что нужно для лицензирования медицинского кабинета в спорткомплексе
Новые правила лицензирования медицинской деятельности
С 1 сентября 2021 года вступило силу новое постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 утратило силу.
Согласно новому постановлению теперь Минздравом России утверждается классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. При этом классификатор не устанавливает обязательных требований, а применяется для оформления лицензий, то есть работы (услуги) в лицензии указываются в соотнесении с видами и условиями оказания медицинской помощи (амбулаторные, дневной стационар, стационар) по Классификатору.
Договоры аренды медизделий должны предусматривать как правомочие пользования, так и владения. Медизделия должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Такое же требование предъявляется к лицензиату.
Новое постановление не требует от соискателя лицензии наличия у руководителя медорганизации и его заместителей профильного высшего образования и стажа работы по специальности, поэтому при получении лицензии отпадет необходимость представлять документы, подтверждающие у указанных лиц образования и стажа.
Наличие локального Положения о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целях получения лицензии теперь также не требуется.
В число лицензионных требований включено соблюдение не только порядков оказания медпомощи, но и всех остальных видов нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом, исчерпывающим образом перечислены виды данных НПА, ведь медицинская деятельность не ограничена только оказанием медицинской помощи, а включает также проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и прочих мероприятий (исследований).
Новеллой также является отмена обязанности предоставлять вместе с заявлением копии некоторых документов (копии документов о наличии медицинского оборудования и госрегистрации медизделий, документов, подтверждающих наличие у работников соответствующего образования и сертификата/аккредитации), если сведения (об организации и медицинских работниках) внесены в ЕГИСЗ. Этого не должен делать ни соискатель лицензии, ни лицензиат.
Существенно скорректирован и обновлен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Некоторые виды работ исключены полностью, а некоторые исключены путем дополнения Перечня новыми видами работ, которые по сути объединяют подлежащие исключению работы (услуги).
Постановлением № 852, помимо Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержден Перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Если исключенные из нового Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работы (услуги) упомянуты в Перечне тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (иными словами, они тождественны работам (услугам), которые есть в новом перечне), то переоформлять лицензию на осуществление медицинской деятельности в части исключения таких работ (услуг) не нужно (пункт 2 Постановления № 852).
А вот переоформить лицензию в срок до 1 сентября 2022 года потребуется, если в ней указаны операционное дело, энтомология, управление сестринской деятельностью, сексология, психотерапия, дезинфектология и др.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Лицензирование медицинского кабинета: документы и порядок
Из этой статьи вы узнаете:
Самая распространенная форма частной медицинской практики, как ИП, так и юридического лица, — медицинский кабинет. И лицензирование медицинского кабинета — обязательная процедура, без прохождения которой деятельность вести запрещено. Процесс получения специального разрешения для подобного лечебного учреждения нельзя назвать простым, однако решить эту задачу вполне реально.
В чем суть лицензирования медицинских кабинетов
Бизнес в отрасли здравоохранения сложен. Медицинские учреждения оказывают населению консультационные и лечебные услуги, а значит, берут на себя огромную ответственность, ведь речь идет о здоровье и жизни людей. Главное для этих организаций — получить лицензию.
Перечень видов медицинской деятельности указан в российском законодательстве, и при этом каждый из них нуждается в специальном разрешении. Если лечебное учреждение имеет лицензию, то вправе оказывать услуги в любом российском субъекте.
Процедура лицензирования обязательна для организаций, предоставляющих такие услуги, как:
Лицензия выдается на неопределенный срок. При этом деятельностью, для которой она была оформлена, может заниматься исключительно лицо, ее получившее. Передача лицензии иным субъектам запрещена.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
В случае ликвидации предприятия, смены его руководителя или утери разрешения лицензиат обязан сообщить об этом в соответствующие органы в течение 15 дней. В подобных обстоятельствах требуется переоформление документа.
Лицензия действует три года. Если юридическое лицо захочет изменить этот срок, то должно заявить об этом в уполномоченные органы. В выдаче лицензии могут отказать, если у данной организации есть правонарушения.
В документе обязательно прописывают:
В ходе проверок уполномоченные специалисты устанавливают факты правонарушения, побуждают к их исправлению и принимают решения по аннулированию лицензии.
Чтобы четко понимать, что нужно для лицензирования медицинского кабинета и как проводится процедура, необходимо разобраться в ключевых терминах.
Лицензия
Разрешение, необходимое для работы в определенной сфере. Лицензию физическим и юридическим лицам выдает лицензирующий орган.
Лицензируемый тип деятельности
Вид деятельности, которая ведется на территории РФ и для которой необходима лицензия
Лицензирование
Процедура, связанная с получением лицензии, переоформлением документов, ограничением или аннулированием документации и иными действиями
Требования и условия к лицензии
Комплекс условий, обязательных для лицензиата
Лицензирующие органы
Органы исполнительной государственной власти, выполняющие лицензирование
Лицензиат
Юридическое, физическое лицо или ИП, имеющее лицензию для ведения той или иной деятельности
Соискатель
Юридическое лицо или ИП, обратившееся в органы лицензирования за получением разрешения
Реестр лицензий
Совокупность информации о процессах, связанных с оформлением лицензии
Лицензия на использование техники
Документ, разрешающий обслуживать оборудование в медицинских кабинетах в соответствии с установленными требованиями. Если такой лицензии у медицинского кабинета или иного лечебного учреждения нет, ответственные лица могут понести наказание.
Лицензия фармацевтики
Разрешение на размещение аптечного пункта в медицинском учреждении и реализацию лекарственных средств
Главная цель лицензирования — предоставить медицинским учреждениям возможность оказывать лечебные услуги с соблюдением санитарных, гигиенических норм и госстандартов. Не менее важно предотвратить причинение ущерба гражданам с позиции нарушения их прав, жизнедеятельности и здоровья.
Кому именно необходимо лицензирование деятельности медицинского кабинета
Лицензирование медицинского кабинета для частной врачебной практики
Закон РФ разрешает открывать медицинские кабинеты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без профильного высшего образования у учредителей ООО или ИП, однако получение специального разрешения для них обязательно. Если нет лицензии, подобное лечебное учреждение не может работать на законных основаниях.
Виды услуг в отрасли здравоохранения, для которых требуется лицензирование, указаны в Приложении к Постановлению Правительства № 291 от 16 апреля 2012 года.
Нарушение данного законодательного требования влечет за собой:
Лицензирование медицинского кабинета на предприятии
В статье 212 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан предоставить персоналу полное медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание.
В рамках исполнения данного требования в медицинском учреждении должны быть не только комнаты отдыха и санитарно-бытовые помещения, но еще и как минимум один оборудованный кабинет медпомощи (статья 223 Гражданского кодекса РФ). В организации с численностью персонала свыше 300 сотрудников обязательно должен присутствовать фельдшерский пункт (СНиП 2.09.04-87).
У работодателя есть право на заключение договора на обслуживание с медицинским учреждением. Также руководитель может организовать работу собственного медицинского кабинета и набрать в штат персонал. В последнем случае лицензирование медицинского кабинета — обязательное условие.
Если лечебное учреждение предоставляет услуги без специального разрешения, на руководителя налагают штраф.
Лицензирование медицинского кабинета в детском саду, школе и т. д.
Обязательным является лицензирование медицинского кабинета в ДОУ: школе, интернате, лицее, колледже, вузе. Данные учреждения обязаны предоставлять ученикам/воспитанникам первичную медицинскую помощь и выполнять мероприятия по профилактике.
Лицензирование медицинского кабинета в образовательном учреждении проводят органы управления здравоохранением субъектов РФ. При этом учебное заведение вправе отказаться от услуг поликлиники, получить лицензию на медицинский кабинет и набрать в свой штат необходимый персонал.
Лицензирование медицинского кабинета предрейсового осмотра водителей
Еще одно обязательное условие — лицензирование медицинского кабинета предрейсового осмотра водителей.
Эксплуатация электротранспорта (в данную категорию входят трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовые или легковые авто) предполагает, что предприниматели и учреждения должны заполнять путевые листы, опираясь на требования Приказа Минтранс РФ № 152 от 18 сентября 2008 года.
В данных документах должны быть проставлены основные реквизиты, в частности отметка медицинского работника, что водитель прошел предрейсовый медосмотр.
Условие о том, что управление транспортным средством невозможно без предварительного медицинского освидетельствования водителя, прописано и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196.
Многие руководители полагают, что для проверки состояния здоровья водителей достаточно лишь наличия в штате врача, фельдшера или медсестры с профильным образованием. Но это неверно.
Предрейсовые и послерейсовые осмотры включены в список услуг, для оказания которых нужна лицензия Росздравнадзора (Постановление Правительства РФ № 291 «О лицензировании меддеятельности»).
Если лицензирование кабинета для организации предрейсовых/послерейсовых освидетельствований не входит в планы компании, она может воспользоваться альтернативным способом – заключить договор с медицинским учреждением, имеющим специальное разрешение на осмотр водителей перед выходом на трассу и по завершении работы.
Оснащение медицинских кабинетов для лицензирования
Помещение для требований лицензирования может быть как съемным, так и собственным. Перед тем как арендовать медицинский кабинет, лицензиату нужно узнать, каким должно быть оснащение кабинетов для возможности лицензирования их медицинской деятельности.
К общим условиям относятся:
Требования по отделке помещений к медицинскому кабинету при лицензировании:
К другим лицензионным требованиям относятся:
При соблюдении указанных требований медицинский кабинет может рассчитывать на успешное лицензирование.
Конкретные требования к медицинскому кабинету для лицензирования
Медицинский кабинет врачебной практики
Итак, мы установили, что медицинский кабинет, в соответствии с условиями лицензирования, может быть арендованным или находиться в собственности. В учреждении должны работать врачи с профильным образованием, вспомогательный медицинский персонал.
Также обязательно наличие установленного перечня аппаратов, оборудования, материалов и инструментария. Но помимо этого, кабинет должен также отвечать требованиям пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.
Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования осуществляемой в нем частной врачебной практики:
Медицинский кабинет образовательного учреждения
Стандарт оснащения медицинских кабинетов для лицензирования их деятельности в учреждении образования такой же, как и педиатрических кабинетов в поликлинике. Для успешного прохождения лицензирования в медицинском кабинете должны находиться:
Медицинский кабинет на предприятии
Если мы рассматриваем опасное и/или вредное производство, в этом случае нужно заключить соглашение с терапевтом/фельдшером, способным профессионально оказывать первую медицинскую помощь.
Медицинский кабинет предрейсового осмотра
Помимо указанных требований к организации медицинских кабинетов, связанных с собственностью или арендой помещения, наличием медперсонала с соответствующим образованием, необходимых инструментов и оборудования, следует также позаботиться о соблюдении правил пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.
На основании требований СЭС, медкабинет предрейсового осмотра на предприятии нельзя размещать в подвале или в полуподвальном помещении. Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования его деятельности — 12 м2.
В медицинском кабинете обязательно наличие окна как источника естественного освещения, а также раковины-умывальника.
В штате должны присутствовать:
Для прохождения лицензирования медицинский кабинет должен быть оснащен:
Документы для лицензирования медицинского кабинета
Лицензирование медицинского кабинета врачебной практики требует наличия следующих документов:
Для прохождения лицензирования персонал медицинского учреждения также должен отвечать заявленным требованиям. Вот список обязательных документов для сотрудников:
Сотрудники, специализирующиеся на контроле качества и экспертизах временной нетрудоспособности, должны располагать:
Общее количество таких работников в медицинском учреждении — три.
Оборудование медицинских кабинетов для лицензирования их деятельности также должно соответствовать установленным требованиям. Если оно было куплено по безналичному расчету, то предъявляются:
Если для покупки были использованы наличные средства, это подтверждается:
А также потребуются:
Лицензирование медицинского кабинета, помимо перечисленных бумаг, также требует:
Порядок лицензирования медицинского кабинета
Лицензирование медицинских учреждений входит в обязанности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть лицензирующего органа.
Лицензиаты подают заявления в комитет по лицензированию. Перед выдачей специальных разрешений деятельность заявителей тщательно проверяют с целью установить соответствие лицензиата и его документации предъявляемым требованиям. Оценке при этом подлежат сведения об учредителе, документация, оборудование и т. д.
Для получения разрешения на оказание медицинских услуг лицензиаты должны выполнить все необходимые процедуры. Речь идет о подаче заявления и документов с соблюдением всех законодательных требований.
Вот основные этапы лицензирования:
То есть вам, как лицензиату, нужно подготовить всю необходимую документацию, написать заявление, уплатить сбор в бюджет и посетить Росздравнадзор.
Приготовьтесь к тому, что о нехватке хотя бы одной бумаги из установленного списка вам сообщат в течение 30 дней. Если это повторится, процедура лицензирования затянется. Из-за этого государственные органы в ходе проверок наложат штрафные санкции. Также у предприятия появятся иные издержки.
Отказать медицинскому кабинету в лицензировании могут из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, искаженной или недостоверной информации.
Конечно, самостоятельно готовить все документы для лицензирования — это долго и достаточно сложно, но при желании всё получится. Однако если вы не хотите тратить на это силы и время, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.
Переоформление лицензии медицинского кабинета
Вносить изменения в лицензию нужно, если:
На основании Федерального закона о лицензировании (пункт 6 статьи 18 № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года) для переоформления медицинской лицензии вследствие реорганизации, носящей форму слияния юридических лиц, у этих предприятий обязательно должна быть лицензия на один и тот же вид деятельности на момент прохождения правопреемником государственной регистрации.
К необходимым здесь документам относится:
Переоформление длится не больше 10 рабочих дней со дня подачи документации в лицензирующий орган.
Если медицинское учреждение намерено изменить место оказания услуг или расширить список видов деятельности, то также обязано переоформить лицензию.
В этом случае лицензиат предоставляет:
Переоформление длится не больше 30 рабочих дней с той даты, как заявитель подал документы в лицензирующий орган.
Приказ Минздрава России от 29.12.2020 N 1399н «Об установлении требований к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также по медицинской статистике» Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 63003.
С 1 сентября 2021 г. устанавливаются требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также по медицинской статистике
Требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью применяются к работам (услугам), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) по медицинской статистике устанавливаются к организации и выполнению работ (услуг), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Приводятся функции, осуществляемые в процессе организации и выполнения указанных работ (услуг), определяются требования к соответствующим специалистам, помещениям, рабочим местам и их информационному оснащению.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу.
Читайте также: Получение медицинской лицензии в Казани под ключ
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 1399н
ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ (УСЛУГ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
Статья
Революционное изменение лицензионных требований, которое ждали долгие годы, не обошлось без компромиссов
04 Июня 2021 Выделить главное вкл выкл 12340
Не буду скрывать, что общее впечатление от нового постановления положительное, как в части стилистики, так и по содержанию. Считаю, что это значительное достижение ФАСа, Минздрава, Минэкономразвития и в целом Правительства и не побоюсь сказать — революционное — изменение лицензионных требований.
Для начала отмечу положительные моменты в новом положении о лицензировании медицинской деятельности.
1. В пункте 2 Постановления, содержатся переходные положения, связанные с изменением перечня работ (услуг). Утвержден перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в старом (N 291) и новом (N 852) постановлениях. Тождественные работы (услуги) не потребуют переоформления лицензии.
Переоформление лицензии в отношении исключаемых работ (услуг) по:
— дезинфектологии (ранее вызывала много судебных разбирательств)
— неотложной медицинской помощи
— организации сестринского дела
— управлению сестринской деятельностью
необходимо осуществить в течение 1 года (до 01.09.2022), что потребует подачи заявления лицензиатами, хотя можно было бы просто исключить данные работы (услуги) из реестра силами Росдравнадзора без лишних бумаг и волокиты с учетом реестровой модели лицензирования, введенной с 01.01.2021 (см. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)
Возникает вопрос в отношении работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии». В действующем положении N 291 это две разные работы (услуги). Все услуги в перечне следуют с новой строки, в данном случае в одной строке через запятую фактически указано две совершенно разные услуги, выполняемые врачами двух разных специальностей (см. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»)
2. В пункте 4 Положения о лицензировании N 852 установлено, что классификатор работ (услуг) не устанавливает обязательных требований (см. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н) — это плюс, применяется для оформления лицензий, т. е. работы (услуги) в лицензии указываются с учетом условий (амбулаторные, дневной стационар, стационар) — это компромиссное решение
3. В новом положении о лицензировании исключены требования к руководителю медицинской организации и индивидуальному предпринимателю, в т. ч. к их стажу, что приравнивает индивидуального предпринимателя к медицинской организации (как это предусмотрено в статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — далее закон N 323-ФЗ, включая права и обязанности), что безусловно является большим прорывов.
4. Требование о соответствии структуры и штатного расписания, предусмотренные подпунктом «д» пункта 5 не распространили на частные (негосударственные) организации, как это было предусмотрено в одном из прокетов.
