что нужно чтобы стать супервайзером
Супервайзер
Супервайзер (от англ. superviser – надсмотрщик, наблюдатель) – руководитель торговых представителей, мерчендайзеров и промоутеров. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Супервайзеры работают в торговых, производственных компаниях и рекламных агентствах.
Супервайзеры бывают штатными и внештатными. Штатные супервайзеры работают постоянно в одной фирме (как правило, это торговая компания) и руководят либо торговыми представителями, либо мерчендайзерами. Внештатные – нанимаются на одну промоушн-акцию и управляют деятельностью промоутеров.
По сути, работа супервайзера состоит в управлении персоналом. Он раздает своим подчиненным задания, решает, распределяет объем работы между ними. Например, намечает каждому торговому представителю маршрут – перечень торговых точек, по которым тот должен проехать. Или, при работе с промоутерами, распределяет сотрудников по местам, где они должны раздавать рекламные листовки или образцы для дегустации.
Супервайзер контролирует выполнение поставленных задач. В частности, следит, чтобы у промоутеров постоянно были в наличии рекламные материалы. При необходимости он заказывает новые.
Также супервайзер оценивает качество работы персонала, анализирует рабочий процесс и придумывает, как сделать его эффективнее. Часто он занимается вопросами корпоративной культуры своей компании.
Для того чтобы работать супервайзером, достаточно иметь среднее специальное образование. Но все же этому сотруднику желательно получить высшее образование по специальности “Социология”.
Современный супервайзер должен быть уверенным ПК-пользователем, уметь пользоваться офисными программами (Word, Excel, Outlook Express).
От мерчандайзера до менеджера за полгода, или Идеальная профессия для быстрого старта
⏱ Время прочтения — 6 минут
Практически каждый слышал о профессии мерчандайзера, но, чем именно он занимается, знают далеко не все. Одни думают, что это сотрудник, который лишь заполняет полки магазина, другие уверены, что эта профессия сродни товароведу. На самом деле это специалист, который занимается продвижением товаров в точках продаж.
Во многом именно от искусства мерчандайзинга зависит, какой продукт вы предпочтете десятку других подобных на соседних полках. А это напрямую влияет на объем продаж и, конечно, на прибыль компании.
В России мерчандайзинг выделился в отдельную сферу и профессию не так давно — чуть более 20 лет назад. Именно тогда компании поняли, что правильно выставленный или разложенный товар привлекает больше внимания и лучше продается. Появились и другие способы стимулирования спроса — от «правильного» оформления торговых площадей до акций и спецпредложений.
Сейчас можно найти немало научных исследований, которые показывают, как, например, цветовые сочетания, фоновая музыка, освещение или расстановка полок влияют на поведение потребителей. Это одна из интереснейших сфер маркетинга.
По данным hh.ru, средняя предлагаемая зарплата в вакансиях мерчандайзеров составляет 28 000 рублей, однако это далеко не предел — встречаются предложения с доходом от 100 000 рублей и выше. При этом каждая вторая вакансия подходит для специалистов без опыта. Вот лишь несколько позиций:
№ | Вакансия | Регион | Зарплата |
---|---|---|---|
1 | Национальный менеджер по мерчандайзингу | Казань | от 126 000 руб. до вычета налогов |
2 | Дизайнер-мерчандайзер | Москва | от 80 000 руб. на руки |
3 | Ведущий визуальный мерчандайзер | Москва | от 66 000 руб. до вычета налогов |
4 | Мерчандайзер | Красногорск | от 42 000 до 43 000 руб. на руки |
5 | Мерчандайзер | Лазаревское | от 40 000 руб. на руки |
6 | Мерчандайзер по бытовой технике | Красноярск | до 32 000 руб. на руки |
7 | Мерчандайзер | Ростов-на-Дону | от 28 000 до 29 680 руб. на руки |
8 | Мерчандайзер | Воронеж | до 23 800 руб. на руки |
9 | Визитный мерчендайзер | Ростов-на-Дону | 23 000 руб. на руки |
10 | Мерчандайзер | Волгоград | до 21 000 руб. на руки |
Почему эта профессия перспективна и может дать хороший старт, рассказывает президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action Александр Попов, карьера которого началась с работы мерчандайзером.
Александр Попов, президент Ассоциации торгового маркетинга и владелец бренда Action
Александр, расскажите, почему мерчандайзинг стоит рассматривать в качестве интересной сферы для тех, кто выбирает будущую профессию или хочет сменить сферу деятельности?
Есть мнение, что мерчандайзер — это сотрудник, который всё делает по инструкции. Но я считаю, что это миф. Мерчандайзер — хорошая стартовая позиция, чтобы проявить себя, в том числе творчески. Если ты не относишься к своим задачам шаблонно, то тебя обязательно заметят в компании. Да и зарабатывать ты сможешь больше. В мерчандайзинге есть реальная возможность быстро вырасти до супервайзера и строить карьеру дальше.
Александр, а как вы пришли в мерчандайзинг? Каким был ваш путь на старте?
По образованию я учитель математики и информатики. У меня был интерес к этой сфере, но экономическая ситуация конца 90-х и наличие семьи и ребенка привели меня к поискам более высокооплачиваемой работы. Весной 1998 года я увидел объявление о наборе мерчандайзеров и решил попробовать.
Я начинал на базе компании-дистрибьютора, и первые продукты, с которыми я работал, — это были конфеты и чай… В период дефолта у меня даже был опыт продажи конфет в магазинах прямо «с колес». За первые месяцы работы мерчандайзером я показал хороший результат, и меня пригласили на собеседование на должность менеджера в новый федеральный проект. Проект покрывал киоски по всей России, и нужен был кандидат со знанием английского и навыками работы на компьютере.
На собеседовании с англоговорящим представителем компании стало понятно, что мои английский и знание программ далеки от нужного уровня. Но, поскольку я за полгода работы показал себя хорошо, меня назначили «исполняющим обязанности менеджера» этого проекта, и я стал готовить его к запуску, одновременно повышая компьютерную грамотность.
Я создавал инструкции для мерчандайзеров, формы отчетности, успел провести собеседования, набрать в штат 60 человек и даже провести для них тренинги. На последнем тренинге, который вел я, поскольку человека с хорошим знанием английского на позицию менеджера нашли буквально за день до этого, присутствовали представители головного офиса из США. После тренинга они сами попросили меня продолжать вести проект дальше.
То есть рост получился стремительным?
Да, от мерчандайзера до менеджера за полгода. Дальше я стал развиваться в этом проекте — постепенно он стал всероссийским. Региональных менеджеров, юристов и финансистов не было, и даже продукцию на складе выдавал я. Сейчас такое невозможно представить — эту работу делают 10 человек: обязательно были бы региональный менеджер, HR, финансист, юрист, работник склада…
Были ли моменты, когда специального образования не хватало?
Когда я уже работал в агентстве, там была целая библиотека видеотренингов. Я брал видеокассеты домой и самостоятельно всё изучал. Это были базовые тренинги на темы вроде тайм-менеджмента, навыков ведения переговоров, работы со сложными клиентами и т. д. Сейчас это всё можно найти в интернете.
Расскажите, как вы стали генеральным директором первого проекта?
Именно эти качества позволили мне за шесть лет возглавить компанию, став ее генеральным директором.
Александр, вы президент Ассоциации торгового маркетинга. В чем вы видите свои главные задачи на этом посту?
Сейчас я пытаюсь двигать вперед индустрию в целом. Мой фокус — развивать отрасль мерчандайзинга, придать ей официальный статус в нашей стране, чтобы взаимодействие с клиентами и ретейлерами было более прозрачным и открытым. Я считаю важным внедрять новые технологии и популяризировать профессию мерчандайзера, ведь в нашей сфере очень нужны новые заинтересованные сотрудники.
Какие карьерные пути возможны в современном мерчандайзинге? Есть ли разница между работой в агентстве и на стороне бренда?
В общем особой разницы нет. Хотя в агентстве есть шанс быстрее вырасти, потому что там постоянно появляются проекты, а значит, требуются новые супервайзеры, новые менеджеры. Но стоит помнить, что хороших работников заметят везде и перспективы есть в любом месте. В нашей компании многие, кто сейчас работает на менеджерских позициях, выросли из мерчандайзеров. То есть стадии роста могут быть такие: мерчандайзер — супервайзер — территориальный менеджер — сити-менеджер.
Какими качествами или базовыми навыками нужно обладать человеку, чтобы добиться успеха в этой области?
Качества ценятся всегда одни и те же: проактивность, коммуникабельность, деятельность. То есть нужно делать чуть больше, чем от тебя требуется. Если человек постоянно ожидает какого-то толчка, делает только то, что положено в рамках должностной инструкции, то он на этой должности и останется. А если работник проактивен, пытается предлагать новые решения и идеи, то его заметят. Даже в рамках одного магазина здорово, когда работник знакомится и общается с персоналом, с покупателями, помогает им сделать выбор. И такой человек будет первым кандидатом на возникшую вакансию.
Можете дать какие-нибудь советы тем, кто присматривается к индустрии продаж?
Дело в том, что, когда ты делаешь дело с любовью, люди это замечают. Я думаю, что моей карьере поспособствовало именно то, что я делал работу, даже самую базовую, с удовольствием.
Важно всё делать искренне, а хорошие намерения и усилия Вселенная замечает и помогает самым удивительным образом.
Профессия супервайзер
Несмотря на модное, западное наименование профессии — супервайзер является обыкновенным руководителем. У него в подчинении всегда есть ряд линейных сотрудников — промоутеров, торговых представителей, мерчендайзеров, менеджеров по продажам или иных специалистов.
Понять, чем занимаются супервайзеры проще на примерах. Супервайзеры промоутеров выбирают наилучшие места для работы промоутеров, обеспечивают их рекламными раздатками, контролируют качество их работы, распределяют премии и т.д.
Супервайзеры торговых представителей или мерчендайзеров разрабатывают маршруты посещений магазинов, следят за наличием у подчиненных товаров и материалов для оформления витрин, контролируют выполнение плана продаж и графика доставок.
Места работы
Супервайзеры востребованы в различных сферах, но острее всего требуются в торговых, производственных и рекламных компаниях. Достаточно часто они работают в сфере FMCG.
История профессии
В переводе с английского «supervisor» — это руководитель, куратор, контролер. В русский язык это слово пришло, минуя перевод, и профессия получила название «супервайзер».
Появились данные специалисты в Соединенных Штатах во второй половине 20 века, когда появился огромный спрос на управленцев и руководителей. В настоящее должность супервайзера есть практически в каждой торговой компании или сети магазинов.
Обязанности супервайзера
Обязанности могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретной компании. В основные должностные обязанности супервайзера входит:
Требования к супервайзеру
Образец резюме супервайзера
Как стать супервайзером
Чтобы стать супервайзером, необходимо две вещи: опыт работы и хорошие организаторские способности. Иногда от соискателей требуется высшее образование (но крайне редко). По этой причине наилегчайший путь в супервайзеры — подняться из «низов». Устроиться промоутером, мерчендайзером или менеджером по продажам, добиться успеха и получить повышение в должности.
Зарплата супервайзера
Зарплата супервайзера, как правило, складывается из оклада и премий, зависящих от результата работы его отдела. Заработок колеблется от 30 — 60 тысяч рублей в месяц. По статистике средняя зарплата супервайзера составляет 50 тысяч рублей в месяц.
Где пройти обучение
Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.
Супервайзер
Супервайзер – это специалист, который руководит промоутерами, мерчандайзерами и торговыми представителями.
Это отличная должность для амбициозных и активных молодых людей.
Супервайзеры могут работать в штате и вне штата. Штатные руководят мерчандайзерами или торговыми представителями одной фирмы. Внештатные сотрудники нанимаются на одну промо-акцию и контролируют работу промоутеров.
СОДЕРЖАНИЕ:
История профессии
Несмотря на распространенность профессии, немногие знают, в чем заключается работа супервайзером. Возможно, это связано с молодостью специальности.
Первые супервайзеры появились в США во второй половине XX века, когда из-за активного роста производства возникла нехватка руководителей и управленцев. По сути, их работа сходна с той, которую в советское время выполняли бригадиры.
Сейчас супервайзеры есть практически в каждой торговой сети и компании.
Особенности профессии
Профессия супервайзер требует знания основ экономики, психологии, технологических процессов, предпринимательства. Специалист должен организовать работу подчиненных так, чтобы выстроенная ранее система функционировала точно и без сбоев.
Работа супервайзером требует постоянного нахождения среди подчиненных. Его деятельность может проходить как на месте, так и в разъездах.
Обязанности
Основная обязанность супервайзера – управлять персоналом. Он должен раздавать подчиненным задания, распределять объемы работы, решать возникшие вопросы и конфликты. Также супервайзер следит за правильностью выполнения поставленных задач.
Более конкретные обязанности зависят от места и специфики работы. К примеру, если супервайзер работает с торговыми представителями, то ему необходимо составить их маршрут. Тому, кто руководит промоутерами, нужно следить за наличием у них листовок.
Кроме того, профессия супервайзер подразумевает оценку качества работы персонала, его анализ и, если это возможно, повышение эффективности сотрудников, ведение отчетности. В некоторых случаях он отвечает за корпоративную культуру компании.
Важные качества
Супервайзер – это лидер, который может найти подход к любому человеку и организовать работу сотрудников.
Необходимые качества, которыми должен обладать супервайзер:
Также для супервайзера важны аналитический ум, стратегическое мышление, умение быстро принимать решения, уверенность в себе, способность убеждать.
Навыки и знания
Образование для супервайзера неважно, но все же предпочтение отдается тем, кто разбирается в психологии или социологии, также приветствуется знание основ техники продаж и маркетинга, навык проведения маркетинговых и социологических исследований.
Профессия супервайзер больше подходит тем, кто имеет опыт управления персоналом и работы в продажах, разбирается в структуре предприятия и его специализации, понимает суть технологических процессов.
К обязательным навыкам относятся владение компьютером и основными офисными программами, вождение автомобиля.
Перспективы и карьера
Заработная плата супервайзера состоит из оклада и процента от продаж. Конечная сумма зависит от нескольких факторов: опыта работы, умений, навыков и знаний, места службы.
На карьерной лестнице супервайзер может достичь многого. У него есть возможность дорасти до трейд-маркетинг или регионального менеджера, директора продаж и выше.
Обучение
Супервайзер – это одна из тех профессий, которые не требуют обязательного высшего образования. Этой специальности нигде не учат.
Чаще всего супервайзерами становятся промоутеры, мерчендайзеры или торговые представители. Но все же при приеме на работу предпочтение отдается тем, кто имеет диплом социолога, психолога, рекламщика, торгового работника или менеджера.
Нередко компания отправляют сотрудника на курсы, семинары, тренинги, лекции. При желании их можно посещать самостоятельно.
Главным для супервайзера остаётся опыт работы, так как получить необходимые знания можно только на практике.
Супервайзер отдела продаж
Торговые представители, поработав пару лет на своей должности, начинают вздыхать о позиции супервайзера. Едва поднявшись на одну ступеньку, новоиспеченные супервайзеры начинают заглядывать еще дальше – на позицию руководителя отдела продаж.
Карьера в отрасли продаж – вопрос не только профессиональных навыков и целеустремленности, но и личных качеств специалиста. Какие личностные компетенции следует развивать, чтобы стать супервайзером, а затем продолжить движение вверх по карьерной лестнице, рассказывает Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru.
Плох торговый представитель, который не мечтает стать супервайзером. Это логично: и должность выше, и зарплата интереснее. Но далеко не всегда бывает просто перейти на следующую ступеньку карьеры: все-таки конкурс составляет 5,7 резюме на одну вакансию, а ведь еще есть внутренние кандидаты.
Наверное, поэтому так часто можно встретить торговых представителей, которым никак не удается стать супервайзером: работодатели хотят видеть кандидата с аналогичным опытом работы, а откуда его взять, если без него в супервайзеры не берут? Ответ на этот вопрос предельно прост: надо проявить себя на текущем месте работы таким образом, чтобы руководство не устояло и назначило Вас на желаемую должность.
Понятно, что основной способ проявить себя для торгового представителя – увеличивать продажи на своей территории, привлекая новых клиентов и увеличивая обороты по каждому заказчику. Но достаточно ли этого, чтобы стать успешным супервайзером? Даже если работодатель заметит Вас и назначит на новую должность, Вы быстро убедитесь, что для работы супервайзером нужны несколько иные личные качества, чем для работы торговым представителем.
Согласно модели личностных компетенций, разработанной аналитиками Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, специфическими компетенциями для специалистов, занятых в продажах, являются: хорошие презентационные навыки, умение слушать и понимать собеседника, ориентация на потребности клиента. При этом для торгового представителя также важны умение четко понимать и выполнять поставленную задачу, внимательно относится к мелким, но зачастую важным деталям (это может касаться особенностей договора с заказчиком или каких-то устных пожеланий – любая мелочь может оказаться ключевой при решении вопроса о сотрудничестве).
На должности супервайзера Вам придется развивать дополнительные компетенции: лидерские качества, навыки постановки задач и контроля их исполнения, умение мотивировать других людей на работу, умение планировать работу команды и, главное, системное виденье ситуации.
Иными словами, умение понять мотивы собеседника и предложить ему взаимовыгодное решение переходит из плоскости отношений с клиентом в плоскость отношений с сотрудниками: Вы должны понять, чем можно мотивировать каждого из Ваших торговых представителей, и эффективно использовать это понимание. Навыки тайм-менеджмента также теперь используются на уровне всей команды: ведь Вы отвечаете за результат работы всех и каждого из Ваших торговых представителей. Что касается системного мышления, оно пригодится как никогда: это торговый представитель может себе позволить рассуждать о продажах каждому конкретному клиенту, не замечая за деревьями леса. Супервайзер должен уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, понимая, чем грозит выход на рынок новой сети, новый закон о торговле, изменение курса валют и смена руководства у конкурента.
Как правило, двух лет вполне хватает для успешного освоения новых компетенций. На позиции супервайзера лучше не засиживаться слишком долго: большинство соискателей на эту должность моложе 30 лет, и работодатели с опаской относятся к кандидатам, которые не вписываются в основную массу. К тому же позиция руководителя отдела продаж, на которую может перейти успешный супервайзер, предполагает намного более амбициозные цели и высокую оплату труда. Но и здесь придется развивать новые личностные компетенции, такие как стратегическое и аналитическое мышление. Не говоря уже о том, что и старые нужно переводить на новый уровень: масштаб должности все-таки другой.
Теперь рассмотрим основные обязанности супервайзера отдела продаж.
— формирование / участие в формировании команды торговых представителей;
— организация работы промоутеров / мерчандайзеров / торговых представителей;
— постановка задач и контроль их исполнения, аудит торговых точек;
— проведение переговоров с клиентами;
— проведение переговоров с менеджерами торговых точек;
— обучение и разработка системы мотивации персонала;
— организация маркетинговых акций на местах продаж;
— достижение плановых показателей продаж;
— решение вопросов при возникновении конфликтных ситуаций;
— ведение отчетности.
Зарплатные предложения и требования работодателей
Возможное пожелание: наличие прав категории В
Исследование рынка труда позволяет составить портрет типичного соискателя должности супервайзера. Это молодой мужчина с высшим образованием. Представительниц слабого пола среди претендентов на должность супервайзера всего 20%. Половине кандидатов еще не исполнилось 30 лет. Высшее образование имеют 73% супервайзеров. Деятельность данных специалистов чаще всего связана с многочисленными разъездами, поэтому 96% супервайзеров имеют права категории «В».
Посетить профессиональное сообщество «Искусство продавать» на портале Superjob