что нужно для курьерской доставки
Собственная курьерская доставка для интернет-магазина
Для новых и небольших интернет-магазинов не всегда выгодно сотрудничать со службами доставки, так как в первое время заказов может быть немного. К тому же, есть категории товаров, которые соглашается доставлять не каждая курьерская служба, например – сувениры или хрупкие товары (посуду). В этом случае есть выход – осуществлять доставку своими силами.
Подбор курьеров и материальная ответственность
Курьера можно взять на постоянную работу с окладом, или оплачивать только за доставленные заказы.
В любом случае, сильно экономить на оплате услуг курьера не стоит, а лучше ввести бонусную систему. Это послужит своеобразным стимулом к работе и качественному оказанию услуг.
Курьер – можно сказать, лицо интернет-магазина, так как это единственный человек, с которым непосредственно контактирует покупатель. От того, как он поведет себя, часто зависит, сделает ли покупатель повторный заказ.
К подбору курьеров необходимо подходить очень внимательно, так как в случае ошибки можно лишиться и товара, и денег. В Интернете можно найти «черные списки» курьеров, и обязательно проверять всех претендентов. С самим сотрудником подписывается договор о материальной ответственности, чтобы в случае проблем можно было обратиться в правоохранительные органы.
Перед началом его работы желательно провести небольшое обучение – рассказать о характеристиках доставляемого товара, чтобы он мог ответить хотя бы на самые часто задаваемые вопросы покупателей и помочь с проверкой работоспособности.
Оборудование для осуществления доставки
Если решено создать собственную службу доставки, то курьера необходимо обеспечить всем необходимым для работы оборудованием. Ему обязательно потребуется кассовый аппарат и терминал для приема безналичных платежей. При этом кассовые чеки можно выбивать в офисе и выдавать их курьеру с заказом. Терминал же значительно повысит статус интернет-магазина в глазах покупателей, так как все большее их количество предпочитает именно такой способ оплаты.
Если осуществляется доставка техники или оборудования, то курьеру может потребоваться заполнить гарантийный талон, а значит, необходима печать и штамп организации. Это опять же можно сделать еще до отправки, но покупатели становятся более лояльными, если заказ распаковывается у них на глазах. В противном случае, покупатель может отказаться от заказа, посчитав, что товар уже был в употреблении.
Помимо этого, если курьер работает на постоянной основе, ему можно выдать униформу, выполненную в соответствии с фирменным стилем интернет-магазина (например, кепку и куртку).
Транспорт для доставки
Выбор транспорта для доставки в большей степени зависит от количества заказов и их габаритов.
Доставка собственными курьерами или курьерской службой?
Первый вопрос, о котором стоит подумать – что выгоднее, доставка собственным курьером или курьерской службой? В большей степени, это зависит от количества заказов. Если их 1-2 в день и не ежедневно, то имеет смысл первое время доставлять самостоятельно, так как помимо стоимости доставки, курьерской службе необходимо оплачивать стоимость забора товаров со склада, что увеличит расходы на доставку.
Помимо этого необходимо проанализировать все плюсы и минусы обоих способов.
1. Плюсы доставки собственными курьерами:
2. Плюсы сотрудничества с курьерской службой:
Прежде чем определиться, собственный курьер или служба доставки, необходимо проанализировать все достоинства и недостатки каждой из служб, применительно к собственному интернет-магазину.
3 способа организовать доставку по городу: советы локальным бизнесам
У локальных бизнесов есть преимущества перед теми, кто работает на всю страну: нарастает тренд поддержки местных магазинов и производителей, люди больше доверяют «своим», доставлять товары в пределах региона или города можно максимально быстро.
Как раз о доставке: если у вас булочная, продуктовая лавка, фермерское хозяйство, цветочный магазин — доставлять товары часто нужно в тот же день. А если кафе — максимум за пару часов. Магазинов, которые торгуют не продуктами питания, это правило тоже касается: люди ожидают, что получат товар быстро, раз вы находитесь в одном с ними городе.
Доставку по городу можно организовать несколькими способами. Выбирайте подходящий или комбинируйте.
