что нужно для микрофона для студийной записи
Техника для записи песен дома
Содержание
Содержание
Эра видео с хрипящим звуком и музыки с записанным на диктофон вокалом давно позади, а чтобы показать себя миру не обязательно выходить на сцену. Записать песню или кавер в приемлемом качестве можно и дома. Нужно только собрать комплект техники. Качественная запись голоса позволит вокалисту быстрее развить нужные навыки и перестать бояться кнопки «запись». Она сделает возможным создание демо-материала и даже DIY-релизов с хорошим звуком, чтобы самый крутой продюсер заметил талант. Что же нужно для профессиональной записи голоса дома?
Микрофон
Для видеороликов
Если микрофон хочется оставить в кадре, более того — сделать его элементом стиля, можно обратиться к категории динамических микрофонов для броадкастинга. Профессиональные модели таких устройств, например, легендарный Shure SM7B, широко применяется на радио. Для любителей подойдет Shure 55SH SERIESII. Он не только отлично справится с домашней записью голоса, но и будет круто выглядеть в кадре. Правда, чтобы его подключить к компьютеру, понадобится звуковая карта.
Для академического и эстрадного вокала
Для записи вокала микрофоны с USB подключением уже не годятся. Качества их встроенного АЦП будет недостаточно, к тому же, несовместимость с ASIO породит задержки сигнала. В этом случае понадобится студийный конденсаторный микрофон. Именно такие используются для записи вокала во всех студиях мира.
Конденсаторные микрофоны обладают очень ровной амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), иными словами, они передают звук очень точно и достоверно. Их детализированное звучание передаст все нюансы тембра вокалиста. Если помещение не заглушено и без акустической обработки — лучше всего выбрать модель кардиоидной направленности.
Студийные конденсаторные микрофоны требуют подключения с помощью разъемов XLR к преампу или звуковой карте. Действие конденсаторного микрофона основано на использовании свойств электрического конденсатора, одна из сторон которого представляет собой мембрану (обычно тонкую пленку с металлическим напылением). Звуковые волны заставляют мембрану колебаться и менять емкость конденсатора. Поэтому такие микрофоны требуют для себя дополнительного питания, поскольку конденсатор не будет работать без поляризующего напряжения. В звуковых картах, совместимых с конденсаторным микрофоном, должна быть кнопка фантомного питания +48 В, такое напряжение считается стандартом.
Если микрофон планируется не только для записи, но и с прицелом на живые выступления, тогда стоит взять популярный у профессиональных вокалистов Shure BETA 87С.
Для рок-вокала и рэпа
Для рэпа и рок-музыки, где подача в вокале важнее тембральных нюансов, звукорежиссеры часто используют динамические микрофоны. Удивительно, но упомянутый выше Shure SM7B, широко используемый на радио, применяли в своем творчестве многие артисты: от Майкла Джексона и Боба Дилана до Red Hot Chili Peppers и Metallica.
Еще большей популярностью у музыкантов пользуется Shure SM58. Этот микрофон гарантированно есть в каждой студии, каждом клубе и на каждой репетиционной базе. Большими его фанатами были Пол Маккартни (The Beatles), Элис Купер (Alice Cooper), Дэйв Мастейн (Megadeth) и многие другие. Он отлично подходит для грубого мужского вокала — от агрессивного речитатива и харша, до скрима и гроула.
Сконструированный в первую очередь для студийной работы (SM означает Studio Microphone), он стал микрофоном по умолчанию для живых выступлений. Не в последнюю очередь благодаря своей неубиваемой конструкции.
Несколько лет назад на ютуб-канале Musician’s Friend его подвергли настоящим пыткам: кинули в Тихий океан, пару раз переехали грузовиком, даже обжарили на гриле — девайс упорно продолжал работать.
Звуковая карта
Если в микрофоне нет собственного АЦП и порта USB, значит, его нужно подключать к звуковой карте. Для записи вокала понадобится звуковая карта с наличием входов XLR и фантомным питанием. Устройства из нижнего ценового сегмента не подойдут. Не справятся с задачей также геймерские и аудиофильские модели, нацеленные, прежде всего, на воспроизведение звука. Во встраиваемых картах редко есть нужный тип входа. Поэтому лучше всего брать внешний аудиоинтерфейс профессионального уровня.
Устройство должно поддерживать ASIO для минимизации задержек и записывать аудио в 24 бит 44 100 Гц, что, впрочем, умеют все современные звуковые карты. К примеру, Steinberg UR22mkII.
Наушники
Наушники нужны, чтобы исполнитель при записи голоса слышал себя. Нельзя писать звук с включенной акустической системой — возникнет обратная связь в виде оглушительного свиста. Может и оборудование сгореть, поэтому в студиях применяются наушники. Однако будет плохо, если звук из наушников поймает микрофон. Поэтому они должны быть охватывающими и закрытого типа.
Затычки для мониторинга подойдут лишь в том случае, если планируется писать речь. Да и то, неровная АЧХ таких наушников будет сбивать, возникнут трудности с подбором подходящего тембра. Чем ровнее АЧХ наушников — тем лучше.
Начать можно с AKG K52, но еще лучше с задачей справятся Sennheiser HD 280 за счет более серьезной звукоизоляции и более ровной АЧХ.
Стойка
Стойки бывают настольными, прямыми и типа «журавль». Как ясно из названия, настольные стойки позволят расположить микрофон на столе — они небольшие и удобные. То, что нужно для записи видео с вашим пением.
Прямые стойки хороши для записи вокала. Стойки типа «журавль» используются для записи инструментов, поскольку с их помощью можно закрепить микрофон в любой точке пространства. Также они применяются вокалистами-гитаристами, поскольку не мешают играть на инструменте.
Антивибрационное крепление
Крепление типа «паук» — это специальный держатель микрофона, который гасит вибрации от стойки. Наверное, многие видели в кино, как студийный микрофон при записи вокала висит на паутинке из ниток. Крепления, используемые любителями, конечно, попроще, но суть та же самая. В первую очередь, он поможет устранить призвуки от шагов, стуков и других вибраций. Нередко паук идет в комплекте с микрофоном.
Поп-фильтр
Готовые наборы
В продаже можно встретить готовые наборы для звукозаписи. Как правило, они включают в себя микрофон, звуковую карту и наушники, оптимально подобранные по характеристикам и, скорее всего, выпускаемые одним производителем. Это может быть выгоднее, чем покупать все по отдельности.
Альтернативный вариант
Альтернативой набору из микрофона и звуковой карты будет профессиональный цифровой рекордер, например, Zoom H5. Такие устройства сделаны специально для высококачественной записи звука. Поставляемые в комплекте микрофоны достаточно высокого уровня, плюс часто есть возможность подключить внешний микрофон.
Такие «диктофоны» не позволяют работать с DAW и записывать вокал на нужное место в треке, с эффектами, метрономом и другими удобствами. Зато на них удобно писать собственные занятия, репетиции группы, внезапно пришедшие в голову партии и т.д.
Как сделать студию звукозаписи дома: первый шаг к домашнему лейблу
Содержание
Содержание
Если вы записываете свою музыку или аудиокниги, озвучиваете видеоролики для YouTube, домашняя студия звукозаписи – это ваше рабочее место. Создать и оборудовать ее самостоятельно вполне реально, было бы желание.
Есть два пути, по которым можно пойти.
Первый – комнатная студия. По сути, это просто уголок в комнате. Все оборудование при необходимости легко убирается. Это самый простой вариант, если звукозапись не является вашим основным занятием.
Второй – это выделенная студия. Например, ею может стать кладовка, в которой помещается хотя бы компьютерный стол (в идеале – комната и студийная мебель). Другой вариант – вокальная кабина (ее называют еще акустической или дикторской), которую можно разместить прямо в квартире. Это оптимальный вариант, если вы планируете заниматься звукозаписью на дому профессионально или полупрофессионально.
Компьютер или ноутбук
Для начала, конечно, можно попробовать использовать любой компьютер, который есть в вашем распоряжении. Но есть очень важный момент. Для записи звука и его редактирования вам понадобится соответствующая программа – это может быть Adobe Audition, AVS Audio Editor, Avid Pro Tools, Presonus Studio One, Propellerhead Reason и так далее (у большинства программ есть демо-версии). И такие программы предъявляют достаточно высокие требования к вычислительным мощностям компьютера. Скажем, небольшой нетбук для этих целей не слишком подойдет.
