что нужно для гкп ребенку
Что такое ГКП, как туда попасть и куда ещё можно отвести ребёнка до 1,5 лет — в Москве и бесплатно (ну или почти)
До сентября этого года ребенка 2,2 года в Москве можно было отдать в ГКП — группу кратковременного пребывания, в которой готовили к детскому саду. Сейчас в этом возрасте детей берут уже в сад — на полный день. А кто тогда может пойти в ГКП и куда еще можно отвести уже не младенца, но еще не дошкольника? Рассказывает методист ГБУ ГППЦ Департамента образования и науки города Москвы Анна Образцова.
Когда в детский сад еще рано
Когда мы говорим о социализации детей от 1,5 лет, мы все же немного лукавим: обычно в этом возрасте ребенку достаточно родителей, братьев с сестрами и минимального взаимодействия с другими малышами на детских площадках. Однако часто случается и такое, что, например, маме нужно начинать работать — пусть удаленно, несколько часов в день, но все-таки концентрироваться и посвящать время серьезным рабочим задачам. С полуторагодовалым ребенком это сделать сложно, а сажать его на несколько часов за планшет или мультики — слишком грустно. Как раз в таких случаях может помочь ГКП и другие группы по уходу и присмотру за детьми, которые еще не достигли дошкольного возраста. С малышами там поиграют, позанимаются, научат правилам жизни в детском саду, в который им вскоре предстоит пойти. Или окажут услуги по уходу, присмотру, развитию — если у ребенка есть какие-либо особенности здоровья. И да, будет еще социализация и общение с другими детьми — как бонус.
В Москве существуют несколько таких форм дошкольного образования — в разных видах они работают с 1999 года. Сейчас это уже упомянутые группы кратковременного пребывания (ГКП), а еще группы для детей с особенностями здоровья и развития и программа «Ранняя помощь». Все они государственные (плата за них если и взимается, то символическая) и предназначены для детей с 1,5 лет.
«Каждая из этих форм учитывает потребности конкретного ребенка. Ведь кому-то нужно помочь с адаптацией к учебному заведению, кому-то — обеспечить интересный и познавательный досуг, а кому-то — предоставить поддержку логопедов, психологов, дефектологов», — говорит Анна Образцова. И подчеркивает, что основная задача этих типов образовательных услуг — создать условия для улучшения развития детей раннего и дошкольного возраста, а также детей с ограниченными возможностями здоровья или риском их возникновения.
Как работают ГКП
Группы кратковременного пребывания (ГКП) могут быть открыты на базе любого детского сада. Для этого достаточно Положения о группе (группах) кратковременного пребывания, разработанного и утвержденного приказом директора образовательной организации.
В ГКП принимают детей с 1,5 лет, а режим пребывания в них гибкий, то есть можно привести ребенка на час, а можно оставить на предусмотренные расписанием группы 2–3 часа, с прогулкой и музыкальным занятием. Питание и сон в ГКП не предусмотрены.
«Ход образовательного процесса в таких группах несколько отличается от тех же процессов в группах обычных детских садов. Одна из главных задач ГКП — включить ребенка в такую предметно-развивающую образовательную среду, которая бы соответствовала его индивидуальным потребностям и раскрывала его способности», — говорит Анна Образцова.
Работа в ГКП направлена на всестороннее развитие ребенка, на формирование основ школьного обучения. Кроме того, на базе этих групп родители могут получить поддержку и консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.
Есть и еще одно важное отличие ГКП от группы в детском саду
Каждый сад относится к тому или иному образовательному учреждению. Но если родители находят подходящую для их ребенка ГКП, совершенно не обязательно потом отдавать ребенка в школу, к которой относится сад с этой группой. Школа, которую родители считают приоритетной, останется таковой, даже если они выберут ГКП в другой образовательной организации.
Регистрация электронных заявлений о постановке на учет и направление детей на зачисление в группы кратковременного пребывания образовательной организации осуществляются через Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Что такое ГКП для детей с особенностями здоровья и развития
Не всем подходят группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности. Для детей с различными особенностями здоровья открыты 14 групп кратковременного пребывания комбинированной и компенсирующей направленности. Они работают в разных районах города — на базе Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы.
Открываются такие группы по мере комплектования и работают в максимально гибком режиме: их можно посещать от 3 до 5 дней в неделю. Ребенок может оставаться там от 3 до 4,5 часа в день — в зависимости от потребностей. При этом родитель может доверить ребенка воспитателям, а может остаться с ним в группе — это предусмотрено правилами.
«Наполняемость таких групп определяется с учетом возраста и состояния здоровья детей, адаптационных периодов, специфики образовательной программы конкретного дошкольного образования. При формировании групп, безусловно, учитываются и нормы, установленные СанПиН», — объясняет Образцова.
Что такое программа «Ранняя помощь»
Программу «Ранняя помощь» эксперты предлагают семьям с детьми от 1,5 до 3 лет с особенностями психофизического развития, а также для детей из групп риска — биологического (по состоянию здоровья) и социального.
Эта форма образования меньше всего похожа на детский сад, а больше на то, что у родителей принято называть «развивашки», но только по форме. По сути же это психолого-педагогическая, коррекционная помощь.
«Получить поддержку по программе „Ранняя помощь“ можно в разных форматах — индивидуальном или групповом, при этом родитель полноценно участвует в образовательном процессе, становится членом команды специалистов, на равных подключается к занятиям. Родители и другие члены семьи могут получить консультацию специалистов: учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, инструкторов по адаптивной физкультуре. Вместе с ними обсудить особенности развития своего малыша, программу его занятий», — объясняет Анна Образцова.
В такие группы не нужно ходить каждый день: для каждого ребенка составляют индивидуальный маршрут, который может включать разный набор занятий, домашних визитов, консультаций. Все подбирается конкретно для каждого ребенка.
Что дети и родители могут получить на занятиях по программе «Ранняя помощь»
Свое развитие эта программа получила с принятием Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р). В Москве программу реализует Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы.
Как получить услуги по программе «Ранняя помощь»
Если родители обеспокоены состоянием здоровья ребенка и не уверены, что он может посещать обычный сад, они могут обратиться в территориальное отделение ГБУ ГППЦ ДОМН. На первичном приеме специалисты проведут диагностику, составят карту его развития. Побеседуют с родителями об особенностях ребенка.
«На психолого-педагогическом консилиуме, логопеды, психологи, специалисты по раннему развитию совместно с семьей обсуждают все риски в развитии малыша, принимают решение о необходимости включения семьи в программу», — разъясняет наш эксперт.
Если консилиум примет решение, что ребенок нуждается в услугах ранней помощи, эксперты программы разработают для него индивидуальный маршрут — с согласия родителей. Семье предоставят коррекционно-развивающее сопровождение в соответствии с ее потребностями и особенностями развития ребенка.
Группа кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста функционируют при детских дошкольных учреждениях и подразумевает нахождение ребенка в стенах детского сада на короткий промежуток времени: от 3 до 4 часов. Не у всех родителей есть возможность устроить малыша в садик на целый день в полуторагодовалом возрасте, поэтому это достойный выход из положения и отличный вариант для ребенка привыкнуть к новым условиям жизни.
Каждая мама мечтает дать своему чаду все самое лучшее: разностороннее развитие и должный уход, игрушки, разнообразное и сбалансированное питание. Но по прошествии первых полутора лет жизни ребенка нередко сталкивается с трудностями, связанными с устройством в детский сад. Молодые родители стараются пораньше отдать туда малыша чаще всего не забавы ради, не от усталости от ухода за маленьким ребенком, а чтобы выйти на работу и улучшить материальное положение семьи, потому что пособие по уходу за детьми государство выплачивает лишь до полутора лет, а после на сегодняшний день начисляет ежемесячно по 50 руб. В правительстве уверяют, что с 2020 года ситуация изменится, и пособие приравняют к прожиточному минимуму на ребенка, но пока так.
Вот с этого момента и начинаются проблемы – как показывает практика, детей до 3 лет берут в дошкольные учреждения неохотно, потому что отсутствуют либо свободные места, либо необходимые условия для содержания малышей такого возраста, которые много чего не умеют делать самостоятельно, и им нужен особый уход и повышенное внимание.
Что это за группы
Набирают в такие группы до 20 малышей, чтобы каждому обеспечить индивидуальный уход. Питанием детей не обеспечивают, поэтому время пребывания рассчитано с таким условием, что приводят крох после завтрака, а забирают в обеденное время, но родителям не запрещается приносить фрукты, напитки и легкое питание на случай если ребенок проголодается.
Как оформить ребенка в ГКП
Как правило, группа временного пребывания в детском саду (ГКП) функционирует на государственной основе, то есть доступна абсолютно для всех граждан страны, ставших на специальную очередь в уполномоченный орган после рождения крохи. Ежемесячная плата составляет порядка 1 500 рублей. Когда придет время, с родителями связываются по телефону или посредством электронной почты и выдают соответствующее направление.
Дальше алгоритм действий прост:
Перед первым посещением ГКП родителей приглашают на специальное собрание, где знакомят с воспитателем, которому они доверят свое чадо, и внутренним распорядком работы учреждения.
Чем занимаются дети в ГКП
В незнакомом коллективе и среди таких чужих воспитателей кратковременное пребывание ребенка в детском саду позволяет не только быстро адаптироваться в новых условиях, но и разносторонне, гармонично развиваться. Занятия в таких группах ведутся по нескольким направлениям:
Посещая такие группы, маленький человек быстрее становится самостоятельным и активнее учится самообслуживанию: ходить на горшок, снимать и надевать вещи и пользоваться ложкой, если ранее делать этого не умел.
Режим пребывания малышей в ГКП строится приблизительно по такому плану:
В другие дни занятия по развитию речи заменяются изучением окружающего мира, азов математики или других наук. Между своеобразными уроками, чтобы не перегружать малыша, предусмотрен получасовой отдых, который дети посвящают друг другу, играя под контролем воспитателей.
В каждом детском саду разрабатывается индивидуальная образовательная программа, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы и особенности мышления.
Рекомендации для родителей
Группа короткого пребывания в детском саду – это самый безболезненный способ адаптации ребенка, который позволяет постепенно и поэтапно привыкнуть к новым условиям, новому окружению и новым требованиям. Чтобы не нанести малышу эмоционального или психологического вреда, родители и воспитатели должны действовать сообща, тесно сотрудничая между собой.
Рекомендации работников ГКП родителями:
Родителям необходимо набраться терпения, не давить на малыша, не принуждать его, но и не потакать всем его капризам, а все остальное – дело рук квалифицированных воспитателей и самого ребенка.
Группы кратковременного пребывания (ГКП): стоит ли отдавать туда ребенка
Есть такое понятие, как «домашние» дети – это малыши, которые до школы не посещали детский сад, а находились полностью под присмотром родителей (или одного из них), няни или бабушки с дедушкой. Педагоги и психологи уверяют, что «домашнего» ребенка очень легко отличить от сверстников – он замкнут, стеснителен или, наоборот, агрессивен, словом – проявляет качества характера, которые не позволяют ему влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно в школе. А это, в свою очередь, мешает его развитию и обучению.
Решение не отдавать малыша в детский сад зачастую не блажь, а проявление искренней родительской любви. Не секрет, что многие дети тяжело привыкают к дошкольным учреждениям и при виде их слез при расставании у мамы душа разрывается, а некоторые крохи закатывают такие истерики, что куда проще прижать ребенка к себе и бегом бежать домой, лишь бы избавить его от этого «ада». Чтобы малыш мог быстрее адаптироваться к детскому саду, почти при любом детском дошкольном учреждении функционируют группы кратковременного пребывания детей от года до 3 лет. Давайте разберемся, в чем их особенности и каким образом они могут помочь и ребенку, и его родителям.
Как определить, отдать ребенка в ГКП или нанять для него няню?
Что такое группа кратковременного пребывания в детском саду
В отличие от яслей, куда малышей до трех лет отдают на полный день, в ГКП дети проводят всего лишь 3 часа. Если утрировать, можно сказать, что это своеобразные экспресс-ясли, которые решают следующие задачи:
Особенности групп кратковременного пребывания в том, что воспитатели в них не просто присматривают за ребенком в течение дня и время от времени проводят игры и занятия, а в условиях ограниченного времени максимально полно развивают его память, мышление, воображение, учат взаимодействию с другими детьми, прививают навыки самостоятельности.
Нужна ли няня ребенку?
В качестве альтернативы детским садам в целом и ГКП в частности многие родители выбирают няню. Плюсы данного решения:
У групп кратковременного пребывания тоже есть свои сильные и слабые стороны. Их плюсы:
Задавая себе вопрос «Что лучше для ребенка – няня или ГКП?», тщательно взвесьте все плюсы и минусы одного и другого решения.
И у ГКП, и у найма няни есть свои плюсы и минусы
Как попасть в группу кратковременного пребывания
Группы кратковременного пребывания работают, как правило, во всех детских садах. Но прежде чем отдавать своего малыша в ближайшее к дому дошкольное учреждение, посетите его и убедитесь, что предлагаемые в нем условия вас устраивают:
Имейте в виду, что во многих детских садах пребывание ребенка в такой группе не является обязательным условием для дальнейшего зачисления его именно в данное учреждение на полный день. И что вы в любой момент сможете перестать водить туда своего малыша, если заметите, что это доставляет ему сильный эмоциональный и психологический дискомфорт.
Что бы вы ни выбрали, главное, чтоб ребенок был счастлив
Как записать ребенка в детский сад
1. Что нужно, чтобы ребенка приняли в детский сад?
2. Как подать электронное заявление?
Записать ребенка в детский сад можно только на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru. Электронное заявление может подать один из родителей или законных представителей ребенка.
Для подачи электронного заявления понадобятся:
В процессе оформления заявления вы сможете выбрать от одной до трех образовательных организаций с дошкольными группами, в которые хотите записать своего ребенка, первая из которых будет приоритетной, две другие — дополнительными, и указать желаемый год поступления. В заявлении можно отдельно отметить пожелание о посещении ребенком группы кратковременного пребывания.
Информация о зарегистрированном заявлении появится в личном кабинете на mos.ru.
3. Как отслеживать статус электронного заявления и можно ли внести в него изменения?
Информацию о статусе электронного заявления вы можете получить в личном кабинете на mos.ru.
Если вы уже подали электронное заявление на mos.ru, но хотите изменить ранее выбранный год поступления ребенка в детский сад, данные об адресе регистрации ребенка или сведения о наличии льготы, перейдите в личный кабинет и напротив поданного заявления нажмите кнопку «Внести изменения».
4. Какие трудности могут возникнуть при рассмотрении заявления?
Если данные, указанные в электронном заявлении (сведения о льготе, адрес регистрации), не подтвердятся в ходе межведомственной обработки, вы получите уведомление о необходимости их подтверждения через личный кабинет. Для подтверждения сведений, указанных в заявлении, необходимо прикрепить скан-копию или фотографию документов, подтверждающих адрес регистрации ребенка в городе Москве и сведения о льготе.
5. Что делать, если ребенку нужны специальные условия?
Если ваш ребенок нуждается в специальных условиях образования, запишитесь онлайн на mos.ru на прием в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК).
Для этого понадобятся:
С полным перечнем документов, необходимых для представления в ЦПМПК, вы сможете ознакомиться при заполнении интерактивной формы.
После того, как ребенок пройдет обследование в ЦПМПК, вам необходимо получить оригинал заключения комиссии и представить его в образовательную организацию. Задать интересующие вопросы специалистам ЦПМПК вы можете по многоканальному телефону: +7 (499) 322-34-30
6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
В Департаменте образования и науки города Москвы функционирует Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг.
Специалисты Центра проводят консультации по вопросам записи ребенка в детский сад, перевода ребенка из одной образовательной организации в другую, внесения изменений в электронное заявление, комплектования дошкольных групп образовательных организаций и другим.
В детский сад без хлопот: родителям теперь не нужно получать справку из поликлиники
Родителям московских дошкольников теперь не нужно получать обычные бумажные справки в поликлинике перед началом учебного года. Оформлять документ надо будет только в том случае, если ребенок оказался в эпидемическом очаге. Раньше такую справку ежегодно требовали после летних каникул для любого детсадовца. Теперь Роспотребнадзор и детские сады перешли на электронный документооборот и вся необходимая информация напрямую попадает в учебное заведение.
Ежегодно в конце лета родители всех столичных дошкольников, посещающих учреждения Департамента образования, были вынуждены обращаться к врачам в районные поликлиники. Специалисты подтверждали, что ребенок здоров, в контакт с больными не вступал. Таких обращений в столице к началу нового учебного года поступает около 300 тысяч. При этом большинству из них бумажная справка об отсутствии контактов с инфекционными больными и осмотр врача не нужны. Именно поэтому перед новым учебным годом этот механизм впервые упростили.
Данные столичного управления Роспотребнадзора об очагах инфекций объединили с адресными списками воспитанников детских садов, пропустившим более пяти дней. Сведения будут ежедневно обновляться вплоть до октября. В адресной базе — дети, которые попали в зону карантина. С каждой из семей, попавших в зону риска, свяжутся напрямую и проинформируют о том, что они находятся в зоне карантина и перед возвращением ребенка в детский сад им нужно пройти осмотр в поликлинике и получить справку о состоянии здоровья. Родителям и воспитателям придет письмо по электронной почте и с помощью СМС-рассылки. Из детского сада также позвонит воспитатель группы.
Всем остальным детям, которые уходили на каникулы, но не попали в эту зону риска, справка больше не требуется.
«Мы взглянули на проблему глазами потребителя, причем сразу с четырех сторон — со стороны родителей, детских садов, поликлиник и Роспотребнадзора. Мы поняли, что новый механизм позволит не только сделать удобнее каждому, но и обеспечить большую гарантию защиты детей. Теперь мы не гребем всех под одну гребенку, создавая неудобства сразу всем столичным семьям и напрягая врачей в поликлиниках, а точечно выделяем очаг инфекции и работаем напрямую с семьей, попавшей в карантин», — рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.
Такой подход позволяет адресно отслеживать очаговые инфекции и тщательно осматривать детей из зоны карантина. Одновременно упрощается жизнь большинства московских семей и создается четкий контроль за эпидемиологической ситуацией в городе.
Отказ от получения справок поможет и врачам. Они и без того выполняют много бумажной работы, но теперь смогут уделять больше времени пациентам.
Проект был запущен в этом году в качестве разовой акции помощи родителям после летнего отдыха.