что нужно для музыкальной студии
Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу
Содержание
Содержание
Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.
Есть два пути, по которым можно пойти.
Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.
Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.
Компьютер или ноутбук
Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.
При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.
Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.
Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:
Микрофон
Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.
Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).
Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).
Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).
Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.
Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.
Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.
Среди рекомендуемых можно выделить:
Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.
Поп-фильтр
Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».
При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.
Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.
Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:
Поп-фильтры с металлической мембраной:
Микрофонная стойка
Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.
Конструктивно стойка может быть:
Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.
Примеры настольных микрофонных стоек:
Стойки типа «журавль»:
Звуковая карта
Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.
Акустический экран
Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.
Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.
Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.
Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.
Наушники
Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.
Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:
Примеры закрытых наушников:
Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.
Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.
Собираем домашнюю студию звукозаписи: необходимое оборудование
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Хотя сделать собственную студию для звукозаписи довольно тяжело и требует денег, это не значит, что вам придется годами вынашивать проект и ждать накопления миллионов.
Чтобы начать путь рекорд-продюсера, вы можете начать с малого. По сути, для начала работы вам потребуется только восемь основных элементов. Уже с таким аппаратом вы вполне можете производить треки радийного качества, заниматься аранжировкой и записывать инструменты.
Необходимое оборудование
Домашняя студия — не такая дорогая затея, как могло бы показаться. Обычно люди тратят на аппарат куда больше, чем нужно — хотя намного логичнее было бы вложиться в навыки и умения. Золотое правило гласит: прежде чем вкладываться в новый стаф, нужно досконально знать то, на чем вы работаете сейчас.
По большому счету, базовая домашняя студия собирается из восьми элементов, которые и составят ее основу.
Основное оборудование домашней студии:
Если это оборудование у вас есть, технически вас ничего не останавливает в производстве добротных качественных треков. И, справедливости ради, даже в этом списке не все обязательно к покупке. Например, на первых порах можно обойтись без звукоизоляции и мониторов и учиться сводить в наушниках. Коснемся каждой категории оборудования подробнее:
1. Аудиоинтерфейс
Обычно для домашней звукозаписи выбирают USB-аудиоинтерфейсы за их удобство и распространенность. Вам нужен интерфейс, к которому можно подключить микрофон, динамики, источник линейного сигнала (вроде гитары) и наушники.
В первую очередь, обратите внимание на линейку фирмы Focusrite. Лидеры сектора домашней звукозаписи выпустили третье поколение модельного ряда Scarlett, с эмуляцией микрофонных предусилителей Air и большим пакетом комплектных плагинов. Базовая модель, с которой можно в отличном качестве записывать вокал, гитару и сочинять материал в секвенсоре, — Scarlett 2i2.
Если вам потребуется принципиально больше каналов (скажем, для записи барабанов или вокального многоголосия), присмотритесь к Scarlett 18i8.
Подобные интерфейсы на долгое время закроют вопрос с аудиокартой. А когда ваши навыки и запросы приведут к покупке более серьезного оборудования, обратите внимание на девайс с более профессиональными преампами и ЦАП/АЦП. Один из вариантов — Universal Audio Apollo Twin X Duo, который как раз удовлетворит возросшим требованиям.
2. Микрофон
В домашнюю студию стоит в первую очередь купить конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Дело в том, что микрофоны именно с такой диаграммой не забирают звук по сторонам и сзади мембраны, и больше всего терпят не самые совершенные с точки зрения акустики помещения.
Если говорить о типах, то вам потребуется конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Такие микрофоны отлично показывают себя в записи вокала, акустических струнных и прочих акустических инструментов.
В качестве примера универсального конденсаторного микрофона подойдет sE Electronics X1 S: он подойдет практически для любого типового трекинга и хорошо показывает себя в записи вокала. В качестве второго микрофона стоит купить динамический микрофон: он пригодится для записи сигнала с гитарного кабинета, ручной перкуссии/барабанов и также пригодится при записи вокала. В этом случае рекомендуем начать с классического Shure SM57. Сложно вспомнить микрофон, который встречается чаще и используется в большем количестве студийных/концертных ситуаций, чем этот.
3. Микрофонные кабели
Не забудьте приобрести балансный XLR-кабель. При этом не стоит относиться к покупке совсем уж фанатично и покупать самые дорогие кабели, какие возможно. Вполне достаточно будет целого работающего провода средней ценовой категории. Хорошие рабочие варианты — SZ-AUDIO AP-2114-10M, Superlux SFM2.5FM, NordFolk NMC9/3M, Cordial CCM 5 FM.
4. Микрофонная стойка
Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.
5. Поп-фильтр
6. Наушники
Тут предстоит выбрать из закрытых и открытых наушников.
Закрытые наушники нужны для мониторинга на записи (или сведения на площадке).
Открытые наушники предназначены для сведения в студии.
Первой парой советуем купить закрытые наушники, например Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Ом или более бюджетный вариант Superlux HD-662. Вы сможете записывать материал, пользоваться ими вне студии и сводить (главное — не переусердствовать с громкостью и во время сведения пользоваться референсом). Модели обладают довольно нейтральной АЧХ, которая позволит достоверно передавать материал для сведения.
7. Мониторы
Хотя начать работу в домашней студии можно и без них, по-настоящему научиться сводить без мониторов довольно проблематично. Сводить только в наушниках — удел опытных звукорежиссеров. Да и им все равно нужно проверять микс на мониторах.
Мониторы, очевидно, нужны для работы, а не для домашнего прослушивания, поэтому от них требуется по возможности плоская и нейтральная АЧХ. Поэтому различные динамики класса hi-fi не подойдут — они окрашивают звук. Среди доступных рекомендуем послушать двухполосные Yamaha HS8. Стоит отметить, что мониторы таких размеров подойдут для помещений со звукоизоляцией. Если это не ваш случай, либо вы базируетесь в маленьком помещений, обратите внимание на Yamaha HS5.
По поводу мониторов важно запомнить, что гораздо важнее не конкретная марка купленных девайсов, а насколько тщательно вы изучили звучание своих мониторов и научились с ними работать. К паре мониторов рекомендуем докупить стойки или подставки.
И, конечно же, стоит обратить внимание на тип мониторов, которые вы собираетесь купить — вам нужны активные, то есть со встроенным усилением.
8. Звукоизоляция
В данном случае мы говорим об акустических панелях, которые регулируют естественную реверберацию помещения, в котором вы сидите.
Запись и сведение требуют как можно более нейтральной по звучанию комнаты. Так вы убираете стороннее окрашивание звука.
Компьютер
Для начала подойдет любой более-менее современный компьютер. На 2019 год мощностей даже относительно скромных устройств достаточно для записи без помех, ощутимой задержки и клипования.
Но если вы планируете работать с большими проектами на множество каналов, то вам потребуется машина с мощным процессором и как минимум восемью гигабайтами оперативной памяти.
Что касается операционной системы, то де-факто выбирать особенно не из чего — Linux-подобные системы остаются экзотикой. Если бюджет не стесняет, берите Mac, экосистема Apple до сих пор держит марку среди профессионалов медиа и развлекательной индустрии.
В общих чертах это все самое главное, что вам нужно для домашней студии. А как выставить оборудование и как подготовить помещение для своих нужд, вы узнаете в нашей статье Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения.
Собираем ПК для домашней студии звукозаписи. Часть I
Содержание
Содержание
При выборе компьютера для домашней студии звукозаписи стоит больше всего времени уделить процессору, оперативной памяти и жестким дискам. Именно эти компоненты активнее всего используются программами для работы со звуком. Другой важнейший компонент — звуковая карта, но ее выбор зависит от поставленных задач: запись вокала, акустических или электронных инструментов, сведение или живые выступления.
Работа нам предстоит большая и обстоятельная. В первой части цикла материалов мы разберем основные параметры процессора и оперативной памяти, влияющие на работу со звуком.
Процессор всему голова
Откроем любой объемный проект в нашей программе для обработки звука (таковые называют DAW — Digital Audio Workstation) и посмотрим на загрузку ресурсов. Мы видим, что процессор при проигрывании трека загружен на
65 %. Данный ПК собран на AMD 8350 — восьмиядерном монстре, некогда флагмане линейки AMD. И даже его выдающихся способностей впритык хватает для того, чтобы сделать микс рокового трека с живыми барабанами, басом, гитарами, большим количеством вокала и аранжировки.
Ресурсы ЦП потребляют все загруженные в данный момент программы:
В дополнение, если вы планируете работать с аудио высокого качества (с настройками выше стандартных 44,1 кГц 16 Бит), тогда нагрузка на процессор возрастет еще больше: при 96 кГц ЦП обрабатывает вдвое больше информации по сравнению с 44.1 кГц.
Сколько Гигагерц?
Давайте посмотрим, какой процессор нам рекомендуют сайты популярных DAW в системных требованиях:
Поэтому самое важное в любом процессоре для наших задач — это базовая тактовая частота. Ее считают в Герцах. Отправной точкой из актуальных на сегодня процессоров может быть Intel Core i5-8400 с базовой тактовой частотой 2,8 ГГц или AMD Ryzen 5 2600 с частотой 3,4 ГГц. Чем выше этот показатель — тем лучше.
Сколько ядер?
Большее количество ядер позволяет процессору обрабатывать большее количество потоков из оперативной памяти. Поэтому чем больше ядер — тем лучше.
Но иногда мы видим в данных о процессоре: 6 ядер, 12 потоков. Давайте разберемся, чем отличается ядро от потока. Данные передаются в ядро из памяти блоками. Технологии Hyperthreading у Intel и SMT у AMD позволяют складывать эти блоки. Таким образом, ядро обрабатывает сразу два потока из ОЗУ, вычислительная мощность увеличивается. Системе кажется, что вместо одного ядра работают два. Тем не менее, на данный момент не все программы и плагины могут работать одновременно с несколькими потоками. Функция полезная и будет еще более полезна в будущем, ее стоит учитывать при выборе, но опираться все же стоит именно на количество ядер. Для комфортной работы понадобится не менее четырех.
Неплохой идеей будет купить процессор с разблокированным множителем и хороший кулер к нему. Во-первых, хороший кулер все равно понадобится — штатные вентиляторы «из коробки» могут быть слишком шумными для студии звукозаписи, поэтому советуем брать версию процессора OEM и выбирать охлаждение отдельно.
Во-вторых, учитывая, что компьютер выбирается на несколько лет вперед, а «прожорливость» современного аудиософта только растет, не лишним будет оставить себе возможность разгона.
Объем кэша
Кэш — это хранилище моментальных данных. Он как оперативная память, только во много раз быстрее и встроен в сам процессор — когда тому надо что-нибудь в памяти, он сначала ищет это в кэше. У современных ЦП он трехуровневый: L1 — самый быстрый, но наименьший по объему, L3 — самый медленный, зато самый большой.
С кэшем действует все то же золотое правило: чем больше — тем лучше. За отправную точку можно взять характеристики вышеупомянутого Intel Core i5-8400: L1 — 192 Кб, L2 — 1,5 Мб, L3 — 9 Мб.
Материнская плата
Материнскую плату нужно выбирать под процессор. На сайте производителя ЦП обычно указаны подходящие к нему материнские платы. В первую очередь, обратите внимание на количество слотов для оперативной памяти и максимальный ее объем, а также какие частоты ОЗУ она поддерживает. Далее смотрите на наличие необходимых вам разъемов и слотов — понадобится несколько SATA 3.0 для подключения жестких дисков, количество которых в студии звукозаписи со временем будет лишь расти.
Наличие USB 3.0 желательно, чтобы не лишать себя возможности приобрести звуковую карту с соответствующим типом подключения, хотя для подавляющего большинства задач хватает старого доброго USB 2.0. Если вы хотите звуковую карту или SSD, подключаемые по PCI-E, — стоит найти «материнку» с несколькими полноценными PCI-E x16 слотами.
Intel или AMD?
Здесь нет однозначного ответа. В среде звукоинженеров бытует мнение, что многие программы для обработки звука лучше оптимизированы под архитектуру процессоров Intel. Но сравнений и тестов еще никто не проводил, да и линейки процессоров обновляются быстрее, чем слухи в интернете. Так что здесь советуем исходить из своего бюджета, измеряемых показателей и личных предпочтений.
Оперативная память
Рассмотрим другой проект. В нем не так много потребляющей ресурсы ЦП обработки, зато много виртуальных инструментов и семплеров: барабанная установка, бас-гитара, различные скрипки, трубы и даже африканские народные инструменты. Все вместе они съедают почти 10 ГБ оперативной памяти!
Дело в том, что в ОЗУ хранятся все данные, с которыми в данный момент работает процессор. Поэтому оперативную память с большим аппетитом кушают:
Чем больше вы такого используете — тем больше «оперативки» вам потребуется. Удобно рассчитывать требуемый объем ОЗУ по следующей формуле:
Требования ОС + Требования DAW + (Размер самого тяжелого проекта) х2 (для запаса)
Например: Windows 2 ГБ + Cubase 8 ГБ + Проект 4 ГБ = 14 ГБ
Для большинства начинающих хватит и 8 ГБ, но, чтобы не стеснять себя в творческих экспериментах, стоит брать 12–16 ГБ.
Скорость и тип ОЗУ
От скорости оперативной памяти зависит, как быстро будут процессор, жесткий диск и система обмениваться между собой данными. Чем выше частота работы чипов, тем больше операций чтения/записи она может выполнить в единицу времени.
Актуальный тип памяти на 2019 год — DDR4, все новейшие процессоры требуют под себя именно его. Скорость работы чипов, сертифицированных под DDR4, начинается с 2133 МГц, а разогнанные наборы достигают почти 5 ГГц. Чем выше этот показатель — тем больше пропускная способность системы.
Тайминги ОЗУ
Тайминги указываются на плате ОЗУ как последовательность из четырех чисел, например, 7-7-7-24, 8-8-8-24. Эти цифры обозначают, какой промежуток времени (измеряемый в циклах) необходим модулю RAM для доступа к данным из таблицы памяти. Последнее, самое большое число в тайминге (обычно 24 или 25) — это количество циклов, необходимых памяти для выполнения всей процедуры поиска и передачи данных процессору.
Из всего этого делаем вывод: чем меньше тайминги, тем меньше задержка при работе ОЗУ, тем быстрее данные загружаются из «оперативки». На этот параметр стоит обращать внимание при выборе из нескольких моделей с одинаковой тактовой частотой. Например, модуль Kingston HyperX Predator (16 Гб, 3000 Мгц) с таймингами 15-17-17-32 лучше подойдет для наших целей, чем Patriot Viper 4 Steel (те же 16 Гб, 3000 Мгц) с более медленными 16-18-18-36.
Многоканальный режим работы ОЗУ
В многоканальном режиме плашки памяти создают как бы общий банк данных, к которому процессор обращается сразу по двум каналам. В теории скорость работы ОЗУ увеличивается в 2 раза, на практике же тесты показывают прирост от 20 до 70 % в программах с большим количеством обращений в память. Весьма неплохо для наших с вами задач!
На материнской плате, как правило, слоты памяти окрашены в разный цвет. К примеру, два из четырех слотов окрашены в синий, остальные два — в черный. Чтобы многоканальный режим заработал, следует одинаковые планки оперативной памяти вставить в слоты одинакового цвета. Обратите внимание — многоканальный режим очень привередлив! Для гарантии его работы нужно, чтобы планки были одинакового объема, одинаковой частоты, и, желательно, одинакового производителя.
Как выбрать память?
ОЗУ следует подбирать только после выбора процессора и материнской платы. Сделать это очень просто: идем на страничку своей материнской платы на сайте производителя и ищем раздел с названием типа «Memory QVL» — там будет таблица с платами памяти, которые сам производитель уже протестировал и рекомендует непосредственно для вашей модели «материнки». Сортируем по характеристикам и выбираем нужный объем и производительность.
Не стоит выбирать ОЗУ по внешнему виду — радиаторы и подсветка никак не помогут нашим целям. Радиаторы для модулей DDR4 не нужны в принципе — эта память работает на пониженном напряжении и не перегревается даже при разгоне (при этом сложно найти память с частотой выше 3000 МГц без радиатора — но это больше маркетинг, чем реальная необходимость). Подсветкой обычно управляет специальная программа, которая может мешаться при работе со звуком и создавать задержки.
В качестве отправной точки можно взять, например, Crucial 8 ГБ с частотой до 2400 Мгц или «геймерскую» Kingston HyperX FURY 8 Гб с частотой до 3466 МГц.
Процессор и оперативная память — важнейшие элементы машины для работы со звуком. В следующем материале мы рассмотрим два других основных элемента — жесткий диск и звуковую карту, а также поговорим о других комплектующих, которые важны для наших задач.