что нужно для инвалидов колясочников
Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов
Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?
Содержание
Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
Кто относится к маломобильным группам населения?
Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.
Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.
Что обязаны делать организации?
В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:
Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.
Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.
Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.
Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.
То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.
Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.
В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.
Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).
Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.
Доступная городская среда
Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями
В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?
Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.
А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.
Места на парковках
Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.
Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита
К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.
Какое наказание ждет нарушителей этих требований?
Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.
– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.
Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как правильно вести себя с людьми с инвалидностью
28 октября 2019 года
Почти каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с человеком с инвалидностью – с глухим или слабовидящим, передвигающимся на коляске или с ментальными нарушениями. В такие моменты многие люди попросту теряются: не знают, что говорить или спрашивать, как предложить свою помощь и при этом не обидеть другого человека. Рекомендации и советы, как наиболее корректно вести себя в бытовых ситуациях, если рядом с вами оказался человек с инвалидностью, составили столичные психологи, общественники и сами москвичи с ограниченными возможностями здоровья.
Корректно ли знакомого человека (например, коллегу) спрашивать о его особенностях и что с ним случилось? Если да, то как это сделать и не нарушить его личные границы?
Екатерина Игонина, психолог Московской службы психологической помощи населению: «Как правило, если человек готов обсуждать свои проблемы со здоровьем, то он сам даст об этом знать. Например, поделится своими ощущениями, чувствами, расскажет о трудностях, которые испытывает из-за проблем со здоровьем. Иногда в ходе такого диалога могут возникнуть конкретные предложения помощи. В случае, когда заметны некие особенности (трудности с походкой, прием лекарств), лучше тактично это оставить без внимания, особенно если у вас нет близких отношений. Воздержитесь от прямых вопросов насчет причины инвалидности: ведь чаще всего они задаются из любопытства. Иначе вы проявите бестактность, а отвечающий может испытать настоящую боль. Ведь неизвестно, при каких обстоятельствах возникла травма или болезнь».
Владимир Хромов, директор Союза волонтерских организаций и движений: «Можно спросить человека, если зашел разговор на похожую тему. Или если человек с инвалидностью сам завел разговор о состоянии своего здоровья. По своей инициативе не совсем корректно начинать такое обсуждение».
Москвичка Татьяна Мамонтова (67 лет, глухая): «Можно спросить, что случилось, почему потеряли слух. Но только после некоторого общения с инвалидом, а не сразу в лоб».
Москвич Андрей Поликарпов (27 лет, слепой): «Не стоит акцентировать внимание на слепоте. Однако знакомого человека спросить об этом можно. При этом нужно оставаться тактичными».
Москвичка Светлана Носачева (47 лет, передвигается на коляске): «Мне кажется, если человеку любопытно, то почему бы и не спросить. Ведь мы не задумываемся, когда спрашиваем у человека, что случилось, если он сломал ногу».
При виде незнакомого человека с инвалидностью (на коляске, незрячего, глухого) стоит ли ему сразу предлагать свою помощь? Не обидит ли его это?
Психолог: «Добрые намерения, даже если они выражены неуклюже, обидеть не могут. Однако прежде чем начинать активно действовать, сначала определите, насколько в этом нуждается другой человек. Как правило, те, кто испытывает определенные сложности постоянно, привыкли к самостоятельности. А излишняя суета, пусть и с благими намерениями, может сбить привычный алгоритм действий. Разумеется, придержать дверь или пропустить вперед можно и без спроса. В остальных же случаях будут уместны фразы: «Могу ли я вам помочь?», «Чем могу быть полезен?» и так далее».
Владимир Хромов: «Предложить свою помощь можно, но важно это сделать вежливо, спокойно и корректно. Не нужно навязываться. Если человек отказывается, лучше не настаивать».
Татьяна: «Инвалиду всегда уместно предложить помощь только в том случае, если видите, что он в этом нуждается. Например, колясочник не может войти в автобус. Или глухой человек находится в окружении слышащих».
Андрей: «Помощь предложить стоит. Незрячий может отказаться от нее, если, например, знает маршрут. Или, наоборот, принять. Но нужно помнить, что насильно никуда не нужно тащить незрячего человека. Можно спросить, куда ему нужно попасть и рассказать о том, где он сейчас находится. Важно, чтобы он взял сопровождающего под руку, а не наоборот».
Светлана: «Сразу предлагать не стоит. Если вы хотите помочь, просто остановите взгляд на человеке. Если увидите, что ему действительно нужна помощь, можете проявить себя. Как правило, люди с инвалидностью, если они передвигаются на коляске одни, уже адаптированы к среде и достаточно самостоятельны».
Если в дороге (в самолете или в поезде) вашим попутчиком стал человек с инвалидностью, как себя вести с ним?
Психолог: «Точно так же, как ведет себя вежливый человек со всеми остальными людьми. Постарайтесь избежать невольной бестактности вроде: «Давайте вы разместитесь у прохода, а то встать не сможете!» или «Хотите, поменяемся полками? Вы же все равно туда не заберетесь». Помните! Если человек отправился путешествовать один, то уж на удобное для себя размещение у него точно сил хватит, поэтому не стоит подчеркивать его недостатки. А вот вежливость и заботу о ближнем, который испытывает затруднение, никто не отменял. Компромиссный вариант: пусть человек сам решит, как ему более комфортно. И, разумеется, предметом беседы следует выбирать не связанные со здоровьем темы».
Владимир Хромов: « При общении с таким пассажиром соблюдайте обычные правила этикета и этики».
Татьяна: «Ведите себя естественно, как со слышащими людьми. Или помогите, если видите его затруднение. Просто спросите: «Вам помочь?»
Андрей: «Общайтесь с пассажиром как с обычным. Незрячие обсуждают те же самые темы, что и зрячие. Можно при необходимости предложить помощь».
Светлана: «Ведите себя как с обычным человеком».
Как своему ребенку объяснить правила общения с людьми с инвалидностью?
Психолог: «Обычно дети не имеют страхов и предрассудков взрослых, поэтому ведут себя непосредственно. Они более внимательны к нуждам ближнего и быстро находят общий язык. Многое зависит от того, какого характера инвалидность у общающегося с ребенком человека. Например, если тому нельзя определенные продукты (сладкое, цитрусы, глютен), то лучше предупредить детей, чтобы они не угощали тем, что запрещено. Если есть проблемы со слухом или зрением, подскажите ребенку, как сделать общение наиболее удобным и полноценным для собеседника. Если инвалидность имеется у ребенка, то правильнее всего будет предварительно переговорить с его родителями. Они подскажут, как себя вести».
Владимир Хромов: «Как родитель, вы лучше знаете своего ребенка и как более понятно рассказать ему о человеке с инвалидностью. В разговоре акцентируйте, что нельзя вслух обращать внимание на ограничения человека, показывать на него пальцем или дразнить».
Татьяна: «Объясните ребенку, что нужно быть вежливым и уважать людей с инвалидностью, восхищаться их достижениями. Приведите примеры таких людей. Нельзя насмехаться над ними и дразнить.
Андрей: «Скажите, что это такие же люди, но имеющие некоторые ограничения. Они так же играют, учатся, работают, но иногда им требуется помощь. Например, еще можно рассказывать про шрифт Брайля и белую трость».
Светлана: «Как правило, дети достаточно непосредственны, и если родители не начинают одергивать ребенка, то он проявляет обычный интерес к чему-то новому. Сам задает вопросы человеку с инвалидностью. Главное, не нужно начинать разговор, например, фразой: «инвалиды – это такие же люди, как все».
Основные правила этикета в общении снезрячими и слабослышащими людьми, а также людьми, испытывающими трудности при передвижении
Психолог: «Вести себя следует естественно, без неловкости и страха сказать или сделать что-то не то. При общении воздержитесь от выяснения причин, приведших к инвалидности, причитаний или сочувствия – чаще всего они неуместны. Будьте терпеливы и помните об особенностях собеседника: учитывайте это в своей манере говорить или двигаться, например. Постарайтесь избежать гиперопеки и чрезмерного беспокойства. Взрослый человек наверняка способен самостоятельно справляться с ежедневными делами. Старайтесь видеть прежде всего именно человека – профессионала своего дела, интересного собеседника, давнего друга, красивую девушку, а не их болезнь или увечье. Если не получается, лучше воздержитесь от контакта, пока не разберетесь в себе».
Владимир Хромов: «Не навязывайтесь. Предлагайте свою помощь, но вежливо и корректно. Избегайте излишней заботы о человеке, как раз из-за нее он может и обидеться. Старайтесь не затрагивать темы, которые могут ранить человека с инвалидностью. Например, странно было бы человеку на коляске рассказывать о своих спортивных достижениях. Но если речь о спорте все же зайдет, можно рассказать о паралимпийском спорте и знакомых, которые достигли в нем успеха».
Татьяна: «Для неслышащих важно, чтобы с ними разговаривали спокойно, четко артикулируя, лицом к свету и без еды во рту. Также важно, чтобы собеседник не гримасничал, смотрел на лицо собеседника, а не поворачивался к нему боком или спиной».
Андрей: «Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он не видит, а не к его сопровождающему. Всегда называйте себя, если незрячий человек не знаком с вами близко и не узнает вас по голосу. Представляйте всех, кто находится рядом с вами. Если помогаете незрячему присесть, положите его руку на спинку стула или подлокотник. Не усаживайте его. При сопровождении предупреждайте о препятствиях, бордюрах, ступеньках. Избегайте расплывчатых фраз, например, это находится где-то там. Будьте точны».
Светлана: «Сядьте на уровень человека на коляске, чтобы ему не приходилось поднимать голову. Если не удается присесть отойдите на расстояние одного шага назад. Обращайтесь лично к нему, а не к его сопровождающему (если он есть). Не хватайте коляску и не пытайтесь ее тащить. Скорее всего, вы не знаете, как это делать. Не нужно лезть в карман за мелочью. Некоторые люди с инвалидностью зарабатывают больше, чем вы. Общайтесь с человеком, не обращая внимание на то, что он сидит на коляске. Любые вопросы будут корректны. И если на вас обиделись, то на вас обиделся всего лишь человек, который так же, как и вы, имеет свой характер, свои недостатки и амбиции. Не делайте из человека с инвалидностью героя. И никогда не надо его жалеть».
ЧТО РАЗДРАЖАЕТ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПОВЕДЕНИИ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ?
Андрей: «Когда тебя хватают на улице и куда-то тащат. Или говорят: «Слепой должен сидеть дома или ходить с сопровождающим».
Приятно: «Когда приходишь в магазин, к тебе подходят, предлагают помощь, нормально разговаривают. Вообще, когда тебя воспринимают как обычного человека».
Светлана: «Меня просто бесит, когда разговаривают не со мной, а с тем, кто стоит рядом со мной. Даже если это обычный прохожий, люди почему-то думают, что я не только на коляске, но еще я глухая или недееспособная».
Приятно: «Мне всегда приятно, когда где-нибудь на фуршете находится «волшебный» мужчина или женщина, которые предлагают помощь и избавляют меня от толкучки».
Татьяна: «Возмущает пренебрежительное выражение лица, усмешка или нежелание повторить фразу».
Приятно: «Притягивает добрая мягкая улыбка, приветливое выражение лица. А еще — желание и готовность помочь».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как получить технические средства реабилитации для инвалида
1. Что такое технические средства реабилитации?
Для бесплатного получения ТСР (или услуги) необходимо иметь индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА), в которую вносится нужное средство (или услуга). ИПРА разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) есть возможность получить техническое средство реабилитации во временное пользование. Для этого необходимо обратиться в ближайший ТЦСО, имеющий пункт проката.
На некоторые ТСР можно получить компенсацию (выплату), и потом купить их самостоятельно.
Необходимые ТСР также можно купить самостоятельно, а потом получить компенсацию за их приобретение.
Кроме того, с 2021 года для приобретения любого (независимо от вида) технического средства реабилитации можно оформить электронный сертификат. Он записывается на карту «Мир».
2. Как внести необходимое средство в индивидуальную программу реабилитации?
Внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации и вписать туда необходимое техническое средство можно в том случае, если у вас есть показания и нет противопоказаний для его использования. Лечащий врач должен зафиксировать отсутствие противопоказаний и выдать направление в бюро медико-социальной экспертизы (форма № 088/у).
После того как будет получено направление от врача на прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ), подготовьте пакет документов и обратитесь в филиал Главного бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства. Вам понадобятся:
3. Какие нужны документы, чтобы получить техническое средство реабилитации?
Для получения технического средства реабилитации, услуги сурдоперевода или собаки-проводника вам понадобятся:
Если получить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна и (при необходимости) документ об установлении опеки.
4. Куда подавать документы?
Способ подачи документов будет отличаться в зависимости от того, какое средство реабилитации или какую услугу вы хотите получить.
Также, независимо от того, какое средство реабилитации вы хотите получить, вы можете оформить электронный сертификат на приобретение ТСР. Заявление на его оформление можно подать в отделении Фонда социального страхования либо онлайн. Сумма электронного сертификата привязывается к карте «Мир». Выбрать ТСР можно в каталоге товаров на странице ФСС. Каталог будет пополняться по мере подключения торговых точек.
5. Как заменить или отремонтировать техническое средство реабилитации?
Сроки пользования техническими средствами реабилитации устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Сроки гарантий на изделия указываются в гарантийных талонах. Если вы хотите отремонтировать или заменить ТСР, гарантия на которое еще действует, обратитесь в организацию, контакты которой указаны в гарантийном талоне.
Если срок пользования средством реабилитации истек, вы можете заменить его на новое.
Если вы хотите заменить немедицинское ТСР, подготовьте следующие документы:
С этими документами нужно обратиться в Ресурсный центр для инвалидов. Сотрудник центра сформирует ваше личное дело и выдаст необходимое техническое средство реабилитации. Если необходимое ТСР отсутствует, вас в письменной форме уведомят о постановке на учет для последующего обеспечения.
Чтобы заменить медицинское ТСР, срок пользования которым истек, придется обратиться в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение (поликлинику), представив следующие документы:
Если заменить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна и (при необходимости) документ об установлении опеки. После того как вы представите необходимые документы, вам выдадут направление на получение (установку) ТСР медицинского назначения в уполномоченное лечебно-профилактическое учреждение (больницу, НИИ, клинику и т.д.). Получить ТСР можно в течение срока действия направления.
Чтобы заменить/отремонтировать протезно-ортопедическое изделие, дополнительных документов не понадобится. Достаточно просто обратиться в Ресурсный центр для инвалидов.
6. Как получить выплату на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации?
Если вы зарегистрированы в Москве по месту жительства и вам назначены: прикроватный столик; стул для ванны и душа; сиденье для ванны; ступенька для ванны; насадка на унитаз; доска для ванны или доска для пересаживания, вы можете обратиться за компенсацией до покупки.
Чтобы получить компенсацию (выплату) для самостоятельной покупки технического средства реабилитации из списка выше, вам понадобятся:
Если получить ТСР необходимо ребенку, к перечисленным документам прилагаются документ, удостоверяющий личность родителя или опекуна, и (при необходимости) документ об установлении опеки.
Подать запрос и документы можно:
Обратите внимание: право на выплату имеет только инвалид, зарегистрированный в Москве по месту жительства.
Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней после того, как вы или ваш представитель предоставите необходимые документы.
Выплата производится в течение месяца после того, как принято соответствующее решение. Деньги могут перечислить на банковский счет или перевести по почте в зависимости от выбранного вами способа.
Необходимые ТСР также можно купить самостоятельно, а потом получить компенсацию за их приобретение. Подробнее об этом читайте в нашей инструкции.