что нужно для апелляции

Что нужно для апелляции

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или адрес;

3) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя и оформленные в порядке, установленном статьей 53 настоящего Кодекса, если в деле не имеется такого документа.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе также прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных размере и порядке или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины, если в деле не имеется такого документа;

2) документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Источник

Как правильно составить и куда подать апелляционную жалобу на решение суда?

Подача апелляционной жалобы — верный шаг для тех, кого не устроило решение суда. При этом совершенно не важно, истец вы или ответчик. Если вы остались недовольны результатами судебного процесса, не нужно смиряться или отчаиваться. Мы расскажем вам, как правильно действовать, чтобы отстоять свои права.

Что же такое апелляция? Согласно толковым словарям и 39 статье ГК РФ, апелляционная жалоба — это один из немногих способов обжалования решений, принятых судом, которые считаются лицом неправильными или незаконными. Другими словами, при нежелании заканчивать дело и мнении, что его аспекты не были полностью освещены судебным органом, стоит подавать жалобу.

Инструкция по подаче апелляционной жалобы

1. Прежде всего, определите, обладаете ли вы правом подачи жалобы.

В том случае, когда решение суда, относящегося к первой инстанции, еще не стало законным (другими словами, еще не вступило в законную силу), оно имеет полное право на обжалование в виде апелляции. Законодательно закреплено право выразить свое недовольство судебным органом всем лицам, принимавшим участие в деле.

Составить апелляционную жалобу возможно и истцом, и ответчиком, и их официальными представителями, и даже властными органами, которые были задействованы в деле. Кроме того, прокурорское недовольство выражается подачей представления апелляционного характера.

2. Обозначьте срок подачи апелляционной жалобы и полномочный орган, в который она будет направлена.

Прежде всего помните, что жалобы апелляционного характера законодательно должны рассматриваться в судах более высокой инстанции. Если решение вынес мировой судья, то его решение необходимо обжаловать в районный суд. Если решение по первой инстанции принимал районный суд, то рассматривать апелляционную жалобу будет Апелляционная коллегия Верховного суда субъекта. Самым верхним элементом пирамиды является Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

В суд, который вынес вам несправедливое решение, придется обратиться еще раз. Именно он обязан принять вашу апелляционную жалобу, после чего передать ее в вышестоящий орган в те сроки, которые будут установлены.

Если же законодательно не установлены сроки подачи апелляционной жалобы, то после принятия окончательного решения суда у вас есть месяц на то, чтобы обжаловать это решение.

3. Не забудьте составить апелляционную жалобу с учетом всех установленных норм и формальностей.

Помните, что в составленный вами документ обязательно должны входить:

Размер госпошлины при подаче апелляционной жалобы варьируется в зависимости от особенностей рассматриваемого дела.

Если вы обращаетесь в суд общей юрисдикции, то обязаны заплатить 50% с размера суммы госпошлины за подачу иска неимущественного плана. В настоящее время госпошлина составляет 300 рублей. Соответственно для подачи апелляционной жалобы потребуется заплатить 150 рублей. При подаче апелляции на неправомерные действия мирового судьи вы можете вовсе избежать оплаты пошлины, если принадлежите к льготной категории граждан.

Если жалоба была подана в арбитражный суд, то она зависит от суммы иска (все те же 50%). Размер этой суммы законодательно определяется в соответствии с тарифами по сборам, максимум которого достигает 4% при сумме до 100 000 рублей. Госпошлина при прошении нематериального характера составляет ровно 6 000.

Важно точно определить, какую жалобу и куда вы собираетесь подавать, а после этого высчитать ровно половину размера указанной выше государственной пошлины.

4. Точно определите основания, по которым решение может быть отменено или изменено.

Полный перечень условий отмены решения зафиксирован в статьях 270 АПК и 330 ГПК РФ. К наиболее часто встречающимся причинам относятся, в первую очередь, неполное выяснение всех обстоятельств дела или их неверная трактовка, нарушение норм материального права, рассмотрение дела в неправильном составе, нарушение языка ведения дела и так далее. Изучайте законодательные акты и подбирайте те условия, которые удовлетворяют вашему случаю.

5. Обратитесь в установленную инстанцию.

Руководствуйтесь законом, четко помните свои права и отстаивайте их. Если компетентным лицом были выявлены нарушения в вашем документе, то исправьте их в соответствии с законодательными актами. Не опоздайте с датой поездки в суд, потому что рассмотрение апелляционной жалобы может занять долгое время.

6. Не совершайте самых распространенных ошибок при подаче жалоб.

Помимо обращения в неверное время и пропуска всех возможных сроков, вы можете непреднамеренно совершить ряд других грубых ошибок. Чтобы их избежать, вам необходимо проверить свой документ на выполнение следующих пунктов: – указание уважительных причин, по которым вы требуете восстановить срок подачи (в том случае, если вы все-таки его просрочили); – приложение всех установленных законом документов и квитанции за оплату госпошлины; – правильность соблюдения формы документа; – наличие у заявителя доказанных полномочий на написание документа; – упоминание в жалобе всех нужных законодательных актов; – соответствие объяснительной части апелляции той части, в которой вы просите изменения решения. Другими словами, соответствие требований.

Кроме того, правильно определяйте срок, когда закончится время на ликвидацию недостатков в вашем документе, не направляйте его на электронную почту, а предъявляйте лично, а также помните, что некоторые судебные решения не подлежат обжалованию.

Наши юристы помогут вам правильно составить апелляционную жалобу в интернет-магазине юридических услуг в режиме онлайн и разъяснят все нюансы вашего случая. Обращайтесь в Правовой Центр «Аргумент Плюс» и сохраните свое время.

Источник

В каких случаях подается апелляция?

Ее направляют, если одна из сторон процесса недовольна вердиктом первой инстанции: к примеру, считает вердикт несправедливым или полагает, что судья не учел всех нюансов дела.

Понятия «предварительная апелляционная жалоба» в законе не существует, но на практике краткие жалобы юристы подают регулярно. Как правило, необходимость в этом возникает, когда затягивается срок изготовления судебного решения.

Для того чтобы не пропустить срок подачи жалобы, можно подготовить краткий документ и направить его в суд. Так как апелляция не будет соответствовать требованиям законодательства, то судья справедливо оставит ее без движения и вынесет определение для устранения нарушений. В этот период можно будет получить копию решения суда и подготовить жалобу по всем правилам.

По содержанию предварительное заявление мало чем отличается от полноценной апелляции. Единственным отличием является пропуск одного или нескольких обязательных атрибутов. Например, нет полных реквизитов обжалуемого вердикта или не приложена квитанция об уплате госпошлины.

Рекомендуем указать в тексте, что решение в окончательной форме вы не получили.

Правильно подаем апелляцию

В соответствии с законодательством РФ жалоба подается через суд, принявший решение. Например, если обжалуется постановление мирового судьи, то апелляция подается через его участок. Соответственно, если вердикт был вынесен районным судом, документ передается в его канцелярию.

Документы необходимо успеть направить в течение 30 дней с момента вынесения вердикта.

О том, когда решение будет готово, судья сообщает в конце последнего судебного заседания после объявления резолютивной части. Если вас не было на разбирательстве, дату можно узнать при получении копии вердикта.

В случае если время пропущено по уважительной причине, можно обратиться с ходатайством о восстановлении срока. Ходатайствовать можно непосредственно в тексте жалобы либо составить отдельный документ.

Основания для восстановления:

получение решения суда после истечения срока подачи жалобы либо в срок, недостаточный для ознакомления с материалами.

Если были допущены нарушения при написании заявления либо не уплачена пошлина, в 5-дневный срок с момента поступления пакета документов судья выносит определение об оставлении жалобы без движения.

Также документы возвращаются по желанию самого заявителя.

Гражданину предложат в установленный срок исправить нарушения: уплатить пошлину, написать текст жалобы в определенный срок.

Если решение вступило в законную силу, а заявитель не подал ходатайство о восстановлении периода либо не устранил нарушения, предписанные в определении, судья возвращает ему жалобу. При несогласии можно подать частное обращение в течение 15 дней с момента вынесения определения.

Направить документ может истец, ответчик, их представители, прокурор и другие лица, участвующие в деле.

что нужно для апелляции. Смотреть фото что нужно для апелляции. Смотреть картинку что нужно для апелляции. Картинка про что нужно для апелляции. Фото что нужно для апелляции

Частная жалоба

Государственную пошлину при частном процессе обжалования платить не нужно. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и дате рассмотрения жалобы. Эта информация находится в открытом доступе на сайте соответствующего суда.

В нем документе должна содержаться следующая информация:

наименование судебной инстанции;

ФИО и контакты заявителя;

требования с основаниями;

законодательная база в обоснование позиции.

В конце ставятся дата и подпись, указывается перечень прилагаемых документов.

Необходимо сделать копии жалобы и всех документов по числу лиц, участвующих в деле.

В жалобе могут быть затронуты только те же вопросы, что и в обжалуемом вердикте.

Апелляция на решение суда

Установленной формы документа нет, поэтому он пишется произвольно. Исходя из судебной практики отметим, что эта бумага обязательно должна содержать в себе:

полное наименование районного суда;

ФИО заявителя, контактные данные;

реквизиты обжалуемого судебного вердикта;

требования с указанием оснований, по которым заявитель считает решение незаконным.

Требования не могут быть произвольными, они должны быть в рамках компетенции суда апелляционной инстанции.

В жалобе можно попросить:

отменить вердикт полностью и принять новый;

отменить его в части;

отменить решение и прекратить судебный процесс по делу.

Заявитель не имеет права указывать требования, которых не было в первоначальном иске.

Зачастую участники процесса совершают ошибку, думая, что апелляция в случае повторного рассмотрения дела по существу обязательно примет новое решение. В случае если были нарушены нормы процессуального права, а не материального, итог разбирательства может быть аналогичен итогам рассмотрения в суде первой инстанции.

К примеру, первоначальный вердикт отменили, так как не все участники были извещены, что вовсе не значит, что суд ошибся в выводах.

При составлении жалобы можно взять готовый образец документа из интернета, но не просто переписать его, а составить с учетом ваших обстоятельств и судебной практики по этой категории дел.

Основаниями для отмены судебного решения и пересмотра дела являются нарушения норм материального или процессуального права.

К неправильному применению норм материального права относятся:

неправильное толкование закона;

неприменение нужного нормативно-правового акта;

применение не того закона.

Независимо от того, какие нормативные акты были применены, решение отменяется в любом случае, если:

в деле нет протоколов заседания;

не привлекался переводчик для лица, который не знает русский язык;

дело рассматривали в отсутствии лиц, которые не были извещены;

рассмотрение незаконным составом судей;

вердикт не подписан судьей либо подписан не тем судьей, в производстве которого находилось дело;

принятие решения в отношении лиц, чьи права были затронуты, но которые не были привлечены к рассмотрению;

нарушение правила о тайне совещания.

Как показывает практика, самыми распространенными причинами отмены судебных решений являются:

неверное определение обстоятельств, имеющих значение для принятия объективного решения по делу;

несоответствие выводов, изложенных в вердикте, фактическим обстоятельствам дела;

нарушение процессуальных норм.

Пример

Стороны состояли в браке с ноября 2000 года по январь 2014 года. В феврале 2013 года супругом М. был взят потребительский кредит на сумму 300 тыс. руб. Во время судебного заседания по расторжению брака и разделу имущества М. требовал суд признать долг общим и взыскать с Л. 150 тыс. руб. и половину госпошлины. Сторона свою позицию обосновывала тем, что денежные средства были израсходованы на нужды семьи: оплату аренды нежилого помещения для торговой точки и покупку товаров в дом.

Судья, руководствуясь п. 3 ст. 39 и п. 2 ст. 45 СК РФ о том, что долговые обязательства, возникшие по инициативе обоих супругов в интересах семьи, являются общими, удовлетворил требования стороны и обязал Л. выплатить в пользу бывшего мужа денежные средства в размере 150 тыс. руб.

Л. с принятым решением не согласилась и обжаловала его в вышестоящей инстанции. По итогам рассмотрения дела апелляции суд отменил первоначальный вердикт. В качестве обоснования было указано то, что хоть п. 2 ст. 35 СК РФ и п. 2 ст. 253 ГК РФ и установлена презумпция согласия супруга на действия партнера по вопросам распоряжения общим имуществом, но при этом нормы прямо указывающей на такое согласие в отношении долгов в законе нет.

Напротив, можно говорить о том, что у каждого из супругов могут быть свои личные долги. Для того чтобы долговое обязательство было признано общим, необходимы доказательства того, что денежные средства тратились на семью. Причем бремя доказывания лежит на том, кто требует признания долгов общими.

В материалах дела прямые доказательства, подтверждающие расходование средств на семейные нужды, отсутствовали. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о тратах кредитных средств на нужды семьи был ошибочным.

Помощь юриста

Судебная апелляция подается лично или через представителя, действующего по доверенности. Если у вас есть вопросы по процедуре обжалования решения в вышестоящей инстанции, рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который:

получит резолютивное решение по доверенности и оценит перспективность обжалования;

произведет расчет госпошлины;

подготовит жалобу и соберет нужные документы, доказательства;

подаст апелляцию в суд;

разработает стратегию поведения в суде;

при необходимости обжалует апелляционное решение в кассации.

Стоимость работы представителя напрямую зависит от объема оказанных им услуг.

Как правило, комплексная работа от момента получения копии вердикта и до окончания апелляционного производства в итоге выходит дешевле для клиента, чем оплата отдельно взятых услуг.

Преимущества обращения к квалифицированному юристу:

опыт обжалования судебных решений;

Грамотный специалист при подготовке документа учитывает не только обстоятельства дела и нормативно-правовую базу, но и принимает во внимание судебную практику по аналогичной категории дел и собственный опыт. Благодаря этому в апелляционной жалобе он делает акценты на нужных для повышения шанса на выигрыш моментах.

Отзыв

После поступления апелляционной жалобы суд обязан разослать ее копии всем участникам процесса для ознакомления. Вторая сторона и другие лица, участвующие в деле, права которых затронуты судебным решением, могут в письменном виде высказать свое мнение относительно поданного обращения.

Подача возражения является правом, а не обязанностью

Особых требований к документу в законе не предусмотрено, возражение составляется в простой письменной форме. Обязательно укажите:

наименование судебного органа;

ФИО лица, от имени которого написан отзыв, и его полные контактные данные;

реквизиты документа, на который написано возражение;

позиция по делу и требованиям, указанным в апелляционной жалобе;

В конце отзыва ставится дата и подпись. Также перечисляются приложенные документы (при необходимости). Госпошлину за подачу отзыва платить не нужно.

Апелляция и кассация

Апелляция — это вторая инстанция, которая рассматривает дело. В случае если одну из сторон не устраивает ранее вынесенный вердикт, можно обратиться с жалобой в кассацию.

При составлении кассационной жалобы нельзя просто поменять «шапку», а текст оставить тот же, что и в апелляционном обращении. Это связано с тем, что апелляция фактически заново рассматривает дело по существу, а кассация устанавливает факты нарушения норм материального и процессуального права при принятии решения.

в апелляции обжалуются решения, не вступившие в законную силу, а в кассации — вступившие.

апелляционное обращение подается в суд, принявший решение, а кассационное — сразу в вышестоящую инстанцию;

при рассмотрении дела в кассации суд исследует исключительно имеющиеся обстоятельства и факты. Прикладывать новые доказательства нельзя. В апелляции это допустимо при условии, что будет доказана невозможность их представления при первоначальном рассмотрении;

в апелляции суд может отменить решение суда первой инстанции и принять новое, в кассации, если вердикт отменяется, материалы дела направляются для нового рассмотрения в нижестоящий суд;

судебная апелляция подается в течение месяца после вынесения решения, кассационная жалоба в течение 6 месяцев с момента вступления вердикта в законную силу.

Подводя итог, можно сказать, что обжалование в апелляционной инстанции — это реальный шанс добиться принятия справедливого законного решения. Подавать ее нужно в тот суд, чье решение обжалуется (например, в районный). Для того чтобы повысить свои шансы на выигрыш, следует уделить особое внимание подготовке документа, а главное — срокам подачи. Если у вас нет времени самостоятельно заниматься апелляционным обжалованием или вы сомневаетесь в своей компетенции, рекомендуем поручить ответственное дело квалифицированным юристам.

что нужно для апелляции. Смотреть фото что нужно для апелляции. Смотреть картинку что нужно для апелляции. Картинка про что нужно для апелляции. Фото что нужно для апелляции

Резюме

Не рекомендуем полностью переписывать решение суда в жалобе. Лучше сделать акцент только на тех местах, с которыми вы не согласны.

Как показывает практика, оптимальный объем — не более 3 страниц печатного текста.

В конце заявления ставится дата и подпись. К апелляционной жалобе обязательно следует приложить оригинал квитанции об уплате госпошлины.

Прикладывать весь комплект документов, как при рассмотрении в суде первой инстанции, к апелляции не надо, так как все они есть в материалах дела.

При этом количество копий жалобы должно совпадать с числом лиц, участвующих в деле.

Закон разрешает приложить новые доказательства либо пригласить свидетелей, которые не давали показания при первоначальном рассмотрении. При этом заявителю придется доказать невозможность представления доказательств в суде первой инстанции.

Документы можно подавать в канцелярию суда, по почте заказным письмом с уведомлением или в интернете через систему «Электронное правосудие».

Если вы обратитесь сразу в апелляцию, пакет документ будет перенаправлен в суд, принявший решение.

После подачи жалобы следует дождаться ее принятия. Срок рассмотрения дела в апелляции — 2 месяца, в Верховном суде — 3 месяца. Стороны извещаются о времени, дате и месте судебного заседания. При этом рассмотрение может происходить и в их отсутствие.

Вердикт апелляции вступает в силу немедленно.

При составлении жалобы необходимо правильно определить нарушения норм материального и процессуального права, допущенные при рассмотрении иска по существу. Сделать это может только специалист, обладающий соответствующей квалификацией в определенной категории права и опытом оспаривания судебных актов.

Если в суде первой инстанции граждане самостоятельно защищали свои права, сразу после получения решения необходимо обратиться за помощью юриста.

Источник

20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС

что нужно для апелляции. Смотреть фото что нужно для апелляции. Смотреть картинку что нужно для апелляции. Картинка про что нужно для апелляции. Фото что нужно для апелляции

Впервые Пленум обсуждал апелляционные правила гражданского процесса на заседании 6 апреля. Тогда проект направили на доработку, итогом которой стали незначительные правки. Но и 27 апреля Пленум не стал принимать это постановление: вопрос сняли с повестки «для продолжения работы над проектом». Вероятно, документ будет принят одновременно с разъяснениями кассационного процесса по ГПК – их представили только сегодня и также отправили на доработку.

В 2019 году суды общей юрисдикции пополнились собственными апелляциями. Предыдущие разъяснения правил апелляционного процесса, принятые в 2012 году, не содержали отсылки на новые суды, и Пленум исправил эту ситуацию.

ВС напоминает, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные CОЮ слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.

Новые разъяснения, как и «старая» версия 2013 года, подчеркивают: судебные приказы в апелляционном порядке не оспариваются. Их можно попытаться отменить в кассационном суде.

Жаловаться в апелляцию можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на решения по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения решения.

Если апелляция подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу целиком.

Пленум напоминает, что подать жалобу на решение суда первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.

Если суд в заседании огласил только резолютивную часть решения, то срок считается с момента изготовления мотивировочной части решения.

Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.

Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день.

Подать жалобу можно не только через канцелярию суда, но и в таком случае нужно быть внимательным со сроками.

Так, срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

А если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».

Нахождение директора организации в командировке или в отпуске не признают уважительной причиной для опоздания с обжалованием. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок.

Пленум ВС напоминает, что, помимо этого, у сторон есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает, что апелляцию нужно подавать в суд, который принял обжалуемое решение, то есть в первую инстанцию. Но заявители нередко ошибаются и подают жалобу сразу в апелляционный суд.

Пленум ВС отметил, что в таких случаях документ не нужно возвращать заявителю – суд должен сам направить его в первую инстанцию для проведения всех необходимых процессуальных действий.

Пленум ВС оставляет судам меньше пространства для ненужного формализма и закрепляет, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции.

Участники спора вправе подать свои возражения на апелляционную жалобу. «Если возражения на апелляционную жалобу поступили в суд первой инстанции после направления дела в суд апелляционной инстанции, то эти возражения с приложенными к ним документами пересылаются в суд апелляционной инстанции», – подчеркивает ВС.

Пленум ВС предписывает судам первой инстанции «по своей инициативе» и исходя из доводов апелляционных жалоб исправлять описки, опечатки или явные арифметические ошибки в судебном акте, рассматривать замечания на протокол или аудиозапись судебного заседания, а также принимать дополнительные решения, если это необходимо.

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.

Такой переход возможен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, объясняет Пленум.

У апелляционной инстанции есть два месяца на то, чтобы рассмотреть жалобу. Срок считается со дня поступления дела в суд. Но если дело сложное, то председатель суда, его заместитель или председатель судебного состава могут продлить двухмесячный срок – но лишь один раз и только на один месяц.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по общему правилу в апелляции не рассматриваются.

Исключение составляют только требования, которые первая инстанция должна была разрешить вне зависимости от того, были они заявлены или нет. Например, о взыскании алиментов на ребенка по делам о лишении и об ограничении родительских прав.

По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.

Это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

Оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. По общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.

Пленум закрепил за апелляционным судом право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы. В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.

Апелляционная инстанция должна проверять решения в полном объеме и в том случае, если обжалуемая часть «неразрывно связана» с другими частями решения.

Несоответствие резолютивной части мотивированного решения суда резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, – это существенное нарушение, влекущее безусловную отмену акта первой инстанции.

А вот отсутствие в деле протокола заседания или отсутствие на нем необходимой подписи – это не безусловное основание для отмены решения, если в деле есть еще и аудио- или видеозапись суда.

Верховный суд напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. «Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается», – подчеркивает Пленум.

Но и из этого правила существуют исключения. Например, дело нужно вернуть в первую инстанцию, если нижестоящий суд ошибся с подсудностью или рассмотрел дело без исследования фактических обстоятельств. Новое решение не примут, если суд ошибочно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства. В таком случае первая инстанция рассмотрит спор повторно, но уже по общим правилам искового производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *