерства оказался неприятным. Например, расходники договорились поделить пополам, но вместо этого бывшие партнеры увезли гораздо больше.
Расходы на клинику после ухода партнеров в 2018 году — 96 000 Р
Пациенты, услуги и маркетинг
Большинство пациентов клиники — молодые люди от 20 до 30, часто студенты. Обычно они обращаются за исправлением прикуса с помощью брекет-систем.
80% показаний к коррекции зубов и прикуса — эстетика. Сроки лечения — от 8 месяцев до 3,5 лет. Стоимость — от 70 до 115 тысяч рублей.
Почти все пациенты берут рассрочку. Первый платеж — полная оплата брекет-системы, последующий ежемесячный платеж — процедуры по ведению этой системы.
Например, полная стоимость коррекции прикуса с помощью керамико-металлических брекетов — 72 тысячи рублей. На первом приеме пациент оплачивает стоимость брекетов и их установки — 20,5 тысячи. Остальные работы вроде смены дуг или подтяжки обходятся ежемесячно в 2250 рублей.
Чтобы клиент не имел завышенных ожиданий, на входе Катерина спрашивает, что он хочет, и просит показать фотографию. Бывает такое, что девушки с мелкими зубами представляют, что после брекетов у них появятся голливудские улыбки. Но такие зубы обычно располагаются с большими промежутками — в таких случаях недостаточно коррекции брекет-системы. Сами зубы необходимо наращивать, например, винирами.
Если после серьезной беседы проблема с соблюдением графика повторяется, то Катерина предлагает искать ортодонта поближе к дому. Так пришлось отпустить трех пациентов.
Еще одна сложная категория — недисциплинированные подростки, которые тоже регулярно пропускают приемы. Не так давно на прием вместе с мамой пришел десятиклассник: он оторвал два брекета и вытащил часть дуги. По договору дополнительные брекеты оплачивает пациент, но мама отказалась это делать. Чтобы не разжигать конфликт, Катерина пошла навстречу и взяла с нее только стоимость расходных материалов в 1500 рублей.
Три или четыре раза Катерину со слезами на глазах просили «досрочно» снять брекеты. Пациентки выходили замуж и не хотели видеть себя с ними на свадебных фотографиях. Приходилось долго объяснять, что за месяц невозможно сделать то, что запланировано на год. Две невесты все равно прекратили лечение, подписав бумагу «Претензий к ортодонту нет».