что нужно для открытия автошколы в 2021 году
Как открыть автошколу?
С чего начать
Ни один бизнес в образовательной сфере не обходится без государственного контроля и регулирования. Получение лицензий и разрешений в десятке инстанций — неизменный атрибут открытия частной школы, детского садика и. автошколы. Из-за того, что деятельность автошколы регулируется законом «Об образовании», любому, кто захочет открыть свою автошколу, придётся с этим считаться.
Решившись открыть автошколу, чтобы начать зарабатывать на желании стать владельцем водительского удостоверения, первое, с чем предстоит столкнуться предпринимателю — это перечень требований к автошколе от гос.структур — Министерства образования, СЭС, ГИБДД и пожарной инспекции.
Кроме того, оглядываться придётся и на конкурентов, потому что борьба за привлечение клиентов станет вашей основной заботой после непосредственного запуска, а значит нужно заранее оценить потенциал рынка, спроса, свои возможности и ресурсы.
Конечно, бизнес автошколы вполне может стать выгодным и перспективным делом: с каждым годом растёт число желающих стать полноправными участниками дорожного движения. Отучиться в автошколе и получить права сегодня считается обязательным почти для всех молодых людей, вне зависимости от того, собираются ли они в ближайшем будущем использовать их по назначению или нет. Тем не менее, процесс открытия собственной автошколы может отнять много сил, времени и денег.
Чтобы быть во всеоружии и заранее иметь представление о предстоящих действиях, сроках и требуемых вложениях, предлагаем вам познакомиться с пошаговой инструкцией открытия автошколы с нуля.
Объем инвестиций
Если вы решили открыть свою школу вождения, то необходимо сразу правильно рассчитать бюджет. Невозможно назвать конкретную сумму, необходимую для вложения в бизнес. Но, например, 500 тыс. рублей вам вряд ли хватит. Скорее речь пойдёт о сумме стартового капитала от 3 до 5 миллионов рублей. Опять же нужно учитывать реакцию и сроки реагирования пожарной инспекции, Роспотребнадзора, ГИБДД и Министерства образования.
Можно, конечно, арендовать какой-нибудь старый учебный класс с плохим ремонтом, но будет ли он соответствовать определенным стандартам? Да и будущие клиенты вряд ли захотят проводить время в холодном, неуютном полуподвальном помещении.
Далее вложиться придётся в оснащение помещения автошколы. Если брать средние цены, то на оборудование учебного класса уйдёт около 200 тыс. рублей, на покупку медицинских манекенов — 100-150 тыс. рублей. Не стоит также забывать и о собственном сайте автошколы — его создание обойдётся в сумму от 10 000 рублей и выше.
Однако, другим, более капиталозатратным пунктом в открытии дела станет обеспечение автошколы своим автопарком. На первых порах для практики достаточно иметь три автомобиля. Два — обязательных и один в запасе. При этом учебные автомобили должны быть среднего класса. Никто уже не хочет учиться на «шестёрках» и «девятках».
Однако сегодня большинство владельцев автошкол всё чаще отказываются от создания собственного автопарка в пользу найма инструкторов по вождению с собственными автомобилями. Объясняется этот факт прежде всего экономией. Всё-таки купить и содержать машину, оборудовать ее педалями двойного управления (20 000 рублей) и комплексом аудио-видео фиксации (15 000-30 000 рублей) достаточно накладно. Кроме того, наемный работник никогда не будет следить за техникой так, как это делает собственник.
Пошаговая инструкция
Первой точкой соприкосновения будущего владельца автошколы с органами государственной власти — будет оформление и регистрация бизнеса в Налоговой инспекции.
Если большинство вариантов малого бизнеса можно создать, оформив статус индивидуального предпринимателя, то в случае с автошколой, такая возможность отсутствует. Для открытия автошколы нужно учредить ООО, либо НОУ ДО (Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования). Предпочтительнее будет именно регистрация ООО.
Однако, общением с Налоговой инспекцией вы не отделаетесь. Далее в обязательном порядке нужно пройти обследование помещения пожарной инспекцией и СЭС. Подаём заявку, ждём комиссию, а потом её заключение.
Это при условии, что не будут выписаны предписания на устранение недочетов или, не дай бог, помещение окажется не пригодно для использования под образовательное учреждение.
Параллельно можно подать заявление в ГИБДД для получения заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Прибавляйте ещё 1 месяц.
Далее, имея на руках все разрешения, от вышеуказанных органов, можно идти в Министерство образования и писать заявление на получение лицензии и опять-таки ждать около месяца, чтобы наконец-то получить заветное разрешение на работу.
Только после того, как ООО получит лицензию, все инстанции будут пройдены.
Что касается общего времени прохождения всех этапов регистрации, то это может затянуться от 6 месяцев до 1,5-2 лет. Все зависит от того, насколько подготовлена материальная база будущей автошколы (готов ли договор об аренде, оснащено ли помещение необходимыми для обучения материалами и т.д.).
Поиском работников также нужно заниматься параллельно.
Для запуска в работу автошколы достаточно наличие одного преподавателя-инструктора, медицинского работника (урок медицины), психолога (урок психологии) и юриста (знание правовых аспектов).
Также необходимо иметь как минимум трех инструкторов по вождению, на каждого из которых будет выделяться по 3–4 ученика. То есть для первого раза в новую школу вождения в месяц можно набирать по 10–12 учеников.
Есть специальная формула, основывающаяся на пропускной способности класса автошколы. Если автошкола рассчитана на обучение, к примеру, 500 человек, то инструкторов с машинами должно быть рассчитано на это количество. При этом нужно учитывать, что инструктор за год может обучить не более 35 человек. Количество инструкторов и учебных машин в соответствии с заявленным количеством учеников автошколы необходимо для получения заключения о соответствии материально-технической базы от ГИБДД.
Кроме того, все сотрудники автошколы должны быть специалистами своего дела, так как опять же невыполнение определенного пункта может затормозить открытие бизнеса.
У инструктора — не ниже среднего-профессионального, причем оно должно быть профильным — юрист с высшим образованием не может учить вас вождению автомобиля. И раз в 3 года весь преподавательский состав должен будет проходить курсы повышения квалификации.
Кроме обязательных требований, владельцу автошколы нужно прислушиваться к мнению учеников об преподавателях и инструкторах. Если преподаватель читает лекции скучно и не интересно, лучше с ним расстаться. К инструктору еще более строгий подход. Нужно понимать, что собрать идеальную команду преподавателей и инструкторов с нуля вряд ли получиться. Как и на всё остальное — для этого понадобится время.
Место
Большое значение для автошколы имеет помещение. Без договора аренды или права собственности на помещение вы не сможете начать проходить все круги получения лицензий и разрешений. Именно к помещению предъявляются строгие требования.
Пожарная инспекция также требует соответствия определённым нормам. И при заключении договора аренды лучше сразу попросить у арендодателя акты испытания пожарного гидранта, договор на обслуживание пожарной сигнализации, убедиться в наличии эвакуационного выхода из здания и плана эвакуации. Это необходимый минимум.
При поиске помещения нужно помнить, что мало найти подходящие по всем параметрам контрольно-надзирательных органов площади для автошколы, нужно правильно выбрать месторасположение. Если до автошколы будет трудно добираться или она будет далеко от своих потенциальных клиентов, вы останетесь без учеников. Поэтому выбирать место нужно либо в непосредственной близости от школ и университетов, либо искать помещение в плотно застроенных жилых районах, где живёт в основном молодёжь.
Кроме того, без материальной базы автошкола не сможет получить разрешение на ведение своей деятельности. А значит о том, чтобы оснастить помещение всем необходимым, нужно думать заранее. Покупка требуемого оборудования, мебели и демонстрационных материалов должна идти параллельно с подготовкой необходимых документов, так как отсутствие определённого оборудования может оттянуть решение СЭС и ГИБДД.
Автомобильная школа должна быть оснащена материалами как для теоретической, так и для практической части. Главными материальными аспектами являются: наличие мультимедийного экрана, мебели, компьютерной техники, полигона для обучения вождения, машин, наглядных плакатов по ПДД, манекенов для прохождения медицинской части и т.д.
Если с перечнем оборудования проблем возникнуть не должно, то поиск и подбор подходящей площадки для практических занятий — полигона — потребует особого внимания. К полигону, также как и к помещению учебного класса, ГИБДД предъявляет ряд требований. Поэтому найти в городе соответствующую площадку весьма сложно. Как правило, на одной оборудованной площадке занимаются сразу несколько автошкол, платя аренду.
Новые правила согласования с Госавтоинспекцией программ и условий обучения в автошколах
FotograFFF / Shutterstock.com |
Согласование программ подготовки водителей транспортных средств с ГИБДД и получение заключения ведомства о соответствии учебно-материальной базы организации установленным нормативными актами требованиям – обязательное условие как для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности автошколами, так и для непосредственной реализации ими образовательных программ (подп. «д» п. 5, подп. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности). Актуальные примерные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий и требования к оснащению автошкол действуют, напомним, с 12 августа 2014 года (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). На протяжении почти трех лет согласование этих программ и оценка учебно-материальной базы автошкол осуществлялись на основании методических рекомендаций ГУОБДД МВД России от 30 октября 2014 г. № 13/4-у-7104, однако в апреле 2017 года они были отменены (письмо ГУОБДД МВД России от 26 апреля 2017 г. № 13/4-3860). При этом именно нормативные акты, регламентирующие процесс согласования программ и оценки учебно-материальной базы автошколы, так и не были приняты. Образовавшийся правовой вакуум, как отмечают представители профессионального сообщества, приводит к вольному трактованию установленных нормативных требований в регионах (вплоть до предъявления дополнительных требований) и необоснованному затягиванию сроков выдачи заключений.
Исправить сложившуюся ситуацию призваны разработанные МВД России проекты приказов об утверждении:
В конце декабря 2017 года проекты были размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/12-17/00077145 и 02/08/12-17/00077146 соответственно) и получили значительное количество критических экспертных комментариев. В феврале текущего года доработанные проекты снова были вынесены на публичное обсуждение, которое продлится до 12 марта. Текущий вариант документов учитывает большинство замечаний автошкол, направленных в министерство по итогам проведенного Межрегиональной ассоциацией автошкол (МААШ) опроса по основным положениям проектов, сообщила порталу ГАРАНТ.РУ президент МААШ Татьяна Шутылева. В частности, исключена обязанность представлять в Госавтоинспекцию результаты замеров коэффициента сцепления колес транспортного средства с покрытием площадки, продольных и поперечных уклонов участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения контрольных заданий, уклона эстакады и показателей освещенности. Выполнение такого требования повлекло бы дополнительные расходы автошкол, поскольку для проведения замеров предлагалось привлекать организации, имеющие сертифицированные и поверенные в установленном порядке средства измерения.
Рассмотрим, каковы же основные положения доработанных с учетом мнения профессионального сообщества документов.
Порядок согласования программ обучения
Проектом указанного порядка предусматривается, что для согласования программ профессионального обучения водителей автошкола должна направить соответствующее заявление (форма заявления устанавливается приложением к порядку) в управление Госавтоинспекции по тому субъекту РФ, на территории которого она осуществляет образовательную деятельность, или иное подразделение, уполномоченное руководителем регионального управления ГИБДД. К заявлению, разумеется, прилагаются сами программы обучения.
В течение пяти рабочих дней с даты регистрации поступивших документов должностное лицо соответствующего подразделения ГИБДД будет обязано принять решение о проведении проверки либо – при отсутствии в заявлении необходимых сведений или их недостоверности – об отказе в согласовании программы или программ.
Согласование конкретной программы будет осуществляться по результатам проверки соответствия ее содержания утвержденной Минобрнауки России примерной программе профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории или подкатегории. Существенные несоответствия, например отсутствие в представленной на согласование программе учебных предметов, предусмотренных примерной программой, или сокращение времени на изучение какого-либо из них, станут основанием для отказа в согласовании.
Предполагаемый максимальный срок для проведения проверки – 30 календарных дней с даты регистрации заявления, по ее итогам выносится решение о согласовании или отказе в согласовании программы. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения в автошколу почтовым отправлением должно быть направлено уведомление о согласовании с приложенной программой либо уведомление об отказе в согласовании с указанием на выявленные несоответствия. Если же при подаче заявления организация укажет, что хочет получить результаты проверки с нарочным, на ее электронную почту отправляется уведомление об окончании проверки и необходимости явки в подразделение Госавтоинспекции – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информация о согласовании программы должна будет в обязательном порядке размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России – в течение следующего после дня согласования рабочего дня, не позднее. Кроме того, проект предусматривает необходимость учета всех согласованных программ подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.
Порядок выдачи заключений о соответствии
Согласно проекту этого порядка в заявлении о выдаче заключения о соответствии (его форма устанавливается приложением к порядку), помимо информации о самой автошколе, необходимо будет указать сведения о реализуемых программах профессионального обучения и количество обучающихся в год по каждой из них. Вместе с заявлением нужно будет направить:
В течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления и приложенных к нему документов, если они представлены в полном объеме и не содержат недостоверных сведений, руководителю подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне (или уполномоченному им должностному лицу) нужно будет определить дату и время проведения обследования учебно-материальной базы автошколы – с учетом того, что оно должно быть проведено в течение 30 календарных дней с даты регистрации документов.
Стоит отметить, что основаниями для проведения такого обследования, согласно проекту порядка, будут являться не только соискание лицензии на осуществление образовательной деятельности и истечение срока действия ранее выданного заключения о соответствии, но и реализация автошколой программ профессионального обучения, обучение по которым на дату выдачи заключения не осуществлялось, изменение количества мест обучения или их адресов либо числа обучающихся по какой-либо из программ. Важно, что в трех последних случаях будет проводиться проверка только изменившейся части учебно-материальной базы.
С массивом судебных решений по спорам, связанным с проверкой исполнения законодательства при осуществлении профессионального обучения водителей, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
В ходе обследования, которое должно проводиться только в присутствии представителя автошколы, предлагается проверять, во-первых, поддерживает ли организация свои транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, и выполняет ли иные требования, предъявляемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к эксплуатирующим ТС юридическим лицам и ИП. Во-вторых – соответствуют ли требованиям примерных программ созданные автошколой условия реализации программ профессионального обучения, в том числе материально-технические: оборудование учебных кабинетов, состояние и количество учебных транспортных средств, оснащенность закрытой площадки или автодрома. Также предполагается проверять, проводит ли сама автошкола оценку своей учебно-материальной базы и размещены ли результаты самообследования на ее официальном сайте.
Кроме того, организации должны быть готовы к тому, что им придется представить список педагогических работников с указанием учебных предметов, обучение по которым они осуществляют, и копии документов, подтверждающих наличие необходимого образования и соответствие квалификационным требованиям, а также копии принадлежащих мастерам производственного обучения документов о праве обучения вождению.
Для учебно-материальной базы, которая на договорных условиях используется несколькими автошколами, предусмотрен дополнительный пункт проверки, а именно: оценка реальной возможности реализации программ обучения каждой из организаций без нарушения учебных графиков и расписания занятий.
Определенные особенности устанавливаются и для обследования используемых для обучения площадки, автодрома или иных объектов недвижимости, находящихся за пределами региона, в котором зарегистрирована автошкола. Предполагается, что его будет проводить управление Госавтоинспекции того субъекта РФ, на территории которого этот объект находится, по обращению зарегистрировавшего заявление о выдаче заключения подразделения ГИБДД (в течение 15 календарных дней с даты регистрации этого заявления).
По итогам обследования учебно-материальной базы автошколы возможны:
выдача заключения о ее соответствии установленным требованиям. В нем должны будут содержаться следующие данные: наименование и адрес автошколы, адреса мест ведения образовательной деятельности, перечень программ профессионального обучения, максимальное количество обучающихся в год для каждой категории (подкатегории) транспортных средств – предполагается, что это число будет обязательно рассчитываться по установленной формуле при проведении обследования, дата выдачи заключения и срок его действия (пять лет со дня выдачи);
выдача заключения о несоответствии учебно-материальной базы с описанием выявленных нарушений и указанием конкретных норм нормативных актов, которые не были соблюдены. «Выдача такого заключения – это нововведение, и очень полезное. Сейчас в случае несоответствия автошкола не получает ничего. Теперь же предлагается расписывать, что конкретно не так, это поможет организации устранить недостатки», – отметила Татьяна Шутылева.
если имеющаяся база позволяет реализовывать лишь некоторые из заявленных программ профессионального обучения, в их отношении выдается заключение о соответствии, а в отношении остальных – заключение о несоответствии.
в случае выявления невозможности обучения заявленного автошколой количества человек в год с использованием ее учебно-материальной базы определяется максимально допустимое для имеющихся условий количество обучающихся, и база признается соответствующей только в их отношении.
Списки организаций, прошедших на сегодняшний день проверку соответствия учебно-материальной базы и получивших соответствующие заключения, размещены на официальном сайте ГИБДД в разделе «Автошколы» (для ознакомления с перечнем автошкол в конкретном субъекте РФ необходимо выбрать соответствующее региональное отделение Госавтоинспекции)
Акт обследования и само заключение (формы устанавливаются приложением к Порядку выдачи заключений о соответствии) предполагается составлять в двух экземплярах: один будет направляться в автошколу, второй – храниться в выдавшем заключение подразделении Госавтоинспекции. Кроме того, копию заключения планируется направлять в лицензирующий орган. Информация о том, что конкретная организация получила заключение о соответствии, должна будет размещаться на официальных интернет-ресурсах МВД России в течение одного рабочего дня с даты его выдачи.
Особое внимание в проекте уделено основаниям приостановления и прекращения действия выданных заключений. Одно из них, разумеется, – соответствующее заявление автошколы.
Кроме того, действие заключения о соответствии будет приостанавливаться в случае изменения количества или адресов мест ведения образовательной деятельности, а также превышения установленного программой обучения числа обучающихся в год (предусмотрено, что подсчет числа реально отучившихся в организации за год водителей будет осуществляться выдавшим заключение подразделением ГИБДД до конца I квартала последующего года) – до получения результатов обследования измененных условий. При их соответствии установленным требованиям заключение снова признается действующим, однако срок его действия не продлевается. Если же в течение месяца с момента приостановления автошкола не подаст заявление о проведении дополнительного обследования, а также в случае, когда обследование будет проведено и выявит несоответствие измененной учебно-материальной базы установленным требованиям, действие заключения прекращается.
Еще одним основанием прекращения действия заключения, согласно проекту, является непредставление автошколой сведений о пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости в течение одного месяца после окончания срока их действия. Также заключение перестанет действовать, если автошкола прекратит свою деятельность или ликвидируется.
Вынесенное выдавшим заключение о соответствии подразделением ГИБДД решение о приостановлении, возобновлении или прекращении его действия должно будет направляться в автошколу (с обязательным дублированием на электронную почту) в течение одного рабочего дня с даты принятия этого решения. Такой же срок предусмотрен для отправки копии решения в лицензирующий орган и размещения информации о нем на официальных интернет-ресурсах МВД России.
Новые порядки – дополнительные обязанности?
Наверное, самое главное, на что нужно обратить внимание, – в случае принятия рассматриваемых актов действующим в настоящее время автошколам не нужно будет заново согласовывать программы обучения и получать заключения о соответствии. В проектах приказов прямо прописано, что уже согласованные программы профессионального обучения водителей не подлежат повторному согласованию, а выданные заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям признаются действительными до истечения срока их действия. Если срок действия заключения не определен, оно будет признаваться действительным в течение пяти лет с даты вступления в силу приказа об утверждении Порядка выдачи заключений о соответствии.
Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:
«Если приказы будут приняты в предложенной сейчас редакции, появится серьезный заслон таким действиям недобросовестных организаций, как несанкционированное открытие теневых учебных классов (когда на момент обследования заявляется один, а обучение потом происходит в 5-10 классах), превышение лимита обучающихся и работа без лицензий, так как выданное заключение ГИБДД будет приостанавливаться или аннулироваться, а информация об этом – незамедлительно обнародоваться. Нормально функционирующие автошколы не должны попасть в такую ситуацию, поскольку работа без заключения является грубым нарушением лицензионных требований. Образовательная организация несет полную ответственность за это, и если на момент набора на обучение или его окончания такое заключение отсутствует, обучающиеся в данной организации лица не допускаются к сдаче экзамена в Госавтоинспекции.
Для добросовестных же организаций, соблюдающих все требования, напротив, предусмотрено смягчение некоторых процедур. Если сейчас при каждом изменении материальной базы автошколы ГИБДД проводит полное ее обследование, то после принятия актов при продлении действия договоров аренды имущества – а продлевать их приходится неоднократно, ведь ни для кого не секрет, что арендодатели, особенно в крупных городах, заключают договоры не более чем на 11 месяцев, а также при увеличении количества мастеров или учебных машин будет проводиться только документарная проверка [проект Порядка выдачи заключения о соответствии предусматривает, что в случае изменения наименования или адреса автошколы, количества мастеров производственного обучения или учебных транспортных средств, а также пролонгации правоустанавливающих документов на используемые при обучении объекты недвижимости автошкола может подать заявление о выдаче ей нового заключения о соответствии на основании подтверждающих указанные изменения документов. В этом случае обследование учебно-материальной базы не проводится, а срок действия нового заключения такой же, как у ранее выданного заключения. – ГАРАНТ.РУ].
Таким образом, полноценная реализация приказов, которые, с одной стороны, во многом перекликаются с методическими рекомендациями, работа по которым велась практически три года (например, сроки выдачи заключений – 30 календарных дней – совпадают с действующими ранее), а с другой – предусматривают новые нормы, учитывающие наработанный за это время опыт, должна стать стимулом наведения порядка в системе подготовке водителей транспортных средств».