что нужно чтобы стать сценаристом
Как начинающему сценаристу искать работу в киноиндустрии
Рассказывает автор сериалов «Эпидемия» и «Звоните ДиКаприо!».
Фото предоставлено героем / Rawpixel image / Rawpixel / Annie для Skillbox
Алексей Караулов
Окончил журфак МГУ и Университет Колорадо в Боулдере.
Соавтор сценариев к сериалам «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия», «Гоголь», «Филатов» и фильму «Гоголь. Начало».
Разбираем сценарии успеха в профессии с автором сериалов «Звоните ДиКаприо!», «Эпидемия» и «Гоголь» Алексеем Карауловым.
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
— С какими навыками можно браться за профессию сценариста?
— Качества, необходимые, чтобы стать сценаристом, — это терпение, некий teamplay, готовность к компромиссу, умение слышать другого человека и понимать, что работаешь в команде. Они, конечно, могут быть и у школьника.
Но дальше начинаются — не ограничения, а, скажем так, — конкурентные преимущества, которые будут у человека более взрослого. Потому что есть всё-таки вещи, которые сводятся к жизненному опыту. Умение строить конфликт, например, и вообще понимать конфликтность человеческой природы. Это можно выучить по учебникам психологии и чужим работам. Но когда в твоей жизни не было, условно, развода, или потери средств к существованию, или возвращения домой на щите после крупного поражения, тебе как сценаристу будет сложнее воплощать всё это на экране, создавать правдоподобных персонажей.
Starter pack начинающего сценариста лежит в области его интересов, склонностей — того, на что он готов тратить время. Если тебе физически не нравится писать, это не такая уж и проблема, поскольку писать сценаристу приходится немного. Чем приходится много заниматься, так это быть в творческом поиске, смотреть чужие работы, быть частью глобального мира — и уметь находить в нём истории.
Нужно иметь склонность к наблюдению за другими людьми — у сценаристов это называется «ухо». Это умение подслушивать чужие разговоры, брать из них отдельные речевые характеристики и быть готовым обрисовать характер человека за несколько реплик. Но эти реплики нужно откуда-то взять, где-то подслушать и зафиксировать. Вот такая любознательность сценариста совершенно необходима. А остальное можно компенсировать общей эрудицией и насмотренностью.
Сценаристу нужно иметь «ухо» — уметь подслушивать чужие разговоры и обрисовать характер человека за несколько реплик.
— А почему сценаристу не приходится много писать? Сценарий — это же текстовый продукт, близкий к драматургии.
— Я часто цитирую американского сценариста Макса Лэндиса, сына режиссёра легендарных «Братьев Блюз» Джона Лэндиса: « Screenwriting is not about writing ». То есть сценарное мастерство — не про написание. Сценарист прислушивается к нуждам продюсера, зрителя, к повестке — и бесконечно переделывает свою работу с целью дотолкать этот паровоз в гору, до той точки, после которой сценарий превращается в фильм, чтобы дальше он катился уже сам по себе.
Но на пути к этой точке ты проходишь несколько этапов, можно так сказать. Сначала создаётся сценарная заявка — это документ, который ты сперва направляешь редактору, редактор просит в нём что-то поправить, и заявка отправляется продюсеру. Проходит иногда две недели, иногда больше месяца, когда ты просто ждёшь. Можно, конечно, работать над каким-то собственным проектом в эти периоды. Но если ты наёмный сценарист, то пилоты или вообще какой-то сценарий писать приходится сравнительно редко. Чаще занимаешься сценарными заявками, сценарными наработками — и больше читаешь чужого, чем пишешь своего.
Работа сценариста — это активное думание.
Она похожа на постоянные качели, переключение между разными режимами: напряжение и расслабление, перегрузка и медитация. Если попробовать расписать рабочий день сценариста по некой восьмичасовой схеме, то сознательно что-то написать за компьютером — это, ну, два часа в день. Но мозг у тебя всё время загружен, всё время варит какие-то свои коктейли из разных компонентов. В остальное время ты занят тем, что пытаешься нагрузить мозг фактами, чужими историями, историческим контекстом, даёшь ему построить из этого какую-то непротиворечивую вселенную, куда потом запустишь своих героев.
Когда дело доходит до пилота, ты можешь работать с текстом день-два, часов по восемь. Но работаешь, опять же, не с письмом как таковым, а с теоретическими моделями больше. Нужно иметь большой ресурс памяти, воображения, чтобы прогнать героя через весь путь, который вы ему обрисовали в своей голове. Письмо здесь — не то, к чему нужно специально готовиться.
Валерия Плотникова
продюсер курса «Профессия Сценарист» в Skillbox
Начинающему сценаристу понадобится усидчивость — работать придётся много. И насмотренность — ты должен понимать, что было сделано до тебя. Нужно учиться видеть текст в основе фильма или сериала. Любое аудиовизуальное произведение сначала рождается на бумаге. Поэтому при просмотре сценарист должен уметь отмечать какие-то художественные ходы, решения, которые были приняты драматургами, писавшими сценарий.
Смотреть кино для человека, который хочет работать в этой индустрии, — тоже работа: смотреть нужно много, искать референсы, похожие сюжеты или, наоборот, понимать, чего никогда ещё не было, знать историю кино.
— Что лучше с точки зрения результата — онлайн-курс по сценарному мастерству или традиционные киношколы и кинематографические вузы?
— В творческой профессии, если хочешь набраться знаний, нужно идти за именем — становиться подмастерьем, учеником конкретного человека. Это точно полезнее, чем получать широкую теоретическую базу. Наверное, и в классических вузах можно найти преподавателей, которые состоялись как профессионалы и могут чему-то научить. Учиться водить яхту, сидя перед доской в классе и вычерчивая какие-то схемы, странно. А классическое образование часто и сводится именно к этому: ты сидишь в аудитории, и преподаватель рассказывает про Аристотеля применительно к сценарному мастерству.
Чтобы избежать ситуации, когда какие-то теоретики рассказывают тебе о том, как что-то принято делать, нужно искать преподавателя, который сам состоялся как профессионал. Сегодня такое чаще случается с онлайн-платформами, где как раз можно найти определённого эксперта и послушать, какие ноу-хау помогают ему в работе.
Главное в обучении сценарному ремеслу не длительность учёбы и не престиж вуза, а ответ на простой вопрос: человек, который будет тебя учить, сам написал какое-то количество сценариев? Эти сценарии стали рабочими? Он является уважаемым профессионалом в своей области? Если ответ на эти вопросы «Да», то не так важно, где вы этого человека застали, чтобы учиться у него.
На нашем курсе в Skillbox я вычитываю все пилоты, которые студенты пишут в качестве выпускных работ. Для них это как раз такой момент общения с человеком, который уже поработал в индустрии и знает тонкости.
Валерия Плотникова
Курс по сценарному делу идеально ложится в онлайн-формат. Главный ресурс сценариста — его голова, руки и компьютер, где он записывает свои идеи. Теорию всегда можно изучить онлайн, а в практике ты один.
С началом пандемии в 2020 году учебную программу режиссёров и актёров в киношколах и вузах пришлось сильно адаптировать, чтобы студенты не потеряли в образовательном процессе. А сценаристу полезно много времени проводить одному, чтобы писать. Поэтому это идеальная программа, чтобы проходить её онлайн.
— Но нанять всех своих студентов вы, наверное, не сможете. Куда молодому сценаристу идти по окончании курса сценарного дела?
— Кого не найму, буду использовать, чтобы тестировать в поле: давать, например, писать сценарные заявки по продюсерским брифам. В любом случае путь следования за профессионалом применим и по окончании учёбы. В России сейчас есть пара десятков состоявшихся сценаристов. Они нарасхват и не справляются с тем потоком заявок от продюсеров и компаний, которые хотят с ними работать. Можно открыть любой топ успешных сценаристов — их регулярно создаёт, например, сайт «Кинопоиск» или «Бюллетень кинопрокатчика» — и постучаться к кому-то из них в Facebook, отправить некое мотивационное письмо, чтобы заинтересовать возможностью поработать с вами. Искренность всегда работает — в сценарном мастерстве в первую очередь.
Попасть в подмастерья к профессиональному сценаристу можно чаще, чем принято думать. Я и сам этим занимался в своё время.
— Это, конечно, замечательный сценарий, но если мы говорим о самостоятельном и амбициозном молодом сценаристе, как ему искать работу в индустрии?
— Визитной карточкой, конечно, будет проект, который ты создал. Чем, опять же, плохи киношколы в этом плане: там сценаристов часто заставляют писать сценарии короткометражных фильмов. Короткий метр — это фестивальная монета, в индустрии она не котируется: киноиндустрия не оценивает сценариста по короткому метру. Нужно написать получасовой или часовой пилот собственного сериала, может, веб-сериала. С этим можно откликаться на любые объявления, заваливать почтовые ящики киностудий, продакшнов, участвовать в конкурсах.
Карьерные лифты в индустрии работают: 10–12 раз в год проводятся питчинги, постоянно идёт поиск новых имён. Сейчас вот идёт открытый конкурс сценариев для хоррор-сериала студии «10/09» — любой может поучаствовать через сайт iwantfilm.ru. Нужно подписаться на такие сайты, на Telegram-канал «Питчинги», искать в Facebook разные конкурсы и участвовать в них.
Но я всё же считаю, что путь подмастерья в плане карьеры — самый благодатный. Он даёт доступ к брифам конкретных студий и продюсеров, которые по старинке продолжают высылать их своим любимым сценаристам, несмотря на то, что те лопаются от количества заказов. Поэтому сценаристы охотно берут подмастерьев.
Нужно понимать, что сценарное мастерство — это не искусство: тут нельзя годами совершенствовать какое-то видение, чтобы в итоге создать что-то революционное. Это ремесло, навык. Как пошив ботинок.
Есть конкретный набор умений, который нужно оттачивать. А оттачивают их на бесконечной работе по продюсерским брифам.
Можно наниматься в так называемые сценарные комнаты, это тоже отличный тренажёр. Там сидят 8–10 начинающих сценаристов, которым постоянно приносят новые брифы, они устраивают мозговой штурм и пишут по этим брифам сценарные заявки. Но такие комнаты ищут работников в основном через конкурсы и питчинги.
Валерия Плотникова
В России ощущается сценарный голод. Все продюсеры говорят об этом. Они ищут не столько новые идеи, сколько людей, которые умеют работать над сценариями. Чтобы молодому сценаристу найти работу, нужно просто заявлять о себе в различные продакшны. У всех есть открытая почта, всем можно послать свой сюжет, сценарную заявку. Возможно, они не захотят взяться за конкретную идею, но захотят работать с человеком, который умеет хорошо её подать.
— Вы на курсе разделяете сценарии для кино и для видеоигр. Они действительно различаются? Может, кто-то сразу решит «О! Было бы классно писать для видеоигр».
В играх есть собственный lore. Это термин как раз из игровой индустрии — на русский с натяжкой можно перевести как «мифология». Lore — это совокупность предысторий, всё, что предшествовало той точке, в которой мы оказались как зрители. К примеру, lore киновселенной Marvel в том, что в нашем мире периодически появляются люди со сверхспособностями.
Дело в том, что игры больше используют нелинейную структуру повествования. Они сильнее разветвляют сюжет и больше работают с воображаемым миром, потому что персонажем там является сам игрок. А сценарий фильма или сериала работает больше с героями, так как зрителю в нём отведена роль пассивного наблюдателя. Получается, для начинающего сценариста разница в том, что ему интереснее: человек, характеры или мир и события в нём. Если человек, тогда лучше пробовать себя в сериалах и кино.
Валерия Плотникова
За получасовую серию начинающий сценарист получает от 100 до 250 тысяч рублей. За часовой материал — от 150 до 350 тысяч. Диапазон гонораров увеличивается с ростом фильмографии и доходит до одного миллиона рублей за серию или близких к этому сумм. Но надо быть готовым к тому, что в первые год или два зарабатывать вы будете мало — из-за большого количества брака, пока набиваете руку. Гонорары обычно растут со второго-третьего года в профессии.
Игра слов, в дословном переводе: «Написание сценария — это не про написание».
Сценарист — это человек, который придумывает истории для фильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы и других произведений. Чтобы стать таким специалистом, недостаточно просто уметь писать. Нужно знать основы драматургии, понимать законы киноиндустрии, обладать талантом и невероятным терпением. Работа сценариста предполагает не только полёт фантазии, но и многочасовое переписывание исходного текста с учётом комментариев редактора, продюсера, режиссёра.
Краткая история и перспективы профессии сценарист
Как отдельная профессия, сценаристика (scenaristika) появилась позднее киноиндустрии. В конце XIX века сюжеты мультиков и фильмов были примитивными. Кинематографисты экранизировали анекдоты, песни, изображения из рукописей и гравюр.
В начале XX века создатели кино обратились к литературе. Однако адаптированием сюжетов долгое время занимались сами авторы книг, студенты и журналисты. Только в 30-х годах появились люди, которые стали писать сценарии к фильмам на профессиональной основе. Во многом этому способствовало улучшение качества звукозаписи. На смену немому кино пришли диалоги персонажей.
Сегодня сценаристика — это востребованная, престижная и высокооплачиваемая профессия. Кинокомпании постоянно находятся в поиске авторов, умеющих придумывать захватывающие истории. Производителям ТВ-шоу и сериалов нужны сценаристы, которые готовы работать в условиях строгого дедлайна и не выбиваться из формата канала.
Внимание! Базовые навыки, необходимые для заработка на сценаристике, можно приобрести в процессе написания более простых произведений: постов, статей и книг. Поэтому, возможно, вам будут полезны наши материалы «Как стать писателем» и «Как стать блогером».
Какие знания, навыки и качества нужны человеку, чтобы стать сценаристом
Важно! Угодить такому количеству людей нелегко, поэтому часто работа над сценарием фильма растягивается на 1–2 года.
Только далёкие от киноиндустрии люди думают, что сценарное образование реально получить за короткий срок. Мол, достаточно посмотреть примеры чужих текстов, выложенных в открытый доступ. Однако сценаристика — это целая наука. Чтобы стать настоящим киносценаристом, автор должен изучить следующие области.
Где учиться сценаристике, и что необходимо для поступления на киносценариста
Стать сценаристами могут выпускники университетов, киношкол, выходцы из смежных профессий (журналисты, КВН-щики, редакторы) и даже люди без высшего образования. Каждый путь для входа в сценаристику имеет свои плюсы и минусы.
Поступить в университет
Пример. Очное получение образования во ВГИКе на сценарно-киноведческом факультете на первом курсе в 2020 году стоит 470 400 рублей. А учиться бесплатно вряд ли получится, так как бюджетных мест всего 20.
Внимание! На собеседовании комиссия оценивает творческое мышление, кругозор, коммуникабельность и стрессоустойчивость абитуриента.
Стать учащимся школы кино
Киношкола — это частное учебное заведение, основанное опытными драматургами или режиссёрами. Учиться в ней нужно в среднем от 1 года до 3 лет. После окончания выдаётся сертификат, который формально не является дипломом о высшем образовании. Однако этот документ право поступить на работу в телестудии, кинокомпании, IT-компании, продюсерские центры, продакшн-агентства и другие организации развлекательной индустрии.
Важно! У каждой школы свои условия для поступления — указаны на сайтах. Одни проводят строгий отбор, требуя от претендентов показать примеры работ и пройти профессиональное собеседование. Другие заведения принимают учиться всех желающих.
Получить образование на краткосрочных курсах
Многие профессионалы скептически настроены по отношению к курсам, которые длятся 3–8 месяцев. Они считают, что нельзя стать киносценаристом за столь короткий срок. Однако такой формат обучения дает необходимую базу, которая позволяет в дальнейшем учиться сценаристике самостоятельно.
Интересно! Преподавательский состав не так важен. Не всегда из хороших сценаристов получаются талантливые преподаватели. И наоборот.
Проходить обучение на семинарах
Семинары — это закрытые мероприятия, посвящённые одной узкой теме в сценаристике. В среднем они длятся 1–5 дней. Ведущим может стать известный представитель киноиндустрии: сценарист, продюсер или режиссёр. Чтобы участвовать в таком мероприятии, нужно заплатить 2–20 тысяч рублей.
Посещение семинаров не поможет стать сценаристом фильмов с нуля. Такой формат образования больше ориентирован на авторов, которые уже работают по специальности, но хотят получить дополнительные знания, прокачать писательские навыки, зарядиться мотивацией или познакомиться с влиятельными людьми.
Внимание! Некоторые заведения, например, Высшая школа режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге, регулярно проводят бесплатные мастер-классы онлайн для новичков. Формат очень напоминает семинары.
Самостоятельно учить сценаристику с помощью книг и фильмов
«Сценарные курсы — это ерунда. Там нужно учиться формулам, а формулы чертовски скучны. Поэтому мы каждую неделю получаем фильмы Marvel и DC, в которых заранее точно знаем, что произойдёт». Кинорежиссёр и сценарист Мартин Макдонах
Профессиональные обязанности сценариста
Как поступить на работу и построить карьеру в сценаристике
Важно! Необязательно побеждать на питчинге, чтобы продать сценарий или поступить на работу. Нужно просто понравиться хотя бы одному продюсеру.
В сценаристике нет чёткой карьерной лестницы. Авторы ставят скорее финансовые цели. Если вас интересует стабильность, постарайтесь поступить на работу в студию, производящую сериалы и ТВ-шоу. А наиболее высокие гонорары платят кинокомпании (особенно зарубежные), но заказы оттуда приходят редко.
Сколько зарабатывают сценаристы в небольших городах, Москве и за рубежом
Заработок сценариста зависит от того, где и как он работает. Так, столичные производители сериалов и ТВ-шоу платят своим сотрудникам 70–300 тысяч рублей в месяц. В рекламных, продакшн и event-агентствах Москвы авторы сценариев зарабатывают 30–120 тысяч рублей. В регионах зарплаты в 1,5–2 раза ниже.
Киностудии заказывают или покупают готовые сценарии. В зависимости от бюджета проекта сценарист может заработать 1–6 млн рублей за один фильм. За рубежом доходы талантливых писателей ещё выше. В среднем сценарий к фильму стоит 70–130 тысяч долларов. Кроме того, сценарист получает авторские отчисления с каждой продажи лицензии и кассовых сборов.
Таким образом, стать сценаристом нелегко. Нужно учиться долгие годы без малейших гарантий на трудоустройство. Если вы справитесь с задачей, то сможете наслаждаться творчеством и зарабатывать большие деньги.
Как стать сценаристом с нуля: пошаговая инструкция и разбор профессии
Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! Профессия сценариста самая незаметная в кино, обычно зрители хорошо знают режиссеров, актеров, даже композиторов и исполнителей саунд-треков. Однако те люди, которые собственно придумывают захватывающие истории и создают персонажей, часто оказываются за кадром, а иногда и вне титров. Хотя именно они создают идеи и дают материалы для работы всем остальным участникам процесса, и без качественного сценария не было бы ни одного фильма. И не совсем понятно, как становятся сценаристами: кто эти люди, создающие целые миры в своем воображении, где учатся этой профессии, да и можно ли этому научиться?
Кто такой сценарист, что он делает?
Сценарист – это человек, автор, придумывающий различные истории, идеи, разрабатывает концепции для фильмов, клипов, игр и др. Этот специалист пишет сценарии, в которых подробно описывает речь и поведение персонажей. Именно сценарий становится основой для любых съемок. Чтобы стать сценаристом, недостаточно уметь просто хорошо писать: работа писателя сильно отличается от того, что делает сценарист. Для успешной работы необходимо знать законы драматургии и построения сюжета, понимать, как устроена киноиндустрия. А также важно уметь вносить правки в сценарий с учетом мнения других людей, работающих над картиной: продюсера, редактора, режиссера, реже – актеров.
Сценарист должен до малейших деталей представлять, что будет происходить на экране, какими будут персонажи, и уметь это максимально четко описывать действиями и диалогами. Конечно, режиссер что-то добавит или убавит, в соответствии со своим видением, но это обычно детали, основа, сюжет, остается неизменным.
Сценаристы могут не только писать сценарии к фильмам, сериалам, театральным постановкам, но и заниматься другими делами, например, хорошим опытом считается работа над произведением в качестве режиссера или его помощника, тогда специалист понимает, как слова с бумаги превращаются в действие на экране. В будущем это помогает писать более четкие сценарии, понимать, что лишнее, а что – нет. Реже авторы идей становятся продюсерами или актерами.
Также сценаристы разрабатывают сюжеты для клипов, различных телепередач, шоу, праздников и деловых мероприятий, видеороликов в интернете, квестов или компьютерных игр. Если в голову пришла какая-то интересная история, стоит попробовать превратить ее в сценарий, качественные произведения хорошо оплачиваются. Но самое главное и сложное в этой работе – не только придумать что-то, но и воплотить идею, ведь пока она витает в воздухе, она ничего не стоит. Но, стоит ее оформить на бумаге, как она приобретает ценность, однако необходимо знать, как оформлять сценарии.
Чем занимается сценарист
Круг профессиональных обязанностей сценаристов зависит от того, какие задачи перед ним ставит работодатель. Конечно, основная задача – писать сценарии к различным продуктам, вносить в них правки, чтобы попасть в формат. Также сценарист может продумывать концепцию кино или шоу, согласовывать её с директором или заказчиком.
Иногда обязанности разбиваются, например, над одним проектом могут работать несколько сценаристов: один продумает действие фильма, другой – речь героев. Бывает, что у сценаристов есть и дополнительные функции, например, общение с журналистами или создание сюжетов промороликов к основному продукту.
История профессии
Само искусство кинематографа довольно молодое, оно появилось в 19 веке. Тогда экранизировались анекдоты, короткие события из реальной жизни, сказки с простыми сюжетами, использовали те же мотивы, что и художники при создании картин. Тогда фильм длился от нескольких секунд до нескольких минут.
Сценаристика, как отдельное направление, возникла гораздо позже: в начале 20 века кинематографисты устали от примитива, исчерпали простые идеи и до конца осознали всю ширь своего искусства. Тогда они обратились за идеями к книгам, но роман – это не сценарий, в нем не расписано так, как надо, основные реплики и действия (кино в ту пору было немым и требовало особенного подхода). Да и книги зачастую страдают многословием, которое на экран в полной мере не перенесешь. Сначала адаптацией литературных произведений занялись писатели, журналисты. Затем появились люди, которые стали профессионально писать сценарии к фильмам, профессия сценариста сложилась только к 30-м гг. прошлого века. Конечно, развитию профессии во многом поспособствовало само развитие кинематографа, появление звуковых фильмов, развитие техник монтажа и режиссуры.
Сейчас сценаристика – неотъемлемая часть не только кино, но и телевидения, да и любого производства видеоконтента, включая любительские ролики для блогов. В основе каждой ленты есть идея, и есть сюжет. Кинокомпании и телеканалы постоянно ищут талантливых авторов, способных создавать оригинальные идеи, писать захватывающие истории. Для производства телешоу требуются сценаристы, способные работать в строгих рамках, соблюдать требования канала, сроки и попадать в формат. Однако, несмотря на востребованность профессии, стать сценаристом нелегко, пробиться к продюсеру и зрителю очень непросто.
Что нужно знать и уметь сценаристу
Это работа, которая подойдет не каждому. Специалист должен владеть знаниями в различных сферах:
Помимо этого к сценаристу предъявляется еще множество требований, например, начитанность, большой объем просмотренных и разобранных фильмов, умение разбирать чужие произведения. Быстро стать сценаристом не получится, для этого мало одного умения писать занимательные истории или только писать грамотно, просмотреть несколько сценариев тоже будет недостаточно, здесь нужна кропотливая работа над собой и над сценарием.
Личные качества
Для успеха в профессии понадобятся такие качества, как:
Развитые коммуникативные навыки нередко становятся краеугольным камнем в работе сценариста. Создание произведения в основном уединенное занятие, но кино – командная работа. Готовый сценарий попадает к продюсеру и режиссеру, которые начинают вносить правки в соответствии со своим видением, необходимо уметь договариваться, обсуждать, принимать чужую точку зрения. Также необходимо уметь объяснять, почему персонажи ведут себя так, а не иначе и объяснять свою позицию корректно и понятно для всех участников процесса.
Нередко из-за правок и переписываний работа над сценарием затягивается на несколько лет. К этому нужно быть готовым и не ждать мгновенного успеха и одобрения.
Зарплата сценариста
Размер заработных плат специалистов сильно разнится по стране, а также в зависимости от рода деятельности. Например, на производстве телешоу и сериалов в Москве обычно стабильные и высокие заработки: от 50 до 300 тыс. руб./месяц. В рекламе предельные оклады вдвое ниже. В регионах сценаристам платят от 20 до 70 тыс. руб., зависит от города и специфики работы.
Готовые сценарии к полнометражным фильмам продаются штучно, стоящие идеи оценивают в несколько миллионов рублей, более простые сценарии стоят гораздо дешевле.
Заграницей заработки выше не только потому, что там дороже оценивают сам сценарий, но и за счет стабильного отчисления авторского гонорара от кассовых сборов и продаж лицензий. Автор получает доход от своего произведения не 1 раз, а на протяжении всего периода активных продаж.
Однако часты случаи, когда люди годами не могут продать свой сценарий, поэтому идти в сценаристику ради денег не стоит: они здесь нелегкие и никто не дает гарантий какого-либо заработка вообще.
Как стать сценаристом?
В сценаристику много путей: кто-то 5 лет получает высшее образование, другие проходят курсы, третьи нигде не учатся, но уделяют много времени и сил именно практической работе и самообразованию, нередко в сценаристику переходят из смежных профессий, например, писатели, журналисты, редакторы. У каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны, то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Сейчас разберем каждый вариант получения специальности подробно.
Высшее образование
На сценаристов учат в государственных и частных ВУЗах, после прохождения курса выпускник сдает экзамены и получает диплом государственного образца, подтверждающий квалификацию.
Выучиться на сценариста можно во ВГИКе, МГИКе, СПбГИКтТе и других институтах культуры и кинематографа, где есть специализация «Сценарист». Абитуриенту придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти внутренний творческий конкурс. Также абитуриента могут попросить предоставить портфолио, творческие наработки, собрать рецензии. Окончательное решение о зачислении принимается после прохождения собеседования.
Важно на всех этапах показать себя с лучшей стороны. Поэтому начинать готовиться к поступлению нужно заранее, речь идет не только об экзаменах. Необходимо узнать, в чем состоит творческий конкурс, как проходит собеседование. Именно на последнем этапе приемная комиссия оценивает творческие способности, широту кругозора и личные качества будущего студента. Во время обучения нужно с пользой проводить время и «выжимать» из него максимум. Необязательно становиться «ботаником» и учить все подряд, главное – не отмалчиваться на практических занятиях.
Очное обучение имеет 2 огромных плюса, перевешивающих основные минусы: обратную связь от компетентных людей и быстрое вхождение в профессиональный круг.
Обратная связь подразумевает оценку сценария другими людьми. Чтобы она имела цену, разбор должны проводить люди, разбирающиеся в этом вопросе. Оценки мамы, друзей, родственников обычно субъективны и не дают разностороннего представления о работе: ее недостатках, выигрышных моментах, поэтому самоучки часто учатся очень долго и повторяют из раза в раз одни и те же ошибки, их просто никто не замечает и не указывает на них. На занятиях сценарии разбирают профессиональные сценаристы, высказывают мнения сокурсники, т. е. автор за короткое время собирает множество точек зрения и получает достаточно полное представление о своем сценарии, а также понимает, как произведение воспринимают другие люди: обычно трактовка автора и зрителя/читателя сильно отличаются.
Во время обучения некогда лениться: обычно сроки оговорены и в них нужно укладываться. Это приучает к дисциплине, систематической работе, а не только «по вдохновению».
Также во время обучения происходит наработка профессиональных и социальных связей. Студенты оказываются буквально втолкнутыми в ту среду, где им предстоит работать. И важно в этот момент не растеряться, не стушеваться, а, наоборот, попытаться проявить себя. Часто лекции читают известные актеры, режиссеры, драматурги, продюсеры. Нужно с ними активно взаимодействовать (конечно, по делу), чтобы запомниться. Возможно, сценарий студента приглянется кому-нибудь и по нему снимут клип, короткометражку или же предложат работу сразу после выпуска.
Обучение в школе кино
Киношкола – это не ВУЗ в классическом понимании. Это частное учебное заведение, обычно их основатели – режиссеры и драматурги. После окончания курса выдается сертификат, не диплом, но документ позволяет работать по новой профессии. Отличие киношкол в том, что здесь меньший теоретический блок, чем при получении академического образования, основной упор делается на практику: написание сценариев, разбор фильмов и работ других учеников, участие в питчингах, подготовка презентаций для кинокомпаний.
Школа кино в основном имеет те же преимущества, что и академическое образование: формирование профессионального круга, обратная связь, всестороннее системное образование. Несмотря на уменьшенный блок теории, ученики не упускают из виду ничего важного, что имеет практическое значение в профессии.