что нужно для электрогитары новичку
ГИТАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. АРСЕНАЛ НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА
Опубликовано: 2014-04-03 / Автор: Сергей Хмарук
Доброго дня и хорошего настроения всем посетителям блога для начинающих гитаристов Твоя Гитара! Как вы уже поняли из заголовка статьи, говорить мы сегодня будем о важных вещах в арсенале начинающего гитариста. Ведь не достаточно иметь новичку одну только электрогитару, а придется раскошелиться еще и на дополнительное гитарное оборудование, без которого вам однозначно не обойтись, раз уж вы решили стать струнным музыкантом.
В статье о том, как правильно выбрать электрогитару новичку я приводил перечень необходимого гитарного оборудования. И вот теперь настало время поговорить обо всех этих вещах более подробно, расставить, как говорится, все точки над «i» в этом вопросе. Итак, обо всем по порядку.
Чехол
Это первая вещь, которую вы должны обязательно приобрести для своей гитары. Чехол не только будет полезен для транспортировки инструмента, а также убережет его от негативных факторов окружающей среды (температура, влажность, пыль) и позволит бережно хранить гитару дома. Более подробно об этом написано в статье «Как выбрать чехол для гитары?».
Ремень
Следующий аксессуар, который вам обязательно пригодится, если только вы не планируете играть все время сидя. Ремни по длине практически все одинаковы, но при этом имеют регулировку по высоте, так что вы всегда сможете отрегулировать его под себя. Единственное что я могу вам посоветовать, так это не брать его слишком узкий, потому что он будет резать вам в плечо. Лично я предпочитаю более широкие ремни, например, для бас-гитар, они куда удобнее.
Медиатор
Для тех, кто не хочет «извращаться» пальцами и валить на гитаре тяжелый рок, обязательно нужно завести маленького пластмассового друга под названием медиатор. С его помощью вы легко будете извлекать звуки типа «дж-дж-дж». Для того чтобы определиться с тем, что вам нужно, почитайте мою прошлую статью «Как выбрать медиатор для гитары?».
Инструментальный кабель
Кому нужна электрогитара без кабеля? Ну разве что группам, выступающим на большой сцене, которые используют радиопередатчики. А нам обычным обывателям необходим самый обычный инструментальный кабель, с помощью которого можно будет подключить гитару к компьютеру либо присоединить ее к процессору и усилителю. Вообще вам понадобится два кабеля в цепи Гитара Процессор Усилитель и желательно не менее 3х метров каждый (на репетициях лишние метры не помешают). Рекомендую брать кабель производства США. Несмотря на высокую цену, качество такой коммутации всегда будет на высшем уровне. Это позволит вам избавиться от лишних шумов и наводок. Более подробно об этом написано в статье «Как выбрать инструментальный кабель для электрогитары?».
Тюнер
Для того чтобы правильно и точно настраивать гитару, вам понадобится цифровой тюнер, особенно если вы еще не умеете настраивать ее на слух. Обычно такие устройства стоят довольно дорого, но накрайняк можно воспользоваться и программой для ПК, например, как Muzland Tuner. Удобство тюнера заключается в том, что он подскажет вам с наивысшей точностью, когда необходимо подтянуть или ослабить струну, чтобы попасть в нужную ноту. С таким устройством вы всегда сможете в любое время и в любом месте без особых усилий настроить свою гитару. В статье «Как правильно настроить акустическую гитару?» вы узнаете все подробности, касающиеся этого вопроса.
Гитарный эффект
Отдельно стоит упомянуть и процессоре эффектов в связи с тем, что иногда использование большого количества педалей крайне неудобно, если не приобрести специальный педалборд (что по цене не целесообразно для начинающих гитаристов). Поэтому крайне разумным для вас, если вы хотите иметь в своем арсенале кучу всевозможных эффектов, купить хороший процессор, который имеет массу настроек. Он имеет на борту все перечисленные гитарные эффекты, тюнер, эквалайзер и много других полезных примочек. Хороший примером такого процессора будет Boss ME70.
Усилитель
Качество звучания вашей электрогитары во многом будет зависеть от того, какой усилитель вы для нее выберете. Не стоит экономить на хорошей аппаратуре, если гитара у вас не из дешевых и поэтому качество должно соответствовать. Другое дело – гитара, купленная до 10 тыс. рублей. Она не выдаст того звучания, которое вы будете ожидать от нее на дорогом усилителе, поэтому стоит присмотреться к более дешевым моделям. Для игры в домашних условиях нет смысла брать мощный усилитель, вам вполне будет достаточно комбика мощностью 15 ватт.
Усилители по своей конструкции делятся на два типа:
По внутренней компоновке усилители делятся на:
Первые однозначно подойдут начинающим музыкантам, потому что стоят они намного дешевле, обладают чистым звуком без искажений и не требуют замены ламп время от времени, как во втором случае. И у тех и у других есть свои достоинства и недостатки, но это уже тема для отдельной статьи.
Любой усилитель должен иметь на своей панели регуляторы громкости, тембра, тона и чем больше таких крутилок и всевозможных кнопок, тем лучше. Можно взять усилитель с двумя входами для гитары в том случае, если вы планируете играть на пару с другом басистом или другим гитаристом. Также стоит обратить внимание на наличие выхода под наушники, если не хотите кому-то мешать своей игрой у себя дома.
Метроном
Очень полезная штука, рекомендую использовать с самого начала обучения игре на гитаре. Метроном позволит вам натренировать чувство ритма и это будет для вас огромным плюсом при дальнейших репетициях в группе. С метрономом вы научитесь играть четко и слаженно.
Метроном – это механический прибор, который отмечает короткие промежутки времени равномерными импульсами. Эти импульсы измеряются в количестве ударов в минуту (УВМ). Современные метрономы способны выдавать темп от 35 до 250 УВМ.
Используют этот чудо прибор для того, чтобы поддерживать заданный им темп во время занятий на гитаре. Также метроном помогает запоминать и заучивать трудные пассажи. Если же вы не можете его приобрести для себя, то можно воспользоваться приложением для Android смартфона или установить программу метронома на ПК, разновидности которой сейчас довольно много в сети.
Каподастр
Этот аксессуар изготовлен в виде специального зажима, который устанавливается на один из ладов. Каподастр выполняет роль искусственного барре. Чаще всего его применяют во время игры на акустической гитаре, а на электрогитаре мало кто им пользуется, поэтому особой необходимости я в нем не вижу. Если же вас он заинтересовал, то можете почитать статью «Как выбрать каподастр для акустической гитары?».
Ну вот собственно и все друзья! Теперь вы знаете какое гитарное оборудование должно быть в вашем арсенале. Желаю вам плодотворного творчества и успехов в музыке! До скорого!
Оборудование и принадлежности к электрогитаре
На предыдущей странице мы рассмотрели основные типы электрогитар и в общих чертах определились с тем, какой тип гитары следует выбрать, в зависимости от того, в каком стиле Вы хотите научиться играть. На этой странице мы рассмотрим оборудование и принадлежности для электрогитары, и Вы узнаете о том, как осуществляется подключение электрогитары и различного оборудования.
Очень часто начинающие музыканты основное внимание уделяют вопросу выбора электрогитары, а оборудование и принадлежности покупаются “как у того гитариста или как получится”. На месте начинающего музыканта я бы руководствовался двумя моментами – рациональность и интерес. Под рациональность следует понимать набор оборудования и принадлежностей, которые необходимы для занятий, под интересом – оборудование и принадлежности, которые будут способствовать регулярным занятиям и вызывать интерес к освоению инструмента.
Рис. 1. Комбоусилитель (комбик) Marshall
В зависимости от модели комбики могут идти со встроенными эффектами, что позволит помимо чистого звука получить дополнительное звучания (перегруз, реверберация и др.). Для тихой игры следует выбрать комбик с выходом на наушники. Тогда можно будет заниматься в любое время, никому особо не мешая.
На более дорогих и мощных комбиках Вы можете увидеть большее количество различных элементов управления, что может навести на мысль, а не купить ли этот более мощный комбик “где так много всего”. Тут нужно принять во внимание тот факт, что комбики “начинают звучать” при определенном уровне громкости (обычно больше 50%-70%). Смогут ли вытерпеть такой уровень громкости родные и соседи – большой вопрос, поэтому для небольшой квартиры 15 Вт вполне будет достаточно, а дополнительные возможности по звуку можно получить с помощью педалей эффектов или гитарного процессора.
Инструментальный шнур – с помощью шнура производится подключение:
Рис. 2. Шнур для электрогитары «джек-джек» (моно)
Процессор для электрогитары – электронное устройство, с помощью которого можно получить различный звук и создать свое звучание, добавляя к звуку различные эффекты и обработки. Недорогие цифровые процессоры сильно проигрывают по качеству звука комбикам и педалям эффектов, но у них есть неоспоримое преимущество – процессор позволяет получить большое разнообразие в звучании электрогитары, а это бесспорно интереснее простого перегруза. Кроме того, процессор может включать в себя функцию камертона (для точной настройки электрогитары), метронома и др. что исключает необходимость в покупке этих устройств. Поэтому начинающему музыканту я бы посоветовал процессор, поскольку он стоит дешевле кучи педалей эффектов (одна педаль эффекта стоит от 2500 руб., а для полного удовлетворения может потребоваться от 5-6 педалей), да и гнаться за звуком на начальном этапе обучения нет никакого смысла.
Рис. 3. Процессор для электрогитары Korg
При покупке процессора нужно обратить внимание на наличие в комплекте поставки сетевого адаптера и русскоязычного описания (описание на некоторые процессоры можно найти в Интернете).
Если процессор большой и его планируется часто переносить (из дома на репетиции, выступления и обратно), то следует заранее подумать о специальном чехле или кейсе для него.
Педаль эффектов – устройство моделирования и (или) обработки звука. Они позволяют получить вариации некоторого звучания, например, овердрайв, дисторшн и др. Это небольшие устройства, в которых, как правило, есть педаль для включения эффекта и регуляторы для настройки параметров звучания. Поскольку педали эффектов достаточно специализированные устройства, то их покупка для неопытного начинающего гитариста будет пустой тратой денег, поскольку почти всё тоже самое может быть в комбике и намного больше в гитарном процессоре эффектов.
Рис. 4. Педаль эффекта Boss (OverDrive)
Струны. Электрогитары продаются с уже поставленными на них “демо” струнами. Эти струны предназначены не для игры, а для первого знакомства с электрогитарой. Поэтому сразу после покупки электрогитары рекомендуется поменять их на фирменные. В противном случае можно легко натереть мозоли, поскольку “демо” струны не отличаются мягкостью (да и качество получаемого с помощью них звука посредственное). Для начала лучше приобрести комплект более “мягких” и тонких струн, чтобы уменьшить болезненные ощущения в пальцах от игры на них.
Рис. 6. Струны для электрогитары
Ремень. Необходим для игры на электрогитаре в положении стоя. Ремень должен выполнять следующие функции:
Для закрепления ремня на электрогитаре лучше выбирать ремни с кожаными накладками, которые достаточно плотно закрепляются на пуговицах корпуса электрогитары и будет уверенность в том, что ремень не соскочит с них и соответственно гитара не упадет на пол (хотя по ловле падающего на пол инструмента многие гитаристы дадут фору жонглерам).
Рис. 7. Ремни для электрогитары
Вертушка для струн. Это устройство для быстрого вращения колков, которое позволяет быстро производить замену струн и обеспечить хорошую равномерность при их намотке на колки.
Рис. 8. Вертушка для струн
Медиатор. Принадлежность для игры на электрогитаре. На электрогитаре можно играть и пальцами, но медиатор позволяет получить яркое звучание (яркую атаку). Я рекомендую не экономить и приобрести медиаторы для игры на электрогитаре разной формы и толщины. Тогда Вы быстрее сможете выбрать наиболее удобный для себя медиатор. Как правило, более толстые медиаторы (1 мм) используются для игры сольных партий, а мягкие (0,5-0,7) используются для перебора и “мягкого” боя. Смена одного медиатора на другой может ощутимо повлиять на скорость и качество игры.
При выборе медиатора нужно обратить внимание на его поверхность. Посмотрите на красный медиатор на рис.8. На нем отчетливо видна точечная насечка, благодаря которой уменьшается скольжение медиатора в пальцах. Медиатор с гладкой поверхностью может выскочить из влажных пальцев. Другой момент заключается в выборе формы медиатора и особенно формы его ударной части. Многие гитаристы специально обтачивают стандартные медиаторы под себя для более удобной игры.
Рис. 9. Медиаторы для игры на электрогитаре
Копилка для медиаторов. Принадлежность для удобного хранения нескольких медиаторов.
Рис. 10. Копилка для медиаторов
Стойка для электрогитары – это необходимая принадлежность, которая не только позволит уберечь электрогитару от падений и определить постоянное место её хранения, но и способствует занятиям, поскольку проще всего снять уже подключенную электрогитару со стойки, чем доставать её из чехла, кладовки, балкона и др., а потом ещё и подключать к оборудованию.
Рис. 11. Стойки для электрогитары Hercules
Чехол или кейс для электрогитары – необходим в случае частой переноски инструмента и принадлежностей по улице, например, из дома на занятия в музыкальной студии и обратно или для длительного хранения. Чехлы имеют карманы для принадлежностей и бывают мягкие и полумягкие, а кейс – жесткий чемодан прямоугольной формы или по форме электрогитары.
ИГРА НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Опубликовано: 2015-01-09 / Автор: Сергей Хмарук
Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.
Гитарный звук
Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки электрогитару и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что корпус электрогитары представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.
Настоящий «гитарный» звук можно получить, подключив электрогитару через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых педалей эффектов («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).
У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.
Педали эффектов
Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.
Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.
Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.
Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.
В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).
Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…
Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов. Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных педалей эффектов и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.
Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.
Как все соединить?
И гитара, и эффекты подключаются с помощью кабеля с разъемами типа «джек» на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.
Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель самостоятельно, при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».
Техника безопасности: ремень и стреплоки
Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится ремень. Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.
В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.
По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.
Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.
Сыграем рок!
Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и настроенной гитарой. Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!
Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».
Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords” и как записываются табы.
Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.
В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.
Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.
Что такое табулатура?
Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура («табы»). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:
Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:
А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни: