что нужно чтобы стать тренером по хоккею
Как стать тренером по хоккею?
Тренер по хоккею – профессия, основное назначение которой – физическая и техническая подготовка хоккеистов. Однозначного ответа на вопрос, как стать тренером по хоккею, не существует.
Для этого нужно иметь соответствующее высшее образование и самому быть спортсменом, уметь ладить с людьми и иметь талант организатора.
Как стать тренером по хоккею с шайбой
Можно занимать тренерскую должность, не имея дипломов и сертификатов, проявляя себя, как талантливый тренер, и занимаясь подготовкой спортсменов на любительском уровне. Но чтобы двигаться вперёд по карьерной лестнице и быть допущенным в круг профессионалов, таланта и опыта мало, нужно периодически стажироваться у более опытных коллег, проходить курсы и иметь стремление расти в профессиональном смысле. Результаты воспитанников напрямую зависят от тренера, а уровень хоккейной школы – от профессионального уровня тренерского состава.
Приняв решение посвятить себя тренерской работе, будьте готовы, что работа будет составлять большую часть вашей жизни. Вам придётся сосредоточиться на тренировочном процессе и не отвлекаться на решение не касающихся вас вопросов.
Помните – даже успешная карьера хоккеиста не сделает из вас хорошего тренера сразу же после окончания спортивной карьеры: теория и практика – разные вещи, и чтобы стать тренером по хоккею, придётся научиться их совмещать.
Какие качества важны для тренера
Что касается юных спортсменов, то тренер становится для них человеком, который не только учит играть в хоккей, но и в некоторой степени формирует их, как личность. Поэтому до того, как стать тренером по хоккею с шайбой, нужно стать хорошим психологом и досконально изучить особенности профессии. Следует научиться ладить с детьми и держать себя в руках в критических ситуациях. Повышать голос на воспитанников нельзя ни в коем случае, иначе вы надолго отобьёте желание заниматься хоккеем.
Хоккей – командная игра, успех выступления в которой зависит от слаженности игроков и их профессионализма. Эти качества вырабатывает в них тренер, используя все свои знания и умения. Быть хорошим тренером куда сложнее, чем быть хорошим хоккеистом: ты в ответе не только за себя, но и за своих воспитанников, каждый из которых безоговорочно тебе верит. Став тренером, не забывайте об этом и научитесь ценить доверие учеников, тогда у вас всё получится и ваша карьера сложится наилучшим образом.
Как стать тренером по хоккею с шайбой?
Тренер по хоккею – важная и нужная профессия, её обладатель готовит хоккеистов к соревнованиям, руководит тренировками и игрой.
Однозначного ответа на вопрос: «Как стать тренером по хоккею?» нет, но наставникам приходится планировать упражнения, правильно распределять интенсивность нагрузок, составлять режим занятий для каждого индивидуально и для команды, при этом учитывать физические и психологические ресурсы хоккеистов.
Как стать тренером по хоккею с шайбой
Тренеры, работающие в профессиональных клубах и ледовых школах, как правило, сами в прошлом хоккеисты и добились успехов в этом виде спорта. Как минимум – это выпускники физкультурных ВУЗов и мастера спорта по хоккею, главная цель которых – вывести воспитанников в большой спорт. Для юных спортсменов тренер – это самый авторитетный и самый близкий после родителей человек, способный заставить ребёнка поверить в себя. К функциональным обязанностям хоккейного тренера относится:
Хоккейный тренер должен быть коммуникабельным человеком, способным работать со спортсменами любой возрастной категории. Помимо положительных человеческих качеств он должен:
А ещё хоккейный тренер должен уметь распределять нагрузки и правильно оценивать физические возможности воспитанников, планировать занятия, разрабатывать методики, составлять комплексы упражнений и положительно влиять на эмоциональную атмосферу в коллективе.
Особенности тренерской работы
ФХР Детский хоккей
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЦИИ ХОККЕЯ РОССИИ
ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
В настоящее время на территории РФ подготовкой специалистов по хоккею на предмет предоставления услуг в сфере профессионального образования занимаются восемь спортивных ВУЗов. В этих ВУЗах действуют кафедры по специализации «теория и методика хоккея».
Высшие образовательные учреждения, готовящие специалистов по хоккею
В России на данный момент существуют следующие ступени высшего профессионального образования:
Кафедры Теории и методики хоккея спортивных ВУЗов готовят специалистов в области физической культуры и спорта (хоккей) по направлениям подготовки «бакалавр» и «магистр» в очной и заочной форме обучения.
При этом в целях повышения квалификации и переподготовки тренерских кадров, а также специалистов, работающих в сфере хоккея, функционируют четыре образовательных учреждения дополнительного образования – Высшие школы тренеров (ВШТ). ВШТ являются структурными учебно-научными подразделениями при ведущих университетах физической культуры РФ: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК)», ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК)», ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта». Примечательно, что образовательная деятельность предполагает наличие как теоретических занятий в виде лекций и семинаров, так и практических – занятий непосредственно на льду. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в ВШТ проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения, по мере необходимости, но не реже одного раза в 4 года в течение всей трудовой деятельности.
На данный момент факультеты повышения квалификации совместно с ВШТ (специализация «хоккей») практикуют три основные формы обучения, которые имеют различия по продолжительности, объему учебного материала и его содержанию.
Первая форма обучения продолжительностью 1,5-2 недели имеет объем учебного материала 72-100 часов. Обучение при этой форме носит более узкую специфическую направленность. Наибольший объем учебного материала (70%) составляют теория и методика хоккея.
При второй форме обучения образовательный процесс длится до 4 недель и составляет 150-160 часов учебного материала. Из общего объема часов 50% отводится на теорию и методику хоккея, а остальные часы на дисциплины психолого-педагогического и медико-биологического циклов. Итогом обучения по этим двум формам является защита слушателями рефератов по основным профессиональным темам и вручение соответствующих документов (сертификатов).
И третья форма предполагает прохождение обучения от года до полутора объема учебного материала свыше 500 часов. В учебную программу помимо материала по теории и методике хоккея включены политология, философия, физиология, спортивная медицина, теория и методика спорта, психология, педагогика, биомеханика, метрология, экономика и правовые основы спорта. По прохождению всего курса слушатели сдают экзамены и им вручают диплом.
При этом в зависимости от уровня профессионального образования, прохождения курсов повышения квалификации, спортивных достижений и результатов предшествующей работы тренерам присваиваются квалификационные категории.
Кому доступна профессия тренера по хоккею, и как ее получить
Необходимость в хоккейных тренерах возникала сразу же с зарождением и популяризацией этой игры во второй половине 18-го века в Канаде. Но окончательно требования к профессии сформировались только к концу 19-го века, когда игра распространилась по всему миру, и были приняты правила, с учетом которых спортсмены и команды готовились к матчам.
Вопрос «как стать хоккейным тренером» интересует, прежде всего, тех спортсменов, которые завершили личные карьеры, но хотят продолжить спортивную. Талантливых мастеров приглашают известные клубы, а это — возможность работать в мировых центрах спорта. Но при этом нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню, и большой ответственности: от деятельности тренера в немалой степени зависит не только результат игры, но и здоровье спортсменов.
Без высшего образования и соответствующих сертификатов можно заниматься тренерской работой только на любительском уровне. Чтобы подняться на профессиональный уровень, необходима регулярная стажировка, и собственное стремление к профессиональному росту.
Профессия «тренер по хоккею» заставляет отдавать профессиональным обязанностям большую часть жизни. И даже если вы хороший хоккеист, из этого совсем не следует, что после окончания спортивной карьеры вы станете успешным «коучем».
Качества, обязательные для хоккейного тренера
Важны знания психологии, умение ладить с детьми и подростками, а также собственная сдержанность, и умение держать себя в руках даже в экстремальных ситуациях.
Хоккей — игра командная, и успешной будет только тогда, когда игроки действуют слаженно, умеют понимать друг друга без слов. И чувство локтя вырабатывает у спортсменов именно мастер-наставник.
Что входит в функции тренера по хоккею
Главный тренер — выполняет ключевую задачу: создает сплоченный коллектив и налаживает командную игру. Он же готовит команду к сезону, распределяет нагрузки так, чтобы хоккеисты могли оптимально включиться в игровой ритм.
Помощник, или второй тренер во всем помогает главному. Или же ему делегируется отдельная часть полномочий.
Тренер вратарей составляет программу тренировок, следит за моральным и физическим состоянием голкиперов.
Тренер по катанию имеется не в каждой команде, однако такой специалист встречается в тренерском составе крупных клубов. Навыки катания необходимо оттачивать всю спортивную карьеру, поэтому команды и приглашают в штат такого мастера. Часто он использует упражнения и методики, используемые в других видах спорта, например, из фигурного катания.
Методическую поддержку тренерскому составу оказывает тренер-методист. В его функции входит разработка программы и плана подготовки к игровому сезону, план спортивно-массовых мероприятий.
Как стать хоккейным тренером
Кирилл Чикин уехал в Канаду просто учиться не подозревая, что может стать хоккейным тренером.
— Как вы вообще решили стать тренером, с чего всё начиналось?
— Начиналось все с травмы спины, из-за которой пришлось закончить с хоккеем в качестве игрока. Переехал учиться в Канаду, поступил в University of Alberta в Эдмонтоне. Первые годы учился тренерскому искусству тут. Далее ездил на стажировки в Лос-Анджелес, Торонто. Все это мне было очень интересно. Я быстро понял, что это именно то, чем хочу заниматься. В сентябре прошлого года решил попробовать себя в роли второго тренера, разослал по хоккейным школам своё резюме, мне позвонили, пригласили на интервью. Так я попал в Hawks Athletics Club, небольшую хоккейную школу северо-западного Эдмонтона.
— А каковы особенности подготовки тренерских кадров в Канаде?
— Система подготовки хоккеистов в России и Северной Америке различается?
— Да. В Северной Америке игроки очень много готовятся самостоятельно, работая с персональными тренерами, самостоятельно. Мне кажется, в России это не так развито. С другой стороны, в России у детских команд гораздо больше льда и тренировок, чем тут, в Канаде. Для примера, у ребят 2000 года рождения в среднем в неделю два-три занятия на льду и сразу игра. Это мало и многие игроки дополнительно ходят на подкатку к инструкторам. Это что касается детского хоккея. Но на более взрослом, юниорском уровне, Канада, конечно, намного впереди. И по уровню организации, и по уровню тренировок. Огромное внимание уделяется работе в зале, физическая подготовка на высочайшем уровне. Проводятся различные лагеря, которые помогают юниорам развиваться и постоянно двигаться дальше в своем развитии. В этом плане конкуренции канадцам не найти.
Как бы вы охарктеризовали детский хоккей в Канаде?
Расскажите о ваших планах на будущее?
— В ближайших перспективах – успешно провести свой первый лагерь. С 15 по 26 августа я провожу его в моей школе Hawks Athletics Club http://hawksathletics.com/. Выполняю свои обязанности с удовольствием, всё нравится. После лагеря приступаю к работе главного тренера в одной из команд 2000 года рождения. Это моя первая команда, где я буду главным тренером. В ней же я прошлый сезон отработал помощником. А дальше уже время покажет, как говорится. Буду стараться развиваться и учиться, надеюсь со временем работать в юниорском и профессиональном хоккее, но для этого надо продолжать много работать. Стремиться достичь поставленной цели.