что нужно для олимпиады по биологии знать
Внимание! Акция до 25 декабря!
Как подготовиться к олимпиаде по биологии?
Окружающий мир полон загадок. Многих школьников привлекает именно биология, поскольку данный предмет позволяет узнать не только о том, что нас окружает, но и о том, кем мы являемся. Ни для кого не секрет, что олимпиады являются неотъемлемой частью школьной программы. Они могут организовываться в рамках школы или всей страны.
Интеллектуальные соревнования подразумевает применение на практике всех полученных знаний. Если речь идет о простом конкурсе в школе, то будет достаточно использование знаний, полученных на уроках. Но как быть, если предстоит участвовать во всероссийском соревновании? Здесь без подготовки не обойтись. Давайте попробуем разобраться, как выучить весь необходимый материал, чтобы проявить себя с самой лучшей стороны.
Интернет – ресурсы, заслуживающие внимания
Вряд ли сегодня можно найти человека, который обходится без всемирной паутины. Дети с малых лет умеют пользоваться интернетом, поэтому не стоит игнорировать современные технологии. Его можно использовать для саморазвития. Используйте следующие ресурсы для того, чтобы выиграть олимпиаду по биологии:
В интернете можно найти много полезной информации. Выбирая олимпиаду, заранее продумайте, как будете к ней готовиться. Приложите максимум усилий, тогда Вы непременно останетесь довольны своим результатом.
Полезные для участников книги
Школьники должны уделять внимание и печатным изданиям. Рекомендуются следующие пособия:
Также можно использовать множество полезный изданий. Выбор их просто огромен. Не знаете, что выбрать? Обратитесь за помощью к своему преподавателю.
Подготовка к олимпиаде по биологии: что она в себя включает?
Олимпиада – это всегда своеобразный стресс для любого участника. Для того, чтобы свести его к минимуму, рекомендуется заранее подготовиться к мероприятию. Некоторые школьники сравнивают интеллектуальные соревнования с ЕГЭ, отмечая, что в ходе решения заданий испытывают схожие чувства.
Хотите узнать, как подготовиться к олимпиаде по биологии? Для этого необходимо запастить терпением и выделить время на занятия. По возможности рекомендуется заниматься не только самостоятельно, но и вместе с преподавателем, который поможет разобрать олимпиадные задания прошлых лет. С их помощью можно будет понять, какие приблизительно задания могут встретиться на предстоящем мероприятии.
Стоит отметить, что олимпиада по биологии является отличным шансом проявить себя. Данная наука интересная, поэтом полученные знания можно будет применить и в дальнейшем. Хотите одержать победу в предстоящем конкурсе? Начните подготавливаться к нему не за день или неделю, а хотя бы за несколько месяцев.
Дистанционные тесты для школьников всех возрастов
В настоящее время востребованы онлайн конкурсы, принять участие в которых могут не только олимпиадники, но и все желающие. Они находятся в свободном доступе на соответствующих виртуальных ресурсах. Стоит отметить, что классифицируются они не только по школьным предметам, но и по возрасту (классу) учащихся. Не упускайте возможность проверить себя при помощи таких тестирований.
Хотите узнать, как готовиться к олимпиаде по биологии? Обратитесь, в первую очередь, к своему учителю, который предоставит учебные пособия и задания прошлых лет. Для более углубленного изучения материала можно использовать дополнительные источники информации – это могут учебники из библиотеки, статьи в интернете и так далее.
Заядлые олимпиадники могут использовать наш портал для того, чтобы проверить свои силы. Мы предлагаем огромное количество конкурсов и викторин на любой вкус. Там же можно решить олимпиаду по биологии, которая представляет собой вопросы с вариантами ответов. Они не отнимут много времени, но позволят объективно оценить свои возможности.
Участие или победа решать Вам!
В статье мы подробно рассказали, как правильно подготовиться к любому интеллектуальному конкурсу. Хотите победить? Приложите максимум усилий для достижения поставленной цели. Уделяйте внимание подготовке, тогда все непременно получится. Можно самостоятельно заниматься или с учителем, также поможет помощь и одноклассников. Главное – это упорно заниматься для того, чтобы от проделанной работы были результаты.
Для победы в любом конкурсе нужно проявить себя лучше всех. Как это сделать? Надо приложить все свои усилия. На самом деле нет ничего сложного, если заранее подготовиться к выбранному конкурсу. Верьте в свои силы и в себя, успокойтесь и приступайте к решению заданий. В случае возникновения сложностей перечитайте вопрос, возможно, но просто сформулирован запутано, чтобы сбить Вас с толку. Желаем удачи на предстоящих конкурсах.
Всероссийская олимпиада по биологии для 9 класса: что учить, к чему готовиться?
Недавно наш блогер Евгения Ярославцева писала о том, чем Всероссийская олимпиада отличается от остальных, и как лучше к ней подготовиться, чтобы были шансы попасть в вуз без экзаменов. Сегодня в деталях изучим, как устроен Всерос по биологии.
Принципиальные отличия Всероса по биологии от других
Здесь ключевым моментом является практика. Если вы сделаете её хорошо, то это уже 90% успеха. Часто встречаются случаи, когда люди с плохой теорией писали хорошую (может быть, даже не лучшую) практику и становились победителями по процентной сумме. Практика даёт где-то в 2,75 раза больше баллов, чем теория. Так что все усилия непосредственно перед олимпиадой стоит направить именно на нее. На других Всеросах ситуация иная.
Приведу пример с химией. В этом году значимость практики переоценили, она стала весить в два раза больше, чем раньше — не 40 баллов, а 80, при том что каждый из двух теоретических туров даёт по 100 баллов. Как видите, даже сейчас практика на химии составляет менее 33% от общего количества баллов. Она дает лишь 28,57%, что очень мало. На физике практика и теория составляют равные доли по вкладам в общий балл, т. е. максимальный балл и по практике, и по теории примерно один и тот же.
Программа подготовки 9, 10 и 11 класса сильно различается. В девятом нужны знания по более старым разделам биологии, таким как ботаника и зоология. В 10 и 11 классах упор делается на биохимию, генетику и физиологию растений, это относительно новые науки. Поэтому и подготовка отличается.
Считается, что любой Всерос проще всего выиграть именно в девятом классе — слабая конкуренция
К биологии этот факт тоже относится, бонус — достаточно лёгкие задания. В 10, а тем более в 11 классе конкуренция резко повышается, а заданий становится так много, что в конце уже начинаешь ставить ответы наугад…
В девятом классе разделы по практике не меняются из года в год: Ботаника, Зоология беспозвоночных, Человек, Биосистематика. Сначала небольшой общий обзор навыков.
Необходимые навыки
Практика 9 класса: Ботаника
На ботанике обычно дают цветок, вы его определяете с помощью определителя, рисуете диаграмму и пишите формулу (их тоже надо знать). Потом указываете форму жизни по Раункиеру (мне эта система как-то больше импонирует) и/или по Серебрякову. Также отвечаете на вопросы, например, какие плоды у этого растения или есть ли у него листья какой-либо формации и т. п.
Не всегда достаются простые цветочки из лютиковых, бывает, что члены жюри заморачиваются и привозят откуда-нибудь белокопытень или ещё что-нибудь. Это кабинет удачи и везения. Возможны варианты рассматривания цветка под микроскопом (да, всё так плохо). Но в целом, если знать весеннюю флору средней полосы России, написание этого кабинета уже не кажется сверхсложной задачей.
Сходите в лес весной, в ботанические сады, также стоит съездить на биологическую станцию и поучаствовать в походах
Потренируйтесь работать с определителем, пусть даже не с живыми цветами, а с гербарием.
Советую работать быстро, т. к. на каждый кабинет отводится 50 минут.
Практика 9 класс: Человек
Для этого кабинета нужно хорошо понимать расчёты по ЭКГ, желательно уметь его снимать. Также необходимо знать все зубцы и ориентироваться в определении электрической оси сердца, нужно знать основные заболевания и характренные изменения на ЭКГ.
Для того чтобы подготовиться к теме ЭКГ, стоит почитать студенческие книжки, важно знать основные три отведения и расчёты. Судя по последним годам олимпиады, на этом практикуме часто дают задания по органам. Поэтому стоит знать, как выглядит тело человека изнутри, как расположены органы, уметь определять органы на МРТ, уметь определять, что введено по рентгену.
5 причин участвовать в школьных олимпиадах
Кроме того, нужно уметь оценивать снимки в простейшем варианте, знать, как выглядят органы при эндоскопии, знать гистологию различных органов, (хотя ей, судя по последним тенденциям, уделяют наименьшее внимание). Для этого можно посмотреть видео с настоящими операциями, попробовать различать органы, посмотреть видео при эндоскопии.
Практика 9 класс: Зоология беспозвоночных
Какие книги я могу посоветовать:
Рупперт Э.Э. «Зоология беспозвоночных», Догель В.А. «Зоология беспозвоночных». Лично я готовилась по учебнику «Биология для поступающих в вузы», Билич Г.Л., Крыжановский В. А. Отличный учебник — чётко, лаконично, идеально в тандеме с Руппертом.
Практика 9 класс: Биосистематика
Здесь каждый год задания меняются, поэтому что дадут — воля случая. Обязательно уверенное владение микроскопом. Необходимо знать микологию и в особенности альгологию, жизненные циклы и примеры. Обязательно знание новой системы природы, со всеми супергруппами и царствами, знание особенностей этих супергрупп и царств, эволюции хлоропластов. В мой год были простейшие, а до этого водоросли. Также нужно уметь готовить препараты раздавленная капля без «умерщвления» на спиртовке.
Книги: Ботаника в четырёх томах Белякова, Дьяков, Тарасов и Практическая биология для олимпиадников под редакцией П.Волошиной.
Теория
Стоит отметить, что она не так сложна, как в 10 и 11 (одинаковые задания). Можно успеть решить всё. Задания исключают познания по биохимии, молекулярной биологии, физиологии растений. Зато напичканы ботаникой и вопросами по темам эволюции, альгологии и микологии, зоологии, физиологии человека. Подготовиться и выиграть реально, главное — начинать готовиться заранее.
Выездные школы
Было бы отлично съездить на Звенигородскую биологическую станцию МГУ или вообще на биостанцию. Хорошо готовят на весенних сборах «Современная биология» в Кирове, а также в Кировской летней многопредметной школе в городе Вишкиль. В этом году открылось несколько новых школ, например, в Майкопе. Как там учат — никто не знает, потому что это только первый год, но преподавать там будут члены жюри, поэтому я думаю, что на высшем уровне. Готовиться нужно в основном к практике, микроскоп домой не купишь, поэтому желательно учиться в спецшколе с наличием лаборатории и другого оборудования.
В медицинский без экзаменов: как подготовиться к олимпиаде по биологии
Победа или призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады позволяет вне конкурса поступить в любой российский вуз на факультет, где предмет олимпиады — профилирующий. Например, победа в олимпиаде по биологии поможет поступить на медицинские, ветеринарные и другие естественно-научные факультеты.
При этом Всероссийская олимпиада по биологии — одна из самых сложных. Кроме теоретической части, в ней есть и практические задания, к которым почти не готовят в школе. Как подготовиться к практическому туру, какую теорию необходимо знать и какие ошибки бывают, рассказывает Вера Симакова, олимпиадный тренер по биологии Центра образования «Коалиция».
Из чего состоит практический тур
Хорошо справиться именно с практическим туром очень важно для победы в олимпиаде: на заключительном этапе он может принести столько же баллов, сколько теоретический. Практические задания не просто выходят за рамки школьной программы — это задания для 1-2 курсов биологического факультета. К ним всегда прилагается инструкция по выполнению, но без определённых навыков и опыта задание крайне сложно выполнить с первого раза за отведённое время.
Кабинеты для практических заданий готовят члены жюри — специалисты в определённой области биологии (зоологии позвоночных или беспозвоночных, анатомии или физиологии человека и так далее). Поэтому для эффективной подготовки необходимо привлекать преподавателей, также специализирующихся на этих темах и задачах.
Девятиклассников ждут кабинеты морфологии растений, зоологии беспозвоночных, анатомии человека, а на заключительном этапе также кабинет биосистематики.
Узнать, какие кабинеты предстоят на олимпиаде десятым и одиннадцатым классам, можно за неделю-две до регионального этапа и за два дня до заключительного. Но десятому классу стоит подготовиться к зоологии позвоночных, анатомии и физиологии человека, микробиологии и ботанике (морфологии, анатомии и физиологии растений). Одиннадцатый класс обычно ожидает ботаника (анатомия и физиология растений), биохимия, молекулярная биология, генетика, эмбриология и биология животных.
Как подготовиться к практическим заданиям
Требования к практическим навыкам растут с каждым этапом. На региональном этапе школьнику в кабинете зоологии беспозвоночных нужно классифицировать предложенное беспозвоночное животное, сделать биологический рисунок и отметить внутренние органы, а на заключительном этапе — уже самостоятельно произвести вскрытие.
В профильных классах в специализированных школах иногда изучают необходимые для подготовки к олимпиаде темы и проводят практические занятия, но таких школ — единицы. Даже в подобных случаях недостаточно просто изучать предмет углубленно, к олимпиаде нужно целенаправленно готовиться.
Существует много возможностей для подготовки к олимпиаде: специализированные кружки и курсы, сборы, выездные школы, летние практики, посещение зоомузеев и ботанических садов, участие в других рейтинговых олимпиадах («Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы», «Всесибирская олимпиада») и турнирах («Турнир юных биологов»).
Выездные школы
Выездные школы и олимпиадные сборы помогут не только подтянуть практические навыки на профессиональном лабораторном оборудовании, но и дадут опыт полевой практики. А такие занятия непосредственно перед туром помогут быстро заполнить пробелы в знаниях и отточить умения, необходимые на практическом туре. Кроме того, в школе можно сосредоточиться на подготовке, не отвлекаясь на посторонние предметы, и лично обсудить сложные моменты с преподавателем. Общение с другими участниками также очень мотивирует и вдохновляет многих ребят.
Очные курсы
На курсах можно в течение всего года планомерно готовиться по предмету, детально отрабатывать теорию и практику вместе с преподавателями. Курсы учат биологически мыслить, делать выводы из полученных данных, строить гипотезы и видеть межпредметные связи.
Участие в других олимпиадах или турнирах
Поучаствовать в других конкурсах стоит, чтобы получить объективную оценку своей подготовки, найти пробелы в знаниях, расширить кругозор и потренировать смекалку.
Для высоких результатов очень важна непрерывная и комплексная подготовка. Возможные сценарии:
Что читать во время подготовки
Для девятиклассников задания теоретического тура базируются на разделах «Ботаника», «Зоология беспозвоночных», «Анатомия человека», «Биосистематика». Программу 10-11 классов дополняют темы из разделов «Анатомия растений», «Физиология растений», «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Молекулярная биология», «Микробиология», «Биохимия», «Генетика», «Эмбриология».
Важно изучать не только узкоспециализированную литературу, но и понимать общие закономерности. С этой задачей поможет справиться американский учебник «Campbell Biology» by Peter V. Minorsky, Michael L. Cain, Jane B. Reece, Lisa A. Urry and Steven A. Wasserman. В нём систематизированы современные знания по всем разделам биологии, есть понятные примеры и качественные иллюстрации.
Ещё один базовый учебник — «Биология в 3-х томах» Д. Тейлора, Н. Грина и У. Стаута. Заполнить пробелы в химии помогут учебники Н. Е. Кузьменко и В. В. Еремина «Начала химии» или «Профильный курс».
После основ можно углубиться в изучение более узконаправленной литературы по разделам.
Лайфхаки для участников
Во время подготовки
На олимпиаде
Составляйте план подготовки, используйте любые возможности для тренировки теоретических и практических навыков — сборы, курсы, выездные школы, кружки, экскурсии, другие олимпиады и турниры. У вас обязательно всё получится!
Всероссийская олимпиада школьников биология 11 класс: инструкция как затащить
Краткий обзор специфики олимпиады
Как я уже рассказывала в предыдущей статье, главное на ВсОШ по биологии это практика. Как в 9, так в 10 и 11 классе. Правда к 11 классу она становится настолько сложной и непредсказуемой, что готовится приходится практически ко всему. В 10 и 11 классе неизвестны кабинеты. То есть может быть как микробиология, так и физраст или анатраст, а может быть эволюция или экология. Теория в 10 и 11 классе одинаковая, то есть одинаковы задания, ну не результаты же. С каждым годом она усложняется. Но в общем можно сказать, что она раза в 2-3 больше, чем в 9 классе. Так что многие участники не успевают доделать задания за 4 часа и в последние минуты ставят ответы наугад. В этом году произошло нововведение, которое заметно омрачняет жизнь таким участникам. Появилась прогрессивная шкала баллов. Что это значит? Это значит что в заданиях 2,3 частей, матрица которых представляет собой таблицу 5×2, где 5 столбцов — это 5 пунктов задания, а 2 строчки — это верно неверно, участник который отметил 5 правильных ответов получает 4 балла, при том что отмечено только 4 правильных ответа участник получает 2 балла, при 3 правильных ответах участник получает 1 балл, при меньшем количестве правильных ответов — 0 баллов. Как видите, условия очень жесткие. Нужно отметить не менее 60%, чтобы получить хоть что — нибудь. При том балл при полном ответе и одном неправильном различается в два раза. В связи с этим можно потерять большое количество баллов на теории. Теперь ее нужно не просто знать, а знать на зубок. Иначе баллы потеряны. Это нужно учесть.
Практика
Практика в 11 классе может быть и не практикой, как все привыкли. Привычная практика — это когда Вы что — то делаете руками. В 11 классе это может быть и работа с видео или минимильное количество практики. Например, в этом году на кабинете Этологии участникам предлагалось поработать с видео, где было показано различное поведение рыбки. А на кабинете Молекулярной биологии нужно было раскапать форез, что, видимо, по ожиданиям членов жюри должно было занять минут 5. В общем, практика это не просто работа руками, а осознанная работа руками, применение теории, логики. Будьте к этому готовы. Конечно, в теории тоже часто бывают задания на логику, но также много заданий просто на знания, например, на знание отрядов насекомых, здесь никакая логика уже не поможет. Разберем практику по кабинетам.
Кабинеты практики
Что же может быть? Физиология растений, анатомия растений, экология, этология, эволюция, генетика, молекулярная биология, физиология человека или животных, микробиология, биохимия, какая — либо зоология. В общем практически все области биологии. Также сочетания этих кабинетов. Но следует знать, что не могут быть на одном всеросе подобные сочетания кабинетов: анатраст и физраст, физиология животных и систематика позвоночных. То есть обычно когда хотят проверить какие — либо знания в зоология проверяют какую — либо часть, например, физиологию животных, проверять систематику при этом отдельным кабинетом не будут. Но анатраст и физраст, также как физиология животных и систематика позвоночных могут быть в одном кабинете, просто маленькими кусочками. Это часто бывает.
Биохимия
Книга, которую я могу посоветовать — это Практическая биология для олимпиадников. Здесь много что описано.
В общем, информация по биохимии обычно рассказывается в спецшколах, например, в Современной биологии, также могу посоветовать свою группу Огарь, которая специализируется на олимпиадной биологии и химии, здесь часто публикуются материалы по биохимии тоже.
Этология
В этом редком кабинете, который появился только в этом году, Вы можете ожидать что — либо с видео про поведение. Например, в этом было про поведение рыбок. Также присутствовал фрагмент про эволюцию, нужно было составить эволюционное древо, использовался принцип парсиномия, также были элементы теории игр, ну и, конечно, расчеты, работа с видео.
Книг посоветовать не могу, т. к. этому учат в специальных школах, например, в Современной биологии в Кирове. В общем, этология это достаточно заадочная наука, наверное, в связи с этим по ней написано достаточно мало книг.
Молекулярная биология
Здесь нужно было раскапать форез. Вообще стоит учесть, что могут дать на молекулярке сделать в ручную, наверное только что — нибудь раскапать, ведь результатов придется ждать достаточно долго. Также стоит учесть, что Вам не могут дать делать дорогостоящий метод. Например, Вы не будете ставить ПЦР, потому что стоимость процедуры где то 5 тысяч, в связи с малоемкостью прибора, будет достаточно много процедур. Так что настраиваться надо на что то не очень дорогое. Потом были задания на познания в ПЦР, естественно базовые, познания в гибридизации, и митозе и мейозе! Последний пункт вызвал затруднения у большинства участников. Требовалось нарисовать деление клетки при данных процессках с 4 хромосомами. Справились немногие. Стоит отметить, что нужно обращать внимание даже на простые вещи, например, митоз и мейоз, ведь нужно понимать не только классные и новые ПЦР и форез, но и старые добрые митозы и мейозы.
Книги, то я могу посоветовать. Методу ПЦР учат в специальных школах. Лучше, как говорится, один раз увидеть и попробовать, чем сто раз прочитать учебник, так что не думайте, что этот практический метод можно осмыслить зная только теорию, лучше всего проделать его руками. Лично я его делала практически каждый день на протяжении месяца… Из книг конечно можно выделить Альбертса Молекулярная биология — упрощенная версия — в ней укладывается вся информация по молекулярке за весь всерос и Ленинджер Молекулярная биология 3 том- здесь информации по молекулярке на жизнь вперед хватит — это усложненная версия для мазахистов. Лично я, прочитав ее, конечно, осознала глобальные процессы, происходящие в клетке, но это мне не пригодилось ни на теории, ни на практике.
Физиология растений
В этом году было задание с пигментами. Нужно было ставить реакции, описывающие их свойства и также указать что произошло вовремя той или иной реакции, какими свойствами обладает пигмент, знать структуру хлорофилла и минимально органическую химию. Здесь нужно было знать свойства пигментов и эти реакции, чтобы ответить сходу, что куда перейдет, даже их не ставя эксперимент. У многих участников реакции не получились, что говорит о том, что все-таки физраст наука экспериментальная и практику никто не отменял. Что еще могло бы быть? Ну например, хромотография, естественно, не практическая, т. к. это долго, т. к. растворители для нее очень ядовитые, ацетон + толуол/бензол, ну и хроматография штука относительно сложная. Дали бы ее в концепции анализа результатов, а именно определения пигментов на ней. Могло быть что — нибудь про антоцианы, как на регионе этого года. Т.е. описать почему при добавлении кислоты или щелочи так изменился цвет, также нужно было знать химические формулы пигментов, хотя бы примерно, никто не требует это рисовать и знать на зубок. Еще вариант — это осмотические явления — плазмолиз — деплазмолиз, что было кажется в прошлом году на регионе 10 класса. Необходимо знать формулу p=c*R*T*i и виды плазмолиза, также аспект движения устьиц. Возможен элемент анатомии растений. Как видите вариантов немного и все они описываются в моей уже любимой книге Практическая биология. Но это все лучше проделать руками.
Общие советы по практике
Как не банально звучит, не волнуйтесь! Это не страшно, члены жюри — не волки, Вас не съедят. Задания они придумывают, чтобы не завалить участника, они хотят, чтобы участник его решил! Поэтому в заданиях очень много тонких подсказок, намеков, формул. Много кабинетов, где нужно применить логику, а информация уже дана, стоит лишь подумать.
Следите за временем. Опытный участник всегда на олимпиаду, на любой тур, возьмет часы, чтобы не отвлекаться на вопросы о времени. Время на выполнения каждого кабинета 50 минут.
Четко распределите порядок действий. То есть сначала нужно сесть и прочитать задания. Потом составить план действий, что я делаю сначала, что затем, что после этого. Бывает, что в середине или в конце задания попадается трудная или долготекущая реакция, которую нужно поставть в начало действий, пока она идет, нужно выполнять другие задания.
Не паниковать. Если Вы не знаете ответ на вопрос, то сначала стоит подумать, если не получается и Вы не знаете точного решения, запишите, что надумали, вдруг, ответ окажется правильным, такое часто бывает.
Не бейте пробирки, не тратьте реактивы! Все участники находятся в равных условиях, так что если кто — то прольет важный реактив или разобьет что — либо или сломает, новое ему в большинстве случаев не выдадут или дадут с большим укорочением баллов — это нужно помнить!
На олимпиаду в обязательном порядке взять калькулятор, две ручки, халат, маркер. Про ручки понятно, калькулятор нужен свой проверенный, у Вас нет времени, чтобы привыкать к чужому, часто требуются расчеты иногда сложные, калькулятор должен быть инженерный. Халат лучше свой потому что много кабинетов с опасными реактивами, и на всех участников в обязательном порядке одевают одноразовый халат — облако. Он огромен и очень неудобен, так что лучше иметь свой.
Техника безопасности, соблюдайте ее! При не соблюдении Вам могут снять баллы, при чем достаточно много. То есть не стоит оставлять открытые реактивы, горящие спиртовки, проливать реактивы на себя и на стол.
Стоит внимательно читать задания, все что там есть. Точно осознавать какой ответ от Вас хотят.
И наконец самое важное — это Ваш психологический настрой и Ваше физическое состояние на момент олимпиады. Почему это важно? Потому что без настроя Вы будете думать, что проиграете, не будете делать все полностью, т. к. мысль зачем мне это, я же все равно продую, не будет давать Вам покоя. Во многом за психологический настрой отвечают руководители делегации. Если они настроили Вас на то, что вот принеси нам победу иначе подставишь школу, то это неправильно. Помните, Вы никого не подставляете, Вы выступаете за себя, и соревнуетесь с собой. Бывает так, что руководители специально унижают Вас, говоря, что какой то участник очень сильный и его Вам не победить, это делается в намериниях, что Вы обозлитесь и вдруг затащите. Это тоже абсолютно неправильный подход. В этом случае Вам следует настраиваться самому, эта часть очень важна! Важно осознавать ситуацию, в которой Вы находитесь! Важно знать, что соревнование происходит с самим собой, это как заплыв, в прошлом году Вы проплыли 50 м за минуту, в этом Вы хотите лучше проплыть 50 м за 40 секунд или меньше. Не запугивайте себя другими участниками. Перед олимпиадой лучше не разговаривать с другими участниками, это отвлекает от мыслей, и может настроить на ненужный лад (например, когда все отмечают однозначный проход какого — либо участника на межнар). Если руководители Вас неправильно настраивают на следующий год лучше попросить другого, но это обычно не помогает, так что хороший вариант выступать за другую команду, но это доступно не всем участникам. Не каждый может переехать в другой регион, только из-за того, что Вам не нравится руководитель, так что что делать и как это решать дело лично каждого.
Помните, что проигрыш на олимпиаде не конец света! Вас не перестанут любить родители или с Вами не перестанут дружить друзья. Если школа будет предъявлять претензии потому что Вы не выиграли то, что им хотелось, то знайте эта школа плоха для Вас, и лучше ее сменить. Вы же не породистая собака, которая все время должна приносить награды с выставок, а школа не Ваш хозяин, чтобы требовать с Вас места на олимпиадах. Помните олимпиада это спорт, чемпионов растить трудно! Трудно не только учителям, родителям, трудно в первую очередь Вам. Трудно вырастить в себе чемпиона. Это постоянная самоорганизация, труд, упорство, подготовка. Не каждому под силу это. Учеба — это не просто удовольствие, от которого можно собирать плоды. За учебу, за знания, за олимпиады нужно чем то жертвовать, нужно платить, иногда не деньгами, а именно жизнью, временем. Многие спортсмены, также как и олимпиадники учаться в спецшколах — интернатах, они пожертвовали свободой, временем, родителями, детством ради того, чтобы получить БВИ, медали, славу, признание. Перед тем как начать заниматься олимпиадами стоит подумать, чем Вы можете пожертвовать ради этого. Учеба — это труд над собой.
Важный компонент
Один из главных моментов — это удача. Вам может повезти или не повезти на олимпиаде, Вы можете что — то знать или не знать, поэтому стоит это учитывать. Проигрыш — это не только то, что Вы плохо готовились, а то что Вам повезло меньше, чем другим участникам. Вы можете неправильно заполнить бланк или не так прочитать задание. Поэтому не все построено на знаниях.
И наконец, хочу подвести итог, большому рассуждению об олимпиадах, олиммпиады — это одна из версий спорта, относиться к ним стоит как к спорту, получилось хорошо, нет попробуем еще раз. Ну и последняя мысль будет о положительном аспекте олимпиад. Они дают Вам как минимум четыре попытки поступить куда Вы хотите, в отличие от ЕГЭ, где только одна. Чем мне лично нравятся олимпиады так это тем, то Вы пишите ее и если не получилось Вы можете попробовать снова. С ЕГЭ так получится только если ждать еще год, сдать ЕГЭ в 9 классе, конечно, можно но вот загвоздка программа 9 и 11 сильно отличается, а на олимпиадах программа каждый год разная, подстроена под класс. Также написать подряд пять экзаменов по разным предметам на 90+ баллов достаточно сложно с точки зрения вероятности и переключения человека, а олимиаду нужно писать по одному предмету и не надо быстро переключаться. В этом главный плюс! Участвуйте в олимпиадах и побеждайте! И пусть удача всегда будет с Вами!