что нужно для красного диплома в вузе
Государственная итоговая аттестация
Защита ВКР пройдет 10 ноября в 13:30 в онлайн-формате.
Подробнее о том, как пройдет ГИА в этом году, можно прочитать здесь.
ВНИМАНИЕ. Окончательный срок загрузки итогового варианта выпускной квалификационной работы в систему LMS до 01 ноября 2021 года 14:00.
Помните, что загружать работу в LMS можно только 1 раз.
Нормативные документы
Приказ о составе ГЭК осень (зарегистрирован 06.10.2021 под номером 6.18.1-01/061021-3)
Приказ о проведении ГИА в 2021 году ( Регистрационный номер: 2.6-02/270421-3 от 27.04.2021
Приказ о проведении ГИА (Осень) (зарегистрирован 05.10.2021 под номером 2.6-02/051021-1)
Приказ о допуске к ГИА (Рег. номер 2.6-02/170521-2 от 17.05.2021)
Приказ о допуске к ГИА (Рег.номер 2.6-02/250521-3 от 25.05.2021)
Антиплагиат
Условия получения красного диплома
В соответствии с Положение о государственной итоговой аттестации студентов п 3.31.3. Диплом с отличием выдается выпускникам при совокупности следующих условий:
1. все указанные в приложении к диплому оценки по дисциплинам (модулям), практикам, проектам, оценки за курсовые работы (проекты) являются оценками «отлично», «хорошо» или «зачтено»;
2. все оценки по результатам ГИА являются оценками «отлично»;
3. доля указанных в приложении к диплому оценок «отлично», включая оценки по результатам ГИА, составляет не менее 75% от общего количества оценок, за исключением оценок «зачтено», указанных в приложении к диплому.
Апелляция результатов ГИА
Студенты имеют право подать апелляцию в виде личного письменного мотивированного заявления секретарю апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов. Основанием для апелляции могут являться:
Студент имеет право подать апелляцию в виде личного письменного мотивированного заявления секретарю Апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня после объявления резутьтатов.
С порядком организации и проведения апелляций по результатам государственных аттестационных испытаний можно ознакомиться в соответствующем разделе Справочника учебного процесса.
Последипломный отпуск
Легализация дипломов НИУ ВШЭ
Подробную информацию о процессе легализации российских дипломов, Вы можете найти по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/legaldiploma/
Единственная поправка, для МИДа (Консульская легализация) не нужно прикладывать письмо за подписью проректора И.В. Простакова, его лучше предоставлять для ускорения процедуры апостилирования. Информация о стоимости актуальна для 2019 года.
Как получить красный диплом – требования ВУЗов и условия получения диплома с отличием
О том, как получить красный диплом размышляют многие студенты. Стать его обладателем не просто, однако, если поставить себе цель – получить диплом с отличием и постепенно идти к этой цели, красный диплом не заставит себя ждать. О том, как это сделать, читайте в этой статье.
Что такое красный диплом
Получение диплома с отличием – важнейшее событие в жизни любого успевающего студента. То, какие оценки в красном дипломе, говорит о том, насколько упорными были усилия, прилагаемые на протяжении всего времени обучения. Это поистине бесценный “билет” в богатую сложностями взрослую жизнь. Наличие этого документа указывает на немалые знания и бесценные навыки студента на избранной им стезе и помогает получить желаемую работу в самой престижной компании.
Во времена СССР получение красного диплома не считалось чем-то сложно доступным. Этот документ в обязательном порядке получали все студенты, как «круглые отличники», так и «хорошисты» если в прилагаемом к диплому вкладыше оценки “хорошо” не составляли более 25-ти процентов от всех оценок. Требовалось также и то, чтобы защита дипломного проекта была сдана на «отлично». Все было весьма просто и всем понятно. Но те стабильные времена остались в далеком прошлом.
Нужна помощь в написании диплома?
Условия получения красного диплома
Красный диплом о высшем образовании является особенно желанным для большинства студентов. Считается, что этот документ может успешно подтвердит целеустремленность учащегося и даст негласный пропуск к процветанию в дальнейшей карьере и личной жизни. Однако чтобы стать обладателем этого документа нужно не только знать, какие сейчас дипломы, но и все условия получения красного диплома:
Нужно помнить, что при подсчете общего количества оценок будут учтены лишь результаты сдачи экзаменов, ГОСов, защиты дипломных и курсовых работ. Итоги сданных зачетов не учитываются, так как их не оценивают баллами – в зачетную книжку вносится запись наподобие «сдал/не сдал». Эти требования учреждены Министерством образования и научного развития России.
Чтобы завершить своё образование с красным дипломом, необходимо прилагать недюжинные усилия во весь период обучения. То есть, с самых первых дней обучения учащийся должен держать свою репутацию на должном уровне. Поддержание дружелюбных отношений с преподавателями, посещение дополнительных занятий и семинаров также могут поспособствовать получению заветной корочки красного цвета.
Общие требования к красному диплому
Как получить красный диплом, если в зачетном вкладыше не хватает работ сданных на «отлично»?
Чтобы получить красный диплом при отсутствии нужного количества оценок «отлично», придется приложить немалые усилия для того, чтобы:
Когда не стоит бороться за красный диплом
Практический опыт показывает, что при множестве равных любые более высокие показатели (в том числе и красный диплом) — это тот самый плюс, который может быть решающим на последнем этапе выбора кандидата.
Большинство работодателей оценивает красный диплом как показатель заинтересованности в избранной профессии, трудолюбия и целеустремлённости. Причем неважно, физиком станет вчерашний студент или агрономом.
Конечно, на красный диплом будет обращаться внимание, только если новый работник ещё достаточно молод. А вот если соискателю уже лет под 40 и больше, то был ли он в ВУЗе отличником не так уж важно. Здесь главное, каких трудовых успехов добился новый работник за последние десятилетия своей жизни.
И все же, исследования показывают, что выпускник учебного заведения, обладающий красным дипломом, достигнет в жизни большего успеха, чем его сверстники завершившие ВУЗ с более низкими результатами.
Немалую роль будет играть и то, что в какой области студент будет работать. Красный диплом не так уж и важен, если те компетенции, которые студент будет использовать в процессе работы не получить ни в университете в силу узкой специфики или быстрого развития профессии, например, если студент учится на интернет-маркетолога. Успеха такой работник сможет добиться благодаря тому, что не будет гнушаться учиться у своих более опытных коллег непосредственно на рабочем месте.
Как правило, подобная приятная свобода отличает более творческие или стремительно развивающиеся профессии. Тогда как, скажем, в медицине или юридической сфере красный диплом бакалавра будет играть гораздо более высокое значение. Несмотря на все ранее сказанное, особенности избранной профессии не исключают пользы от наличия высшего образования и красного диплома. Так как хорошие показатели в учёбе поспособствуют развитию личной культуры человека и правильному отношению к труду.
Красный диплом: как его получить в университете или колледже, сколько четверок допускается
И в нашем блоге, и на телеграм-канале мы придерживаемся единого мнения: образование – это хорошо! Получать его можно и даже нужно, если для этого есть возможности и условия.
Многие студенты решают пойти дальше – не просто отучиться, но сделать это с блеском, получив красный диплом.
Что это за зверь такой – красный диплом о высшем образовании? Зачем и кому он нужен? Всем ли стоит стремиться получить диплом магистра с отличием? Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.
Красный диплом: что это такое
Что дает красный диплом в колледже или университете?
Красный диплом, или диплом с отличием (разница лишь в названии) – это свидетельство того, насколько огромные усилия и упорство студент прилагал на протяжении всей учебы.
Как мы знаем, в конце учебы каждому успешно защитившему ВКР студенту выдают диплом об окончании данного учебного заведения. К нему прилагают вкладыш со всеми отметками на протяжении полного срока обучения.
Красный диплом в университете – это документ особого образца, который могут получить лишь выпускники, окончившие вуз с максимально высоким баллом. Кроме отметки «с отличием» красный и синий диплом отличаются благодаря и другим особенностям: особый шрифт (полужирный Lazurski), бронзовая краска с желто-зеленым отливом при попадании ультрафиолета – все это будет в дипломе о высшем образовании с отличием.
Вот как выглядит диплом с отличием:
Что дает красный диплом бакалавра выпускнику
Ранее считалось, что такой документ станет счастливым билетом во взрослую жизнь. Ведь он был явным доказательством недюжинного ума, большого багажа знаний и бесценных навыков. Благодаря всему этому можно было получить практически любое место сразу после окончания университета.
Однако те времена прошли, а с ними исчезли и те ясные и простые требования, необходимые для получения красного диплома. Давайте разбираться, когда сегодня дают красный диплом в вузе (а не в школе), дают ли красный диплом с одной четверкой, за что можно его получить и какие преимущества он дает студенту.
Еще лет 30 назад получить диплом с отличием было вполне возможно любому, кто старался. Для этого вовсе не обязательно было быть круглым отличником. Даже если за весь период обучения были четверки, но их количество не превышало 25% от общего числа оценок, вы могли стать счастливым обладателем диплома с отличием. И еще одним важным требованием для его получения было получение оценки «отлично» за защиту дипломного проекта.
Чтобы не было, как на картинке, нужно с самого первого дня учебы четко осознавать, для чего красный диплом нужен именно вам
Как получить красный диплом: условия получения
Многих волнует вопрос, сколько четверок допускается в красном дипломе 2021 года? Прежде чем получить заветный красный диплом в институте, придется знатно попотеть. Диплом специалиста с отличием выдается при следующих условиях:
Все эти правила касаются и того, как получить красный диплом в колледже.
Не стоит переживать из-за зачетов, так как при подсчете общего среднего балла участвуют лишь отметки, полученные на экзаменах, госах, при сдаче курсовой и диплома. Результаты зачетов и коллоквиумов заносятся в зачетку по принципу «сдал/не сдал».
Многих также интересует вопрос, дают ли красные дипломы на заочном отделении. Ведь студент видится с преподавателем совсем мало, а знаний нужно усвоить так много. Не переживайте, заочники в этом плане имеют такие же права на получение диплома с отличием, как и студенты дневного отделения. В приложении диплома с отличием будут те же отметки и подписи, что и у очников.
Для получения диплома с отличием придется прилагать огромные усилия на протяжении всего срока обучения. Это значит, что студенту необходимо поддерживать свою репутацию с самых первых дней обучения в вузе.
Требования получения диплома с отличием
Вот некоторые требования, без соблюдения которых вряд ли удастся стать обладателем заветного красного диплома:
Что делать, если в зачетке не хватает отметок «отлично»
Хронический недосып, сложная ситуация в семье, сильная загруженность на учебе могут негативно сказаться на оценках. Чтобы в зачетке не было отрицательных отметок, вам понадобится соблюдать ряд правил:
Когда красный диплом не нужен
Статистика утверждает, что при прочих равных условиях красный диплом оказывает решающее значение при рассмотрении кандидата при приеме на работу. Почему так? Просто работадатель видит высокую мотивированность в получении данного места, выборе профессии в целом. Кроме того, этот документ будет показателем трудолюбия.
Однако сила красного диплома действует только при условии, что соискатель еще молод. Если его обладателю далеко за 40, здесь важны не его отметки и теоретические знания, а практический опыт.
Статистика показывает, что обладатели диплома с отличием добиваются в жизни больших высот, чем выпускники вуза с обычной успеваемостью.
Но оказалось, что красный диплом важен отнюдь не во всех профессиональных сферах. Так, наличие этого документа играет мало значения в следующих случаях:
В этих случаях выпускник добьется гораздо больших высот, обучаясь у опытных коллег, а не изучая теорию на занятиях.
А вот в сфере юриспруденции или медицины наличие такого свидетельства сыграет большое значение. В целом, хорошие отметки оказывают положительное влияние на развитие культуры личности, а также его отношение к труду.
Диплом СПО и в школе с отличием: преимущества при поступлении
Красный диплом техникума или безупречный школьный аттестат мало что дадут вам в жизни. Но есть небольшие бонусы красного диплома, которые помогут при поступлении в вуз.
Так, некоторые университеты дарят абитуриентам-обладателям аттестата с отличием бонусные баллы (от 5 до 10) при поступлении. Конечно, это совсем немного, но дает кое-какое конкурентное преимущество. А это особенно хорошо на специальностях с большим конкурсом, где каждый балл на счету.
Красный диплом магистратуры, аспирантуры, ординатуры
Красный диплом при поступлении в магистратуру и аспирантуру не играет никакой роли. Во-первых, туда и без него не стоят очереди, которые нужно будет пытаться опередить.Туда берут почти всех желающих, кто чувствует в себе силы продолжить научную карьеру.
Преимущества красного диплома магистра, аспиранта или переподготовки
Для начала следует знать, как получить красный диплом в магистратуре, ординатуре и аспирантуре. Раньше было жесткое требование – учащийся должен иметь красный диплом бакалавриата.
Без него не получить документ с отличием при завершении магистратуры. Но уже в 2012 году это правило отменили. И теперь вузовский диплом об окончании магистратуры и аспирантуры с отличием могут получить все без привязки к тому, был ли красный диплом на предыдущей ступени образования.
В медицинских учреждениях образования нет разделений на синий и красный диплом с отличием. Это четко прописано в Приказе от 06.09.2013 N 634н. Не стоит ожидать красного диплома и на последней ступени образования. Согласно требованиям Минздрава диплом аспиранта или магистра с отличием здесь также не выдают.
Итак, вы узнали, что значит диплом с отличием, можно ли получить красный диплом с четверками, заочно и сколько баллов даст школьный красный диплом при поступлении. Если учеба дается легко, диплом с отличием станет прекрасным дополнением к резюме и украшением личной истории.
Если же на написание работ и сдачу экзаменов нет ни времени, ни сил, всегда можно обратиться в сервис студенческой помощи, где опытные специалисты помогут дотянуть до красного диплома. Ну или хотя бы просто сдать сессию – кому что нужно. Впрочем, не переживайте, если красный диплом все же не дали. При умной голове и золотых руках он совсем не нужен.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Вуз запрещает пересдать зачет для красного диплома. Это законно?
Я получила оценку «удовлетворительно» на зачете, когда училась на втором курсе. К концу пятого курса остальные мои оценки были «отлично».
Хотела пересдать зачет, но в деканате сказали, что нельзя пересдать даже один зачет — об этом написано в правилах вуза. Я знаю, что университет вправе определять многое, но, как я понимаю, внутренние акты вуза не должны противоречить интересам студента. Подскажите, насколько законна эта ситуация?
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Я пересдала на 5м курсе трояк по истории, полученный еще в первую сессию. Сдавала вместе с первокурсниками. У деканата никаких претензий не было..
Никогда не понимал людей, пересдающих зачеты ради красного диплома. Все равно через несколько лет работы всем станет пофиг на его цвет.
Zufalligeule, как поговаривали у нас в техникуме:лучше синий диплом
с красной рожей, чем синяя морда с красным дипломом)))
Добрый день, вы не могли бы указать о каком конкретно вузе идет речь, чтобы более точно ответить на ваш вопрос?
Екатерина, государственный педагогический университет.
Нежная, московский государственный педагогический университет? Нужно точное название
Екатерина, нет, ярославский.
Прошу прощения, не знала что город важен
Кому нужен диплом
Уровень безработицы в России вырос до 6,4%. В январе 2020 г. безработными числились 3 482 000 человек, с марта по сентябрь этот показатель увеличился до 4 808 000. Из-за кризиса на рынке труда, подстегиваемого коронавирусом, обладатели дипломов вузов готовы сейчас работать курьерами, помощниками по хозяйству, администраторами. Однако спрос на высшее образование продолжает оставаться высоким. Из-за пандемии единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году был обязательным только для тех, кто решил поступать в вузы, т. е. сдавать его можно было по желанию. Однако, по данным Рособрнадзора, 90% выпускников школ ЕГЭ сдавали. Таким образом, большинство приняло решение продолжить образование в институтах и университетах.
В 2020 г. в 252 российских вузах выделено 525 633 бюджетных мест. «Абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и в магистратуру зачислено около 620 000 студентов», – заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Пропуск в будущее
Насколько высшее образование способствует успеху в карьере? Помогает ли оно при поиске работы, дает ли конкурентные преимущества? И в каких сферах оно все еще необходимо, а где без него уже можно обойтись?
«Высшее образование в России часто рассматривается как некий спасательный круг, который может выручить при поиске работы. Это связано с высоким уровнем неравенства – как в экономике между разными регионами страны, так и в доходах между богатыми и бедными, – объясняет высокий спрос на высшее образование Дарья Щеглова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. – Кроме того, студенческие годы дают возможность пересидеть кризис». Есть и другие причины – например, такая, как возможность получить отсрочку от армии. Но главное – в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода.
Во многих странах это уже не так. Вот что говорит психолог Джулия Врееман, работающая в Амстердаме: «Согласно социологическим исследованиям, наша молодежь самая счастливая, точнее, самая довольная жизнью. При этом получать высшее образование планирует очень небольшая доля молодых людей. Дело в том, что люди с дипломом более разборчивы при поиске работы, более требовательны к тому, какой должна быть их карьера, а значит, не достигнув желаемого, острее начинают чувствовать себя неудачниками. А если учесть, что современное общество нуждается в большем количестве работников в сфере обслуживания, то люди с высшим образованием имеют высокие шансы оказаться на должностях ниже того уровня, на который рассчитывали. Потому у голландцев высшая школа не относится к категории почти необходимого, как зачастую бывает в России». Десятилетия экономической стабильности также способствуют тому, что молодое поколение не спешит, завершив один уровень образования, сразу же переходить на более высокий. «Когда большинство семей на протяжении нескольких поколений живут в достатке, их дети могут позволить себе потратить время на поиски себя, а то и просто поизучать слонов в Северной Индии или поиграть на кельтской арфе, – продолжает Врееман. – В Нидерландах отношение к человеку не связано с уровнем его образования или дохода. Здесь не принято жестко конкурировать, доказывать себе и другим свою значимость. Доминирует так называемый принцип достаточности. Например, жить достаточно хорошо – это очень по-голландски».
>740 вузов
насчитывается сейчас в России (без учета филиалов). На начало 2010 г. дипломы о высшем образовании выдавало порядка 1500 заведений. Таким образом, за последние 10 лет закрылось почти 50% университетов и их филиалов по причине недостаточного уровня компетенций преподавательского и профессорского состава и несоответствия федеральному государственному образовательному стандарту
Схожая картина в Чехии. «Школьники в последние годы обучения могут осваивать специальности, например, пекаря, строителя, фельдшера. Поскольку выпускники школ зачастую уже имеют профессию, они могут сразу идти работать. Такой путь выбирает большинство, – рассказывает аспирантка Карлова университета в Праге Владислава Польякова. – Благодаря такой системе высшее образование в Чехии не так востребовано, как в России. Хотя некоторые чехи сразу после школы идут в университеты, чтобы иметь возможность найти работу намного лучше».
В то же время для построения серьезной карьеры диплом необходим практически во всех странах. «Высшее образование для большинства крупных компаний – обязательное и необсуждаемое требование при приеме на работу на хорошую должность. Не удивительно, что в США многие стараются его получить, несмотря на дороговизну обучения», – рассказывает HR-консультант компании Databasic Inc. (Вашингтон) Олег Долгих. Он сравнивает образование с башней: чем выше поднимаешься, тем лучше видно и тем просторнее – меньше конкурентов, выше заработок. «Зачастую не так важно, какой именно университет окончил соискатель, какое место в международном рейтинге сейчас занимает его alma mater, как то, что у человека в принципе есть диплом. Особенно когда речь заходит о среднем и старшем поколении», – говорит Долгих.
Неравные дипломы
«Сам по себе диплом никогда не был гарантией успешной карьеры или высокого социального статуса, – подчеркивает нейрофизиолог, психолог и HR-консультант Марина Беляева. – Все зависит от мотивации, личных достижений будущего специалиста, выбора направления, готовности к дальнейшему развитию в профессии». При этом для России характерно, что человек, получив диплом по одной специальности, уходит совершенно в иные сферы. И чем проще процесс обучения и менее специфично выбранное направление, тем ниже вероятность того, что, поступая в вуз, человек принимает сознательное решение использовать полученное образование в своей дальнейшей работе. И наоборот.
Например, по данным Росстата, в области клинической медицины свою деятельность продолжает 97% выпускников медицинских вузов. Среди выпускников педагогических вузов только 20% кардинально меняют сферу деятельности, 80% так или иначе связывают свою жизнь с образованием, преподаванием и просвещением. Среди IT-специалистов полных «перебежчиков» уже больше – 22%: их знания и навыки востребованы сегодня во всех отраслях и IT-специалисты способны встраиваться почти в любые производственные и управленческие процессы. Куда меньше верны профессии обладатели дипломов юристов: работу по профилю продолжает немногим более 70%. А из выпускников факультетов экономики и управления свои знания использует по прямому назначению лишь 60% выпускников, остальные уходят в другие сферы деятельности.
Причины, вынуждающие выпускников вузов искать иное применение своим способностям, разные. Кто-то не может найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата. «Никто не знает, сколько и каких специалистов необходимо подготовить. Чаще всего руководители образовательных программ ориентируются на контрольные цифры приема, которые спускает министерство, и не занимаются исследованиями того, какие специалисты с высшим образованием и в каком количестве нужны конкретному региону. Чуть лучше дело с этим обстоит в федеральных вузах и национальных исследовательских университетах, – указывает Щеглова. – Эффективность диплома измеряется долей трудоустроенных выпускников и размером их зарплаты. Данные Росстата показывают, что в целом уровень занятости выпускников вузов и их зарплата выше, чем у тех, у кого нет диплома. Но эти преимущества образования нивелируются экономическим неравенством регионов: дипломированный специалист в Иванове зарабатывает вдвое меньше, чем такой же в Красноярске».
О сегодняшних предпочтениях абитуриентов Фальков рассказал в августе на совещании у президента Владимира Путина. В целом, без разбивки по вузам и регионам, выпускники школ чаще всего в 2020 г. выбирали информационные технологии, инженерное дело, медицину и педагогику. По всей стране выросли рейтинги специальностей, связанных с химией, биологией и физикой. Пользуются спросом направления, в основе которых изучение компьютерных технологий, методов обработки данных. Выросла популярность факультетов, связанных с цифровой аналитикой и веб-разработкой. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2020 г. самый высокий конкурс был на мехмате, биофаке, факультете вычислительной математики и кибернетики. А на один из самых молодых факультетов МГУ – космических исследований конкурс составил 40 человек на место. По данным Росстата, на фоне пандемии почти на 4% увеличилось число поступающих в медицинские вузы.
В то же время, как показывают исследования ВШЭ, определенный дисбаланс сохраняется: с 2015 по 2019 г. высокий спрос сохранялся на медицинские, педагогические, физико-математические, юридические, экономические, строительные и IT-специальности. В то же время сельскохозяйственные направления демонстрируют постоянный недобор даже на бюджетные места.
Тонкости трудоустройства
Согласно результатам обследования рабочей силы Росстатом за 2019 г. в целом по России 69% выпускников вузов работают по специальности или «скорее по специальности». Однако в стране очень высок уровень региональной дифференциации в трудоустройстве выпускников, обращает внимание Щеглова: «Например, в Кировской области трудоустраивается 95% выпускников вузов, а в Ингушетии 41% молодых специалистов остаются безработными».
327 700 руб.
составили в 2019 г. госрасходы на образование в расчете на одного обучающегося в вузе
Так или иначе, значительное количество выпускников сталкиваются с проблемами трудоустройства. Работодателям сложно проверить компетенции молодого специалиста, и они предпочитают людей с опытом. Во времена СССР, когда существовала единая программа обучения, по вкладышу в диплом с оценками можно было хотя бы примерно понять, чему именно и насколько обучен человек. Сегодня каждый вуз в той или иной степени самостоятельно разрабатывает образовательные модули, потому не всегда предсказуемы набор компетенций выпускника и их уровень.
«Подразделения HR в крупных компаниях выстраивают собственные системы проверки квалификации молодых специалистов без опыта работы, – рассказывает Нина Яныкина, ректор Университета 20.35. – Обычно на новое место человек приходит с резюме. У HR есть свои критерии, по которым определяется, подходит ли сотрудник. Например, место предыдущей работы, наличие рекомендаций, сертификатов о прохождении курсов, стажировок, практик. Но когда речь идет о выпускнике, тут один показатель – диплом определенного вуза. В современной ситуации он может быть дополнен цифровым портфолио».
Для студентов Университета 20.35 наличие цифрового резюме – обычная практика. В него заносятся сведения о прохождении курсов, об участии в конференциях, интенсивах, создании стартапов, практике, стажировках в компаниях и т. п. Причем самостоятельно занести информацию в портфолио, т. е. подделать или «накрутить» компетенцию, студент не может. «Такое цифровое портфолио наряду с дипломом вуза, который котируется у работодателя, помогают вчерашнему студенту быстрее трудоустроиться и реализовать свои амбиции», – уверена Яныкина.
Вуз дает фундаментальные знания, создает базу, позволяющую самостоятельно решать сложные задачи. Но главное – практика. «Совмещение учебы с работой позволяет студенту не столько зарабатывать, сколько приобретать и накапливать опыт, на который потом будет смотреть потенциальный работодатель», – подчеркивает Щеглова. Трудоустройству молодых специалистов помогает сотрудничество институтов с крупными компаниями. «У нас более 300 вузов-партнеров, – рассказывает Андрей Очеретный, исполнительный директор Центра академических партнерств «Сбера». – Форматы сотрудничества разные. С одними мы работаем в рамках образовательных программ подготовки студентов и переподготовки преподавателей. С другими – через поддержку работы бизнес-инкубаторов и помощь в развитии перспективных стартапов. А с кем-то мы работаем по карьерным мероприятиям – например, предлагаем студентам стартовую позицию, стажировку или практику для успешных первых карьерных шагов в «Сбере».
В компании Biocad, по словам ее вице-президента по HR Александра Глазкова, с 2014 по 2020 г. стажировку прошло 466 студентов более чем из 90 вузов. «Каждый четвертый продолжил свою карьеру в Biocad», – говорит Глазков. А гендиректор компании «Геопроект-изыскания» Николай Алексеенко считает, что предприятия должны формировать прямой запрос к вузам с ориентацией на решение будущим выпускником определенных задач, чтобы по окончании вуза он мог быстро интегрироваться в производственный процесс. «За последние годы в нашей компании прошли практику несколько десятков человек, в том числе из МГУ и Бауманки, – рассказывает Алексеенко. – Я уверен, что их карьера складывается успешнее по сравнению с теми, кто учился только по книгам. Совместно с Государственным университетом по землеустройству мы создали базовую кафедру цифрового землеустройства, и часть занятий проходит непосредственно в нашей компании».
Генеральный директор союза «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» Роберт Уразов также считает важной возможность реальной верификации полученных студентами навыков и знаний. «Например, отправляют на соревнования студента-инженера второго курса, дают ему задание по инженерному дизайну, а он не может выполнить базовый чертеж. Сразу возникает реальная оценка ситуации, – поясняет Уразов. – Инженер должен уметь сделать чертеж. Независимо от того, выполнен он карандашом на бумаге или в компьютерной программе, этот навык должен быть. Конечно, знания инженера-конструктора состоят не только из этого. Но если базовый навык, с помощью которого профессионал собирается зарабатывать, делать стартап, расти и строить профессиональную карьеру, находится на нулевом уровне, о чем можно говорить? И лучше об этом узнать на первом или втором курсе, чем когда выпускник с дипломом уже придет на работу. Именно поэтому важны стажировки, соревнования, практики, работа в бизнес-инкубаторах».
Учеба в реальном времени
Все большую популярность приобретает гибкая система подготовки студентов, которая позволяет собрать и достроить те компетенции, которые будут востребованы в профессиональной деятельности. Например, те части высшего образования, которые организуют мышление, или базовые системные знания по психологии, включая социальную психологию, так же необходимы для эффективного менеджера, как и знания законов экономики и основ производства. «Четко определить границы профессии сейчас невозможно. Одни профессии быстро отмирают, им на смену приходят новые, требующие иных компетенций. Поэтому высшее образование, как и курсы дополнительного образования, встраивается в практику обучения в течение всей жизни, – отмечает Щеглова. – Так называемое life long learning – это не собирание «корочек», а необходимые элементы развития человека. Конструирование компетенций по принципу Lego учит постоянной адаптации в работе. Подобные практики, например, используются по выбору для общеуниверситетских курсов в НИУ ВШЭ. Они так и называются: «МагоЛего». Любой студент может записаться на такой курс независимо от направления подготовки и изучать почти все – от древних рун до машинного обучения».
Часто аргументом в споре о ценности диплома является то, что многие успешные люди и визионеры не имели документа о классическом для своего времени образовании. В пример приводят Генри Форда, Билла Гейтса, Стива Джобса, Джона Дэвисона Рокфеллера. «Конечно, единичные прорывы, в основе которых лежит глубокая вовлеченность конкретного гения, будут происходить и дальше, – считает Ирина Гордина, продюсер образовательных и социальных проектов. – Но системное высшее образование гарантирует, что специалист освоился в поле знаний структурированно, что из его обучения не выпало самое важное – формирование широкого профессионального и гуманитарного кругозора. Можно бесконечно развиваться в любом направлении. Но именно в университете человек получает базу научного мышления, раскрывает способность принимать взвешенные решения, учится выстраивать отношения в будущем профессиональном кругу».
Часто диплом уже действительно не дает в современном мире значимых профессиональных кредитов. «С точки зрения прикладных навыков быстро наступает инфляция образования, – отмечает Щеглова. – Это особенно характерно для сфер искусства, дизайна, медиа, многих направлений IT». Сегодня теоретические и практические навыки можно получить самыми разными способами – есть множество курсов (включая онлайн), образовательных центров и программ. Да и специальностей, где не требуется высшее профильное образование и где успех зависит исключительно от личных навыков и практики, немало. «Кому должны предъявлять диплом о высшем образовании видеографы, независимые блогеры или стрингеры? Сами себе? – рассуждает Светлана Ярославская, директор Учебного центра кино и телевидения UHD. – На них работает собственное портфолио, личный блог, харизма. Да и ни одно образовательное учреждение не обеспечит вам высокий уровень профессионализма, до тех пор пока вы сами не наработаете этот уровень».