что нужно для композиции
Правила композиции в рисунке: кратко, самое главное
Приветствую! Подарили мне тут скетч-бук, и так сразу захотелось порисовать. И я подумала, что рисовать хотят многие, а умеют единицы, и в моих силах немного уравнять две эти группы. Начинать ведь следует с начала, так что и начнем мы с композиции.
Ведь она — основа любого искусства: рисунок, архитектура, скульптура… Давайте сегодня раз в навсегда усвоим правила композиции в рисунке, а как правильно рисовать, посмотрим попозже.
Что такое композиция
Какие же правила без понимания, что мы вообще хотим поправить? Когда мы смотрим на любую картинку, то наш взгляд за что-то цепляется, да и вообще на картине, как правило, что-то изображено. Даже в картине моря есть кораблики или привлекающие внимание гребни волн. А в картинах неба – выделяющиеся облака.
Общие правила расположения объектов
Я вам сейчас дам сухую теорию, которую вывели умные люди и совершенно не знали художники. Почему не знали? Потому что все правила в искусстве – законы природы. Но некоторые люди их видят и становятся великими художниками, а некоторые – нет. Сейчас можно научиться, а не рассчитывать на природные таланты.
Правило третей
Это самое легкое, что можно придумать. Если вы фотографируете, то и сами знаете это правило, ну или интуитивно видите, на каких фотках оно нарушается.
В рисунке все тоже самое. Лист делится на 9 частей, две линии по горизонтали и две по вертикали. Ели на картинке будет один объект, то его лучше располагать на линиях или в центральном секторе. Если несколько – на линиях. Горизонт, как правило, располагается на нижней горизонтальной линии.
Естественно, многие нарушают это правило. Но, чтобы идти против правил, нужно как минимум эти правила знать, как максимум иметь хорошее природное чувство гармонии.
Золотое сечение
Вариант для продвинутых. Но на самом деле он более интуитивно понятен, хотя и его и сложнее выучить. Мы представляем, что на любой прямой объекты должны находится на расстоянии 38 частей от одного края листа и 62 – от другого. Чтобы получить красивую улиточку, нужно лист делить в данном соотношении, пока не закончится место. Смотрите:
Золотое сечение само по себе – идеальная природная пропорция. На самом деле большая часть природных объектов соответствует этой рассчитанной пропорции. Это деревья, раковины моллюсков, волны… возьмите свои фотографии и в половине вы найдете эту улиточку.
В рисунке придерживайтесь расположения объектов по улитке, это очень прокачает ваше чувство прекрасного и гармонии. Кажется сложным, но глаз быстро привыкает, ведь это заложено самой природой.
Треугольники
Это вариант золотого сечения, но он проще и понятнее. Вы мысленно или физически делите лист на треугольники, из углов идут перпендикуляры.
Далее у вас в картине должно быть три акцента и каждый вы располагаете в пределах соответствующего треугольника. Такие картины будут смотреться гармонично, а от вас не будет требоваться ни расчетов, ни чертежей.
Это основные правила композиции, то есть расположения объектов на листе. Классно работают, если у вас от 1 до 3 акцентов в картине.
Центр композиции
Что такое центр? Естественно, это тот предмет, которые мы выделяем на фоне других предметов. В рисунке его легче выделить, чем в фотографии.
Размер
Выделяется ли слон в посудной лавке? По-моему, да.
Ничего не придумали? Противопоставьте цвет, сделайте объект ярче или бледнее, его заметят.
Линии
Зачем думать, если можно показать, где главное лицо линиями? Это много, где используется в классических картинах, но для непрофессионала неочевидно.
Может ли центров быть несколько? Да легко! Самый простой пример здание без крыши с открытой дверью. Выделяется голубое небо и свет в дверном проеме. Вот вам и два центра.
Перегружена ли картина?
Некоторые картины кажутся симметричными, а некоторые вызывают удивление. Как полотно еще не накренилось? Это больше касается картин, где изображено большое количество объектов. Самый простой пример – натюрморт или баталии.
Самый банальный способ уравновесить вашу картину – расположить объекты треугольников. Один центральный и равномерно вокруг более мелкие объекты. Помните, что излишняя симметрия делает картину скучной.
Второй вариант хорошо работает в цветах. Расположите все объекты по кругу. Такая картина точно будет симметричной, особенно если вы не будете искусственно что-то выделять.
Диагональ или линия. Вот здесь хочется что-то положить на другой край картины, она выглядит несимметричной. Такая композиция тоже много где используется, но художники уравновешивают ее другими способами, а для новичков не рекомендую.
Если вы только начинаете рисовать, то старайтесь уравновешивать картину, при этом избегая излишней симметрии. И не забывайте про акценты.
Размеры
Вы решили нарисовать несколько объектов, какие же выбрать? Например, для натюрморта может сгодиться любой продукт из холодильника, какое разнообразие выбора! Общая рекомендация – не брать продукты одного размера. Если вы берете три объекта, то это может быть капуста, яблоко и клубника, то есть по убывающей размера.
Обратите внимание! Если объекты можно пересчитать беглым взглядом, то их лучше рисовать нечетное количество. Рисуете природу? Выбирайте ракурс с деревьями разного размера, особенно если они служат акцентами. У вас одно дерево?
А вот «поставьте» в противоположный угол людей, телегу, стаю ворон – да что угодно, что уравновесит картину. Это про пункт с расположением предметов, конечно, а тут я пишу, чтобы показать, что второе дерево может и вовсе быть не нужным.
Динамика или статика?
Композиция бывает статичная и динамичная. Художник запечатлевает момент, а мгновение может быть и паузой в движении, не правда ли? Как же передать, что стакан сейчас упадет, а собака на самом деле бежит?
Есть инструменты! Прежде всего, поза. Ну правда, если животное стоит столбом, то какое тут движение? А на восприятие зрителя мы влияем направляющими линиями. В нашем мозгу то, что расположено по горизонтали более подвижно, чем горизонтальные объекты. Так что стоящую чашку – перпендикулярно горизонту, а падающую – под острым углом к горизонту.
Горизонталь или вертикаль?
И еще кусочек. Разные композиции вызывают в зрителе разные эмоции. Ваша картина может быть как бы приплюснутой, горизонтальной. Это вызывает чувство спокойствия, уюта, неизменности.
Вертикаль, например, готический собор, навевает мысли об устремлении вверх, преодолении трудностей, стремлении к идеалам. Диагональ добавляет движение, как дорога уходящая вдаль. И есть ломаные, непрямые линии.
Природа всегда плавная, вы не найдете веточку, которая бы росла под прямым углом, или изломанную линию роста деревьев. Нет, только плавные, закругленные линии. Если же рисуете не природу, а, например, битву или городской пейзаж, то изломов не избежать. Ломаные линии дают картине жизнь, движение.
Перспектива и другие художественные тонкости
Не забывайте, пожалуйста, про восприятие объема и картины в целом. Правильно передавайте перспективу, то есть отношение объектов на разном отдалении от зрителя. Помните, что стоящий человек закрывает головой горизонт, имеет живую позу и скорее всего идет наискосок, а не вдоль линии горизонта.
Но детально это все мы рассмотрим в других статьях. А вы сейчас постарайтесь передать картинку такой, какой вы ее видите. Я бы рекомендовала на начальных этапах делать фотографию и уже с нее рисовать. Так вы увидите правильное расположение ваших предметов на плоскости.
Но и модель убирать не стоит, ведь что-то лучше видно в объеме! Постарайтесь рисовать при естественном или хорошем искусственном освещении, чтобы вы видели правильные цвета ваших моделей.
На этом все
И на сегодня все, сходите в музей, чтобы еще раз увидеть все варианты композиций и приступайте к работе. Напишите, какие еще темы интересны в отношении изобразительного искусства. Полезна ли была эта статья для рисунка и для фотографии?
С вами была Алла, счастливая обладательница скетч-бука и пары классов художественной школы. Что из этого выйдет?
Разбираемся в законах композиции за 10 минут
Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.
Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.
Связь между объектами
Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.
Золотое сечение
Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.
Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.
Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.
14 принципов построения композиции
Понимание композиции – это вещь, на которую каждый фотограф должен потратить время. Без необходимости инвестирования в дорогое оборудование, понимание элементов хорошей композиции, несомненно, улучшит вашу фотографическую работу. Развитие фотографического видения к кому-то приходит само собой, но другим необходимо потратить время и приложить усилия для оттачивания своих визуальных навыков и способностей. Здесь представлена выборка подсказок и советов, которые помогут вам в оценке и построении композиции ваших работ.
Если у вас есть время, найдите повод сконцентрироваться и попрактиковаться в этих навыках, и, безусловно, постарайтесь помнить о них в следующий раз, когда вы делаете кадр, это может помочь вам почувствовать разницу между съемкой хорошего кадра и великолепного кадра.
Шаг 1 – Не пытайтесь быть совершенным
Важно понимать, что не существует такой вещи как «совершенная» композиция. Так как это субъективная форма искусства, вы никогда не достигнете точки, в которой вы получите идеальный кадр, но вполне возможно иметь кадры с плохой и хорошей композицией. Существует множество элементов композиции фотографии, которые я детально рассмотрю в этой статье. Каждый из разделов является лишь простой рекомендацией, которая поможет вам получить более сильные и привлекательные изображения.
Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него. Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается вовлеченным в ясный и эффектный кадр.
Шаг 3 – Правило третей
Одно из простейших правил композиции – это правило третей, которое стало очень распространенным инструментом для любителей и профессиональных фотографов. Метод состоит в разделении кадра на трети, вертикально и горизонтально (так что фактически это девятые части), и в использовании этих линий для эффективного разделения вашего изображения и отделения областей изображения. Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре.
Это правило, хоть и очень простое, работает действительно хорошо при правильном применении. Например, в пейзажных фотографиях, горизонт может проходить через кадр по нижней горизонтальной линии, а вершина горного хребта пересекать верхнюю горизонтальную линию. Аналогично, с портретными кадрами, глаза могут быть размещены в точках, в которых верхняя горизонтальная линия пересекает две вертикальные линии.
Шаг 4 – Композиция в пейзаже
Чрезвычайно важно эффективно использовать композицию при работе с пейзажами. Драматическая составляющая великолепного пейзажного кадра базируется на композиции и структуре. Спросите себя, о чем будет ваш кадр. О воде, о горах в отдалении, о горизонте, закате или камнях на переднем плане? Какие элементы вы хотите выделить в кадре? Используя правило третей, постарайтесь убедиться, что в кадре есть разные уровни, убедитесь, что у вас есть интересный объект на переднем плане, чтобы добавить ощущение глубины и масштаба в изображение, и что главная точка фокуса в кадре четко расставляет приоритеты.
Линии в изображении – один из наиболее эффективных способов сделать ваш кадр более ярким. Горизонтальные и вертикальные линии делают изображение четко структурированным, в то время как изогнутые линии воспринимаются более спокойно. Рассмотрите, где каждая линия в кадре начинается и куда ведет. Это очень эффективно – иметь в кадре линию, ведущую взгляд, например, от нижнего угла через изображение к противоположному углу. Тропинки, реки, железнодорожные пути и дороги могут послужить этой цели при правильном использовании.
Когда вы работаете с горизонтальными и вертикальными линиями в кадре, убедитесь, что снимок выглядит четко, что линии прямые. Вы не поверите, как много фотографий, из тех, что я видел, были испорчены немного наклоненной линией, например, горизонта. Конечно, возможно впоследствии обработать кадр, чтобы исправить эти ошибки, но гораздо лучше хорошенько попрактиковаться и корректно выравнивать его уже во время съемки.
Когда вы поймете роль, которую играют линии в композиции изображения, вы сможете оценить влияние форм. Попробуйте дистанцироваться от того, что вы смотрите через видоискатель на конкретный предмет и обратитесь к форме каждого элемента в кадре. Важно понимать, как формы взаимодействуют друг с другом. Сильные формы, такие как треугольники и квадраты, гораздо проще разместить в кадре, чем более мягкие округлые формы, но при помощи оценки того, как каждый элемент сформирован, вы сможете оказывать очень сильное воздействие через представление форм и их взаимодействия как основной темы снимка.
Шаг 7 – Контраст
Когда речь идет о вашем основном объекте съемки, рассмотрите его в контексте и отношении к его окружению. Как цвета, формы, текстуры и оттенки основной точки фокуса соответствуют окружающему пространству? Если между ними существует сильная связь, вы сможете обыграть это и выделить в изображении при помощи композиции, объединив объект с окружением. Если объект и окружение сильно отличаются, постарайтесь использовать техники композиции для усиления этих различий.
Шаг 8 – Формирование кадра
Шаг 9 – Негативное пространство
Важно принимать во внимание негативное пространство в изображении. Когда вы работаете с небольшими объектами, тенденция состоит в том, чтобы попытаться поместить всю точку фокуса в кадр. На самом деле, композиция при съемке макро объекта становится гораздо более яркой, если вы либо заполните кадр объектом, разместив его вплотную, либо используете негативное пространство вокруг, чтобы позволить объекту «дышать» и гармонично разместиться в окружении.
Попробуйте поэкспериментировать с чем-нибудь простым, как, например, морская ракушка, или посмотрите, как вы можете изменить композицию, если вы не просто сделаете кадр обычным способом, а попробуете приблизиться, или, напротив, отдалиться.
Шаг 10 – Угол
Когда вы работаете с вашим объектом, рассмотрите угол, с которого вы снимаете. Чаще всего самый простой способ – снять объект под углом, под которым вы его видите, но пока вы работаете над кадром, исследуйте различные углы и подходы. Вы можете найти более интересный способ для выражения главной темы снимка.
Так же, как в случае работы со слоями в пейзажных кадрах, не забудьте включить некоторые элементы глубины в ваши изображения. Помещение интересного объекта на передний план – самый простой способ это сделать, но даже использование зигзагообразно расположенного объекта добавит ощущение глубины и поведет взгляд вглубь изображения.
Шаг 12 – Симметрия и узоры
Эффективная эксплуатация симметрии и узоров может способствовать созданию действительно мощного кадра, особенно когда вы работаете с такими объектами как архитектура. Потратьте время на исследование объекта и распознавание узоров и закономерностей (обращая внимание на формы и линии). Найдите среднюю точку и расположите камеру точно перпендикулярно к объекту. Избегайте отвлекающих внимание деталей, которые нарушат симметрию или узор, постарайтесь максимизировать желаемый эффект.
В наш век пост-обработки, если вы вдруг придете домой и обнаружите, что скомпоновали кадр не так, как вам того хочется, еще ничего не потеряно. Почти все утилиты для обработки изображений сейчас имеют инструмент кадрирования, при помощи которого вы можете обрезать лишние части фотографии. Вы можете сделать это с закрепленным соотношением сторон (большинство фотографий сегодня имеют соотношение 3:2), или же свободно обрезать кадр до формы, которую вы хотите получить, например, до квадрата, или создать панорамный пейзажный кадр, отсекая нижний и верхний уровни.
Шаг 14 – Практика, практика и еще раз практика
Только, пожалуйста, запомните, что не бывает простых и быстрых решений для создания великолепных кадров. Вышеперечисленные техники могут помочь вам, но переступать через них также не воспрещается. Когда вы решите, что поняли, как эффективно применять эти принципы на практике, не стесняйтесь начинать нарушать правила и снимать ваши объекты тем творческим способом, который вы считаете для себя оптимальным.
Флористика для начинающих
Флористика, или флористический дизайн – это искусство составления букетов и других композиций из различных природных материалов – цветов, листьев, трав, фруктов и т. д. Некоторые ухитряются, создать букеты из сухофруктов, мягких игрушек, конфет и даже носков. Чтобы стать профессиональным флористом, необходимо пройти специальное обучение. Но изучив эту статью, вы уже сегодня сможете самостоятельно составить изумительно красивый букет.
Содержание
Материалы и инструменты
Для создания флористических композиций необходимо приготовить следующие материалы.
Что касается инструментов, то в первую очередь вам потребуются:
Эти инструменты желательно иметь по паре: один – для бытовых целей (нарезать ленты, бумагу и т.д.), другой – строго для срезки и обработки цветов. Держите инструменты всегда острозаточенными. Тупые лезвия портят растения, и это негативно сказывается на общем качестве композиции.
Инструменты для флористики должны быть хорошего качества, чтобы ими было удобно и легко работать. Дешевые модели, как правило, очень быстро выходят из строя.
Принципы составления флористических композиций
Во флористике, как и в любом другом искусстве, существуют свои правила и принципы, которым необходимо строго следовать, чтобы создать красивую композицию, радующую глаз. На авось не составляют букеты даже очень опытные флористы.
В идеале флористическая композиция должна отвечать следующим требованиям:
Разберем подробнее каждое качество, чтобы вы свободно ориентировались в теории флористики.
Стили флористики
Декоративный стиль применяют в основном для составления букетов. Остальные чаще всего встречаются в оформлении интерьера.
Динамичность и точки фокуса
Если правильно расположить элементы, то композиция получится динамичной. Рассматривая ее, человек будет перемещать взгляд от одного растения к другому, и это доставит не только эстетическое удовольствие, но и расслабит и снимет стресс.
Точка фокуса – самый главный элемент, который привлекает внимание в первую очередь, от него строится вся композиция. Допускается наличие нескольких точек фокуса. Это может быть крупный цветок, листья необычной формы, различная степень раскрытия бутонов, разное по высоте положение цветов.
Как сочетать фактуры в композиции?
Каждый цветок имеет свою поверхность листьев и лепестков. Это и называется растительной фактурой. Ее очень важно учитывать при составлении букета. Фактуры делят на несколько групп.
При составлении композиции принято соединять цветы либо максимально близкие по фактуре, либо строго противоположные. Например, блестящие цветы отлично смотрятся на фоне матовых бархатистых листьев.
Как сочетать растения в зависимости от структуры?
Если вы хотите, чтобы букет смотрелся гармонично, крайне важно учитывать структуру используемых цветов. В зависимости от величины и формы листьев, бутонов и соцветий, растения принято делить на три группы.
Большие – пионы, лилии, гладиолусы, дельфиниум, крупные хризантемы. Эти цветы всегда доминируют в букете, поэтому их лучше не смешивать друг с другом. Наиболее выигрышно они смотрятся с менее крупными цветами. В этом случае букет получится пышным и выразительным.
Средние – гвоздики, розы, хризантемы, герберы – подходят абсолютно для любых композиций. Их располагают либо ниже больших цветов, либо выше малых растений.
Малые – к этой группе относятся кустовые астры, кустовые мелкие розы, маргаритки, тюльпаны. Из них получаются замечательные небольшие букеты.
При составлении букета важно учитывать и особенности роста растений, ведь их стебли могут расти прямо вверх, ниспадать или причудливо извиваться.
Сочетая растения, разные по фактуре и структуре, старайтесь, чтобы каждый цветок сохранил индивидуальность и в то же время органично вписался в композицию.
Правило золотого сечения
Золотое сечение – это основа основ, которую обязан знать и строго соблюдать каждый флорист. Оно означает, что гармоничность композиции достигается путем соблюдения при ее сборке определенных пропорций. Благодаря этому композиция выглядит как единое целое.
Во флористике используются соотношения 2:3 и 3:5:8. Рассмотрим подробнее, как они применяются на практике.
Начинающим флористам полезно копировать композиции, составленные опытными мастерами, и внимательно следить за соблюдением соотношений. Так, профессиональное чувство пропорциональности придет само собой
Симметрия или асимметрия?
Мысленно проведите геометрическую ось ровно посередине композиции. Если материал находится на равном расстоянии от нее, то это говорит о симметрии. Если все части выглядят по-разному, то это асимметрия.
При симметрии в центр композиции помещают основные элементы. Остальные элементы менее значительны, они дополняют главные, подчеркивают их цвет и форму. Симметричные композиции обычно используются в торжественных случаях, а также при оформлении официальных мероприятий, офисных пространств.
При асимметрии главные элементы размещаются не строго по оси, а в отклонении от нее, но при этом важновыдерживатьсоотношение 3:5:8, о котором мы писали выше.
Асимметричные композиции обычно составляют для украшения праздничных мероприятий и пространств, предназначенных для отдыха и досуга.
Что еще важно знать?
Во-первых, не лишним будет изучить язык цветов. Несмотря на то, что эта традиция немного устарела, многие люди находят ее очень красивой и романтичной. Выучить основные «фразы» и «слова» помогут специальные справочники.
Во-вторых, обязательно учитывайте повод, по которому составляете букет. Одни цветы традиционно сопровождают похороны, другие – свадьбы, свидания, дни рождения, третьи – уместны только в деловых композициях. Палитры и оформление во всех случаях совершенно разные.
В-третьих, многие растения являются заклятыми врагами, а некоторые, наоборот, дружат между собой и даже лечат друг друга. Сочетаемость цветов обязательно уточняйте по справочнику цветовода.
Как видите, составление букета из живых растений – это кропотливый труд, требующий от флориста вдумчивости, знания основ геометрии и биологических особенностей каждого цветка.
Флористические техники
Давайте рассмотрим несколько основных техник для составления красивой гармоничной флористической композиции.
Как составить композицию, посмотрите в этом видео
Составить букет можно даже из одного цветка, главное – красиво и необычно его оформить, соблюдая правила флористики, как это показано, в этом видео
Что важно знать о букетах из искусственных цветов?
Основное преимущество искусственных цветов перед живыми – то, что они долговечны и могут находиться там, где настоящие растения не выживут. Если вы решили составить композицию из искусственных цветов, выбирайте качественные изделия. Они очень красивы и выглядят естественно, а также дольше радуют насыщенным цветом и идеальной формой.
Букеты из искусственных цветов собираются по тем же принципам, что и из живых. Но здесь важно учитывать место размещения композиции. Подскажем вам несколько интересных идей.
Также с искусственными растениями можно создать интересные настенные панно, коллажи и другие композиции, которые станут главным украшением интерьера.
Как сделать букет из конфет?
Знание флористики пригодится, если вы захотите оригинально поздравить близкого человека сладким подарком. Для этого вам понадобится:
Мастер-класс: делаем цветочную композицию в коробке
Палитру подберите по цветовому кругу. Схему расположения цветов нарисуйте заранее, чтобы случайно не повредить растения при выкладывании.
Полезные советы новичкам
Еще несколько полезных советов вы найдете в этом видео
Готовые работы и идеи для творчества
Если вы только начали осваивать искусство флористики, и не уверены в своих силах, то советуем сначала посмотреть готовые букеты от опытных мастеров и попробовать повторить их этюды.
Не бойтесь экспериментировать и вскоре вы обязательно всему научитесь!