Способ 1. Собственные курьеры в штате
Собственная курьерская служба для — это полный контроль над доставкой товара и возможность улучшить имидж компании.
Если заказов мало, то развозить их можно самостоятельно. Специально нанимать курьеров стоит тогда, когда заказов достаточно, чтобы загрузить человека на полный рабочий день (либо на полдня, совмещая обязанности курьера с другими — упаковка, сортировка товара или ещё).
Помните, что заботы о доставке не исчезают после найма курьеров: скорее всего вам придется контролировать сборку заказов и их своевременную доставку. Но в любом случае, своих курьеров контролировать проще, чем подрядчика. Плюс у вас будет возможность улучшить имидж компании:
Ещё проще вам и курьеру, если заказ можно оплатить на сайте. может быть единственным способом платежа в вашем магазине — большинство клиентов предоплата уже давно не пугает.
Периодически спрашивайте клиентов, довольны ли они доставкой. Этот совет актуален не только для своих курьеров, но и для всех способов доставки. Можно проводить опрос в мессенжерах или по телефону.
Пример, как доставка суши опрашивает клиентов после каждого заказа
Впечатление от самого удобного магазина и качественного товара может испортить доставка — привезли не вовремя, невежливый курьер, помятый товар или другие неприятности. Чтобы быть уверенными в своём сервисе на 100%, используйте собственных курьеров.
Хотя и сторонних курьеров можно обучить. Об этом следующий способ.
Способ 2.
Требования к доставке
Срочная доставка (в день заказа или на следующий) в пределах города и области. Ни один из популярных крупных доставщиков вроде Boxberry или СДЭК для такой задачи не подходят.
Где ищут курьера
Для поиска курьера магазин использует сервис срочной доставки «Достависта». Работает так: размещаешь заказ на доставку, курьеры видят этот заказ в реальном времени. Если условия подходят, курьер берёт заказ. Очень похоже на работу такси.
Пока сервис работает не во всех городах, но список постепенно увеличивается:
Список городов, где работает «Достависта»
Минимальная стоимость доставки по Москве — 150 рублей, в Петербурге — 130 рублей, в остальных городах — 100 рублей. Но итоговая цена рассчитывается индивидуально для каждого заказа и зависит от расстояния, веса и размера посылки. После выбора параметров вы получаете точную стоимость доставки.
Можно задать время прибытия курьера на забор товара с шагом в 30 минут и время доставки клиенту. Пешие курьеры для доставки по Москве работают быстрее, чем на авто. В регионах может быть
Ещё одна особенность сервиса: курьер может принимать оплату у клиента. Удобно, если у вас в магазине есть вариант оплаты «при получении».
Как рассчитывают стоимость доставки для клиента
В магазине настроена фиксированная стоимость доставки для разных районов города и области. Стоимость подобрана опытным путём. Например, доставка букета внутри МКАДа обычно не превышает 400 рублей.
Зоны доставки в магазине In the Air
Для доставки в область есть сгруппированные направления, по ним указана стоимость с небольшим запасом.
Как налаживают постоянную работу с курьерами
Магазину удобно работать с одними и теми же курьерами. Иначе каждого нового курьера приходится обучать заново: как добраться до магазина, какая специфика доставки букета, как обращаться с букетом и упаковкой, как везти букет в дождь или в снег… Поэтому со временем ребята начали договариваться о постоянной работе с теми курьерами, которые хорошо себя показали и заинтересованы сотрудничать.
В результате у магазина организовался круг таких курьеров, около 20 человек. Для них создали отдельный чат в мессенджере, куда администратор магазина кидает заявки. Кто первый откликнулся, тот и забирает заказ. Если ни один курьер не отозвался, снова начинают поиск в «Достависте».
Если в вашем городе «Достависта» не работает, можно попробовать альтернативные сервисы. Например, You Do или Яндекс.Услуги. Но там нет автоматического расчёта стоимости, с курьером нужно договариваться индивидуально.
