что нужно для канонизации
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга
Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Санкт-Петербург
В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Архив
Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви
Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 121).
1. Епархиальным комиссиям по канонизации святых необходимо иметь в виду, что, учитывая действующее в настоящее время Положение «О порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел» от 25 июля 2006 года и аналогичные законодательные акты других государств, на данном историческом этапе как правило нет возможности выяснить, сотрудничал ли пострадавший священнослужитель или мирянин с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц.
При рассмотрении и представлении в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов, касающихся канонизации священнослужителей и мирян, необходимо учитывать вышеизложенное. Исключением могут являться материалы о пострадавших за веру в период с 1917 по 1920 год, причем только в том случае, когда имеются достоверные сведения об исповедничестве и достойном христианина поведении перед смертью. Материалы о пострадавших в более поздний период могут быть рассмотрены Синодальной комиссией по канонизации святых при условии, что документы и исторические свидетельства полностью раскрывают все периоды жизни человека и из них убедительно следует, что пострадавший не сотрудничал с органами ЧК-ОГПУ-НКВД, свидетельствуя против других лиц.
2. Для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о включении имени пострадавшего за веру в годы гонений в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века епархиальной комиссии необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию следующие материалы:
Кроме того, епархиальным комиссиям настоятельно рекомендуется:
3. Для рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых вопроса о канонизации праведников и подвижников благочестия епархиальной комиссии необходимо изучить и представить в Синодальную комиссию следующие материалы:
К сожалению, следует признать, что в настоящее время многие публикации, касающиеся современных подвижников благочестия, страдают наличием исторических неточностей, включают в себя апокрифические сюжеты или односторонне излагают сомнительные факты и события. Поэтому при составлении жизнеописания подвижника благочестия также следует изучить все обстоятельства его жизни и церковного подвига. Как и прежде, основными критериями святости признаются православие безукоризненное, высокая христианская жизнь и подвиг во имя Христово, чудеса при жизни и по смерти по молитвенному предстательству праведника, почитание церковным народом.
4. Не следует направлять в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы в отношении лиц, о сути духовного подвига которых мало известно. Известность человека как строителя или возобновителя монастыря, как государственного деятеля, военачальника или лица иным образом прославившегося в истории, — сама по себе не может быть признанным достаточной причиной для канонизации.
Следует исключить подачу в Комиссию материалов с просьбой совершить канонизацию, мотивируя ее какой-либо юбилейной датой.
Что такое канонизация?
Говорят, что в древности все христиане считались святыми?
Важно понимать, что в христианстве существует более широкое и более узкое понимание святости. В широком смысле святым становится любой, кто достиг спасения. В более узком святые — те, кто явил пример христианской жизни, и те, к кому мы сегодня обращаемся с просьбой о молитвенном заступничестве перед Богом.
Исходя из более широкого понимания, в древности любой христианин, не уклонившийся в ересь или раскол, не совершивший смертный грех, за который он был отлучен от Церкви, считался после смерти святым. Община, в которую он входил, записывала его имя на состоящие из двух частей таблички, покрытые воском — диптихи. С их помощью поминались живые и усопшие христиане. Если имя умершего попадало в эти таблички, то он автоматически считался святым.
В начале IV века император Константин Великий объявил христианство сначала разрешенной, а затем и предпочитаемой религией. Для христиан кончилась эпоха гонений, и в Церковь хлынул поток новых людей. Общины очень разрослись, христиане одного города уже не могли знать друг друга в лицо, возникли мощные еретические учения. Это привело к тому, что Церкви пришлось вырабатывать юридическую процедуру объявления умершего праведника святым. Этот процесс и получил название канонизации. В Русской Церкви для того, чтобы человек был объявлен святым, нужно выполнить несколько условий. Начать процесс канонизации можно лишь тогда, когда со смерти праведника прошло как минимум несколько десятилетий. Нужно доказать, что подвижник исповедовал православную веру и вел благочестивый образ жизни (последнее требование не обязательно для мучеников, поскольку главное основание для их канонизации — документально подтвержденный факт мученичества за веру, а их жизнь до подвига обычно не являлась предметом изучения, особенно в древности). Специальная Комиссия по канонизации также собирает свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам к этому святому, если таковые зафиксированы. Для прославления подвижника обязательно его народное почитание.
Важно, кстати, что наличие, например, нетленных (полностью или частично сохранившихся) мощей вовсе не является обязательным условием. Просто в России долгое время считалось, что мощи святого должны быть именно нетленными, поэтому в начале ХХ века очень сложно проходила канонизация преподобного Серафима Саровского.
Важно также и то, что с точки зрения Церкви не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизация — лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении.
Критерии Канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви
По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование.
Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным.
Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома Митрополита (позднее — Патриарха всея Руси) и могло ограничиваться лишь устным благословением на почитание местного подвижника.
Право канонизации общецерковных святых принадлежало Митрополиту, или Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов.
В монастырях почитание подвижников могло начинаться по решению совета монастырских старцев, которые позднее представляли дело на утверждение местного епископа.
В Русской Православной Церкви канонизация святых являлась подтверждением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших подвижников благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала подвижника веры и благочестия святым.
Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви излагает следующие признаки святости православных подвижников:
При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные исторические эпохи существования Церкви одно осталось неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благоизволению и волеизъявлению самой Церкви.
Осуществленные за последний период канонизации святых в Русской Православной Церкви являются свидетельством возрождения в ней прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия, которая присуща Церкви на протяжении всего ее исторического бытия.
Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная на заседании Священного Синода 10–11 апреля 1989 года, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.
Церковному прославлению святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению подлинности чудес, связанных с его именем, и освидетельствованию мощей.
1 октября 1993 года Священный Синод заслушал доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, который представил документ этой Комиссии — “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”. Священный Синод одобрил представленный Комиссией порядок канонизации святых и рекомендовал его к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви. В связи с началом деятельности в ряде епархий Русской Православной Церкви комиссий по канонизации, организованных согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта — 4 апреля 1992 года, для них необходимо было разъяснить порядок канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Соборному решению о создании епархиальных комиссий по канонизации предшествовало Определение Священного Синода от 25 марта 1991 года о сборе на епархиальном уровне материалов о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры XX века. В нем отмечалось, что собранные материалы следует направлять в Синодальную Комиссию по канонизации святых для дальнейшего их изучения на предмет канонизации мучеников и исповедников Российских. Епархиальным комиссиям по канонизации следует руководствоваться этим Синодальным Определением. Епархиальная комиссия собирает сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе данного подвижника. Составляется его житие и текст деяния о причислении его к лику святых, пишется его икона. Составляются богослужебные тексты, которые передаются на рассмотрение Синодальной Богослужебной комиссии. Собранные материалы пересылаются епархиальным архиереем в Синодальную Комиссию по канонизации. После рассмотрения их в Синодальной Комиссии и при наличии достаточных оснований для канонизации Святейший Патриарх благословляет причисление к лику святых местночтимого подвижника веры и почитание его в данной епархии, о чем сообщается епархиальному архиерею. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке.
Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах.
Канонизация новомучеников, к совершению которой идет Русская Православная Церковь, должна послужить не разделению, а единению церковного народа. Поэтому выбор святых подвижников, предлагаемых для церковного прославления, должен быть бесспорным и самоочевидным. “Считаю, что наш долг, архипастырей Русской Православной Церкви, — сказал митрополит Ювеналий на Архиерейском Соборе, — каждому в своей епархии, чутко и благоговейно отнестись к подобному духовному движению, давая ему церковное руководство и подготавливая в своих епархиях материалы для канонизации новомучеников Российских”.
Комиссией по канонизации святых при Священном Синоде Русской Православной Церкви были подготовлены два документа — “О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”, которые были рекомендованы на заседаниях Священного Синода 25 марта и 1 октября 1993 года “к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви”. Указанные в этих документах принципы канонизации и должны определять деятельность епархиальных канонизационных комиссий. В течение последних двух лет в ряде епархий Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха были проведены канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Возрождение процесса канонизации святых в епархиях свидетельствует о никогда не прекращавшемся почитании угодников Божиих в народе церковном. На заседании Священного Синода 22 февраля 1993 года под председательством Патриарха был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комисси по канонизации святых, в котором представлены результаты обсуждения вопросов богослужебной практики, связанных с почитанием местночтимых святых.
Как канонизируют святых
Есть такая шутка: «Чтобы стать святым, для начала нужно умереть». И в этой шутке абсолютно все – правда. А вот что осталось за ее границами и что еще, кроме похорон, нужно для канонизации (причисления к лику святых).
Что такое канонизация?
Причисление умершего человека к лику святых. Это узаконивает почитание почившего праведника как святого. С точки зрения Церкви человека делает святым не сама канонизация, но его подвиг и вера. Канонизация — подтверждение факта святости конкретного человека для всех христиан и призыв к его почитанию.
Кто может поднять вопрос о канонизации?
Священный Синод, правящие архиереи или миряне. Последние должны обратиться за этим к своему архиерею, который передает дело на рассмотрение епархиальной комиссии по канонизации святых. Она же собирает исторические сведения о человеке и передает их Патриарху или Синодальной комиссии.
Кто рассматривает вопрос о канонизации?
Синодальная комиссия по канонизации святых. Она рассматривает заявки и досконально изучает жизнь человека, который может быть канонизирован. Комиссию создали 11 апреля 1989 года определением Священного Синода. В нее входят архиереи, монахи и священники. Кстати, сама комиссия не может инициировать канонизацию, а только изучает заявления.
Кто решает вопрос о канонизации?
Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы, основываясь на заключении Синодальной комиссии по канонизации святых. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.
Каковы основные критерии для канонизации?
Основные критерии для канонизации в Русской Православной Церкви: праведная жизнь, соблюдение канонов Православия, народное почитание и чудотворения. Отдельный пункт — мученическая кончина. Все сведения собираются и фиксируются для рассмотрения комиссией по канонизации, опрашиваются свидетели и исцеленные (если такие есть).
Если нашли мощи, человек святой?
Не факт. Наличие мощей (не тронутые тлением останки человека) — критерий не определяющий, а только дополнительный. Но если мощи действительно есть, они тщательно проверяются. Для этого комиссия по канонизации привлекает к работе ученых специалистов (археологов, историков, антропологов и других).
Когда канонизируют святых?
В Русской Православной Церкви нет точного срока, после которого можно канонизировать подвижника. Но комиссия по канонизации не должна «проявлять поспешности в совершении канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо производить предварительное, тщательное и всестороннее документальное изучение их жизни и служения».
Что канонизация дает святому?
Ничего. Канонизация — это не посмертная церковная награда. Святых канонизируют как пример для других христиан, чтобы они могли равняться на их жизнь и просить молитв перед Богом. Также в русской традиции только в честь канонизированных святых можно называть людей при крещении.
У святого и вся его жизнь святая?
Нет. Святых канонизируют не за безгрешную жизнь, а за их подвиг. Например, многие мученики в прошлом сами были гонителями христиан и даже убивали их, но в итоге покаялись и стали святыми по факту своей мученической кончины.
Где посмотреть список святых?
В месяцеслове. Это утвержденный Православной Церковью список святых со всего мира. Обычно его публикуют в конце православного церковного календаря, который издается на каждый год и есть в каждом храме в свечной лавке.
Современные аспекты канонизации святых
В чем-то схожая ситуация, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, сложилась в нашей стране в 1920–1930-е годы. Тогда гонения на Церковь послужили почвой для нестроений внутри нее. Эти нестроения очень скоро привели к многочисленным расколам. Но наряду с отколовшимися от Церкви «живоцерковниками», заслуживавшими безусловного осуждения как поправшие канонические устои Церкви, в расколе находились и так называемые «непоминающие», несогласные с позицией митрополита Сергия (Страгородского) и отказавшиеся поминать его за богослужением. Этот раскол был вызван не личными заблуждениями или амбициями отколовшихся, а, скорее, разным видением адекватного реагирования на бедственную ситуацию в стране. Так как пострадавшие и расстрелянные были с той и с другой стороны, то необходимо было дать оценку разделениям, исходя из их причины, и решить вопрос о возможности причисления к лику святых тех убиенных, которые были сторонниками какой-либо позиции.
Итак, критериями, которыми руководствуется Русская Церковь при канонизации святого, являются: безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и (или) посмертные чудеса и, в некоторых случаях, полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа.
Вопрос о канонизации мучеников вообще особенный для нашего времени. Половина XX века в России прошла для христиан под венцом мученичества. И огромная часть всех дел по канонизации, с которыми работала образованная в 1989 году Синодальная комиссия, была так или иначе связана с жертвами репрессий. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться при подготовке канонизации новомучеников, осветил член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) в своем докладе «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских».
Когда речь заходила о расстреле действительно верующего и церковного человека, необходимо было выяснить всю совокупность обстоятельств его жизни и служения в Церкви. При тщательном исследовании архивно-следственных дел порой вскрывалось, что посаженный в тюрьму за исповедание веры и просидевший там довольно длительный срок оказывался агентом НКВД, исполнявшим функции слежения и доноса. «В советское время одной из форм борьбы государства с Церковью была вербовка под нажимом НКВД осведомителей, должных не только собирать информацию о происходящем в Церкви и передавать ее в НКВД, но и проводить внутри Церкви разрушительные мероприятия по указанию того же НКВД. Это ставит весьма сложные проблемы перед исследователями, так как НКВД старался скрыть своих сотрудников и не во всех случаях привлекал их в качестве свидетелей, чтобы не обнаружить их. По одним только материалам допросов не всегда возможно судить об истинном положении человека – исповедник он или предатель.
Конечно же, докладами игумена Дамаскина (Орловского) и протоиереев Владислава Цыпина и Георгия Митрофанова далеко не исчерпываются материалы конференции «Прославление и почитание святых». Но и из представленных докладов видно, что основная работа Комиссии по канонизации святых лежит в области дальнейшего изучения материалов жизни новомучеников и исповедников XX века. И если относительно пострадавших в 1920–1930-е годы, вероятно, большая часть материалов уже изучена, то неизученными еще остаются 1940–1960-е годы, когда, быть может, было не так уже много мучеников, но много исповедников, тех, которые, растеряв в тюрьмах и ссылках свое здоровье, окончили свой путь служения Церкви уже на свободе.