5. Подпунктом «д» пункта 6 предусмотрено повышение квалификации медицинских работников не реже 1 раза в 5 лет. Таким образом, в новом положении о лицензировании отсутствует требование о ежегодном повышении квалификации (так называемое непрерывное медицинское образование — НМО)
Кроме безусловно положительных моментов в новом положении о лицензировании медицинской деятельности можно выделить компромиссные нормы
6. Подпунктом «ж» пункта 5 предусмотрено внесение данных соискателем лицензии в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в отношении медицинской организации и медицинских работников.
7. Подпунктом «а» пункта 6 предусмотрено соблюдение не только порядков оказания медицинской помощи, но и других видов нормативных правовых актов (НПА), принятых в соответствии с законом N 323-ФЗ. Положительным моментом является исчерпывающий перечень данных НПА, который ограничен самим текстом данного пункта Положения, а также отсылкой в нем к закону 323-ФЗ. Отрицательным является отсутствие обязанности издавать специальные акты для лицензирования, что приводило бы к необходимости согласования этих актов с ФАС и Минэкономразвития. На практике данные НПА нередко противоречат друг другу. Например, положения об организации оказания медицинской помощи по видам (см. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям», Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»), содержат стандарты оснащения, противоречащие порядкам оказания медицинской помощи по соответствующим профилям: педиатрии (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи») и терапии (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.11.2012 N 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»). Необходимо обеспечить, чтобы все указанные в Положении о лицензировании виды НПА, устанавливающие обязательные лицензионные требования, проходили согласование с ФАС и Минэкономразвития, как минимум, в части наличия помещений (для исключения противоречия с санитарными нормами, см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»), медицинских изделий, указанных в стандартах оснащения, и медицинских работников
8. Подпунктом «в» пункта 6 как и прежде предусмотрено соблюдение порядка оказания платных медицинских услуг. Сохранение данного пункта приводит к наделению Росздравнадзора и Роспотребнадзора дублирующими полномочиями. Логичным было бы в новом постановлении Правительства (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» действует до 01.09.2021) возложить контроль за его соблюдением на Росздравнадзор, а не на Роспотребнадзор как сейчас, для исключения дублирования полномочий
9. Подпунктом «е» пункта 6 предусмотрена передача данных лицениатом в ЕГИСЗ. Существуют значительные риски, связанные с массовым внедрением электронных медицинских карт для выполнения данного требования, которые обусловлены отсутствием стандартных защищенных решений на уровне государства. Требования к медицинским информационным системам (МИС) установлены в Приказе Минздрава России от 24.12.2018 N 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». При этом имеющиеся МИС не сертифицированы / аттестованы на соответствие закону о персональных данных, в т. ч. в части хранения и передачи данных. Минздрав установил требования о передаче обезличенных данных в ЕГИСЗ с возможностью их деанонимизации (процесс обратный деперсонализации), что требует хранения исходных персональных данных клиниками самостоятельно. Клиники хранят исходные персональные данные «кто как может», что может повлечь утечку данных, их потерю и т. п. Кроме того, некоторые специалисты заявляют о неготовности регионов (отсутствии технической возможности) к подключению всех «частников» к каналам передачи данных в ЕГИСЗ
11. Подпунктом «ж» пункта 8 предусмотрено предоставлении сведений о внесении информации соискателем в ЕГИСЗ об организации и медицинских работниках. С учетом подпунктов 10 и 12 в случае заполнения сведений об организации в ЕГИСЗ соискателю не надо предоставлять сведения о медицинских изделиях, подтверждающие право собственности или владения, их регистрационных удостоверениях и квалификации медицинских работников — это плюс. Не вполне ясна трактовка этих пунктов в их взаимосвязи: с одной стороны, если сведения есть в ЕГИСЗ, то их предоставлять не надо, с другой стороны, если сведений в ЕГИСЗ нет, то их предоставлять надо, что логично. Вопрос: означает ли это, что, если сведения можно предоставлять «по старинке», приложив к заявлению, то их не надо передавать в ЕГИСЗ?
Перечень нормативных правовых актов, упомянутых в обзоре
1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
3. Постановление правительства РФ от 01.06.2021 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
5. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»
6. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций»
7. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»
8. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»
9. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (и) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»
10. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.11.2012 N 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»
11. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»