При желании можно попробовать начать с программ попроще – большинство из них бесплатны и не требуют высоких производительных мощностей от компьютера. Популярные программы для домашней звукозаписи – это Audacity, Free Audio Recorder и другие.
Выбор между стационарным компьютером и ноутбуком – дело вкуса и личного выбора. Лучше всего здесь исходить из своих потребностей. Но ноутбук предоставляет возможность сделать свою мини-студию мобильной и при необходимости без труда переносить ее – часто именно это определяет выбор.
Ключевые критерии выбора компьютера или ноутбука для домашней студии звукозаписи:
Микрофон
Микрофон – один из самых ответственных выборов, особенно если он будет один. От него в первую очередь зависит качество записи. Микрофоны для Скайпа типа Sven здесь не подойдут – они могут быть хороши для общения, но в записи дают заметный фоновый шум, а качество звука оставляет желать лучшего. Ориентировочный ценник для хорошего микрофона, который подойдет для качественной звукозаписи, – от пяти-шести тысяч рублей.
Студийный микрофон может быть динамическим или конденсаторным. Конденсаторные микрофоны лучше работают с высокочастотными инструментами (акустическая гитара, клавишные), а динамические – со средне- и низкочастотными (ударные, электрогитара, бас).
Динамические микрофоны считаются идеальными для сцены – они конструктивно более прочные, более устойчивые к перепадам влажности, у них выше запас усиления до появления обратной связи (она возникает, когда несколько микрофонов ведут запись рядом друг с другом).
Для домашней записи голоса чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Они различаются по размеру диафрагмы. От размера диафрагмы зависит уровень записи высоких/низких частот. Так, если вам нужно записать трек с большим количеством высокочастотных инструментов, идеален будет конденсаторный микрофон с маленькой диафрагмой (это «микрофоны-карандаши»).
Но если вы планируете приобрести только один микрофон, как минимум на начальном этапе, оптимальным выбором будет конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Это вариант, подходящий для большинства задач в домашней звукозаписи.
Если вы собираетесь записывать только голос, предпочтительно выбирать настольный микрофон – это позволит обойтись без стойки для него и снизит общие затраты на оборудование.
Приведем примеры нескольких конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой, прекрасно показывающих себя в условиях домашней звукозаписи. Большинство из них можно найти в специализированных магазинах аудиотехники.
Среди рекомендуемых можно выделить:
Подробный гайд по выбору микрофона читайте на нашем сайтеили в посвященной этому вопросу статье на клубе экспертов.
Поп-фильтр
Поп-фильтр – важный аксессуар при записи голоса. Он выполняет две функции: гасит экстремальные («взрывные») частоты и защищает микрофон от «заплевывания».
При произнесении некоторых звуков («п», «б») создается сильный поток воздуха. В обычной речи этого не слышно. Но на записи возникают «хлопки». Во избежание таких «хлопков» и необходим поп-фильтр.
Поп-фильтр может быть с нейлоновой мембраной или с металлической. Первые – дешевле, но они и менее долговечны.
Поп-фильтры с нейлоновой мембраной:
Поп-фильтры с металлической мембраной:
Микрофонная стойка
Нужны ли вам микрофонные стойки – зависит от целей, с которыми вы оборудуете студию, и от того, какой именно микрофон вы приобрели. Если вы записываете только голос и микрофон у вас настольный – стойка ни к чему. Если вы пишете музыку и/или микрофон ручной – без стойки не обойтись.
Конструктивно стойка может быть:
Для конденсаторного микрофона очень важна устойчивость стойки и качественные крепления, поскольку эти микрофоны довольно хрупкие. Стоит обратить внимание и на другие конструктивные особенности – например, телескопические стойки предоставляют больше возможностей.
Примеры настольных микрофонных стоек:
Стойки типа «журавль»:
Звуковая карта
Звуковая карта – один из важнейших элементов домашней звукозаписывающей студии. Для качественной записи возможностей встроенной звуковой карты компьютера попросту не хватит. Отметим важнейшие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе внешней звуковой карты.
Акустический экран
Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.
Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.
Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.
Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.
Наушники
Наушники для студийной записи могут быть открытыми или закрытыми. Закрытые идеальны для записи, поскольку дают лучшую звукоизоляцию. Для редактирования и сведения треков лучше предпочесть открытые наушники, поскольку они дают более высокое качество звука.
Примеры качественных открытых наушников для домашней студии:
Примеры закрытых наушников:
Несколько облегчить выбор могут готовые комплекты для домашней звукозаписи. Обычно в них входят звуковая карта на 4-6 входов, конденсаторный микрофон с большой диафрагмой и наушники закрытого типа плюс кабели для подключения всего этого к компьютеру. Это – стартовый минимум для записи и обработки голоса. Иногда в набор могут входить дополнительные микрофоны, поп-фильтр. Выбирая комплект, стоит обратить внимание на конструктивный тип микрофона (ручной, настольный) – возможно, для него придется отдельно приобрести стойку.
Оборудование для домашней студии может быть самым разнообразным и включать в себя разные виды микрофонов и стоек, студийные мониторы, кабели, MIDI-клавиатуры, усилители и многое другое. Мы привели те из них, без которых попросту не обойтись даже на начальном этапе.
Собираем домашнюю студию звукозаписи: необходимое оборудование
Анонс
DJSTORE
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Хотя сделать собственную студию для звукозаписи довольно тяжело и требует денег, это не значит, что вам придется годами вынашивать проект и ждать накопления миллионов.
Чтобы начать путь рекорд-продюсера, вы можете начать с малого. По сути, для начала работы вам потребуется только восемь основных элементов. Уже с таким аппаратом вы вполне можете производить треки радийного качества, заниматься аранжировкой и записывать инструменты.
Необходимое оборудование
Домашняя студия — не такая дорогая затея, как могло бы показаться. Обычно люди тратят на аппарат куда больше, чем нужно — хотя намного логичнее было бы вложиться в навыки и умения. Золотое правило гласит: прежде чем вкладываться в новый стаф, нужно досконально знать то, на чем вы работаете сейчас.
По большому счету, базовая домашняя студия собирается из восьми элементов, которые и составят ее основу.
Основное оборудование домашней студии:
Если это оборудование у вас есть, технически вас ничего не останавливает в производстве добротных качественных треков. И, справедливости ради, даже в этом списке не все обязательно к покупке. Например, на первых порах можно обойтись без звукоизоляции и мониторов и учиться сводить в наушниках. Коснемся каждой категории оборудования подробнее:
1. Аудиоинтерфейс
Обычно для домашней звукозаписи выбирают USB-аудиоинтерфейсы за их удобство и распространенность. Вам нужен интерфейс, к которому можно подключить микрофон, динамики, источник линейного сигнала (вроде гитары) и наушники.
В первую очередь, обратите внимание на линейку фирмы Focusrite. Лидеры сектора домашней звукозаписи выпустили третье поколение модельного ряда Scarlett, с эмуляцией микрофонных предусилителей Air и большим пакетом комплектных плагинов. Базовая модель, с которой можно в отличном качестве записывать вокал, гитару и сочинять материал в секвенсоре, — Scarlett 2i2.
Если вам потребуется принципиально больше каналов (скажем, для записи барабанов или вокального многоголосия), присмотритесь к Scarlett 18i8.
Подобные интерфейсы на долгое время закроют вопрос с аудиокартой. А когда ваши навыки и запросы приведут к покупке более серьезного оборудования, обратите внимание на девайс с более профессиональными преампами и ЦАП/АЦП. Один из вариантов — Universal Audio Apollo Twin X Duo, который как раз удовлетворит возросшим требованиям.
2. Микрофон
В домашнюю студию стоит в первую очередь купить конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности. Дело в том, что микрофоны именно с такой диаграммой не забирают звук по сторонам и сзади мембраны, и больше всего терпят не самые совершенные с точки зрения акустики помещения.
Если говорить о типах, то вам потребуется конденсаторный микрофон с большой диафрагмой. Такие микрофоны отлично показывают себя в записи вокала, акустических струнных и прочих акустических инструментов.
