что нужно делать соавтору

Что нужно делать соавтору

Работа над сценарием в соавторстве

В этой статье расскажем какие есть нюансы совместной с другим автором работы, организационные и юридические аспекты процесса. Разберем, чего избегать, чтобы работа была продуктивной, как найти соавтора или даже попасть в комнату сценаристов.

что нужно делать соавтору. Смотреть фото что нужно делать соавтору. Смотреть картинку что нужно делать соавтору. Картинка про что нужно делать соавтору. Фото что нужно делать соавтору

Что такое соавторство

Важно найти такого человека в соавторы, с которым интересно работать, у которого есть чему поучиться, работа в тандеме с которым будет продуктивнее, чем в одиночку.

Обмен знаниями и идеями должен быть обоюдный, так что вам должно быть интересно не только получать, но и отдавать свою энергию и делиться информацией. Такой формат работы может стать залогом продуктивного сотрудничества.

Конечно, нужно будет подстраиваться под другого человека, энергия будет уходить не только на творчество, но и организационные моменты и это можно отнести к минусам соавторства, тем не менее, плюсы тоже есть и, возможно, их даже больше.

Роли соавторов

Многие успешные телевизионные проекты пишутся совместными усилиями нескольких авторов и часто проект разрабатывается продуктивнее, если соавторы выполняют разные функции, представляя разные ролевые модели.

Самые распространенные роли:

что нужно делать соавтору. Смотреть фото что нужно делать соавтору. Смотреть картинку что нужно делать соавтору. Картинка про что нужно делать соавтору. Фото что нужно делать соавтору

Такое разделение соавторов не является догмой, но, как показывает практика, встречается часто и является наиболее успешным и продуктивным. Каждый занимается тем, что ему ближе, внося свой вклад в общее дело.

Если в паре два активных генератора сложностей может быть больше, чем у двух систематизаторов.

Из чего состоит работа

Придумывание идей, расписывание идей, выбор проекта, проработка структуры сценария.

Согласование формата и графика: в какие часы работаете, когда созваниваетесь или встречаетесь, в каком режиме. Это важно проговорить и решить с самого начала, так как у многих начинающих сценаристов параллельно с разработкой сценария есть основная работа или учеба. И если ваши графики не будут совпадать, продвигаться в работе будет непросто.

Человеческие взаимоотношения никогда не бывают простыми. У двух сторон должна быть внутренняя ответственность друг перед другом. Срывы дедлайнов, не выполнение договоренностей и другие раздражающие факторы нужно обговорить заранее.

что нужно делать соавтору. Смотреть фото что нужно делать соавтору. Смотреть картинку что нужно делать соавтору. Картинка про что нужно делать соавтору. Фото что нужно делать соавтору

Плюсы соавторства

В соавторстве у вас появляется партнер, с которым вы обсуждаете свой текст, а значит советчик, редактор и человек, который может дать обратную связь. Так как вашему партнеру тоже важно, чтобы получится крутой продукт, он не будет скупиться на критику и подробный анализ вашей работы, что скорее всего продвинет разработку сценария вперед. Главное, чтобы вы, в свою очередь, отплатили партнеру тем же.

Партнер может помочь докрутить идею или показать вам верное направление, в котором нужно двигаться. Когда человек один, он может не додуматься самостоятельно, что требует более детальной разработки, что можно попробовать поменять, чтобы идея пошла по другому пути, как можно изменить образ персонажа. Благодаря постоянному дополнению идей друг друга, история созданная в соавторстве, становится разнообразнее и объемнее.

Если у автора кризис и ступор, а он работает в одиночку и не обсуждает свой проект, период простоя может затянуться. А когда есть партнер, он может помочь вытянуть вас из кризиса, как минимум тем, что это тот человек, перед которым вы несете ответственность и определенные обязательство. Как максимум, поможет развить вам идею, на которой вы застряли и разбудить вашу заснувшую творческую энергию и вернуть в рабочий режим.

Труднее отказаться от проекта, когда вы делаете что-то вместе, у вас есть график и ответственность, появляется системность. И для вас самих окончание проекта, момент отправки его на студии благодаря этом становится более реальным и осязаемым. Многим новичкам не хватает мотивации, энергии, чтобы довести дело до конца и это становится одной из причин, по которой люди идут на курсы и в киношколы.

Источник

Правовые аспекты множественности правообладателей на один объект авторского права

Говоря о литературных произведениях, созданных в соавторстве, российским читателям в первую очередь приходят на ум произведения великих сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова или произведения не менее великих фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.

В живописи также известны примеры соавторства – картина Ивана Айвазовского «Прощание А.С. Пушкина с морем», написанная им в соавторстве с Ильей Репиным, или одна из самых известных работ Ивана Шишкина – «Утро в сосновом бору», которую художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Произведения науки в данном списке объектов авторского права поставили рекорд по количеству авторов, задействованных при их создании. Так, например, статья по физике, опубликованная 14 мая 2015 года на страницах журнала Physical Review Letters, побила мировой рекорд по количеству авторов – их насчитывается всего 5154 человека.

Список примеров можно было бы продолжать достаточно долго, но задачей настоящей статьи является не перечисление примеров соавторства в мировой науке, литературе или искусстве, а анализ правовых аспектов, имеющих место при множественности правообладателей на один объект авторского права.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Из данной нормы следует, что режим соавторства означает множественность правообладателей в отношении одного и того же произведения. В то же время, исключительное право является единым (унитарным), не расщепляясь на отдельные исключительные права по числу соавторов. Множественность авторов не означает соответствующего увеличения числа исключительных прав, а каждый из соавторов не считается обладающим независимым от других авторов исключительным правом, которое принадлежало бы только этому соавтору.

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 26.09.2013 по делу № А39-3670/2012.

Согласно статье 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Как следует из содержания статьей 128 и 129 ГК РФ охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) относятся к объектам гражданских прав.

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми, допускается по специальному разрешению.

Пунктом 3 статьи 1229 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если настоящим Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними. Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Согласно указанной норме распоряжение исключительным правом, принадлежащим двум или более лицам, осуществляется правообладателями совместно, если иное не предусмотрено законом или соглашением между ними.

На основании изложенного следует вывод, что имущественные права авторов являются неделимыми, в связи с чем, нельзя устранить одного из соавторов/соправообладателей от разрешения вопроса о заключении договора о передаче исключительных прав на произведение третьему лицу.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1258 ГК РФ произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что законодателем установлены ограничения оборотоспособности произведений, созданных в соавторстве, такие произведения, должны использоваться соавторами совместно, распоряжение правами на произведение также должно осуществляться соавторами совместно.

Вместе с тем следует отметить, что ч асть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное (абзац второй пункта 2статьи 1258 ГК РФ).

Таким образом, из данной нормы следует вывод, что соавторство может быть раздельным или нераздельным. Предполагается, что в обоих случаях обязательно наличие совместного творческого труда, но при раздельном соавторстве создаются части, имеющие самостоятельное значение, а при нераздельном соавторстве произведение образует неразрывное целое.

Самый часто встречающийся пример раздельного соавторства – коллективные учебники, главы которых написаны отдельными соавторами, они четко разграничены, и могут использоваться их авторами самостоятельно, при этом учебник, состоящий их этих глав, представляет собой литературное произведение.

Примером нераздельного творчества может служить программа для ЭВМ, которая является представленной в объективной форме совокупностью данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (статья 1261 ГК РФ).

При этом, как пунктом 2 статьи 1258 ГК РФ, так и пунктом 3 статьи 1229 ГК РФ предусмотрена диспозитивность правоотношений, возникающих между соавторами, в части формулировки «если иное не предусмотрено соглашением между соавторами».

Законодатель в приведенных выше нормах Кодекса не дал прямых указаний на содержание данного соглашения, что согласуется с принципом свободы договора, установленным статьей 421 ГК РФ.

Вместе с тем при отсутствии соглашения между соавторами относительно того, каким образом может быть урегулирован порядок использования и распоряжения правами на совместно созданный объект, может ли соглашением быть передано право распоряжения исключительным правом на совместный объект одному из соавторов, определенно возникает сложность как при распоряжении правом, так и при использовании произведения, созданного в соавторстве.

Так, например, в случае наличия разногласий между соавторами может возникнуть ситуация, при которой один из них будет препятствовать остальным авторам использовать произведение и распоряжаться правами на него.

Между тем в законе предусмотрена оговорка, из которой следует, что в случае, когда произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения (часть 2 статьи 1258 ГК РФ).

По моему мнению, важное значение имеет, что ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения, поскольку отсутствие данной нормы позволило бы одному из соавторов необоснованным образом ущемлять права других авторов.

Однако, законодатель, оставляя возможность запрета при наличии достаточных оснований, не определяет критерии оснований, которые достаточны для запрета использования такого произведения. В судебной практике также отсутствует более широкое толкование данной нормы.

Нормы гражданского законодательства, ограничивающие соавторов в их правах на использование и распоряжение правами на произведение, устанавливают баланс, при котором минимизируются риски ущемления прав одного из соавторов другим.

При этом в том случае если действия одного из соавторов приводят к нарушению прав остальных, к примеру, один из соавторов программы для ЭВМ продает экземпляры программы в отсутствие разрешения остальных соавторов, то для целей защиты нарушенного права могут быть применены положения пункта 3 статьи 1258 ГК РФ, согласно которому, к отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из абзаца 2 пункта 3 статьи 1229 ГК РФ доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Таким образом, при наличии фактов использования одним из авторов произведения, созданного в соавторстве, и получения им от такого использования доходов, остальные соавторы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с него полученных доходов, пропорционально разделенных между соавторами в соответствии с творческим вкладом, внесенным каждым из соавторов в создание данного объекта.

Кроме того, в силу прямого указания закона ( пункт 4 статьи 1258 ГК РФ), каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое, то есть один из соавторов вправе самостоятельно защищать свои права, вне зависимости от воли и позиции остальных.

Стоит отметить, что в части защиты имущественных прав соавторы являются своего рода «солидарными кредиторами», если будет нарушено одно из прав, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ, один из соавторов вправе требовать прекращения такого нарушения независимо от воли других соавторов.

Вместе с тем положения пункта 4 статьи 1258 ГК РФ в данном случае подлежат применению с учетом принципа индивидуализации вины и недопущения многократного привлечения лица к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. То есть за взысканием компенсации за неправомерное использование одного и того же произведения соавтор может обратиться в случае, если ранее правонарушитель еще не привлекался к ответственности за аналогичное по времени и месту незаконное использование этого же произведения.

Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 № 19440/13 по делу № А39-3670/2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *