что нужно для открытия спортзала
Открытие фитнес-клуба: бизнес-план и приблизительные расчёты
Все расчёты в статье основаны на средних рыночных ценах.
Рыночный анализ
В России фитнес-клубы начали появляться 20 лет назад. Подавляющее большинство посетителей предпочитает российские заведения, а не международные. Доля последних составляет лишь 1% от общего числа.
Каждый год количество спортивных клубов увеличивается на 20%, что связано с ростом моды на здоровый образ жизни.
Исследования показали, что люди посещают фитнес-клубы с целью стать красивее и более ухоженными. Менее распространённая причина — психологическое здоровье. Третье и четвёртое места разделили улучшение физподготовки, а также проведение свободного времени.
По данным исследований, основными клиентами таких заведений являются женщины, которых 70% от общей доли посетителей.
Больше половины посетителей — молодые люди от 18 до 24 лет.
В фитнес-клубах преобладают люди со средним уровнем дохода. Обеспеченные клиенты встречаются реже. Интересно, что 25% посетителей не имеют дохода вовсе.
Наиболее часто подобные заведения предпочитают люди с высшим образованием.
Проанализировав вышеперечисленные данные, мы можем составить портрет потенциального клиента: это будет женщина в возрасте от 18 до 34 лет со средним заработком, имеющая образование. Её цель — улучшить форму тела. Также потенциальным клиентом будет мужчина того же возраста, который желает улучшить здоровье и увеличить свои физические возможности. Отсюда вытекает вывод, что во время разработки бизнес-плана необходимо ориентироваться на представителей среднего класса.
Вашими конкурентами будут популярные сети фитнес-клубов города. В меньшей степени — единичные заведения. Это связано с тем, что последние не смогут единовременно обслуживать много людей. Также они не столь популярны, поэтому о них знают немногие. По этой причине главный конкурент вашего заведения — известные брендовые фитнес-центры, которые успели захватить часть рынка. Чтобы должным образом конкурировать с ними, необходимо предоставлять клиентам низкие цены, квалифицированных работников и высокое качество услуг.
Наиболее выгодная ниша — семейный бизнес. Эта сфера сейчас плохо развита, а также с её помощью можно задействовать сразу нескольких членов семьи. Наибольший доход будет идти от тех, кто занимается в зале — такой вид услуг имеет сейчас повышенный спрос.
Оценка возможностей
Фитнес-клуб будет открыт для посетителей каждый день с 9 утра до 9 вечера, кроме воскресенья (график работы в этот день: 10:00 — 20:00). Получается 82 часа в неделю. У такого бизнеса нет сезонности, однако летом незначительно падает количество посетителей.
Добиться повышения спроса и привлечения новых клиентов возможно путём расширения спектра предоставляемых услуг (можно дополнительно продавать спортивное питание, открыть бар или заниматься реализацией одежды известных брендов).
Для открытия фитнес-клуба необходимо решить ряд организационно-правовых вопросов:
В первую очередь следует выбрать подходящую организационно-правовую форму. Для начала подойдёт ИП или ООО. ИП предпочтительнее, так его легче зарегистрировать, и оно имеет упрощённую систему налогообложения. Более того, именно ИП предполагает работу с физическими лицами, а не корпоративными клиентами.
Скорее всего, у вас будут следующие коды ОКВЭД:
Деятельность компании должна быть указана в выписке из ЕРГИП (если вы открыли ИП) или из ЕГРЮЛ (если вы открыли ООО).
Не забывайте, что на одного клиента спортивного зала должно быть 6 м2 пространства, а для тех, кто посещает фитнес или аэробику — 2 м2.
Арендуемое помещение будет коммерческим. Наиболее предпочтительные следующие варианты:
В раздевалках должно присутствовать помещение для оборудования в нём душевых кабин.
Средний уровень посещаемости фитнес-клуба — 15 человек. Учитывая эти данные, делаем расчёты площади помещения:
Итого: 220 квадратных метров.
Предоставляемые услуги фитнес-клубом
Фитнес-клуб будет предоставлять следующие виды услуг:
Записываться на тренировки клиенты смогут в телефонном режиме или через сайт фитнес-клуба. В заведении будет Wi-Fi и бесплатная бутилированная вода.
В дальнейшем спектр услуг будет расширяться. К ним добавятся не только различные виды групповых тренировок, но и прочая деятельность.
В тренажёрном зале у посетителей будет возможность записаться на персональную тренировку.
Маркетинговый план фитнес-клуба
Для начала необходимо определиться с ценами предоставляемых услуг. Стоимость должна быть конкурентоспособной, однако не сильно ниже, чем в других фитнес-клубах. Особое внимание следует обращать на оформление залов и всего центра, качество оборудования и квалификацию тренеров.
Привлечь клиентов можно при помощи следующих разновидностей рекламы:
Довольно распространённый метод продвижения — предварительная продажа клубных карт фитнес-клуба.
Также возможно привлечь посетителей акциями: например, бесплатной первой тренировкой (тест-драйв).
Ещё до открытия спортивного заведения следует создать сайт. Его необходимо сделать удобным и информативным. Вы можете создать формы для обратной связи, прикрепить опросы, добавить обсуждения, сделать возможность бронирования и покупки абонементов.
Реклама на заборе, самодельные тренажеры и видео с дочкой
У Артема свой тренажерный зал в Краснодаре, который он открыл со второй попытки. В первый раз пришлось отказаться от квартиры и жить в зале, чтобы укладываться в бюджет. Со второй попытки тоже приходится на всем экономить, но не так сурово. Артем сам отремонтировал помещение, придумал логотип, напечатал абонементы, ведет учет клиентов и моет пол в зале.
360 000 рублей на открытие зала
У меня спортивный зал в спальном районе Краснодара: 150 квадратных метров, работает больше года. Это скорее качалка, потому что из дополнительных занятий — только бокс. Я владелец и единственный тренер.
Это мой второй опыт со спортивным залом, первый открывал в Волгограде. Думал, что на открытие и первые месяцы хватит ста тысяч рублей, особенно если экономить. Экономить решил на съемной квартире: съехал, чтобы не платить за аренду, и начал жить в зале. На ночь стелил надувной матрас, воду в чайник наливал из унитазной трубы. Откручивал, когда пить хотелось — вот и вода.
Еще раз жить в зале не хотелось, поэтому на второе открытие заложил больше денег.
Траты на открытие
Сколько
Аренда помещения 150 кв. м.
Краска, шпатлевка, линолеум, гипсокартон и профили для ремонта
Тренажеры и напольные весы
Всего
360 000 ₽
Своих денег на открытие не было. Я подсчитал, что для старта хватит трехсот-четырехсот тысяч рублей. Часть заработал на сдаче чужих яхт в аренду, получал процент. Мы с женой переехали на Черное море и устроились в заповедник «Большой Утриш». У компании есть яхты, которые снимают туристы. Если уговорили арендовать, нам процент с аренды. В хорошую погоду зарабатывали по семь тысяч рублей в день.
Как получить деньги на бизнес у государства
Еще 117 000 рублей взял у центра занятости Краснодара, где живу. Это грант, который государство дает на открытие своего дела. Я узнал о нем случайно и решил попробовать. Подал заявление, защитил бизнес-план, получил максимальную сумму.
На поддержание зала трачу 50 000 рублей в месяц. Из основных расходов — аренда и коммуналка, остальное по мелочам: кожзам полопался на тренажерах, лампы перегорели и надо заменить.
Траты в месяц
Сколько
Аренда и коммунальные услуги
Мелкий ремонт, лампочки, туалетная бумага, жидкое мыло, бахилы
После всех расходов остается 50 000 рублей. Зарабатываю на абонементах и индивидуальных тренировках по боксу. Еще продаю воду в бутылках и спортпитание, но это скорее для удобства клиентов, чем для заработка.
Всё, что нужно для бизнеса
Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Зал в цоколе жилого дома
Помещение искал сам через Авито. У меня три критерия для зала:
Я не смотрел, есть ли рядом другие тренажерки. С залом так: начинаешь работать, конкурентов рядом нет. Проходит неделя, и рядом с тобой еще три. С этим ничего не сделать, не будешь же ты закрываться и переезжать в другое место.
Через пять месяцев поиска нашел подходящее помещение — это зал в цоколе панельного дома.
С соседями проблем нет. Ребята, которые живут в квартире над залом, у меня тренируются. Как-то пришла девушка на тренировку и сказала, что соседка собирается жаловаться в прокуратуру за музыку. Мне кажется, музыка негромко играет, так что, когда пожалуется, тогда и буду решать. Прокуратура пока не пришла.
С ремонтом помогли жена и друзья
Чтобы уложиться в бюджет, ремонт делал без наемной бригады: работал сам, помогали жена и друзья. Вместе перекрасили стены и трубы, застелили пол линолеумом, сделали раздевалки и душевую кабинку. Бригада взяла бы 25 000 рублей только за штукатурку и покраску стен, а так с меня чаепитие.
Раньше в помещении были аптека, парикмахерская, мясной и пивной магазины и еще что-то — всего пять комнат. Всё было убитым, поэтому мы заштукатурили стены, попрятали трещины, покрасили.
Я хотел, чтобы помещение было в едином стиле, поэтому в каждой комнате есть логотип зала: на стене, трубах, тренажерах. Логотип нарисовал сам в кореле, я его раз восемь переделывал, прежде чем получилось задуманное.
В одной из комнат — раздевалка: сделал для нее кабинки для переодевания и повесил шкафчики.
Клиенты редко пользуются душевой, но спрашивают о ней перед покупкой абонемента. Поэтому привел в порядок душ: до ремонта там была труба, поддон, и всё. Я оббил сэндвич-панелями, повесил зеркало, шторку.
В холле — диван, стойка, полки с водой и спортивным питанием. Стойка осталась от прошлого арендатора: в одной из комнат был магазин пива. Я ее покрасил в черный и нарисовал логотип.
Для полок взял со стройки деревянные палеты, покрасил в белый — получилась витрина для спортивного питания. Здесь же храню ключи от шкафчиков, которыми пользуются клиенты.
Ключу отдаю и забираю сам, так я здороваюсь с каждым и вижу, кто ходит. Еще клиенты забывают возвращать ключи и уносят домой, потом приходится покупать новые. Теперь не оставляю их в шкафчиках и раздаю сам.
Полку под воду сколотил из шести белых досок, управился за вечер.
Тренажеры своими руками
Самое затратное в открытии зала — тренажеры. Мне нужно двенадцать тренажеров, при этом один мог обойтись в сорок тысяч рублей. Чтобы сэкономить, половину тренажеров сделал сам. Так бы я потратил до полумиллиона, а вышло в полтора раза меньше.
Тренажеры
Сумма
Самодельные — расходы на материал
Всего
290 000 ₽
Тренажеры проверял на себе, поэтому с безопасностью всё в порядке. Единственное отличие моих тренажеров от покупных — сварочные швы чуть кривее.
Тренажеры варил сам, но сначала искал схемы в интернете и оценивал, смогу ли повторить.
Если по схеме всё понятно, закупал профили в строительном гипермаркете и шел в гараж. Пользоваться сварочным аппаратом научил друг-сварщик.
На один тренажер уходило четыре дня: разобраться со схемой, потом в магазин за материалами, сварить основу и собрать валики, если нужны.
Семь тренажеров сделал сам:
С покупными тренажерами повезло: родители подарили один из дорогих тренажеров за сто тысяч рублей и эллипсоид, так что я еще сэкономил.
Есть два вида тренажеров: для дома и профессиональные. Они отличаются гарантией. По гарантии и те, и другие тренажеры ремонтируют бесплатно, но если домашний тренажер поставить в зале, гарантия сгорает.
Я не стал экономить и купил профессиональные тренажеры, они обошлись дороже процентов на двадцать, но гарантия важнее. Как-то сдавал дорожку в ремонт по гарантии, потому что начала сильно нагреваться. Позвонил в магазин, они отправили ко мне ремонтника, и он забрал дорожку на ремонт. Через неделю у меня работающий тренажёр, и всё бесплатно.
Мою пол, тренирую клиентов и веду инстаграм
В зале я работаю один, это помогает экономить. Делаю всё: мою полы, закупаю воду, спортивное питание, фотографирую и пишу посты для инстаграма. Если найму уборщицу и контент-менеджера, прибыль уйдет на зарплаты. Пол и душевую помыть — дело на полчаса, а уборщица возьмет восемь тысяч в месяц.
Клиентов тренирую сам — мне так больше нравится, чем управлять тренерами. По образованию я врач и с детства занимался спортом: гандбол, кудо, дзюдо, рукопашный бой, есть разряд по волейболу. Я знаю, как тренировать, чтобы был результат, при этом без вреда для здоровья.
Я работаю так: показываю клиенту упражнение, смотрю, чтобы он понял и делал правильно, если надо — корректирую технику, но не стою все двадцать приседаний над душой. Поэтому успеваю одновременно тренировать человек восемь.
Зал открыт с двух дня до десяти вечера. Мне такой график подходит: с утра клиенты всё равно не занимаются, а я успеваю решить дела и провести время с дочкой. Мы гуляем в парке или сидим дома, ей сейчас четыре месяца.
Единственное, что не могу сам, — это бухгалтерия. Мне помогает знакомый бухгалтер в обмен на бесплатный абонемент в зал.
Без годовых карт
Не хочу, чтобы зал был переполнен, поэтому у меня нет годовых карт. С абонементами на месяц проще контролировать загрузку зала. В сетевых клубах клиенты берут годовые карты, не ходят несколько месяцев, а потом возвращаются, и внезапно толпа.
У клиентов три варианта стоимости:
Цену ставлю от загрузки. Продажи стартовали по 1300 рублей, потом людей становилось больше, а места не хватало. Я остановил продажи абонементов и повысил цену на новые, кто-то отказался от зала, и освободилось место.
Если зал забит, я не продаю новые абонементы, так и говорю: «Зал переполнен, но могу позвонить, если место освободится». Посетители обычно оставляют телефоны, и я веду журнал ожидания. Если кто-то из клиентов не продлевается, звоню человеку из журнала и говорю, что можно приходить.
В зале бывают очереди на абонементы, но нет очередей на тренажеры — это моя политика. Я хочу работать так, чтобы клиент мог прийти и начать заниматься, а не ждать свободного тренажера.
«Я хочу работать так, чтобы клиент мог прийти и начать заниматься, а не ждать свободного тренажера»
Пятьдесят человек в месяц — загрузка, при которой я получаю прибыль, а клиенты тренируются без очередей. Вот ее и держу.
Клиенты едят картошку втайне от меня
Люди ходят в мой зал не ради тренажеров или интерьера, а ко мне. Если я перееду в другое помещение, клиенты пойдут за мной.
Я заинтересован в хорошем результате, чтобы продвигаться как тренер и рекламировать зал. А клиент заинтересован в своих целях: похудеть, накачаться. Когда клиент приходит в зал впервые, я его взвешиваю и делаю замеры талии, бицепса, ягодиц. Они помогают следить за прогрессом.
Любая тренировка для клиента начинается со взвешивания, потому что даже минус пятьдесят грамм мотивируют заниматься регулярно и следить за питанием. Если прогресса нет или привес, я спрашиваю, что клиент ел. Бывает, дело не в еде, тогда меняю программу тренировок.
Вот была история. Парень пришел, на весах плюс, начинаю расспрашивать. Говорит, что картошку ел: «Ну ё-моё, Павлик, мы же худеем!» Результат от обоих зависит: я могу всё сделать, но если клиент переедает, вес не уйдет.
Клиенты зала — мои соседи. Они живут этом районе, продуктами закупаются в «Пятерочке». Это не бодибилдеры или участницы фитнес-бикини, а обычные люди. Поэтому им не всегда просто отказаться от вредной еды и регулярно заниматься. Я поддерживаю советом, историей или знакомлю с клиентом, который пришел в форму.
Придумал соревнования между клиентами на пресс, отжимания, греблю. Никаких призов, только спортивный интерес. Результаты записываю в листок с рекордами — помогает создать спортивный дух и мотивирует тренироваться. Все клиенты участвуют.
Со всеми клиентами нахожу общий язык, но был парень, который не пользовался дезодорантом. От него плохо пахло, я один раз сказал, второй, третий — всё равно запах. Я не продлил ему абонемент, потому что нельзя так.
Один клиент сделал себе чехол на телефон с нашим логотипом:
Как-то ко мне пришли школьники, пятый класс, что ли. И говорят: «Кому вы платите?» Делали вид, что они бандиты и этот район держат. Я говорю: в смысле? Они: «Надо будет со старшими поговорить, будете нам платить». Я ответил: «Ну ок, пусть старшие сами приходят». Никто так и не пришел.
«Как-то ко мне пришли школьники, пятый класс, что ли. И говорят: «Кому вы платите?» Делали вид, что они бандиты и этот район держат»
Реклама в лифтах не работает
Я почти не вкладываю деньги в продвижение, клиенты приходят по рекомендации. Их знакомые худеют или накачиваются, рассказывают обо мне. Пробовал запустить рекламные акции, но не всегда был результат.
