что нужно для открытия кальянной с нуля в россии
Почему не надо открывать кальянную
«Если бы я сейчас начинал заниматься бизнесом, я бы ни за что не полез в кальянную. Это очень тяжелая сфера. Все думают, что там всё легко, но на самом деле это нифига не так», — так начался наш разговор с Сергеем и Анной, владельцами бизнеса «Кальянный кот». Мы обсудили, почему кальянный бизнес — это непросто.
1. Акцизный товар — дорого, без акциза — опасно
Кальянный рынок строился на безакцизном табаке, он до сих пор занимает 80% рынка. Это незаконно. Сейчас большинство производителей выходит на акцизы, начинают работать вбелую, но это медленный процесс.
Если работаете только на акцизном табаке, вы теряете часть покупателей, потому что не можете понизить цены. Табак без акциза дешевле в 3 раза: пачку табака ты купишь за 100 ₽, а вбелую минимум за 300-400 ₽. Если работаете вбелую, сокращаете прибыль: есть акцизные табаки, у которых маржинальность 10%. Мы ими торгуем, потому что чем еще?
Если работаете без акциза, в любой момент может прийти проверка, которая просто изымет табак и еще либо штраф потребует, либо заведет уголовку.
2. Сложно рекламировать бизнес
Есть законодательные нюансы, по которым ты не можешь рекламировать кальянную, магазин табака или что-либо связанное с курением. Ты не можешь пользоваться ни Яндекс-директом, ни Гугл-адвордсом, ни таргетингом во Вконтакте, ни таргетингом в Инстаграме. Никакой прямой рекламы — ты можешь рассказывать о себе только опосредованно: рекламируешь не кальянную, а лофт или лаудж-бар. У тебя на фото не должно быть кальянов и ничего с этим связанного.
Точно так же с магазином табака: ты не сможешь продавать свои товары на Авито, на других площадках, которые для магазинов других товаров очень неплохо стреляют.
Единственный способ рекламироваться в кальянной сфере — сео-продвижение в поисковиках и социальные сети. В них, если следовать правилам, рекламироваться тоже нельзя, но модераторы не успевают за этим следить.
3. Сложно держать планку
Мы знаем очень много владельцев кальянных — все эти люди работают максимум в плюс 200 000 ₽ и при этом тратят практически всё время в бизнесе. Большинство кальянных борются за жизнь.
Кальянных очень много, и почему-то есть такой стереотип:
— Что ты будешь открывать?
— Я хочу кальянную.
И все считают, что открыть кальянную — это взять подвал, затащить туда диваны из Икеи, дешевые кальяны и всё — ты в шоколаде. Но это не так. Так было года три назад, когда кальянные только появлялись, и у гостей не было выбора. А сейчас уже не так. Сейчас поменялась культура курения и представление людей о сервисе.
Что значит сервис для кальянной?
Смена углей. Многие кальянные экономят: меняют угли только когда попросишь или вообще отказываются это делать. Кажется, что это выгодно: на одних углях гость покурит не больше 40 минут и закажет новый кальян — ты заработаешь больше. Но это плохой сервис.
Удобная мебель. Не обязательно дорогая: вбухать лям на мебель — тоже ошибка. Но мебель должна быть удобной: должно быть комфортно и работать, и откинуться на спинку, отдохнуть. Многие кальянные не придают этому значения.
Хорошая вытяжка. В большинстве кальянных у гостя скоро начинает болеть голова. Это значит, что у них немытый кальян, плохой уголь, но чаще всего — проблема с вытяжкой. Либо ее нет, либо она не справляется. В такую кальянную вы не захотите вернуться.
Большой выбор табака. У нас есть магазин табака, поэтому мы можем предложить огромный ассортимент: если что-то закончилось, в тот же день захватим это из магазина. И мы можем закупать крупными партиями по оптовым ценам: часть табака пойдет в магазин, а часть — в кальянную. Но обычные кальянные не могут себе этого позволить: берут немного Dark Side, немного Tangiers и очень дешевый табак по завышенным розничным ценам. Или ждут, пока табак по многим позициям закончится, чтобы набрать объем на мелкий опт. В итоге ассортимент маленький, гостям этого мало.
Качественный табак. Во многих кальянных экономят на своих гостях: приходит человек, просит какие-то вкусы забить, например, кальян на табаке Tangiers — виноград. У них винограда нет, и они берут самый дешевый табак, запихивают его в чашку, самый дешевый регулятор крепости добавляют, чтобы покрепче был, и продают как Tangiers. Гости такое уже научились чувствовать.
Кальянные в основном открывают люди, у которых недостаточно стартового капитала и нет второго источника финансов. Рано или поздно у них тупо заканчиваются деньги, и дальше они начинают страдать этой фигней, чтобы выжить. А это затягивает их в еще большую фигню: гости приходят, видят, что в кальянной творится, и второй раз туда не приходят. Так кальянные разоряются.
Если собираетесь экономить на всем, для открытия достаточно 500 тысяч. Но тогда вы не сможете держать планку — давать гостям такой продукт и такой сервис, которого они ждут. Если вы решили сделать кальянную на уровне, нужно три миллиона минимум.
Как открыть кальянную с нуля: бизнес-план 2021
Представляем обзор кальянного бизнеса в 2021 году и подробную инструкцию, как открыть кальянную с нуля. Помимо расчетов, стандартных для бизнес-плана, в статье содержится обзор законодательных инициатив, оказывающих влияние на кальянную индустрию в 2021 году.
Содержание
Оборудование
Рассчитаем стоимость необходимого оборудования кальянной в помещении 100 м2, рассчитанной на присутствие 20-30 посетителей одновременно, для бизнес-плана. Подготовка помещения, отделочные материалы и мебель в расчёт не входят.
Оборудование | Цена, руб. | Количество | Стоимость, руб. |
---|---|---|---|
Приточно-вытяжная вентиляция вместе с монтажом | 300 000 | 1 | 300 000 |
Пожарная сигнализация / система пожаротушения вместе с монтажом | 40 000 | 1 | 40 000 |
Кальян и комплектующие | 5 000 | 30 | 150 000 |
Электроплитка для приготовления угля | 20 000 | 1 | 20 000 |
Шкаф для хранения сырья | 20 000 | 1 | 20 000 |
Витрина / барная стойка | 35 000 | 1 | 35 000 |
Огнетушители | 10 000 | 1 | 10 000 |
Кассовое оборудование | 15 000 | 1 | 15 000 |
Прочее (посуда, расходные материалы) | 100 000 | ||
Итого | 690 000 |
Приблизительная стоимость оборудования для открытия кальянной 100 м 2
Вытяжка
При выборе системы вентиляции важно обращать внимание на кратность воздухообмена. Это число, которое показывает, сколько раз за час происходит полная смена воздуха в помещении. В среднем, в кальянных восьмикратный воздухообмен.
Нужно учитывать площадь помещения, перегородки, количество кальянов и количество посетителей. В зоне разжигания угля обычно очень жарко, и там делают отдельную вытяжку. Комфорт персонала важен не менее комфорта посетителей.
Вытяжка должна не только вытягивать дым, но также иметь систему приточки, чтобы свежий воздух поступал обратно.
Персонал кальянной
Для кальянной площадью 100 м 2 посещаемостью 20-30 человек будет достаточно двух сотрудников в зале — кальянщика и администратора, работающих посменно. То есть всего четыре человека. Средняя зарплата кальянщика в Москве — 70 тыс. рублей (по данным портала hh.ru). Администратор зала получает примерно так же.
Ведение бухгалтерии и маркетинг можно вынести на аутсорс. Стоимость ведения бухгалтерии в этом случае составит около 10 тыс. рублей в месяц. Ведение маркетинга (в основном, SMM) обойдётся где-то в 30 тыс. рублей в месяц.
Итого, около 250 тыс. рублей в месяц — расходы на персонал в начале работы, без учёта обязательных платежей за сотрудников. С учётом платежей получится около 300 тыс. в месяц.
Маркетинг
В соответствии с п.п.8 ст.7 закона «О рекламе», рекламировать кальяны запрещено. Соответственно, не получится использовать системы контекстной или таргетированной рекламы, а даже давать имиджевую рекламу на радио или телевидении.
С другой стороны, если вы позиционируете заведение, например, как клуб для отдыха с настольными играми, не акцентируя внимание на том, что там можно курить кальян, и не используя в рекламе изображений с курительными принадлежности, то можно. Но будет ли от такой рекламы толк — трудно сказать.
Что можно?
Помимо привлечения новых посетителей, необходимо также проработать способы их удержания и увеличения среднего чека. В целом, тут работают такие же методы, как для кофейни.
Если говорить об увеличении среднего чека, то это может быть продажа брендированных сувениров, изделий ручной работы, недорогих настольных игр, книг, журналов. Соответственно, удержать посетителей поможет представление тех же настольных игр в неограниченное пользование — во время посещения заведения. И, разумеется, различные программы лояльности.
Найти оптимальный баланс между удержанием посетителей и увеличением среднего чека довольно трудно, но возможно. Экспериментируйте, анализируйте, и найдёте свою золотую середину.
Кальянная по франшизе
Если вы не готовы к тому, чтобы разрабатывать подробный маркетинговый план для продвижения кальянной, и вообще не очень хотите заниматься маркетингом, стоит рассмотреть возможность открытия кальянной по франшизе. Также франшиза подойдёт тем, кто не имеет совсем никакого опыта работы в кальянной индустрии и плохо понимает культуру кальяна.
Франчайзер поможет с документооборотом, концепцией заведения и маркетингом. А если это какой-то уже известный бренд, то и с посетителями.
Объём инвестиций для открытия кальянной по франшизе — от полумиллиона и выше. Но, несмотря на удобство, с франшизами есть свои трудности.
Если ты понимаешь в кальянных, то лучше открывать самостоятельно, или пользоваться франшизой, но с учётом того, что через год ты всё-таки захочешь целиком и полностью собственное дело.
Франшизы очень вяжут. Могут быть большие откаты за выход из франшизы. Плюс роялти. Нужно внимательно читать договор и уметь считать деньги не только в момент покупки франшизы, но и на перспективу. Да, возможно, это достойная франшиза, и конкретно в вашем случае будет всё хорошо. Но можно и потерять деньги.
Заведение, где я сейчас работаю, сначала открывалось под франшизой. Но спустя месяц или два стало понятно, что эта франшиза — так себе. Они не делали ничего из того, что заявляли. Там было больше разговоров о том, что проводится работа, чем она производилась в действительности. Конкретно мне с моим опытом было это понятно.
Во франшизе есть определённые плюсы, но их нужно взвешивать. Перед тем как брать франшизу, лучше взять консультанта, который в них разбирается. Его услуги будут стоит намного меньше денег, чем стоит франшиза.
Финансовое планирование
Допустим, минимальная посещаемость кальянной — 20 человек в день, которые заказывают 10 кальянов. При среднем чеке 2 000 рублей (кальян + чай) оборот получается 20 000 в день, или 600 000 в месяц, или 12 000 000 рублей в год.
Ежемесячные расходы на поддержание бизнеса (расходные материалы, зарплата персонала, аренда, налоги, маркетинг) — 400 000 рублей.
Таким образом, годовой доход при минимальном спросе составит 2 400 000 рублей. При стартовых инвестициях в 5 млн рублей кальянная окупится за два года. Но чем более проходимое место, чем интереснее концепция заведения, тем быстрее окупится проект. При том, что инвестиций можно потребоваться больше.
Чтобы открыть достойную кальянную, в 2021 году потребуется 6-7 млн рублей. Высокая стоимость аренды, соблюдение всех требований — это определяет высокий порог вхождения в бизнес. Срок окупаемости — индивидуально для каждого. Могу привести в пример HookahPlace. Их центральное заведение стоило порядка 12 миллионов. Они окупились где-то за 1-1,5 года. Это открытая информация.
Есть места, которые вообще не окупаются. Они закрываются. Есть места, которые окупаются достаточно быстро. Тут достаточно много вводных факторов. У меня есть и личный пример. Это кальянная моего знакомого. Я помогал ему в открытии. Она окупилась за 2-3 месяца. Удачное место плюс хороший маркетинг. И у него было много друзей, которые делали ему кассу. Но это было лет пять назад.
Как открыть кальянную: бизнес план
Емкость рынка кальянных в РФ составляет 16,7 млрд. рублей. Популярность услуги растёт. Принятие закона о табакокурении привлекло внимание потребителей к кальянным. Наложение запрета на курение в общественных местах направило поток клиентов в специализированные заведения — это позволяет предпринимателю начать бизнес в модной нише и получать прибыль.
Чем кальянная отличается от бара?
В 2019 году в меню большинства заведений есть услуга “курение кальяна”. Однако назвать такие организации кальянными нельзя. Важное отличие — курение в качестве дополнительной услуги, и выбор вкусов ограничен. Обычно в наличии от 2 до 10 видов табаков.
Для кальянных услуга является основной статьей дохода. Чтобы повысить прибыль, организация включает в меню напитки — чай, кофе и алкоголь. Для открытия бара нужны отдельная лицензия и дополнительный персонал.
В меню кальянных есть простые закуски. Если создать полноценную кухню, профиль заведения сильно поменяется. Его сложно будет назвать кальянной в традиционном понимании.
1 июня 2014 года в России и 15 декабря 2012 года в Украине были приняты законы “О табакокурении”. Они ограничили курение табачных изделий в общественных местах — в барах, кафе и ресторанах. Парадоксально, но ограничение повлекло повышение популярности курения. Но курят теперь в заведения, предназначенных специально для этого.
Краткий анализ отрасли и особенности бизнеса
Наполненность ниши зависит от региона. Чтобы успешно начать кальянный бизнес в Москве или других крупных городах, нужно создать уникальное торговое предложение. Однако в населённых пунктах с численностью менее 1 млн человек рынок не заполнен. Создайте своё дело и займите нишу. Занимаясь продвижением, ориентируйтесь на опыт столичных заведений.
Целевой аудиторией являются лица в возрасте 18 — 35 лет. Это студенты и работающие люди, полные энергии и имеющие активную жизненную позицию. Возрастная категория меняется в зависимости от времени суток. Днём заведение посещают студенты в возрасте 18- 24 года и фрилансеры, которые приходят туда поработать. Вечером в кальянную заходят граждане в возрасте 25- 35 лет.
Как открыть кальянную по закону в 2019 году?
Открыть настоящую кальянную сложно — как раз из-за закона о курении. Нормативно-правовой акт запрещает курить в общественных местах. Однако это основная услуга кальянных.
Предприниматель может попытаться действовать в рамках закона и зарегистрировать организацию в качестве специально отведенного для курения места. Это позволит работать на легальных условиях, но придётся немало походить по инстанциям. Увы, проще пойти на риск и открыть организацию, чьи услуги противоречат нормам действующего законодательства.
Требования закона и возможные штрафы
Перечень запретов приводится в ФЗ №15 от 23 февраля 2013 года. В нормативном акте говорится, что курение табака запрещено внутри предприятия общественного питания. Правила распространяются и на курение кальяна с табаком. Нельзя создавать курительные и кальянные комнаты в предприятиях общественного питания. Если помещение в собственности кафе или ресторана, на него также накладывается запрет. Исключений не существует.
Курить нельзя на террасах при кафе и ресторанах. Через суд можно попытаться доказать Роспотребнадзору, что место не является помещением.
Вопрос остаётся открытым, случаи, которые доходят до суда, обычно рассматриваются индивидуально. За нарушение грозит штраф. Размер денежного взыскания для нарушителя — 500-1500 руб. Если инцидент произошел впервые, размер взыскания будет минимальным. При повторном инциденте сумма повысится до 1500 руб. Накажут и организацию. Если бизнес принадлежит предпринимателю и заведение находится в жилом доме, штраф составит 30000-40000 руб. Когда помещение в собственности юридического лица, штраф возрастёт до 60000-90000 руб.
Однако запрет снимается, если курение производится без табака и иных запрещенных к обороту средств. Допустимо использовать растительных смесей, камней, жидкостей и иных продуктов. Но не все посетители хотят заказывать такие кальяны.
Разрешено курение табака за пределами кафе и ресторанов в специально отведенных местах. Хозяева заведений трактуют разрешение по-своему. Они открывают отдельную комнату с кальянами и оформляют её в качестве другой организации. Еда и напитки считаются купленными посредством доставки. Закону в этом случае не к чему придраться, но есть риск того, что сделку сочтут притворной. Еще одним выходом из ситуации выступает доставка кальяна на дом.
Предпринимателя, который предлагает кальяны на табаке, могут оштрафовать на 300000 руб. Если нарушение выявлено повторно, сумма может достичь 3 млн руб.
Что нужно, чтобы открыть кальянную?
Чтобы открыть кальянную, действуйте по такой схеме:
Документы
Чтобы открыть кальянную с нуля, потребуется зарегистрировать бизнес. Деятельность можно вести в форме ИП или ООО. В первом случае затраты будут минимальными, и предпринимателю проще взять кредит на развитие бизнеса. Но лицо несет полную ответственность по обязательствам. Кроме того, ИП не может заниматься продажей алкоголя. Финансовая ответственность — дополнительный фактор риска. Выбирайте эту форму собственности, если планируете создание доставки кальянов или небольшой организации в виде закрытого клуба.
Альтернативой выступает регистрация ООО. Бизнес требует больших затрат. Повышается размер государственной пошлины, появляется потребность в уставном капитале — минимум 10000 руб. Зато компания несет ответственность только в рамках своего имущества. ООО может продавать алкоголь.
Для реализации спиртных напитков нужно получить лицензию. Её цена — около 70000 руб. Для открытия кальянной потребуются дополнительные документы:
Для регистрации подойдет код ОКВЭД 92.72 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки».
Если вы зарегистрировались как ИП, можно выбрать форму налогообложения УСН 15% доходы минус расходы. Больше всего денег придётся тратить на аренду, поставку продукции, оплату труда.
Помещение
Кальянная, в которой торгуют алкоголем, не должна находиться рядом с медицинскими, образовательными и спортивными учреждениями. Расстояние до них должно составлять минимум 100 м. Расчет производится от крайних точек территории.
Если возможности открыть кальянную комнату в процветающем ресторане или кафе нет, можно создать своё заведение. Площадь зависит от планируемых масштабов. Лучше отдавать предпочтение помещению размером 100 — 120 квадратных метров. Отдельный вход — полезный бонус.
Особое внимание уделите пожарной охране и вентиляции. Нужно установить оборудование высокого класса, способное справляться с непрерывным потоком дыма. Пожарная инспекция проведет проверку перед открытием. Малейшее отклонение от норм станет поводом для отказа в предоставлении разрешительной документации.
Помещение должно быть в проходимом месте. Нужно задуматься об оформлении интерьера. Создайте уютную и успокаивающую атмосферу, ведь люди посещают кальянную, чтобы расслабиться. Разделите заведение на несколько зон, отгороженных друг от друга. Приблизительный размер каждой из них — 8-10 квадратных метров. Гости не будут мешать друг другу разговорами. Помните и о больших компаниях. Для них нужно подготовить несколько зон для общения.
Лучше выкрасить стены в спокойные пастельные тона и дополнить интерьер красивыми предметами. Освещение должно быть слегка приглушенным.
Кальяны и другое оборудование
Для кальянной потребуется мебель. Лучше всего мягкие диванчики — мебель поможет посетителям расслабиться и создаст уютную атмосферу. Дополнительно потребуется аудиосистема. На ней лучше не экономить. Фоновая музыка должна звучать не слишком громко, но качественно.
Особое внимание уделите самим кальянам. Они должны быть высокого качества. Курительные смеси или табак не должны горчить и давать неприятный запах. Если посетителю достанется горький кальян, он уже точно не вернётся.
Закупите несколько колб, чашек и трубок. Запасные части понадобятся при выходе компонента кальяна из строя. Приобретите охлаждающие трубки — с их помощью можно сделать кальян более насыщенным. Дополните интерьер восточными безделушками. Можно приобрести подушки с восточным узором, картины по данной тематике и ковры. Это позволит создать приятное впечатление от интерьера.
Персонал
Сотрудники кальянной должны нести ответственность за качество выполняемой работы. Наймите минимум 4 человек — 2 кальянщиков, уборщицу и администратора — и возьмите на себя обязанности управляющего.
Кальянщики занимаются взаимодействием с гостями. Наймите на эту должность коммуникабельного человека с приятной внешностью. Кальянщик узнаёт предпочтение гостя, принимает заказ, делает кальян и чай. В конце рабочего дня сотрудник составляет список материалов, которые нужно докупить.
Администратор занимается приёмом телефонных звонков, бронирует столы и записывает гостей. Сотрудник встречает посетителей, рассказывает о заведении и ценах. Гостей провожают к столику. В обязанности администратора входит контроль за порядком. В ведении лица находится кассовый аппарат. Администратор выполняет приём товара, составляет заказ поставщикам, ведёт группу в социальных сетях, сообщает о новых интересных предложениях.
Поддержанием чистоты помещения занимается уборщица. Она приходит в конце дня и наводит порядок в помещении.
Также потребуется управляющий — человек, который будет контролировать открытие и закрытие заведения, оперативно решать возникающие вопросы, взаимодействовать с налоговыми органами и вести бухгалтерию. В ведении управляющего — наём и увольнение персонала, выдача заработной платы.
Маркетинг
Основной аудиторией кальянный выступает молодежь и люди среднего возраста. Поэтому разумно размещать рекламу в социальных сетях. Необходимо создать группу или сообщество, можно организовать конкурс репостов об открытии нового заведения. В качестве награды предоставьте победителю несколько часов бесплатного кальяна. Пригласите ведущих и музыкантов на открытие, проводите тематические вечеринки, проявляйте фантазию и креативность.
Организуйте акции. Пример — “Приведи 3 друзей и получи кальян в подарок”. Организуйте систему скидок через определенное количество посещений. Используйте гибкие цены в зависимости от времени суток. До 17:00 можно установить цену кальяна в размере 500 руб. Посетители, пришедшие позднее, будут платить 800 руб. Днём будут собираться студенты, а вечером — более платежеспособная аудитория.
Пользу приносит событийный маркетинг. Приглашайте исполнителей живой музыки, артистов стендапа. Организуйте кинопросмотры и другие мероприятия.
Сколько стоит открыть кальянную с нуля: финансовый план, рентабельность, окупаемость
Минимальная сумма, необходимая для открытия кальянной — 700000 руб. Основными статьями расходов станут ремонт и дизайн, покупка оборудования. Есть и ежемесячные расходы. Они складываются из платы за аренду, покупки дополнительных расходных материалов, заработной платы и продвижения бизнеса. В месяц уходит порядка 200000 руб.
Средний чек кальянной — 1500 руб. На первоначальном этапе можно заработать за сутки 10000-15000 руб. Месячная прибыль составит 300000-450000 руб. Срок окупаемости проекта — от 6 месяцев.