что нужно чтобы стать туроператором
Документы для туристического агентства
Турагентство — это посредник между туроператором и клиентом. Туроператор составляет собственный маршрут, бронирует транспорт, гостиницы и решает все организационные вопросы.
Турагентство не может само составлять туры, но может продавать готовые. Для этого оно заключает договор с туроператором. Екатерина Хара открыла турагентство в Тамбове и рассказала, какие документы ей для этого понадобились.
Шесть документов
Чтобы заключить договор с туроператором, нужно собрать шесть документов. Я отправляла их почтой, и вся процедура с момента отправки до их возвращения оператором назад, заняла месяц. Можно отнести в офис туроператора и тогда документы могут подготовить за один день.
Документ
Как получить
Копии документов, которые подтверждают регистрацию как ИП или юрлица и вид налогообложения
Документ о регистрации можно получить в налоговой
Мы писали об этом в статьях «Дела»:
Выписка из банка, которая подтверждает, что у агентства есть действующий счет
Выписку можно распечатать в личном кабинете банка, где открыт счет или запросить в отделении
Копия регистрации в Роспотребнадзоре
Получить регистрацию в Роспотребнадзоре можно в филиале надзора в городе. Для этого нужны документы о регистрации юрлица или ИП, копия договора аренды и заявление. Роспотребнадзор проверит документы и через две недели выдаст регистрацию
Копия договора аренды помещения или договора собственности
Сделать копию договора, который уже есть
Регистрация в реестре турагентств
Зарегистрироваться в реестре можно на сайте Турпром, это реестр турагентств. Чтобы зарегистрироваться, нужны копии таких же документов, как в Роспотребнадзор
Договор с туристами
Договор с туристами каждый турагент разрабатывает самостоятельно или нанимает юриста. Если агентство работает по франшизе, тогда бланки вместе с остальными документами ему предоставляет франчайзер.
На всех документах надо поставить печать. Ее можно сделать в типографии или специальной фирме, стоит 600—1000 рублей.
Перед открытием надо оформить уголок потребителя — это стенд, где висят:
Книгу жалоб и предложений можно купить в любом канцелярском магазине. Каждую страницу надо пронумеровать вручную, прошить книгу, написать на первой странице данные компании и поставить на последней печать.
Штрафы
Роспотребнадзор может прийти и проверить уголок потребителя — чаще всего без предупреждения.
Штраф за отсутствие уголка потребителя для ИП — от 1500 до 2 500 рублей, для компании — от 30 000 до 40 000 рублей.
Порядок подачи документов для внесения сведений в Единый федеральный реестр туроператоров (впервые либо после исключения)
— наличие финансового обеспечения ответственности туроператора (договор или договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковская гарантия или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта).
— соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (далее – должностные лица туроператора) требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Закона о туристской деятельности;
— членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
— наличие фонда персональной ответственности туроператора (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
— наличия сведений о туроператоре в едином федеральном реестре туроператоров (далее – реестр туроператоров).
Сведения о туроператоре вносятся в реестр туроператоров на основании заявления (рекомендуемая форма) , представляемого в Ростуризм и содержащего сведения, подлежащие внесению в реестр. Вместе с заявлением представляются следующие документы, подтверждающие сведения о туроператоре, подлежащие внесению в реестр:
1. документы о финансовом обеспечении ответственности туроператора (договор или договоры страхования ответственности туроператора и (или) банковская гарантия либо нотариально засвидетельствованная копия каждого из указанных документов) с приложением копий документов, подтверждающих факт оплаты стоимости финансового обеспечения ответственности туроператора.
2. документы, подтверждающие соответствие должностных лиц туроператора (представляются на каждое должностное лицо туроператора в отдельности) по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1469 «О представлении документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Правилами представления документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в Федеральное агентство по туризму для внесения в единый федеральный реестр туроператоров»):
2.1. справка о соответствии должностных лиц туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1469; (образец заполнения справки)
2.2. заверенные копия трудовых книжек и (или) копии трудовых договоров;
2.3. справки о наличии (отсутствии) у должностных лиц туроператора неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление (представляется по усмотрению туроператора);
2.4. выписка из реестра дисквалифицированных лиц (представляется по усмотрению туроператора).
После поступления заявления в Ростуризм, оно регистрируется и ему присваивается входящий номер. Не позднее 10 рабочих дней после поступления заявления Ростуризмом принимается решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении сведений. В течение трех рабочих дней решение размещается в разделе «Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе».
После внесения сведений о туроператоре реестр, информация о нем будет доступна всем заинтересованным лицам в разделе «Поиск по Единому федеральному реестру туроператоров». Для поиска достаточно набрать шесть последних цифр реестрового номера.
Если в процессе рассмотрения заявления выявлено представление недостоверных сведений либо несоответствие финансового обеспечения требованиям, установленным законодательством, информация об отказе во внесении сведений о такой организации в реестр туроператоров размещается в соответствующем подразделе раздела «Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе».
Информация об отправленных свидетельствах размещена здесь.
Для подачи документов в Ростуризм возобновил работу приема корреспонденции (экспедиция) по адресу:
Россия, 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 (Башня IQ-квартал), 1 этаж (Прием Экспедиции)
Документы также можно направлять почтовой связью по адресу: Россия, 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 в Федеральное агентство по туризму
Телефон для справок о поступлении документов: +7 (495) 870-40-27.
По вопросам формирования и ведения реестра туроператоров Вы можете связаться следующими способами связи:
Email: home.reestr@bk.ru (просьба указывать ФИО обратившегося лица и контактный номер телефона)
Одновременно информируем о возможности подачи документов через официальный портал государственных услуг
«Надо просто хорошо делать свою работу, и тогда ее у тебя будет еще больше»
Туристический бизнес развивается бешеными темпами. Количество предложений отдохнуть снизилось в кризис, однако сейчас рынок восстановился и, по всей видимости, даже несмотря на прогнозы некоторых аналитиков о второй волне экономических неприятностей, продолжит расти.
О том, как построить солнечный туристический бизнес с друзьями, чем привлечь клиентов и как победить конкурентов, СКБ Контур рассказала генеральный директор ООО «ТревелШоп» Лилия Переславцева.
— Как создавался бизнес и как подбирались люди в команду?
— Штат нашей компании состоит всего из четырех человек — генерального, коммерческого и исполнительного директоров и одного менеджера по продажам. Но мы все сейчас работаем в полную силу менеджерами по продажам.
Нашей фирме недавно исполнился год, мы еще только в самом начале пути и еще многое предстоит сделать. Вопреки предубеждениям я начала свой бизнес с друзьями и ничуть не пожалела, мы даже стали еще ближе за это время. Одна голова хорошо, а три лучше. У всех нас высшее профильное образование в сфере туризма, мы работали в известных туроператорских и турагентских компаниях. Набирались опыта, узнавали весь процесс изнутри, от создания турпродукта до особенностей его продажи, побывав в многочисленных командировках по миру. Мы объединили свои знания и силы, выработали собственный подход и принципы обслуживания клиентов. Сегодня мы занимаемся любимым делом и точно знаем, как получить удовольствие от отдыха.
— Что нужно было сделать при открытии такого бизнеса? Сколько времени заняло оформление документов, поиск помещения и прочие технические вещи?
— Для того чтобы открыть турфирму, не требуется больших материальных вложений, но чтобы удержаться на рынке, нужно огромное трудолюбие, самоотдача и преданность профессии. Многим кажется, что каждый может, чего тут сложного. Однако именно сегодня, во времена высокой конкуренции на рынке, в бизнесе остаются только профессионалы.
Оформление документов занимает примерно около месяца, помещение мы смогли найти тоже достаточно быстро и очень удачно, выбор остановили на Центральном округе. Это оказалось удобно и для клиентов, и для нас, так как основные наши партнеры располагаются также в центре Москвы и это позволяет достаточно оперативно с ними взаимодействовать.
— Как и чем привлекаете клиентов?
Мы работаем в сфере услуг, а это значит, что клиент — это главное для нас. Когда мы принимали решение о создании собственного туристического агентства, мы делали ставки на уже имеющихся у нас клиентов.
И первое, что мы сделали, это установили высокий уровень обслуживания. Поскольку мы получаем удовольствие от работы, мы с огромным желанием делимся своим опытом путешествий. И мы всегда в курсе событий, знаем, где и когда лучше всего отдыхать и как туда попасть. Могу сказать, что мы всегда на связи и здесь не бывает исключений, абсолютно в любое время мы готовы общаться с нашими клиентами, дать квалифицированный совет и предложить помощь. Клиент может в полной мере рассчитывать на нас.
На следующем этапе мы создали комфортное пространство для наших туристов. Офис оформили в позитивной, солнечной гамме. Он получился не только красивым и стильным, но и очень уютным, клиенты с удовольствием проводят у нас время.
— Как отстраиваетесь от конкурентов, ведь их наверняка очень много?
— Что касается конкуренции, я считаю, что выделиться чем-то неординарным в турагентском бизнесе очень сложно, так как мы являемся продавцами уже готовых туристических услуг. Самым большим преимуществом здесь является человеческий фактор. Ни один раскрученный бренд и скидка в размере всей агентской комиссии не отберут у тебя клиента, если ты с ним построил доверительные отношения. Если ты умеешь слышать своего туриста, искать выгодные и интересные варианты для его предстоящего отдыха, если ты энергичен и жизнерадостен, способен его вдохновлять и готов ему помочь, то он навсегда будет твоим постоянным клиентом. Надо просто хорошо делать свою работу, и тогда ее у тебя будет еще больше.
— Какие планы на развитие бизнеса ставит «ТревелШоп»?
— Все наши усилия не проходят даром, наши туристы отлично проводят отпуска, а в качестве благодарности советуют нас своим родственникам, друзьям и знакомым. За год наша клиентская база увеличилась в разы, и мы, конечно же, задумываемся о расширении. В планах собрать команду исключительно профессиональных менеджеров, которые смогли бы оправдывать ожидания наших клиентов. Открою вам секрет: самая большая ошибка работодателя — это жадность и нежелание платить профессионалам. Когда-то я сама с этим столкнулась в качестве сотрудника. Здесь моя позиция очень однозначна: хороший менеджер должен хорошо зарабатывать, тогда он будет намного эффективнее. Мы хотим, чтобы было как можно больше довольных клиентов. Это самая лучшая реклама для нашего бизнеса.
Наши клиенты получают от нас намного больше, чем просто отдых:)
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
В Европе и Америке люди уже давно отказываются от услуг крупных агентств и компаний в пользу независимых консультантов. Подобные тенденции наблюдаются и у нас.
Стать туроператором – это возможность создать отличную стартовую площадку для дальнейшего развития собственного бизнеса.
Что привлекает людей в этой работе? Высокие зарплаты, постоянные путешествия… Многим жизнь турагента кажется настоящей сказкой. Но в то же время предпринимать какие-то решительные шаги на пути к исполнению своей мечты не решается практически никто. Не хотите быть в их числе? Тогда эта статья для вас!
Шаг 1. Обучение
Интересуясь тем, как стать туроператором, вам в первую очередь нужно разобраться с тем, где и как вы будете проходить обучение.
Здесь есть два варианта: обычные колледжи и университеты, а также специальные школы обучения операторов.
Первый вариант привлекателен тем, что вы будете углублённо изучать все дисциплины, связанные с туризмом и гостеприимством, получите огромную базу теоретических знаний. Однако на то, чтобы полностью пройти весь курс обучения, понадобится несколько лет. Альтернатива – заочное обучение. Собственно, в самом учебном заведении вы будете появляться 2-3 раза в год, а остальное время можете использовать для того, чтобы подготовить почву для дальнейшей работы.
Если же вы хотите получить максимум полезной практической информации и как можно скорее приступить к работе, логичнее будет записаться в специальную школу обучения операторов. Здесь вы узнаете, как стать туроператором, получите общее представление о туристических направлениях, системах продажи и бронирования, маркетинге и т. д.
Шаг 2. Получение сертификации
Работа туроператором невозможна без получения сертификации. Для ваших будущих клиентов это будет доказательством вашей компетентности и глубокого знания специфики вашей деятельности. Следовательно, и доверять вам будут гораздо больше.
Как правило, соответствующие сертификаты можно получить по месту обучения. Но некоторые люди обращаются к Международной ассоциации CLIA, предлагающей известные и уважаемые в индустрии туризма программы сертификации.
Шаг 3. Получение лицензии
Если вы хотите, чтобы у вас была собственная турфирма, бизнес лучше оформлять на юридическое лицо (ЗАО, ООО и т. д.). А вот тем, кто хочет стать турагентом (то есть посредником между туристическим агентством и его клиентами), достаточно будет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель – ПБОЮЛ. Для получения лицензии потребуется уплатить государственную пошлину в размере 1300 рублей.
Следует знать, что лицензия на продажу и предварительное бронирование авиаперевозок оформляется отдельно. Условия сертификации диктуются Федеральными Авиационными правилами. При этом предъявляются определённые требования к помещению, персоналу, системам безопасности и бронирования. Если вы намерены продавать не только путёвки, но и авиабилеты, потребуется заключить договор с авиакомпанией и получить данный сертификат.
Решив стать турагентом, очень важно правильно выбрать коды ОКВЭД. Чаще всего используется код 63.30 – «Деятельность туристических агентств». Кроме того, желательно подать заявку на включение в Общероссийский реестр туристических агентств.
Шаг 4. Выбор компании туроператора
Пожалуй, это самый важный этап. Турагент может самостоятельно выбирать, с кем из множества операторов сотрудничать. При выборе следует учитывать размер вознаграждения, репутацию фирмы на рынке и удобство работы.
Важный вопрос, с которым сталкиваются практически все, кто интересуется тем, как стать турагентом: «Где искать этих самых операторов?» Проще всего сделать это, посещая специализированные туристические ярмарки, выставки и т. д. Лучше всего «ловить удачу» в Москве, где подобные мероприятия проходят ежегодно (MITT, MITF, «Интурмаркет», «Отдых»). Здесь собираются сотни представителей различных компаний и организаций. Как говорится, есть из чего выбирать. Кроме того, можно посетить аналогичные региональные выставки.
Разнообразные конференции и ярмарки также проводятся в формате workshop профессиональными туристическими изданиями («Турбизнес», «Банко», «Туринфо», консалтинговая группа Travel Expert и т. д.). Обстановка на workshop, как правило, более спокойная и деловая, чем на выставках. Есть больше возможностей познакомиться с партнёрами, обсудить важные вопросы и настроиться на работу.
Шаг 5. Заключение договора
А вот теперь мы подобрались к самому главному. Как стать турагентом? После того как вы определились с выбором туроператора, вам потребуется подписать агентский договор. По условиям такого документа вы будете получать вознаграждение за каждый проданный тур. Размер вознаграждения может варьироваться, но в среднем он составляет около 10-15% от стоимости самого тура. Если в дальнейшем вы хорошо зарекомендуете себя в глазах туроператора и будете успешно продавать путёвки, процент, который вы получаете от каждой сделки, может возрасти.
Кроме того, повышенную комиссию получают партнёры турфирм, входящих в состав агентских Сетей (например, «Куда.ру» или Сеть магазинов «Горящих путёвок»). За счёт мощной корпоративной поддержки агентства, входящие в подобные сети (попасть в которые, кстати, не так уж и просто), имеют возможность отчислять довольно большой процент от своего дохода.
Шаг 6. Реклама
Допустим, вы уже нашли подходящую компанию и заключили договор. Готово: теперь вы – туроператор по Италии, Франции, Греции или России. Казалось бы, всё идёт хорошо, но… Но нет, почему-то за несколько недель вы сумели продать только несколько путёвок. И то своим знакомым. Здесь сказывается отсутствие рекламы ваших услуг.
Прежде всего мы порекомендовали бы вам обратить внимание на многочисленные издания, каталоги и приложения, публикующие туристическую рекламу. Конечно, выделиться среди сотен и тысяч других предложений непросто. А потому в первую очередь необходимо определиться со своей целевой аудиторией.
Так, если вы предлагаете дорогие морские круизы, размещать информацию в «жёлтой прессе» бессмысленно вообще – ваши потенциальные клиенты просто не увидят её. В таком случае логичнее будет задействовать респектабельные деловые издания и глянцевые журналы.
А вот, скажем, туроператор по Испании, предлагающий недорогие семейные туры, может выбрать крупные туристические каталоги – это те же «Отдых и Путешествия», «Туризм и Отдых» и т. д. Прежде чем оплачивать размещение вашей рекламы, обязательно продумайте её. Ваше предложение должно ярко выделяться на фоне остальных. Если вы предлагаете туры со значительной скидкой, скажите об этом прямо.
Кроме того, можно раздавать листовки в торговых центрах, возле ЗАГСов и свадебных салонов (особенно если речь идёт о свадебных турах) и т. д.
Главное условие: чтобы реклама была не одноразовой, а именно периодической. Прямо говоря, люди не должны забывать о том, что в их городе живёт некий Вася Кнопочкин, который может помочь выбрать хороший тур и заказать его.
Реклама в интернете – мощнейший инструмент для увеличения продаж
Впрочем, предпринимателям, которые интересуются тем, как стать туроператором, в последние годы намного выгоднее размещать рекламную информацию не в печатных изданиях и прессе, а в интернете. В первую очередь речь идёт о крупных ресурсах туристической тематики.
Не забывайте также о том, что для успешной презентации ваших услуг в сети вам необходимо создать свой сайт. Пусть он будет небольшим, без внушительного функционала и километров текста – главное, чтобы, перейдя на него, человек понял, что именно у вас он готов заказать тур, что именно вам он готов доверять. Расскажите о себе и своих достижениях в данной сфере, позвольте клиентам оставлять отзывы о вашей работе, периодически публикуйте в блоге интересные и познавательные статьи.
Люди доверяют профессионалам. Это незыблемая истина, и вам следует уже с первых строк показать себя как действительно компетентного специалиста, хорошо разбирающегося в своём деле.
Не огорчайтесь, если в первые месяцы уровень вашего заработка будет не слишком высоким. Для того чтобы сформировать клиентскую базу, требуется не одна неделя. Забросите всё в самом начале – и никогда не узнаете, сколько бы вы могли зарабатывать, узнав о том, как стать турагентом на дому, и доведя начатое до конца!
Самые частые вопросы и ответы
Как стать туроператором, вы уже в общих чертах знаете. Однако о данной работе до сих пор ходят сотни слухов. И прежде чем предпринимать какие-то реальные шаги, следует понять, не находитесь ли вы в плену мифов, и действительно ли это – то, чего вы хотите.
Правда ли, что турагенты могут путешествовать бесплатно?
Использовать слово «бесплатно» в этом случае не стоит. Безусловно, существуют так называемые «рекламные туры», которые в некоторых случаях оплачивает сама компания. Однако это не беззаботная поездка, а ещё одна часть вашей работы. Например, если вы – туроператор по Испании, вас могут отправить на один из испанских курортов, чтобы вы изучили местные достопримечательности, запомнили условия проживания в отеле, информацию, связанную с местным транспортом и развлечениями, и т. д.
Можно ли работать турагентом, не имея специального образования?
По закону, никаких ограничений в этом плане быть не может. Зачастую туроператоров интересуют высокие продажи, а не наличие кипы бумажек. Если вы – прирождённый продавец, который сможет принести компании хороший доход и обеспечить постоянный приток клиентов, даже без диплома престижного вуза вас будут переманивать другие агентства.
Правда ли, что начинать лучше с внутреннего туризма?
Это действительно так. Прежде всего лучше узнать, как стать туроператором по России, и работать именно в этой сфере. Почему? Да всё очень просто: оформление международных туров связано со многими тонкостями (получение виз, проверка загранпаспортов, контроль за иностранными гражданами на территории другого государства). Добавьте к этому ещё хлопоты, связанные с проживанием, питанием и развлечениями – и вы получите такой «вынос мозга», к которому человек, не имеющий опыта, просто не готов. Конечно, туроператор по Италии или, например, Германии, зарабатывает много больше. Но к этому действительно лучше быть готовым и иметь хотя бы базовый опыт в организации внутренних поездок.
Нужно ли страховать свою ответственность?
Частный турагент, согласно текущему законодательству, не обязан предоставлять финансовое обеспечение своих сделок. А вот туроператор, напротив, должен оформить договор страхования гражданской ответственности за некачественное исполнение либо неисполнение обязательств по договору о предоставлении туристического продукта. Другой вариант – получить банковскую гарантию исполнения этих обязательств. Причём что в одном, что во втором случае суммы страхования маленькими назвать нельзя – в среднем они составляют от 500 тысяч до 100 миллионов рублей.
Стоит ли покупать франшизу?
Если вы хотите поскорее приступить к работе и начать зарабатывать, это имеет смысл. Однако следует понимать, что для этого вам придётся внести определённую сумму (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей).
Кроме того, без предварительного изучения рынка и получения углублённых знаний в сфере туризма выйти на адекватный уровень дохода практически невозможно. Другое дело – если вы уже имеете определённый опыт работы. Впрочем, потратив немного времени и договорившись с туроператором, можно начать трудиться на гораздо более выгодных условиях.
Есть ли у турагентов перспективы карьерного роста?
В первую очередь это зависит от туроператора, на которого вы работаете. Если речь идёт о небольшой фирме, то рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице не стоит. Как максимум у вас в несколько раз увеличится уровень заработной платы. А вот если говорить о крупных организациях, то со временем вам могут доверить целое направление, а в подчинении у вас будет несколько агентов. Однако для того, чтобы это стало возможным, нужно показать себя не просто как «ценного», а как бесценного сотрудника, на котором зиждется весь успех компании.
Вот, пожалуй, и все моменты, связанные с организацией туристического бизнеса. Дерзайте! Удачи в начинаниях!