что нужно чтобы стать учителем русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Среднее профессиональное образование
+ программа профессиональной переподготовки
дистанционно
Мечтаете стать учителем? Получите сразу два диплома и возможность выбирать из большего числа вакансий!
Дистанционная форма обучения
Возможность сократить срок обучения
Фиксированная стоимость на весь период
о профессии
В 2020 году Роструд включил профессию учителя русского языка и литературы в число наиболее востребованных в сфере образования. Этот педагог обучает учеников грамотной письменной и устной речи, воспитывает в них любовь к родному языку и словесности, помогает готовиться к экзаменам.
Выпускники школ сдают обязательный ЕГЭ или ГВЭ по русскому языку, поэтому репетитор по русскому языку — востребован. В Яндексе его услуги ищут 30 тысяч раз в месяц.
Плюсы профессии
карьерный рост и заработная плата:
Учитель русского языка и литературы в государственной или частной школе
Репетитор по русскому языку и литературе
Преподаватель русского языка и литературы в учреждении высшего или среднего профессионального образования
УЗНАЙТЕ, КАК ВЫГОДНО ВЫУЧИТЬСЯ НА
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА!
Оставьте свои контактные данные и получите вместе с основной профессией вторую квалификацию бесплатно!
УЗНАЙТЕ, КАК ВЫГОДНО ВЫУЧИТЬСЯ НА
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА!
что говорят наши слушатели
Лобань Алла Юрьевна
Завьялова Алена Сергеевна
Байгулова Анастасия Валерьевна
Хаванских Лилия Владимировна
Кудряшова Елена Сергеевна
Файферт Оксана Александровна
Кудряшова Елена Сергеевна
Юсупова Зива Байрамалиевна
Гостева Мария Витальевна
Веденеева Инна Леонидовна
Буравлёв Михаил Михайлович
Требования
Где учиться на учителя русского языка и литературы?
В вузе — после 11 класса и сдачи ЕГЭ. Абитуриенты сдают экзамены по русскому языку, литературе, обществознанию. Те, кто не набрал проходной балл вуза, учатся на коммерческой основе. В 2020 году стоимость обучения — от 24 до 244 тысяч рублей в год. В колледже — без ЕГЭ, после 9 или 11 класса. В АНПОО «НСПК» студенты получают сразу две специальности: учитель начальных классов и учитель русского языка. Это увеличивает перспективы успешного трудоустройства, карьерного роста и большого заработка. Обучение проходит дистанционно, без выездов на сессии. Можно продолжать работать, воспитывать ребенка, заниматься творчеством. Для учебы нужен только компьютер с выходом в интернет. Студенты получают круглосуточный доступ к образовательной платформе и учатся в комфортном темпе.
Какие предметы нужно сдавать?
Длительность обучения составляет:
Два диплома, вторая квалификация в подарок!
Диплом государственного образца
о среднем профессиональном образовании
Диплом о дополнительном профессиональном образовании
Второй диплом увеличивает шансы на более высокую заработную плату и вашу востребованность на рынке труда!
Предлагаемые программы обучения
Учитель начальных классов + Учитель русского языка
Профессия: учитель русского языка и литературы
Человеку, которому нравится работать с детьми, стоит попытаться связать свою жизнь со сферой образования. Существует много различных профилей, по которым готовят будущих педагогов, но остановимся на профессии учителя русского языка и литературы.
Учителем-предметником можно стать, сдав ЕГЭ и поступив в вуз по выбранному профилю, либо написав вступительные экзамены внутри учебного заведения. Будущим учителям предстоит сдавать русский язык, литературу и обществознание. Но нужно учитывать, что требования к испытаниям у каждого университета разнятся.
Характеристика специальности
Учитель русского языка и литературы – тот человек, который формирует личность ученика, его коммуникативные навыки, прививает любовь к слову. Он использует многовековое наследие мировой и отечественной литературы, богатство языковой культуры.
Он занимается решением таких задач, как:
Преподаватель русского языка и литературы может работать в педагогической сфере, например, в государственных и частных школах, гимназиях или иных учебных заведениях. Также эта специальность позволяет получить место журналиста, редактора, библиотекаря. Профессионалов ждут в крупных компаниях, ведь грамотные люди нужны везде.
Личные качества педагога
Чтобы стать хорошим наставником и грамотно преподавать свой предмет, учитель обязан обладать особыми врожденными и приобретенными качествами характера. Среди них:
Стоит ли поступать в вуз на специальность?
Любовь к литературе и к языку – хорошие качества, но этого мало. Задача педагога заключена не только в том, чтобы любить эти предметы, но и в том, чтобы грамотно передавать знания младшему поколению. С детьми нужно уметь находить общий язык, владеть различными методиками обучения. Часто попадаются проблемные ребята, с которыми тоже придется работать. Существует большой объем работы, связанный с разработкой планов, проверкой тетрадей и составлением отчетов. В любом случае, профессия престижна и ценится в обществе. Педагог данного профиля получит качественное гуманитарное образование.
Перспективы профессии
Преподаватель русского языка и литературы может стать завучем или директором школы. Или же перейти в управление образования по району, краю. Отличная перспектива – открытие собственной школы. Для этого стоит отточить профессиональное мастерство, собрать портфолио, получить категорию. За активную работу учителей награждают премиями, медалями, званиями и многими другими знаками почета.
Можно преподавать гражданам из других стран, получив сертификат о прохождении курсов преподавания русского языка как иностранного. Это позволит расширить область специализации, работа обеспечит хороший заработок и даст новые возможности взглянуть на язык в контексте всех тонкостей. Русская литература очень богата, разнообразна, насыщена устаревшими словами и историзмами, что вызывает сложности в ее изучении иностранцем. Задача педагога – передать национальный колорит речи.
Профессия учителя русского языка и литературы включает в себя решение большого спектра задач. Особенность работы кроется в непрерывном взаимодействии с обществом – детьми, их родителями, коллегами. Учителя выполняют важную функцию – передачу знаний языка, на котором говорит огромная страна. Очень непросто пробуждать интерес к своему предмету, решать организаторские задачи по улучшению методики преподавания, взаимодействовать с широким кругом людей, но если ко всему этому есть готовность – школа обязательно откроет двери целеустремленным и бескорыстным профессионалам.
Как стать учителем литературы
У вас есть литературное чутье и гуманитарное образование, но нет квалификации «учитель литературы»? Тем не менее, вы жаждете преподавать литературу детям? Как и с чего начать, если есть желание работать учителем, но нет представлений о том, как это делается, и с чего стоит начинать?
Проверьте себя на готовность
Преподавание литературы – что ни говори, отличный вариант работы для писателя. Но для того чтобы преподавать, неважно где – в школе, университете или любом другом образовательном учреждении – необходима компетентность. Вы должны владеть предметом, знания о котором хотите передать детям. Если вы жаждете преподавать литературу, то вы должны изучить весь учебный материал. Из этого пункта вытекает следующий. Естественно, что вы не будете преподавать весь курс литературы от древних времен до наших дней. Поэтому подумайте, литературе какого времени вы хотели бы учить детей. Это могут быть несколько периодов и несколько учебных курсов. Определившись, приступайте к изучению материала.
Однако учитель – это не знаток в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», поэтому одного знания предмета недостаточно, чтобы быть ассом в своем деле. Учитель – на треть артист, на треть наставник, и на последнюю треть – источник знаний. Поэтому быть эрудитом и интеллектуалом недостаточно. Нужно уметь передать свое знание другому. А учителю приходится иметь дело с самым сложным народом на свете – с детьми. Передать свое знание детям или подросткам куда сложнее, чем проделать ту же операцию со взрослым. В основном же, многое зависит от ваших личных качеств. От доброжелательности, отзывчивости, внимательности, психологической устойчивости и просто любви к детям. Если вас тянет в школу, то, вероятно, вы обладаете всеми этими качествами. И если вы идете в школу на собеседование, важно это показать. Вас привлекает сама идея преподавания детям – и именно это является вашим основным козырем. Продемонстрируйте свой азарт, свое необузданное желание быть учителем, расскажите, что вы можете доходчиво и интересно излагать учебный материал.
Отбор специалистов в школе проводит директор. Поэтому на собеседовании соискателю предстоит разговор со своим начальством. Важно, с одной стороны, зарекомендовать себя как знатока в своей области, а, с другой – как хорошего организатора и человека с современным мышлением. В школе учителю придется отвечать за организационные моменты. Это стоит учитывать, отправляясь на собеседование».
Составьте программу
Перед тем как отправляться на встречу с директорами школ, вам нужно будет составить план занятий и уроков. Сделать это можно по специальной методической литературе, которая в больших количествах продается в книжных магазинах. Есть специальные пособия для учителей-практиков о том, как вести уроки, о психологических особенностях проведения занятий. Есть методическая литература, где расписаны готовые планы уроков – вы можете вести занятия, полностью ориентируясь на них. Однако ни один профессиональный учитель не отдается методической литературе без остатка. Поэтому вы можете взять методическую литературу за основу и составить собственные конспекты уроков, ориентируясь в том числе на лекции по литературе, которые вам читали в университете.
Используйте весь подручный материал, всю имеющуюся информацию. Подготовьте визуальный материал: фотографии авторов, книжные иллюстрации. Подготовить план занятий можно, ориентируясь на образцы, размещенные на образовательных Интернет-порталах. Там же можно почерпнуть информацию об психологических особенностях преподавания в школе. Вы сможете пообщаться с учителями и преподавателями на профессиональных форумах, а в специальных разделах вам могут встретиться вакансии и предложения работы.
Как искать нанимателя
Несколько слов о методике поиска работы. Скорее всего, наиболее удачным будет личный обход школ. Как правило, штат на будущий учебный год формируется в конце текущего, то есть в мае. Но и в течение учебного года иногда освобождаются рабочие места, поэтому вы смело можете приступать к поиску.
Приходите на собеседование со всем наработанным методическим материалом. Разместите свое резюме на сайтах, посвященных трудоустройству – это не самый популярный способ подбора учителей, и тем не менее шансы увеличатся. На сайте Комитета по образованию размещены координаты петербургских школ, предоставлена информация о трудоустройстве молодых специалистов. Есть смысл обратиться в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования и зайти на сайт академии.
Что нужно чтобы стать учителем русского языка и литературы
Когда я выбирала, куда поступлю, у меня не было точного представления о будущей профессии. В школе делала упор на русский язык и литературу — просто было интересно. В итоге поступила на филологический факультет и поняла, что это моё.
Филфак — не про прибыльную работу сразу после выпуска, а про бесконечную любовь к слову и энтузиазм.
Я окончила МГУ с красным дипломом и поступила в аспирантуру — там было много педагогической практики. Поняла, что людям, которых я учу, это нравится, и решила остаться в сфере образования.
Преподавала в том числе русский как иностранный для американцев, которые приезжали в МГУ на летние каникулы. Нужно было объяснять всю систему языка, а не отдельные правила. Это интересный опыт — американцы были заинтересованы в языке и культуре. Хотели читать Пушкина, Толстого и Достоевского в оригинале. Приходили в восторг от слов вроде «чуть-чуть». Грустили, узнав, что «выключатель» — это не профессия человека по аналогии со словами «учитель» или «строитель», а прибор для включения и выключения света.
Я осознанно перешла на дистанционный формат преподавания примерно за год до пандемии. Жизнь сложилась так, что времени на дорогу стало мало. Я не могла ездить от ученика к ученику и предложила всем ребятам перейти на дистанционный формат занятий.
Была готова к отказам, но не отказал никто. Общество уже было морально готово к онлайну — с эпохой интернета время и пространство сжалось в одну точку.
В чём миссия преподавателя?
Этот вопрос часто поднимается на педагогических конференциях. Особенность нынешнего века в том, что любая информация общедоступна — за секунду ученик может найти что угодно. Преподаватель — далеко не единственный источник информации. Google ответит ребёнку на вопросы гораздо быстрее, чем я.
Роль педагога сегодня — показать, что вообще существует и что может быть интересно. Ведь если нет вопроса, нет и поиска. Если ты не знаешь, что искать, не поможет даже сотня поисковых систем.
Иногда ребята спрашивают: «А зачем учить русский, если в каждом телефоне есть автокоррекция?» Миссия педагога — ещё и мотивировать на изучение предмета.
Я объясняю, что язык — это ты. Как ты говоришь — это и есть твоя личность. Мы узнаём человека в тот момент, когда он открывает рот, и начинаем делать какие-то выводы: какие слова использует, что и как именно выражает при помощи речи. Слушать человека — это единственный способ узнать его по-настоящему.
Владение русским языком — это и уровень будущей работы, и способность пройти собеседование, и многое другое. Поэтому надеяться на одну лишь автокоррекцию в телефоне не стоит.
Миссия преподавателя — показывать многообразие существующего, вдохновлять на поиск знаний и мотивировать.
Каковы минусы дистанционного обучения?
Иногда дети теряют концентрацию. Поэтому я использую принцип смены деятельности. Считается, что оптимально менять её каждые десять минут.
Десять минут я объясняю теорию, а потом говорю: «Давайте посмотрим, как это работает на практике». Ещё через десять минут предлагаю решить интерактивную задачу. Потом рассказываю какую-нибудь историю.
Основной способ, как не дать детям заскучать, — переключение.
Другой минус — недостаток невербальных сигналов. Чтобы установить контакт с человеком, мы считываем жесты и мимику. Это сложно передать дистанционно.
Чтобы компенсировать этот минус, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко посоветовала в начале каждого урока давать ребятам почувствовать, что педагог — живой человек. Спросить, как дела, пошутить, пообщаться. Психолог утверждает, что детям может не хватать человеческого общения на дистанционке — поэтому я всячески демонстрирую, что я настоящая.
Что делать, если ребёнку тяжело даётся русский язык?
На самом деле лингвистика не про заучивание правил, а про понимание. Когда ты думаешь, что тебе написать, ты решаешь такой же пример, как на алгебре. Занимаясь русским языком, мы тренируем свой мозг — и это приятное чувство.
Главный комплимент для меня — сообщение от ученика, которому тяжело давалась какая-то тема: «Я понял!». В этот момент моя миссия выполнена.
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Провожу время с двухлетним сыном. Мы катаемся с горок, кормим уток, прыгаем на батутах и бегаем в лабиринтах.
В планах защитить диссертацию — уже почти закончила работу над ней — и получить степень кандидата педагогических наук.
Если выдаётся минутка, стараюсь читать. Из последнего понравившегося — «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Про родительскую любовь и про то, как быть понимающим взрослым. Многое почерпнула и для преподавательской деятельности — мне важно, чтобы ученикам было приятно и интересно на занятиях.
Что пожелаете ученикам «Фоксфорда» и их родителям?
Ребятам — задавать больше вопросов и всегда интересоваться. Никогда не смотрите на мир, как на что-то обычное. Удивляйтесь и ничего не воспринимайте как должное!
Взрослым — почаще брать пример с детей. Вдохновляйтесь их природной любознательностью! Например, маленький ребёнок может рассматривать какую-то палочку на улице на протяжении получаса, изучая её, и не заскучать — это потрясающее умение.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Как стать учителем? Личный опыт студентки
Когда три года назад я заканчивала школу, уже было решено, что буду поступать в педагогический университет на филологический факультет, поскольку я хотела стать учительницей русского языка и литературы. Поступила в вуз с первого раза. Началась моя студенческая жизнь.
Учеба в вузе по сравнению со школой — как небо и земля. Здесь уже чувствуешь себя на другом, более взрослом уровне. Лекции, семинары, самостоятельная работа в библиотеке — все это способствует тому, что ты должен более ответственно относиться к своему образованию. Тут нет такого жесткого контроля, как в школе. Учиться мне всегда нравилось, поэтому я быстро вошла в новый ритм учебного процесса.
После окончания первого курса я решила поработать в летнем городском лагере, полагая, что личное общение с ребятами только укрепит меня в решении посвятить свою жизнь учительскому труду. Действительно, мне очень понравилось работать с разновозрастными детьми, которые по всяким причинам проводили свои каникулы в городе. Мы совершали интересные экскурсии по окрестностям, посещали музеи, городки аттракционов. В дождливую погоду проводили всякие конкурсы: на лучший рисунок, стихотворение, короткий рассказ.
Могу сказать, что многие ребята обладают разнообразными талантами. Главное, взрослым надо разглядеть талант каждого и дать ему развитие. Раз в две недели состав нашей группы обновлялся: кто-то уезжал с родителями на отдых, и для новичков освобождались места. Лето пролетело очень быстро. Я была довольна и счастлива, потому что внеклассная работа мне была по душе.
Новый учебный год начался на подъеме. Я встретилась со своими однокурсниками. Мы живо обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Многие из них путешествовали по России, нескольким счастливчикам удалось отдохнуть за границей. Во время учебного года я занялась репетиторством, недостатка в учениках у меня не было. Это были мои подопечные из летнего лагеря. Индивидуальные занятия с учениками проходили замечательно и приносили мне моральное удовлетворение. Кроме того, заработанные деньги были не лишними к моей стипендии.
К третьему курсу мы овладели азами учительского мастерства, уже были опытными в методических аспектах преподавания предмета, владели основами психологии. Наши преподаватели заложили в нас основы методологии, как надо учить детей. Иными словами, теоретически я была подкована на 100%, чтобы преподавать мой предмет. В конце третьего курса студентов ждало первое испытание: короткая педагогическая практика в школе. Хочу заметить, что основная практика преподавания в школе будет на 4 и 5 курсах, а пока… все с нетерпением и боязнью ожидали первого испытания.
Перед началом школьной практики каждый студент получил инструкцию, как себя вести. Основные положения этого руководящего документа сводились к следующему:
Нужно прийти в класс раньше звонка, чтобы проверить готовность к занятию. Со звонком дети заходят первыми, учитель — последним.
Учащиеся должны приветствовать учителя организованно.
Не стоит тратить время на поиски в журнале своего предмета, это нужно сделать заранее на перемене.
Начинать урок энергично и вести его так, чтобы каждый ученик был постоянно занят делом. Затянутые паузы, медлительность — это бич дисциплины на уроке.
Изложение материала урока должно быть интересным, с созданием проблемных ситуаций, чтобы включить мозги учащихся. Следует постоянно наблюдать за всем классом, особого внимания требуют те, кто постоянно отвлекается и мешает другим.
Нужно чаще обращаться с вопросами к тем ученикам, которые заняты на уроке посторонними делами.
Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников, но воздерживаться от излишних замечаний.
Порицая недисциплинированного ученика, стараться не прибегать к помощи других преподавателей, это не прибавит авторитета молодому учителю.
Инструкция была длинная и подробная. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, мы должны были провести неделю в школе. Мне достались малыши — пятиклассники. Переступив порог класса, я оказалась перед несколькими десятками любопытных глаз. Для детишек появление молодой практикантки — это целое событие. По сигналу своей учительницы класс встал и поприветствовал меня. Затем было мое краткое представление и напутствие, чтобы дети вели себя смирно и прилежно учились с новой учительницей-практиканткой.
Я очень волновалась, все теоретические знания одним мигом испарились из моей головы, не говоря уже о пресловутой инструкции, как себя вести. Чтобы прийти в себя, я полистала журнал в поисках своего предмета. Класс, предоставленный сам себе, тихо загалдел. Я взяла себя в руки и, повесив на уста фальшивую улыбку, изрекла: «Итак, ребята, сегодня мы будем обсуждать с вами рассказ «Муму». Дальше я произнесла несколько вступительных фраз, заготовленных заранее, глядя прямо перед собой. А ведь я должна была наблюдать за всем классом постоянно. Детки сразу сориентировались, и некоторые из них занялись своими собственными делами.
Как я заметила, один мальчик читал что-то на своем планшете, пара девочек живо обменивалась между собой СМС-ками. Несколько соседей по столу оживленно беседовали, один ученик смотрел непрерывно в окно, то ли мечтая, то ли считая ворон. Меня слушала примерно одна треть класса. Охваченная безумным волнением, я не знала, что делать. С самой первой минуты я упустила «вожжи внимания», а теперь уже поздно. Тогда я решила продолжать урок для тех, кто меня слушает, и работать с ними. Это была вторая грубая ошибка. Короче, я не помню, как я дожила до конца урока, но когда прозвенел звонок, я вздохнула с облегчением…
В течение недели я несколько раз снова встречалась с этим классом и имела возможность поближе познакомиться с учениками. Я сразу заметила, что класс поделен на группы, которые враждуют между собой. Есть дети-изгои, которых никуда не приняли. Они становятся объектами постоянных насмешек. В моем классе это были дети мигрантов из Таджикистана. Еще одна особенность — ребята из разных групп постоянно «стучали» на своих одноклассников из враждебной группы.
Прошел год с моей первой практики, и кое-что изменилось в моих представлениях о моей будущей профессии. Мы прослушали несколько полезных теоретических курсов. В частности, курс «Психология школьного коллектива» оказался тем ключиком, которым можно «открывать» потайные уголки детской души. У нас было еще несколько практических недель в школе. Я чувствовала себя более уверенно и научилась владеть вниманием всего класса.
Я думаю, что мой путь в учительскую профессию только начинается. Мне еще предстоит много узнать и многому научиться…