Поиск курьеров на You Do
Поиск курьеров на Яндекс.Услугах
Способ 3. Службы такси
Во время карантина многие службы такси добавили услугу доставки для физических лиц. Нужно вызвать такси в приложении, как обычно, но выбрать в опциях именно доставку. Посылку нужно передать водителю и можно отслеживать его перемещение до получателя. Деньги списываются с карты (либо нужно оплатить наличными водителю заранее).
Заказ доставки в приложениях Яндекс.Такси и Ситимобил
Недостаток этого способа доставки — в нужный момент может не оказаться свободных водителей. Но если доставка, например, на завтра, можно заказать такси заранее на нужное время.
Возможно, скоро сервисы разработают решения по доставке специально для бизнесов. Яндекс.Такси уже начали работать в этом направлении и предлагают заключать договор на услуги доставки. Преимущества:
Небольшие бизнесы могут использовать без заключения договора.
Если решите воспользоваться услугой, расскажите нам, как у вас получилось 🙂
Самовывоз
Не доставка, но тоже очень важный вариант, который локальные магазины должны использовать. Вот почему:
Дайте покупателям чёткую инструкцию, когда и где они смогут забрать свою покупку
Как настроить способы доставки в магазине на Эквиде
Если у вас на Эквиде, вы можете добавить все перечисленные способы доставки и даже больше:
Смотрите подробные инструкции для каждого способа в нашей Базе знаний.
Мой бизнес – экспресс-почта: стартовый капитал, конкуренция. Сюжет – 1
Объем рынка внутрироссийской экспресс-доставки составляет порядка 55 млрд руб. в год, хотя по сравнению с общими объемами логистического рынка эта цифра не столь значительная. Контур.Журнал запускает серию материалов от лица предпринимателя, который развивает направление экспресс-доставки в Екатеринбурге. В первой колонке он оценивает перспективы и преимущества такого бизнеса.
Экспресс-доставка — не первый мой бизнес. В статусе предпринимателя я пребываю уже более 10 лет. Начинал предпринимательскую деятельность в такой «экзотической» области, как тиражирование компакт-дисков. С годами производственная линия модернизировалась и расширялась, к тиражированию дисков прибавилась полиграфия и широкоформатная печать. Параллельно был бизнес по продаже кофе из специально оборудованного автомобиля. Этот период пришелся как раз на кофейный бум в Екатеринбурге, который так много обсуждали. О деятельности моего кофемобиля выходила серия публикаций в Контур.Журнале:
Приятно, что публикации получили большой отклик среди начинающих предпринимателей, которые присылали мне свои вопросы. Надеюсь, все, кто спрашивал, получили от меня исчерпывающие ответы.
По ряду причин я принял решение продать сначала мобильную кофейню, а затем и основной бизнес — компанию CD-Service. Соответственно, передо мной встал выбор, как и где продолжать свою профессиональную деятельность дальше. Около трех месяцев я изучал различные варианты, работу по найму, запуск нового бизнес-проекта, в том числе и бизнеса по франшизе. В итоге выбрал франшизу, и не простую, а логистическую франшизу POSTBURO.
Начало работы в этом, совершенно новым для меня, направлении, я подтвердил для себя следующими аргументами.
Перспективы российского рынка экспресс-доставки
Сегодня экспресс-доставка пользуется растущим спросом, так как сочетает в себе сразу несколько моментов, которые так важны для клиентов — это минимальные сроки перевозки, доступная цена и возможность отслеживать движение посылки. По данным экспертов, основным драйвером роста рынка сейчас выступает B2C-сегмент — активно развивается электронная коммерция, при этом сохраняются объемы сегмента B2B. Причем в формате B2C-отправлений особенно заметно направление международной торговли.
По мнению главы АКИТ Алексея Федорова, сегодня 40% товаров из российских интернет-магазинов доставляют службы экспресс-доставки, 60% приходится на «Почту России». Это соотношение, как ожидается, будет меняться. Вопрос только — в какую сторону? Пока показатель по доставке товаров из отечественных интернет-магазинов через «Почту России» падает: исследования GfK и «Яндекс.Маркета» демонстрируют снижение показателя на четверть к уровню 2016 года.
