что нужно для 3d визуализатора
Кто такой визуализатор, сколько зарабатывает и как им стать
Вся правда о профессии 3D-визуализатор.
Добрый день, уважаемые посетители блога!
Что заинтересует потребителя больше: чертежи, схемы и простыня текста или яркие наглядные картинки будущего проекта? И как экономнее экспериментировать над создаваемой мебелью? Собирать и разбирать ее, а после смотреть, как получается, или поиграться на компьютере, чтобы сразу видеть несколько вариантов одного и того же дивана с разных ракурсов, во всевозможных цветовых гаммах и из различных материалов?
Созданием предварительной визуальной модели занимается определенный человек. Этот специалист делает вкусные изображения, которые хочется воплотить в реальной жизни.
Из статьи вы узнаете, кто такой визуализатор и чем он занимается, что должен знать и как им стать, плюсы и минусы этой профессии, сколько можно заработать.
Кто такой визуализатор
Визуализатор – это человек, создающий макеты на трехмерном изображении по техническому заданию с чертежами, которое ему выдал сам заказчик или дизайнер. При этом он учитывает такие факторы, как освещение, тени, вид и текстура материала.
Можно сказать, что человек этой профессии объединяет в себе IT-специалиста, фотографа, художника и дизайнера.
Бывают случаи, когда четкого плана и точных расчетов у клиента нет. Тогда работать приходится не просто без технического задания, но и используя только объяснения на пальцах. При этом визуализатор должен создать несколько вариантов, из которых заказчик сможет выбрать нужный.
Поэтому на должность визуализатора подойдут только специалисты с богатой фантазией, с художественным вкусом, умением видеть между строк и техническим складом ума.
Некоторые называют визуализаторов настоящими волшебниками, ведь они создают 3D-визуализацию, т. е. созданные в программах реалистичные модели объектов. Простыми словами, из безликого и строгого чертежа или схемы делают привлекательные и живые изображения, которые не отличишь от реальной фотографии.
Этими моделями могут быть жилые дома, машины, магазины, памятники или мебель, которые разбавлены элементами – людьми, животными – делающими виртуальный мир более настоящим.
3D-визуализация нужна, например, архитекторской компании, чтобы на ярком примере показать будущее строение и тем самым добиться заключения контракта. Такая презентация намного эффективнее, чем самые красноречивые слова и сложные макеты.
Кроме архитекторов, эта профессия востребована во многих сферах: от строительства до компьютерных игр. И при работе в каждой области нужны свои программы и знания особенностей. Специалист может заниматься всем сразу или выбрать ту нишу, в которой он хорош, прокачать свои навыки и обзавестись постоянными клиентами.
Это по-настоящему кропотливый и нудный труд. Порой, когда работнику дали полную свободу и не объяснили конкретно, чего от него ждут, визуализатору приходится самостоятельно все продумывать и подбирать.
А иногда он это делает вместе с дизайнером. Присматривает цвета, создает общий стиль, добавляет текстуры и фактуры, мелкие детали, мебель и предметы декора.
Должностные обязанности
Главная задача визуализатора – создать красивые и правдоподобные трехмерные модели, которые удовлетворят потребности заказчика. Если говорить подробнее, то в обязанности визуализатора входит:
Для работы и выполнения всех своих обязанностей специалисту понадобится ряд программ и плагинов. Главные и самые важные из них – это Autodesk 3ds Max, Adobe Photoshop, Houdini Apprentice, AutoCAD и ArchiCAD, Daz Studio, Vue.js, MODO, PixPlant. С их помощью можно выполнять все этапы визуализации, создавать чертежи и структуры.
Пригодятся и плагины, которые создают реалистичную природу, мелкие объекты интерьера, меняют времена года и очищают сцену от мусора. Например:
Работа начинается со знакомства с техническим заданием. Идеальный вариант, когда заказчик прописал каждую деталь. Для примера рассмотрим визуализатора интерьера.
Работодатель описывает, какой модели и цвета должны быть кресла, из какого материала шторы, какой паркет или плитка на полу, и другие нюансы.
Используя полученные указания и чертежи, визуализатор начинает создавать виртуальное помещение и показывает, как оно будет выглядеть в жизни. Главное – сделать все максимально естественно и реалистично.
В это помещение размещаются модели: мебель и другие мелкие предметы интерьера. Затем специалист начинает играть со светом, тенью, ракурсом. И только после этого накладываются материалы и текстуры.
На последнем этапе внимательно осматривается получившееся пространство, вносятся корректировки, обрабатываются детали и доводятся до совершенства. Готовая работа отправляется к заказчику на проверку.
Визуализация очень напоминает компьютерную игру The Sims.
Требования к визуализаторам
Визуализатор – это не только симбиоз таланта и художественного вкуса, но и набор таких навыков, умений и знаний, как:
И это малая часть требований к визуализаторам. Необходимые дополнительные знания и навыки будут зависеть от того, какое это моделирование и для каких целей. Например, при органическом надо понимать, что такое скульптура и эргономика, а при создании мебели – породы древесины, ткани и т. д. От направления зависит и программное обеспечение.
Специалист этой области должен быть не просто творческой натурой, но и обладать техническими навыками. Такие разные интересы порождают и непростой список личных качеств:
Только при совокупности перечисленных знаний, умений и личностных характеристик, получится достойный визуализатор с высокой заработной платой.
Плюсы и минусы профессии
Визуализаторы совмещают в себе IT-специалиста и художника-иллюстратора, поэтому и переняли от них плюсы:
Но и минусов не избежать:
Как стать визуализатором
Новички, которые только-только сделали первые шаги в качестве визуализатора, могут попробовать поработать с организациями, недавно открывшими маркетинговый отдел. Сделайте им предложение о создании 3D-дизайнов буклетов и презентаций или поищите подобные вакансии.
Еще лучше, если сначала поработать над созданием портфолио, на которое в первую очередь смотрят заказчики.
Небольшой совет: как можно подробнее спрашивайте клиента о его пожеланиях, часто связывайтесь с ним и уточняйте детали. Это поможет вам избежать неприятной сцены, когда заказчик полностью отклонит готовую работу.
Помните, что ваши наниматели не всегда реально представляют, как будет выглядеть их заказ в натуральном виде. Поэтому видение визуализатора и клиента могут не совпадать.
Как и где проходит обучение
Как я уже говорила, для работодателей главное – это портфолио. Но если к нему в придачу будет диплом или сертификат о прохождении курсов – это станет явным плюсом и подтверждением квалификации.
Да, можно обучаться и самостоятельно с помощью книг, бесплатных роликов и самоучителей в интернете, но полезной информации будет мало. И ее еще нужно будет найти и структурировать.
Проще и быстрее освоить профессию можно с преподавателями-практиками, которые знакомы не понаслышке с этой должностью. Эту возможность дают онлайн-курсы от таких образовательных платформ, как Skillbox, Нетология, Специалист.ru, Hedu, Geometrium и Timart School. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми из них:
Описание условий обучения и дополнительные курсы для визуализаторов можно найти на блоге.
Как делегировать 3D визуализацию проекта. 3 этапа работы с визуализатором
Как перестать сидеть за рендерами по 20 часов в сутки?
Как не делать визуализацию самому и освободить время?
Что делать в первую очередь, что потом? Как правильно делегировать?
Как не сорвать сроки проекта?
Как делать проекты чужими руками?
Никто не сделает лучше меня! Как проконтролировать?
Как найти ответственного специалиста, чтобы не сорвать сроки?
Наверное, каждый дизайнер мечтает о том, как он делает наброски на листочке, а кто-то эти идеи воплощает в жизнь под вашим контролем.
Все эти вопросы задавал себе и другим когда-то и я, сидя за компьютером по 15-20 часов в сутки, делая рендеры. Был период, когда это мне безумно нравилось. Но, когда начались проекты более серьезные, визуализация отошла на второй план по степени «интересности». Передо мной стал вопрос «Как не делать все самому, а передавать визуализацию в надежные руки?».
Я нашел способ безопасно делегировать 3D визуализацию, не срывая сроки проекта и не тратя время на огромное количество переделок. Конечно, работая с фрилансерами, сроки бывало, что срывались. Но со временем выработалась схема работы (которую я подсматривал у других «могучих дизайнеров»).
Эту пошаговую схему я решил дать тем дизайнерам, которые только начинают путь делегирования и задумываются о том, чтобы передавать визуализацию в надежные руки. Также эта схема будет полезна тем, кто уже делегирует визуализацию своих проектов. В этой статье, я расскажу, как делать проекты, значительно сэкономив время.
Пошаговая схема делегирования проекта 3D визуализатору
Очень важно делать работу поэтапно, согласовывая каждый этап, чтобы уложиться в сроки и получить нужный вам результат. Итак, начнем воплощать мечты в жизнь и приступим к изучению пошаговой схемы работы с визуализаторами:
Задание на моделинг
Моделинг — это геометрия. Если вы работали в 3D Max, то вы знаете, о чем идет речь. Материалы и свет на этом этапе не важны. Важно получить объем. Нам нужна картинка. Она может быть черно-белая с эффектом v-ray toon, например, как на фото ниже:
Если вы не работали в 3D Max и просто хотите начать делегировать. Вам не обязательно знать все эти термины программы. Вы просто даете задание и показываете, что на первом этапе хотите получить.
Поговорим о том, как создавать задание на моделинг для визуализатора:
Пример ТЗ на моделинг ниже:
После того, как будут готовы черно-белые эскизы их можно показать клиенту для согласования «геометрии пространства». Такие картинки очень даже сойдут за качественные эскизы. Если эскизы уже утверждены, значит показывать не обязательно. Если визуализатор вас понял правильно, приступаем к следующему этапу. Если нет, то говорим, где поправить. Поправки в V-ray toon делаются не долго. Поэтому на следующий, или даже в этот же день, вы получите исправленные эскизы.
З адание на визуализацию
Второй этап — задание на визуализацию. На этом этапе у вас уже должны быть подобраны материалы или готова концепция, где какие материалы будут использоваться. Задание можно выдавать в форме коллажа, можно списком. Список обычно выглядит у меня, как: диван — материал такой-то (ссылка), и т.д..
Пример коллажа:
Лучше всего показывать свойство материала, а именно глянцевость, матовость на примере реализованных объектов. Лучше всего иметь при себе базу картинок с различными интерьерами, чтобы без труда найти похожую на вашу задумку.
На этом же этапе визуализатор настраивает освещение. Очень важно обозначить визуализатору, если в вашем дизайне есть световые эффекты, цвет и форму свечения на примере опять же похожих изображений. Грамотный визуализатор играет с освещением таким образом, чтобы картинка была объемная. Что это значит?
Не нужно включать все источники света одновременно, таким образом картинка станет плоская и игры свето-тени практически не будет. Важно включать те источники, где естественное освещение из окна не попадает, то есть в темных участках. Так картинка получается живая и контрастная.
Итак, после того, как мы выдали задание на визуализацию, мы ждем предварительных изображений не высокого разрешения (можно 1500х1000 или 1200х800) с минимальными настройками, но так, чтобы мы смогли уже увидеть предварительный результат.
Эти предварительные изображения можно показать клиенту для согласования и внести корректировки.
Финальные изображения
После того, как вы внесли поправки и получили нужный результат, согласованный с клиентом. Можно финалить результат с картинками большого разрешения и хорошими настройками. Рендер таких изображений идет дольше, чем предварительные приблизительно в 2 раза.
Минимальный размер изображения, для печати на формате А4 — 3000 х 2000 пикселей.
Вот я и рассказал 3 основных этапах, по которым можно успешно сделать визуализацию вашего проекта. Успешно, в моем понимании, — это вовремя, высокого качества и, когда результат полностью соответствует и, возможно даже, превосходит ожидания.
В завершение напишу несколько вещей, о которых важно договориться с визуализатором еще ДО начала работы:
Надеюсь, что моя статья была для вас полезна, желаю вам интересных проектов и ответственных помощников в этом нелегком деле. Подписывайтесь на наш блог о дизайне и визуализации. Получайте полезные советы, которые помогут вам в работе.
Герасимов Павел
дизайнер и соруководитель мастерской GEOMETRIUM.COM
ТАКЖЕ ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
УРОКИ ДИЗАЙНА:
Список уроков регулярно обновляется, поэтому мы рекомендуем подписаться на рассылку, чтобы ничего не пропустить.
Важно: уроки дизайна нужно смотреть в хронологическом порядке.
3D-визуализатор: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой 3D-визуализатор?
3D-визуализатор — это специалист, который воплощает в жизнь идеи архитекторов и 3D-моделлеров, используя планы, архитектурные иллюстрации и другие справочные материалы и используя их для создания фотореалистичных 3D-изображений или анимации предлагаемых зданий, сооружений и интерьеров.
Что делают 3D-визуализаторы и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь 3D-визуализатор?
Требования к 3D-визуализаторам:
Востребованность и зарплаты 3D-визуализатора
На сайте поиска работы в данный момент открыто 250 вакансий, с каждым месяцем спрос на 3D-визуализаторов растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой 3D-визуализатора по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать 3D-визуализатором и где учиться?
Варианты обучения для 3D-визуализатора с нуля:
Ниже сделали обзор 15+ лучших онлайн-курсов.
15+ лучших курсов для обучения 3D-визуализатора: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия 3D-визуализатор интерьера» — Skillbox
Вы научитесь визуализировать интерьер и создавать 3D-модели любых элементов декора. Узнаете, как презентовать проект заказчику, и станете востребованным специалистом в сфере дизайна интерьеров.
Кому подойдёт этот курс
С нуля освоите Photoshop, 3ds Max и Archicad и научитесь превращать наброски интерьера в фотореалистичные эскизы. Создадите портфолио из нескольких проектов и сможете работать визуализатором в интерьерной студии.
Научитесь использовать новые инструменты, сможете моделировать интерьеры любой сложности, больше зарабатывать в интерьерной студии или уйти на фриланс.
Освоите 3ds Max и Archicad, научитесь детально прорабатывать интерьеры и эффектно презентовать проекты заказчикам. Сможете увеличить продажи с помощью качественных визуализаций.
Чему вы научитесь
Вы научитесь создавать фотореалистичные и подробные визуализации интерьера в 3ds Max и Archicad. Сможете дополнять 3D-интерьер элементами декора.
Узнаете, как смоделировать 3D-помещение в соответствии со строительными планами и размерами, научитесь читать чертежи.
Поймёте, как настроить свет в 3D-модели, чтобы сделать интерьер реалистичным, подчеркнуть его достоинства и правильно расставить акценты.
Научитесь моделировать интерьерные материалы: ткани, стекло, дерево, плитку, кирпич. Сможете проработать реалистичную текстуру для каждого материала.
Изучите основы дизайна жилых и общественных интерьеров и сможете сами придумывать дизайн-концепты для заказчиков.
Заботимся, чтобы каждый построил карьеру мечты
Специалисты Skillbox из Центра карьеры помогут вам получить первую стажировку и приглашение на работу мечты.
Как проходит обучение
В курсе — практические видеоуроки.
В том темпе, в котором вам удобно.
Закрепляете знания и исправляете ошибки.
И дополняете им своё портфолио.
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
1. 3ds Max для дизайнеров интерьера
2. Photoshop с нуля
3. Archicad для дизайнеров интерьера
4. Моделирование в 3ds Max
5. 3ds Max для дизайнеров интерьера PRO
6. Бонус. Дизайн интерьеров c нуля
7. Итоговые проекты
Дипломный проект
Вы разработаете полную 3D-визуализацию дизайн-проекта и покажете на ней сложные интерьерные решения.
Профессиональные навыки:
Диплом Skillbox
Подтвердит, что вы прошли курс, и станет дополнительным аргументом при устройстве на работу.
«Легко могу работать все выходные»: сколько зарабатывает 3Д-визуализатор
В Москве
Выбор профессии
Я с детства любил рисовать и строить что-нибудь из бумаги. Например, в восемь лет я сделал бумажный макет Хогвартса полтора на полтора метра, на это ушло все лето. Все мои альбомы были разрисованы персонажами из видеоигр и кино. Еще в школьные времена я обожал копаться в компьютерах: интересовался, как они устроены, а когда подключили интернет — постоянно читал новости о процессорах и видеокартах. Все это в совокупности привело меня к профессии.
В школе я не был силен в математике и физике, но в восьмом классе нужно было определиться со специальностью — и я пошел в физико-математический класс, потому что туда пошли мои лучшие друзья. Классу к десятому что-то в моей голове перевернулось — и я очень быстро стал схватывать геометрию, она стала одним из моих любимых предметов, начал понимать физику. К ЕГЭ мама нашла мне прекрасного репетитора по физике, который смог донести до меня, что это не так сложно, как кажется.
К концу школы я хотел найти профессию на стыке технического образования и творчества. Решил пойти на подготовительные курсы при Московском государственном строительном университете. Это было очень полезно при поступлении: нас учили чертить тушью и рисовать. Я ловил эстетическое удовольствие от больших листов А1, на которых тушью аккуратно вычерчивал планировки зданий. В итоге поступил туда на архитектурный факультет. Вуз сильный, там дают хорошую инженерную базу. Но мне было сложно тянуть инженерные предметы вроде строительной механики, больше нравилось чертить. Со второго курса мы работали в программах Archicad и Sketchup, и они меня сразу зацепили.
была зарплата на первой работе на должности архитектора
Проработал там три года, но в процессе понял, что меня больше тянет в сферу 3Д-графики. Тогда я зависал на «Ютубе», постоянно смотрел видео о том, как создают графику для игр и кино. Помню, как меня впечатлило видео о создании графики для фильма «Тихоокеанский рубеж»: там показывали, из каких слоев состоит каждый кадр. Это был большой «пирог»: отдельные слои с окружением, моделью робота, эффектами погоды, все это собиралось в финальную картинку. К тому же я очень люблю современные видеоигры и считаю их искусством нового времени, поэтому понял, что нужно учиться 3Д.
У визуализаторов учебные проекты вполне подходят для первого портфолио. Полезно сделать какой-нибудь вольный проект. Достаточно добавить в портфолио 5—6 работ — и можно искать вакансии, приходить на собеседования с распечатанным альбомом, показывать, что умеешь. Еще могут попросить выполнить тестовое задание, чтобы оценить скорость работы. Или пригласить на один оплачиваемый день в офисе, чтобы посмотреть, как человек работает.
Суть профессии
Архитектурные визуализации нужны для того, чтобы показать, как будет выглядеть проект после реализации. Это может быть что угодно: дизайн магазина, благоустройство нового сквера, дизайн интерьера квартиры. Например, в прошлом году я делал визуализацию стендов для выставки телеканалов в «Крокус-экспо»: их руководители хотели увидеть, как это будет выглядеть, чтобы утвердить и начать возводить стенды. Визуализация может быть в формате картинок, видео, даже VR-презентации. Они используются на сайтах застройщиков, в рекламных буклетах, в конкурсных проектах. Зачастую заказчику нужны картинки, потому что их удобно вставлять на сайт, печатать в альбомах или презентовать на выставках. Видео и VR встречаются гораздо реже: это дольше и дороже.
В визуализации нужно уметь передать атмосферу, настроить зрителя и будущего покупателя на приятные мысли, вызвать интерес. Нужно делать ее реалистичной, неотличимой от фотографии — в этом и заключается мастерство 3Д-визуализатора.
Правда, картинки чаще всего оказываются красивее того, что выходит в реальности.
С этим можно только смириться. Это как в «Инстаграме»: мы не просто выкладываем фотографии, а заморачиваемся, ищем композицию, накладываем красивые фильтры, играем с цветокоррекцией.
Люди любят не просто картинку очередного жилого комплекса, а историю. Утро, открытое кафе, официант вытирает столы. Где-нибудь сбоку машина подъезжает к пешеходному переходу, по которому идет мама с дочкой и собакой. Ветер гонит по дороге цветные листья. Все это можно аккуратно отразить на картинке жилого комплекса, и зритель начнет ассоциировать себя с человеком, пьющим кофе с утра у себя во дворе, или представит, как он мог бы прогуляться с семьей по набережной, которую мы изобразили.
Многое визуализатор придумывает сам: заказчики редко могут сказать что-то определенное. Чаще всего они рассказывают, что у них есть в проекте, что нужно показать зрителю, и выражают пожелания вроде «хочу, чтобы это был летний день и чтобы были играющие дети на площадке». Визуализатор должен понять, как этот проект можно показать красиво. Начинаешь думать: может быть, это хорошо смотрелось бы под мелким дождем? Или лучше предложить раннее утро? Показать лучи солнца, проникающие сквозь кроны деревьев, или небо сделать более облачным, чтобы тени были мягкие? Добавить проезжающую машину или велосипедиста?
Большим плюсом тут стало мое увлечение фотографией. Когда фотографируешь — учишься выбирать удачное положение света, композицию и правильно передавать настроение.
Процесс работы
Самое прекрасное в работе визуализатора — наслаждение от процесса создания графики. Иногда у заказчика на руках есть только планы, и тогда все модели нужно сделать с нуля. Или заказчик сам сделал модель, но не визуализировал: например, он не умеет правильно накладывать текстуры на геометрию, работать со светом или рендер-движком. Мне обычно удобнее все делать самому: когда дают готовую модель, выскакивает много косяков, которые приходится исправлять.
Сначала мне нужно посмотреть проект, обсудить, что именно мы хотим показать, какие материалы отделки, в каком разрешении должна быть финальная картинка или в каком формате видеоролик. Потом я моделирую виртуальные сцены, где с помощью мыши, клавиатуры и модификаторов в 3ds Max — это инструменты для работы с геометрией — создаю модели будущего здания, ландшафта или объектов без текстур и материалов, но с выставленным ракурсом.
Если все хорошо и заказчику нравится, делаю больше деталей и показываю еще раз. Дальше идет стадия текстурирования — когда визуализатор создает материал, который будет лежать на поверхностях. Например, потрескавшаяся краска, бетон, мокрый асфальт. Материалы настраиваются так, чтобы быть похожими на физические аналоги, а рендер-движок затем будет просчитывать свет, отражения, фактуру и другие особенности материала, основываясь на том, как они выглядят в реальном мире.
Когда сцена готова, настраивается виртуальная камера, которая по характеристикам и принципу действия не отличается от реальных фотоаппаратов. На ней тоже есть настройки ISO, диафрагмы, скорости затвора, глубины резкости, точки перспективы. Я жму на кнопку запуска процесса рендеринга, жду от нескольких минут до нескольких часов — и картинка готова. Чтобы сделать видео, рендерится много картинок, из которых создается видеоряд.
Правки бывают часто. На основной работе они входят в рабочее время, так что проблем нет. Но если это подработки, очень раздражает, когда заказчик пропадает на пару дней, а потом возвращается, чтобы сказать: «Я тут подумал, здесь нужно убрать то-то и то-то ». И дело не в том, что сложно внести правку, а в том, что из-за этого приходится ставить модель на рендер заново. Если сцена высокодетализированная, то стоять компьютер будет не один час. Стараюсь просить доплату за это время, хотя заказчик может негодовать, так как считает, что если он уже заплатил, то может вносить сколько угодно правок. За них можно брать 20% от стоимости всей работы. Но все индивидуально: на правки можно потратить кучу времени, тогда нужно брать больше.
Оборудование и софт
Визуализатору нужно много программ, все они выполняют разные функции. Например, если я хочу сделать модель кровати с небрежно брошенным на нее одеялом, то геометрию одеяла и кровати можно сделать в 3ds Max, импортировать одеяло в Marvelous Designer, там сделать симуляцию падения этого одеяла на кровать, чтобы оно упало как настоящее и появились складки. Там же можно помять одеяло или подправить его. Потом сделать красивые текстуры в Substance Painter, все это закинуть обратно в 3ds Max и отрендерить в Corona Render. Набирается уже четыре программы.
Чтобы поспеть за развитием рынка, нужно постоянно учиться. Каждый год выходят новые программы или обновления старых, там появляются новые фишки. Я все время узнаю что-нибудь интересное на «Ютубе» и изучаю новые рендер-движки. Все они разные: одни при рендеринге используют процессор, другие — видеокарту; одни могут быстрее просчитывать большое количество мелких объектов на экране, а другим это будет тяжелее, зато они могут выдать более реалистичный результат в другой сцене. Некоторые движки быстрее просчитывают анимацию — даже в ущерб качеству изображения. А в каких-то движках, наоборот, каждый кадр просчитывается очень долго — их невыгодно использовать для анимации, но они подходят для статичных картинок. В общем, различий может быть много, изучать все это очень интересно. С опытом легче понимать новые программы, но новичков всегда пугает обилие функций. Это сложность первого этапа.
А вот вторая сложность будет постоянной: нужно собирать мощные рабочие станции и обновлять их в среднем раз в три года. О ноутбуке придется забыть: они слишком слабые для работы, нужен настольный вариант мощного компьютера за 120—180 тысяч рублей и более. Для начального уровня можно собрать компьютер и в районе 60 тысяч, но, скорее всего, уже через полгода придется менять его на что-то помощнее. При рендеринге изображения вся мощность компьютера используется на 100%. Чем выше мощность, тем быстрее отрисуется картинка. Все визуализаторы работают с «Виндоус»: на Маках мало программ, а чтобы мощности были соответствующими, придется потратить очень много денег. Я собирал свою рабочую станцию сам, вышло примерно 135 тысяч.
и больше стоит рабочий компьютер
Рабочий день
Я не привязан к офису. Приезжаю туда либо когда мне тяжело работать дома, либо на обсуждение важных моментов с коллективом — обычно это какие-то вводные данные о проекте. В среднем работаю из дома примерно 2—3 дня в неделю.
При этом я, конечно, не забываю проводить время с семьей и друзьями, посещать бары, кататься на велосипеде, ходить в водные походы или путешествовать в другие города на выходные. Еще учу английский язык.
Подработки
В 2018—2019 годах у меня было очень много подработок: тогда я работал за 35 000 Р в месяц и денег не хватало. Но это принесло плоды: благодаря такому количеству практики навык сильно прокачался.
Заказы искал через друзей и их друзей. Писал всем подряд, просил узнать, не нужна ли кому-нибудь визуализация. Брался за все: квартиру визуализировать, с дипломом помочь. Или, например, кто-то делает проект магазина и готов разделить задачи. Поначалу было сложно, но постепенно заработало сарафанное радио.
Сейчас подработки беру в зависимости от загруженности и желания: эту работу я делаю по вечерам и ночам — на сон у меня остается 3—4 часа.
Доходы и расходы
Семейные деньги распределили так: я оплачиваю свой кредит, коммуналку, домашний интернет, подписки и половину еды, а жена — вторую половину еды, развлечения и покупки типа одежды.
Я пользуюсь разными накопительными картами продуктовых магазинов и кэшбэком с дебетовой карты. Стараюсь делать больше покупок в тех сферах, где действует повышенный кэшбэк в этом месяце. В среднем 700—800 Р на кэшбэке получается точно, иногда больше. Например, на новогодние праздники мы с женой и друзьями ездили в Финляндию, а потом закупали стройматериалы для ремонта — и мне в виде кэшбэка вернулось тысячи три или четыре.
Финансовая цель
У меня нет и никогда не было машины, но я большой фанат автомобилей. Глобальная мечта — купить большой американский пикап. Но я считал стоимость обслуживания и понял, что сейчас мне даже автомобиль экономкласса не по карману. Читал и слышал, что даже на него нужно порядка 250 тысяч в год на обслуживание, страховки, налоги.
Меня увлекли инвестиционные инструменты, за последние полгода смог получить прибыль 18% годовых. Так постепенно коплю финансовую подушку. Часть денег со сбережений пойдет на вторую мечту: открыть небольшую студию по разработке видеоигр.
Будущее
Это как с программированием: все языки там — это просто синтаксис, который нужно выучить, а логика везде примерно одинаковая. Так же и здесь: программы и логика работы одинаковые, но направление немного другое. Например, чтобы сделать модель персонажа, нужно учиться скульптуре. Поскольку я уже знаю, как работает построение в программах, процесс обучения идет очень быстро.
Программированию тоже учусь, чтобы не только делать модели, но и собирать все вместе на игровом движке, заставлять героя двигаться, взаимодействовать с миром. Я всегда думал, что программирование — это очень сложно и не для меня, но вот спустя семь месяцев обучения у меня начинает получаться. Мы с друзьями уже сделали прототип мобильной игры в 2Д, где человечек прыгает по платформам и нужно удержаться на них, при этом еще и уворачиваясь от врагов. Это тестовая игра, чтобы попробовать свои силы.