что нужно для минитипографии
Бизнес план мини-типографии
Финансовая модель мини-типографии
1. Краткий инвестиционный меморандум
Типографические услуги всегда пользовались высокой популярностью. Это справедливо как для небольших типографий, так и для крупных. Также стоит отметить, что данный вид бизнеса является одним из самых популярных в сегменте малого и среднего бизнеса. Это связано с высокой популярностью, низкими инвестиционными затратами. Таким образом, при успешном начале бизнеса, срок окупаемости проекта составит 10 месяцев, точка безубыточности приходится на 4 месяц.
Для того, чтобы открыть мини типографию понадобится небольшое помещение. Чтобы разместить все оборудование потребуется около 40 м2. Лучше подбирать помещение возле крупных деловых центров в черте города. Это позволит вам иметь большую проходимость и потенциальную целевую аудиторию. Также в штате типографии будет находиться 4 сотрудника.
Компания будет оказывать обширный спектр типографических услуг. Среднее количество клиентов в месяц составит 150 человек. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Средний чек на одного клиента составит около 3 000 рублей. Сумма может варьироваться в зависимости от количества и объема услуг. Учитывая подобные операционные показатели, финансовые показатели будут следующие:
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Основной задачей мини-типографии является оказание типографских услуг. К типографским услугам относятся:
Все эти услуги будет оказывать мини-типография. Отличительной особенностью мини-типографии от стандартной является месторасположение и размер рабочих площадей. Большая часть крупных типографий расположена в промышленных районах города, тогда как мини-типография находится в центральной части города, ориентирована на небольшие и средние заказы, а также «срочные» заказы. Также мини-типография будет оказывать услуги по подготовке дизайна и его редактированию. Для этого потребуется приобрести лицензионное программное обеспечение.
Для организации типографии понадобится подобрать помещение. Необходимая площадь составляет около 40 м2. Оптимальным местоположением является центральная часть города. Это может быть бизнес-центр, так и небольшое здание возле делового центра. Данные типографии не являются высокотоксичными, поэтому проблем с поиском помещения не будет. При выборе помещения учтите наличие вентиляции и системы кондиционирования. Это необходимо для нормального хранения расходных материалов, а также соблюдения санитарных норм.
Для запуска потребуется закупить следующее оборудование:
Данное оборудование позволит полностью обустроить мини-типографию и начать полноценную работу. Лицензирование данной деятельности отсутствует.
3. Описание рынка сбыта
Успех в типографском бизнесе определяется качеством предоставляемых услуг, а также их стоимостью. Для того, чтобы правильно выстраивать ценовую политику и выбирать услуги, необходимо правильно определить целевую аудиторию.
Целевой аудиторией мини-типографии являются как физические лица, так и юридические. Если компания будет арендовать помещение возле делового центра в городе, то ее клиентами могут быть государственные организации, банки, торговые компании. Данный сегмент является корпоративным. Подобные клиенты дают самые большие заказы и соответственно существенную выручку. Также частые заказы могут давать лица, которые живут в ближайших районах, а также те, кому необходимо выполнить срочные заказы. Для того, чтобы успешно выполнять срочные заказы, потребуется удлинить рабочий день.
Чтобы успешно конкурировать с другими типографиями вам придется демпинговать цены. Это может сократить вашу выручку в начале, но поможет увеличить объемы и соответственно выручку в будущем.
4. Продажи и маркетинг
Для того, чтобы успешно конкурировать с другими типографиями вам потребуется хорошая рекламная кампания. За ее составлением необходимо обратиться к частному маркетологу или рекламному агентству.
Наиболее эффективными способами продвижения являются:
Данные способы являются наиболее эффективными и позволяют охватить большую аудиторию. Но охват не является самоцелью. Гораздо важнее добиться узнаваемости у местных жителей и компаний, расположенных рядом с вами.
5 этапов открытия и 1 ключевой нюанс для успешной мини-типографии
Мини-типография может стать источником стабильного дохода: основного или дополнительного. При организации этого бизнеса ориентироваться нужно не только на розничных клиентов, но и на крупных оптовых заказчиков. Мы расскажем, как открыть мини-типографию, с каким трудностями может столкнуться предприниматель и как их решить.
Особенности бизнеса
Даже в век цифровых технологий, когда любой может скачать интересующую книгу в электронном формате или просмотреть свежие статьи на сайте журнала, люди все равно заказывают печать информации на бумажных носителях.
Особенно крепко стоит на ногах рекламная полиграфия. Очевидно, что пройдут десятки лет, прежде чем потребители полностью откажутся от услуг типографий.
Любая компания бы раз за время своей свое работы прибегала к услугам типографий для внутренних нужд, а также рекламы и продвижения своей продукции: для печати визиток, флаеров, плакатов, брошюр, листовок.
Открытие своей типографии имеет ряд плюсов:
У бизнеса есть и свои недостатки, в первую очередь — высокая конкуренция. Эта ниша существует уже очень давно, поэтому новой типографии сложно завоевать свое место на рынке.
Еще один существенный недостаток — большой срок окупаемости. Бизнесу требуется много времени, чтобы доходы стабилизировались. В самом начале предпринимателю сложно рассчитывать на крупных оптовых заказчиков. Обычно довольствоваться малым — клиентами, которые заказывают печать до 10-20 листов.
Чтобы получить большую ежедневную выручку, придется обслуживать поток мелких клиентов. Но когда удастся закрепиться в нише, можно рассчитывать на более крупных заказчиков, которые и будут приносить основной доход. Но с учетом себестоимости одного напечатанного листа и цены, которую платит за него клиент, не стоит отказываться и от розничных клиентов.
Как работает типография. Особенности домашней типографии
Перед открытием бизнеса, когда проект еще существует только на бумаге, предпринимателю нужно познакомиться с ее «внутренней кухней». Работа мини-типографии во многом отличается от рабочего процесса крупного предприятия по производству полиграфической продукции.
Главные отличия — расположение и размер помещения. Крупные типографии обычно располагают в промышленных районах, а мини-типографии — в центре. Они ориентированы на небольшие срочные заказы. Кроме того, мини типография также занимается дизайном: готовит и редактирует макет.
Типовые услуги мини типографии:
Черно-белая, цветная и широкоформатная печать
Услуги ламинирования
Печать на кружках и на одежде
Изготовление визиток, буклетов
Крупные организации закупают дорогую современную технику. Почти все рабочие процессы в цехах полностью или частично автоматизированы. Люди нужны только для контроля за процессом. В мини-типографии персонал нужен хотя бы для отладки оборудования, его настройки или синхронизации с ПК (для цифровой печати). Для предпринимателя будет полезно посетить рабочую типографию и посмотреть на нее «изнутри».
Типография: бизнес-план
Чтобы организовать рабочий процесс правильно, нужно предварительно составить подробный бизнес-план. В этом документе должна содержаться информация о расходах (на старте и ежемесячных), предполагаемых доходах, расчет сроков окупаемости и рентабельности проекта, возможные перспективы развития.
Когда предприниматель сталкивается с трудностями, ответы на все вопросы он должен отыскать в своем бизнес-плане. Только тогда можно с уверенностью сказать, что он был составлен верно. Быстро пройдемся по основным этапам открытия типографии.
Резюме проекта
Резюме проекта включает анализ отрасли, конкурентов и целевой аудитории в вашем регионе. Вам нужно определить размеры, расположение, график работы вашей типографии, виды печати, на каких клиентов вы будете ориентироваться, какие преимущества они получат от работы с вами.
Организационно-производственный план
Это самая объемная часть плана, которая включает основные шаги по запуску бизнеса.
Регистрация. Если бизнесмен начинает с малого, то выбираем форму ИП и собираем пакет документов для налоговой по месту прописки владельца бизнеса. Срок регистрации — 7 дней, гос.пошлина — 800 рублей, также понадобится расчетный счет в банке. Для начала работы нужно разрешение пожарных служб и Роспотребнадзора.
Код ОКВЭД 18.12 — Прочие виды полиграфической деятельности
18.13 — Изготовление печатных форм и подготовительная деятельность
18.14 — Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги
Система налогообложения — упрощенная (УСН Доходы или Доходы минус расходы).
Поиск и аренда помещения. Здесь нужно учитывать расположение помещения на карте города и его площадь. Выбирайте места с высокой проходимостью, где поблизости есть какие-то учреждения, сотрудники которых могут стать вашим клиентами. Такие места обычно уже заняты точками конкурентов, вступать в открытую конфронтацию с которыми в самом начале не рекомендуется. Площадь рассчитывают с учетом количества аппаратов для печати. Если вы будете использовать всего один офсет, то выбирайте минимальную площадь или вообще зону в торговом помещении другого предпринимателя.
Закупка оборудования и расходников (бумага, краска). За техникой нужно обращаться только к проверенным продавцам. Желательно брать ее в фирменных магазинах. Тогда получится сэкономить на наценке посредников. За расходниками лучше отправиться на оптовую базу или договориться с торговой точкой об оптовой закупке с хорошей скидкой. Про оборудование читайте чуть ниже.
Найм персонала. В самом начале работы всего с одним аппаратом для печати сотрудники предпринимателю не нужны, хотя можно нанять всего одного человека себе на замену. Для более крупной типографии нужны, помимо руководителя, печатник, помощник печатника и дизайнер. Бухгалтерию и уборку можно передать на аутсорс.
Оборудование для мини-типографии 🖨
Хорошее оборудование для полиграфии — залог успешного бизнеса. Только представьте себе картину. На улице июнь месяц. Поблизости расположено несколько факультетов местного университета. Принтер в факультетской библиотеке не справляется с заказами студентов. У вас толпится очередь из 15-20 человек, не считая тех, кто нервно курит в ожидании на улице.
Вы горите на работе и вдруг главный кормилец, ризограф дает сбой в работе и отказывается печатать. Вы пытаетесь его реанимировать, проводите какие-то манипуляции и заканчиваете классическим ударом по корпусу, но чуда не происходит. Аппарат мертв. Почему? Возможно вы купили технику «с рук» или решили сэкономить на приобретении и заказали аппарат низкого качества от непроверенного производителя.
Владелец типографии должен понимать, что его техника — это основа бизнеса и главный источник дохода. На нем нельзя экономить, если вы, конечно, не хотите получить парочку вот таких форс-мажоров.
Для начала нужно выбрать способ печати. Здесь нужно оговориться: их существуют десятки, но в типографиях все равно используют только три классических способа:
Если объяснить «на пальцах», то для офсетной печати необходимо загрузить в аппарат рулон бумаги, вставить специальные пластины с оттиском изображения, залить краску и можно начинать печатать. Процесс работы с цифровой печатью выглядит гораздо проще. Пользователь просто создает документ на своем ПК, затем подключает печатную машину и делает пару кликов. Все. Документ уходит в печать. Теперь перейдем к основному оборудованию. Предприниматели обычно выбирают один из трех типов техники:
Дешевле всего обойдется ризограф (300 000-800 000 руб), поэтому большинство мини-типографий работают именно с этой техникой. На втором месте рейтинга стоимости расположился цветной копир (600 000-3 000 000 руб), а дороже всего стоит офсет.
Профессиональные бизнес-планы по теме:
Маркетинговый план
Сообщите жителям района, что рядом откроется мини-типография. Есть смысл напечатать рекламные листовки и разместить их в тех учреждениях, сотрудники/учащиеся/посетители которых могут стать вашими клиентами.
Наиболее эффективные способы продвижения:
Мини типографии важно стать узнаваемой у местных жителей и работающих неподалеку компаний.
Финансовый план
Во сколько обойдется открытие домашней минитипографии — это сложный вопрос, ответ на который полностью зависит от масштабов вашего предприятия. Бизнесмен может открыть крошечную типографскую зону, в которой он будет заниматься только печатью штучных документов. Если взять подержанное оборудование, для этого хватит 300 000 руб.
Стоимость открытия полноценного печатного производства на дому — не менее 4 000 000 рублей. Основная доля расходов приходится на закупку оборудования. Многое решает аренда помещения. Если найти уютное место где-то в центре города, то цена за 1 кв.м будет на порядок выше, чем стоимость аренды такой же площади в одном из спальных районов.
Сколько можно заработать
Размер прибыли также может отличаться. Он зависит от многих факторов: размеры типографии, количество клиентов, виды печатаемой продукции и т.д. Но при полной загрузке одного аппарата можно рассчитывать на чистую прибыль в 400 000 — 500 000 рублей.
Типография — непростой, но прибыльный бизнес, который может приносить стабильный доход. Для запуска мини типографии нужно снять небольшое помещение в центре города и найти пул постоянных клиентов: ими могут быть физические лица и компании, которые живут/работают неподалеку.
Типография – прибыльная идея для малого бизнеса
На сегодняшний день спрос на печатную продукцию становится все выше и выше, а значит, потребность в типографиях постоянно растет. Успешность типографии во многом зависит не только от того, какие объемы продукции она может выпустить, но и от того, насколько быстро и качественно будет выполнен заказ. При правильной организации данный вид бизнеса может приносить немалый доход, даже если предприятие будет оказывать весьма узкий спектр услуг. Оборудование вполне поместится в небольшом офисе.
Выбор типа типографии
Перед тем, как открывать собственную типографию, необходимо определиться с ее форматом. Будет ли это полноценный полиграфический цех, ориентированный на производство книг, газет и прочей крупной бумажной продукции или же это будет мини-типография, основная деятельность которой направлена на предоставление услуг печати более мелкой продукции – визиток, буклетов, афиш, календарей и прочего.
В большинстве случаев открытие мини-типографии будет наиболее верным решением. Причин для этого несколько:
Регистрация типографии
Как и любой другой вид бизнеса, открытие типографии требует регистрации в налоговой инспекции. Для регистрации мини-типографии достаточно получить статус ИП. В данном случае вам даже не понадобится разрешение на ведение бизнеса. Если же вы планируете открыть несколько филиалов, необходимо подумать о регистрации ООО.
Перед открытием понадобиться получить разрешение от:
Естественно, что рано или поздно вам придется нанимать персонал для работы в вашей фирме, а из этого следует, что вам также необходима регистрация в пенсионном фонде и службе занятости.
Подбор помещения
Немаловажный шаг при открытии – выбор помещения. В среднем для мини-типографии достаточно помещения в 40-50 м. кв., оснащенного вентиляцией и электропроводкой мощностью более 280 Вт. Важно также наличие туалета и помещения для рабочих, где они смогут отдыхать в перерывах между выполнением работ.
Также помещение должно делиться на несколько зон:
Желательно, чтобы под каждое из помещений была отдельная комната.
Снимать помещение лучше не в жилом доме, а в здании бизнес-центров или учебных заведений. Так работа оборудования не помешает соседям, в особенности, если заказ будет выполняться в ночное время. К зданию также должен быть удобный подъезд для загрузки готовой продукции.
Неважно, где будет располагаться ваша типография – в центре города или на окраине, главное, чтобы рядом проходило достаточно много людей. Идеальный вариант – открытие возле университетов, бизнес-центров. То есть в тех местах, где будет высокий спрос на услуги печати.
Оборудование для мини-типографии
После того как помещение найдено, можно приступать к закупке оборудования. Для запуска проекта необходимы:
Если вы обладаете весьма ограниченным начальным капиталом, можно приобрести поддержанное оборудование.
Не обойдется работа типографии без такого оборудования, как:
При покупке расходных материалов ориентируйтесь на рекомендации сервисов обслуживания оборудования. Неправильно подобранная дешевая краска может надолго вывести из строя ваше оборудование.
Персонал типографии
Далее следует набрать персонал для работы в типографии. На начальном этапе достаточно нескольких человек. При этом опыт работы не всегда обязателен, сотрудников можно обучить навыкам работы непосредственно на производстве. Кроме того, некоторых сотрудников вначале можно брать не на полную ставку.
Для работы типографии необходимы:
Стоит отметить, что пик заказов обычно приходится на зимний предновогодний период и сентябрь. Поэтому необходимо обдумать возможность круглосуточной работы типографии во время пика заказов.
Услуги типографии
Следующим этапом при открытии типографии станет составление перечня услуг и прейскуранта.
Основные услуги, оказываемые мини-типографией:
К дополнительным услугам относятся:
Продвижение и поиск клиентов
Как показывает опыт, основные потребители печатной продукции – государственные учреждения, учебные заведения, банки и фирмы, рестораны и кафе. Часто обращаются рекламные агентства, мелкие издательства, студенты, физические лица.
Основные заказы приходится на распечатку методических пособий, бланков, меню, рекламных и информационных брошюр, визиток, дипломов и рефератов.
Для успешного продвижения необходимо, в первую очередь, подготовить образцы продукции, чтобы клиенты могли ознакомиться с качеством печати. Необходимо также создать свой сайт, на котором обязательно должен присутствовать прейскурант, условия работы.
Также клиентов можно найти, обзванивая различные компании, с помощь ярких вывесок, листовок и визиток. Полезно будет ввести гибкую систему скидок и бонусов для клиентов.
При оформлении заказов необходимо руководствоваться следующими принципами:
Примерный бизнес-план
Предлагаем вашему вниманию примерный бизнес-план (что это такое?).
Расходы
Данные расчеты приведены с учетом приобретения новой техники. При покупке поддержанного оборудования расходы будут значительно меньше.
Доходы
Примерная себестоимость копии – 30-40 копеек, формат А3, а А4 – 15-20 копеек. Наценка может составлять от 5 до 20 копеек в зависимости от региона и средних расценок на услуги полиграфии.
К примеру, на начальном этапе вы делаете около 10 000 копий в день формата А4, наценка составляет 10 копеек. Таким образом, чистая прибыль за месяц на начальном этапе составит:
(10 000*0.1)* 30 = 30 000 рублей.
И это всего лишь за услуги распечатки. Дополнительно за услуги допечатной и послепечатной работы вы можете зарабатывать около 50 тысяч в месяц лишь в первые месяцы работы. После того как у вас появится собственная база клиентов, прибыль лишь будет расти.
Окупаемость небольшой типографии – всего лишь год. Прибыль она начинает приносить уже к концу второго года работы.
Преимущества и недостатки
Несколько слов о преимуществах и недостатках открытия собственной типографии.
Преимущества:
Недостатки:
Видео-инструкция, как открыть типографию
Узнайте, как открыть собственную типографию, какое оборудование приобрести и на что обратить особое внимание при выборе материалов. Специалист расскажет вам, во сколько может обойтись открытие собственного дела и как быстро окупится данный вид деятельности. Кроме того, вы получите полезные советы по организации и продвижению типографии.
Собственная типография – весьма прибыльный вид бизнеса. Для ее открытия необходимо от 500 000 до 900 000 рублей, которые вернутся уже через год после открытия. Главное – сделать акцент не только на скорость выполнения заказов, но и на качество выпускаемой продукции.
Как мы с женой открыли типографию на деньги от свадьбы и прогорели
В итоге потеряли интерес к бизнесу и продаем его на «Авито»
Идея создания бизнеса у нас с женой в голове была давно, но мы никак не могли определиться, чем хотим заниматься и где найти на это деньги.
Почему решили открыть типографию
Мы очень любим аниме, комиксы и компьютерные игры. Подумали, что было бы здорово открыть тайм-кафе, игровой клуб, магазин тематической атрибутики. Но на это денег не было. А вот на наклейки для ноутбуков, которые мы заказывали с «Алиэкспресса», деньги были всегда. Сначала мы подумали заказывать наклейки и продавать их в «Инстаграме».
Идея казалась хорошей, но я решил узнать, как изготавливаются эти наклейки. Около трех недель изучал процессы производства. Сначала мне были интересны наклейки. Потом захотел узнать, что еще можно изготавливать на том же оборудовании — и меня понесло.
Рассказал обо всем жене, показал видео, статьи. Предложил купить оборудование и продавать наклейки, закладки для книг, открытки и все, что сможем произвести самостоятельно.
Тогда я думал, что это хорошая идея. Но я чертовски ошибся.
Как покупали оборудование
Поиск занял около месяца. Сначала искали на «Авито» и «Юле», но там ничего не было. Точнее, были разные принтеры и плоттеры, но дорого и очень старые.
Такие принтеры используют не картриджи, а емкости, откуда краска закачивается в картридж автоматически во время печати. Они стоят во всех типографиях.
Нам ответили приятные консультанты, которые, как нам казалось, все разложили по полочкам. В Самаре у них тоже ничего не было. Плоттер нашелся в Новосибирске, а принтер доставили из Москвы. Ждали около месяца.
потратили на закупку оборудования и расходников
Оборудование пришло в начале ноября. Распаковали — все выглядело красиво. Порадовались и уехали в Ульяновск, куда была запланирована поездка. Протестировать оборудование смогли только через неделю.
Когда вернулись, сразу решили посмотреть, как это все работает. Первые сутки я разбирался с плоттером, устанавливал программное обеспечение, настраивал и даже вырезал несколько первых трафаретов из бумаги.
Расходы на запуск домашней типографии — 77 000 Р
Плоттер Silhouette Cameo 4 | 38 000 Р |
Принтер Epson XP 3105 | 20 000 Р |
Расходные материалы | 10 000 Р |
Мебель для оборудования с «Авито» | 6000 Р |
Доставка в Самару | 3000 Р |
Первые проблемы с оборудованием
Я запустил принтер, установил ПО и попробовал что-нибудь напечатать. Это был мой первый принтер в жизни, как и плоттер. Принтер просто выплевывал пустые листы бумаги. Я попытался разобраться самостоятельно: все проверил, погуглил, но ничего не выходило. Тогда я позвонил в техническую поддержку магазина, где мы все купили — но после продажи и доставки ничего вразумительного они нам не сказали и предложили разобраться самим.
Мы с женой начали учиться работать с программой Silhouette Studio — в ней можно создавать макеты и вырезать их при помощи нашего плоттера. Параллельно звонили в техподдержку, убеждая их решить нашу проблему.
В итоге через неделю попал на адекватного парня, который задал четыре уточняющих вопроса. Затем сказал, что нужно три раза подряд прочистить дюзы — это печатные элементы на печатающей головке принтера — и подождать пару часов. Я так и сделал. Через три часа распечатал первый лист, который был с полосками. Консультант предупреждал, что так может быть, и сказал, что в этом случае нужно будет прочистить дюзы еще раз. Спустя еще две чистки принтер заработал.
Несмотря на то что принтер печатал очень медленно, цвета были яркими и красочными. Особенно хорошо выглядели фотографии на глянцевой бумаге
Дальше начали пробовать печатать на всем, что у нас было, чтобы проверить, что мы можем. Печать на бумаге прошла успешно. Только двусторонняя печать подвела. С одной стороны печаталось правильно, а с другой — сверху вниз.
На пленке краска размазалась и не засыхала. Начали искать решение проблемы на форуме, и выяснили, что на пленке печатают не все принтеры и, скорее всего, наш тоже. Еще там советовали попробовать другие виды пленки, сделанные специально для печати на струйном принтере.
мы потратили на подбор пленки для печати
Решили работать с тем, что есть.
Что не так с бумагой
Моя жена по профессии врач, но в свободное время занимается дизайном. Несмотря на это, ее навыки работы с «Фотошопом» и «Фигмой» никак не помогли с работой в программе Silhouette Studio. Программа не очень удобная. Жена стала разбираться с новой программой, а я — с техникой и процессами производства.
Первым делом набросал в графическом редакторе «Канва» несколько стикерпаков и решил напечатать их на самоклеящейся бумаге. Сначала использовал бумагу, которая пришла с принтером. Но она не давала хорошего качества печати. К тому же эту бумагу нужно было заказывать заранее большой партией и ждать доставку из Москвы в Самару. Это значит, что срочные заказы мы бы не смогли выполнить.
Я решил посмотреть другие варианты: заказал несколько видов бумаги с «Алиэкспресса» и купил недорогую бумагу для наклеек в магазине DNS. По соотношению цены и качества выиграла бумага из DNS. К тому же купить ее можно было в день заказа, очень удобно.
Но несмотря на всю красоту, качество оставляло желать лучшего. Самоклеящаяся бумага — это обычная тонкая бумага с клеевым слоем. Поэтому вода была для наклеек разрушительна. Я наклеил несколько себе на ноутбук, чтобы протестировать в рабочих условиях. От потных рук наклейки превращались в труху.
мы потратили на тесты изготовления закладок и открыток
Чтобы удобно и просто вырезать бумагу, пришлось докупить инструментов. Сначала купили дешевый дисковый резак с «Алиэкспресса», но он так отвратительно резал, что 600 Р были выброшены на ветер.
Плоттер Cameo работает исключительно с программой Silhouette Studio, поэтому пришлось осваивать ее с нуля
Запуск типографии и соцсетей
Сначала планировали запуститься к концу ноября и начать с новогодних акций и распродаж. Но сильно переоценили себя на этапе идеи. Думали, что все будет несложно и быстро все подготовим к запуску. На деле окончательно разобрались с оборудованием и программным обеспечением только в начале декабря. Поэтому решили запускаться в январе, а пока готовить товары для примеров, придумать название и то, как будем вести дела.
Чтобы не тратить еще больше времени, решили вести продажи через группу во «Вконтакте» и «Инстаграме». Нужно было придумать название. Думали несколько дней, перебирали варианты, но ничего не нравилось.
Тогда решили сходить погулять и подумать во время прогулки. Через два часа название было придумано. Решили связать творческое направление дела с чем-то хайповым — например, с единорогами. Поэтому назвали нашу мини-типографию ArtUnicorn. Супруга сделала в «Фотошопе» логотип, выбрала цвета, стиль, создали соцсети и начали их наполнять.
Сначала мы сделали около десяти публикаций, в которых описали, что делаем, как совершить заказ, сколько стоит и как с нами связаться. Решили давать людям возможность самостоятельно выбирать то, что они хотят. Каждый мог написать нам, к примеру: «Хочу наклейки с Наруто из таких-то изображений». Мы верстали стикерпак бесплатно, а человек платил рыночную стоимость за набор наклеек, закладок или открыток.
Когда задумались про производство своих стикерпаков, то сначала мы хотели заказывать уникальные картинки у иллюстраторов, чтобы выделиться. Но потом поняли, что это долго и дорого, а денег на это нет. Поэтому мы искали в интернете изображения для свободного использования, брали их, немного меняли цвета, размеры, иногда отражали по горизонтали и составляли из них то, что нам нужно.
Первый месяц был совсем без заказов. Никто даже не написал нам.
Поскольку она была начинающей, платили всего 4000 Р в месяц. Работала она с марта по июнь. Специалистка начала делать интересный контент, пиная нас, чтобы мы фотографировали больше товаров.
Первые заказы и доставка дороже товара
В середине марта нам поступил первый заказ: девушка из другого города заказала стикерпак, который нарисовала сама. Распечатали, вырезали и отправили Почтой России.
Подумали, что проще будет выйти на маркетплейсы — там много клиентов и доставка бесплатная. Но начали разбираться и поняли, что это сложно и для нас невыгодно. Почти на всех маркетплейсах нужно было иметь ИП или юридическое лицо. Мы были самозанятыми, и нас это устраивало. Следующей сложностью стало то, что с маркетплейсами не так-то просто разобраться.
Мы смотрели «Вайлдберриз», «Озон» и «Ибэй». На «Ибэе» я опубликовал объявление. Висело два месяца и никто ничего не купил, а размещение было платным. На «Вайлдберриз» невозможно зарегистрироваться без ИП.
В «Озоне» сложная система. Можешь доставлять товары сам или отдать им на склад. В любом случае ты платишь за хранение на складе, за доставку со склада до промежуточной точки «Озона». Потом за доставку от промежуточной точки до той, куда нужно. Доставка выходила дороже, чем Почтой России, поэтому остановились на ней, но теперь доставку оплачивал покупатель.
Еще я где-то наткнулся на информацию, что мы можем поставлять товары в сеть «Читай-город». Написал им на почту, сделал коммерческое предложение — поставлять за 15 Р стикерпаки А5, за 5 Р открытки, по 3 Р закладки. Либо печатать те товары, которые им нужны. Хотят с дизайном из нового аниме — сделаем. Но нам ничего не ответили. Пытался в магазине узнать, как еще с ними связаться, сказали, что только через почту на сайте. Интересно — ответят, если нет, то нет.
Продажи по месяцам
Расходы | Доходы | |
---|---|---|
Октябрь | 934 Р | 0 Р |
Ноябрь | 6005 Р | 300 Р |
Декабрь | 2440 Р | 0 Р |
Январь | 1725 Р | 350 Р |
Февраль | 8348 Р | 4905 Р |
Март | 6686 Р | 5496 Р |
Апрель | 10 910 Р | 5316 Р |
Май | 8044 Р | 3395 Р |
Июнь | 7307 Р | 5870 Р |
Июль | 2109 Р | 355 Р |
Еще во время поездки в Ульяновск мы зашли в несколько местных магазинов — «Букинист» и «Туз». В «Букинисте» продавались уцененные книги, поэтому им предложили открытки и закладки для книг, а «Туз» специализировался на товарах неформальной атрибутики, им подошли стикерпаки. Мы все обсудили, выбрали выгодные условия и договорились на поставку. Так обрадовались.
Поступило несколько заказов для бизнеса в Самаре. Цветочный магазин заказал наклейки и открытки. Магазин косметики купил этикетки. Еще сделали 1500 визиток для компании, которая занималась госзакупками.
Когда представил, что кто-то закажет 10 000 визиток, стало страшно. Ни одна типография не будет делать это так долго, как я.
Товары в «Букинисте» почти не продавались — уходило около 10 в месяц. С нашей низкой маржинальностью это копейки. Единственный бонус от «Букиниста» — к нам пришел клиент, который просил распечатывать карточки для настольных игр. Он делал около 2—3 заказов в месяц, и это было выгодно. Так мы узнали, что можем печатать карточки для настольных игр.
Еще клиенты оставили плохие отзывы за наклейки. Они рассказали, что наклейки портятся и быстро выцветают. Я подумал, что это странно, у нас же светостойкая краска. Тогда решил провести эксперимент: напечатал несколько наклеек и расклеил их по разным местам в квартире. Как же было грустно, когда увидел, что наклейка на балконе выцвела добела всего за неделю.
Решил поэкспериментировать с влагостойкостью краски. Распечатал наклейки и открытки. Одни поместил в ведро с водой, а другие держал под краном. Здесь результат порадовал. Бумага вела себя как бумага — мокла и мялась. Но с краской ничего не произошло, те же цвета, никаких разводов.
«Туз» порадовал больше. Делали им стикерпаки по аниме и сериалам. В первый месяц было лишь несколько продаж. Во второй продажи стали расти, и уже на третий месяц владелец позвонил нам, сказав, что ему нужно по 20 штук каждого нашего стикерпака, потому что их выкупили за неделю.
Сломанный принтер и разочарование
Но здесь по нам еще раз ударила дешевая непрофессиональная техника. Пришел заказ на 50 закладок из другого города и 200 стикерпаков для «Туза». Начали работу и заметили, что черный цвет печатается зеленым. Выполнил проверку — принтер не печатает синий. Тогда я выполнил очистку дюзов, как при установке принтера в начале. После первой чистки синий цвет так и не появился, а принтер стал печатать с белыми полосами. Сделал очистку еще раз, и он совсем перестал работать.
Но не отказываться же от заказа, а в Самаре много типографий. Среди них попался удивительный бизнесмен Игорь, который не только напечатал заказ по оптовым ценам, но и начал помогать с развитием нашего бизнеса. Провел экскурсию по своей типографии, рассказал, с каким оборудованием работает, что сколько стоит, что нужно покупать, где, как с этим работать. Он был лучом света в ситуации, в которой мы оказались. Эта типография тоже основана мужем и женой, работают уже больше 10 лет.
Для бизнеса не подходит обычный домашний принтер. Наш перестал работать после второй очистки
Несмотря на довольных клиентов, мы остались недовольны своим делом. Качество продукции Игоря было в сотни раз лучше нашего. Плотная и качественная бумага, потрясающее качество печати, тонкая резка.
Тогда мы поняли, что нам нужно вложить минимум 300 000—400 000 Р на оборудование, потому что наше не подходило. В свою типографию Игорь с женой вложили уже больше 15 миллионов. Что-то брали за свои деньги, что-то в лизинг. Но у них было так много заказов, что они могли себе это позволить.
Пока принтер был в ремонте, нам написали в инстаграм интересное сообщение. Оно открыло нам глаза, мы все делали неправильно. У нас спросили: «А где можно посмотреть и выбрать ваши товары?»
Тогда я понял, что людям не подходит наша модель, когда мы делаем то, что они хотят.
Клиентам куда проще выбрать из готовых товаров. Мы сделали карточки товаров и опубликовали их в инстаграме. Во «Вконтакте» уже ничего не делали, за все это время там не было ни одного заказа, только немного подписчиков и лайки. За этот месяц у нас было два заказа.
Принтер вернулся к нам в июне 2021 года, но мы уже потеряли к делу интерес. За время бизнеса я ушел из пиара и стал таргетологом, а у жены хорошо пошли дела в медицине. У нас все так же не было времени на типографию, но теперь еще сил и желания.
Сначала мы решили отложить. Думали, что заработаем денег, купим нормальное оборудование и запустимся снова. Но к августу поняли, что не запустимся. Нам уже совсем неинтересно. Решили продать типографию как готовый бизнес.
Какие выводы мы сделали
Не стоит придумывать свою бизнес-модель в бизнесе, который уже давно работает по другим правилам. Мы совершили большую ошибку, о которой узнали только перед закрытием. Продавать под заказ в нише, где все продают готовые товары — странно. Люди не понимают, что мы им предлагали, потому что сами не знали, чего хотят. На мой взгляд, лучший способ продавать людям то, что им нужно — показать варианты на выбор. У каждого бизнеса своя модель. Если бизнес не уникальный, скорее всего, не нужно делать его уникальным.
Нужно сначала думать о том, кому и как продавать, а уже потом о том — что. Изначально мы думали, что для продаж достаточно создать соцсети, наполнить их, пустить рекламу, и клиенты к нам придут. Практика показала, что не придут. За них нужно бороться, занимая доли рынка. Сейчас нужно разбираться в маркетинге, СММ, психологии, продажах, и все это должно работать совместно. Мы ничего об этом не знали, и у нас не было рядом ментора, который бы поделился своим опытом.
Если нет времени на бизнес — лучше не заниматься им. Еще одна наша проблема состояла в том, что мы работали с 10 утра до 8 вечера. Бизнесом занимались с 9 вечера до полуночи и на выходных. Это изматывало, забирало все свободное время и не окупилось. Поэтому, если нет времени заниматься бизнесом — лучше вовсе не браться за него.