M.A.Research приводит данные, согласно которым объем рынка внутрироссийской экспресс-доставки составляет порядка 55 млрд руб. в год, хотя по сравнению с общими объемами российского логистического рынка эта цифра незначительная. В год по России делается с помощью экспресс-доставки 70 млн отправлений. В этом сегменте достаточно большая доля иностранных логистических компаний, но они не доминируют — пока рынок деконсолидирован, и лидер именно на рынке экспресс-доставки отсутствует. Наиболее заметные игроки: DHL Express, «DPD», Pony Express, «Курьер сервис экспресс» и, конечно, «Почта Росси».
Конкуренция в Екатеринбурге
Жителям Екатеринбурга, как жителям любого города-миллионника, услуга экспресс-доставки хорошо знакома. Здесь есть представительства всех наиболее крупных российских операторов и большинства международных игроков. Многие пользовались либо почтовыми услугами, либо услугами таких компаний, как DHL, Pony Express и СДЭК. Таким образом, рынок весьма конкурентный, но на нем можно работать. На сегодняшний день я в процессе анализа рынка изнутри и с удовольствием поделюсь опытом по мере его накопления.
Франшиза и стартовый капитал
Старт бизнеса по франшизе POSTBURO обошелся около одного миллиона рублей. Взамен я получил набор инструментов для ведения бизнеса и уже через неделю после подписания договора совершил первую отправку. В логистике, в частности в экспресс-доставке, очень важно наличие хорошего CRM-продукта, а у Postburo такой продукт есть, как внутренний, так и для клиента. Кроме того, компания имеет опыт — она работает в ряде российских городов уже более пяти лет.
Еще один фактор, повлиявший на мой выбор франчайзи, — это бизнес-модель. POSTBURO выступает как агрегатор заявок для нескольких операторов экспресс-доставки. Доставку своими курьерами мы осуществляем только внутри города, остальные отправления выполняются с помощью подрядчиков. В каждом отдельном случае оператор выбирается в зависимости от требований клиента. Например, мне приносят письмо, которое нужно быстро отправить в Москву. Я уже знаю, каким операторам это сделать быстрее и надежнее. Либо мне ставится другая задача: сроки не важны, главное — чтобы отправка стоила дешево. Тогда я выбираю оператора, который лучше всего подходит под параметр цены. Важно отметить, что мы работаем по ценам операторов, без какой-либо переплаты для клиента.
Прежде чем открыть офис в Екатеринбурге, я прошел сначала удаленное, а затем очное обучение, в том числе и по работе c CRM-системой. Франчайзер предоставил визуализацию екатеринбургского офиса, по которой мы подготовили помещение. И, конечно, меня обеспечили бренд-буком и всеми рекламными материалами. Также постоянно оказывается помощь в маркетинге и в привлечении клиентов: размещается контекстная реклама по Екатеринбургу, некоторые клиенты Москвы переводятся на наш офис.
Первые результаты
Моим первым клиентом стал «гаражный стартап» — Rubia Morena Tangodress, который шьет платья для танцовщиц танго. Этот клиент перешел ко мне с предыдущего бизнеса: когда я занимался типографией, они заказывали у меня фирменные пакеты. Экспресс-доставка понадобилась для отправки партии платьев в Хиросиму.
С момента открытия мы уже успели отправить несколько десятков посылок. В основном пока заказы по России — в Москву, Тюмень, Челябинск, Воронеж. Из международных отправок, кроме Японии, были посылки в Испанию, Германию и США, что примечательно, посылка в Америку доставляется в те же сроки, что и в Европу.
В следующем сюжете я расскажу про документы, необходимые для открытия бизнеса, и о трудностях, к которым необходимо готовиться.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как создать надежный курьерский сервис?
Сооснователь онлайн-платформы Flowwow
Часто бизнес сложно развивать без качественных решений по логистике и курьерской доставке.
Разобраться с ними можно разными способами: нанять свой штат курьеров, воспользоваться услугами подрядчика, курьерской биржи или интегрироваться с крупной специализированной компанией.
Один из основателей маркетплейса цветов и уникальных товаров Flowwow Андрей Макеев рассказал о том, как его компания выстраивает собственный курьерский сервис и почему простые решения оказались неэффективными.
Почему с курьерами все так сложно?
Любая компания, начиная развивать собственную курьерскую службу, гарантированно столкнется с рядом серьезных вызовов. Вот главные из них:
Основные модели работы курьерской службы
Есть четыре базовых формата логистических решений для бизнеса. У каждого из них ряд преимуществ и ряд слабых сторон, которые могут оказаться неприемлемыми для вашей компании.
Наем курьеров в штат компании
Единственная модель, где компания действительно работает со своими курьерами. Создание собственного сервиса — долгий и кропотливый процесс: вы тщательно отбираете людей, нанимаете их, обучаете, проверяете, насколько каждый кандидат адекватен вашим задачам, в какой мере он разделяет ценности вашего бизнеса, обеспечиваете ему высокую загрузку и достойную зарплату.
Свой штат курьеров — это дорого и хлопотно, зато после всех трудов вы получаете команду лояльных и вовлеченных сотрудников, в полной мере отвечающих всем вашим требованиям.
Работа с партнерами — службами доставки
Речь идет как о специализированных сервисах быстрой доставки («Достависта», «Пешкарики», «Яндекс.Доставка», «Gett-доставка»), так и о неспециализированных («Юду», inDriver, различные сервисы такси).
Специализированные сервисы сотрудничают как с физлицами, так и с компаниями, а с неспециализированными, как правило, вы можете работать только как физлицо.
Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?
Стоимость рассчитывается за конкретную доставку из точки А в точку Б — а с «Юду» и inDriver даже интереснее: здесь вы сами предлагаете цену, а водители имеют возможность с вами поторговаться. При этом стоимость доставки остается вполне подъемной благодаря низкому сервисному сбору.
Это быстрая, простая и недорогая схема, но ее существенный минус — высокие риски. Нет гарантии, что курьер доставит товар в надлежащем виде или вообще не пропадет вместе с заказом.
Для автоматизации выполнения заказов, можно интегрироваться со специализированными сервисами доставки по API: такая опция есть у всех перечисленных нами сервисов. Важно учесть, что процесс интеграции занимает у разработчиков в среднем 2-3 недели, так что это имеет смысл, если вы планируете отдать на аутсорс минимум от 100 заказов в день.
Работа с маркетплейсами и с их системой доставки
Эта модель стала особенно популярна с 2020 года. Она работает как в быстрой доставке (например, у Delivery Club, «Яндекс.Еды» и Flowwow), так и в доставке товаров с «долгой» логистикой (у Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета», Lamoda и других подобных компаний).
Главное преимущество этой модели в том, что маркетплейс, помимо логистики, решает проблему привлечения новых клиентов. В случае быстрой доставки заказ забирают из магазинов и ресторанов, во втором — со складов, как самих магазинов, так и с собственных складов маркетплейса.
За услуги магазины и рестораны платят маркетплейсу процент с доставленных заказов. Например, во Flowwow это от 5%, в LAMODA — до 50%. Как правило, маркетплейсы регистрируют у себя только ИП или ООО, но в редких случаях возможно и подключение по самозанятости — как у Flowwow.
Аренда курьеров
Еще одна схема, актуальная для ситуаций, когда ваш бизнес стремительно растет и вы просто не успеваете масштабироваться. Арендовать курьеров у специализированной компании можно как на короткий срок (в конкретные пиковые дни, когда ваша собственная служба не справляется с потоком заказов), так и на более длительный (скажем, на полгода, пока ваша фирма не преодолеет «боли роста»).
Тут важно понимать, что аренда — это всегда лишь временная схема, вынужденный аутсорс, который не обеспечивает вашему курьерскому сервису стабильного развития. К тому же это дорого — в среднем в 1,5 раза дороже, чем собственный наем, причем курьер при всей дороговизне привлечения остается всего лишь временщиком в твоей компании.
