что нужно для оплаты по qr коду
Оплата по QR-коду через СБП: что это и зачем она бизнесу
Система быстрых платежей — новый способ принимать безналичную оплату с помощью QR-кода. Разбираемся, что это, кому подходит, как работает и как подключить
Леонид Шаманаев
Технолог Системы быстрых платежей в Тинькофф Бизнесе
По статистике ЦБ, больше 70% покупателей расплачиваются безналичным способом с помощью банковских карт или гаджетов с бесконтактной оплатой. В 2019 году Центробанк ввел Систему быстрых платежей для переводов между людьми, а сейчас она добралась и до бизнеса. Разбираемся, что такое СБП, зачем она бизнесу и почему она может конкурировать с эквайрингом.
Что такое СБП
СБП — Система быстрых платежей. Это сервис Банка России для моментальных платежей между людьми по номеру телефона. Если вы переводили деньги человеку в другой банк по номеру телефона и с вас не взяли комиссию, скорее всего, это был перевод через СБП. Еще СБП используют для оплаты товаров и услуг в розничных магазинах с помощью QR-кода.
С помощью СБП можно переводить деньги напрямую с банковского счета в одном банке на счет в другом банке, главное — чтобы банк отправителя и получателя платежа были подключены к этой системе. Перевод происходит моментально в любое время, даже в выходные и праздники.
Как работает оплата по QR-коду
Для клиента оплата по QR-коду проходит очень быстро, ему нужен только смартфон и приложение банка, подключенного к СБП:
Для бизнеса это работает так: заключаете договор с банком, банк предоставляет QR-код, по которому можно переводить деньги.
Динамический QR-код. Это уникальный код, который создают под конкретную покупку каждого клиента: он генерируется после внесения заказа и в нем уже указаны сумма и наименование товара. Клиенту достаточно отсканировать QR-код и сразу оплатить товар. Такой QR-код можно показать клиенту на экране кассы, компьютера или смартфона либо напечатанным на бумажном чеке.
Кому подойдет оплата по QR-коду
Оплата по QR-коду подходит большинству бизнесов, которые работают с клиентами в офлайне. Это новый способ оплаты и для клиентов, и для бизнеса, поэтому к нему еще не все привыкли. Но на практике это проще подключить, чем полноценный торговый эквайринг.
Для клиента это тоже удобно: для оплаты нужен только смартфон, подключенный к интернету, при этом не обязательно, чтобы телефон поддерживал бесконтактную оплату.
Вот несколько ситуаций, когда оплата по QR-коду может быть удобна бизнесу.
Кафе, бары и рестораны. В таких заведениях обычно стоят 1—2 терминала для приема карт, при этом бывают ситуации, когда сразу много людей хотят оплатить свой заказ и им приходится ждать, пока освободится терминал для оплаты картой.
С помощью QR-кодов можно сократить время ожидания в очереди. На пречеке вместе с подсчитанным заказом можно распечатать уникальный QR-код, тогда клиент просто отсканирует его и быстро оплатит заказ в приложении: не надо ждать, пока терминал обработает платеж и выпустит чек.
Маленькие магазины, мастерские по бытовому ремонту и другой микробизнес. Устанавливать торговый эквайринг может быть дорого для небольшого бизнеса: комиссия в 2—4 раза больше, чем в СБП. К тому же многие банки берут минимальную плату около 2000 ₽ в месяц.
Что выгоднее: оплата по QR-коду или эквайринг
Эквайринг — привычный и понятный способ оплаты, а оплата по QR-коду через СБП только начинает появляться на рынке, но постепенно начинает конкурировать с терминалами.
QR-код | Эквайринг |
---|---|
Плюсы |
— комиссия ниже, чем за эквайринг;
— деньги поступают на счет моментально;
— не надо ждать, пока терминал проведет оплату, — меньше ожидание и очереди;
— наклейка не может сломаться: прием платежей по безналу будет работать всегда;
— QR-код можно напечатать на чеке и отдать курьеру, тогда терминал не понадобится
— клиенту не нужен доступ в интернет, достаточно иметь при себе карту или телефон с бесконтактной оплатой
— если у клиента нет интернета, сел телефон или нет онлайн-банка, он никак не сможет оплатить покупку;
— есть ограничение по сумме: за один раз нельзя переводить больше 600 000 ₽;
— если клиент хочет заплатить кредиткой, с него могут взять комиссию. Это зависит от банка, в котором открыта кредитка. Например, в Тинькофф комиссию не берут;
— не все банки начисляют кэшбэк за переводы через СБП
— нужно покупать или арендовать терминал;
— терминал может сбоить или сломаться, и тогда бизнес не сможет принимать платежи по безналу, пока его не починит;
— гости кафе, баров или ресторанов могут долго ждать, так как терминалов мало
Сейчас принимать оплату через терминал эквайринга дороже, чем по QR-коду.
QR-код | Эквайринг | |
---|---|---|
Комиссия | 0,4% на товары повседневного спроса, 0,7% на все остальное | От 1% |
Подключение | Бесплатно | Бесплатно |
Минимальный платеж | Нет | Иногда есть |
Терминал | Не нужен | Нужен |
Скорость перевода | Моментально | На следующий день, часто только в будни |
С точки зрения сервиса для бизнеса лучше подключить и эквайринг, и оплату по QR-коду. Так у вас будет максимальный охват клиентов: те, у кого есть телефон с интернетом, смогут оплатить по QR-коду, а те, кто пришел с обычной картой или хочет оплатить кредиткой, — через терминал.
Подключить оплату по QR-коду
Оставить заявку. Чтобы подключить оплату по QR-коду, нужно обратиться в свой банк, специалисты банка все настроят и подключат. В Тинькофф это происходит так:
Сформировать QR-код. Есть два варианта: статический и динамический QR-код. Использовать статическую наклейку проще, ее можно распечатать или показать прямо на экране смартфона. Клиент сканирует код, сам вводит нужную сумму и оплачивает покупку. В этом случае вы можете не интегрировать эту систему со своей онлайн-кассой, а просто отдельно выбивать на ней фискальный чек на безналичную оплату и отдавать его клиенту.
Для динамического кода требуется интеграция с кассовыми программами — в этом случае на чеке или экране формируется уникальный QR-код с суммой покупки.
Это не так сложно, как кажется: настройку и интеграцию кассы с СБП берет на себя банк. Специалисты помогут настроить кассовую программу так, чтобы она сама выдавала нужный QR-код. Интеграцией занимаются банки и разработчики касс. Например, в Тинькофф уникальный QR-код поддерживают кассы «Контур», r_keeper, «Кристалл» и iiko. Еще простое подключение к кассе «1С:Розница».
Показать покупателю. Готовый QR-код нужно показать покупателю. Он отсканирует его, автоматически попадет в приложение банка и оплатит покупку через Систему быстрых платежей.
Новый способ оплаты через QR-коды. Как работает, что нужно знать покупателям
В России постепенно внедряют новый способ оплаты с помощью QR-кодов. Упрощенно это выглядит так: человек сканирует код на кассе, а затем оплачивает покупку через мобильное приложение банка. Кому выгодно распространение QR-кодов и на что необходимо обратить внимание при оплате через систему быстрых платежей? Сможет ли новая форма вытеснить банковские карты с рынка, в чем состоят ее преимущества?
💰 Причины внедрения нового способа оплаты
В среднем действующая банковская комиссия на эквайринг составляет 1,5-1,7% (доходит до 3%), что гораздо больше, чем в Европе. В европейских странах эквайринг контролируется государством, и комиссия составляет менее 1%. В России комиссионные за безналичную оплату никак не регулируются со стороны государства. Торговые сети и крупные ритейлеры жалуются, что для них платить комиссию за эквайринг нерентабельно: она «съедает» до 7% прибыли. Получается, что даже инкассация для них обходится дешевле, чем прием безналичных платежей.
Банки категорически против снижения размера комиссии, так как подчеркивают, что плата распределяется между несколькими участниками: банком-эмитентом, эквайером и процессинговым центром. Вдобавок банки вложили немало средств в распространение безналичных платежей и повсеместную установку терминалов, что способствовало доле оплат картами до 43%.
Внедрение системы быстрых платежей с помощью оплаты через QR-код уже тестируется в торговых сетях и банках.
Есть еще одна причина, по которой государство заинтересовалось данным способом оплаты. Связано это со стремлением ЦБ легализовать получаемые доходы малых предпринимателей. Сегодня многие из них в попытке удержать клиентов принимают платежи в Сбербанк.Онлайн, но это незаконно, так как этот счет не предназначен для ведения бизнеса. С помощью QR-кодов ЦБ планирует вывести из тени малый бизнес, предоставив ему удобный инструмент для получения оплаты.
📱 Принцип работы
Различают две разновидности QR-кода:
Сейчас в России реализован функционал только статических кодов. Работают они следующим образом (на примере проекта Сбербанка «Плати QR»):
Также новый способ оплаты представлен на некоторых интернет-площадках (например, на Wildberries) через государственную систему быстрых платежей (СБП). С 2019 года СБП была внедрена Центробанком.
👇 Кому выгодна оплата по QR-коду
Комиссия за оплату кодами составляет от 0,6% для социальной сферы (Госуслуги, паркинги, гаражи, больницы, аптеки), 1% – при крупных покупках (турпакеты, автомобили, недвижимость) – но не более 10 тыс. р. за транзакцию, 1,5% – в других отраслях, которые не указаны выше (продукты, товары и пр.). Это тарифы в Сбербанке, но вполне вероятно, что у других банков они будут в похожем диапазоне.
Теоретически для банков переход на оплату с помощью кодов станет наименее выгодным:
Косвенно пострадать от этого могут и покупатели в случае, если банки вынужденно уйдут от программы лояльности из-за снижения доходов.
Но даже если банкам не нравится идея перехода на новую форму оплаты, им придется ее внедрять. К октябрю 2020 года у всех системно значимых банков должна быть подобная опция для оплаты в приложениях. Остальные банки должны присоединиться к системе быстрых платежей с апреля 2022 года.
А вот торговые точки, напротив, окажутся в числе выигравших от новой формы оплаты. В результате снижения комиссии на платежах они могут увеличить свою прибыль. При больших оборотах это будет весьма ощутимая разница.
Маленькие магазины оплата по QR может заинтересовать, благодаря возможности не ставить терминал и не оплачивать его содержание. По мнению государства, QR-коды могут заинтересовать мелких предпринимателей, которые сегодня принимают только наличные: салоны красоты, хостелы, цветочные магазины, ремонтные мастерские и пр. Они смогут более не терять клиентов, у которых нет при себе наличных, и при этом не тратить деньги на подключение к эквайрингу.
🔎 На что обратить внимание обычным покупателям
С точки зрения покупателя, пока нет очевидных преимуществ для использования такой формы оплаты. Для тех, кто не любит носить с собой карту – есть NFC; кто не любит вводить пин-коды – может оплачивать бесконтактно; кому важна дополнительная безопасность – может оформить виртуальную карту.
Заинтересовать оплата кодами пока может только тех, кто любит пробовать все технологические новинки, включая новые способы оплаты. Поэтому первое время технология может распространяться на «эффекте новизны».
Как принимать оплату по QR-коду
Можно ли заменить эквайринг на платежи через QR-коды
Оплата по QR-коду — это вид безналичного платежа, аналог оплаты банковской картой через эквайринг.
Все ИП и организации могут принимать оплату через QR-коды на свои расчетные счета. Покупать для этого специальное оборудование не нужно. Продавец размещает QR-код для оплаты, например печатает его на ценнике или показывает с экрана планшета рядом с товаром. Покупатель считывает QR-код через приложение банка, чтобы оплатить товар или услугу.
В QR-коде может быть зашифрована любая текстовая информация — рекламный слоган, телефон, ссылка на сайт. Его могут предъявить пассажиры вместо электронного билета или предприниматели вместо визитки. Если QR-код применяют для платежей, то в него зашифровывают реквизиты получателя, сумму и назначение платежа. По ним и происходит оплата товара или услуг.
Расскажу, как бизнесу наладить прием оплат по QR-кодам.
Курс о больших делах
Плюсы и минусы оплаты по QR-коду
Для бизнеса прием платежей по QR-кодам имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы. Прием оплаты по QR-кодам дешевле эквайринга, бизнес может сэкономить на комиссии банку. Комиссия зависит от вида деятельности компании: либо 0,4%, либо 0,7%.
Не нужно покупать оборудование: QR-коды генерирует банк, а считывает их смартфон покупателя — все бесплатно.
Принимать оплату по QR-коду может любой бизнес — и онлайн, и офлайн, на любом режиме налогообложения. После подключения такой возможности в своем банке достаточно разместить коды в удобных местах. Банковский терминал не потребуется.
Минусы. Заплатить по QR-коду смогут не все покупатели, а только те, чей банк подключен к СБП, кто знает о возможности такой оплаты и умеет ею пользоваться.
Некоторые продавцы должны принимать карты независимо от того, какие еще способы оплаты они применяют. Например, это касается карт «Мир», если выручка продавца за предыдущий год превысила 20 млн рублей в целом и 5 млн рублей в торговой точке.
В этом случае оплата по QR-коду не поможет сэкономить на аренде терминала — ставить его все равно придется.
Для тех, кто не обязан принимать карты «Мир», полный переход на QR-коды чреват потерей части покупателей — кто-то не захочет или не сможет платить по QR-коду. Например, из-за того, что в смартфоне нет приложения банка.
Прием платежей по QR-кодам подойдет как дополнительный способ приема оплаты, а не вместо эквайринга.
С точки зрения покупателя тоже есть некоторые недостатки, которые ограничивают использование QR-кодов.
Для оплаты через QR-код покупателю нужен смартфон с работающей камерой, счет в банке, подключенном к СБП, приложение банка и мобильный интернет.
Что такое Система быстрых платежей
QR-коды используются в СБП — Системе быстрых платежей.
Система быстрых платежей — это сервис, через который совершают мгновенные межбанковские переводы по идентификатору — номеру телефона или QR-коду.
Поначалу через СБП переводили деньги только физические лица между собой, но с декабря 2019 года бизнес тоже может принимать платежи через систему на расчетный счет.
Компания с компанией или с ИП через QR-код рассчитаться не сможет, но ей это и не нужно. Юридические лица и предприниматели рассчитываются между собой по банковским реквизитам, зашифровывать их в QR-код просто незачем.
Если банк покупателя к Системе быстрых платежей не подключен, оплатить товар через QR-код он не сможет. Поэтому в торговой точке должны принимать оплату разными способами, перейти полностью на QR-коды не получится.
Еще учтите, что СБП не заменяет онлайн-кассу. Покупать кассу для приема платежей от физлиц все равно нужно.
Какие бывают QR-коды
QR-коды генерирует банк, в котором открыт счет продавца, и куда будут приходить платежи от клиентов. Еще QR-коды могут генерировать некоторые кассы, без постоянных запросов в банк — о них расскажу ниже.
Банк может дать один статический код, через который будут расплачиваться все клиенты торговой точки, или генерировать разные динамические QR-коды для каждой покупки. Динамические коды будут появляться на экране кассы при расчете с клиентами, в режиме онлайн. Выглядят эти коды одинаково, разница в зашифрованной в них информации.
Статический QR-код — это код, где зашифрованы только реквизиты продавца, его создают один раз на неограниченное время. Во время оплаты покупки нужную сумму клиент будет вводить сам. Статический QR-код продавец может, например, распечатать на бумаге и наклеить рядом с кассой.
Динамический QR-код. В этом коде есть не только реквизиты продавца, но и все сведения о данной покупке — товары, сумма и назначение платежа. Динамические QR-коды генерируют для каждого клиента индивидуально — под конкретный товар, работу или услугу.
После считывания динамического QR-кода клиенту нужно будет подтвердить списание денег в банковском приложении, вводить сумму покупки ему не надо. Динамические коды, как правило, действуют ограниченное время, например один час или одни сутки.
Владелец бизнеса сам решает, какие коды — статические или динамические — ему нужны. Статические коды можно распечатать всего один раз, но есть вероятность, что покупатели будут вводить суммы с ошибками. Динамический код исключает такие ошибки, но его нужно формировать каждый раз на компьютере, планшете или смартфоне и показывать покупателю для сканирования.
Сколько придется платить банку
Размер комиссии при оплате через СБП устанавливают банки, которые отправляют и принимают платежи, то есть существует две комиссии — за исходящий и входящий платеж. Максимальный размер комиссии устанавливает Банк России.
Для бизнеса прием входящих платежей через СБП платный:
Максимальная ставка 0,4% установлена для оплаты лекарств, БАДов и других товаров медицинского назначения, исключая медтехнику, благотворительных платежей, а еще — для оплаты услуг самозанятых. Например, клиент заказал у самозанятого услуги по уборке квартиры и оплатил их через СБП. Самозанятый с любого такого поступления заплатит максимум 0,4%.
Для всего остального остается такая же максимально допустимая ставка комиссии в 0,7% от суммы перевода.
максимальная комиссия оплаты через СБП
Малый и средний бизнес может возместить комиссии, уплаченные по операциям через СБП с 1 июля по 31 декабря 2021 года. Банки сами передадут сведения об уплаченных комиссиях, получат субсидию и компенсируют затраты предпринимателям.
Комиссия за прием платежей по QR-кодам значительно ниже, чем комиссия при оплате через эквайринг. За платежи через эквайринг приходится платить 1—3% с каждой оплаты, плюс к этому нужно платить за аренду терминала.
Оплата по QR коду. Что это и как это работает.
Оплата по QR коду – это бесконтактный способ оплаты, при котором оплата осуществляется путем сканирования QR кода мобильным приложением. Чтобы произвести такую оплату, покупатель должен отсканировать QR-код, котрый ему предоставляет продавец, с помощью своего смартфона. Покупатель должен ввести сумму, которую он должен заплатить, и подтвердить платеж.
Что такое QR код?
QR код (quick response — «быстрый ответ» англ.) это черно-белая картинка в виде пиксельных узоров, на которой зашифрована информация. При сканировании вашим смартфоном картинка QR-кода декодируется программным обеспечением и преобразуются в строку символов. В зависимости от этой информации, ваш телефон может открывать ссылку в браузере, подтверждать платежную информацию, проверять геолокацию и многое другое. В случае цифровых платежей это может быть информация о продавце, сумме транзакции и платежных реквизитах.
QR-код выделяется тремя маленькими квадратами, расположенными в нижнем и верхнем левом углах и верхнем правом углу. Картинка имеет квадратную форму, состоящую из матрицы маленьких квадратов. Количество маленьких квадратов на каждую сторону может быть разным, например 33 x 33 или 177 x 177.
Чем меньше квадратов, тем меньше информации содержит код и наоборот. Поскольку информация содержится в двух направлениях, она может содержать намного больше данных, чем одномерный штрих-код который например наносится на товары. QR-код, состоящий из квадратов 177 x 177 содержит 4296 символов или 23 648 бит.
Поскольку QR-коды содержат больший объем данных, они позволяют использовать шифрование, которое полезно для безопасности платежей.
В отличие от линейных штрих-кодов, которые могут быть считаны только лазерным сканером с бумаги, QR-коды можно сканировать как с бумаги, так и с экрана обычной камерой.
Как работает оплата по QR коду
Чтобы произвести оплату по QR коду, вам потребуется:
И iPhone, и смартфоны Android могут сканировать QR-коды непосредственно из приложения основной камеры. Вы просто открываете камеру и наводите ее на QR-код, который сразу распознает ее и открывает уведомление (приложение), требующее, чтобы вы коснулись его, чтобы завершить соответствующую операцию.
Для оплаты по QR-коду подойдет любой даже самый бюджетный телефон с камерой, который поддерживает банковские приложения. Тогда как для бесконтактной оплаты через Apple Pay, Android Pay, Mir Pay и другие системы требуется, чтобы в телефон был встроен NFC-модуль.
В России платежи по QR коду поддерживаются системой быстрых платежей (СБП). Максимальное время перевода в этой системе не более 15 секунд, платежи для покупателей бесплатны, а с продавцов берется не более 0,7% комиссии.
Для оплаты товаров и услуг используются 2 типа QR-кодов:
Возможно три способа оплаты по QR-коду:
Как оплатить по QR коду
1-й способ. Продавец сканирует ваш QR код.
Видео как произвести оплату по QR коду через сбербанк
2-й Способ. Оплата по QR коду за определенный товар или услугу. Сканирование кода продавца.
Обычно применяется при разовых платежах за отдельные товары, а также при платежах через интернет или по бумажным счетам.
3-й способ Платежи между приложениями.
И вы, и получатель открываете соответствующие приложения, затем вы сканируете уникальный QR-код получателя, отображаемый в его приложении, через ваше собственное приложение. Вы подтверждаете сумму для оплаты и нажимаете согласиться чтобы завершить платеж.
Что касается покупок в интернете, то здесь нет особых различий. Если в интернет-магазине предусмотрена такая возможность, то найдите QR-код на странице оплаты, в личном кабинете на сайте магазина или на электронной почте. При этом не нужно вводить данные карты — достаточно открыть приложение банка и навести камеру телефона на QR-код. Приложение считает код, вы подтвердите платеж — и деньги сразу переведутся с вашего счета на счет онлайн-магазина.
Преимущества и недостатки оплаты с помощью QR-кода
Преимущества:
Недостатки
Возврат денег при оплате QR кодом
Процедура оформления возврата точно такая же, как и при оплате покупок банковской картой или наличными. В течение 14 дней с момента покупки нужно обратиться к продавцу с неиспользованным товаром, чеком и паспортом и написать заявление на возврат суммы.
По закону магазин обязан вернуть деньги в срок до двух недель. Если платеж проходил через систему быстрых платежей, то деньги возвращаются мгновенно.
Leave a Reply Отменить ответ
О сайте
Деньги, финансы, кредиты платежные системы. Полезная информация и лайфхаки.
Как сделать оплату по QR-кодам в интернет-магазине: пошаговая инструкция и советы
Когда у пользователей возникает задача, связанная с покупкой товара в интернет-магазине, они уделяют много времени сравнению условий на разных торговых площадках. На принятие решения о покупке влияет большое количество факторов, но удобство проведения платежей находится на одном из первых мест.
В новой статье поговорим о том, как принимать оплату по QR-кодам в интернет-магазине и что нужно для подключения платёжного инструмента. В конце вас ждут советы по работе с QR-кодами.
Что такое QR-коды и как они работают
QR-код — штрихкод, в который зашифрована какая-либо информация. В digital маркетинге и e-commerce QR-коды используются для упаковки ссылок. Например, с их помощью можно поделиться адресом страницы или показать код покупателю, чтобы он перевёл деньги на счёт.
В последние годы QR-коды начали активно распространяться и проникать в разные сферы жизни. Например, в общественном транспорте размещают наклейки с кодами, которые необходимо поместить в объектив камеры смартфона, чтобы считать информацию.
Смартфоны есть практически у каждого, поэтому возможность получить информацию, зашифрованную в сочетании черно-белых символов, доступна без каких-либо специальных инструментов. Достаточно навести камеру на QR-код и в случае успешного распознавания на экране отобразится конечная ссылка.
QR-коды пользуются спросом у офлайн-предприятий, которые хотят показать клиентам, что они следят за современными технологиями и активно внедряют их в бизнес-процессы своих компаний. Например, если в магазине нет терминала, а клиент не хочет платить наличкой, создание QR-кода позволит решить проблему.
В Китае оплата через QR-коды входит в число популярных инструментов и большое количество транзакций проводится через платёжные системы WeChat и AliPay. Коды можно увидеть даже на улице и пожертвовать музыкантам, которые играют любимую песню на улице.
В России доля электронных платежей растёт, потому что людям выгоднее проводить операции через системы бесконтактной оплаты вроде Apple Pay и Google Pay, чем носить с собой наличные. А проблема поиска мелочи перестаёт быть актуальной.
Коронавирус и ограничения во время пандемии ещё сильнее увеличили популярность бесконтактной оплаты. Данные открытых источников показывают, что в марте 2020 года доля электронных платежей выросла до 67%. А бесконтактную доставку запустили все крупные ритейлеры.
В январе 2019 года Центральный Банк Российской Федерации выпустил систему быстрых платежей, через которую и производится оплата с помощью QR-кодов у предпринимателей и юридических лиц.
Существуют несколько видов QR-кодов, которые отличаются количеством зашифрованной информации и другими параметрами. Одноразовый код привязан к конкретному товару и содержит реквизиты оплаты. Принцип работы максимально простой: кассир показывает QR-код на экране устройства, клиент считывает его и подтверждает транзакцию в приложении своего банка.
Многоразовый код работает по другому сценарию. В нём зашифрованы реквизиты продавца, а сумму необходимо ввести после распознавания кода и получения платёжной ссылки. Многоразовые коды актуальны и для предпринимателей, которые предоставляют услуги в интернете.
Например, если необходимо оплатить услуги репетитора и каждый раз сумма отличается, многоразовый QR-код позволит решить проблему и продавцу не надо будет каждый раз выписывать новый чек. А подключение к эквайрингу позволит автоматизировать задачу.
Процесс оплаты сводится к следующим шагам:
Если говорить о e-commerce, то способ оплаты пока не пользуется спросом, потому что пользователи привыкли оплачивать покупки в интернете через онлайн-банкинг. Они выбирают нужный вариант в форме и оплачивают заказ стандартным способом.
Формат реализации оплаты по QR-кодам отличается в зависимости от особенностей платформы, на базе которой проводятся операции. Например, в ЮMoney можно переводить деньги на кошелёк продавца после считывания QR-кода. Но транзакции привязаны к платёжной системе.
Система быстрых платежей — более удобный вариант как для продавцов, так и для покупателей. Практически в каждом приложении крупных банков России есть кнопка для перевода денег через СБП. В настройках системы пользователь может заранее выбрать счёт, с которого будут списываться средства и автоматизировать задачу.
Проблема лишь в том, что пока способ оплаты подходит не всем клиентам. Некоторым привычнее отдавать деньги за заказ в интернет-магазине после проверки товара на почте или проводить платежи через любимый банк, где в любой момент можно запросить возврат через процедуру chargeback.
Онлайн-магазинам стоит уделить больше внимания работе с QR-кодами, потому что при проведении платежей через СБП деньги поступают на счёт гораздо быстрее, чем при использовании эквайринга. А комиссия по услуге гораздо меньше, чем берёт любой платёжный сервис, выступающий в роли посредника.
Есть мнение, что QR-коды подходят не всем коммерческим проектам и это правда. В некоторых нишах пользователей сложно переучить и мотивировать на использование новых инструментов. Но если наглядно показать преимущества, часть аудитории может перейти на другой формат оплаты.
Мотивация для онлайн-ритейлеров простая — быстрое проведение платежей и более низкая комиссия. Можно сэкономить деньги на эквайринге и перенаправить их на рекламу торговой площадки или развитие логистической инфраструктуры.
Популярность оплаты по QR-кодам в России
Пользователи, которые привыкли заказывать товары в интернете, предпочитают оплачивать заказы электронными кошельками и банковскими картами. Поэтому их будет сложно переориентировать на другие инструменты. Привычка — очень сильный фактор сдерживания, который влияет на популярность использования QR-кодов.
По данным опросов, россияне считают платежи по QR-кодам самыми неудобными и их не интересует факт, что они выгодные для продавцов. При этом 84% респондентов планируют использовать этот способ оплаты в будущем. Выборка относительно небольшая — 1600 человек, но в опросе принимали участие люди не моложе 18 лет.
Эксперты считают, что при наличии платежного шлюза в интернет-магазинах, QR-коды становятся бесполезными. Но отказываться от дополнительного способа оплаты, который может сэкономить сотни тысяч рублей в год на комиссиях по эквайрингу, тоже не стоит.
В свежем исследовании платёжной системы Visa, говорится о том, что компания не увидела перспектив развития оплаты по QR-кодам в России. Около двух лет назад Visa работала над моделью оплаты, но отказалась от неё из-за доминирования мобильных платежей.
Пока что не наблюдаются изменения по росту популярности оплаты через QR-коды, но возможно в ближайшие годы ситуация изменится. Если доля платёжного инструмента увеличится хотя бы на 10-15% это будет поводом для массовой интеграции нового способа оплаты в бизнес-процессы онлайн-ритейлеров.
Принимать решение о настройке QR-кодов в интернет-магазине необходимо на основе анализа поведения целевой аудитории. Можно провести опрос и узнать мнение целевых пользователей о новом инструменте. Если большинство позитивно оценят новое решение, можно потратить время на его реализацию.
Опыт других стран показывает, что оплата по QR-кодам очень перспективная и может спровоцировать мощный толчок в развитии безналичных платежей. Ограничения из-за пандемии будут действовать ещё долго, поэтому ситуация с популярность юспособа оплаты может измениться в любой момент.
Преимущества и недостатки
Главный недостаток оплаты по QR-кодам заключается в низкой популярности. Этот факт изменить не получится, но у инструмента есть и преимущества, о которых необходимо знать.
Плюсы:
Недостатки:
Плюсов много, но пока владельцам интернет-магазинов стоит расценивать оплату через QR-коды как дополнительный, а не основной платёжный инструмент. Когда ситуация изменится в глобальном масштабе, можно будет пересмотреть положение дел.
Перед началом интеграции платёжного метода в бизнес-процессы торговой площадки необходимо провести подробный анализ, учесть мнения пользователей и выполнить несколько тестовых платежей, чтобы убедиться в корректности работы технологии.
Пошаговая инструкция по настройке оплаты через QR-коды
Не стоит забывать, что многие ритейлеры совмещают офлайн-бизнес и онлайн-проекты. В таких случаях оплата через QR-коды будет очень полезна и уже давно работает как один из главных инструментов для компаний, которые взаимодействуют с клиентами за пределами интернета.
Возьмём условный интернет-магазин обуви и представим, что 90% заказов доставляются по модели с постоплатой. В условиях пандемии большинство клиентов отказываются от оплаты наличными и переводят деньги через электронные системы и приложения банков.
В таком случае QR-коды будут идеальным решением проблемы. Курьер показывает код на экране смартфона, а потом распечатывает чек и отдаёт его покупателю. Все остаются довольны: клиенту не надо возиться с наличкой, а курьеру искать сдачу. Такая модель реализована в онлайн-кассах и пользуется спросом.
Если предприниматель собирается открыть интернет-магазин и совмещать его с офлайн-точкой продаж или придумал нестандартный вариант интеграции QR-кодов, стоит воспользоваться нашей инструкцией.
Составьте план действий
Любое изменение модели работы интернет-магазина не должно выполняться без тщательного анализа последствий. Если владелец площадки не хочет потерять лояльную аудиторию и стабильный поток заказов, необходимо уделить внимание составлению подробной стратегии работы.
Оплата по QR-кодам — специфический инструмент, который требует особого подхода. Его нельзя просто добавить и надеяться, что пользователи начнут активно пользоваться им при оплате заказов. Необходимо управлять вниманием аудитории, показывать преимущества и задействовать маркетинг.
Соберите обратную связь
Идеальный вариант получения фидбека предполагает сбор информации после тестового периода. Можно добавить оплату по QR-кодам на несколько дней и ознакомиться со статистикой. По итогам эксперимента удастся получить ценную информацию, которую можно использовать для улучшения бизнеса.
Если по результатам тестов станет понятно, что большинство клиентов предпочитают традиционные способы оплаты, не стоит навязывать им свою политику. Лучше прислушиваться к мнениям действующих клиентов, чтобы сохранить их доверие и шансы на повторное оформление заказов.
Выберите сервис для проведения платежей
Представим, что предприниматель провёл опрос и выяснил, что 50% аудитории заинтересованы в оплате заказов через QR-коды. Теперь необходимо выстроить механизм таким образом, чтобы он не разрушил пользовательский опыт.
Выбор инструментов для интеграции QR-кодов как способа оплаты в интернет-магазин много. К примеру, есть сервис «Плати QR» от Сбербанка с комиссией 0,6% за каждый платёж.
Сбербанк предлагает бесплатное обслуживание и несколько вариантов интеграции платёжного инструмента. Например, можно использовать API, чтобы создать уникальный модуль под свой интернет-магазин.
Платёжный сервис Robokassa тоже предлагает решение для оплаты по QR-кодам для участников платформы Robomarket. Код можно считать из письма, который приходит на почту после оформления заказа или прямо в карточке товара.
Если Сбербанк или Robokassa по каким-то причинам не подходят, можно выбрать другие сервисы:
Для приёма платежей по QR-кодам индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо заключить договор с сервисом и настроить интеграцию с онлайн-кассой. «Плати QR» от Сбербанка также интегрирован в товароучётный сервис «МойСклад».
Советы по работе с QR-кодами
Пока целесообразность использования QR-кодов под вопросом, но через несколько лет отношение к ним у интернет-покупателей может измениться. Лучше интегрировать инструмент заранее, а не тратить время на экстренное решение задачи, когда придётся гнаться за трендом.
Воспользуйтесь нашими советами, чтобы защититься от возможных проблем:
Оплата по QR-кодам — удобный инструмент, который может принести пользу интернет-магазинам. Он особенно актуален для компаний, совмещающих офлайн и онлайн-деятельность.
Используйте наши рекомендации, чтобы сделать интеграцию нового способа оплаты быстрой и эффективной. Следите за поведением аудитории и корректируйте стратегию работы при необходимости.
- во что можно поиграть с друзьями на пк бесплатно
- что нужно чтобы переоформить машину с мужа на жену