что нужно для линогравюры
Что нужно для линогравюры
Продолжаем разговор о техниках ручной печати. Мы уже рассказывали о монотипии, самом простом способе сделать оттиск (к сожалению, в единственном экземпляре) собственноручно, а теперь переходим ко всеми любимой линогравюре.
В нашем случае изображение вырезается на линолеуме, затем покрывается краской и переносится на бумагу. Если вы хоть раз в школе делали печать из ластика, то понимаете, как это работает. Линогравюра популярна у иллюстраторов из-за широкого диапазона выразительных возможностей и относительной легкости исполнения. Линолеум позволяет делать множество оттисков, работать с большими форматами, а еще это податливый и недорогой материал.
Если вы захотите заняться линогравюрой, вам понадобятся следующие инструменты:
Линолеум толщиной 2,5-5 мм
Набор штихелей (резцов)
Краска для линогравюры/на масло без олифы/акрил
Мастихин/столовый нож/пластиковая карта
Валик
Барен (ручной пресс)
Бумага
После нанесения краски нужно перевести изображение непосредственно на бумагу. Линогравюра хороша тем, что вырезанную форму можно использовать снова и снова. Можно экспериментировать с цветами, текстурами, печатать на разных поверхностях и материалах.
После нанесения краски нужно перевести изображение непосредственно на бумагу. Линогравюра хороша тем, что вырезанную форму можно использовать снова и снова. Можно экспериментировать с цветами, текстурами, печатать на разных поверхностях и материалах.
После того, как вы с этим закончите, останется только убрать форму и дать краске высохнуть.
Создаем цветную линогравюру
Линогравюра — вид гравюры, для создания которой изображение режется на линолеуме и затем отпечатывается на листе бумаги. Для работы над гравюрой необходимы линолеум, картон, резцы, валик, олифа, масляные краски и бумага.
Первый этап работы — это эскиз. Отрисовываем его и переводим на кальку.
Наклеиваем кусок линолеума на картон.
Дальше переводим рисунок на линолеум (калька дает возможность зеркального изображения).
При помощи резцов делаем углубления на линолеуме. Вырезаем зоны, на которые краска не будет ложится. Прежде чем приступить к своей работе, необходимо немного поупражняться на маленьком кусочке линолеума. Вырезание гравюры требует аккуратности, усидчивости, терпения.
Первый цвет, который я выбрала — голубой. Берем масляную краску, добавляем в нее капельку олифы и раскатываем валиком. Далее наносим ее на наш кусок линолеума (при помощи валика). Сверху кладем лист и проглажеваем его столовой ложкой.
Снимаем лист. Вот такая картинка у нас получилась, но это 1 слой. Даем ему время, чтобы просохнуть. Далее вырезаем следующию часть. У нас это фон (центральная часть деревьев).
Далее повтор. Раскатываем краску другого цвета. Наносим на линолеум, кладем лист, проходим ложкой. Ждем, когда высохнет.
Затем следующий слой. И так можно проделывать, столько раз сколько цветов вам нужно.
В итоге получилась такая картинка. В некоторых местах пропечаталось плохо, так как линолеум был не очень ровный. Но это даже придает работе атмосферность. Свежий оттиск на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время он должен просохнухнуть. Работу можно вставить в рамочку.
При помощи такой технологии можно напечатать не один лист.
Спасибо за внимание и не судите пожалуйста строго 🙂 Моя первая работа. Буду продолжать изучать данную технику. Очень интересно и необычно 🙂
Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов
Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.
Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!
И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:
2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).
7. Маркер и карандаш.
Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.
Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.
Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).
Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.
Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).
Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.
Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.
Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.
Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.
И, наконец, с замиранием снимаем бумагу с формы и. Получаем превосходный результат! Если не получилось можно отпечатать еще раз, или слегка подправить форму.
Делитесь своим результатом в комментариях. Всем удачи и вдохновения!
Линогравюра «А-Ангелы»
Дорогие друзья, в этом мастер-классе мы хотим познакомить Вас с прекрасным видом
графического искусства-линогравюрой.
Линогравюра — способ гравирования на линолеуме.
Возникший на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума.
Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования
применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм.
Вы можете использовать специальный линолеум, который можно найти в ассортименте практически
любого художественного салона.
или же использовать простой максимально-гладкий промышленный линолеум (без тиснения).
Для своего МК мы решили использовать промышленный линолеум приобретенный нами в
хозяйственном магазине.
Вначале сделаем эскиз нашей будущей линогравюры. Обратите внимание, изображение должно
быть зеркальным. Это особенно важно если вы используете текст.
Мы сделаем линогравюру «А-Ангелы» по мотивам гравюры Ганса Гольбейна младшего «Литера «А»
из азбуки для детей» 1525 г.
После того как эскиз решен мы переносим его с помощью спиртового маркера на линолеум.
Заметим, маркер обязательно должен быть спиртовым! В противном случае Вы рискуете смазать
рисунок в процессе резьбы.
После переноса нашего изображения на линолеум начинаем вырезать.
Для линогравюы лучше всего использовать профессиональные резцы для резьбы по дереву и
линолеуму.
Они не задирают линолеум и делают точный срез.
В процессе нарезки линолеума будьте очень внимательны и осторожны! Режьте только от себя!
Держите резец практически паралельно линолеуму.
Не спешите при нарезке,иначе вы рискуете порвать будущее произведение.
Когда работа выполнена, следует убрать излишки линолеума по краям.
Ну вот мы и подошли к самому важному моменту работы-накатке и оттиску.
В принципе для линогравюры подходит любая не очень плотная бумага.
Мы для своих линогравюр используем «крафт», либо обычную бумагу для эскизов в склейке.
Для оттиска используеться типографская краска или обычная художественная масляная краска.
Чтобы масляная краска была более жидкой, ее следует немного развести льняным маслом.
После того как краска разведена набираем краску на резиновый валик и накатываем на
вырезанное нами клише.
Для обеспечения качества готового оттиска, прокрашивайте клише как можно тщательнее в
разных направлениях.
Когда краска нанесена, приступаем к печати.
Для печати оттиска можно использовать станок для линогравюры,или специальный пресс для
линогравюры.
Но в силу дороговизны первого и трудностей приобретения второго (заказ заграницей) можно
смело использовать подручные средства,например ложку 🙂
Накрывайте клише листом осторожно, чтобы оттиск не был смазанным.
Проглаживайте лист бумаги от центра к краям. Так Ваш оттиск будет более четким.
Ну вот собственно и все. Наша линогравюра готова!
Полученное изображение можно дополнить раскрасив акварельными красками и оформив в раму или
паспарту.
творческая группа INVENIRE OCCULTA
Венера в бирюзе, или Как печатать линогравюру на футболках
Заранее скажу, что печатать на ткани вручную у меня не получалось никогда. Но идея оживить любимые футболки, а заодно и вывести в свет старые доски, жила постоянно. В итоге я воспользовалась офортным станом. И первые оттиски оправдали ожидание.
Здесь я не буду говорить о том как режется линогравюра. Это отдельная тема, если интересно, сделаю отдельно мастер-класс. Тут я бы хотела показать как с помощью типографской краски и офортного станка (или линогравюрного пресса) можно дать вторую жизнь старым студенческим ученическим доскам.
1. Берем обычную типографскую краску. Масло художественное просушенное на бумаге подойдет тоже.
У меня была вот такая: эта застывает при уф или собственным путем в течение нескольких дней. Масло тоже будет сохнуть несколько дней, т.к. растворитель при печати мы не используем категорически. Краска должна быть максимально вязкой и густой!
Вот так выглядит эта чача, по вязкости гораздо гуще сметаны:
Была у меня вырезана как-то копия заставки к главе о Короле Артуре, работы Бердслея. Она небольшая, с нее было проще начать.
Итак, берем краску, выкладываем мастехином на ровную гладкую поверхность (стеклозеркало) и валиком (можно таким дешевым, или же дорогим, как будет ниже) раскатываем небольшое (не всю кучу, а по чуть-чуть) количество краски по нашей палитре до однородного состояния. Это делается для того, чтобы вся поверхность валика покрылась равномерным тонким слоем вязкой краски без шмотков, крупиц пыли и пробелов. Если краски будем много на валике, то финальный оттиск будет в жирных ошметках, если краски будет мало, оттиск выйдет с пробелами.
Поэтому помним о золотой середине. Осторожно накатывая на доску (на линогравюру, далее везде «доска») краску, идем всегда от краев к центру, прокатывая сначала периметр, затем только центр. Добавляем понемногу краски раскатывая из кучки, потом на палитру, потом и на доску.
Накатывать доску можно сколько угодно, главное чтобы она равномерно заблестела свежим (в идеале тонким) слоем краски.
Валик после наката нужно класть валом на палитру, а чистой ручкой на чистый стол. Самое главное для печатника это чистые руки! Как на первом фото. Каждый раз говорю это своим ученикам, и каждый раз нет-нет, но на готовом листе появятся черные отпечатки пальцев. А это считается крайне дурным тоном.
2. Кладем футболку на станок, предварительно проложив ее листом чистой бумаги (чтобы краска не пропечаталась на спинку)
Лицом вниз, аккуратно, по центру кладем доску уже со слоем краски.
3. Накрываем листом бумаги,
затем кирзой, затягиваем вал, прокатываем, смотрим что вышло:
4. Далее оставляем футболку сушиться, примерно дней на 5. После ее можно постирать первый раз вручную аккуратно в холодной воде, чтобы сошли излишки краски с ворсинок ткани, после чего ее смело можно будет пихать в стиральную машину. Выдерживает и самые высокие температуры, проверено.
Далее эксперимент с большой доской (А2) из эконом-линолеума:
Было в институте задание вот такой натюрморт вырезать, после доска одиноко пылилась в мастерской.
Да, дырки в доске для чисто-белого цвета. Эти участки при накате краской очень часто пачкаются и портят оттиски, поэтому как правило такие места прорезают насквозь.
Накатываю большим тяжелым валиком, маленьким неудобно
Бедный Сократ пойдет в расход.
Кладем на футболку, предварительно заклеив рукава скотчем. Т.к. доска большая, чтобы не обрезать рисунок я печатала его на спину.
Волнующий момент что же вышло.
И вот оно! Не без следов рукотворности, конечно (заломы ткани у рукавчиков), но в целом оттиск вышел очень хороший, и на бумаге так не часто выходит. Текстиль гораздо охотнее вбирает краску и с ним приятнее работать.
P.S. Перед каждым оттиском на футболке я делала пару пробных оттисков на бумаге. Распечатывала доску, проще говоря. Для того чтобы доска (новая или долго лежавшая) равномерно распределила по себе краску.
Подпись ставить не стала, но и в такой футболке уже не стыдно ходить по городу.