что нужно чтобы устроиться на работу в первый раз
«Подай-принеси»: сколько можно заработать на первой в жизни работе
Воспоминания читателей Т—Ж
Мы попросили читателей Т—Ж вспомнить, как они заработали свои первые деньги, и утонули в ностальгии.
Поработать в детстве в лесхозе, а потом стать юристом, подрабатывать церемониймейстером в загсе, завести собственных пчел и купить ВАЗ-2110 на свои — собрали несколько историй о способах получить и потратить первую в жизни зарплату, а также о том, каким неочевидным может быть карьерный путь.
Рабочий в лесхозе → юрист
Когда начал: в 14 лет
Сколько заработал: 3500 за месяц
На что потратил первые деньги: велосипед
Когда мне было 14 лет, я устроился в лесхоз подсобным рабочим, основной функционал — «подай-принеси». Мама одного из моих друзей была связана с центром занятости, и мы попросили ее что-нибудь подыскать. Тогда только начали появляться региональные программы по поиску работы для школьников на лето — в одной из них мы и поучаствовали.
В 14 лет продолжительность рабочей недели не могла быть больше 24 часов, поэтому платить могли меньше прожиточного минимума, но из местного бюджета школьникам полагалась доплата. Оформили официально, обещали зарплату, сопоставимую с МРОТ.
Изначально работа была мелкая: собирали крупные щепки, оставшиеся после транспортировки или распилки леса, занимались уборкой. Начальником была женщина лет 55, которая сначала вела себя очень дружелюбно.
Но где-то через полторы недели работа стала сложнее: нас заставляли возить песок, переносить довольно большие доски, кирпичи, какие-то тяжелые железки. А ведь для подростков есть норматив по грузу, он, вероятно, нарушался.
Жара стояла невыносимая, из-за чего иногда работать было очень тяжело. Большинство сотрудников, включая нашу начальницу, почти всегда сидели в беседках, прячась от солнца. Когда мы шли туда отдохнуть — каждые 2 часа можно делать перерыв по 10 минут, — нас всегда встречали неодобрительными репликами.
Несмотря на трудности, время было веселое, постоянно дурачились во время обеда. Однажды мы взяли транспортировочную тачку и катались на ней с огромной горы песка. Сейчас понимаю, что это было довольно опасно. Однажды убирали старый недействующий цех, который на следующее утро просто обвалился. Это могло закончиться печально.
Сам лесхоз был крайне убогим: старое главное здание, вместо цехов какие-то бараки, устаревшая техника. Но при этом кабинет директора — роскошное место с хорошим ремонтом и секретаршей. Большинство работников — местные алкоголики, потому что работа тяжелая, а платили мало.
в итоге не доплатили
Мы проработали месяц и пошли за расчетом. Вместо 5 тысяч нас ждали 3500. Объяснили тем, что предприятие не выполнило план, а значит, премии ни у кого не будет.
Сказали об этом родителям, и те пошли в прокуратуру.
Уже потом мы узнали, что местный лесхоз этим и знаменит, его постоянно штрафовали. Ничего нам эта организация не вернула, но доплату из бюджета мы получили. Зарплату потратил на велосипед, и на мороженое еще осталось.
Спустя 10 лет работаю юристом в Москве, доход в среднем 95—100 тысяч рублей. В прикладном понимании этот опыт не пригодился, но дал понять, чего стоит работа руками, что обман может быть где угодно и надо уметь защищать себя.
Пчеловод → программист
Когда начал: в 14 лет
Сколько заработал: 200—300 тысяч в год с 20 ульев
На что потратил первые деньги: телефон, одежда, а к третьему курсу — ВАЗ-2110
Я с малых лет помогал отцу на пасеке. Потом завел свои ульи, лет с 14 имел своих пчел, сдавал мед оптом и сам продавал на рынке. Кое-какие деньги были. Я копил и мог купить себе телефон и прочую электронику или какую-то одежду.
К последним курсам университета у меня было 20 ульев, с них выходило меда на 200—300 тысяч в год. Мог позволить себе какие-то поездки по России, одежду, телефон, ноутбук. Курсу к третьему купил себе ВАЗ-2110 за 150 тысяч рублей.
Еще во время учебы немного подрабатывал написанием курсовых, делал несложные сайты.
После выпуска устроился на первую официальную работу в сфере ИТ и стал саппорт-инженером в международной компании, создающей инструменты для программистов. Нужно было письменно на английском языке оказывать техническую поддержку пользователям по всему миру, максимально вежливо общаться с людьми, доходчиво объясняя все технические детали. Все это было довольно интересно.
Начальная зарплата была около 25 тысяч — это 2012 год, Тула. Потом повысили до 35 тысяч. Зарплата была в долларах и выдавалась по текущему курсу в рублях. Когда доллар резко подскочил, она необычайно выросла тоже. Появилось много свободных денег: удалось закупить мебель, стройматериалы и технику в строящийся дом. Но потом цены выросли, а доллар просел — жизнь вернулась в прежнее русло.
получал саппорт-инженер в Туле в 2012 году
В этой компании я проработал больше 6 лет. Не так давно меня пригласили в другую международную компанию. Должность та же — саппорт-инженер, обязанности близки к тем, что были на первой работе.
Электронная картотека заключенных → банк
Когда начала: в 15 лет
Сколько заработала: 3300 рублей за месяц
На что потратила первые деньги: электрический эпилятор и сумочка
Я устроилась работать после девятого класса. Мы с братом были подростками, хотели зарабатывать сами, потому что лишних денег в семье никогда не было. Брат узнал об этом месте от своей подруги — сработало сарафанное радио.
Нам выдавали бумажные карточки учета заключенных со сведениями о преступнике: что за преступление, дата и место лишения свободы. Их нужно было вносить в специальную программу и создавать электронную картотеку.
Оплата была почасовая. Если не двигаешь мышью минуту, то специальная программа начинала считать время «простоя», за которое оплаты не было. При этом поход в туалет, в силу его расположения, занимал 15 минут, и обедать за компьютером не разрешали.
То есть минимум полчаса в день точно не оплачивалось.
Оплата зависела не только от количества отработанных часов, но и от «набитых» символов: чем больше я успевала обработать карточек, тем дороже оценивался час моей работы. Работала примерно по 3—6 часов в удобные мне дни и время.
Работа не сильно напрягала, была несложной и интересной для 15 лет. Чувствовала себя очень важной и деловой — это же была такая «конфиденциальная информация»!
За месяц заработала 3300 рублей. Это был 2004 год, и мне казалось, что это очень круто для школьника. Сейчас я, конечно, понимаю, почему там только подростки и работали.
Я шла зарабатывать деньги с определенной целью: очень хотелось купить электрический эпилятор. Ровно 3000 рублей я потратила на него, а на оставшиеся 300 рублей по скидке купила новую сумочку.
Поскольку цели я достигла — уволилась. А брат работал все лето, пока не начался его первый курс в институте, и накопил на мобильный телефон.
Сейчас работаю в одном из московских банков, руководитель среднего звена, получаю чистыми примерно 100 тысяч рублей в месяц.
Администратор в колцентре салона красоты и помощник секретаря → логист
Когда начал: после 10 класса
Сколько заработал: сначала 1000 за день, потом 15 000 за месяц
На что потратил первые деньги: жесткий диск и кафе
Моей самой первой работой был колцентр сети салонов красоты. Попал туда летом, после десятого класса. Меня пригласили на должность администратора, дали несколько коробок с бумагой и номера телефонов. Задача — обзванивать потенциальных клиентов, приглашать протестировать суперсверхинновационную косметику.
Клиент приходил, ему делали процедуру омоложения на половину лица, показывали результат, а затем предлагали за деньги сделать вторую половину. Если денег нет — впаривали кредит. Схема известная и продолжает работать.
Проработал я там один полный день.
На следующий заявил, что уезжаю и что мне это больше не нужно. Заработал целую тысячу рублей, но забрать ее можно было только через месяц, а я так и не собрался. Спустя несколько лет моя девушка тоже туда чуть не попала, но сказала мне адрес офиса, я вспомнил этот однодневный ад и запретил ей туда идти.
Более-менее нормальная первая работа — помощник секретаря в компании, которая занимается аутсорсингом бухгалтерских услуг.
заработал за один день
Это было лето перед первым курсом университета. На мне была вся монотонная и тяжелая офисная работа — переставлять коробки с документами, сотнями сканировать какие-то накладные и возить их по городу. Такое себе занятие, когда тебе надо на общественном транспорте в дождь уволочь через весь город четыре коробки с документами, в каждой по 2500 страниц.
Однажды мне нужно было передать бумаги в одно из отделений пенсионного фонда на окраине города. Ехать от офиса на трамвае час, еще и дождь пошел. Я вышел из трамвая, чтобы пересесть, сломал зонт. Скотч, из которого были сделаны ручки на коробках с бумагой, расклеился, все документы выпали и промокли.
Мой карманный словарь ругательств, благодаря начальству, нехило пополнился.
Следующим утром я был готов к увольнению. Но обнаружил, что унес и промочил коробки с макулатурой, а документы стояли в другом углу кабинета.
За месяц работы по полдня мне заплатили 15 тысяч, которые я быстро спустил — купил новый жесткий диск для компьютера, остальное потратил на походы в кафешки.
Сейчас я второй год работаю логистом в небольшой оптовой компании. Опыт перебора, сортировки документов и разных накладных мне сильно помогает. Зарплата 23 тысячи рублей — для Екатеринбурга очень неплохо, учитывая, что мне дали служебное авто, оплачивают расходы на бензин, ТО, а машину я могу использовать по своему усмотрению, в университет отпускают пораньше.
зарплата логиста в небольшой компании в Екатеринбурге
Но уволюсь, как только защищу диплом. Мои совокупные знания по специальности — управление логистической деятельностью на транспорте — стоят дороже.
Официант → лингвист-переводчик
Когда начал: в 17 лет
Сколько заработал: 5450 рублей за три месяца
На что потратил первые деньги: сигареты и макфлури для подружки
Я был одним из тех 17-летних парней, которые искали работу на лето. Пока мои друзья работали на заводе, я устроился в известный загородный ресторан официантом-стажером. Нужно было научиться обслуживать людей, сервировать столы, выучить меню и винную карту в тридцать страниц и — самое ненавистное — натирать фужеры до блеска. Нашел работу очень просто: мой двоюродный брат был там шеф-поваром.
Самый стремный момент был, когда я разбил две бутылки хорошего армянского коньяка. У меня деньги не вычли, а вот что было с тем парнем, которому я помогал, — не знаю. Еще однажды разбил пятьдесят бокалов разом — битье посуды было моим любимым занятием.
Самое крутое — это первые чаевые, 1000 рублей.
В 17 лет казалось, что это самые большие деньги, которые я мог получить. Тратил их беспощадно — на сигареты и на макфлури для подружки. Проработал три месяца, за это время получил в конверте 5450 рублей, 3000 вычли за разбитую посуду.
Сейчас мне 23 года, по образованию лингвист-переводчик. Работаю координатором по закупкам в компании, которая производит автомобили. После работы подрабатываю репетитором по английскому языку. На основной работе получаю около 30 тысяч, на подработке — еще 20. Средняя зарплата у нас в регионе 22—25 тысяч.
доход от работы и подработки сейчас
Монтажник → управляющий сетью кафе
Когда начал: на первом курсе
Сколько заработал: 15 000—20 000 за объект
На что потратил первые деньги: подарки семье
Это был 2012 год, я учился на первом курсе энергетического университета. Мой одногруппник и друг предложил мне «легкий заработок» — стать монтажником на МТС. Нужно было приезжать на объект, устанавливать новую антенну связи, соединять ее со второй и, подтвердив работоспособность, покидать объект.
Сложность была в том, что работать мы начали зимой, в самые морозы, а на высоте еще холоднее. На антеннах в слотах подключения были очень маленькие винтики, которые то и дело выпадали из рук из-за холода.
Но благодаря работе за год мы посетили почти все высотки Москвы и множество интересных объектов, например Росатом.
Работали далеко не каждый день, а за один объект нам платили в районе 15—20 тысяч рублей. Тогда это казалось достаточно большой суммой, учитывая, что я жил с родителями. Первые деньги потратил на подарки семье.
На стадионе «Торпедо» я сорвался с осветительной мачты — тридцатиметровой вышки.
В последнее время работал управляющим в сети небольших кафе, зарабатывал примерно 85 тысяч рублей. Но недавно уволился и сейчас в поисках работы.
зарплата на последней работе
Церемониймейстер в загсе → контент-менеджер и копирайтер
Когда начал: после первого курса
Сколько заработал: 12—18 тысяч за лето
На что потратил первые деньги: ¯\_(ツ)_/¯
Моя первая осознанная работа — церемониймейстер в загсе. Устроился туда практически случайно: после первого курса наткнулся на объявление в университетском паблике. Знакомый искал парня приятной наружности, у которого есть костюм и возможность быстро добираться в центр города. Я отозвался, сходил на тестовый день и согласился попробовать.
Во время церемонии процессом руководят два человека. Это специалист отдела загса — государственный служащий, который объявляет людей мужем и женой, по его указанию подписываются официальные акты. А еще есть церемониймейстер, его задача — организовать молодоженов и их гостей во время регистрации, объяснять, что им делать, и поддерживать торжественную атмосферу.
Сначала я встречаю гостей на лестнице перед входом в торжественный зал. Рассказываю правила поведения, напоминаю, что во время гимна нужно встать, приглашаю пройти в зал. Там помогаю гостям занять места и подготовиться к появлению новобрачных. Во время регистрации вся моя работа сводится к тому, чтобы показать и объяснить молодоженам, куда им идти, как лучше встать и что делать.
После обмена кольцами я приглашаю жениха и невесту взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и повторять слова клятвы за мной. Это очень трогательный и душевный момент.
Труднее всего было отточить свою речь.
Важно, чтобы слова одинаково хорошо звучали под разную музыку на разных церемониях. Это требует работы над интонациями, паузами. Чтобы твои слова правильно прозвучали, надо чувствовать музыку. Все эти трудности ушли со временем.
Первое время было трудно запоминать имена новобрачных. Несколько раз путал во время церемонии, гости вежливо или не очень поправляли меня. В те моменты хотелось провалиться сквозь землю. Были пьяные, дурно пахнущие или просто неприятные люди. Приходилось работать с каждым до последнего.
можно заработать в день или в месяц — зависит от сезона
Оплата сдельная, платят за каждую проведенную церемонию. В свадебный сезон за рабочий день можно было заработать 2—3 тысячи рублей. Итого с июня по сентябрь у меня получалось от 12 до 18 тысяч рублей. В остальные месяцы это непредсказуемо. Бывало, что получал меньше 2 тысяч.
Для меня это было некритично. Я мог продолжать учиться и получать повышенную стипендию, параллельно работать официантом. За последний год стал меньше появляться, но все еще провожу церемонии. Мне нравится эта работа своей позитивностью и возможностью выступать перед людьми.
Сейчас я оканчиваю университет и работаю на фрилансе контент-менеджером и копирайтером.
Документы при приёме на работу
Устраиваясь на работу, человек несет с собой не только багаж знаний, умений и надежд, но и определенные документальные подтверждения своей личности, компетентности и законопослушности. Проходя процедуру официального трудоустройства, нужно уделить внимание документальной стороне процесса. Законодательно предусмотрен определенный перечень документов, которые должны быть на руках у каждого соискателя при установлении трудовых отношений. На практике этот перечень обычно дополнительно расширяется за счет требований работодателя.
Вопрос: Какие документы об образовании возможно потребовать при приеме на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?
Посмотреть ответ
Рассмотрим, какие бумаги при заключении трудового договора обязательны, а относительно требования каких можно поспорить, и стоит ли это делать.
Документы, необходимые при поступлении на работу по ТК РФ
Трудовой кодекс РФ в ст. 65 дает перечисление документов, которые обязательны к предъявлению лицом, устраивающимся на официальную работу. К ним относятся следующие бумаги.
ВАЖНО! Из всего перечня указанных в ст.65 ТК РФ документов только этот является безусловно необходимым при устройстве на работу. Его отсутствие – абсолютная причина для отказа в трудоустройстве. Все остальные документы могут потребоваться при определенных обстоятельствах, а иногда можно обойтись и без них.
Эксперты поясняют, почему работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, если он предъявил удостоверение личности военнослужащего, а не военный билет.
К СВЕДЕНИЮ! Работодатель имеет право для подтверждения уровня, указанного в предоставленных документах, назначить сотруднику испытательный срок или дополнительную аттестацию и принимать решение о трудоустройстве, исходя из результатов.
ВАЖНО! Законодательство РФ ЗАПРЕЩАЕТ требовать от устраивающегося на работу лица любые дополнительные документы.
На работу впервые в жизни
Если гражданин не был официально трудоустроен, то его первый работодатель вправе потребовать от него только удостоверение личности. Диплом и военный билет понадобятся только в тех случаях, когда работа требует специальной подготовки, а сам соискатель военнообязанный. Остальные документы будут оформлены для сотрудника работодателем после заключения трудового договора:
ВАЖНО! Рекомендации по оформлению первичной трудовой книжки в 2020 г. от КонсультантПлюс доступны по ссылке.
Дополнительные документы в связи со спецификой работы
Некоторые специальности и должности, связанные с определенными законодательными требованиями, нуждаются в документальном подтверждении особенностей личности соискателя. ТК РФ и отдельные нормативные акты предусмотрели для таких профессий некоторую дополнительную документацию, которую вправе затребовать работодатель при трудоустройстве:
Работодатель может попросить
В списке необходимых документов не содержится прямых указаний на многие бумаги, которые часто приходится на практике предъявлять по просьбе работодателя. Безусловно, непредоставление этих документов не должно повлечь отказа в трудоустройстве, а если повлекло, его можно оспорить через суд. Но стоит подумать, начинать ли сотрудничество с судебных разбирательств. Тем более, что в большинстве случаев просьба работодателя о тех или иных документах необременительна для соискателя, а часто – в его собственных интересах. Что может быть в пакете документов для трудоустройства, кроме обязательных бумаг?
Заявление о приёме на работу будет подшито к личному делу сотрудника, которое оформят кадровики.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формулировка должности, указанная в заявлении (как и впоследствии в трудовом договоре, трудовой книжке и других документах) должна дословно совпадать с указанной в штатном расписании.
Зачастую бывшие работодатели оформляют характеристику по такой форме.
Часто необоснованно требуют
Законодательно запрещено при приеме на работу требовать документы, не предусмотренные нормативными актами РФ: Трудовым кодексом, федеральными законами, постановлениями Правительства и указами Президента. Естественно, что и отказывать кандидату на основании отсутствия таких документов неправомерно. Тем не менее, нередко работодатели настаивают на обязательном наличии и предоставлении при трудоустройстве:
Пытаться настаивать на своих правах и пытаться бороться с системой или же согласиться на требования работодателя, в каждом отдельном случае человек решает сам.
Как пройти собеседование
И как к нему подготовиться, чтобы не провалить
Я проходила собеседования раз 20 в своей жизни и не прошла больше половины из них.
В какой-то момент я взяла и разобралась в этом вопросе. Расскажу, как подготовиться ко встрече с работодателем и на что обращать внимание.
Собеседования проводят при приеме на работу, при поступлении в магистратуру, при получении визы и в некоторых других случаях. В статье я буду говорить про собеседования только при приеме на работу.
Что вы узнаете
Что такое собеседование
Собеседование при приеме на работу — беседа потенциального работодателя и соискателя — того, кто претендует на должность. Оно может проходить по телефону, Скайпу или в формате личной встречи.
Собеседование по телефону — предварительный этап отбора кандидатов, на котором обычно только приглашают соискателей на личную встречу. Но не всегда оно проходит так быстро. Бывает, что по телефону работодатель задает много вопросов, чтобы пригласить на встречу самых стойких.
У меня было несколько таких интервью. И мне запомнилось два из них: одно по телефону, второе по Скайпу. Расскажу, как это было.
После декрета я искала работу, нашла вакансию помощника руководителя и откликнулась. Сначала мне позвонил рекрутер компании — познакомиться и спросить, согласна ли я пообщаться по телефону с руководителем. Я согласилась, и мне позвонил руководитель. С ним и состоялось мое первое телефонное интервью.
Мы разговаривали минут 15. Он рассказал о компании и своей большой занятости. Это была основная причина, по которой он искал личного помощника. Я рассказала об образовании, опыте и знаниях. Но интервью резко закончилось, как только я сказала, что три года не работала из-за декрета. Руководитель прервал меня и сказал, что я ему не подхожу. Хорошо, что мы выяснили это во время телефонного разговора, а не на личной встрече — сэкономили время.
Второе интервью было по Скайпу. Я откликнулась на вакансию копирайтера в магазин детских товаров. Директор магазина предупредил, что впереди меня ждет серия испытаний. Первое — это беседа по Скайпу.
Мы созвонились. Директор рассказал о компании и попросил меня рассказать о себе в свободной форме. Мы общались около часа, и директор пригласил меня на личную встречу. Очное интервью он проводил на английском. В итоге я ему не подошла. Если бы узнала о требованиях по языку еще в Скайпе — могла бы сэкономить время и силы.
Со временем я поняла, что телефонное интервью перед встречей — это важно. По телефону можно задать работодателю вопросы и убедиться, что компания тебе подходит. Например, по телефону я всегда уточняю, как оформляют — официально или нет, а также график работы в компании. Для меня важно быть трудоустроенной официально и заканчивать работу не позже 18, чтобы успевать за ребенком в детский сад. И если по телефону работодатель говорит, что все в компании работают до 19 и сдвинуть график нельзя, я больше не рассматриваю эту вакансию.
На личной встрече работодатель и соискатель знакомятся, обсуждают условия работы и общаются, чтобы понять, подходят они друг другу или нет.
Виды собеседований
Собеседования бывают нескольких видов: личная встреча, общение с группой кандидатов или специальная комиссия.
Личная встреча. Работодатель и соискатель встречаются один на один. Собеседование в формате личной встречи делится на несколько подвидов. Расскажу подробнее о каждом.
При структурированном собеседовании работодатель задает кандидату спокойные и последовательные вопросы об образовании, опыте работы, причинах поиска новой работы, ожиданиях и карьерных планах. С него начинаются все встречи, и задача такого интервью — познакомиться с кандидатом и узнать его получше.
При проективном собеседовании работодатель просит кандидата оценить людей или поступок определенного персонажа. В его основе лежит представление, что человек переносит свой жизненный опыт на других людей и таким образом объясняет их поведение. Например, работодатель спрашивает, почему люди врут. На основе ответа кандидата делает вывод, почему обманывает именно он. Или задает вопрос, что мотивирует людей делать свою работу лучше, и слышит причины, которые важны для самого кандидата.
При собеседовании по компетенциям, или поведенческом интервью, работодатель просит соискателя рассказать о различных ситуациях, которые произошли с ним на прошлой работе. Например, в каких именно случаях пригодились качества кандидата из резюме — ответственность и исполнительность. Таким образом он оценивает компетенции — способности человека, которые помогают ему эффективно выполнять свою работу. И соотносит их с качествами, которые, по его мнению, будут нужны на этой должности.
При стресс-интервью работодатель создает напряженную для кандидата обстановку: задает провокационные вопросы и делает так, чтобы кандидат чувствовал себя неловко, злился и испытывал всю гамму чувств. Например, он может заявить, что не ждал кандидата, или заставить ждать встречи несколько часов, осуждать внешность, игнорировать во время беседы, задавать неудобные вопросы и кричать. Задача стресс-собеседования — выяснить, как соискатель реагирует и действует в нестандартных ситуациях.
Из опыта могу сказать, что компании, которые используют стресс-интервью, как правило, не заслуживают внимания кандидатов. Под стрессовыми методиками часто понимают, например, такие:
Это неэффективно и плохо влияет на HR-бренд компании — соискатели рассказывают о таких вещах в соцсетях и делятся с коллегами. Если это узкая сфера, весть о методах быстро разлетается среди потенциальных кандидатов. Сильные и успешные кандидаты вряд ли пойдут в такую компанию. Поэтому нормальные компании, которые заинтересованы в сильных сотрудниках, обычно не устраивают стресс-интервью.
Если вы пришли на собеседование в компанию, ведите себя так, чтобы не возникло «критических факторов», которые могут помешать работодателю сделать выбор в вашу пользу. Расскажу реальный случай из практики: соискательница на должность личного помощника вела себя сдержанно и профессионально, когда ее собеседовала я. Когда она встретилась с руководителем компании, то вдруг стала кокетничать, облизывать губы и призывно улыбаться. Ее не взяли.
Еще собеседование — повод рассказать о себе чуть больше, чем есть в резюме. Например, однажды мы искали человека на должность директора по развитию компании, чтобы он тесно работал с отделом маркетинга, продажами и отвечал за новые рынки. Кандидатов было несколько, и заказчик сомневался, кого выбрать.
На личном собеседовании выяснился интересный факт — один из соискателей участвовал в строительстве здания, в котором находился офис компании заказчика. И именно ему отдали предпочтение: заказчик почувствовал связь с кандидатом. Очень часто конечное решение принимается иррационально, особенно если все кандидаты достойные.
Работодатель может сочетать перечисленные выше виды собеседований и таким образом отсеивать кандидатов, которые не соответствуют его ожиданиям.
В целом задача личного интервью — познакомиться с кандидатом, понять уровень его знаний и компетенций, оценить квалификацию и заинтересованность в данной вакансии. Собеседование может проводиться в один или несколько этапов. Если этапов несколько, соискатель сначала встречается с менеджером по персоналу, затем — с заместителем руководителя или с непосредственным руководителем. Сколько именно будет встреч и в какой последовательности они пройдут — зависит от компании.
Я проходила все виды собеседований, кроме стресс-интервью. В интернете пользователи делятся историями, как работодатели им хамили, запирали в переговорной и даже курили в лицо.
Групповое интервью проводят в случае, когда желающих занять свободную должность много и работодателю нужно быстрее отобрать подходящих кандидатов из группы соискателей. Обычно таким образом отбирают соискателей на должности в сфере ритейла — продавцов, администраторов и тех, кто работает с покупателями или клиентами за пределами офиса. Еще — управленцев, промоутеров или когда нужны активные кандидаты.
Задача группового собеседования — отсеять неподходящих и сосредоточиться на тех, кто проявил себя и прошел первичный отбор. Здесь важно быть активным, инициативным и дружелюбным к другим соискателям. А если собеседование проходит в форме игры, важно стать главным в команде и показать, что вы умеете сотрудничать и подчинять других людей. Ведь именно таких соискателей приглашают на второй этап и потом берут на работу.
Пока училась в вузе, я подрабатывала промоутером. И примерно раз в два-три месяца проходила собеседование в формате групповой встречи для работы на новой акции. Однажды меня не взяли на работу, потому что я слишком тихо рассказала о себе. На следующих интервью я старалась быть громкой и активной — чтобы взяли.
Комиссия. Это формат собеседования, на котором присутствует несколько представителей компании и один кандидат. Комиссия задает кандидату вопросы и после встречи ставит ему оценки. В результате комиссия оценивает всех кандидатов и выбирает среди них лучшего, чтобы пригласить на работу. Интервью с комиссией обычно проводят при поступлении на госслужбу.
Этапы собеседования
Этапы собеседования различаются в зависимости от вида интервью и подхода компании к найму персонала. Сценарий индивидуальной встречи будет одним, а общения с группой кандидатов — другим.
Этапы индивидуального собеседования обычно такие:
Похожие этапы и у интервью с комиссией.
Последовательность этапов индивидуального собеседования может различаться. Работодатель может предложить выполнить тестовое задание до, во время или после встречи или не давать его вообще.
Тестовое задание позволяет оценить реальные навыки и умения кандидата. Обычно его дают людям творческих профессий или таких, для работы по которым требуются специальные навыки, например дизайнерам, редакторам, программистам. В качестве тестового задания дизайнеру предложат нарисовать баннер, редактору — привести текст в порядок, программисту — написать код.
Если кандидат справился с тестовым заданием и устраивает работодателя, его приглашают на повторную встречу, стажировку или сразу на работу. Личных встреч и заданий может быть несколько — это зависит от компании. Как правило, чем она крупнее и серьезнее, тем тщательнее проверяет кандидата перед приемом на работу.
Этапы общения с группой кандидатов такие:
Работодатель дает обратную связь в тот же день или через несколько дней после собеседования. Если работодатель не сказал о ней на встрече, уточните после встречи, когда ждать ответ.
Групповое интервью — обычно первичный этап отбора. Успешных кандидатов приглашают на второй этап собеседования — личное интервью. А оно обычно проходит по сценарию, который я описала выше.
Методы отбора кандидатов на собеседовании
Кандидатов на собеседовании могут отбирать разными способами. Расскажу о самых распространенных.
Анкетирование. На первом этапе большинство компаний предлагает соискателю заполнить анкету и рассказать в ней о себе. Это вспомогательный метод отбора, который позволяет получить о кандидате больше информации, чем есть в резюме. Например, в анкете могут быть вопросы о вашей семье и увлечениях. Заполнить анкету просят в больших компаниях для проверки кандидата службой безопасности.
Беседа с менеджером по персоналу строится таким образом, чтобы выяснить, подходит ли кандидат на должность и насколько он в ней заинтересован. Обычно рекрутер просит кандидата рассказать о себе и задает вопросы об образовании, опыте работы, спрашивает, чем заинтересовала вакансия и компания и чего он ожидает от работы. Специальные знания и навыки менеджер не проверяет, но может передать тестовое задание или запросить портфолио, чтобы показать его руководителю.
Собеседование со штатным психологом бывает двух видов: беседа и специальные тесты. В ходе беседы психолог оценивает поведение кандидата — его жесты, мимику и интонацию — и сопоставляет поведение с той работой, на которую претендует соискатель. Например, если это работа с людьми, психолог оценивает, насколько общителен и стрессоустойчив кандидат.
В качестве упражнений психолог может предложить различные тесты, например:
Тестирование. Если для работы нужны специальные знания и навыки, работодатель предложит соискателю тестовое задание. Так он убедится, что кандидат сможет справиться с должностными обязанностями.
Интервью на иностранном языке проводят, когда для работы нужен иностранный язык. Обычно работодатель просит рассказать о себе и задает простые вопросы, например, почему вы ушли с прошлой работы, какими достижениями гордитесь и чем увлекаетесь.
Проверка на полиграфе, изучение мимики, почерка и отпечатков пальцев кандидата — все это законные методы отбора.
Бояться подобных исследований не стоит. Наоборот, работодатель, который предлагает пройти довольно дорогостоящую процедуру, скорее всего, сильно заинтересован и еще раз хочет убедиться в вашей честности.
Я проходила через многие методы отбора кандидатов, кроме беседы с психологом и проверки на полиграфе и почерка. Чаще всего в компании использовали несколько методов отбора: анкетирование, беседу с рекрутером и тестирование. Интервью на английском я проходила всего два раза в жизни, но в работе язык мне так и не пригодился. А вот тестовые задания я делала часто. Последние полгода я работала интернет-маркетологом, и при найме на работу работодатели просили подтвердить специальные знания: собрать семантическое ядро, составить медиаплан и подготовить несколько рекламных объявлений.
Как подготовиться к собеседованию
Резюме не заменит личной встречи работодателя и соискателя. И к собеседованию важно подготовиться. Подготовка не гарантирует трудоустройство, но повышает шансы перед неподготовленными кандидатами.
Наберите номер работодателя, когда доберетесь до здания, в котором находится офис. Если работодатель встретит вас внизу, по дороге в офис обсудите нейтральную тему, например погоду или пробки. Это снимет напряжение и настроит на разговор.
Уточнение места и времени собеседования. Если вы потеряли записку с адресом и временем интервью, позвоните работодателю и все это уточните. Это лучше, чем если вы опоздаете на интервью или не придете на него вообще.
Сбор информации о компании. Загляните на сайт компании и убедитесь, что сфера ее деятельности вам интересна и вы разделяете ее ценности. Посмотрите на фотографии команды, карту с расположением офиса. Прочитайте отзывы бывших сотрудников о работе в компании. Моменты, которые смущают, запишите и обсудите на собеседовании.
Подготовка рассказа о ключевых моментах карьеры. На собеседовании работодатель будет спрашивать о прошлой работе: каких результатов на ней вы добились, с какими трудностями столкнулись, как видите свою карьеру дальше — и задавать другие подобные вопросы. Подготовьте примеры, которые покажут ваши знания, опыт, компетенцию.
Подготовка вопросов работодателю. На собеседовании вопросы задает не только работодатель, но и кандидат. Подготовьте вопросы об обязанностях, зарплате, перспективах работы в компании и организационных моментах.
О работе и обязанностях:
Об организационных моментах:
Задайте другие вопросы о компании, ответы на которые вам важно узнать.
Дресс-код для собеседования. Дресс-код в компании может быть строгим, демократичным или его может не быть вообще. Загляните на сайт компании и посмотрите фотографии ее сотрудников, чтобы понять, как принято одеваться в этом офисе. Если фотографий нет или на них непонятно, как одеваться, позвоните в компанию и уточните этот момент. Или соблюдайте одно правило: одежда и обувь должны быть сдержанными и удобными. Они не должны сковывать движений, быть откровенными или слишком яркими.
Подготовка в офисе перед собеседованием. Прежде чем зайти в офис, пройдите в уборную или посмотрите в зеркало и убедитесь, что выглядите опрятно. Позвоните работодателю и предупредите, что вы приехали. Он может за вами спуститься или предложить зайти в офис самостоятельно. В переговорной достаньте ручку и блокнот с подготовленными для работодателя вопросами.
Как вести себя на собеседовании
На собеседовании я всегда волнуюсь, хотя нужно вести себя уверенно. Поэтому я держу в голове три правила на тот случай, если буду сильно нервничать:
Установление контакта. Любая беседа начинается со зрительного контакта и приветствия. Поздоровайтесь, улыбнитесь и, если считаете уместным, начните разговор на нейтральную тему, например о погоде и пробках на дороге, если не сделали это в лифте или по пути в переговорную. Но много не болтайте — пусть работодатель уже начнет собеседование.
Рассказ об организации. Собеседование начинается с рассказа о компании: ее истории, результатах и планах. Даже если вам кажется, что рассказ затянулся, не перебивайте работодателя — пусть спокойно его закончит. После задайте несколько уточняющих вопросов о компании, если они появились. Задать пару вопросов желательно, чтобы работодатель не подумал, что вы его не слушали или не заинтересовались компанией.
Интервью. После монолога о компании начинается интервью. Сначала вопросы задает работодатель к соискателю, потом — наоборот. Какие именно вопросы вам будут задавать, заранее неизвестно. Но будьте готовы услышать провокационные или вопросы о личной жизни. Например, женщин спрашивают, собираются ли они в декрет. Если вы не хотите отвечать на вопрос, скажите об этом работодателю и добавьте причину, по которой не хотите этого делать.
Обратная связь. Спросите, в течение какого времени работодатель даст обратную связь и куда звонить или писать, если не получили ответа в установленное время. Спросите, как лучше связаться с работодателем, если у вас появятся вопросы.
Окончание встречи. Поблагодарите работодателя за интервью и попрощайтесь.
Вопросы и ответы на собеседовании
Есть вопросы, которые на собеседовании задают большинство работодателей. И ответы на них лучше продумать заранее, чтобы показать себя с лучшей стороны. Вот эти вопросы.
Кем вы видите себя в компании через пять лет. Задавая такой вопрос, работодатель хочет понять, соответствуют ли друг другу ваши планы и планы компании, сможете ли вы реализовать их на новом месте и чего хотите от карьеры.
В компании может быть определенный сценарий развития карьеры. Например, когда ассистент становится младшим специалистом, затем — просто специалистом, руководителем отдела и, наконец, директором. Градация может различаться в зависимости от компании. Здесь важно понять, она есть или нет. Сценария развития карьеры может не быть вообще: вот есть одна должность, и никуда с нее не деться, кроме как перейти в другой отдел или уволиться.
Чтобы ответить на вопрос, на какой из должностей вы бы хотели работать и через какое время, узнайте о численности и структуре компании: из каких отделов она состоит, какие должности есть в отделах. Если информации о структуре компании в открытом доступе вы не нашли, попросите работодателя рассказать об этом.
Причина увольнения с предыдущего места работы. Если вы опытный работник, с вероятностью 99,9% работодатель спросит вас о причинах увольнения с прошлых работ.
Причины для увольнения бывают такими:
Есть и другие причины. Но, какой бы она ни была, расскажите о ней честно.
Если вы добились высоких результатов на предыдущем месте и не видите на нем дальнейшего роста, так и скажите и перечислите прошлые достижения. Добавьте, что перед увольнением обсудили перспективы роста с прошлым начальником и не нашли решения, которое бы устроило обоих.
Если на прошлой работе не устраивала зарплата, не стесняйтесь об этом сказать. Но будьте готовы к вопросам о том, каких результатов вы добились, почему вас нужно было повысить и что вы для этого сделали.
Если вас уволили или сократили, расскажите рекрутеру о критериях увольнения или сокращения, чтобы стало понятно, что дело было не в вашей компетентности.
Почему должны выбрать именно вас. На одну позицию обычно претендует несколько кандидатов. И задавая такой вопрос, работодатель хочет услышать, какие преимущества есть у кандидата и как они помогут ему справиться с работой. Эффективный ответ — привести примеры своих профессиональных навыков и достоинств и сопоставить их с теми, которые требуются для этой работы.
Покажу, как это сделать, на примере вакансии бухгалтера:
Требование | Ваш опыт |
---|---|
Среднее специальное или высшее экономическое образование | Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» |
Опыт работы бухгалтером не менее двух лет | Работаю бухгалтером 4 года |
Опыт работы бухгалтером на участке «Расчеты с покупателями» и «Зарплата» от 1 года | Работала на участке «Расчеты с покупателями» 1 год и на участке «Зарплата» — 2 года |
Знание законодательства в рамках участков «Расчеты с покупателями», «Зарплата» и «Начисление налогов с ФОТ» | Да, знаю. Умею работать в правовых базах и отслеживать изменения в законодательстве |
Уверенное владение программами 1С 8.2, 8.3, ЗУП 8.3 и системой « Банк-клиент » не менее двух лет | Работала в 1С 8.2, 8.3 в течение четырех лет, с « Банк-клиентом » — всего год |
Если разложить по полочкам требования на должность и свой опыт, получится такая таблица. И на основе нее легко составить краткий и аргументированный ответ.
Почему хотите работать именно у нас. Чтобы ответить на вопрос, оцените предложения других компаний и выпишите, что отличает предложение этой компании от остальных. Расскажите работодателю, что в этой вакансии особенно вас привлекает: задачи, перспективы, политика и корпоративная культура, местоположение. При прочих равных условиях компании обращают внимание на лояльность соискателя к ней. И если вы уже знакомы с деятельностью компании, расскажите об этом и отметьте, что вам понравилось: например, что компания приняла участие в экологическом или другом важном проекте.
Что вы сделаете, если начальник окажется неправ и это может навредить компании. Ответьте так, как бы вы поступили на самом деле, и расскажите почему. Ваша задача — не понравиться работодателю, а найти компанию с похожими ценностями.
Почему так долго искали работу. Задача такого вопроса — понять причины, по которым вы до сих пор не устроились, и ваше отношение к этому. Отвечайте честно. Занимались профориентацией, повышали квалификацию, не искали работу по семейным причинам, и это первое собеседование за полгода — какой бы ни была причина, она всегда нормальная для поиска новой работы. Но только не называйте как причину, что вас никуда не берут.
Какими лучшими качествами вы обладаете. В ответе на вопрос расскажите о качествах, которые помогают вам работать продуктивнее. Если претендуете на должность аналитика, скажите об усидчивости, внимательности и ответственности. Если устраиваетесь журналистом или пиар-менеджером, скажите о своей общительности, креативности и настойчивости.
На какую зарплату рассчитываете. Приведите конкретные цифры или вилку, минимальная цена в которой вас устраивает. Посмотрите зарплаты специалистов вашего уровня и соотнесите желаемую зарплату с рыночной. Посчитайте, сколько вы тратите на нужды — аренду квартиры, коммунальные услуги, продукты, спорт. Добавьте сумму, которую хотите получать сверху, чтобы откладывать или тратить на более приятные вещи. Гораздо лучше не сойтись с работодателем в цене, чем выйти на работу с зарплатой, которая вас не устраивает.
Какие ошибки вы совершали на предыдущей работе. Не игнорируйте такой вопрос. Лучше подготовьте историю о неудаче и расскажите, какой урок вы вынесли из неудачного опыта.
Работодатели не ждут, что кандидат на открытую должность будет идеальным. Они хотят понять, умеете ли вы признавать свои ошибки и извлекать из них уроки. И что вы понимаете под ошибками.
При подготовке истории об ошибках рекрутеры советуют использовать технику STAR. Вот формула:
ситуация — задача — действие — результат (Situation — Task — Actions — Results).
Начните с предыстории: составьте краткий обзор ситуации, например, расскажите, кем вы работали и в каком именно проекте произошла неудача. После — подробности, что именно случилось и привело к провалу. Потом расскажите, как вы нашли выход из ситуации или справились с переживаниями и избавили от них коллег.
Если отказаться отвечать на вопрос, работодатель может решить, что вы скрываете серьезный провал, не идете на риск, не устанавливаете высокую планку и, соответственно, не терпите неудач или считаете себя слишком идеальным.
Когда вы приходите на собеседование, спросите себя честно, чем вы действительно хотите заниматься в своей трудовой деятельности. Есть и другие вопросы — в какой команде ваша работа будет более продуктивна или в какой компании вы действительно могли бы приносить пользу. Когда вы честно ответите на подобные вопросы, вы сможете точно определить, куда и для чего вы хотите пойти.
Я наблюдаю, что очень много людей плывет по течению. Они ходят на разные собеседования и хотят быстрее трудоустроиться. Отказ они воспринимают как поражение, что очень сильно влияет на самооценку. Поэтому они изучают информацию о компании, собирают обратную связь и выстраивают свой успешный «образ продажи». Зачастую получают желаемую должность и зарплату. Но потом им приходится отыгрывать образ, который они продали работодателю, каждый день. И часто этот образ не соответствует реальности. Наступает разочарование, а потом — профессиональное выгорание.
В моей практике было всего несколько случаев, когда кандидаты честно признались на собеседовании, что вакансия, на которую они откликнулись, оказалась нерелевантна их ожиданиям. Хотя описание подходило к их опыту на 100%.
Например, кандидат на позицию личного помощника генерального директора призналась после беседы, что ей интереснее сфера маркетинга. Образование и личные качества — внимательность, усидчивость и хорошие аналитические способности — позволяли ей попробоваться на такую вакансию. Мы нашли ей вакансию в этой сфере, и до сих пор она успешно работает там.
Еще есть другой важный момент. Каждая вакансия подразумевает под собой набор определенных компетенций — знаний и навыков, которые необходимы для данной работы, личностных особенностей, чтобы встроиться в корпоративную культуру, и внутренние неформальные правила компании. И если рекрутер наблюдает на собеседовании за человеком и по его поведению понимает, что он не сможет встроиться в эту культуру, он отказывает. Кандидаты принимают отказ близко к сердцу, так как не понимают причину отказа или вовсе ее не слышат.
Такие вещи, например внутренние правила, не всегда транслируются в открытую. Но рекрутер не будет их скрывать, если спросите. Лучше задавать больше вопросов, с какими сложностями придется столкнуться или почему в вакансии есть такое требование, как стрессоустойчивость или гибкость. Обычно это значит, что есть рабочие ситуации, в которых придется подстраиваться под существующие условия и постоянно проявлять эти качества. Если рекрутер спрашивает о конкретных ситуациях и вашем возможном поведении, в большинстве случаев на работе вам придется столкнуться именно с этим.
И последний, но серьезный момент. Наибольшее раздражение у всех рекрутеров вызывают заученные и шаблонные фразы из интернета. Готовиться важно, но будет замечательно, если на каждую заученную фразу или вашу характеристику вы приведете несколько подтверждающих примеров из жизни. Например, не просто скажете, что вы умеете проявлять гибкость, но и приведете примеры этого с прошлых работ.
Что делать после собеседования
После собеседования подождите решения и, если хотите, напишите благодарственное письмо.
Чтобы принять решение о найме, работодателю нужно время. Он оценивает кандидатов, сравнивает их друг с другом и делает предложение тому, кто, по его мнению, больше подходит компании. На время это нужно 7—10 дней или больше в зависимости от подхода компании к найму персонала. Если работодатель долго не отвечает, позвоните или напишите ему письмо и спросите о результате встречи. Если оказалось, что собеседование вы провалили, попросите дать обратную связь: чем вы понравились и что стало причиной отказа в приеме на работу.
Сразу после встречи можете поблагодарить работодателя за встречу и предоставленный шанс стать частью коллектива.
Ошибки соискателей на собеседовании
Соискатели совершают ошибки, которые мешают им устроиться на работу.
Страх или синдром «застенчивого студента». Неуверенное поведение портит впечатление о вас как специалисте и сводит шансы на прохождение собеседования к нулю. Даже если вы подходящий кандидат на эту должность и уверенный человек по жизни, не будьте робким на встрече. Перед встречей сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, попейте воды, расправьте плечи, улыбнитесь — все это снимает напряжение. Принимайте участие в беседе на встрече — так вы отвлечетесь от волнения.
На собеседованиях я ужасно стеснялась и боялась, что меня не возьмут на работу. Сразу после вуза я ушла в декрет и три года нигде не работала. На работу меня долго никто не брал. Тогда я просто хотела работать, неважно, где и кем. На интервью старалась угодить и понравиться работодателю — лишь бы меня взяли. После двух нелюбимых работ я поняла, что не надо стремиться понравиться. Надо разобраться, где и кем хочешь работать, и идти к работодателю.
Неподготовленность. Если вы не знаете, чем занимается компания, в нее вас, скорее всего, не возьмут. Еще вы попадете в неловкую ситуацию, если работодатель задаст вам вопрос об организации, а вы не сможете внятно на него ответить. Например, он может спросить, что вам известно о компании и ее успехах за последнее время.
Перевод интервью в беседу по душам. Собеседование строится по определенному сценарию, и в нем всегда есть место для вопросов кандидата к работодателю. Задавая вопросы, соискателю важно не перейти на личные темы и не начать изливать душу работодателю. Запретные темы на собеседовании: личная жизнь, религия, политика, музыкальные и кулинарные пристрастия, если они не связаны с должностью.
Если интервью в беседу по душам переводит рекрутер, вежливо спросите его, остались ли к вам другие вопросы и когда ждать обратную связь.
Подавленность и плохое самочувствие. Если вы почувствовали себя плохо, договоритесь перенести интервью и расскажите о причинах потенциальному работодателю. Если так произошло в офисе, предупредите, что вам плохо, и попросите воды. Ни один работодатель не захочет принимать на работу человека со слабым здоровьем. И если вы заболели, перенесите встречу и пройдите интервью в здоровом состоянии.
Когда вы подавлены или расстроены, перенесите встречу или откажитесь от нее, если работа вам не кажется привлекательной. Равнодушных кандидатов редко берут, и вы только потеряете собственное время и отнимете его у работодателя.
Вульгарное поведение не оценит ни один работодатель. Будьте доброжелательны и вежливы, адекватны в своем поведении. Если вас что-то разозлило на интервью, например некорректные вопросы от работодателя, откажитесь на них отвечать и спокойно мотивируйте свой отказ.
Вот еще распространенные ошибки соискателя:
Особенности собеседования на руководящую должность
Любая должность требует определенных знаний и навыков. И кандидаты на руководящую должность должны обладать определенным опытом и личностными качествами, которые позволяют им управлять подразделением и руководить людьми.
Собеседование на руководящую должность занимает больше времени, чем при найме рядового сотрудника. И всегда это не одно интервью, а несколько встреч с самыми разными лицами компании — от рекрутера до генерального директора.
Вопросы на таком интервью будут разными: об опыте работе, достижениях, провалах, ответственности, характере соискателя и его личных качествах, планах на будущей работе. Скорее всего, кандидата будут не только спрашивать, но и тестировать различными способами, чтобы проверить: