что нужно для открытия магазина разливного пива в 2021 году
ЕГАИС для продажи пива в розницу
С 1 апреля 2021 по 31 августа 2022 года будет проводиться эксперимент по маркировке пива и пивных напитков (Постановление от 17.02.2021 № 204). После этого, скорее всего, изменят правила работы с такой алкогольной продукцией.
Но пока на вопрос: «Нужен ли ЕГАИС для пива?» ─ ответ утвердительный. Разбираемся с действующими правилами учета оборота слабоалкогольных напитков. А в конце расскажем, как упростить работу розничных продавцов.
Почему проще начать бизнес по реализации пива, а не крепких алкогольных напитков
Требования к продаже спиртосодержащих напитков, полученных методом ферментации, менее строгие.
Доступно для индивидуальных предпринимателей
Нет требований, главное, чтобы помещение было стационарным и со складом
Не менее 50 кв. м в городах;
не менее 25 кв. м в селах и деревнях
Не требуется. На пиво не наносят федеральные специальные марки. Поэтому не надо сканировать коды марок при продажах, а значит, информация из них в кассовых чеках не нужна
Соблюдение требований к розничной продаже алкоголя, перечисленных в ст.16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, среди которых:
запрет продажи продукции несовершеннолетним,
реализация после 23.00,
Но есть и общие правила для предпринимателей и организаций, которые продают алкоголь:
регистрация в системе ЕГАИС;
фиксация закупок алкоголя — подтверждение накладных от склада поставщиков в день приемки, при этом статус накладной в ЕГАИС изменится;
фиксация розничных. Отражать в ЕГАИС розничную продажу пива через документы списания;
составление и сдача алкогольных деклараций.
Подробнее остановимся на каждой обязанности для розничных продавцов пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Как начать работать с ЕГАИС для продажи пива
Чтобы работать в ЕГАИС надо:
1. Приобрести специальную КЭП (квалифицированную электронную подпись) для ЕГАИС и записать ее на крипто-ключ, например, JaCarta или Рутокен. Подпись нужна не только для регистрации в ЕГАИС, но и для работы с документами.
Обычная КЭП, которой подписывают бухгалтерскую и налоговую отчетность, не подходит.
КЭП выдают Удостоверяющие центры, аккредитованные Минсвязью РФ, а также компании, которые помогают настроить работу с пивом: зарегистрировать личный кабинет в ЕГАИС, установить необходимые программы и онлайн-кассу.
2. Зарегистрировать личный кабинет на сайте http://egais.ru/ и войти в него с помощью КЭП.
3. В личном кабинете сгенерировать RSA-ключ, он нужен для защищенного соединения с сервером системы.
4. Загрузить из личного кабинета, а затем установить на компьютере действующую версию УТМ (универсальный транспортный модуль) ─ программный модуль для настройки обмена информацией с ЕГАИС.
Для розничных продаж слабоалкогольной продукции, в том числе пива, ИП в ЕГАИС достаточно одного экземпляра УТМ. А организациям надо обеспечить наличие электронных подписей и УТМ в каждом магазине.
Важно! УТМ устанавливается на ПК (компьютер, планшет, ноутбук) с ОС Windows или Android. Не отчаивайтесь, если у вас таких нет, как вариант можно использовать онлайн-кассы на этих операционных системах, например, МТС Кассы 9″ ЕГАИС, и установить УТМ прямо на нее.
5. Подключить товароучетную программу (ТУ), которая интегрирована с ЕГАИС. Все дальнейшие взаимодействиям с ЕГАИС вы будете проводить именно через нее.
Мы рекомендуем использовать облачные товароучетные программы, а не коробочные. Так как в последних вы сможете работать только на тех ПК (компьютерах), на которых установлен УТМ. С облачными все гораздо проще и дешевле. Здесь вы работаете с любого устройства, подключенного к интернету.
Кстати, работать в товароучетной программе МТС вы можете прямо с МТС Кассы 9. Поэтому покупать и устанавливать ПК не обязательно.
6. Подключить онлайн-кассу. По сути особых требований у ФСРАР к кассовой технике для продажи пива нет, что не скажешь про жесткие требования к крепкому алкоголю. Но по опыту скажем, что для продажи пива не обойтись без некоторых особенных «пивных» опций. Например, интеграции с товароучетным сервисом, через который вы взаимодействуете с ЕГАИС. Так вам не придется вручную заполнять акты списания и алкодекларации. Также удобен функционал, который ограничивает продажу пива по часам, и еще для разливного пива ─ возможность «вскрытия тары».
Ведение учета пива в рознице
Закупка пивной продукции
Поставщики при отгрузке пива в магазин формируют бумажные и электронные ТТН (товарно-транспортные накладные). Первые отдают перевозчикам, а вторые отправляют в магазин через ЕГАИС.
Магазины обязаны:
при поступлении ТТН загружать из ЕГАИС в товароучетном сервисе;
проводить сопоставление алкогольной продукции по наименованиям, объему, количеству бутылок с документами, предоставленными оптовым поставщиком или производителем;
подтверждать накладные, если с поставкой все в порядке, или составлять акты о расхождении, если обнаружиться несоответствие.
После подтверждения закупки в ЕГАИС пиво переходит на баланс магазина.
Что если поставленная слабоалкогольная продукция не соответствует документам?
1 вариант. Составьте акт расхождений и передайте его в ЕГАИС.
2 вариант. В случае излишков запросите у поставщика дополнительную ТТН или верните продукцию, которой нет в документах.
При недостаче в объеме закупки договоритесь о привозе недостающего пива. Рекомендуем подтверждать ТТН только после того, как вам товар довезут.
3 вариант. Если поставщик ошибся в наименовании получателя или других реквизитах, от накладной следует отказаться.
При приемке слабоалкогольной продукции внимательно проводите проверку электронных накладных, чтобы в дальнейшем не было расхождений с ЕГАИС.
Как упростить приемку алкоголя?
Жить проще тем, у кого товароучетный сервис автоматически проверяет реквизиты ТТН, составляет акты расхождения, ставит поставку на баланс и создает карточки на новые товары.
Поэтому ответ очевидный, упростить можно исключительно за счет полезного функционала в вашем товароучетном сервисе. За неимением такового, вам придется зорко все проверять самостоятельно и делать операции вручную.
Обратите внимание на изменения в работе с ТТН
Акт о приемке, в том числе частичной, или отказе должен быть составлен в день поступления продукции. Это значит, что дата приемки товара в бумажной накладной ТОРГ-12 должна соответствовать дате акта подтверждения ТТН в ЕГАИС. Раньше на проверку накладных давалось до 7 дней (действует с 01.01.2021).
ЕГАИС отслеживает срок нахождения ТТН в пути. Если получатель не проверит накладные в течение 60 дней, пиво автоматически вернется на баланс отправителя. Чтобы списать продукцию с себя, поставщику надо отправить запрос в ФСРАР, предоставить документы по факту закупки и получения продукции. А магазин пива могут оштрафовать за нарушение правил учета по ст.14.19 КоАП (действует с 01.02.2021).
Списание пива и других слабоалкогольных напитков в ЕГАИС
Согласно п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, в ЕГАИС не нужно учитывать реализацию слабоалкогольной продукции. Но в тоже время организации и ИП, которые продают пиво и других подобные напитки, обязаны передавать в ЕГАИС сведения об обороте, в том числе о закупках и запасах такой продукции.
Итак, давайте разбираться. Вы приняли пиво, и вам надо показать в ЕГАИС его реализацию.
Начнем с того, что при продаже пива Кассир просто формирует обычный чек, как на любой неалкогольный товар. То есть информация о продаже НЕ поступает в ЕГАИС через кассу. Списывать проданные литры вам придется самостоятельно через Акты списания.
Остановимся на этом подробнее. В ЕГАИС для учета пива предусмотрены два регистра:
первый регистр ─ склад;
второй регистр ─ торговый зал.
Эти регистры уже есть в товароучетном сервисе. После подтверждения накладных пиво попадает на регистр № 1.
Списывать пиво вы можете и с этого регистра, но в этом случае в Акте списания вам придется указывать Справки Б. И если списываете пиво вы не каждый день ─ процедура превратится для вас в настоящую головную боль. Мы рекомендуем переводить пиво для продажи на второй регистр и списать оттуда. Так проще, потому что данные о Справках не потребуются.
А чтобы остатки пива в торговой точке и в ЕГАИС совпадали, мы рекомендуем ежедневно списывать проданное и/или выбывшее по другим причинам пиво. Для этого составьте в товароучетном сервисе Акты списания с причиной «реализация» или другой. Документы будут зафиксированы в ЕГАИС. А если ваш товароучетный сервис интегрирован с кассой, Акт будет составляться автоматически.
И еще на основании Приказа ФСРАР от 17.12.2020 № 396, надо ежеквартально сдавать Декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме № 8. До 2021 года продавцы пива сдавали форму № 12. Естественно, обороты и остатки в декларации должны соответствовать цифрам в ЕГАИС.
Как вести учет пива в рознице
Вести эти дела с ЕГАИСом проще с товароучетным сервисом, который за вас делает всю основную работу.
Облачная товароучетная программа МТС как раз из таких:
ежедневно, в автоматическом режиме составляет за вас Акты списания на основе данных о продажах, поступающих из кассы.
сверяет остатки в учете магазина с информационной базой ЕГАИС и в случае расхождений формирует необходимые документы ─ Акты постановки на баланс и Акты списания,
Учет в ЕГАИС разливного пива
Разливное пиво привозят в кегах разного объема: 30, 50, 100 л, а продают порциями по 0,5, 1, 1,5 л. Обычно поставщики в ТТН используют единицу измерения «литры», но кто-то может применять и «штуки».
Рассмотрим как вести учет в обоих случаях:
ТТН в литрах. Подтверждайте накладную, ставьте на учет литры и продавайте литражом по 0,5, 1, 1,5 литра. Акт на списание тоже составляйте в литрах.
ТТН в штуках. В этом случае в магазине при вскрытии тары надо изменить единицу измерения в базе кассы со штук на литры или порции. И затем порции продавать обычным порядком через кассу. Акт на списание должен быть в литрах.
Важно! Продавцам разливного пива надо помнить, что полимерная тара, в которую они разливают пиво, не должна быть больше 1,5 л (п.2 ст.16 закона № 171-ФЗ).
Рассмотрим на примере. Магазину прислали 5 кег пива по 30 литров каждая и ТТН в «штуках». Накладную подтвердили, на баланс пришло 5 штук. При вскрытии тары с баланса должна уйти 1 кега и появиться 30 литров, которые магазин и будет продавать. Далее пиво продают в розлив разными объемами, кому-то 1 литр кому-то 0,5 или 1,5.
Кассир во время продажи при оформлении чека добавляет в каждый чек проданный объем. Допустим за день продали 20 литров пива. В конце смены составили Акт списания на это количество. На остатках и в магазине, и в ЕГАИС стало 4 кеги и 10 литров.
Чтобы переводить «штуки» в литры не обойтись без специальной функциональности кассовой программы. Поэтому при выборе решения для продажи пива в розлив обращайте внимание, есть ли у онлайн-кассы такая возможность. Называться эта опция может по-разному. В МТС Кассе, например, это назвали просто ─ «Вскрытие тары на кассе».
Изменения в работе с 2021 года
Установка сроков для корректировки информации в Актах списания. Отозвать документы для исправления можно только в течение 7 календарных дней. А если не успели ─ только через обращение в ФСРАР.
Отмена Журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ─ Приказ РАР от 04.06.2020 № 183. Не нужно вести ни бумажный, ни электронный журнал.
Изменение формы Декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Вместо формы № 12, начиная с отчетности за 1 квартал 2021 года, надо сдавать форму № 8.
Как рознице упростить работу с пивом
Учет пива не такой сложный, как у крепкого алкоголя. Но все-таки есть свои нюансы, плюс часто меняется законодательство. И поскольку для работы с УТМ нужна товароучетная программа, лучше выбирать такую, которая автоматизирует большинство процессов и застрахует от ошибок.
При выборе товароучетного сервиса ответьте на такие вопросы:
Сможете ли вы подключить к нему ту онлайн-кассу, которая у вас уже есть?
Какие функции есть в программе? В идеале, кроме стандартных: прием ТТН, постановка на баланс, запрос остатков, перемещение и списание продукции, должны быть такие, которые упрощают работу.
Устраивает ли вас график работы техподдержки и способы обращения?
Оценка товароучетного сервис МТС Кассы по приведенным критериям
Можно подключить практически любую ККТ
Функции, кроме стандартных, для работы с пивом
Автоматическое создание карточек на поступившую продукцию на основе данных из ТТН ─ оприходовать алкогольную продукцию можно быстро и без ошибок
Автоматическое создание Актов на списание пива в конце смены
Автоматическое формирование алкодеклараций по действующей форме. Документы надо только отправить в ФСРАР
Настройка ограничения по дням и времени продаж, чтобы из-за невнимательности или ошибок не нарушить закон и не платить штраф
Автоматическое выравнивание остатков ─ если между данными магазина и ЕГАИС будут расхождения, товароучетный сервис «подготовит» Акты списания и Акты постановки на баланс
График работы техподдержки
Круглосуточно, без выходных
Email, горячая линия, чат, при необходимости специалисты могут подключаться через удаленный доступ.
Итоги
Внедрение ЕГАИС позволяет государству отслеживать производство, все перемещения, продажи и списания товаров с содержанием спирта. К ЕГАИС подключены производители, импортеры, оптовики и розница. Государственный контроль за оборотом алкоголя в целом усиливается, но в основном более строгие правила пока устанавливаются для крепких спиртных напитков. В учете пива сильных изменений пока нет.
Подытожим, как продавцы пива взаимодействуют с ЕГАИС 3.0:
принимают и проверяют ТТН от поставщиков;
подтверждают накладные полностью или частично, или отказываются от документов;
переводят пиво, которое планируют продавать, с регистра № 1 (склад) на регистр № 2 (торговый зал);
каждый день составляют Акты на списание проданного пива или выбывшего по другим причинам;
ежеквартально сдают алкодекларацию по форме № 8 в личном кабинете на сайте ФСРАР.
Но так как пиво относится к алкогольной продукции, при нарушении порядка учета владельцев пивных магазинов ждет конфискация товаров и штраф в размере:
10 000 ─ 15 000 рублей на должностных лиц и ИП;
150 000 ─ 200 000 рублей на юрлиц.
Чтобы защитить себя от штрафов и в целом упростить работу, надо внимательно выбирать товароучетный сервис и онлайн-кассу для торговли алкоголем, тем более что цены на программы и технику плюс-минус одинаковые, а возможности могут существенно отличаться.
Дата публикации: 04.03.2021
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
Бывший владелец магазина-бара Beer Time из Ленинградской области о том, можно ли считать пиво сезонным продуктом и почему продовольственный поблизости — подспорье для пивного бизнеса.
Станислав Стриж из Гатчины вместе с партнером открыли магазин-бар разливного пива, который просуществовал почти четыре года. Он мог бы работать и дольше, если бы не пять ошибок и одно досадное обстоятельство.
Почему мы решили открыть пивной бар
Пик популярности разливного пива в Гатчине в 2015—2018 годах пришелся на мое увлечение флорболом. Флорбол — это хоккей с мячом в спортзале. Команда, в которой я играл, называлась Beer Team — как вы понимаете, не просто так. Иногда после тренировок мы отмечали результаты бокалом разливного. Тогда-то я и распробовал его.
В 2017 году я предложил своему приятелю Сергею, такому же ценителю пива, открыть пивной магазин. Я занимался обслуживанием интернет-оборудования, а Сергей — продажей спортивного инвентаря. Он уже был зарегистрирован как ИП, и мы могли работать по его документам.
Идея была в том, чтобы продавать вкусное, но недорогое пиво. На тот момент сетевых магазинов вроде «Красное и белое» в городе не было, но была местная сеть «Пивград». Мы ориентировались на нее, только старались сделать цены пониже.
Мы рассчитывали, что в первую очередь к нам будут заходить друзья по флорболу. Само название магазина — Beer Time — отсылало к нашей команде. Весной 2017 года мы начали работу.
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин.
Прошло совсем немного времени, и приятели предложили нам вместо магазина открыть бар: «Будет, где смотреть спортивные трансляции». Мы оценили преимущество — возможность продавать пиво после 22 часов — и оформили бизнес как бар. Но по факту заведение стало чем-то средним между магазином и баром — такая попытка усидеть на двух стульях.
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин «Народная семья». Люди забегали туда за продуктами, а к нам — за пивом.
Здание, как и магазин, принадлежало ООО «ТД Интерторг». Мы арендовали у него 30 кв. м. за 40 тыс. руб. в месяц. До нас там была аптека. Первое время, когда люди вместо нее находили нас, шутили, что теперь будут лечиться нашим «лекарством». А мы не возражали.
Сколько потратили на открытие
Перед открытием мы не делали ремонт. Интерьер преображался сам собой: друзья приносили эксклюзивные спортивные атрибуты. Стены украшали шарфами с логотипами разных команд и футболками популярных спортсменов. Например, у нас висела футболка игрока «Зенита» Александра Горшкова, в которой он получал чемпионские медали.
Но это все нарастало само собой в течение четырех лет работы заведения. А на старте мы больше озадачились установкой оборудования. Какое лучше, а какое хуже — узнавали из интернета.
Мы выяснили, что вместо охладителя, который охлаждает пиво, когда оно проходит по трубкам, лучше купить кулрум — большую холодильную камеру. Он дороже, но дольше сохраняет качество пива — пивные кеги (бочонки — ред.) все время хранятся при оптимальной температуре.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет.
Если использовать охладитель, то каждый день нужно проливать 300-400 мл пива, которое за ночь скисает в трубках. Допустим, вы продаете 20 сортов пива — представьте, сколько убытков будет за месяц. Можно, конечно, не сливать, но тогда вы разочаруете самых ранних покупателей.
Наш кулрум был примерно 2,5х4 м. Тогда он стоил 80 тыс. руб. Кроме него в помещении было два холодильника для снеков, барная стойка. Потом появился телевизор со спутниковой антенной, вешалки, стулья.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет. Но приходилось считаться с одним условием: из крана должно подаваться пиво того же поставщика.
На рекламу выделили около 20 тыс. руб.: напечатали листовки, установили табло с бегущей строкой, закупили подарочные бокалы, сделали скидочные карты.
Логотип для заведения нарисовал мой друг-дизайнер. Оплату он взял пивом.
Итого на запуск ушло около 600 тыс. руб. из наших личных накоплений.
Когда начали окупаться
Сложно точно подсчитать, как скоро окупились вложения, потому что в первые месяцы мы еще что-то докупали: чайники, микроволновку, камеру видеонаблюдения, тревожную кнопку — на всякий случай.
Получали в месяц 110-115 тыс. руб., и они расходились на разные нужды. Двум продавцам, которые работали посменно, платили по 30 тыс. руб. Налоги тогда можно было платить по упрощенной системе — в зависимости от площади заведения. Хорошо, что акциза на пиво нет, — он только на крепкий алкоголь, который мы не продавали.
Ответственность, обязанности и выручку мы с Сергеем делили поровну. Он занимался бухгалтерией и закупкой товара, а я решал вопросы на месте.
Мы радовались, когда выходили в ноль — и так было весь 2017 год. Зато 2018-й стал успешнее. В день в Beer Time заходили по 50-60 покупателей, и чистая выручка была около 160 тыс. Случалось, что мы продавали до 3 тонн пива в месяц.
Мы выращиваем овощи и зелень прямо в баре
Как правило, половина дневной выручки приходилась на период с 22 часов до полуночи.
Пиво мы закупали на огромных складах. Из 200 сортов выбирали около 20. По моим наблюдениям, лучше всего расходилось светлое пиво. Девушки обычно брали сидры. Мы часто экспериментировали — привозили что-то новое. Но не всегда делали удачный выбор.
Как-то раз закупили вкусный немецкий шпатен. Он был безумно дорогим по закупке, и даже с небольшой наценкой его брали плохо. В итоге оставшиеся 10 литров нам с Сергеем пришлось выпить вдвоем.
На пиво мы делали наценку от 80 до 100%. Это немного: обычно в барах она доходит до 400%.
Если закупочные цены на пиво до 2020 года поднимались редко, то на снеки — вяленую рыбу, икру, орехи — взлетали регулярно. Мы понимали, что при большой наценке их не будут покупать, поэтому старались не повышать их стоимость.
Считается, что пиво — это сезонный продукт и лучше его покупают летом. Мол, помогает остыть. Но мы работали в спальном районе, где всегда много людей, поэтому продажи зимой были не хуже, чем летом.
Тем не менее, не все в нашем бизнесе шло гладко. Были вещи, которые мы не предусмотрели.
Ошибка №1. Стоило открыться раньше. Например, еще в 2015 году, когда пивной бум нарастал. Тогда мы дольше прокатились бы на гребне этой волны и выручили бы из бизнеса больше денег. Поэтому советую: если заметили какой-то потребительский тренд в своем городе, не медлите с началом бизнеса.
Ошибка №2. Смешанный формат без разделения на зоны. Не всем клиентам нравилось, что заведение объединяет магазин и бар. Тех, кто смотрел трансляции, часто раздражали вбегающие и выбегающие люди. А покупателей смущали шумные болельщики. Теперь я знаю, что для смешанного формата нужна большая площадь и продуманное разделение на зоны.
Ошибка №3. Убыточная система скидок. Когда мы открывались, то сделали скидочные карты на 3, 5 и 10%. Последнюю клиент получал за крупную покупку. Так было в теории. Но из-за нашей душевной широты и недоглядки продавцов большинство посетителей получили ее просто так. В итоге снеки, на которые мы делали минимальную наценку, обладатели скидки в 10% получали по себестоимости, а то и дешевле.
Разумнее было бы вручать в подарок каждый десятый литр. Так клиенты получили бы ту же скидку в 10%, но для этого пришлось бы выпить 9 литров пива. И человек лишний раз пришел бы ко мне, а не к конкуренту, потому что ему осталось два литра до подарка.
Ошибка №4. Операционные просчеты. Их было много. Например, поставщики привозили пиво по пятницам. Если мы по ошибке заказывали меньше, чем продавали за неделю, то приходилось самим ездить на базу и докупать кеги. Или в самый неподходящий момент заканчивалась углекислота, которая гасит пену. Этого можно избежать, если не скупиться и покупать товар с запасом.
Ошибка №5. Выбор поставщиков. Иногда нам привозили пересорт: заказываешь одно, а приходит другое. Или вкус пива отличался от стандартного. Звонишь поставщику, а тот в ответ: «Чувак, это же разливное пиво. Так сварили». Но хуже всего, если привозили скисшее пиво. Приходилось дегустировать при приемке товара.
Почему закрылись
К 2020 году в Гатчине появились сетевые магазины: «Градусы», «Красное и белое». Рядом с нами открылся еще один магазин разливного пива. Из-за этого продажи упали на 10%.
Владелец сервиса по ремонту техники
К декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time.
Когда в помещении, где раньше была «Народная семья», открылся другой продуктовый, мы понадеялись, что дела поправятся. Но скоро в целом здании, в том числе и на наших 30 кв. м., отключили электричество, а потом и вовсе арестовали за миллиардные долги ООО «ТД Интерторг».
В финале к декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time. Все это время мы не бросали свои основные работы. После закрытия я продолжил работать в местном интернет-провайдере. Интернет все-таки более стабилен, чем пивной бизнес.
Друзья жалуются, что им не хватает места, где можно смотреть матчи в хорошей компании. Хоть разливное пиво уже не так популярно, как пять лет назад, на небольшие тематические заведения спрос остается. И я рассчитываю однажды открыть спортбар.