что нужно для лыжероллеров
Лыжероллеры для начинающих: экипировка, где кататься, с чего начать
Лыжникам и биатлонистам для поддержания хорошей формы надо тренироваться круглогодично. Лыжероллеры для спортсменов – прекрасная возможность не растерять физическую форму за летний период, улучшить технику и разнообразить тренировочный процесс.
В статье расскажем, как подготовиться к тренировке на лыжероллерах, где можно кататься и какие правила при этом соблюдать.
Что такое лыжероллеры
Лыжероллеры, они же роллеры, роликовые лыжи и лыжи на колёсах – средство для передвижения по твёрдой поверхности, имитирующее лыжи. На платформе с двух сторон закреплены колёса, которые за счёт подшипников обеспечивают движение.
Тренировки на лыжероллерах по функционалу очень близки к тренировкам на лыжах, здесь задействованы те же группы мышц – трицепсы, грудные, широчайшая мышца спины, дельтовидные. Также при катании на лыжероллерах в работу включены мышцы спины, пресса, ног.
Тренировки на роллерах развивают чувство баланса, улучшают устойчивость и стабилизацию.
Как подготовиться к тренировке
Комфорт и безопасность во время тренировки обеспечивается за счёт правильно подобранной экипировки и инвентаря. Благодаря высокому спросу и массовости, в магазинах достаточно широкий ассортимент товаров для лыжероллерного спорта.
Одежда
Старайтесь выбирать яркую одежду, лучше всего со светоотражающими элементами, так вас хорошо будет заметно. Не забудьте перчатки, отталкивание палками достаточно интенсивное, можно натереть мозоли на руках. Подойдут велоперчатки, они лёгкие и дышащие.
Если катаетесь неуверенно или вообще выходите в первый раз, наденьте закрытую одежду, это поможет в случае падений избежать лишних ссадин.
Шлем и защита
Шлем – обязательный элемент экипировки. Хорошо подойдёт велосипедный шлем. Плюс желательны очки – они защищают глаза от ветра, насекомых, пыли и солнечных лучей.
Помните, что вы катаетесь по жёсткой поверхности, скорость во время спусков может достигать 100 км/ч. Не пренебрегайте защитой. На первые тренировки надевайте наколенники и налокотники, так вы будете чувствовать себя увереннее и сможете предотвратить серьёзные травмы.
Инвентарь
Для тех, кто катался зимой на лыжах, необходимо приобрести лишь сами лыжероллеры и крепления к ним. На палках достаточно заменить штырёк, а ботинки можно использовать зимние.
Разберёмся в этом вопросе подробнее.
Виды лыжероллеров
Все лыжероллеры, как и беговые лыжи, делятся на классические, коньковые и комбинированные. Помимо этого, их можно разделить на тренировочные и скоростные.
Классические
У них длинная рама, больше 70 см, они небольшие по диаметру и широкие по профилю колеса – для лучшего сохранения бокового равновесия.
Источник: tracks-and-trails.com
У классических лыжероллеров есть специальный «храповой механизм», блокирующий вращение колёс назад, чтобы не было проскальзывания при толчке. Работа этого механизма постоянна и не зависит от техники катания.
«Коньковые»
Отличаются короткой рамой от 53 до 60 см и узкими колёсами большого диаметра. «Храповой механизм» отсутствует: роллеры едут назад так же хорошо, как и вперёд.
Есть модели с удлинённой рамой (62 см), считается, что такая рама более устойчива, но в то же время менее манёвренна на поворотах и спусках.
Комбинированные
У них промежуточная длина между двумя типами лыжероллеров и тот же механизм для предотвращения прокручивания колеса назад. Как и в случае с лыжами, «комби»-лыжероллеры универсальны, но при этом они не обладают всеми лучшими качествами каждого вида и не могут обеспечить хорошее катание двумя стилями сразу.
По назначению лыжероллеры бывают «для тренировок» и «для гонок».
Модели для тренировок
Максимально приближены к «зимнему» лыжному ходу. Ключевые особенности: оптимальное соотношение в колесе резины и полиуретана, снижающее вибрацию, хорошее сцепление с асфальтом в любую погоду. Такие колёса имеют цифровую нумерацию, проставляемую производителем, и делятся на три типа: стандартные, медленные и очень медленные.
Рама может быть композитная (карбоновая) и алюминиевая. Карбон лучше гасит вибрации и ближе по ощущениям к зимним лыжам, такая рама пружинит и создаёт эффект толчка. Алюминиевая рама подходит тяжёлым спортсменам, она более долговечна и проще в управлении.
Модели для гонок
Гоночные роллеры изготавливают с расчётом на максимальную скорость, их главное отличие – облегчённый вес. Для таких роллеров характерна жёсткая, короткая рама, обычно алюминиевая, которой легко толкаться, и колёса большого диаметра из полиуретана повышенной жёсткости, со скоростными подшипниками, иногда керамическими.
Чем жёстче колесо, тем выше скорость, но при этом сцепление с асфальтом может быть хуже. Поэтому у гоночных лыжероллеров есть классификация по жёсткости, соотносящаяся с цветом колёс.
Лайфхаки:
Подбор лыжероллеров происходит с учётом целей и задач спортсмена, его веса и роста. Выбирайте проверенного производителя и надёжного продавца.
Аксессуары для катания
Крепления
На лыжероллерах используются такие же крепления, что и на зимних беговых лыжах. Выбирайте систему NNN или SNS в зависимости от системы ваших ботинок.
Единственное отличие от лыж – установка креплений. Крепления на лыжи ставятся по точке баланса, а на роллеры их необходимо ставить немного ближе к пятке.
Палки
Для тренировок используются те же самые лыжные палки, что и зимой, только вместо зимних «лапок» с кольцом, которые не дают палке провалиться в снег, нужен твёрдый наконечник (штырёк).
Можно кататься и с зимними палками, но сцепление с асфальтом будет плохим, и наконечник быстро сотрётся. Летние штырьки делают из сплава повышенной прочности.
Источник: en-ze.hero.com
Учтите, что палки и наконечники бывают разного диаметра, выбирать нужно тот, что совпадает с диаметром вашей палки внизу. Можно приехать с палками в магазин, и вам подберут нужные по размеру наконечники.
Лайфхаки:
Ботинки
Они также представлены в трёх вариантах – для конькового хода, классического и комбинированного. Отличаются высотой голенища и гибкостью подошвы. Коньковые хорошо держат голеностоп, в классике эта фиксация лишняя.
В спортивных магазинах есть прекрасные лёгкие модели летних лыжных ботинок, в них ноге комфортно и не жарко. Несмотря на это, многие спортсмены продолжают тренироваться в зимних.
На лыжероллерах не такая хорошая устойчивость, как на лыжах, поэтому важно, чтобы ботинок не болтался. У некоторых коньковых моделей любительских ботинок гибкая подошва, новичкам это осложняет катание и повышает риск падения.
Лайфхак:
Где кататься
Каждый год в парках появляется всё больше и больше велолыжероллерных трасс, а также мест общего доступа, закрытых от проезда машин. Особенность катания в парках в том, что там гуляет много людей, не понимающих, какую опасность вы для них представляете, и зачастую мешающих тренировке.
В России не предусмотрена система наказания за прогулку в неположенном месте, ограничивающие знаки не останавливают бегунов, родителей с колясками и людей, выгуливающих животных. Поэтому необходимо быть крайне внимательными.
Для первых занятий подойдут равнинные участки трасс.
Источник: en-ze-hero.com
Основные требования к месту тренировки:
Правила катания
Начинать лучше с конькового стиля. Во-первых, коньковый ботинок хорошо держит голеностоп, а он в начале занятий ещё неокрепший. Во-вторых, коньковый ход тренирует мышцы-стабилизаторы, те, что отвечают за равновесие на лыжне.
Особенность катания на лыжероллерах в том, что на них очень сложно затормозить. Поэтому обучение стоит начать с основных способов торможения: плуг, переступание, поворот, съезд на обочину.
Отрабатывать способы торможения можно на равнине.
Как кататься безопасно
Мы собрали правила, по которым тренируются на лыжероллерах опытные спортсмены. Их необходимо соблюдать как любителям, так и атлетам со стажем:
Что делать в случае падения
Не расстраивайтесь и не выкидывайте инвентарь, каждый лыжник-профессионал за свою карьеру как минимум один раз жёстко падал на лыжероллерах. Это очень неприятно, асфальт твёрдый и шершавый, в лучшем случае вы повредите одежду и получите ссадины, в худшем возможны серьёзные травмы, если вы катились на большой скорости.
Промойте рану и поверхность вокруг раны, обработайте антисептиком, смажьте заживляющей мазью. Дома в аптечке у каждого должен быть лейкопластырь, ватные диски, мазь с антибиотиком. Если раны глубокие, лучше обратиться в травмпункт, там их перевяжут и сделают прививку от столбняка.
При правильном уходе ссадины заживают быстро, но на несколько дней лучше воздержаться от катания.
Памятка для начинающих
У новых роллеров подшипники могут притормаживать, а если они попали под дождь и потом плохо высохли, то заедать. На этот случай хорошо иметь баллистол или смазку. Носить с собой не обязательно, достаточно проверять дома.
Хорошее настроение и соблюдение этих несложных правил – всё, что вам нужно для приятной, эффективной работы. И пусть тренировки приносят только радость!
Что такое лыжероллеры, и зачем они нужны
С каждым днем лето всё ближе, самое время вставать на лыжи! Нет, мы ничего не перепутали.
Солнце припекает, на небе ни единого облака, и вы гуляете по городу, радуясь, что лето уже совсем близко – скоро вы снимите вашу куртку и будете ходить в легких шортах… И вдруг вам преграждают путь лыжники! Один за другим, они рассекают нагретый асфальт и исчезают за зеленеющими деревьями.
Ну всё, кажется, вы перегрелись.
А может, это просто лыжероллеры?
Летние лыжи – лыжероллеры, или роликовые лыжи, – давно изобретенное средство передвижения, однако оно не перестает удивлять. Они короче зимних лыж, но очень на них похожи, за тем исключением, что едут они на колесах.
Впервые роликовые лыжи появились в Италии и на севере Европы в 1930-х годах. Долгое время они использовались только лыжниками для подготовки к зимнему сезону. В 1970-х ситуация изменилась: лыжероллеры превратились в отдельный вид спорта с отдельными соревнованиями. Как так вышло?
Первые роликовые лыжи отличались от современных: у них было по три колеса, одно впереди и два сзади, их длина варьировалась от 70 до 100 см, а делали их из металла. Со временем стало ясно, что три колеса лыжам ни к чему – двухколесные куда быстрее и маневреннее, но, правда, сложнее в управлении. Первым двухколесную конструкцию изобрел итальянец Скиролло.
Это изобретение и решило судьбу лыжероллеров. Они стали более скоростными – и на них начали устраивать гонки, сначала в Италии, а потом и по всему миру. Дошло до того, что в 1985 году в Европе была создана лыжероллерная федерация, а в 1988-ом прошел Чемпионат Европы в Голландии. Там же прошел и Чемпионат мира в 2000 году. Сегодня каждый год проводится множество соревнований по роликовым лыжам, в том числе – Чемпионат мира (дважды в год) и летний биатлон.
Современные лыжероллеры делают из алюминия и каучука, благодаря чему они легче и удобнее своих предков. Длина лыж зависит от их типа – как и беговые лыжи, лыжероллеры бывают классического хода и конькового.
Классические модели чаще используются лыжниками для тренировок в летнее время. У них более длинная рама (рама – это сама лыжа), от 70 до 100 см. Колеса – толстые, но небольшого диаметра, что дает им повышенную устойчивость. Еще одна отличительная черта классических лыжероллеров – у них на одном из двух колес стоит храповый механизм, который блокирует движение назад, чтобы вы могли оттолкнуться.
Коньковые лыжероллеры чаще используют гонщики. Благодаря короткой раме – до 60-65 см, – а также узким и высоким колесам, они могут развивать высокую скорость.
Что нужно, чтобы кататься на роликовых лыжах?
Конечно, сами лыжи, палки, а также специальные ботинки, шлем и защита для рук и ног. Не помешают также солнечные очки – они спасут не только от солнца, но и от песка и пыли, летящих в лицо.
Если вы знакомы с зимними лыжами, выбрать тип роллеров не составит труда. Если нет, то вот наш совет: новичкам легче и удобнее начинать с классических – они устойчивее и не разгоняются до космических скоростей. Тем не менее, не забудьте про защиту.
Лыжероллеры уже заслужили славу в мире фитнеса. Этим спортом сегодня интересуются не только те, кто хочет участвовать в чемпионатах, но и те, кто просто желает быть в форме. Станете следующим?
Роликовые лыжи – отличный спорт для развития выносливости, который задействует 90% мышц. Не случайно им в обязательном порядке занимаются солдаты британской армии. А еще это хороший выход для тех, кто любит лыжные прогулки, но живет в бесснежных регионах. На летних лыжах можно кататься везде – по велосипедным дорожкам, паркам, специальным площадкам для катания.
Ограничений по возрасту в лыжероллерном спорте нет, но есть ограничения по росту, поскольку лыжные палки – от 1,4 метров длиной. Если вы уже доросли – присоединяйтесь!
Лыжероллеры для начинающих: как выбрать, рейтинг лучших
Чтобы выбрать лыжероллеры для начинающих правильно, нужно понимать, что они собой представляют, какими бывают, кому и когда нужны. Роликовые лыжи (другое название аксессуара) – полезный функциональный тренажер для бегов без снега. Сначала их использовали профессиональные спортсмены в межсезонье, со временем оборудование стали покупать ценители активного образа жизни. Стоимость «игрушки» немалая, поэтому важно внимательно выбирать.
Виды лыжероллеров
Лыжероллеры делят на две основные категории:
Оба вида бывают тренировочными и скоростными. Тренировочные комплектуют мягкими колесами, скорость они развивают невысокую, идеально подходят для отработки техники катания. Гоночные модели легкие, с жесткой колесной базой, будут идеальным выбором для соревнований.
Роликовые лыжи для начинающих бывают коньковыми и классическими
Резиновые колеса эффективно поглощают неровности дорожных покрытий, обеспечивают высокое сцепление с трассой. Гоночные жесткие изделия имеют изогнутую по направлению вверх любо прямую платформу, которая обеспечивает максимально устойчивое положение спортсмена. Диаметр значительный, его хватит для проезда неровностей и трещин. Ширина колес для гонок сравнительно небольшая – это и позволяет развивать максимальные скорости.
Классические модели имеют увеличенную длину – она стабилизирует курс человека во время езды. Каучуковые колеса широкие и увеличивают устойчивость. Диаметр у них незначительный (в сравнении), так что спортсмену удобно удерживать равновесие. Подобная конфигурация гарантирует максимально комфортную езду во время тренировок классическим ходом. Что учитывать и как выбирать лыжероллеры для конькового хода начинающему – далее.
Каждая модель имеет свои параметры, выбор нужно делать с учетом желаемых характеристик, сфер применения
Какие лыжероллеры выбрать
Чтобы дать ответ на вопрос, какие лыжероллеры лучше, Шамов или Эльва, от чего зависит цена, стоит ли охотиться за брендом, нужно сначала разобраться с основными типами моделей. С учетом особенностей применения коньки делят на:
Главный критерий выбора лыжероллеров для начинающих – удобство в применении
Рейтинг лучших лыжероллеров
Чтобы проще было сделать выбор лыжероллеров для начинающих, нужно сравнить разные модели. Также следует сопоставить их цены и характеристики.
Рейтинг лыжероллеров для конькового хода
Лучшие лыжероллеры для конькового хода имеют длинную базу, которая хорошо гасит вибрацию, удерживает равновесие. Рама бывают жесткой или гибкой. Гибкие по максимуму повторяют работу настоящей лыжи.
Популярные коньковые модели для начинающих:
Всегда нужно смотреть, как сидит модель. Желательно, чтобы посадка была максимально плотной.
Коньковые модели для начинающих – отличный выбор для тренировки техники
Лучшие классические лыжероллеры
Классика для начинающих предполагает наличие трещоток сзади на колесной базе. Ехать можно будет только вперед, за счет чего выходит эффект удержания. Минус – модель держит при любой технике, так что отработать толчок на ней будет сложно.
Важно! Классические коньки для начинающих идут с широкими колесами и длинной рамой – это залог их отличной устойчивости.
От цены во многом зависит качество, так что экономить нужно с умом. Дешевые модели обычно недолговечные.
Классические модели подойдут новичкам и профи
Лучшие внедорожные лыжероллеры
Роликовые коньки внедорожники имеют внутреннюю камеру и увеличенные колеса. Начинающим следует брать компактные модели серии. Есть система торможения.
Все модели имеют высокое качество, солидный эксплуатационный ресурс.
Советы и рекомендации
При покупке роликовых коньков для начинающих нужно смотреть на рамы (платформы). Гибкие изделия делают из карбона, пластиков, композитов. Они подходят для продолжительных тренировок, отработки технических приемов. Гибкие платформы имеют ограничения по массе тела катающегося, что нужно учитывать. Жесткие рамы недорогие, универсальные, зато они не гасят вибрационные нагрузки, идущие от асфальта.
Колеса для лыжероллеров изготавливают из резины либо полиуретана различной степени жесткости. Диаметр – 70-200 мм, ширина – 20-50 мм. Начинающим лучше делать ставку на средних размеров универсальные колеса – то есть 70*50 мм, незначительные колебания допустимы. Скорость движения во многом зависит от материалов изготовления колесной базы, остальные параметры – смазка, качество подшипников. Резина – решение мягкое, но для развития высоких скоростей оно не подойдет. Полиуретан быстрый, износостойкий, идеально подходит для соревнования. Для тренировок полиуретановые колеса жесткие, они плохо подходят для перемещения по разбитым асфальтовым дорогам.
Во внедорожных роликовых коньках для начинающих предусмотрена усиленная колесная база
Подшипники в лыжероллерах для начинающих делают из керамики либо металла. Металл неприхотливый в обслуживании, прочный. Керамика легкая, довольно скоростная, но недолговечная. Крепления аналогичны крепежам беговых моделей лыж. Если ставить их по балансовой линии в обычных, то в роллерах для начинающих из нужно смещать в область пятки – для повышения контроля.
Даже простые модели для начинающих более травмоопасные, чем лыжи, поэтому экономить на крепежах не нужно
Ботинки начинающие лыжероллеры обычно берут лыжные, в которых ездят зимой. Это неплохой вариант, поскольку он надежный, жесткий, а жарко будет в любой закрытой обуви. Начинающим необязательно покупать специальные ботинки, можно взять любые. Скоростным профи желательно использовать обувь известных брендов. Также для тренировок нужен шлем.
Заключение
Выбирать лыжероллеры для начинающих нужно с учетом доступного бюджета, предпочтений к брендам, предполагаемой интенсивности применения. Для новичков оптимальный вариант – тренировочный, с резиновыми широкими колесами. На креплениях лучше не экономить, специальные ботинки брать необязательно, легко можно обойтись обычными.
Особенности выбора и подготовки лыжероллеров
Обоснованный подбор, условия использования и особенности ухода за снаряжением предопределяют скоростные свойства и износостойкость лыжероллеров. В статье представлены классификации лыжероллеров, платформ, колес и подшипников лыжероллеров. Описан способ расчета длины лыжероллерных палок, рассмотрены способы заточки и установки наконечников. Проиллюстрированы способы ухода за подшипниками колес лыжероллеров.
Для эффективного передвижения на лыжероллерах особенно важны корректность выбора спортивного инвентаря и его подготовки к эксплуатации. При приобретении лыжероллеров прежде всего следует учитывать уровень квалификации лыжероллиста, используемую технику ходов и назначение, которые предопределяют подходящий тип снаряжения [9]. Новичкам целесообразно выбирать более медленные и устойчивые лыжероллеры, гонщикам важнее обеспечить максимально возможный скоростной ресурс, и в любом случае желательно продлить срок их службы. Для профессиональных спортсменов, имеющих разнообразное снаряжение для лыжероллерных гонок (рисунок 1), важно уметь подобрать наиболее подходящий инвентарь, соответствующий особенностям конкретной трассы и ожидаемым погодным условиям.
Рисунок 1 – Спортивное снаряжение гонщика-лыжероллиста
В работе обобщен эмпирический опыт подготовки спортивного инвентаря к тренировочному и соревновательному процессу, учтены ошибки и достижения, приобретенные на практике. Проведен анализ зарубежных литературных источников, сайтов производителей спортивного снаряжения и комментариев пользователей лыжероллерной продукцией на интернет-форумах.
Результаты и их обсуждение
К основным видам лыжероллеров по целевому назначению можно отнести (рисунок 2):
1) тренировочные, имеющие относительно мягкие колеса с меньшей вибрацией и повышенным сцеплением с дорожным покрытием, обеспечивающие технику передвижения, приближенную к беговым лыжам;
2) гоночные (скоростные), имеющие твердые колеса и жесткую короткую платформу, обеспечивающие достижение максимальной скорости.
3) универсальные, используемые как для тренировок, так и на соревнованиях.
Рисунок 2 – Классификация лыжероллеров
Международными правилами к спортивному инвентарю, используемому в лыжероллерных гонках, установлен ряд требований: 1) наличие в свободной продаже в качестве коммерческого продукта; 2) диаметр колес ограничен 100 мм; 3) расстояние между осями лыжероллеров должно быть не менее 530 мм; 4) ремонтопригодность снаряжения без посторонней помощи [1, С.89]. С учетом многообразия моделей лыжероллеров, представленных производителями, можно подбирать наиболее походящую пару для конкретной гонки с учетом конфигурации трассы и ожидаемых погодных условий.
По способу передвижения выделяют следующие типы лыжероллеров:
1) для классического хода, отличающиеся наличием механизма для блокировки вращения назад на одной из пар колес (трещоткой), имеющие более длинную раму для поддержания направления движения и большую ширину колес для повышения устойчивости [8; 13]. Тренировочные лыжероллеры для классического хода отличаются более длинными рамами, свыше 700 мм, и широкими мягкими колесами, обеспечивающими лучшую устойчивость при толчке и прокате.
2) для конькового хода, позволяющие использовать самый широкий диапазон лыжных ходов и обеспечивающие наибольшую скорость [14]. Гоночные лыжероллеры для конькового хода отличаются более узкими (до 40 мм) полиуретановыми колесами и платформой, более короткой, чем для классического хода (600 мм между осями).
3) специальные для бездорожья, имеющие мягкие резиновые колеса большого диаметра (125-200 мм) и специальное тормозное устройство, которые позволяют передвигаться по дорожному покрытию плохого качества и особенно популярны для активного отдыха у европейцев [10, 12].
Специфика выбора платформы лыжероллеров
Базовой частью конструкции лыжероллера является платформа, изготавливаемая из пластика, композитного материала или металла. Оси колес устанавливаются по концам платформы, сверху которой располагается лыжное крепление. Платформы различаются по прочности, жесткости, ширине и длине. Чем длиннее платформа, тем устойчивее лыжероллер держит курс движения.
Гибкие платформы изготавливаются из пластика или композитных материалов, предназначены для тренировочного процесса и имеют пониженную вибрацию колес, что создает больший комфорт при отработке техники хода. Композитные платформы могут быть несколько выгнутыми и иметь прогибающие свойства, как у беговых лыж. К недостаткам гибких платформ следует отнести низкую надежность, связанную с появлением царапин или поломки при соприкосновении платформы с дорожным покрытием в результате продавливания лыжероллистами, имеющими относительно высокую массу.
Жесткие платформы изготавливаются из легких алюминиевых сплавов, высокоустойчивых к динамическим нагрузкам, предназначены для гоночных лыжероллеров, отличаются высокой надежностью и низкой комфортностью при передвижении.
Факторы, определяющие выбор колес лыжероллеров
Колеса являются ключевым компонентом лыжероллеров и изготавливаются из резины или полиуретана:
Планируемый срок службы колес лыжероллеров составляет от двух до пяти лет, однако их долговечность может уменьшиться до одного года в случае: 1) относительно большого веса спортсмена; 2) применения более резких приемов отталкивания и торможения [2, 3, 4]; 3) передвижения по низкокачественному дорожному покрытию; 4) гоночного режима использования.
Возникающая при движении сила трения колес лыжероллеров обуславливает легкость качения колес и зависит от массы спортсмена [11], твердости и размера колес, качества дорожного покрытия, влажности и температуры внешней среды [15]. На ухудшение качения колес может влиять низкое качество материала или формы колес, дефекты подшипников или фурнитуры, обусловленные либо браком в производственной партии, либо некорректной эксплуатацией и уходом. Исходя из того, что увеличение площади контакта колес с покрытием трассы влияет на устойчивость лыжероллеров, можно сделать вывод, что более твердые и жесткие колеса подходят:
Нежелательно устанавливать на лыжероллеры колеса от роликовых коньков [16], которые рассчитаны на существенно меньшую нагрузку, что снижает надежность снаряжения и повышает риск получения травм.
Колеса лыжероллеров комплектуются металлическими или керамическими подшипниками и имеют алюминиевую ступицу. Колеса и подшипники закрепляются с помощью специальной фурнитуры, которая имеет конструктивные отличия у разных производителей. Чаще всего претензии возникают к прочности вилки или к низкой устойчивости окраски деталей.
Для повышения легкости качения лыжероллеров существует возможность замены универсальных подшипников на облегченные керамические, основным недостатком которых является высокая стоимость, сопоставимая с ценой универсальных лыжероллеров. Подшипники с металлическими шариками менее чувствительны к качеству асфальта, а подшипники с керамическими шариками позволяют увеличить длину выката со спусков.
Особенности лыжероллерных креплений.
Особенности лыжероллерных палок
В соответствии с международными правилами для участия в лыжероллерных гонках следует использовать две лыжные палки, имеющие специальные лыжные наконечники [1, С.89]. В связи с тем, что летом палки должны втыкаться в асфальтовое покрытие, то лыжероллерные наконечники принято обрабатывать надфилем или напильником с алмазным напылением выравнивая внутреннюю сторону от сколов, а внешнюю затачивая под острым углом не более 45º (рисунок 3).
Рисунок 3 – Углы заточки наконечников лыжероллерных палок и оборудование для их переустановки
Для установки наконечника на лыжную палку рекомендуется в кипящую воду опустить конец палки с лыжной лапкой и лыжероллерный наконечник, через минуту их достать, удалить влагу и старый термоклей, затем по всей окружности стержня палки нанести клей из термопистолета (см. рисунок 3), после чего на палку надеть лыжероллерный наконечник острием в сторону направления движения и с соблюдением центровки относительно ручки палки.
При необходимости уменьшения длины лыжероллерных палок следует удалять их верхнюю часть, расположенную рядом с ручкой палки, так как при удалении нижней части изменится диаметр палки и не будет соответствовать наконечнику. При этом рекомендуется снимать ручку после нагревания композитного стрежня палки с помощью строительного фена, а не кипящей воды, которая может повредить пробковую структуру ручки.
Полезный совет: Термоклей можно заменить универсальным клеем «Момент», который после нагревания также теряет клеящие свойства, что облегчает снятие наконечника или ручки. Если диаметр наконечника или ручки превосходит соответствующий размер палки, то для преодоления этого различия можно несколько раз обкрутить конец палки изолентой.
Рассчитать оптимальную длину лыжероллерных палок (L), предназначенных для конькового хода на спринтерской дистанции или на трассах длинных дистанций со средне-типичным распределением равнинных участков, спусков и подъемов, можно в зависимости от роста человека, измеренного от плоскости стоп до верхушечной точки головы, по формуле (1):
Если на длинных дистанциях преобладают участки в подъем, то целесообразно использовать лыжероллерные палки, укороченные на или исходя из личных предпочтений спортсмена; если на дистанции преобладают спуски, то рекомендуется использовать лыжероллерные палки, удлиненные на аналогичную величину (рисунок 4). В отличие от традиционно принятого подхода вычитать дискретную величину 20 см из роста спортсмена [5, С.384] для определения длины лыжных палок, предлагаемый расчет позволяет обоснованно учесть разницу в росте различных лыжероллистов.
Для расчета длины лыжероллерных палок (L) при классическом ходе можно применить формулу (2):
Рисунок 4 – Ассортимент лыжероллерных палок гонщика
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА ПОДШИПНИКАМИ КОЛЕС ЛЫЖЕРОЛЛЕРОВ
Наряду с совершенствованием техники лыжероллерного хода материал колес играет более значимую роль как ресурс повышения скорости лыжероллеров, чем подшипники, однако качество ухода за подшипниками может существенно повлиять на замедление движения вследствие их загрязнения или коррозии. Кроме того, увеличение силы сопротивления качению существенно влияет на физиологические показатели и утомляемость спортсмена [7]. В процессе эксплуатации лыжероллеров на подшипники воздействуют дорожная пыль, песок, грязь и вода, которые попадая внутрь этого сборочного узла вызывают истирание и крошение шариков, что приводит к люфту и увеличению шумовой компоненты подшипника при отсутствии своевременного обслуживания. При увеличении температуры и влажности воздуха, степени загрязненности окружающей воздушной среды, интенсивности солнечного и теплового излучения возрастает значимость своевременной подготовки лыжероллеров. Умение качественно подготовить лыжеролллеры создает дополнительное преимущество в гонках, связанное с легкостью качения колес, поэтому основными приемами систематического и корректного ухода за снаряжением должен владеть каждый лыжероллист.
Для повышения надежности и долговечности колес лыжероллеров следует систематически выполнять следующие операции:
1. Частичный разбор подшипников, для которого первоначально с рамы снимаются колеса, затем из колес достают подшипники с помощью плоской отвертки с загнутым на 90º концом или специального ключа операциями вытягивания или выдавливания в зависимости от конструкции втулки.
У разборных подшипников прижимают большим пальцем кольцо напротив разреза, тонкой иглой подцепляют стопорное кольцо за острый край (рисунок 5) и после выхода пружины из канавки достают пылезащитную пластинку, что открывает доступ к внутренней части подшипника для промывания.
1. 2.
Рисунок 5 – Приемы обработки разборных подшипников
У неразборных подшипников достаточно снять один пыльник (рисунок 6).
1. 2.
Рисунок 6 – Приемы обработки неразборных подшипников
2. Промывание/ смазывание, перед которым подшипники протирают снаружи для очистки от внешней грязи, затем опускают разобранные подшипники в небольшую емкость с моющей жидкостью, после чего ее интенсивно трясут в течение нескольких минут до вымывания оставшихся песка и грязи, после чего подшипники просушивают.
Для экономии времени можно заменить операцию встряхивания подшипников в моющей жидкости на ультразвуковое воздействие с помощью специального прибора, обычно предназначенного для чистки ювелирных изделий (рисунок 7). Использование специального оборудования позволяет особенно тщательно до блеска очистить подшипники.
Рисунок 7 – Ультразвуковая очистка подшипников
Применяемые очищающие средства должны улучшать качение, увеличивать сцепление и удлинять срок службы колес, поэтому для лыжероллеров используют химический способ очистки с помощью растворителей (смывок).
Для промывания/ смазывания подшипников в колесах используют универсальные, жидкие или пластичные средства. Преимуществом жидких смывок является моментальное обеспечение легкости вращения подшипника, что актуально для гоночного режима эксплуатации лыжероллеров. К их недостаткам следует отнести необходимость более высокой частоты использования, через 50-100 км пробега.
Пластичные смазки характеризуются относительно большей вязкостью, поэтому приобретают наибольшую легкость вращения с некоторой задержкой после начала движения (до 30 минут) [8], что актуально для специальных лыжероллеров для бездорожья, но неприемлемо для гоночного режима и особенно спринта. Тем не менее пластичные смазки способствуют продлению срока службы подшипников и обеспечивают их лучшую защиту от пыли и песка. Среди подходящих лыжероллерам пластичных смазок можно выделить водостойкие литолы на основе загущаемых нефтяных масел.
В качестве промывочной жидкости рекомендуется использовать: 1) около 300 г. технического или автомобильного бензина; 2) водоотталкивающий минеральный углеводородный растворитель в аэрозольной форме WD-40, предотвращающий коррозию; 3) другие специальные средства. С учетом огнеопасности и особой пахучести применяемых средств при промывании подшипников необходимо использовать хорошо вентилируемое пространство и соблюдать противопожарные правила.
Не рекомендуется использовать в качестве средства промывки и смазки колес лыжероллеров:
разнообразные машинные масла, так как имеющиеся в них активные присадки могут повредить латунные элементы подшипников.
Полезный совет: Если отсутствуют подходящие условия для основательной чистки подшипников, но есть необходимость после соприкосновения лыжероллеров с водой, следует достать подшипники, поместить в небольшую банку, заполнить ее водным раствором моющего средства (Fairy или подобного) и закрыть крышкой, затем активно потрясти в течение двух минут, после чего слить грязное средство, заменив на чистое, и окончательно промыть от моющего раствора водой. Промытые подшипники нужно сразу интенсивно высушить струей горячего воздуха, например, феном или на горячей батарее, так чтобы предотвратить коррозию.
Для тренировочного процесса в сухих условиях внешней среды достаточно проведение обработки подшипников колес лыжероллеров дважды за сезон. В соревновательном режиме рекомендуется промывать подшипники перед каждой гонкой. После попадания лыжероллеров во влажную среду, в лужи или под дождь требуется сразу разобрать подшипники после катания.
При выборе инвентаря лыжероллисту следует обратить внимание на материал и размеры платформы и колес, вид подшипников, угол заточки наконечника и длину палок, чтобы правильно подобрать пару с учетом назначения, используемой техники ходов и квалификации спортсмена. На скоростной ресурс и срок службы лыжероллеров напрямую влияет своевременная обработка подшипников после их взаимодействия с влагой или загрязненной воздушной средой, требующая умения разобрать и промыть подходящим средством эти сборочные узлы. При обучении передвижению на лыжероллерах рекомендуется использовать более устойчивые резиновые колеса и гибкую платформу, а для соревновательной деятельности – полиуретановые колеса и жесткую платформу, чтобы достичь максимально возможной скорости для спортсмена. Таким образом, на скоростные свойства и износостойкость лыжероллеров существенное влияние оказывают характеристики их составных частей, условия использования и особенности ухода за снаряжением.
Андрей Валерьевич Меликов, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Сергей Владимирович Корсаков, Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Ирина Анатольевна Артамонова, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва