что нужно делать когда умирает человек православие
Кончина близкого — что делать христианину?
На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.
Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.
— А в чем заключается подготовка к смерти?
— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.
А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.
— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?
— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.
После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.
— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?
— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.
Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.
— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».
— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.
— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».
— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.
Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.
— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»
— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.
Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.
Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.
Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.
Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.
— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»
— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.
Газета «Православная вера» № 23 (618)
Умер человек. Что делать?
Когда в дом приходит беда — умер человек, легко растеряться. Родные и близкие усопшего переживают самые сложные времена. На пороге могут тут же появиться ритуальные агенты, предлагающие свои услуги. Некоторые ведут себя бестактно и навязывают то, что может лечь на семью, пораженную бедой, еще и тяжким финансовым бременем. Мы постарались собрать практические советы для тех, кто столкнулся со смертью близкого человека.
Если человек умер в больнице
О том, что умер человек в больнице его близкие обычно узнают по звонку из самой больницы. Чтобы вам могли сообщить любые сведения о состоянии здоровья родственника, оставьте свой верный контактный телефон и корректные данные о месте фактического проживания.
Смерть человека в больнице, к сожалению, рядовое событие с профессиональной точки зрения сотрудников. Поэтому хранение и омывание тела — это не дополнительные хлопоты, которые должны быть оплачены, а обычный страховой случай. Больница расскажет вам, куда надо явиться для соблюдения всех формальностей. Денег с вас могут потребовать только за дополнительные услуги. Например, макияж усопшего.
В трудную минуту сосредоточиться бывает нелегко. Перед визитом в морг стоит проверить, взяли ли вы с собой все необходимое:
Это могут быть чистые вещи усопшего или то, что вы приобрели для погребения. В морге вы назначите выдачи тела и забираете врачебное заключение (свидетельство) о смерти. Личные вещи покойного и его документы будут храниться в том отделении больницы, где он скончался. Вы должны будете их забрать.
Что делать, если человек умер дома
Если человек умер дома, вы должны позвонить в Скорую помощь (103) и полицию (102). Полиция приезжает даже, если человек умер естественным путем, сотрудники должны это зафиксировать.
В ожидании специалиста соберите документы усопшего.
Полицейские выдадут протокол об осмотре тела, если будут уверены, что человек умер естественным путем. Документ понадобится вам при получении свидетельства о смерти. При возникновении у полицейских сомнений тело заберут на судмедэкспертизу. Если усопший погиб насильственной смертью, заведут уголовное дело.
Куда звонить в первую очередь
Нужно ли вызывать ритуального агента
Ритуальные агенты часто являются после вашего звонка в Скорую помощь даже раньше полиции и врачей. Многие пользуются стрессовым состоянием близких усопшего, давят и требуют немедленно подписать документы. Не стоит действовать в состоянии острого горя. Вы не обязаны обращаться за услугами агентов и можете все организовать сами. В любом случае, вам лучше сесть и самостоятельно изучить рынок ритуальных услуг или попросить друзей это сделать. Возможно, вам будет слишком тяжело организовать похороны и вам понадобится дружеская поддержка или психологическая помощь.
Какие документы нужно оформить
Первый документ для организации похорон, который необходимо получить – медицинское свидетельство о смерти. Его можно получить в морге, куда отвезли тело умершего. Для этого необходимо представить в регистратуру морга:
Получив медицинское свидетельство о смерти, желающим отпевать по христианскому обряду надо сделать копию документа – она понадобиться при заказе отпевания в православном храме.
Основной документ в организации похорон – гербовое свидетельство о смерти.
Гербовое свидетельство о смерти можно получить в ЗАГСе или МФЦ. Следует обратиться в учреждение, расположенное:
В МФЦ нужно обратиться со следующими документами:
Вместе с гербовым свидетельством выдается справка по форме #11. Она необходима для получения пособия на погребение.
Что делать с телом: похоронить или кремировать
Не имеет значения, какой вид погребения вы выберете. Консервативное православное общество предпочитает похороны, но Церковь не запрещает кремацию вопреки распространенным стереотипам. Все зависит от желания усопшего и от вашего выбора.
Обязательно ли делать вскрытие
От вскрытия можно отказаться «по религиозным и иным мотивам», если близкие родственники напишут соответствующее заявление. Но иногда вы не имеете права написать отказ.
Вскрытие обязательно, если:
Как подготовиться к похоронам
Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.
Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.
Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.
Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.
После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.
Социальное пособие на погребение
Все социальные выплаты ПФР с 1 февраля 2019 года повысили на 4,3% в соответствии с уровнем инфляции за прошедший 2018 год. Поэтому пособие на погребение пенсионера с 1 февраля тоже было проиндексировано на 4,3%. Размер пособия на погребение в 2019 году составляет 5946,47 руб. (до 01.02.2019 г. на эти цели выплачивали 5701,31 руб.).
Чтобы получить пособие на погребение, необходимо подать заявление и все необходимые для этого документы не позднее 6 месяцев со дня смерти гражданина. Выплачивать компенсацию за ритуальные услуги будет:
Социальные похороны
В Федеральном законе оговорен необходимый минимум услуг по погребению граждан. Организация социальных похорон осуществляется за счет предоставления безвозмездного пособия. Его размер составляет 16 946 руб. 47 коп..
Социальные похороны могут предоставляться при смерти определенных категорий граждан. К ним относятся:
1. Пенсионеры, не работающие на день смерти.
2. Лица, нигде не работающие и не являющиеся пенсионерами на день смерти.
Также безвозмездное погребение проводится в случае рождения мертвого ребенка, если срок беременности был более 154 дней.
При смерти человека, относящегося к любой из указанных категорий, родственники получают пособие в размере 11 000 рублей, которые в Москве выплачивается УЗСН. Территориальные подразделения ПФР выплачивают компенсацию в размере 5 946 руб. 47 коп..
В случае смерти работающего человека или несовершеннолетнего ребенка, родственники получают пособие в размере 5 946 руб. 47 коп.. Выплаты проводятся либо по месту работы усопшего, либо по месту работы одного из родителей ребенка.
Актуальность цифр стоит проверять по факту, потому что размер безвозмездного пособия периодически меняется.
Что делать, если человек умер заграницей
Далее вам надо организовать доставку тела. Этим занимаются специализированные ритуальные агентства.
Чтобы в аэропорту не было проблем, вам потребуются следующие документы:
К сожалению, при отсутствии страховки все финансовые затраты лежат на вас.
Читайте также
Человек умер. Что делать?
Размышления неофита
Геннадию Хазанову как-то задали в интервью непопулярный вопрос. «Вы не боитесь смерти?» – спросила артиста симпатичная журналистка. Хазанов улыбнулся и спокойно ответил, что бессмысленно бояться того, чего нельзя избежать. И добавил: «А вообще – это всегда проблема для того, кто остается».
Мы остались
Я – один из тех, кто остался. Остался один на один с горем, когда умер родной и любимый человек. Умер неожиданно, скоропостижно, внезапно. Я мог бы много и долго описывать свое горе, но, думаю, что каждый, кто терял близкого человека, знает всю палитру этих не передаваемых словами чувств… Поэтому расскажу о другом.
Я – самый обычный человек. С одной стороны, вроде и верящий в бессмертие души и жизнь вечную. С другой – в церковь заходящий от случая к случаю, не знающий наизусть ни одной молитвы, кроме «Отче наш», и привыкший считать, что зажженная перед иконой свеча – вполне достаточный вклад в собственную духовную жизнь.
Так было всегда, сколько себя помню. Ну, как минимум, последние лет сорок. Удобное «традиционное» объяснение своего равнодушия к вере всегда под рукой: мол, так нас воспитали – пионерами-комсомольцами, которым «Взвейтесь кострами синие ночи» с детства заменили «Верую во Единого Бога Отца»…
Утешая собственную совесть этим «убедительным» доводом, как-то забываешь, что со времен детства прошла уже целая жизнь. И, будучи взрослыми дяденькой или тетенькой, возлагать ответственность за собственное бездуховное существование на живших под прессом коммунистической идеологии родителей инфантильно и, как минимум, нечестно.
Главная наша беда – незнание того, что происходит с близкими после смерти
Боль отрезвляет и обостряет чувства. И где-то даже проясняет разум и духовное видение. Ты понимаешь, что человек умер. Но ты чувствуешь, что он продолжает существовать. Почти физически ощущаешь его присутствие в первые дни после смерти. И как никогда ясно понимаешь, что душа умершего продолжает жить какой-то своей невидимой жизнью.
Но только ты об этой жизни ничегошеньки не знаешь! Ничего, кроме каких-то случайных обрывочных сведений, где-то когда-то услышанных, прочитанных, пересказанных тебе такими же «знатоками», как ты.
И в этом главная проблема и беда того, кто остается. Подчеркну: главная беда – не в смерти родного человека, а в незнании того, что с ним происходит после смерти, и непонимании, как и чем ты можешь помочь.
Особенности национальных похорон
Ритуальные услуги нынче довольно развитая сфера коммерции, о чем свидетельствует просто нечеловеческий уровень конкуренции. Встречая и провожая медиков и полицейских, я уже знал, какая контора займется похоронами, и ждал представителя, который сказал по телефону буквально следующее: «Дверь никому не открывайте! Спрашивайте имя и фирму! К вам выехала Вера! Пароль – название нашей фирмы».
Дальше бюрократическая история продолжается. Собрав все бумаги, бежишь к участковому врачу в поликлинику за справкой о смерти. И тут тоже случаются неприятные проволочки. Мне, например, «повезло» с девушкой в регистратуре, которая никак не могла заполнить форму справки через программу в компьютере. Выдача минутной бумаги затянулась на пару часов…
Много еще было чего. И все это время я и другие родственники нервничали, говорили о пустом и сиюминутном с посторонними людьми, хлопотали, бегали, собирали деньги из всех заначек, обзванивали знакомых и друзей, впадали в отчаяние и делали еще много всего бессмысленного. В то время как осиротевшая душа металась где-то совсем рядом, прося о помощи и молитвенной поддержке.
Сорок дней после жизни
Все это было хорошо.
Но это были только первые шаги в сторону истины и укрощения своего эгоизма. Ведь что такое горе от потери близкого? На 99% – эгоизм. Это мне плохо от того, что человека больше нет рядом. Это мне тяжело! Это я страдаю!
Пустые слезы – путь в никуда, ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно!
Да, это горе. Но прежде всего надо задать себе вопрос: «А каково сейчас ему?» Пустые слезы – путь в никуда, разрушающий душу горюющего и ничем не помогающий душе усопшего. А помогать нужно. И возможно! И прежде всего в первые сорок дней после того, как душа покинула тело.
Не возьмусь подробно пересказывать христианское толкование того, что происходит с душой в первые сорок дней после смерти. Эту информацию легко найти в православном интернете. Суть в том, что душа проходит целую череду испытаний, поднимаясь с грешной земли к небесной обители. Православие называет их «мытарствами». И насколько тяжело или легко будет душе пройти эти испытания – зависит отчасти и от нас, от тех, «кто остается».
Верим мы или не верим, не так важно. Важно – любим ли. Ведь настоящая любовь не заканчивается со смертью. И если по-настоящему любишь своего близкого – будешь и молиться о нем, и милостыню раздавать, и добрые дела делать во имя его… А если себя любишь больше – будешь плакать, горевать и убиваться. А то и беспробудно пить горькую, что уж там.
Пить или не пить за упокой
Поминки – неотъемлемая часть похоронного ритуала. «Хотел я выпить за здоровье, а пить пришлось за упокой», – крутилась и у меня в голове эта строчка после похорон. Традиционно на поминальном столе практически всегда стоят блины с медом, кутья и вино с водкой. Кто что любит, как говорится. Кое-кто еще ставит стакан с водкой «для покойника», накрывая его куском черного хлеба. Как сказал один батюшка: правильно по сути, но неверно по форме.
Поминать нужно. Поминальная трапеза – это символическая раздача милостыни и питание голодных, которые мы посвящаем памяти усопшего. И которые, по идее, должны бы зачитаться в добрые дела, делаемые живыми в его пользу.
Душа усопшего так ждет от нас искренней молитвы и добрых дел в память о нем
А теперь ответьте сами себе на простой вопрос: можно ли считать добрым делом застолье, на котором пьют без меры, пьянеют, говорят много лишнего и не относящегося к причине, собравшей всех за столом? Как и чем это помогает душе, проходящей в это время через мытарства?!
«Какие же поминки без вина?» – удивленно ответила мне одна дама, когда я предложил убрать бутылки со стола. Увы, мы до сих пор невежественны в этом вопросе. Пишу «мы», потому что и сам такой. Как и у многих, мой ум – копилка глупых и бессмысленных суеверий. Ведь обязательно «надо накрыть богатый стол на поминки»! И чтобы вино с водкой были. Но только «пить, не чокаясь»! И есть можно «только ложками». И «зеркала надо завесить, пока покойник в доме»! И «гроб нельзя родственникам нести»! И много еще всяких бессмысленных суеверных «нельзя» и «надо», которые полностью заслоняют собой важность главного, чего ждет от нас душа усопшего, – искренней молитвы.
У Бога все живы
Когда-то в юности я считал, что Церковь – для старушек. И когда узнавал, что такой-то и такой-то вдруг воцерковился и стал посещать храм Божий, соблюдать посты и молиться, делал простой и примитивный вывод: наверное, заболел или старость подкралась. Человек боится смерти и «на всякий случай» решил уверовать.
Нет, случалось, конечно, и мне заглядывать в храм. Бывало, свечки ставил перед экзаменами. Или когда удавалось выскользнуть невредимым из какой-нибудь передряги. И за упокой ставил, молился как мог. Но всё это было скорее данью традициям, без глубокого понимания сути.
Сегодня многие ходят в храм. А особенно много людей приходит на службу в дни поминовения усопших, в родительские субботы. Почему? Потому что чем больше близких тебе людей оказывается в мире ином, тем сильнее твоя душа тоскует по ним. И тем больше твое желание помочь, выхлопотать для них лучшую участь. Молитвой, постом, добрыми делами.
Нерукотворный памятник
«По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – сказал Христос о лжепророках. Однако это верно и в отношении любого из нас. Что толку быть хорошим на словах и при этом бесполезной эгоистичной пустышкой в делах? Как пел Константин Никольский: «Я добр, но добра не сделал никому». Увы, это о большинстве из нас.
Десять лет назад любимец миллионов, талантливый актер и человек, достойный уважения, потерял любимую жену. Можно представить, как было велико его горе. Что же он сделал? Он учредил благотворительный фонд, который вот уже десятый год помогает детям с опухолями головного мозга. И это лучшее, что он мог придумать в память ушедшей в мир иной любимой женщины. Придумать – и осуществить!
Не кусок мрамора, не гранитная плита, не дорогущий могильный крест. Благотворительность, добрые дела, бескорыстная помощь другим – вот памятник, который нужен душам наших родных. Константин Хабенский это понял. Поймем ли мы? Или в погоне за видимыми и по сути формальными проявлениями скорби и любви забудем о том, чего действительно ждут от нас души наших умерших близких?