что нужно для кабинета математики
Требования к оснащению кабинета математики в школе
Математика – один из главных предметов в современной школе. Она стоит в расписании в каждом классе. На ее изучение отводится по 4–5 часов в неделю. Знания, полученные во время таких уроков, пригодятся в обычной жизни и для освоения других школьных дисциплин, например естественнонаучных.
Поэтому оформление помещения для математических занятий – ответственное дело, требующее учета различных факторов. Основные требования к оснащению этого кабинета отражены в государственных стандартах – ФГОС, СанПиН, ГОСТах. Рассмотрим, как нужно оборудовать помещение для занятий.
Гигиенические требования к кабинету математики
При обустройстве любого учебного помещения в школе необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Эти правила помогают сделать обстановку благоприятной для здоровья учащихся. В соответствии с ними:
Какая мебель нужна для кабинета математики?
Тут необходимо оборудовать три зоны:
Рабочее место преподавателя
Здесь нужны учительский стол (соответствующий ГОСТ 8313-93) и стул. Удобнее всего для преподавателя будет современное офисное кресло. Также в этой зоне размещают классную доску. Она может быть:
Что касается мелового и маркерного вариантов, то для кабинета математики нужна трехэлементная аудиторная доска, а лучше – пятиэлементная. Ведь на уроках алгебры и геометрии приходится решать задачи на несколько действий, чертить графики, писать длинные формулы и т. д., а для этого требуется обширная площадь.
В современно оснащенной школе в зоне рабочего места учителя также размещают аппаратуру. На преподавательском столе располагают ноутбук либо рядом ставят тумбу-подставку для ПК. Над доской крепят мультимедийный проектор с коротким или ультракоротким фокусом.
Рабочие места учащихся
Для учеников необходимы столы двухместные или одноместные (по ГОСТ 11015-93) и стулья (по ГОСТ 11016-93). Эта мебель изготавливается в нескольких функциональных размерах, чтобы можно было подобрать подходящую для учащихся разного роста. Ведь горбиться за очень низкой партой или не иметь опоры под ногами из-за слишком высокого сидения вредно для позвоночника и суставов подростков.
Зона хранения средств обучения
Для поддержания порядка в классе разнообразные наглядные пособия и обучающие материалы, которые не используются на текущем занятии, находятся в шкафах для учебных кабинетов (их изготавливают в соответствии с ГОСТ 18666-95). Эти предметы меблировки состоят, как правило, из трех ярусов:
Требования к расстановке мебели в кабинете математики
Расстояния между мебелью и стенами прописаны в вышеупомянутом СанПиН 2.4.2.2821-10. Вот они (в сантиметрах):
Что еще необходимо для кабинета математики?
Для проведения запоминающихся уроков математики используют раздаточный материал с задачами и примерами, таблицы с формулами и правилами, наборы геометрических тел. Эти пособия хранят в шкафах. Портреты выдающихся математиков и плакаты с теми сведениями, которые востребованы почти на каждом уроке, размещают на стенах в виде постоянной композиции. Возле доски монтируют держатели для крупногабаритных чертежных инструментов – линейки, транспортира, угольника.
Обязательно ставят на полки учебники для каждого класса и методические пособия для учителя. При наличии ПК, проектора и интерактивной доски набор учебных средств дополняют программным обеспечением и электронными носителями информации.
Все необходимое для оснащения кабинета математики – от мебели до маркеров – вы можете приобрести в центре «Ректор». Наши товары отличаются отменным качеством и полностью соответствуют требованиям действующих стандартов.
2007-2021 © ООО «Центр Ректор»
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.
Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00
111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00
2007-2021 © ООО «Ректор»
ОГРН: 1197746122111
ИНН: 7720453705
КПП: 772001001
Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112
Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112
Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава
Банковские реквизиты:
р/с: 40702810700140800102
к/с: 30101810445250000360
Банк: Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк»
БИК: 044525360
КПП 770343003
ОКАТО 45293558000
ОКТМО 45398000000
Тел/факс: 8 (495) 789-46-84 (многоканальный)
Требования к оснащению кабинета математики ФГОС
Великий русский ученый М.В. Ломоносов когда-то заметил: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Приведением ума российского школьника в порядок занимаются преданные своему делу учителя математики. В каждой школе – в столице или в глубинке, полной или малокомплектной – есть специально оборудованные кабинеты математики.
Войдём внутрь кабинета: стеллажи с объемными геометрическими фигурами: многочисленные таблицы с формулами и графиками на стенах, шкафы с учебниками по алгебре и геометрии – на первый взгляд, здесь царит переизбыток демонстрационных материалов и наглядных пособий. На самом деле, никакого хаоса нет; всё, что присутствует в кабинете математики – это часть его стандартной комплектации, которая полностью соответствует требованиям к оснащению кабинета математики ФГОС.
Изучение математической науки в школе регулируется Федеральными государственными стандартами по трёхступенчатой системе: начальное образование (1-4 классы), основное (5-9 классы) и среднее, или полное (10-11 классы). Согласно этим стандартам утверждены «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Требования к оснащению кабинета математики по ФГОС
В нормативный документ Минобрнауки РФ включён список – минимум оборудования (наглядного, учебного, технического, лабораторного и демонстрационного). При комплектовании кабинетов математики его обязаны придерживаться все образовательные учреждения. Здесь же содержатся и рекомендации по оснащению наглядными пособиями, с помощью которых проводится обучение школьным дисциплинам в соответствии с программой ФГОС.
Согласно требованиям к оснащению кабинета математики по ФГОС для организации качественного образовательного процесса в школе и передачи математических знаний от учителя к ученику используются современные средства обучения. К ним относятся:
1. Технические средства обучения:
· автоматизированное рабочее место учителя с персональным компьютером;
· оверхед – проектор со столиком – подставкой:
· экран подвесной либо установленный на штативе.
2. Учебно – практическое оборудование:
· доска, разлинованная в виде сетки, для построения графиков;
· инструменты для работы ученика у доски: (линейки разной длины, транспортир, циркуль, угольники);
· демонстрационный и раздаточный наборы планиметрических тел;
· демонстрационный и раздаточный наборы стереометрических тел.
3. Виртуальная лаборатория.
4. Книгопечатная продукция (библиотека):
· образовательные стандарты по математике всех уровней обучения;
· рекомендуемые программы по математике всех уровней обучения;
· сборники контрольных работ по математике;
· материалы для подготовки к ЕГЭ;
· пособия для запоминания основных математических формул.
5. Печатные материалы:
· табличные материалы по алгебре и началам анализа.
6. Цифровые образовательные системы по базовым разделам математической программы, базы данных к задачникам и т. д.
7. Экранно – звуковые пособия: видеоматериалы, связанные с этапами развития математики или посвященные жизни в науке великих учёных-математиков.
В требованиях к оснащению кабинета математики по ФГОС прописаны рекомендации к использованию предметных наглядных пособий, наполненных как стационарным, так и поурочным материалом. Тематика сменяемых вложений в кармашки демонстрационного стенда напрямую зависит от темы, рассматриваемой на уроке. Постоянной экспозиции в кабинете математики значительно меньше: как правило, она ограничивается плакатами с греческим и латинским алфавитами и известной цитатой о математической науке.
Математика – наука «сухая» только на первый взгляд. Творческий учитель способен внести разнообразие в методику преподавания, включив в неё элементы игры, занимательности и нестандартного подхода к разъяснению даже самой трудной темы. Ведь давно известно: лучше усваивается тот материал, который отличался неформальной и интересной подачей.
В требованиях к оснащению кабинета математики по ФГОС нет указаний на то, что учитель не может выходить за рамки канонических подходов к обучению. Следовательно, он не ограничен в выборе дополнительного материала, который способствовал бы повышению заинтересованности школьников к изучению предмета.
Рассказы о связи классической математики с современностью, примеры гениальных решений и нетипичного подхода к определению своего места в науке на примере выдающегося российского учёного Г.Я. Перельмана, возможно, даст учащимся новый импульс к изучению математики – царицы всех наук.
Кабинет математики как ресурс повышения эффективности урока
Разделы: Математика
Дидактические возможности кабинета для организации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Не раз в истории педагогики умение ученика учиться становилось предметом внимания теоретиков и практиков. Но предметно-ориентированная концепция оказывалась сильнее практико-ориентированных. В результате российские школьники на международных тестированиях показывают высокий уровень знания фактов, событий, а на вопросы, требующими умения работать с этими фактами, отвечают гораздо хуже. Так для наших учеников не представляет трудности ответить на очень трудные специальные вопросы, тестирующих глубину предметных знаний. Но при ответе на прикладные и практические вопросы, наши ученики оказываются на одном из последних мест среди конкурсантов более чем из сорока стран.
Но учитель-предметник, реализующий в образовательном процессе развивающий и социализирующий потенциал предметного содержания, становится для учеников настоящим партнёром в познании мира средствами школьного предмета. Сами ученики с удовольствием выполняют и придумывают развивающие задания, одновременно усваивая предметное содержание. Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого. Он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Ученик действительно начинает учиться, учить самого себя. Для такой работы кабинет математики должен быть оснащён не просто разнообразным дидактическим материалом, этот материал должен быть чётко систематизирован по тем умениям, которые развиваются при включении этих заданий и форм работы в учебный процесс.
Кабинет математики как дидактическое средство учителя математики
Для достижения высокого уровня образования в школах укрепляется материально-техническая база. Школы оснащают современной мебелью, учебным оборудованием и техническими средствами обучения. При этом учебные средства становятся не только источниками знаний, но средствами управления познавательной деятельностью обучающихся, одним из главных условий оптимизации процесса обучения и воспитания в целом. Учебное оборудование может быть использовано с большим педагогическим эффектом там, где оно сосредоточено в специализированных учебных кабинетах. В учебном кабинете, имея все средства обучения, учитель может использовать их в соответствии с требованиями научной организации труда и обеспечить активную работу учащихся. Кроме того, здесь учитель может плодотворно готовиться к урокам, отбирать и хранить необходимые материалы, литературу, работы школьников. Высокие результаты обучения математике достигаются наряду с другими средствами, если в школе оборудован кабинет математики, в котором всё до последней мелочи содействует повышению эффективности урока, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету. Число предметов учебного оборудования, которое может быть взято на вооружение учителем математики, с каждым днём увеличивается. Различные виды оборудования внедряются в практику работы школы. Полноценное применение разнообразных средств обучения неосуществимо без хорошо оборудованного кабинета.
Вместе с тем математический кабинет не должен быть музеем, в котором сконцентрировано всё, что дети сделали своими руками: от стенгазет до моделей многогранников.
Желательно, чтобы кабинет математики выглядел привлекательно, даже нарядно. Однако сделать кабинет красивым не должно стать самоцелью. В частности, не следует навечно вывешивать портреты, высказывания великих людей, расписывать стены кабинета. Польза от написанных на стенах формул, графиков, высказываний невелика: учащиеся привыкают к ним, перестают их замечать.
Каждое средство обучения имеет свои функции, свои возможности в деле организации учебного процесса, свои педагогические и технические границы использования. Оптимальным вариантом является комплексное использование всех видов оборудования. Отдельные средства обучения должны использоваться не изолированно, а во взаимосвязи, с учётом возможностей каждого из них. Зная дидактические функции и специфические возможности различных средств обучения, учитель сможет не только использовать учебное оборудование, выпускаемое промышленностью, но и дополнять его самодельными средствами обучения. Если слова учителя подкрепляются хорошо продуманным зрительным рядом, если в помощь себе он применяет различные средства обучения, то урок становится живее, интереснее, эффективнее, учение – более радостным и плодотворным для каждого ученика.
Сейчас ни у кого не возникает сомнения, что обучение в хорошо оборудованном кабинете математики гораздо более эффективно, чем в обычном классе.
Содержание и организационные формы работы кабинета математики разработаны на основе принципов, ориентирующих учебно-воспитательный процесс на развитие активной, образованной и физически здоровой личности. Обучение проходит более успешно, если учитель в процессе обучения использует наглядные и технические средства. При этом главная работа проводится в классе, и учитель должен иметь в нем все необходимое, чтобы обеспечить требуемое разнообразие средств информации. В кабинете есть учебная литература, наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Весь дидактический материал систематизирован. Дидактическим материалам каждого класса отведён свой шкаф. В любой момент можно быстро найти необходимый материал.
Кабинет должен быть удобен для любой формы работы: индивидуальной, фронтальной, групповой, игровой, проектной и т.д.
Высокие результаты преподавания достигаются, если в школе кабинет математики оборудован так, чтобы в нём всё до последней мелочи, содействовало бы повышению эффективности труда учителя и учащихся, совершенствованию учебно-воспитательной работы по предмету.
Для организации кабинета надо знать, как нужно оборудовать переднюю и боковую стены класса.
В кабинете математики должна быть доска, имеющая большую рабочую площадь: место нужно и для того, чтобы несколько человек могли одновременно отвечать у доски, и для того, чтобы поместить записи в ходе объяснения нового материала. Для этих целей в кабинете служит и дополнительная доска на боковой стене кабинета. Экран в кабинете необходимая вещь. Их в кабинете два. Один – стандартный, а другой расположен за доской на дверцах стенки. Магнитная доска находится за доской на другой дверце стенки.
Перед глазами учеников постоянно находятся красочные модели многогранников и фигур вращения, изучаемых по программе и изготовленные учениками. Они способствую развитию пространственного воображения. Они служат дополнительным визуальным рядом. Этот наглядный материал очень востребован при изучении геометрии особенно в старших классах. В кабинете имеются комплекты раздаточных материалов для практических работ по геометрии для всех классах. Это всевозможные комплекты плоских и пространственных фигур, также развёртки многих основных многогранников и тел вращения.
При изучении взаимного расположения прямых и плоскостей на уроках геометрии используется “стереометрический ящик”. На дно коробки из-под конфет выкладывается небольшим слоем пластилин, укрывается бумагой из той же коробки, которая впоследствии хорошо протыкается спицами и пустыми стержнями для ручки. На таких моделях можно рассмотреть расположение скрещивающихся прямых, точки пересечения прямых с плоскостями.
Портреты математиков являются неотъемлемой частью кабинета. Используя материал из истории математики необходимо познакомить обучающихся с выдающимися математиками.
Вся учебная, справочная, научно-методическая, математическая и научно-популярная литература находится в книжных шкафах, на отдельных полках. Учащиеся имеют доступ к этой литературе. Кроме этого в кабинете есть комплекты учебников по всем классам из старого библиотечного фонда. Данные учебники используются на дополнительных и индивидуальных занятиях.
Также необходим стенд с классным уголком, на котором расположены: Государственные Герб и Флаг, Гимн и Герб Ульяновской области и города Барыша, расписание работы кабинета, инструкции по технике безопасности.
Важно соблюдать режим проветривания. В кабинете имеется график проветривания кабинета. Немаловажную роль играют растения. Поэтому в кабинете много цветов, которые повышают влажность и содержание кислорода. Множество цветов подарено детьми и родителями. Дети заботливо ухаживают за цветами, поливают, опрыскивают, подкармливают, пересаживают. Чтобы расположить большое количество цветов, родители обучающихся изготовили навесные полки и подставки для цветов. Как только цветов в кабинете становится слишком много, мы ими украшаем школьные коридоры.
Оборудование кабинета – процесс длительный, точнее не прекращающийся.
В условиях модернизации эффективным будет такое обучение, которое обеспечивает усвоение всеми учащимися образовательного стандарта и создаёт условия благоприятные условия для усвоения математики на уровне выше стандарта и на повышенном уровне учениками, интересующимися математикой. Существенную роль в этом оказывают средства обучения. Для того, чтобы правильно их применять, необходимо знать дидактические функции каждого отдельного его вида на том или ином этапе урока. Уметь методически правильно и в соответствии с принципами научной организации труда их применять.
Нормативная база кабинета математики
Нормативные документы Министерства образования, содержащие необходимую для учителя математики информацию по организации и управлению процессом преподавания и кабинетом.
К таким документам относятся:
стандарты и примерные программы;
перечень рекомендованных учебных пособий и оборудования;
перечень научно-методической и учебной литературы.
Кабинет математики и внеклассная деятельность учащихся
Кабинет математики во внеурочное время может быть:
местом проведения кружка, факультатива, элективного курса;
местом проведения дополнительных, индивидуальных занятий;
местом для самостоятельной работы по подготовке домашних заданий и выполнению проектов;
местом, где готовятся и проводят внеклассные мероприятия;
местом просмотра видеопрограмм и мультимедийных презентаций.
Если в кабинете проводятся кружковые, элективные и факультативные занятия, то планы их работы можно представить на стенде. Для поддержания мотивации учеников можно оборудовать в классе постоянно действующую выставку их работ.
В кабинете математики можно предусмотреть время для самостоятельной работы учащихся над выполнением домашних заданий. В этом случае в кабинете должны быть библиотека дополнительно и справочной литературы и к ним тематические каталоги; памятки в помощь учащимся, картотеки журнальных статей, мультимедийных презентаций. При создании кабинета, необходимо выделить те моменты, при выполнении которых могут принять участие ученики.
Кабинет математики может быть также местом подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, а так же и недели математики. Проведение недели математики в школе стало традиционным и всегда вызывает у учащихся желание поучаствовать. Проведение предметных недель позволяет как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, проявить хорошие организаторские способности, умение создавать праздничную творческую атмосферу. Разнообразные нетрадиционные формы проведения мероприятий вызывают большой интерес обучающихся, значительно увеличивают число участников предметных недель. Об уровне развития интереса к предмету также можно судить по росту популярности международной математической игры “Кенгуру” среди учащихся, помогающей разглядеть за жесткими формами
“трудной науки” живое содержание и разнообразие идей для полноценной учебы с удовольствием. Здесь учитываются два аспекта: во-первых, решение задач должно доставлять школьнику удовольствие, а во-вторых, “Кенгуру” – это хоть и не очень жесткое, но все-таки соревнование, поэтому побеждают наиболее способные и подготовленные, что в свою очередь порождает здоровую конкуренцию и дух соперничества у школьников, способствуя развитию познавательного интереса
Программы, предназначенные для создания презентаций в PowerPoint, эффективно используются во внеурочной деятельности для осуществления межпредметных связей математики, физики, информатики. Составление программ самими обучаемыми способствует активизации познавательного интереса к предмету, расширяет возможность самостоятельного творческого поиска наиболее увлеченных математикой учащихся. Такая работа способствует эмоциональному удовлетворению, самоутверждению в глазах окружающих, так как эти программы используются в дальнейшей работе на уроках.
Для учащихся овладение информационной культурой означает приобретение знаний, умений и навыков оптимального осуществления индивидуального информационного самообслуживания учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой деятельности.
Санитарно – гигиенические требования к кабинету математики
Одним из условий нормальной деятельности учителя и ученика является обеспечение в кабинете оптимального состояния воздушной среды.
Для обеспечения притока свежего воздуха помещения оборудуются системой центральной вентиляции, а окна фрамугами или форточками. Решётки вентиляционных отверстий надо ежемесячно очищать от пыли. Площадь исправно открывающихся и закрывающихся фрамуг и форточек должна составлять пятидесятую часть площади поля. при температуре наружного воздуха 10 градусов тепла фрамуги и форточки можно весь день держать открытыми.
Быстрое проветривание учебного кабинета достигается проведением в отсутствие учащихся сквозного проветривания. Сквозное проветривание проводится перед началом и по окончании занятий Особенно строго режим проветривания должен соблюдаться в периоды распространения острых респираторных заболеваний и гриппа.
Другим важным фактором, действующим на человеческий организм, является свет. Он влияет на многие физиологические процессы, способствует росту живого вещества, образованию витамина Д, улучшает обмен веществ и повышает сопротивляемость организма в борьбе с инфекционными заболеваниями. Условия освещённости влияют на общее нервно-психическое состояние и производительность труда.
Одной из важных мер в этом направлении является поддерживание чистоты оконных стёкол. При чистых стёклах ученики могут устремить взор вдаль. При переводе взора в бесконечность глазные мышцы расслабляются, хрусталик уплотняется, глазные оси располагаются параллельно – глаза отдыхают.
Уровень освещённости кабинета существенно зависит и от цвета окраски потолка, стен, пола, классной доски и мебели. В кабинете со светлой мебелью освещённость рабочих мест выше на 6-7%, классной доски – на 15-16 %, а общая освещённость – на 20 % выше, чем в таком же кабинете с тёмной мебелью. Кроме того, правильно составленная гамма учебного кабинета, улучшая эстетическое восприятие интерьера и уменьшает нервное утомление, создаёт комфортную обстановку для труда учителя и учащихся на протяжении всего ученого времени, а так же стимулирует бережное отношение к обстановке и желание поддерживать в кабинете чистоту
Реализация личностно ориентированного образования определяется созданием особой развивающей образовательной среды в школе, в классе, на учебном занятии и внеучебном занятиях. Образовательная среда представляет собой систему условий для развития ребёнка и возможностей самореализации. Одним из условий реализации личностно ориентированного образования соблюдение санитарно-гигиенических требований, позволяющих снизить затраты здоровья в процессе обучения. Создать здорвьесберегающую среду в кабинете математики помогут: разноуровневое обучение, проведение нестандартных уроков, устранение перегрузки на уроке, строго дозированное домашнее задание, проведение физкультурных минуток на уроке (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз) Упражнения должны быть просты и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. Двигательные минутки на уроке позволят ученикам размять своё тело. Передохнуть и расслабиться. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния, к изменению отношения к самому себе и к своему здоровью. Физкультминутки можно проводить учителю, а также это может сделать один из учеников, специально подготовленный. Главное в проведении физкультминуток – заинтересовать учащихся в сохранении собственного здоровья.
Всё имущество кабинета должно хранить с соблюдением соответствующих правил. Оно не должно мяться, ломаться и портиться. При этом должен быть обеспечен максимум удобств для быстрого нахождения нужного средства обучения. В тоже время ничего лишнего, не относящегося к теме урока, или отвлекающего внимания не должно находиться перед глазами учащихся. Перечисленные требования к кабинету математики не определяются однозначно. Учитель – хозяин кабинета, и он использует имеющиеся возможности для полного оборудования учебного кабинета. Комплектация кабинета отражает в большой мере вкусы и склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. При этом деятельность учителей по оснащению кабинета нередко принимает различные направления, отражая при этом различные взгляды на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.
2. Журнал “Практика административной работы в школе” № 6 2009 год, И.В. Николаева Материалы для подготовки семинара “Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения”, стр. 47.
3. Ф.С. Мухаметзянова. Учебный кабинет как фактор повышения качества математического образования в условиях модернизации. ИПК ПРО, Ульяновск, 2002 год.