что нужно для открытия музея
Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами
Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.
Инфографика: Как открыть музей с нуля
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Преимущества и недостатки открытия музея
Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.
Преимущества | Недостатки |
Простота открытия | Высокие арендные платежи за помещение в центре города |
Не требует наличия большого количества персонала | Наличие экспертных знаний при составлении коллекции |
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории | Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00 |
Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).
Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение
Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:
92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»
По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!
Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).
Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.
Как открыть музей с нуля?
В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук «Экспериментаниум» Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.
Месторасположение и помещение для музея
Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод» в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.
Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж» и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики», а рядом с зоопарком «Московский планетарий». Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.
Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.
Персонал музея
Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.
Топ 5 интересных музеев мира
Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.
Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.
Затраты частного музея
Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея
1200 000 руб. (мебель
стеллажи 100 000 руб., витрины
100 000 руб., отделка и ремонт помещения
400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция
Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!
Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.
Финансовые показатели бизнеса
Основное время посещения музея — это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет
500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат
Оценка привлекательности бизнеса журналом Finzz.ru
Рентабельность бизнеса | (3.0 из 5) | |
Окупаемость проекта | (3.0 из 5) | |
Простота создания бизнеса | (3.8 из 5) | |
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат 1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории. Бизнес план музеяФинансовая модель музея 1. Краткий инвестиционный меморандумМузеи — важная часть культурного и исторического наследия времени. Они хранят память о прошлом, позволяя окунуться в другую эпоху и представить, как жили раньше. Однако сохранение культурного наследия не единственная цель — существуют тематические музеи, которые посвящены эпохам, всевозможным коллекциям и личностям. Логичным расположением станет историческое здание в центре города — культурные места преображают городскую среду, а туристы и прохожие легко найдут музей. Оптимальная площадь для открытия музея — 350 м2. Число сотрудников для работы в музее — 13 человек. В независимости от формата, музеи работают по типовой финансовой модели — продают билеты, экскурсии и сувениры. При условном ежемесячном числе посетителей 2100 человек, из которых 1300 купят билеты для свободного посещения, а 800 закажут экскурсию с гидом, и цене за билет в 250-400 рублей. 2. Описание бизнеса, продукта или услугиВ музеях обычно выставляют частные коллекции, научные и познавательные материалы, переданные фондом музея и людьми в виде пожертвований. Гости посещают выставки и экспозиции, лекции и покупают сувениры в музейной лавке. Помещение будет включать выставочный зал, кассу, гардероб и санузел. Ремонт и оформление музея должны быть стилизованы под формат. Основатель обязан выполнить все требования пожарной безопасности и получить разрешение от пожарной инспекции на ввод помещения в эксплуатацию. Уникальной особенностью музея будет кинотеатр. В кинотеатре будут идти тематические фильмы. Арендовать фильмы можно у прокатных компаний. Средний срок аренды фильмов — 2 года. 3. Описание рынка сбытаВ музеи ходят: родители с детьми, школьники, студенты, туристы, любители истории и искусства. Однако формат и тема музея могут повлиять на аудиторию. Дом шоколада, например, будет привлекательным досугом для детей и взрослых, а музей истории вина, станет познавательным развлечением в основном для ценителей. Актуальная план-программа и система-скидок для детей и пенсионеров станет фактором, повышающим лояльность посетителей. 4. Продажи и маркетингДля рекламирования и продвижения музея лучше обратиться в рекламную компанию или найти маркетолога. Он поможет определить и настроить эффективные рекламу. 5. План производстваДля открытия музея потребуется: На открытие музея займёт 7 недель. Сначала нужно зарегистрировать юридическое лицо в формате ИП со ставкой 15% — ОКВЭД: 91.02 «услуги музеев» и 52.24. «Розничная торговля». После оформления документов, подберите помещение и оформите договор аренды. Если нужно, сделайте ремонт в помещении. И подберите оборудование. Затем наймите сотрудников. Когда помещение будет готово, обратитесь в пожарную инспекцию и получите разрешения на ввод помещения в эксплуатацию. Затраты на покупку оборудования Бизнес-идея открытия частного музеяЕсли Вы увлекаетесь коллекционированием, то бизнес-идея организации частного музея — один из лучших вариантов извлечь из собственного хобби финансовую выгоду. Какие документы нужны для открытия частного музеяНеобходимо выбрать юридическую форму, в которой будет существовать музей, для небольшого учреждения можно обойтись и ИП. Часто регистрируют ООО. Известны случаи создания музеев в форме некоммерческой организации. Это не лишает владельца возможности вести коммерческую лояльность, но повышает шансы при получении финансовой помощи от государства. Выбор помещения для музеяЖелательно чтобы оно находилось в собственности владельца. Переезд для музея равноценен даже не пожару, а извержению вулкана. И сложности возникают не только из-за транспортировки хрупких экспонатов и оборудования. Музей не может себе позволить кочевать, так как посетители привязываются именно к месту. И с переездом можно большую часть их потерять. Другими важными требованиями к помещению являются: Какое оборудование выбрать для частного музеяБольшинство музеев демонстрируют экспонаты в витринах. Они защитят коллекцию от грязи пыли и солнечного света, от прикосновений посетителей. Витрины бывают напольные, настенные, снабженные зеркалами и так далее. Обязательно приобретайте оборудование, которое можно запереть на замок. Не менее важно освещение. Придется позаботиться о точечной подсветке экспонатов и общем освещении зала. Это необходимый минимум. Кроме этого в музейной деятельности используют: Все это позволит сделать экспозицию яркой и запоминающейся. Если возникнет желание стереть грань между посетителем и экспонатом, конечно можно сделать открытую демонстрацию и разрешить трогать музейные предметы, но при большом потоке посетителей они долго не продержаться. Лучше организовать отдельную интерактивную зону, где посетители смогут вдоволь фотографироваться со специальными экспонатами, отданными в жертву. Формы работы с посетителями в музееНе стоит думать, что найдя помещение и красиво разложив вещи по витринам можно сесть и ждать посетителей. Вряд ли кто-то придёт. Посетителя нужно привлекать и предлагать ему разные формы досуга. Обязательно организуйте сайт, вложитесь в рекламу. Заранее придумайте, как Вы будете принимать посетителей. Особенно важно проработать маршрут и содержание экскурсии. В штате должен быть специалист, отвечающий только за это направление работы. Решите, будут ли у Вас экскурсии проходить постоянно по графику или их можно будет заказать на удобное время. Кроме этого музеи проводят и разные другие мероприятия: Необходимо постоянно создавать информационные поводы, говорить о себе. Активно участвовать в городских событиях, посещать туристические выставки, музейные фестивали и конференции. В экспозиции обязательно должен быть выставочный зал, в котором хотя бы 3 – 4 раза в год нужно открывать новую выставку. Например, если музей посвящен утюгам, открыть вставку самых маленьких утюгов или показать предметы, которые заменяли утюг нашим предкам. Новая выставка всегда привлекает в музей даже тех, кто в нем уже не раз бывал. Музей может приносить своему владельцу солидный доход. Однако в отличие от многих других видов бизнеса он первое время может приносить только дополнительные расходы. Прежде чем посетители узнают о нем и полюбят его. Прежде чем туристические фирмы начнут доверять и заключать договора и включать новый музей в свои маршруты, может пройти не один год. Музей — дело для терпеливых. Пошаговый план открытия частного музея Сколько можно заработать на частном музееНа частном музее можно заработать свыше 100 тыс. Руб. Чистой прибыли. Средний чек составляет 500 руб. Привлекать клиентов можно скидками для школьников и студентов, индивидуальными предложениями в выходные дни. Окупаемость бизнеса – до 2-х лет. Сколько нужно денег для старта бизнесаПервоначальные капиталовложения составляют порядка 1 млн. руб.: Какой ОКВЭД указать при регистрацииДеятельность музеев регулируется ОКВЭД 92.52. Какие документы нужны для открытия музеяДля музея, площадью не более 100 кв. м оптимальным вариантом выбора организационной формы является ИП. Для открытия крупного частного музей регистрируют ООО. Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельностиПри подаче документов в налоговой инспекции необходимо написать заявление на переход на упрощенную систему налогообложения: подходит для обеих организационно-правовых форм. УСН является самой простой в учете. Музейная деятельность – льготный вид, и для нее предусмотрено снижение процентной ставки по страховым взносам ПФР, ФСС и ФОМС. Нужно ли разрешение на деятельностьДля получения статуса музея необходимо получить специальную оценку представленной коллекции: она должна иметь культурную/историческую ценность. Технология открытия музеяЧастный музей может стать интересным коммерческим проектом при условиях: Существует огромное количество незаезженных тем для заведения: представление сказочных персонажей, народных промыслов, мыла ручного изготовления, шоколада, частных картин и т. д. Проявив креативность и индивидуальный подход к бизнесу можно создать предприятие, которое длительный период будет успешным. Новичку в открытии частного музеяОтветить Отменить ответЛучшие бизнес-идеи 2020 года
Новый бизнес план доходного дома – 5 отличий на рынке в 2021
Как покупать доходную недвижимость на фондовом рынке от 50$ до 3 000 000$ и получать ежемесячные дивиденды в валюте Как открыть единственный в Новокузнецке интерактивный музей для детейЕще несколько лет назад научно-развлекательные центры, дающие возможность участвовать в экспериментах, ставить опыты и наблюдать за различными явлениями, можно было встретить только за границей. В России формат стал набирать обороты благодаря отдельным энтузиастам, но пока преимущественно в городах-миллионниках. Варвара Михеева, основатель «Кузницы наук» в Новокузнецке, в интервью Контур.Журналу рассказала о том, как ей удается конкурировать за посетителей во времена тотальной популярности научных шоу, сотрудничать со школами и продвигать свой проект в небольшом городе. Старт со множеством вопросовНаш музей открылся для посетителей в прошлом году 5 октября. Хотя формально сам проект появился задолго до этого, два года мы только готовились к тому, чтобы воплотить мечту в реальность: закупали экспонаты, писали программы, делали ремонт, набирали сотрудников и решали много разных задач. Толчком к созданию проекта стало посещение интерактивного музея науки «Ньютон Парк» в Красноярске, который сегодня является нашим партнером. Мы там побывали, нам очень понравилось воплощение идеи и подача информации, мы увидели интерес детей и взрослых к такому формату и решили, что Новокузнецк тоже достоин того, чтобы здесь появилось что-то подобное. Поэтому мы принялись писать планы, составлять проект, и через два года мы запустили «Кузницу наук». На первом этапе работы над проектом возникало немало вопросов. Самый главный был связан с источником финансирования: где взять деньги для запуска интерактивного музея? Дело в том, что экспонаты изготавливаются вручную, и это стоит очень дорого. Второй вопрос: где разместиться, чтобы все выглядело красиво, атмосферно, с рациональным использованием площади и без дополнительных денежных вложений? Эти проблемы в значительной степени мы смогли решить благодаря поддержке крупной российской металлургической компании. В нашем городе проходит конкурс грантов в рамках программы «Территория РУСАЛа». Мы подали заявку на участие в нем — и победили. Для нас очень важно, что большая компания доверила нам право осуществлять работу по созданию уникального музей. А потом пошла кропотливая работа, долгая и сложная. Это было связано с тем, что мы абсолютно не имели опыта работы в той сфере, в которую погрузились. Поэтому нужно было многое исследовать: какие экспонаты пользуются популярностью, какими они должны быть по размеру и цвету, из какого материала, сколько всего экспонатов мы сможем разместить на имеющихся площадях и как красиво, удобно, логично это сделать. Кроме музея мы планировали создать отдельное пространство для занятий с ребятами и специальную территорию для проведения шоу. И тут тоже появлялись вопросы: какие это должны быть шоу, чему дети должны на них учиться, кто может проводить подобные программы, есть ли у нас в городе такие люди? Мы ставили перед потенциальными сотрудниками специфические задачи, которые частично пересекались с компетенциями сразу трех профессий — экскурсовода, аниматора и учителя. Постепенно мы набрали штат, который и по сей день работает практически в том же составе. Нам удалось освоить программы, к которым мы изначально даже боялись подступиться, а сейчас уже мечтаем о новых. Поиск новых подходовРазмер гранта от «РУСАЛа» составил 4 млн руб. Это полностью целевые деньги, мы их не тратили на зарплаты и финансирование команды. Инвестиции пошли на ресурсы, необходимые для осуществления деятельности: экспонаты, методические материалы, оборудование. К тому же мы привлекли еще 1,5 млн руб. на помещение для музея и ремонтные работы, партнером стала бывшая швейная фабрика «Березка». Мы очень благодарны компании «РУСАЛ» за то, что нам доверили создание музея, ведь поначалу было много сомнений — все-таки мы молодая команда, которая ни разу не реализовывала такие большие проекты и даже не занималась бизнесом. Обычно в подобных конкурсах больше шансов на победу у инфраструктурных проектов образовательных, культурных, спортивных учреждений, которые имеют ресурсы, штат и программы, и они лишь дополняют свою деятельность. В нашем случае нужно было все сделать с нуля, но нам это удалось, и я думаю, что в итоге «РУСАЛ» остался доволен результатом. «Кузница наук» была представлена на Всероссийском слете социальных предпринимателей, который проходил осенью прошлого года в Сколково. Параллельно с финансовой поддержкой мы получили очень хорошую образовательную базу. «РУСАЛ» запустил обучающую программу для социальных предпринимателей, благодаря которой мы разобрались с основами выстраивания бизнес-процессов — как планировать, как работать с персоналом и с клиентами. Деньги, которые нам выделили, — это вклад компании «РУСАЛ» в развитие социально значимых проектов. Все-таки когда металлургическое предприятие понимает, что инженерные кадры нужно растить с малых лет, возникают и проекты, которые обеспечивают эту подготовку. Сегодня молодежь Новокузнецка проявляет большой интерес к техническим направлениям, потому что мы живем в промышленном регионе. Люди знающие, разбирающиеся в физике, химии, математике и прочих науках, сейчас очень нужны. Для того, чтобы пробудить в ребенке интерес к знаниям и науке, нужны новые подходы в образовании. Мы называем наш проект интерактивным музеем, хотя это не просто музей, а центр, который предполагает и музейную работу, и эксперименты, и развивающие занятия по различным предметам, а также профориентацию, в том числе по металлургическим направлениям. Сегодня у нас есть понимание, как «Кузница наук» может двигаться и развиваться дальше. Мы наблюдаем за деятельностью коллег в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске, у них очень много интересных идей. Нам хочется на них равняться, потому что мы совсем еще малыши по сравнению с ними. Но для того, чтобы развиваться, нужны дополнительные инвестиции. Мы работаем в небольшом городе с численностью населения 550 000 и, конечно, живем и развиваемся совсем не так, как города-миллионники. Стопроцентными коммерсантами здесь быть не приходится, у нас есть и конкретные социальные задачи: привлечение детей к науке, пробуждение в них маленьких исследователей, социальные программы для детских домов и для детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому мы развиваемся как социальные предприниматели. ЭкспонатыИнтерактивные музеи сегодня можно увидеть по всему миру. Причем основные способы демонстрации законов физики аналогичны во всех музеях, а дополнительные эффекты зависят от размера бюджета. Если ты хочешь получить крутой экспонат, он будет стоить очень дорого. Любой музей привлекает новых посетителей только тогда, когда в нем происходят изменения, открываются новые выставки, появляются интересные экспонаты. Понятно, что есть музеи, которые работают на бюджетной основе и могут ничего не менять столетиями: показывать одни и те же экспозиции, ходить по одним и тем же точкам и говорить одни и те же заученные тексты. Но поскольку мы работаем в коммерческом секторе, нам важно создавать что-то новое и необычное, чтобы привлекать людей. Отсюда возникает потребность в новых экспонатах. Пока все музейные объекты для нас изготавливали наши коллеги из красноярского «Ньютон Парка». Но мы стараемся в своей команде выращивать ребят, способных работать в этом направлении: готовых к кропотливой работе и ручному труду, понимающих нюансы разных элементов и специфику общения детей с объектами. Дети все трогают, дергают, крутят, толкают, поэтому экспонаты должны быть красивыми, привлекательными, демонстрировать законы физики, плюс ко всему быть вандалоустойчивыми. Командная работаСейчас у нас в команде 10 человек, но мы находимся в поиске сотрудников, потому что развиваем новые направления. Мы отработали почти год, поняли интересы людей к определенным темам и сейчас выстраиваем свою программу относительно запросов, которые поступают от жителей города. Персонал — это уникальные люди, найти таких действительно сложно, но мне повезло, что у нас сформировалась дружная команда, которая умеет работать с детьми и в то же время хорошо знает и понимает физику, химию, биологию, географию. До запуска интерактивного музея я никакого отношения к образовательной деятельности не имела вообще. Наверное, тяга к этому направлению возникла на генном уровне — прабабушка и мама посвятили свою жизнь профессии учителя. Мне нравится работать с детьми, особенно создавать для них интересные вещи, которые помогают в лучшем освоении школьной программы. Самое главное — мы даем детям ответы кучу вопросов об устройстве окружающего мира: как что устроено, где мы каждый день сталкиваемся с законами законы физики и химии, и почему об этом знать важно знать? благодаря чему происходит научно-технический прогресс и какие научные открытия легли в основу современных приспособлений, машин, гаджетов? Эта взаимосвязь между наукой и жизнью открывает для детей новый образ ученого — не просто человека в белом халате, который сидит в лаборатории и проводит какие-то вычисления и опыты, а большого исследователя-экспериментатора, который совершает много интересных открытий и развивает мир. Программы для посетителейНаши посетители — это дети разного возраста. У нас предусмотрена зона работы с малышами от года до шести лет, в формате бэби-спектаклей и творческих лабораторий, в которых дети занимаются вместе с родителями. Здесь им позволено все то, что родители дома запрещают– рассыпают зерно, льют краски, организуют взрывы вулканов. У нас можно наряжаться в различные костюмы, получать роли, быть самостоятельным. Также у нас есть программа для ребятишек–школьников. Младшим школьникам интересно наблюдать за явлениями и получать ответы на вопросы, например, как образуется торнадо, почему вода не смешивается с маслом, как распространяется звук в разных средах, как образуются цвета. У них есть желание трогать экспонаты и контактировать с ними. И им очень нравится, когда есть ведущий экскурсовод, который с ними общается на равных, но при этом является наставником, которому можно доверять, и он сопровождает их в научном путешествии. Ребятам из средней и старшей школы, конечно, интересно самим проводить эксперименты. У нас есть курс развивающих занятий по занимательной физике, сформированный из отдельных тематических модулей. На курсе дети вместе с преподавателем проводят множество экспериментов — собирают пропеллер, ракету или электрическую цепь, наблюдают за явлениями, делают расчеты, решают нестандартные задачки. С сентября будет набор новых абитуриентов на этот курс. Старшеклассники к нам приходят на профориентационные блоки. Им интересно познать себя как личность, понять, где они могут реализоваться. У нас есть комплексная тренинговая профориентационная программа для старшеклассников и их родителей. Сейчас в дополнение к ней мы формируем экскурсионной блок, в рамках которого будем показывать реальную деятельность разных предприятий. В Новокузнецке много куда можно вывести ребят, показать, как работают разные специалисты: кто такие литейщики, старшие мастера, сварщики, лаборанты. Например, показать ребятам службу экологического мониторинга — что она делает и кто вообще эти люди. К нам приходит и работающая молодежь. Чаще всего им хочется просто хорошо провести время. У нас можно и повеселиться, и посмотреть увлекательное шоу, и самому сделать какой-нибудь научный сувенир. В рамках игротеки мы учим молодежь играть в разные экономические и логические игры, проводим командные интеллектуальные турниры QUIZ. КонкурентыМы чувствуем конкуренцию, несмотря на то, что подобных интерактивных музеев у нас в городе больше нет. Зато есть аниматоры, которые работают в сфере научных праздников. Это, конечно, совсем другой уровень, больше развлекательный. Мы же стараемся включать содержательную часть в программу, для того, чтобы дети не просто повеселились и посмотрели, как на руку льют азот и при этом с человеком ничего не происходит, а узнали, почему это происходит, как это работает, где еще наблюдаются аналогичные явления. В части развивающих занятий также существует конкуренция. Территориально мы находимся в центре семейных событий «Фабрика». В этом здании раньше действовало швейное предприятие. Теперь пространство получило новую жизнь, здесь работает целое семейство организаций сферы развивающих занятий для детей и взрослых: танцы, вокал, иностранные языки, ментальная арифметика, детская модельная студия и другое. Все, кто с точки зрения ведения бизнеса связан с детьми, всегда находятся в конкурентной среде друг с другом, потому что родители делают выбор, куда потратить деньги. Но здесь все зависит от приоритетов. Если родителям важно, чтобы ребенок подтянул физику или проявил интерес к науке, то они ведут детей к нам — в «Кузницу наук». Мы до сих пор сталкиваемся с проблемой донесения идеи своего бизнеса до потенциального клиента. Хотя у нас есть поддержка администрации: она размещает информацию о нас на своих ресурсах и помогает приглашать местные СМИ. Руководителей школ города мы тоже приглашали к себе в музей, показывали, как у нас все устроено. Они похвалили нас, сказали, что у нас прекрасный демонстрационный ресурс, который может стать отличным дополнением к занятиям по физике. Но дальше — к учителям, родителям и детям информация, видимо, не дошла. Так как от многих родителей мы до сих пор слышим, что почему же про «Кузницу наук» нам никто на школьных собраниях не рассказывал. Впрочем, есть и другие причины. До того, как мы открылись, в городе стало появляться много научных шоу, были заезжие представители, которые гастролировали в Новокузнецке. Сейчас таких предложений очень много: есть хорошие с интересной базой, но есть и те, которые скорее портят впечатление о программе. Кроме того, научные шоу сами приезжают на праздники, людям при этом не нужно никуда ходить. Возможно, это тоже имеет значение. У нас есть оборудованный зал для проведения эксперимент-шоу, который имеет множество преимуществ, позволяет делать разные эксперименты, которые на выезд проблематично повторить. Сейчас мы стараемся распространять о себе рекламу везде, где только можем, но пока желаемого wow-эффекта не добились. Для нас загадка, почему в маленьком городе так медленно распространяется информация. Мы видим совершенную другую ситуацию в красноярском музее: он расположен в музейном центре и туда идет очень большой поток посетителей. Музей «Экспериментариум» в Москве тоже принимает группы одну за другой. Планы на будущееС нового учебного года посетителей ждут преображения внутри музея. У нас запланирован запуск трех новых программ для детей разного возраста: это модульные развивающие занятия по окружающему миру для детей с первого по четвертый класс, занятия по занимательной физике с пятого по восьмой класс, а также профориентационные занятия для старшеклассников. Кроме того, нам очень хочется запустить большой научный фестиваль для детей, объединив все возможности, которые есть в городе — робототехнику, планетарий и др. Вообще развитие научно-технического творчества на достойном не местечковом уровне требует больших ресурсов и поддержки. Нам очень хочется перенимать лучший российский и зарубежный опыт, создавать детям в Новокузнецке качественную среду. Важно, чтобы интерактивные музеи науки поддерживались властью и социальными программами крупного бизнеса. Нам повезло, что в Новокузнецке работает «РУСАЛ», который не просто помог нашему проекту грантом, но сопровождает нас и сейчас — через свои программы по социальному предпринимательству, ресурсами по работе со СМИ, включению в фестивали, праздники и пр. Такая поддержка — импульс для дальнейшего развития. Не пропустите новые публикацииПодпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
|