Листовки — первая моя реклама. Ходил по району и клеил: на переходах, столбах, заборах, оставлял в аптеках и «Магнитах». Заходил и спрашивал у продавцов, можно ли оставить рекламу. Никто не отказал, даже в банке разрешили положить. Когда люди начали приходить в зал, я спрашивал: «Откуда о нас узнали?», они: «Отовсюду».
Один раз заказывал рекламу в лифтах — 140 лифтов в 77 домах возле зала. Заплатил 15 000 рублей и разочаровался: мне позвонили один раз, и то человек так и не дошел до зала.
Еще делаю плакаты, нарисовал сам и заказал печать в дешевой типографии. Расклеиваю по району:
Есть указатели со стрелочками рядом с залом, потому что не всегда понятно, куда ехать:
Сайта нет, но через пару дней после открытия я добавил зал в Яндекс и Гугл-карты. На картах старые цены и описание, но вроде бы клиенты туда всё равно не смотрят.
Сделал группу в Вконтакте, пишу о результатах клиентов и объявления выставляю: например, 8 марта зал не работает. Правда, месяц не обновлял группу:
Основной канал рекламы для меня — инстаграм, из него приходят десять-двенадцать клиентов каждый месяц.
Главные посты в моем инстаграме — замеры клиентов, фотографии до и после. Еще рассказываю о дочке и наших семейных поездках по Краснодарскому краю.
Посты заранее не планирую: появилась идея и свободная минута — пишу, а нет так нет. Иногда провожу розыгрыши косметики, спортивного питания, как-то абонемент разыграл.
Готовый бизнес-план фитнес-клуба
14 млн ₽
750 000 ₽
5-6 лет
Разбираемся, что нужно купить и сколько вложить, чтобы открыть свой фитнес-клуб на 500 м² с групповыми программами и небольшим тренажерным залом.
14 млн ₽ — инвестиции в фитнес-клуб
Чтобы открыть небольшой фитнес-клуб, нужно найти помещение, сделать там ремонт и закупить оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Помещение. Помещение под фитнес-клуб можно купить, построить или арендовать. Для аренды нужно меньше первоначальных вложений, но есть риски, что владелец помещения не продлит договор или расторгнет его по какой-то причине.
Ориентироваться можно на средние ставки в зависимости от региона:
Ставку умножаем на площадь помещения и получаем затраты на него. Например, чтобы арендовать 500 м² по ставке небольшого города в 500 рублей, потребуется 250 000 рублей в месяц.
Открывать фитнес-клуб можно в любом районе города, но нужно смотреть, что рядом: если много других клубов, конкурировать будет сложнее. Важно, чтобы у помещения или недалеко от него была парковка для автомобилей.
Не стоит выбирать помещение, которое требует капитального ремонта, — потребуются большие вложения, чтобы привести его в надлежащий вид.
Ремонт. То, какими должны быть помещения для фитнес-клубов, строго регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами. Дополнительно можно посмотреть госстандарт — это необязательно, но может помочь сориентироваться.
Также помещение должно иметь правильную планировку. Если это фитнес-клуб на 500 м², то в нем могут быть:
Сэкономить на ремонте можно, если покупать недорогие материалы. Это не значит, что ремонт будет хуже: из недорогих материалов можно сделать привлекательную обстановку.
Оборудование. Важно, чтобы в клубе было много кардиотренажеров: велосипедов, беговых дорожек, эллиптических тренажеров. Ими пользуются все, и нельзя создавать очередь на них. Также должен быть большой гантельный ряд.
Сейчас многие компании поставляют оборудование для фитнес-клубов и предлагают в комплекте схему расстановки. Это удобно: поставщик собирает нужный набор и делает пакетное предложение, ориентируясь на площадь клуба.
Самые дорогие тренажеры — американские, но можно купить неплохие на вид и по качеству тренажеры китайского производства. Чтобы выбрать хорошее оборудование, нужно читать отзывы и общаться с тренерами, которые уже работали с ним.
Для фитнес-клуба не подойдет оборудование, которое ставят дома, поэтому даже одна беговая дорожка обойдется в 250 000 рублей. Тренажеры могут не быть новыми, но важно смотреть на их состояние и производителя. При общении с поставщиками всегда нужно торговаться: они дают неплохие скидки, которые зависят от объема заказа. Если объем большой, можно получить скидку до 50%.
Если открывать только студию групповых программ, тренажеры не потребуются.