Как работает наша служба доставки?
Мы запустили Flowwow в 2014 году как флористический маркетплейс. По первоначальной схеме магазины должны были сами решать вопрос доставки (до недавнего времени все так и работало, и многие магазины по-прежнему доставляют заказы своими силами).
Но в 2019 году компания начала стремительно расти, у нас появилось 15 новых товарных категорий, число заказов выросло во много раз — и мы поняли, что пора создавать собственную доставку.
Мы хотели сделать все быстро и дешево, но запуск по простому MVP только отсрочил реальную работу сервиса и увеличил расходы. После двух лет мучительных экспериментов и набитых шишек мы уничтожили старые наработки и построили все заново.
Сейчас у нас действует смешанная модель курьерской службы. Она обкатывается в Москве в пилотном режиме и наконец-то показывает хорошие результаты по скорости и качеству (средняя оценка выше 4,7 из 5).
Вот что она из себя представляет:
Cистема непростая, но очень гибкая и отлично масштабируется. К тому же она снимает головную боль с партнерских магазинов: они могут просто выполнять заказы и отдавать их курьерам в автоматизированном режиме, не задумываясь больше ни о чем: все остальное делает сервис.
Базовые условия для качественного курьерского сервиса
Главные наши принципы: тщательный отбор курьеров для работы на постоянной основе, автоматизация процессов и заботливый клиентоориентированный сервис.
Отбор курьеров
85% нашего времени и сил мы тратим именно на собственных курьеров. Это наш актив, опора для всей системы. Несмотря на повсеместный кадровый голод, мы продолжаем очень внимательно собеседовать и отбирать новых сотрудников в курьерский штат.
Кандидаты в основном приходят к нам, скачивая приложение Flowwow для курьеров в Google Play и Appstore, или узнают о нас из курьерского комьюнити (в Москве оно очень сильное) и от друзей, которые уже у нас работают.
В приложении кандидат заполняет все необходимые данные о себе, записывает короткое видеоприветствие, а также отвечает на вопрос, что он считает главным в работе курьера. Так мы сразу понимаем, как человек мыслит, говорит и как выглядит.
Следующий этап — онлайн-собеседование, на котором мы даем кандидату несколько кейсов и следим за тем, как он принимает решения, насколько самостоятельно готов действовать в случае форс-мажора.
Алгоритмам и правилам мы его научим — важно, чтобы он был достаточно ответственен, сообразителен, ощущал себя частью нашего сервиса.
Затем мы бережно вводим нового курьера в рабочий процесс. С каждым из них подписываем договор как с самозанятым, знакомим новичка с командой, которая помогает «вьехать» в процесс и выйти на нужный уровень заработка в день (одна из наших главных метрик — это заработок курьера за день работы).
Автоматизация
Наше мобильное приложение связывает клиентов, магазины и курьеров, позволяет создать прозрачную схему работы и контролировать весь процесс от заказа до доставки. Через приложение ведется вся работа: курьеру приходят заказы, весь процесс доставки прослеживается через смену статусов.
По умолчанию все заказы направляются нашим собственным курьерам. Если по какой-то причине они не берут заказ — он автоматически передается нашим партнерам. На данный момент мы сотрудничаем с «Яндекс.Доставкой» и «Gett-доставкой».
Доставив заказ, курьер меняет свой статус на «Доставлено», и система начинает искать для него новый заказ — как можно ближе к его местоположению.
Что значит клиентоориентированный сервис
У курьеров, работающих в разных сервисах, свои принципы работы. Где-то важно выполнить как можно больше заказов, где-то — как можно скорее принять заказ. А для наших курьеров главный приоритет — качество доставки.
Отдельно стоит сказать о фирменных пакетах: наши курьеры работают без специальных больших сумок, по которым так легко узнать курьеров из массового сервиса, потому что мы продаем цветы, торты, сладости, авторские украшения и предметы декора, которые лучше сохраняются, если доставлять их в брендированных пакетах.
Чек-лист. Вы строите надежный и человечный курьерский сервис, если: