что нужно чтобы запатентовать название и логотип
Что нужно чтобы запатентовать название и логотип
Товарный знак (ТЗ) — это отличительное обозначение продукции. Оно позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам — не путать бренд с другими.
Например, есть две упаковки с хлопьями, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, хлопья какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их в супермаркете.
Исключительное право на товарный знак действует 10 лет. Его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации.
Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать — постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение 3 лет.
Ст. 1478 ГК РФ
Ст. 1479 ГК РФ
П. 1 ст. 1486 ГК РФ
Каким может быть товарный знак
Словесным — просто название. Например, Coca-Cola, Facebook или Panasonic.
Изобразительным — логотипы Adidas, Chanel и Apple.
Объёмным — оригинальная упаковка, форма товара. К примеру, традиционная бутылка Hennessy.
Комбинированным — например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип торгового знака.
Звуковым — как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).
Обонятельным — самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы.
Что не может быть товарным знаком:
Проверка на плагиат
Знаки проверяются по трём типам сходств:
Что нужно для регистрации товарного знака
Для регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
Документы нужно подать в Роспатент. Сделать это можно несколькими способами:
Сколько стоит регистрация товарного знака
Минимальные затраты на регистрацию составят 33 тысячи рублей:
3500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу (проверку документов на соответствие перечню);
11 500 рублей — за проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);
16 000 рублей — за регистрацию товарного знака (при положительном решении патентного ведомства);
2000 рублей — за выдачу свидетельства на товарный знак.
При подаче документов в электронном виде действует 30 %-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 рублей. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 рублей.
Как запатентовать бренд
Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406.
Бренд — это то, как вашу компанию, товар или услугу видят и знают потребители.
Речь идет не только про название. Упаковка, фирменные разработки, модельный ряд товаров, слоганы и много, что еще клиенты воспринимают как часть вашего бренда. Если вы придумали название для фирмы, дизайн платья или красивую обертку, нужно регистрировать, чтобы другие не скопировали.
Юридическая защита — гарантия безопасности для владельца бренда, а также для его партнеров и клиентов. Крупные маркетплейсы и федеральные сетевые магазины уже давно не сотрудничают с компаниями, которые не регистрируют свои бренды.
Нет регистрации, значит кто угодно может предоставить товар под вашей маркой. Значит магазин не может гарантировать качество своим покупателям. Если компания заботится о своей репутации, у нее будет зарегистрирована вся интеллектуальная собственность.
Узнайте можно ли защитить ваш бренд
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Товарный знак или торговая марка?
Первый шаг в защите интеллектуальной собственности бренда — регистрация названия и логотипа. Товарный знак и торговая марка, по сути, одно и то же. Если вы планируете работать за рубежом, будет торговая марка. В России правильно говорить товарный знак.
Компании, которые регистрируют свои товарные знаки, получают ряд преимуществ:
Если кто-то воспользуется вашим названием или другой зарегистрированной интеллектуальной собственностью, можно через суд требовать с нарушителя до 5 000 000 руб. компенсации. А если компания не регистрирует свой бренд, в любой момент название могут зарегистрировать на себя конкуренты и потребовать компенсацию с вас.
Если кто-то воспользуется вашим названием или другой зарегистрированной интеллектуальной собственностью, можно через суд требовать с нарушителя до 5 000 000 руб. компенсации. А если компания не регистрирует свой бренд, в любой момент название могут зарегистрировать на себя конкуренты и потребовать компенсацию с вас.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Чтобы зарегистрировать название бренда, его нужно проверить.
Товарные знаки на территории РФ регистрирует государственный орган Роспатент. Заявки на регистрацию отправляют через сайт ФИПС, Госуслуги или по почте. Со дня подачи заявки фирма получает приоритетное право пользования товарным знаком: если вы отправили письмо сегодня, а конкурент решил зарегистрировать такое же имя завтра — вашу заявку одобрят, а ему откажут.
Ежегодно в Роспатент направляют более 90 000 заявок. Естественно, большинство красивых названий уже занято. Более того, Роспатент не даст зарегистрировать товарный знак, если он похож на уже существующий. Если разница в названиях или изображениях будет не очевидна для покупателей товаров, то регистрировать нельзя.
Чтобы подать заявку, нужно оплатить госпошлину: сумма варьируется, около 20 000 руб. Если Роспатент найдет похожие знаки, заявку отклонят, а госпошлину не вернут. Поэтому перед тем, как отправить товарный знак на регистрацию, нужно проверить, свободен ли он.
Проверить можно двумя способами:
Бесплатно проверяют по базе товарных знаков, которые уже зарегистрированы. Регистрация длится около года. Если кто-то подал заявку, а свидетельство еще не получил — право приоритета уже есть, но в базе его еще нет. Поэтому проверка по открытым источникам не дает 100% гарантии.
Нужно учитывать, что товарные знаки регистрируют по определенным классам МКТУ, международной классификации товаров и услуг. Классов 45: производство одежды отдельно, химическая промышленность отдельно. Две компании, которые не являются прямыми конкурентами, могут работать под одним названием и претензий не будет. А конкуренты, даже из разных городов РФ, одно название не получат.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Важные моменты при регистрации брендов в России
Если проверка показала, что название свободно, можно пробовать регистрировать. Заявку подавать лучше онлайн, так будет скидка на госпошлину 30%. Госпошлина платится двумя частями: при подаче заявки около 20 000 руб. и примерно через год, при получении свидетельства, около 16 000 руб. Точная сумма зависит от классов МКТУ, которые вам нужны. Больше классов — больше госпошлина.
Документы, которые вам потребуются, чтобы подать заявку:
Бланки документов вы можете скачать здесь.
Стоит внимательно подходить к выбору классов МКТУ. С выбором основного, как правило, проблем ни у кого не возникает. Но нужно учитывать, что в будущем ваша компания, возможно, захочет провести семинар или выставку, а это уже совсем другие классы.
Если вы хотите зарегистрировать бренд одежды или магазин тканей — придется задействовать очень много классов. Вам могут понадобиться:
22 класс — канаты, веревки, набивочные материалы;
23 класс — нити текстильные и пряжа;
24 класс — бытовое белье, текстиль и его заменители;
25 класс — одежда, обувь и головные уборы;
26 класс — тесьма, кружева и вышитые изделия;
Также вам могут понадобиться:
41 класс — образование, если вы захотите, например, открыть свою онлайн школу шитья;
42 класс — если вы решите разработать свое приложение или открыть интернет-магазин.
Если вы подали заявку на регистрацию товарного знака и указали не все классы, в будущем придется заново подавать заявку и платить госпошлину в полном объеме. За это время кто угодно может получить товарный знак в классах, которые вы не указали, и у вас не будет возможности оказывать часть услуг.
Рассчитать сумму госпошлины можно онлайн на сайте ФИПС. Обратите внимание, что госпошлина платится в два этапа, а каждый этап состоит из двух услуг.
Если у вас еще нет юрлица или ИП, а получить право приоритета нужно срочно, можно подать заявку на другое юрлицо. Тогда право приоритета возникнет. Позже внесете изменения в заявку, доплатите госпошлину и получите товарный знак на свою фирму.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Что еще нужно регистрировать брендам
Если вы шьете одежду и придумали новый дизайн блейзера— подавайте заявку на регистрацию промышленного образца. Придумали новый смеситель, значит получайте патент. Пока ваше изобретение не внесено в реестр Роспатента им может пользоваться кто угодно. При наличии патента использовать и продавать разработку можете только вы.
Изобретение — это техническое решение, которое дает возможность воздействовать на объект новым способом при помощи других объектов. Проще говоря, если вы придумали новое техническое решение в любой сфере и это можно реализовать в жизни — регистрируйте патент на изобретение.
Полезная модель — это новое техническое решение, которое применяется к уже разработанному устройству. Например, новый вид экранов для смартфона или новый вид запирающих механизмов для дверного замка.
Промышленный образец — это решение для внешнего вида изделия. Новая упаковка товара, дизайн одежды. Когда продукт остается прежним, а внешний вид меняется.
Главные критерии, которые влияют на регистрацию:
Как получить патент на изобретение
Перед регистрацией патента вашу идею нужно проверить, как товарный знак. Проблема в том, что самостоятельно провести поиск сложно, а если подать заявку на регистрацию патента и ее отклонят, второй раз подать не получится. Противопоставят вашу же заявку. Разработка не должна быть известна до момента обращения за регистрацией.
Для регистрации любой интеллектуальной собственности, а особенно патента, лучше обратиться к патентным поверенным. Это специалисты в сфере интеллектуальной собственности, которые сдали сложный квалификационный экзамен в Роспатенте и знают все подводные камни регистрации. Патентные поверенные проведут правильную проверку, покажут, как доработать заявку, чтобы Роспатент выдал вам свидетельство о регистрации.
Чем сложнее устройство, тем дольше длится проверка Роспатента. Например, патент на промышленный образец можно получить за пару месяцев, а проверять новое изобретение могут до 3 лет.
Чтобы получить патент, нужно собрать перечень документов:
Бланки документов скачайте здесь.
У компаний часто возникает выбор регистрировать упаковку товара как товарный знак или как промышленный образец. Важно помнить, что регистрацию товарных знаков можно продлевать сколько угодно раз через каждые 10 лет, а патент можно продлить только 5 раз через 5 лет. Товарный знак с вами навсегда, а патент будет защищать вашу интеллектуальную собственность только 25 лет.
Патенты могут противопоставить товарным знакам и любой другой зарегистрированной интеллектуальной собственности, поэтому обхитрить систему не получится. Если вы зарегистрировали патент, никому не дадут такой же товарный знак.
Редкие, но важные моменты в регистрации брендов
Если вы вкладываете существенные средства в рекламу, ваш бренд знают по всей стране, название не путают с другими компаниями, можно признать бренд общеизвестным. Сейчас в России около 400 таких брендов: «РЖД», «КАМАЗ», «Русское Радио», эти бренды ни с чем не спутать.
Товарный знак признан общеизвестным — другие компании не могут зарегистрировать название в других классах МКТУ.
Есть региональные бренды, «Белёвская пастила», «Кашинская минеральная вода», здесь важна география происхождения продукта. Если вы хотите акцентировать внимание на том, что ваш продукт произведен в определенном регионе — регистрируйте НМПТ, наименование места происхождения товара.
Правом на НМПТ могут обладать несколько компаний, если это нужно. Зарегистрировать общеизвестное обозначение, такое как «Тульский пряник», не получится. А заполучить бренд «Красноярская колбаса» для продвижения своего производства можно.
НМПТ выдается на 10 лет, продлить можно только 1 раз. То есть, максимум место происхождения товара будет принадлежать вам 20 лет. Потом его сможет использовать кто угодно.
ВАЖНО: Если вы регистрируете наименование места происхождения товара — производство должно быть в том же регионе. Не получится зарегистрировать «Московские кофты», если шьете в Китае.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Как компании зарабатывают на брендах
Если вы зарегистрировали свою интеллектуальную собственность — любая попытка конкурентов использовать эти разработки может стать поводом для исковых требований до 5 000 000 руб. Даже если конкурент запускает рекламу в Яндексе на ваш брендовый запрос, можно получить с него сумму с шестью нулями.
Компании, которые хотят запустить франшизу, обязаны иметь товарный знак. Нет товарного знака — нет своего названия. А если нет названия, то нет бренда, концепции, и продавать по франшизе нечего.
Самый дорогой бренд в мире — «Эппл». Стоит 263 миллиарда долларов. Самый дорогой в России бренд «Сбер» стоит 13,2 миллиардов долларов. У всех крупных брендов зарегистрирована интеллектуальная собственность. Это повышает капитализацию компаний.
Вы можете поставить любые изобретения и товарные знаки на баланс фирмы и увеличить ее стоимость, а значит и инвестиционную привлекательность. Зарегистрированная интеллектуальная собственность, поставленная на баланс компании, увеличивает ее цену при продаже бизнеса. Если запускаете франшизу, будет проще донести выгоду до покупателя и подтвердить цену.
Товарный знак можно использовать в качестве залога при получении кредита для малого и среднего бизнеса.
Самое главное, когда бренд принадлежит вам, не страшно вкладывать деньги в его продвижение. Завтра никто не придет и не запретит вам пользоваться именем, логотипом и всеми остальными разработками. Не предъявит исковые требования до 5 миллионов.
Ваши разработки и прибыль с них будут принадлежать только вам. А клиенты будут уверены в качестве предлагаемой брендом продукции, ведь ее производите только вы.
Краткая инструкция, как зарегистрировать бренд компании
Елена Купцова
Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406.
Запатентовать название и логотип
Регистрировать название и логотип нужно, чтобы им не могли воспользоваться конкуренты и чтобы избежать исков. Кроме страховки от судебных разбирательств есть и чисто экономические причины — например, если вы хотите продавать франшизу и выставить свои товары на маркетплейсе. Рассказываем, что можно и нельзя запатентовать и прикладываем пошаговую инструкцию.
Какими бывают товарные знаки
И название, и логотип с точки зрения законодательства — товарные знаки. В России организация, которая выдает свидетельства на товарные знаки, называется Роспатент. Законодательство разграничивает понятия «регистрация» и «выдача патента», применяя к товарным знакам именно понятие «регистрация». Следовательно, по закону товарные знаки регистрируют, однако в обиходе допустимо использовать и термин «запатентовать».
Товарные знаки бывают нескольких видов, из них самые распространенные — словесные, изобразительные и комбинированные. К словесным товарным знакам относятся, собственно, названия, к изобразительным — логотипы, а к комбинированным — их сочетания.
С точки зрения Роспатента, название — это словесное коммерческое обозначение, любое сочетание букв и шрифта. Под это определение попадают названия компаний, внесенные в ЕГРЮЛ, фантазийные имена, названия литературных произведений и даже личные бренды индивидуальных предпринимателей.
Логотип — любая изобразительная или комбинированная композиция. Это может быть дизайн упаковки, векторная иллюстрация и так далее.
Требования к названиям и логотипам
Патентование названия и логотипа возможно только после его проверки на охраноспособность. При рассмотрении заявки Роспатент выясняет, соответствует ли обозначение определенным требованиям, и если нет — отказывает в регистрации. Полный перечень оснований для отказа есть в ст. 1483 ГК РФ. Вот семь основных требований, по которым обозначение:
1. Должно быть уникальным.
Название и логотип должны обладать различительной способностью, не походить до степени смешения на уже зарегистрированные по «своим» классам МКТУ.
Например, есть конкуренты с зарегистрированным товарным знаком Luxe Coach — магазин дизайнерских диванов (20 класс МКТУ).
Откажут в регистрации:
Luxe Coach: студия кухонной мебели (тоже 20 класс МКТУ). Мебель и диваны — однородные товары.
Luxe Coach: фабрика по производству специальной мебели для лабораторий (9 класс МКТУ). Диваны и мебель для лабораторий — разнородные товары.
2. Не должно содержать госсимволику.
В регистрации откажут, если элементы логотипа включают, копируют или подражают официальной символике, наименованиям, отличительным знакам. Например, запатентовать логотип с флагом, гербом или знаком валюты не получится.
3. Не должно включать географические названия.
Географическое название в наименовании товара или услуги будет основанием для отказа, если оно может ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара или места оказания услуги.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака NEAPOL одному российскому ИП, поскольку его компания не имела никакого отношения к итальянскому городу. С другой стороны, успешно прошел регистрацию знак «Донская кухня», потому что компания, владеющая им, действительно происходила из Ростовской области.
4. Должно соответствовать моральным и этическим нормам.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение оскорбляет группы граждан или вызывает негативные ассоциации. Не получится запатентовать название, содержащее нецензурную лексику, или логотип с оскорбительным образом.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Йошкин кот», поскольку данное выражение напоминает «Ёшкин кот», относящееся к бранной лексике.
5. Не должно включать аббревиатуры.
Аббревиатуры не должны быть доминирующими в товарном знаке, то же касается абстракций — геометрических фигур или общепринятых графических обозначений.
6. Должно быть осмысленным и содержательным.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение будет слишком расплывчатым или, наоборот, содержать общеупотребительные элементы для обозначения конкретных товаров и услуг.
7. Не должно описывать характеристики товара или услуги.
Не получится запатентовать название и логотип, которые описывают качество товара или услуги, назначение, способ производства или сбыта и так далее. Например, «Молоко» для производства молочной продукции или «Хлебная лавка» для пекарни.
Проверка на уникальность
Решая, уникально название и логотип или нет, Роспатент проверяет их на сходство с уже зарегистрированными знаками и ранее поданными заявками. Проверка довольно объемна: специалисты сличают с другими наименованиями не только написание названия, но и звучание и даже внешний визуальный образ.
При этом эксперты Роспатента учитывают, к какому классу МКТУ относится поданное на регистрацию наименование. МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг. В нее входят 45 классов, к 36-ти из них относятся различные категории товаров, к 9-ти — услуги. Товарный знак, зарегистрированный для одного класса МКТУ, не нарушает права одноименного обозначения в другом классе.
Но есть нюанс. Во-первых, порой при подаче заявки в Роспатент сложно верно определить, к какому классу относится товар, потому что подробных характеристик или примеров продукции в описании классов нет. Во-вторых, существует такое понятие, как «корреспондирующие классы» — это классы, в которые входят «однородные» товары. Например, к 1-му классу МКТУ относят «замазки для трещин в деревьях», а к 17-му классу — «замазки», и они являются корреспондирующими.
Но от правильного выбора классов МКТУ при подаче заявки в Роспатент напрямую зависит не только сумма госпошлин (чем больше классов указано, тем она выше), но и результат проверки названия на уникальность.
Проверить, удастся ли запатентовать название, можно самостоятельно еще до подачи заявки в Роспатент. Для этого существует несколько бесплатных сервисов. Часть из них работают и с логотипами.
1. Открытый реестр Роспатента — основная база данных, которой пользуются остальные сервисы. Чтобы проверить название, нужно ввести его в строку поиска, и сайт выдаст все похожие наименования на кириллице и латинице. Однако к заполнению предлагается большое количество граф, что может сбить с толку нового пользователя. Поиск выдает много результатов, чтобы его сузить — можно выставить фильтры по классам МКТУ. Но поиск ограничен: он не выдает информацию о заявках, которые еще находятся на рассмотрении. В этом есть определенный риск — схожее с вашим наименование могут успеть зарегистрировать раньше.
2. Сервис WIPO предназначен для поиска схожих названий по всему миру. У него англоязычный интерфейс. Количество российских знаков в базе существенно ограничено: есть только те, которые выведены на международный уровень.
3. Сервис Linkmark.ru позволяет проверить не только названия, но и изобразительные товарные знаки, предварительно оценить, получится ли запатентовать логотип. Для такого поиска нужно описать изображение словами, что может быть затруднительно. Проверка по графическим элементам платная, как и проверка наименования на схожесть с теми, что еще не прошли регистрацию.
4. Сервис Legal-support.ru проводит проверку как по зарегистрированным знакам, так и по заявкам в РФ. Сервис не предоставляет возможность проверить графические элементы, но показывает вероятность регистрации названия.
5. Сервис msp-patent.ru представляет собой базу для проверки наименований, но не делает поиск по заявкам, которые еще находятся на рассмотрении в Роспатенте. Искать можно только названия.
Все эти сервисы полезны для проверки уникальности знака, но на охраноспособность название и логотип не проверит ни один сервис. Например, если поиск по названию «ABBA» не выдал никаких совпадений, это не означает, что знак можно зарегистрировать. Просто он не является охраноспособным, то есть не соответствует требованиям ГК.
Уникальность — это безусловный плюс, но еще не гарантия регистрации. Необходимо убедиться, что ваше наименование не противоречит законодательству. С этим помогают патентные поверенные.
Кто такие патентные поверенные?
Это специалисты, которые оказывают юридическую помощь с проверкой и регистрацией в области патентного права, в том числе защищают интересы клиента в суде.
Поверенные различаются по объектам патентования, они могут заниматься товарными знаками, изобретениями и полезными моделями, промышленными образцами, программами (ЭВМ, БД, ТИМС).
Проверить квалификацию ПП можно в реестре на сайте Роспатента.
Логотип и название не прошли проверку. Что делать?
Если предварительная проверка по какой-то из систем поиска показала, что ваше наименование схоже с чужим и не является охраноспособным, можно принять следующие меры:
1. Доработать логотип или название с учетом замечаний Роспатента.
2. Подобрать подходящие классы МКТУ.
3. Аннулировать знак, который препятствует получению патента на имя из-за неиспользования. Правовую охрану можно отменить, если знак не используют три года подряд (ст. 1486 ГК РФ).
4. Получить письмо-согласие на регистрацию от владельца схожего товарного знака.
5. Доказать, что ваш знак стал узнаваемым задолго до регистрации.
Доработка логотипа часто может решить проблему. Например, можно сделать одну из букв нечитаемой, заменить кириллицу латинскими символами или графическим элементом.
В практике «Гардиума» был интересный случай: нужно было убедить Роспатент, что клиент, Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, может зарегистрировать обозначение «Боткинская больница, 1910» в качестве товарного знака. Наименование было неохраноспособным: прямо указывало на видовое назначение предприятия. Обычно это — абсолютное основание для отказа в патенте на наименование.
Для регистрации такого знака нужно было доказать, что обозначение уже известно потребителям и ассоциируется непосредственно с деятельностью организации. Юристы провели большую работу, предоставив в Роспатент доказательства интенсивного и многолетнего, с 1910 года, использования учреждением наименования. Роспатент одобрил регистрацию товарного знака «Боткинская больница, 1910».
Обязательно ли регистрировать название и логотип?
Патентование названия и логотипа — необязательная процедура, но это самый надежный способ защиты своего бизнеса. Получение патента на имя означает, что только его обладатель может использовать название и логотип в своей деятельности на законных основаниях. Использование аналогичных и схожих с зарегистрированными средств индивидуализации, в том числе в доменных именах, является нарушением патентных прав. Правообладатель может потребовать с нарушителя не только крупную компенсацию, но и отнять через суд доменное имя и запретить любые упоминания бренда-нарушителя.
Кроме того, есть некоторые законодательные и рыночные процессы, которые требуют обязательного наличия патента на наименование:
Как получить патент на название и логотип. Пошаговая инструкция
Заявки на патентование принимает Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). ФИПС базируется в Москве, но у него есть региональные отделения — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Заявку можно отправить по почте, факсу, через сайт Роспатента или лично через представителя по доверенности.
На регистрацию товарного знака потребуется около полутора лет (или даже больше), независимо от того, что именно вы хотите запатентовать — логотип, название сайта, фирмы и так далее. Сделать нужно будет следующее:
1. Проверить знак на уникальность.
2. Обратиться к патентному поверенному или в патентное бюро по необходимости.
3. Сформировать заявку в Роспатент, оплатить госпошлину за ее регистрацию и формальную проверку.
4. Получить решение по итогам формальной проверки, если потребуется — доработать знак или заявку.
5. Оплатить пошлину за экспертизу.
6. Дождаться или добиться положительного решения о регистрации знака.
7. Оплатить пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства.
8. Получить свидетельство о регистрации товарного знака на руки.
Убедиться в уникальности и охраноспособности названия и логотипа нужно до подачи заявки в Роспатент. Если вы сразу минимизируете риски, проверите ваше обозначение, проработаете слабые стороны вашей будущей заявки, то избежите серьезных финансовых и временных потерь.