что нужно чтобы стать учителем английского языка
Профессия учитель английского языка
Профессия учитель английского языка — одна из самых интересных и познавательных. Ее представителям нужно не только бегло говорить на иностранном языке, но и знать массу вещей, которые относятся к британской культуре, литературе и традициям. Помимо этого, хороший педагог должен передать свои знания учащимся и привить им любовь к предмету. Что же нужно для того, чтобы стать учителем английского языка и работать в учебном заведении?
Требования к учителям иностранного языка
Хорошему педагогу необходимо не только доскональные знания в сфере лингвистики, но и умение передавать их своим подопечным. В число требований, которые выдвигаются к учителям английского языка, входят:
Педагог должен уметь четко и ясно излагать материал, оценивать потенциальные возможности учеников к изучению языка и находить индивидуальный подход к каждому из них. Большим плюсом будет знание современных методик по изучению иностранных языков и навыки применения их на практике.
Где получить педагогическое образование?
Высшее педагогическое образование, которое является необходимым требованием для работы учителем английского языка, можно получить в нашем университете, пройдя обучение по специальностям учитель начальных классов и педагог дошкольного образования. Здесь студенты получают обучаются основам психологии, педагогики и начального образования, что дает возможность в будущем работать на должности учитель иностранного языка в начальной школе. Для поступления необходимо предъявить диплом о первом образовании и сдать внутренние экзамены вуза, срок обучения — 2−3 года в среднем.
Смежные профессии
Специальность учитель английского языка открывает перед человеком широкие карьерные возможности. Представители данной профессии могут работать как в государственных или частных школах, так и на курсах иностранных языков, в лингвистических центрах, а также давать уроки иностранного языка детям и взрослым в качестве частного преподавателя. Многие специалисты занимаются переводческой деятельностью или открывают собственные лингвистические центры и бюро переводов.
Зарплата учителя иностранных языков
Оплата труда учителя иностранных языков зависит от его квалификации и опыта. В государственных школах педагоги получают от 12 до 24 тыс. рублей, в частных школах оплата достигает 60−80 тыс. Большим плюсом для учителя будет стажировка в зарубежных компаниях и наличие собственных наработок по методике преподавания — они дают дополнительные преимущества при трудоустройстве в крупные лингвистические центры и престижные учебные заведения. Стоимость репетиторской деятельности также зависит от образования и опыта педагога, и варьируется от 700 до 2 тыс. рублей за урок.
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
Как стать сильным преподавателем английского языка
Если вы решили, что хотите делиться знаниями с другими людьми и радоваться их успехам, но не знаете, с чего начать, мы вам поможем. Объясним, как стать преподавателем английского языка, и расскажем о дальнейших шагах развития. Также поделимся историями наших наставников о том, как они нашли свое призвание.
Высшее образование и международные сертификаты
Расскажем о трех шагах, которые вы можете предпринять, чтобы стать преподавателем английского языка.
1. Высшее образование
Это желательная первоначальная ступень в становлении каждого преподавателя. Безусловно, жизнь непредсказуема — вы можете получить образование в другой области и только потом решить преподавать язык. Однако высшее филологическое или педагогическое образование даст вам серьезную базу знаний, а еще повысит кредит доверия учеников к вам.
Поступить в вуз не получится без ЕГЭ по английскому языку. К нему нужно начинать готовиться в 9–10 классе, чтобы к концу 11-го достигнуть уровня Upper-Intermediate. У каждого вуза свои условия для поступления, поэтому, возможно, вам придется сдать дополнительные экзамены. Если же вы захотите получить второе высшее лингвистическое образование, сдавать ЕГЭ не придется. Нужно предоставить диплом, пройти собеседование и сдать экзамен по английскому языку.
Вам достаточно получить степень бакалавра. Магистратура, аспирантура и докторантура пригодятся, если вы хотите преподавать в вузе или заниматься научной деятельностью.
2. Языковые сертификаты
Практика показывает, что одного высшего образования бывает недостаточно. В любой профессии нужно учиться на протяжении всей жизни, и преподавание — не исключение. Язык постоянно развивается, и вам стоит держать руку на пульсе: продолжать изучать сложные грамматические конструкции и современную лексику, совершенствовать произношение и т. д.
Вы можете сдать кембриджский экзамен на подтверждение уровня знаний — выбирайте CAE (C1) или CPE (C2). Если вы хотите преподавать деловой английский, можете сдать экзамен BEC. Такие экзамены — это убедительная независимая оценка ваших знаний, которая подскажет будущему ученику, что вы не на словах, а на деле хорошо владеете языком. На подготовку к экзамену вам потребуется 1-1,5 года интенсивной работы, также придется расстаться с суммой порядка 10 000 рублей. Центры тестирования есть во многих городах мира.
3. Методические сертификаты
Еще один возможный шаг — получить сертификат преподавателя английского языка. Допустим, вы владеете языком, получили небольшой практический опыт и хотели бы делиться знаниями, но не понимаете, как это делать. В этом случае вам подойдет сертификат TKT, который даст возможность овладеть теоретической методикой преподавания. Вы изучите правила и принципы организации учебного процесса, овладеете полезными техниками в преподавании и т. д. Экзамен состоит из трех модулей, которые вы можете сдавать единовременно или поэтапно, каждый модуль стоит 3500-4000 рублей. Есть разновидности этого экзамена: TKT CLIL — для преподавания других предметов на английском языке, а также TKT YL — для обучения детей.
Один из самых известных преподавательских курсов — CELTA. Он позволяет получить методическую базу, которая состоит из теории и практики. Также сертификат CELTA требуют некоторые российские и зарубежные работодатели. Основное направление CELTA — обучение студентов в группе. Стоит курс 100 000 рублей, оплачивается обычно в два–три этапа. Чтобы получить допуск к CELTA, нужно пройти собеседование с преподавателем лично или по Скайпу, а также предоставить сертификат, подтверждающий уровень знаний C1 или C2. Если такого сертификата нет, нужно будет пройти дополнительный экзамен при центре.
Обучение по программе CELTA возможно тремя способами:
Через несколько дней меня пригласили на тестирование уже непосредственно в сам центр. Собеседование проводилось на английском языке и длилось 1,5 часа. Для начала мне дали час на выполнение письменной работы, чтобы определить мой уровень знаний английского. После интервьюер изучила мою работу, прокомментировала некоторые моменты, а потом перешла к вопросам методического характера.
Через несколько дней мне прислали положительный результат тестирования, а также реквизиты для оплаты курса. Я оплатила, отправила чек и в ответ получила письмо, в котором были указаны организационные моменты по первому дню обучения, пособие CELTA Pre-Course Task с ключами и список обязательной для прочтения литературы к началу обучения.
На курсе было 12 человек, среди нас были как новички в преподавании, так и опытные учителя. Учились мы по будням с 12:00 до 20:00 с тремя перерывами между занятиями. Лекции длились с 12:00 до 17:30, а с 18:00 до 20:00 у нас была практика преподавания. Центр набрал две группы добровольцев, которые хотели изучать английский язык: первая группа была уровня Elementary, а вторая — Intermediate. Нас тоже разделили на две группы. Первые две недели мы преподавали студентам уровня Elementary, а потом — Intermediate. К каждому уроку мы готовили план, согласно правилам и стандартам CELTA, на подготовку которого уходило 4-6 часов. Тьюторы проверяли планы и разносили их в пух и прах, после чего мы их переделывали во время обеденного перерыва. На протяжении курса необходимо было выполнить и сдать четыре письменные работы, на них мы тратили все выходные.
В конце курса каждый из нас получил передоз кофеином, дергающийся глаз и много разных желаний, кроме желания преподавать. Курс CELTA — это поистине тяжелый труд, но он того стоит! Несмотря на нервный срыв, я рада, что прошла этот курс. За четыре недели интенсива я многому научилась и приобрела бесценный опыт работы в стрессовой ситуации. После этого я вышла на работу в английский центр с уверенностью и умением преподавать язык не только в детской, но и взрослой группе. Советую этот курс как опытным преподавателям, так и новичкам.
Если же вы хотите заниматься методической работой, обучать других преподавателей или даже открыть свою языковую школу, вам может пригодиться диплом DELTA. Ключевые требования для кандидатов — преподавательский опыт от года и уровень знаний C1 или C2. Желательно, чтобы у вас уже был сертификат CELTA, но если его нет и при этом вы можете продемонстрировать умение управлять образовательным процессом, вас могут допустить к курсу. DELTA состоит из трех модулей, вы можете пройти их сразу или же по отдельности, в своем темпе.
Вы также можете получить сертификат TEFL для работы за рубежом и преподавания английского иностранцам. Практических занятий здесь меньше, чем в CELTA — около 10 часов. Курсы можно проходить как дистанционно, так и офлайн. Стоимость варьируется от 10 000 рублей до 75 000, а количество часов — от 120 до 350.
Профессиональное развитие преподавателя
Если вы уже получили высшее образование и у вас есть сертификаты, продолжайте обучение и активную практику. Уделяйте саморазвитию хотя бы пару часов в неделю, это принесет свои плоды.
Для начала нужно понять, на каком этапе развития вы находитесь сейчас. Предлагаем пройти наш тест, чтобы получить общее представление. Далее воспользуйтесь нашими советами на страницах 7-12 о дальнейших шагах, которые вам нужно предпринять в зависимости от полученных результатов.
Также можете ознакомиться с описанием этапов профессионального развития преподавателя от Кембриджского университета (Cambridge English Teaching Framework) — полной или краткой версией.
Teacher development is the process of becoming the best teacher one is able to be, a process that can be started but never finished.
Развитие преподавателя — это процесс становления лучшей версии себя, его можно начать, но нельзя закончить.
Теперь давайте рассмотрим, какими материалами вы можете пользоваться, чтобы профессионально развиваться.
1. Методическая литература
Нужно читать не только современную художественную литературу в оригинале и совершенствовать свой языковой уровень, но и обращать внимание на пособия по методике преподавания. Вам нужно прочитать следующие книги:
2. Журналы о языке и преподавании
Англоязычные журналы полезно читать, чтобы погрузиться в какие-то узкие темы, узнать об опыте других коллег и изменениях в языке.
3. Блоги и соцсети
Важно следить за ведущими умами в отрасли. Ознакомьтесь с блогами широко известных экспертов-преподавателей:
Также рекомендуем следить за блогами о языке и преподавании:
4. Методические вебинары
Это возможность не просто узнать новую информацию, но также попрактиковаться и задать свои вопросы спикеру. Обратите внимание на:
5. Обучающие курсы для преподавателей
Среди образовательных онлайн-курсов есть курсы и для преподавателей английского, они бывают бесплатные и платные, по окончании некоторых из них выдаются сертификаты. Искать курсы можно на следующих платформах:
6. Сообщества преподавателей в социальных сетях
В преподавании важен нетворкинг — вы помогаете коллегам, они вам в ответ. Такой обмен опытом дает шанс взглянуть по-новому на ту или иную тему и найти оптимальное решение спорного вопроса. У нас есть группа во ВКонтакте Englex♡Teachers, в которой преподаватели общаются, получают готовые worksheets и полезные советы. Также рекомендуем сообщество Teaching English — British Council.
7. Конференции для преподавателей
Полезный шаг для профессионального роста — посещение международных конференций для учителей. Самая известная из них — IATEFL Conference. Она проводится ежегодно весной в одном из британских городов, длится четыре дня и предоставляет возможность преподавателям со всего мира послушать лекции ведущих экспертов.
Также есть сообщество российских преподавателей английского языка Trendy English — они проводят мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге, вы их можете посмотреть в записи.
Истории наших преподавателей
Наш старший преподаватель Виктория уже рассказывала о своем пути в профессию, пришло время поделиться историями и других учителей. Интересно, что не все из них целенаправленно стремились стать преподавателями, но жизнь вывела их на этот путь.
Дело было летом, свободных англоговорящих гидов было не найти, а семья дипломата жила в соседнем от нашего офиса доме. Начальству очень не хотелось терять важных клиентов, и меня попросили сходить разведать обстановку, пока мы будем искать преподавателя. Речь шла о тестировании уровня и беседе с отцом мальчика, а закончилось ежедневными уроками и победным поступлением ученика в англоязычную школу. Экзаменаторы предполагали, что он мог подтянуть язык за три месяца на целый уровень в одной из школ Англии, и долго не могли поверить, что он никуда не ездил. Залогом успеха этой рискованной затеи стал приезд мамы моего студента, которая контролировала процесс изучения языка по «секретной японской технологии» — учебный день равнялся восьмичасовому рабочему дню.
А меня процесс обучения и восточная культура настолько затянули, что я еще несколько лет помогала японским детям учиться в англо-американской школе. Могу сказать, что английскую школьную программу по истории, биологии, физике и английской литературе я освоила в полном объеме.
Я работала переводчиком, менеджером по продажам, а параллельно немного занималась репетиторством. Знаете, когда вас просят «ну, подтяни моего», и ты соглашаешься, потому что это лучшая подруга твоей мамы. Еще тогда отметила для себя, что занятия приносят мне не только дополнительный заработок, но и массу удовольствия. Вскоре я поняла, что готова вернуться к преподаванию. Это был осознанный выбор, подкрепленный положительными отзывами моих студентов и их высокими оценками. Я пошла работать в языковую гимназию и даже взяла классное руководство, а позднее попробовала онлайн-обучение и полностью перешла в эту сферу.
Как-то я случайно наткнулась на вакансию «Инглекс» и вот уже много лет преподаю онлайн. Преподавание стало для меня жизнью, в этом году я получила международный сертификат TEFL. Живое общение с моими учениками, их успехи прибавляют сил и вдохновляют стремиться к большему.
Я работала в языковом лицее, но со временем мне жутко надоела рутинная бумажная работа, педсоветы и горы тетрадей с контрольными. Сейчас я не трачу время на то, чтобы добраться до работы, мне не нужно нести домой килограммы тетрадей или оставаться после занятий, чтобы их проверить. Я с легкостью могу просмотреть с учеником понравившееся видео или прослушать необходимую аудиозапись прямо на уроке. Разве можно отказаться от такого комфортного и современного формата работы? Вот почему я сделала свой выбор в пользу уроков по Скайпу. У меня появилось больше свободного времени, а с ним — желание творить и развиваться.
Также советуем вдохновиться историей нашей ученицы Ириды, которая за три года от уровня Elementary дошла до Advanced и теперь сама преподает английский детям.
Если вы вдохновились нашей статьей и захотели стать преподавателем, от всего сердца желаем вам удачи! Если же вы уже практикующий преподаватель, добро пожаловать в нашу команду. Подробности о наших вакансиях и отзывы других учителей вы можете узнать на сайте для преподавателей английского.
Как стать учителем английского языка?
Содержание
Учитель английского – очень интересная профессия. Многие педагоги, разбирающиеся в тонкостях своего дела, выходят на высокий уровень дохода с помощью репетиторства, переезда и трудоустройства в зарубежные школы, высокооплачиваемой должности в отечественных престижных учебных заведениях.
Сегодня для того, чтобы стать преподавателем английского, надо выбрать один из вариантов:
Давайте рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
Как начать преподавать английский?
В резюме будущего учителя обязательно должно быть основание для занятия этим видом деятельности. Конечно, бывают случаи, когда стаж говорит сам за себя. Например, если вы последние пять лет занимаетесь частным репетиторством и не понаслышке знакомы со всеми необходимыми приёмами и технологиями урока. Но что делать, если вы начинающий специалист без образования и минимального опыта работы?
Высшее педагогическое образование
Самый очевидный и распространенный способ. Для того, чтобы в будущем работать по этой специальности подойдут также дипломы о в/о смежных направлений: иняз, лингвистика, филология, переводчик и даже психолог.
К плюсам можно отнести:
Однако, есть и недостатки:
Несмотря на явные плюсы, высшее образование подходит далеко не всем. В основном, его рассматривают старшеклассники или студенты первых курсов, которые хотят поменять род деятельности.
Взрослым людям бывает трудно выделить средства и время на полноценное долгосрочное обучение, но если человек уверен в своих силах, то можно поступить заочно. Более подробно педагогические ВУЗы, стоимость обучения и проходные баллы мы рассмотрели в этой статье.
Кому подойдет?
Колледж или техникум
Для поступления нужен аттестат о школьном образовании и хорошие знания языка. Учиться можно как очно, так и заочно. Однако, специфические предметы все-таки лучше проходить в аудитории, где есть возможность уточнить у лектора непонятный вопрос.
К плюсам относят:
К минусам можно причислить:
Таким образом, техникум также может быть основой для трудовой деятельности педагога, но возможны ограничения. Так, специалистов с этим уровнем примут не в каждую школу, но детский сад может стать отличным выходом.
Кому подойдет?
Сертификаты, подтверждающие знание языка
Если ваш диплом не связан с педагогикой, но вы имеете на руках сертификат о сдаче TOEFL, IELTS, BEC, C1 Advanced или C2 Proficiency, то можно рассчитывать на вакансию на языковых курсах.
Вы можете совместить свои знания, полученные в универе и язык, в качестве тьютора по бизнес, корпоративному, юридическому, техническому, медицинскому английскому.
Узкопрофильные знания, включающие в себя терминологию, в совокупности с продвинутой грамматикой, сделают вас востребованным спецом не только на курсах в РФ, но и во многих зарубежным компаниях.
Кроме этого, с таким уровнем, можно поискать место в частных детских садах или школах.
Преимущества этого варианта:
К недостаткам этого варианта можно отнести то, что он больше подходит тем, кто хочет быть тьютором, ментором, коучем или сотрудником международной компании. Однако, профильных педагогических знаний вы получите недостаточно. Кроме этого, сдача такого рода экзаменов может оказаться довольно трудной задачей, не поддающейся с первого раза.
Для кого это хороший вариант?
Курсы для учителей
Курсы могут стать той недостающей деталью, которой не хватает для того, чтобы начать преподавать с нуля. Если вы имеете на руках методический сертификат по типу TKT, CELTA, TEFL/TESOL, то шансов получить нормальное место работы будет гораздо больше, даже с непрофильным в/о.
Вы хотите досконально углубиться в методику, техники, приёмы, а также научиться планировать занятия, оценивать учеников? Вам подойдет сертификация TEFL / TESOL. Она проходит в удаленном режиме, контролируется личным тренером и напоминает обычную курсы, но с одним серьезным отличием. Здесь вас научат учить других и после сдачи финального теста вы будете считаться полноценным преподавателем.
Преимущества сертификации
Получение документального подтверждения учительского звания предполагает прохождение онлайн занятий в удобном режиме. У соискателя есть от 6 до 8 месяцев открытого доступа, за которые он может усвоить информацию и сдать экзамен. Кроме этого, к плюсам можно отнести:
Кому подходят TEFL/TESOL?
Чтобы проверить, насколько легко вам будет даваться учеба, пройдите тест. Он поможет вам оценить свои шансы на получение сертификата.
Те, у кого есть минимальный опыт, могут изучить информацию про TKT. Он разработан для углубления теоретических аспектов и отработки их на практике. Три разных модуля, которые оплачиваются отдельно и направлены на разные аспекты профессионального улучшения. Их можно сдавать за один раз, а можно делать перерывы. Есть разновидность TKT CLIL для того, чтобы вести другие предметы на английском и TKT YL – для обучения детей.
Можно также обратить внимание на CELTA, однако специфика предполагает наличие уверенного опыта, без которого понять материал будет очень сложно. Помимо этого, стоимость CELTA около 100 000 ₽. Даже поэтапно эта сумма для многих окажется неподъемной.
Сложности еще заключаются в том, что перед поступлением необходимо сдать пройти собеседование с представителем организации, подтвердить уровень языка С1 или С2 или пройти экзамен в одном из центров. Согласитесь, для новичков это может оказаться серьезным препятствием. Также придется выделить время на обучение, которое является очным и длится месяц.
Кому подойдут TKT и CELTA?
Самостоятельное обучение
Трудоемкий, медленный процесс, требующий невероятного упорства и труда. Вам предстоит подробно проанализировать большое количество информации в Интернете:
Подойдет такой формат для целеустремленных и трудолюбивых. При ежедневных занятиях английским и методикой, через некоторое время вы сможете разместить объявление о наборе первых учеников. Затем с помощью «сарафанного радио» и рекомендаций можно найти вторую партию желающих. Если при этом активно вести свой блог и социальные сети, то со временем у вас сформируется база из постоянных клиентов.
Через некоторое время вы станете счастливым обладателем нескольких лет опыта, которые, возможно, помогут вам устроиться в детский сад.
В качестве заключения
Таким образом, чтобы работать учителем английского, нужно выбрать верный для себя вариант и трудиться. Профессия доступна тем, кто не унывает, умеет справляться со стрессом, готов учиться с утра до вечера. Делайте свой выбор, исходя из начального уровня владения языком, временного ресурса и ваших карьерных целей, и амбиций.
Как стать преподавателем английского? Советует профессиональный тьютор
Английский язык — самый востребованный в мире. На каждого англоговорящего (а это и носители языка, и те, кто учил грамматику в школе) найдется свой ученик: от абитуриентов и детей амбициозных родителей до бизнесменов, которые хотят прокачать навыки международных переговоров. Профессиональная преподавательница английского Елена Притыкина составила план для начинающего тьютора на основании международных рекомендаций и своего 20-летнего опыта.
Нет ничего убедительнее цифр. Данные немецкой статистической организации Statista и Британского Совета подтверждают:
И конечно, язык Шекспира становится источником морального и материального удовлетворения для тех, кто решил посвятить себя его преподаванию. Однако предварительно стоит взвесить все за и против.
Преимущества работы
Частные учителя по-прежнему востребованы. Ценность индивидуального подхода в образовании в Оксфорде и Кембридже оценили еще в XVI веке, и в XXI ничего не изменилось. Конечно, гаджеты со счетов сбросить нельзя — но всё же вряд ли они способны пробуждать в учениках неуемное стремление к знаниям или хотя бы ответственное отношение к учебе.
Чем репетиторство лучше работы офлайн, например, в школе? Это позволяет:
1. Занять нишу, даже если вы только начинаете
Только в Китае работают более миллиона преподавателей — и сертифицированных, и так называемых peer teachers. Peer teachers — это молодые люди, у которых пока нет диплома, но они свободно говорят на языке и порой способны разрушить языковой барьер намного быстрее «слишком академичного» преподавателя.
2. Работать в максимально безопасных (с учетом COVID-19) условиях
Дистанционное обучение английскому набирает обороты. 81,3% учителей готовы идти именно этим путем; 32% слушателей курсов хотя бы один из них берут онлайн. Даже самые консервативно настроенные осознают удобство — для кого-то, возможно, вынужденное — общения через экран.
3. Прогнозировать доход
За последние 10 лет мировой «языковой рынок» увеличился вдвое и в 2019 году составлял 46,9 млрд долларов, а к 2025-му прогнозируется рост до 54,5 млрд долларов. Только в Китае ежегодный прирост составляет 22%.
4. Выбирать между индивидуальной работой и сотрудничеством со школой
В первом случае учитель сам определяет для себя стоимость часа занятий, которая его устраивает. Для квалифицированных педагогов — получивших сертификат TEFL, TESOL, CELTA или аналогичный — границы не страшны. При этом репетитор в США может рассчитывать на плату в 20–30 долларов, в Великобритании — 15–20 фунтов, а в странах Евросоюза и в Москве — 15–20 евро.
В регионах России и СНГ цены на услуги репетитора английского существенно разнятся (от 400 до 6000 рублей за занятие). Всегда есть желающие найти недорогой вариант, что дает новичкам надежду занять бюджетную нишу на старте.
Работа в команде избавляет от необходимости искать клиента — серьезной головной боли, летом плавно перетекающей в «острую мигрень».
Опытные тьюторы получают 65–75% от указанного в прайс-листе сайта гонорара; начинающим порой предлагают вообще унизительную зарплату. Но даже эти два доллара в час (реальная ставка в очень известной онлайн-школе) оказываются привлекательной суммой для коллег из, например, Узбекистана или Туркменистана — ведь это больше, чем средняя плата в этих странах.
Частное репетиторство процветает как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме уже упомянутых регионов, учителя английского востребованы в Японии, Южной Корее, Марокко, Мьянме, Сингапуре, Бразилии, Зимбабве, Танзании, Малайзии, Камбодже, Египте, на Тайвани и Мальте.
Почему растет спрос на частных учителей:
Такая ситуация на руку тьюторам. Тот, кто хорошо знает язык, но не имеет опыта преподавания (выпускник института, состоявшийся специалист в другой сфере, решивший переквалифицироваться, юный блогер-билингв), имеет все шансы преуспеть.
Однако тому, кто хочет стать преподавателем английского, нужно быть готовым соответствовать. Например, менять характер — возможно, кардинально.
Какие качества важны для тьютора
Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.
Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.
Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.
Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду. А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.
Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.
Как показывает практика, самый сильный отклик у учеников вызывает именно искренняя страсть к предмету, а не часто обсуждаемая «любовь к детям» (последнее можно сравнить, например, с нежными чувствами хирурга по отношению к своим пациентам). Постоянным источником «возгорания» служит успех учеников.
Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.
А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.
Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.
Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.
Терпение — умение держать себя в руках (например, в ситуации, когда подопечный задает «глупые» вопросы).
Неоднозначное качество. В теории, безусловно, тьютор должен обладать характером «стойким, нордическим». На практике же яркая эмоция (не оскорбляющая, а поражающая воображение) может вызвать более быстрый и желательный отклик. А вот непробиваемое хладнокровие как раз часто ведет к «тоске смертной» и замедлению прогресса.
Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.
Это верно, если речь идет о «широкой общественности» и/или взрослом слушателе; но далеко не всегда в случае с родителями несовершеннолетних. Папы и мамы должны знать и об изменениях в психологическом состоянии ребенка (причиной может быть буллинг в школе или соцсетях), нереализованные мечты, ухудшение результатов тестов и т. д.
Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.
Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.
Осознание роли пауз — принятие периодически возникающих «минут тишины» как нормы.
Вполне логичное требование с учетом слабо развитых способностей к критическому мышлению у большинства современной молодежи. Существенное время может уйти на «внезапное» придумывание оригинального начала письма другу, нахождение логических неувязок в тексте или синонимов к избитому слову.
Бережное отношение к личности : уважение — основа взаимоотношений.
Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога. Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.
Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.
Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).
Удивить ученика всем этим уже на первом занятии — значит заложить фундамент надежного сотрудничества, возможно, на несколько лет вперед.
Это крайне заманчиво, ведь особой стабильности в работе индивидуального репетитора нет. И в этом, пожалуй, заключается самый серьезный недостаток выбранной специализации.
Три варианта легкого старта
Альтернативы есть, но их не так много.
1. Пойти работать в онлайн-школу
Проще всего стать учителем онлайн-школы, для этого нередко достаточно уровня Intermediate. Значительное преимущество подхода в том, что «новобранцу» предоставляют все необходимые методические материалы, а за ходом процесса следит куратор, который поддержит при нестандартных обстоятельствах. Недостатки очевидны: низкая оплата труда и отсутствие стимулов для профессионального развития — в ограниченном пространстве крылья не расправишь.
2. Создать свой онлайн-курс
На начальном этапе это не потребует больших вложений: для записи роликов достаточно иметь смартфон. Основные «ингредиенты» — организаторские способности, вера в успех, умение находить и объединять единомышленников (кто-то из них наверняка согласится взять на себя ведение соцсетей или создание блога). Стоит попробовать уже ради того, чтобы насладиться полнотой свободы и творчества.
Может помочь пособие How to Start and Run a Home Tutoring Business (Stellman and Howse, 2007; Spring Hill House, Oxford) — краткое, наглядное и легкое для понимания.
3. Заниматься со знакомыми
Так начать проще, но есть и свои подводные камни: если в отношениях что-то пойдет не так, о небольшой плате за услугу никто не вспомнит, а вот обида останется надолго. Возможно, за ней последует и дурная слава: сарафанное радио работает без устали и ему доверяют многие.
Как организовать работу
При выборе любой из описанных моделей предстоят следующие шаги:
И главное, нельзя забывать: преподаватель в ответе за тех, кого научил. И перед учениками, и перед обществом в целом. И конечно, перед собственной совестью.