В качестве примера универсального конденсаторного микрофона подойдет sE Electronics X1 S: он подойдет практически для любого типового трекинга и хорошо показывает себя в записи вокала. В качестве второго микрофона стоит купить динамический микрофон: он пригодится для записи сигнала с гитарного кабинета, ручной перкуссии/барабанов и также пригодится при записи вокала. В этом случае рекомендуем начать с классического Shure SM57. Сложно вспомнить микрофон, который встречается чаще и используется в большем количестве студийных/концертных ситуаций, чем этот.
3. Микрофонные кабели
Не забудьте приобрести балансный XLR-кабель. При этом не стоит относиться к покупке совсем уж фанатично и покупать самые дорогие кабели, какие возможно. Вполне достаточно будет целого работающего провода средней ценовой категории. Хорошие рабочие варианты — SZ-AUDIO AP-2114-10M, Superlux SFM2.5FM, NordFolk NMC9/3M, Cordial CCM 5 FM.
4. Микрофонная стойка
Тот же принцип применим к стойкам. Возьмите по одной микрофонной стойке на каждый микрофон. Имейте в виду, стойки со временем все-таки изнашиваются. Если вы продешевитесь, то рискуете менять стойки каждые несколько месяцев. Советуем несколько вариантов, на ваш выбор: Superlux HM48B, RODE PSA1. Они спокойно прослужат вам несколько лет и не рухнут в самый неподходящий момент вместе с микрофоном на пол.
5. Поп-фильтр
6. Наушники
Тут предстоит выбрать из закрытых и открытых наушников.
Закрытые наушники нужны для мониторинга на записи (или сведения на площадке).
Открытые наушники предназначены для сведения в студии.
Первой парой советуем купить закрытые наушники, например Beyerdynamic DT 770 PRO 250 Ом или более бюджетный вариант Superlux HD-662. Вы сможете записывать материал, пользоваться ими вне студии и сводить (главное — не переусердствовать с громкостью и во время сведения пользоваться референсом). Модели обладают довольно нейтральной АЧХ, которая позволит достоверно передавать материал для сведения.
7. Мониторы
Хотя начать работу в домашней студии можно и без них, по-настоящему научиться сводить без мониторов довольно проблематично. Сводить только в наушниках — удел опытных звукорежиссеров. Да и им все равно нужно проверять микс на мониторах.
Мониторы, очевидно, нужны для работы, а не для домашнего прослушивания, поэтому от них требуется по возможности плоская и нейтральная АЧХ. Поэтому различные динамики класса hi-fi не подойдут — они окрашивают звук. Среди доступных рекомендуем послушать двухполосные Yamaha HS8. Стоит отметить, что мониторы таких размеров подойдут для помещений со звукоизоляцией. Если это не ваш случай, либо вы базируетесь в маленьком помещений, обратите внимание на Yamaha HS5.
По поводу мониторов важно запомнить, что гораздо важнее не конкретная марка купленных девайсов, а насколько тщательно вы изучили звучание своих мониторов и научились с ними работать. К паре мониторов рекомендуем докупить стойки или подставки.
И, конечно же, стоит обратить внимание на тип мониторов, которые вы собираетесь купить — вам нужны активные, то есть со встроенным усилением.
8. Звукоизоляция
В данном случае мы говорим об акустических панелях, которые регулируют естественную реверберацию помещения, в котором вы сидите.
Запись и сведение требуют как можно более нейтральной по звучанию комнаты. Так вы убираете стороннее окрашивание звука.
Компьютер
Для начала подойдет любой более-менее современный компьютер. На 2019 год мощностей даже относительно скромных устройств достаточно для записи без помех, ощутимой задержки и клипования.
Но если вы планируете работать с большими проектами на множество каналов, то вам потребуется машина с мощным процессором и как минимум восемью гигабайтами оперативной памяти.
Что касается операционной системы, то де-факто выбирать особенно не из чего — Linux-подобные системы остаются экзотикой. Если бюджет не стесняет, берите Mac, экосистема Apple до сих пор держит марку среди профессионалов медиа и развлекательной индустрии.
В общих чертах это все самое главное, что вам нужно для домашней студии. А как выставить оборудование и как подготовить помещение для своих нужд, вы узнаете в нашей статье Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения.