что нужно для открытия кфх с нуля на одно лицо
Что такое КФХ. Объясняем простыми словами
КФХ – крестьянское (фермерское) хозяйство. Это объединение близких родственников, которые совместно владеют имуществом и ведут хозяйственную деятельность чтобы продавать с/х продукцию.
Работа КФХ регулируется отдельным законом. Согласно ему членами КФХ могут быть:
В одном КФХ могут состоять родственники не более чем из трёх семей.
Участники КФХ освобождаются от НДФЛ на 5 лет с момента регистрации хозяйства. Это касается доходов, которые участник получает от деятельности КФХ.
Также члены КФХ не платят НДФЛ с грантов и субсидий, получаемых на развитие хозяйства из бюджета РФ.
КФХ на едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН) освобождается от платы:
Пример употребления на «Секрете»
«Эти фермерские хозяйства появляются не на пустом месте: владельцы личных подсобных хозяйств начали легализовывать их как КФХ, для того чтобы получить бюджетный грант или, по крайней мере, поучаствовать в конкурсе на его получение. Раньше люди не очень доверяли обещаниям, а сейчас увидели, что эти деньги получить реально. В основном регистрируются животноводческие фермы, которые выращивают коз, овец, производят молоко, появилось очень много птицеферм — перепела, утки, гуси и индейка».
(Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) Калужской области Александр Саяпин — о том, как крестьяне стали массово регистрироваться фермерами из-за господдержки.)
Нюансы
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) регистрируется без создания юридического лица, в его руководстве стоит глава в статусе индивидуального предпринимателя. Но если в создании КФХ хотят участвовать несколько граждан, то они могут заключить соглашение, где определяются участники и их доли. При этом главой остаётся один человек в статусе ИП. Участниками КФХ могут быть родственники главы и граждане, не состоящие в родстве (не более 5 человек).
Практика
Фермерство — бизнес с долгой окупаемостью. Банки не всегда хотят выдавать кредиты для фермерской деятельности, поскольку она входит в зону риска. Могут возникнуть проблемы с урожайностью, эпидемией среди скота. Ещё одна трудность — сезонность бизнеса.
Имущество КФХ принадлежит всем его членам на праве совместной собственности. Например, при штрафе или банкротстве подвергается риску имущество КФХ, а значит — имущество всех его владельцев.
КФХ в 2020: бухучет и налогообложение
Крестьянское фермерское хозяйство является таким же налогоплательщиком, как любая другая коммерческая организациям. Специфика деятельности, безусловно, влияет на выбор системы налогообложения и ведение бухгалтерского учета.
В 2020 году для КФХ доступны ОСНО, УСН и профильный режим ЕСХН. Последний актуален для товаропроизводителей. В целом, КФХ может называться организация, деятельность которой связана с производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственной, животноводческой продукции.
Специфичная первичка
Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве предусматривает обработку первичных документов, отражение финансово-хозяйственных операций в базе, ведение регистров, выполнение проводок, формирование и сдачу отчетности. На первичке стоит остановиться более подробно.
Применение ряда документов обусловлено особенностями деятельности фермерского хозяйства. Так, бухгалтеру КФХ приходится сталкиваться с путевыми листами Ф412 АПК, реестрами отправки зерна с поля, накопительными ведомостями поступления урожая, ведомостями движения сырья, актами на сортировку, просушку и т.п. Также к учету принимаются лимитно-заборные карты, акты списания материалов, акты оприходования приплода (актуально для животноводства).
Бухгалтер КФХ должен иметь соответствующие компетенции, опыт ведения учета у сельскохозяйственного товаропроизводителя. В противном случае не избежать грубых ошибок и связанных с ними налоговых, финансовых, юридических и репутационных последствий.
Общие учетные моменты
Так или иначе бухгалтерский учет фермерского хозяйства крутится вокруг товарно-материальных ценностей. Специалисты контролируют данные о поступлении, об использовании материалов. Особое внимание уделяется затратам при получении продукции, определению себестоимости. Специфика деятельности КФХ требует учитывать при отражении бухгалтерских данных естественную убыль сырья или сельхозпродукции.
Первичные данные, как правило, в учете отражаются в количественном измерении. Определение себестоимости произведенной продукции имеет ряд особенностей. Свои нюансы в данном случае имеют растениеводство, животноводство, переработка сырья.
Налогообложение фермерской деятельности
При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.
Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.
Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.
Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО.
Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге. Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.
Особенности применения ЕСХН
Сельхозналог может использоваться только хозяйствами, для которых соответствующая деятельность является основной. Доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть 70% или больше.
Действующие КФХ, пользователи УСН или ОСНО, на ЕСХН могут перейти с начала нового календарного года. Новым компаниям рекомендуется подавать заявление на смену режима налогообложения одновременно с регистрационными документами.
Отчитываться перед налоговой пользователям ЕСХН приходится раз в год – в марте. В декларацию ЕСХН вносятся сводные данные, согласно книге учета доходов, расходов. При этом важно учитывать наличие ограничений по допустимым затратам.
Ставка сельхозналога составляет 6%. Платится он в два этапа: авансовый платеж – до 25 июля текущего года, фактический – до 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае просрочки налогоплательщику начисляется пеня.
Штрафные санкции предусмотрены и за непредставление декларации, неуплату налогов. Забыли сдать отчет и рассчитаться с бюджетом? Будьте готовы заплатить 20% от начисленной суммы налога.
Актуальные нюансы бухучета
А теперь самое время разобраться со спецификой бухгалтерского учета. Начнем, пожалуй, с имущества. Если КФХ работает на ЕСН или ЕСХН, обязанность учитывать данные по имуществу в отдельных регистрах не возникает. Для пользователей ОСНО такой учет остается актуальным.
Формы внутреннего учета имущества КФХ определяют самостоятельно. Чаще всего используются книги формы 1-КХ. В отдельных разделах учитываются данные по участкам, многолетним насаждениям, ОС, оборудованию, технике, транспорту, оборотным средствам. Также отдельным видом имущества является продуктивный, рабочий скот и скот на откорме.
НМА тоже подлежат обязательному учету. Их стоимость формируется в том же порядке, что и ОС. Первоначальная стоимость определяется по фактическим затратам на приобретение. К нематериальным активам фермерского хозяйства относятся авторские права, селекционные инновации для производства, переработки продукции, лицензии (в том числе на ПО), патенты на сорта растений, права на использование природных ресурсов.
НМА включаются в состав расходов путем отнесения амортизации. Срок их использования определяется периодом ожидаемого получения экономической выгоды.
Еще одной обязательной учетной статьей является оплата труда работников фермерского хозяйства. Трудовые отношения оформляются в соответствии с ТК. Для зарплатного учета значение имеют такие первичные документы, как табель рабочего времени, наряды на проведение работ, путевые, учетные листы, реестры и ведомости расчета зарплаты.
КФХ имеет статус юридического лица или ИП с правом найма работников. В учете оплаты труда используются первичные документы для учета персонала и его труда:
Суммы, полученные работниками по оплате труда, подлежат обложению налогом с доходов. КФХ выступает по отношению к персоналу налоговым агентом, имеет обязанность по удержанию налога и уплате его в бюджет.
Страховые взносы КФХ и периодичность отчетности
Суммы начисленной заработной платы персоналу хозяйства облагаются страховыми взносами, перечисляемыми в фонды. Ставка каждого из вида взносов определяется в зависимости от выбранной системы налогообложения. Взносы и отчетность по ним перешли под администрирование ИФНС. В ФСС контроль осуществляется только по отчислениям по травматизму и профзаболеваниям, о чем необходимо представлять сокращенный отчет.
Порядок пошаговых действий по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) под фермерским хозяйством понимается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
Фермерское хозяйство является коммерческой организацией. Согласно статье 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющее полученную прибыль между участниками.
Согласно статье 17 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.
Высшим органом управления фермерского хозяйства является общее собрание членов. Согласно статье 14 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве каждый член фермерского хозяйства вправе участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства, присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
В роли исполнительного органа фермерского хозяйства выступает его глава. Главой фермерского хозяйства может быть один из учредителей (членов), избранный на эту должность собранием учредителей фермерского хозяйства или общим собранием членов фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства подотчётен общему собранию членов фермерского хозяйства.
Согласно статье 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
Согласно статье 18 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Члены фермерского хозяйства не отвечают по обязательствам фермерского хозяйства, а фермерское хозяйство не отвечает по обязательствам своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
Согласно статье 45 ГК правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Согласно данной статье юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (Далее – Декрет №1), окончательно отменена необходимость указания видов осуществляемой деятельности в учредительных документах коммерческих организаций. Согласно статье 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве устав фермерского хозяйства должен содержать цель деятельности без уточнения видов деятельности.
Статьей 115–1 ГК, следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Основным признается вид деятельности, который вносит наибольший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для определения основного вида деятельности статистической единицы, т.е. вид деятельности, по которому величина этого показателя превосходит его величину по любому другому виду деятельности статистической единицы. Соответственно иные виды деятельности, которые может осуществлять фермерское хозяйство, можно обозначить как дополнительные.
Необходимо отметить, что в целях развития сельскохозяйственного производства Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств» подчеркнута целесообразность заключения между фермерскими хозяйствами и соответствующими райисполкомами договоров о развитии сельскохозяйственного производства, осуществляемого этими хозяйствами. Упомянутые договоры должны содержать основные направления деятельности фермерского хозяйства; структуру и объемы производства сельскохозяйственной продукции; обязательства райисполкома по оказанию фермерскому хозяйству помощи в обеспечении сельскохозяйственной техникой, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами и другим необходимым имуществом; взаимные обязательства сторон по развитию сельскохозяйственного производства, а также иные условия, предусмотренные упомянутым нормативным правовым актом.
К государственной поддержке, так же можно отнести особый порядок налогообложения. Согласно статье 384 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) фермерские хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК. Положения статьи 384 НК не освобождают фермерские хозяйства от таможенных платежей, налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза, от обязанности исчислить и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость, а также от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НГ.
Следует иметь в виду, что согласно пункту 5 статьи 43 НК плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов. Таким образом, при принятии фермерским хозяйством решения о неприменении той или иной льготы необходимо в налоговый орган по месту постановки на учет заявить письменный отказ от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Осуществление основных видов деятельности фермерским хозяйством неразрывно связано с необходимостью использования земельного участка.
Предоставление фермерскому хозяйству земельного участка осуществляется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, основу которого составляет Кодекс Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле).
Согласно статье 40 Кодекса о земле после государственной регистрации фермерского хозяйства земельный участок предоставляется по выбору фермерскому хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения фермерского хозяйства при прочих равных условиях имеют фермерские хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.
Необходимо обратить внимание на то, что земельный участок, предоставленный фермерскому хозяйству или его главе, не является собственностью хозяйства и соответственно не входит в состав имущества, которым фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам.
Создание фермерского хозяйства включает следующие этапы:
1) Согласование наименования фермерского хозяйства
2) Определение местонахождения фермерского хозяйства
3) Принятие решения о создании фермерского хозяйства;
4) Утверждение устава фермерского хозяйства;
5) Формирование уставного фонда;
6) Государственная регистрация фермерского хозяйства;
7) Предоставление земельного участка для ведения фермерского хозяйства.
1) До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов учредитель создаваемого фермерского хозяйства должен согласовать с регистрирующим органом наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство».
2) Государственная регистрация фермерского хозяйства производится по месту его нахождения. Для определения местонахождения фермерского хозяйства руководствуются статьей 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом № 1, в соответствии с которой местонахождением фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) главы фермерского хозяйства в одном из следующих случаев:
— жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) — с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
— он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, — с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).
Следует обратить внимание на то, что осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением фермерского, не допускается без перевода этого помещения в нежилое.
3) Решение о создании фермерского хозяйства принимается собранием учредителей фермерского хозяйства и оформляется протоколом, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином, когда собрание учредителей объективно невозможно.
В протоколе должна найти отражение информация о месте и дате проведения собрания; фамилии, имени, отчестве каждого учредителя; предполагаемом наименовании фермерского хозяйства; размере формируемого уставного фонда и вкладах учредителей; главе хозяйства.
Несмотря на отсутствие прямого указания в статье 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, протокол собрания учредителей, содержащий решение о создании фермерского хозяйства, должен подписываться всеми учредителями.
4) Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, оформленным протоколом собрания учредителей, который подписывается всеми учредителями. Таким образом, устав может быть утвержден тем же собранием, на котором принимается решение о создании фермерского хозяйства, что должно найти отражение в протоколе.
Устав являющийся, учредительным документом фермерского хозяйства должен содержать следующие сведения:
— наименование фермерского хозяйства
— сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства)
— место нахождения фермерского хозяйства;
— цели деятельности фермерского хозяйства;
— размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
— размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
— порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
— порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
— порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
— права и обязанности членов фермерского хозяйства;
— порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
— порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидации.
Данный перечень сведений не является исчерпывающим.
5) При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд. В соответствии с пунктом 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом № 1, фермерское хозяйство самостоятельно определяет размеры уставного фонда. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства.
Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином.
Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства.
Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства.
Учредитель открывает временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации — при внесении денежного вклада в уставный фонд, проводит оценку стоимости неденежного вклада — при внесении в уставной фонд неденежного вклада.
6) Фермерское хозяйство считается созданным с даты государственной регистрации.
Для проведения государственной регистрации учредитель фермерского хозяйства подаёт в регистрирующий орган следующие документы:
— заявление о государственной регистрации;
— устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;
— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом № 1, в день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
— ставит на уставе штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
— выдает один экземпляр устава лицу, его представившему;
— вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о государственной регистрации фермерского хозяйства;
— представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 2 части 3 пункта 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом №1, зарегистрированным юридическое лицо считается с даты проставления штампа на его уставе и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Наличие у фермерского хозяйства устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.
Выдача свидетельств о государственной регистрации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
7) Право на создание фермерского хозяйства связано с правом на получение соответствующего земельного участка. При этом в соответствии со статьей 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве одним из признаков фермерского хозяйства является использование земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 36 Кодекса о земле земельные участки для ведения фермерского хозяйства предоставляются в пожизненное наследуемое владение, их размер не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель.Размер земельного участка, предоставляемого фермерскому хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.
Следует отметить, что вместе с заявлением на предоставление земельного участка, необходимо написать и предоставить в регистрирующий орган программу ведения фермерского хозяйства. Фактически это бизнес-план будущего фермерского хозяйства, он должен объективно учитывать возможности возделывания конкретных культур на планируемых участках.
Дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать фермерское хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения фермерского хозяйства.
После государственной регистрации фермерского хозяйства земельный участок предоставляется по выбору фермерскому хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Преимущественное право на получение земельного участка для ведения фермерского хозяйства при прочих равных условиях имеют фермерские хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.
Земельные участки предоставляются фермерским хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель (статья 40 Кодекса о земле).
Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства, обращается в районный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка.
— данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
— цель, для которой испрашивается земельный участок;
— вещное право на испрашиваемый земельный участок (пожизненное наследуемое владение и (или) аренда);
— намечаемое местоположение земельного участка и его размер;
— источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка (его части) у землепользователя, землевладельца;
— площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им.
К заявлению гражданина о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается программа ведения этого хозяйства.
Районный исполнительный комитет в течении 7 рабочих дней со дня подачи указанных документов рассматривает заявление гражданина о предоставлении земельного участка, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка, а также сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления.
Отвод земельного участка, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, производится землеустроительной службой на бесплатной основе (Указ Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков»).
За счет средств республиканского бюджета финансируются работы по установлению границ земельных участков, предоставленных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для этого, крестьянскому (фермерскому) хозяйству необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь с заявлением в произвольной форме и приложить к нему следующие документы:
— договор подряда (копия договора подряда, заверенная главой хозяйства), заключенный с организацией по землеустройству на выполнение работ по установлению границ земельного участка на местности, включая все приложения к договору (сметы (исполнительные сметы), протоколы согласования цены, акты готовности землеустроительных работ (при наличии), дополнительные соглашения (при наличии);
— копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, заверенная главой хозяйства;
— копия 1 и 2 страницы Устава, заверенная главой хозяйства;
— копия решения районного исполнительного комитета о выделении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, заверенная главой хозяйства.
Право на земельный участок возникает у гражданина с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации земельного участка прав на него и сделок с ним.
В регистрирующий орган предоставляются:
— заявление о государственной регистрации;
— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
— копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства и предполагаемом месте такого размещения.
Запись о государственной регистрации хозяйства вносится в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Свидетельство о государственной регистрации хозяйства должно быть выдано не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов.
Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесении записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Если в предоставлении земли отказано, районный исполнительный комитет в течении 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом гражданину с указанием оснований отказа. Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в областном исполнительном комитете и (или) в суде.
Под реорганизацией фермерского хозяйства следует понимать прекращение деятельности реорганизуемого фермерского хозяйства и (или) возникновение новых юридических лиц, сопровождающееся передачей имущественных прав и обязанностей от реорганизуемого фермерского хозяйства его правопреемнику (правопреемникам) в порядке общего или частного правопреемства.
Исходя из положений статьи 54 ГК под правопреемством следует понимать переход прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим, что, в свою очередь, предполагает изменение субъектного состава существующего правоотношения.
Правопреемство характеризуется наличием двух сторон: праводателем (правопредшественником) и правопреемником.
Документами, оформляющими правопреемство при реорганизации, согласно нормам ГК, являются передаточный акт и разделительный баланс. Разделительный баланс составляется при реорганизации в форме выделения и разделения, передаточный акт – в форме слияния, присоединения и преобразования.
Согласно статьи 55 ГК передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица. Если при реорганизации назначается внешний управляющий, то соответствующий документ утверждается судом.
Реорганизация может осуществляться в следующих формах: преобразование, разделение, выделение, слияние, присоединение.
В соответствии со статьей 53 ГК реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Статья 20 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусматривает, что принятие решения о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства, которое в свою очередь является его высшим органом управления.
Решение общего собрания членов фермерского хозяйства принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал глава фермерского хозяйства. Однако уставом фермерского хозяйства может быть предусмотрен иной порядок принятия решений. Для принятия решения Общего собрания членов фермерского хозяйства необходимо присутствие на нем не менее двух третей от всех членов, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.
Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, то глава такого фермерского хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства. В данном случае решение о реорганизации будет принимать глава фермерского хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 56 ГК собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Настоящее требование является общим для всех форм реорганизации.
Также в соответствии со статьей 56 ГК кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
В статье 56 ГК предусмотрено правило, согласно которому, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. Данная норма применима при реорганизации в форме разделения и выделения.
Преобразование фермерского хозяйства – это изменение его организационно-правовой формы, при которой к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного фермерского хозяйства в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
При преобразовании происходит прекращение деятельности реорганизуемого лица с передачей его прав и обязанностей вновь создаваемой организации. Таким образом, возникшее юридическое лицо обладает имуществом в том же объеме, что и реорганизованное.
Фермерское хозяйство при определенных условиях может быть преобразовано в унитарное предприятие. Согласно действующему законодательству унитарное предприятие создается одним лицом, которое передает возникающему юридическому лицу часть своего имущества для осуществления предпринимательской деятельности. При этом за учредителем унитарного предприятия сохраняется право собственности на переданное имущество. Само унитарное предприятие в отношении переданного ему имущества приобретает право хозяйственного ведения или оперативного управления.
Так, согласно статье 113 ГК имущество унитарного предприятия может находиться в частной собственности физического лица или совместной собственности супругов. Следовательно, фермерское хозяйство, созданное одним гражданином или супругами, может быть преобразовано в унитарное предприятие.
Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Фермерское хозяйство, которое имеет двух и более членов, при определенных условиях также может быть преобразовано в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество.
В соответствии со статьей 63 ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Таким образом, если, например, фермерское хозяйство реорганизовывается в полное товарищество, то все его члены должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Кроме того, согласно статьям 66, 81 ГК участники полного товарищества и полные товарищи коммандитного товарищества солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Выделение – форма реорганизации, при которой права и обязанности реорганизуемого фермерского хозяйства частично переходят в соответствии с разделительным балансом к одному или нескольким юридическим лицам, выделившимся из состава реорганизуемого юридического лица.
Различие данных форм в том, что при разделении прекращается реорганизуемое лицо, а при выделении оно продолжает функционировать, изменив лишь свое имущественное положение.
Фермерское хозяйство может быть реорганизовано в форме выделения или разделения на два и более фермерских хозяйства.
Законодательством не запрещено создавать несколько фермерских хозяйств членами одной семьи. Однако имеются некоторые ограничения. В частности, члены фермерского хозяйства обязаны принимать личное трудовое участие в его деятельности. Так, согласно статье 28 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о труде.
В соответствии со статьей 21 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве глава фермерского хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации.
Таким образом, если фермерское хозяйство имеет трех и более членов, то возникает очень много вариантов реорганизации. В результате разделения или выделения могут возникнуть юридические лица тех организационно-правовых форм, которые возникают при преобразовании фермерского хозяйства. При этом, фермерское хозяйство, в состав которого входят два члена, может быть разделено, например, на два хозяйственных общества. В данном случае бывшие члены фермерского хозяйства будут являться участниками обоих созданных хозяйственных обществ.
Присоединение – форма реорганизации, при которой права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят в соответствии с передаточным актом к другому юридическому лицу.
Данные формы реорганизации имеют общий признак, который заключается в том, что на начальной стадии реорганизации находятся несколько организаций, а на конечной – одна. Различаются же данные формы тем, что в результате слияния происходит как прекращение деятельности реорганизуемых лиц, так и создание нового юридического лица. При присоединении происходит прекращение присоединяемой организации, создания нового юридического лица не происходит.
Очевидным представляется присоединение или слияние двух, или более фермерских хозяйств. При этом должно соблюдаться условие, содержащееся в статье 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно данной норме членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.
Также возможно присоединение к фермерскому хозяйству, созданному одним гражданином, унитарного предприятия, собственником имущества которого является этот же гражданин.
Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах) хозяйственное общество может слиться с юридическим лицом иной организационно-правовой формы.
Исходя из содержания статьи 17 Закона о хозяйственных обществах к хозяйственному обществу может присоединиться юридическое лицо иной организационно-правовой формы, в том числе и фермерское хозяйство.
1) Согласно части 3.1. пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом № 1, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В отношении фермерского хозяйства решение о ликвидации фермерского хозяйства может быть принято высшим органом управления фермерского хозяйства.
Основаниями ликвидации по решению высшего органа управления являются:
— истечение срока, на который создано юридическое лицо;
— достижение цели, ради которой создано юридическое лицо;
— признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.
2) В соответствии с частью 3.2. пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом № 1, решение о ликвидации фермерского хозяйства может быть принято судом.
Случаи ликвидации по решению суда предусмотрены подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК.
Кроме этого предусмотрены подпунктом 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации, утверждённого Декретом № 1, а именно:
— непринятия решения о ликвидации в соответствии в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
— осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
— экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
3) фермерское хозяйство может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа:
— при прекращении права на земельный участок, предоставленный для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с земельным законодательством. Решение о ликвидации фермерского хозяйства должно быть принято в случае прекращения права пожизненного наследуемого владения или права аренды земельного участка, предоставленного для ведения фермерского хозяйства.
— в случае, если в составе фермерского хозяйства не осталось ни одного члена фермерского хозяйства и наследник (наследники) отсутствует или отказывается от дальнейшего ведения фермерского хозяйства.
В данном случае имеется в виду не ситуация выхода из состава членов фермерского хозяйства, а прекращение членства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим с последующим объявлением наследства выморочным в порядке, предусмотренном ГК.
— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами: неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства обладают правами и обязанностями.
Статья 14 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусматривает перечень прав членов фермерского хозяйства, обусловленных членством.
Члены вправе участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства в порядке, установленном Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом фермерского хозяйства.
В том случае, когда хозяйство создано одним лицом, глава фермерского хозяйства, будучи высшим органом управления, решает все вопросы, связанные с деятельностью хозяйства. Высшим органом управления фермерского хозяйства, состоящего из двух и более членов, является общее собрание членов фермерского хозяйства, а глава фермерского хозяйства – исполнительным органом.
В том случае, если в состав хозяйства входит только два члена, принятым всегда будет то решение, которое поддержал глава.
Утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фермерского хозяйства, распределение прибыли фермерского хозяйства также отнесены к исключительной компетенции общего собрания.
Члены хозяйства наделены правом получать информацию о деятельности фермерского хозяйства, в том числе о его доходах и расходах, знакомиться с его уставом, документами бухгалтерской отчетности и иными документами в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства.
Указанные права вытекают из права членов участвовать в управлении деятельностью хозяйства в установленном порядке. Для осуществления управления члены должны иметь соответствующую информацию, необходимую им для принятия решений. Источником этой информации могут служить учредительные документы, данные бухгалтерского, статистического и иных учетов, договоры, одной из сторон которых является фермерское хозяйство, и иная документация. Порядок ознакомления с интересующей членов хозяйства информацией может быть определен на заседании общего собрания членов фермерского хозяйства. При этом должны соблюдаться требования, предъявляемые к сохранности коммерческой тайны.
Члены вправе участвовать в распределении прибыли фермерского хозяйства и получать части прибыли в порядке, установленном Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом хозяйства.
Решение вопроса о распределении прибыли фермерского хозяйства, если таковая имеется, отнесено к исключительной компетенции общего собрания. Это дает возможность объективно учесть личный вклад в получение прибыли каждого из членов, соответственно их вознаградить либо израсходовать прибыль на иные нужды хозяйства согласно решению высшего органа управления – общего собрания. В частности, данная норма позволяет материально поощрить несовершеннолетних членов семьи фермеров, которые, как правило, оказывают помощь в производственной и иной деятельности хозяйства, но, согласно буквальному толкованию норм Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не могут быть членами фермерского хозяйства в связи с отсутствием полной дееспособности.
Члены фермерского хозяйства вправе получать вознаграждение за труд в денежных единицах и (или) натуральной форме, иметь ежедневный и еженедельный отдых, трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде.
Одним из основных прав наемных работников, к которым согласно части 2 статьи 4 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) отнесены и члены фермерского хозяйства, является в соответствии с пунктом 6 статьи 11 ТК право на ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней (часть 1 статьи 147 ТК), и отпуска продолжительностью не ниже установленной ТК.
Все работники имеют право на выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Поскольку фермерское хозяйство относится к организациям с непрерывным производственно-технологическим циклом, выходные дни должны предоставляться в различные дни календарной недели поочередно каждой группе работников согласно графику работ (сменности) (статья 140 ТК).
Статья 317 ТК, устанавливает особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций сельского хозяйства.
Члены фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о социальной защите и социальном страховании имеют право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.
Члены фермерского хозяйства в случае ликвидации хозяйства вправе получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.
Дополнительные права и обязанности могут быть установлены уставом хозяйства.
Обязанности, обусловленные членством в фермерском хозяйстве, сводятся к следующим:
— члены хозяйства обязаны сформировать уставный фонд фермерского хозяйства в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и уставом.
— члены фермерского хозяйства обязаны принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства.
Факт осуществления личного трудового участия подтверждается наличием:
— записи в трудовой книжке – для членов фермерского хозяйства, работающих в нем по основному месту работы;
— трудового договора – для членов фермерского хозяйства, являющихся совместителями.
Одной из обязанностей членов фермерского хозяйства, которая должна распространяться и на иных работников, является обязанность не разглашать коммерческую тайну фермерского хозяйства.
Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать определенным требованиям, закрепленным в Положении о коммерческой тайне.
Согласно пункту 5 Положения о коммерческой тайне содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования (главой фермерского хозяйства), который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.
Также на членов фермерского хозяйства возложена обязанность соблюдать требования устава фермерского хозяйства и исполнять решения его органов управления, соответствующие законодательству и уставу фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.
Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, также являются собственностью фермерского хозяйства (статья 15 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Пользование имуществом фермерского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности, а сделки по распоряжению имуществом – главой хозяйства или уполномоченным им членом хозяйства.
Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть денежные и материальные средства членов хозяйства, доходы от реализации продукции, работ и услуг, кредиты банков, дотации из бюджета и иные источники, не запрещенные законодательством.
Важное значение, в становлении и развитии фермерских хозяйств, формировании их материально-технической базы играют меры государственной поддержки.
Обеспечение организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, современной техникой и оборудованием в настоящее время осуществляется путем прямой продажи по договорам с заводами-изготовителями (их представителями), а также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» (далее – Указ № 146), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства» (далее – постановление № 1563).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 146 юридические лица Республики Беларусь вправе осуществлять без проведения конкурса за счет собственных и (или) заемных средств приобретение техники и оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, по договорам финансовой аренды (лизинга) у ОАО «Промагролизинг», заключаемых сроком на 7,5 лет, с уплатой авансового платежа не менее 10 % от стоимости предмета договора финансовой аренды (лизинга) и вознаграждения (дохода) лизингодателя в размере 2 % годовых.
Для приобретения техники и оборудования в соответствии с Указом № 146 фермерскому хозяйству необходимо обратиться в ОАО «Промагролизинг».
Постановлением № 1563 установлено, что ОАО «Белагропромбанк» выдает долгосрочные кредиты на закупку тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования сроком до 7 лет с уплатой за пользование кредитами 2 процентов годовых платежеспособным организациям осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, в том числе фермерским хозяйствам. Перечень сельскохозяйственных организаций, в том числе фермерских хозяйств, определяется областными исполнительными комитетами по согласованию с ОАО «Белагропромбанк».
Одновременно агросервисными организациями ведется работа по развитию вторичного рынка тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.
Более подробная информация и контактные телефоны размещены на официальном сайте РО «Белагросервис» http://www.belagroservice.by в разделе «Каталог восстановленной техники».
Предприятия государственной формы собственности, а также другие субъекты хозяйствования вправе передавать крестьянским (фермерским) хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, машины и оборудование в аренду с последующим их выкупом.
Все организации, как государственной, так и частной формы собственности, подают информацию о количестве таких объектов в Комитеты государственного имущества соответствующего областного исполнительного комитета, которая размещается на их интернет-сайтах. Сводная информация о таких объектах находится на сайте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (далее – Госкомимущество) (www.gki.gov.by).
Также на сайтах облисполкомов и Госкомимущества можно найти информацию о сроках проведения аукционов по продаже неиспользуемых объектов государственной формы собственности и начальной цене их продажи.
Если имущество государственное, порядок продажи и сдачи в аренду, в настоящее время, регламентируется Указом Президента от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом».
В зависимости от вида собственности: республиканской или коммунальной – решение о продаже принимается республиканскими органами управления или местным исполкомом.
Если объект, который находится в республиканской собственности, стоит более 10 тыс. базовых величин, то решение о продаже объекта принимает Совет Министров Республики Беларусь (путем принятия постановления). Если стоимость ниже, достаточно приказа соответствующего госоргана, согласованного с Госкомимуществом. Стоимость подтверждается Комитетом государственного имущества соответствующего облисполкома.
Передачу в аренду республиканские и коммунальные организации решают сами по согласованию соответственно с органом государственного управления или исполкомом.
Что касается частного имущества, которое находится на балансе акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов и частных унитарных предприятий, то тут все решается самой организацией. Необходимо обратиться напрямую к директору, который может согласовать продажу или передачу объекта в аренду с наблюдательным советом организации.
Также фермерское хозяйство может взять в аренду сельскохозяйственную организацию, если она включена в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, утвержденный облисполкомом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».
Заявление с предложением о сдаче предприятия в аренду необходимо направлять в сельскохозяйственную организацию.
В зависимости от формы собственности:
республиканская сельскохозяйственная организация либо хозяйственное общество с долей Республики Беларусь будет действовать в соответствии с Положением о сдаче в аренду, в том числе с правом последующего выкупа предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации по результатам реализации бизнес-плана по ее финансовому оздоровлению, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399»;
коммунальная сельскохозяйственная организация либо хозяйственное общество с долей административно-территориальной единицы будет действовать в соответствии с порядком, установленным соответствующим местным Советом депутатов.
Размер годовой арендной платы будет составлять 5 процентов от балансовой стоимости имущества, включенного в имущественный комплекс, но не менее 500 базовых величин на 31 декабря года, предшествующего году, в котором принимается решение о сдаче в аренду.
Имущественные комплексы названных сельскохозяйственных организаций, при исполнении арендатором бизнес-плана и условий договора аренды имущественного комплекса, по решению Президента Республики Беларусь могут быть проданы ему путем прямой продажи.
В ином случае, сельскохозяйственные организации, включенные в вышеназванный перечень, могут быть проданы только на аукционе (конкурсе). Начальная стоимость продажи имущественного комплекса может быть, как рыночной, так и оценочной сниженной на 20, 50 и 80 процентов, в зависимости от наличия убытков в сельхозорганизации за последние три года. Решение о выборе начальной стоимости продажи осуществляется республиканскими органами управления или местным исполкомом в зависимости от вида собственности сельскохозяйственной организации.
Указом Президента Республики Беларусь от 31.08.2017 № 311 «О бухгалтерском учете в крестьянских (фермерских) хозяйствах» предоставлено право крестьянским фермерским хозяйствам, которые являются плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, вести бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства при соблюдении следующих условий:
средняя численность работников за календарный год составляет не более 15 человек;
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), определенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, без учета налога на добавленную стоимость за календарный год не превышает сумму, эквивалентную 110 тыс. базовых величин на 31 декабря этого года.
Форма книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства и порядок ее заполнения утверждены постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2018 г. № 63 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства и порядке ее заполнения».