что нужно чтобы стать оператором
Ну очень важные новости
Творческим людям свойственно время от времени менять или расширять сферу своих интересов, поэтому нет ничего удивительного в том, что обычный любитель качественных фильмов и видеороликов в один прекрасный день захочет стать профессиональным видеооператором. Именно в этот момент и возникают вполне логичные вопросы «как стать видеооператором с нуля?» и «что нужно, чтобы стать оператором?». Разумеется, не каждый, кто обзавелся дорогостоящей камерой, может называть себя хорошим оператором, ведь это гордое звание нужно заслужить. Что же отличает хорошего оператора от дилетанта?
Этому не учат в школе
В настоящий момент большая часть профессиональных операторов – самоучки. Конечно, мы сейчас слегка лукавим и приукрашиваем, но по большому счету это действительно так. Все дело в том, что стандартный набор знаний и навыков, так называемую «азбуку видеооператора», преподаваемую в высших учебных заведениях, не всегда целесообразно использовать в первозданном виде на практике. Мир меняется так быстро, что это изменения не всегда удается фиксировать, а как быть, если фиксация актуальных событий – одна из основных обязанностей хорошего оператора? Оператору приходиться быть очень гибким и любознательным, чтобы всегда быть в курсе нововведений. И самое главное – у видеооператора должен быть свой собственный взгляд на пространство и на объекты в нем.
Согласитесь, что начинающий видеооператор Одессы, цены на индивидуальную съемку у которого выше средних, вряд ли согласится на бесплатную съемку «за идею». Но что мешает ему поучаствовать в талантливом и креативном, но бесплатном, проекте, набираться опыта, а не снимать сухой материал по шаблону? Хороший оператор не должен бояться экспериментов, поэтому, прежде чем устанавливать заоблачные цены на видеосъемку, ему стоит попробовать свои силы в нескольких жанрах и стилях, научиться работать с человеком в кадре и подстраиваться под условия окружающей среды. Всем этим навыкам не учат ни в одном учебном заведении, поэтому каждый видеоператор становится своего рода первопроходцем на своем творческом пути, впервые сталкивается с трудностями, ищет выход из сложившихся ситуаций.
Как стать видеооператором с нуля?
Наиболее успешными видеооператорами становятся профессиональные фотографы, которые, соприкоснувшись с волшебным миром композиций и размеров кадра, не смогли с ним расстаться. Как правило, весь базис съемочного процесса сводиться к основам фотографии, поэтому зачастую видеооператор может сотрудничать с фотографом или же быть его ассистентом. Если Вы решили стать оператором с нуля, то Вам в любом случае придется изучить основы фотографии, даже если статичное искусство фотоснимка Вам не по душе. Вот краткий перечень того, в чем обязан разобраться начинающий видеооператор в первую очередь:
Начинающий видеооператор должен постоянно находиться под влиянием вдохновения, должен создавать целостную картину, которая будет куда более интересной и содержательной, чем отдельный фотоснимок. В отличие от опытного ремесленника, который зачастую работает по универсальной схеме, у начинающего оператора есть все шансы отснять интересный и впечатляющий материал. Профессиональные видеооператоры со временем сами связывают себе руки и не позволяют творческому порыву овладеть ими, снимают похожие видеоролики, «штампуют» одинаковые эффекты и монтируют кадры без учета индивидуальных особенностей сюжета. Чтобы стать хорошим видеооператорм с нуля, нужно ежедневно трудиться и развиваться в этом направлении, общаться с творческими людьми и черпать вдохновение буквально отовсюду.
Теория и практика
Еще со школьной скамьи все мы знаем о том, что теоретические знания лучше всего усваиваются после практических занятий. Именно поэтому каждый видеооператор, который ознакомился с теоретической базой, должен незамедлительно приступать к процессу видеосъемки. Только после ряда отснятых сцен оператор может утверждать, что знает основы композиции и умеет работать с искусственным и естественным освещением. Когда видеооператор сталкивается с таким понятием, как «композиция кадра», он должен умело снять полноценную сцену, возможно, в один дубль, а вот сама композиция должна быть тщательно продумана:
Помимо композиции, оператор рано или поздно столкнется с таким понятием, как «крупность кадра». В процессе видеосъемки можно использовать следующие типы крупности изображения:
При съемке крупным планом в объектив попадает только одна выразительная деталь, крупный план также может играть роль портретной съемки, когда оператор фокусируется на выражении лица героя при акцентировании внимания на определенной эмоции. Средний план уместен в том случае, когда человека в кадре нужно изобразить «по пояс» и придать значимость окружающим деталям за счет визуального увеличения. Общий план демонстрирует глубину кадра, а люди всегда демонстрируются зрителям во весь рост. Детализированная съемка – это съемка, задача которой продемонстрировать зрителям часть объекта, выделить незначительную часть значимого предмета.
Вслед за крупностью изображения начинающий видеооператору приходиться потрудиться над длительностью кадра, ведь этот процесс предопределяет дальнейший процесс монтажа. Для каждого вида крупности изображения существует свой «регламент», например, крупный план не должен длиться более 20 секунд, средний план – не более 15 секунд, а вот съемка деталей может уместиться в короткие 10 секунд. Работая с длительностью кадра, оператор должен помнить о смысловой нагрузке, ведь затянутые сцены могут быстро наскучить зрителю, и он потеряет интерес ко всему видеоролику.
Если Вы твердо решили стать профессиональным оператором, то смело начинайте изучать весь творческий процесс изнутри и никогда не позволяйте себе действовать по шаблону. И помните, что дорога всегда возникает под ногами идущего!
Как я стал видеооператором на популярном телеканале. История оператора-самоучки из Казахстана
В последние годы разговоры о том, что интернет победит (или победил) телевидение не угасают, однако телевидение до сих пор имеет массовую популярность. Не все готовы отказаться от привычного экрана и полностью перейти на потребление информации через интернет.
Журнал Reconomica пообщался с молодым парнем из Казахстана, который рассказал о своей работе на телевидении в качестве видеооператора. Зарплата оператора, сложности, процесс обучения — все нюансы в статье.
Как я попал на телевидение
Меня зовут Даниил, мне 23 года, я живу в Казахстане и уже два года работаю видеооператором на популярном телеканале. Мы занимаемся съёмкой новостных сюжетов, и позже их показывают по телевизору.
Попал я на эту работу после увольнения из риелтерского агентства. Там я искал клиентов, вел переговоры, заключал договоры и выставлял дома на продажу. Со временем понял, что это не моё. К тому времени я увлекался видеосъёмкой как хобби. Когда увидел вакансию от телеканала, решил попробовать (хоть и понимал, что моего опыта может быть недостаточно).
Собеседование и условия работы
Собеседование проходило в редакции. Мне задавали много вопросов технического характера, спрашивали о навыках монтажа, отношении к работе “на ногах”. На все вопросы я отвечал так, будто готовился к этой работе всю жизнь. На протяжении всего собеседования мне повторяли, что работа очень тяжелая физически. По всей видимости, это связано с моим телосложением (я довольно худой). После собеседования я вышел на стажировку. Здание, в котором находилась редакция, было расположено недалеко от моего дома.
Что касается заработной платы, то она может варьироваться от 35 до 45 тысяч рублей. Всё зависит от твоего объёма работы, а он, в свою очередь, тесно связан с временем, которое ты тратишь на монтаж.
Рабочий день на канале начинается в 10 часов утра, а заканчивается в 7 часов вечера — это в идеале, ведь бывают и ночные вызовы. В смене могут одновременно работать несколько операторов, так как один человек не справился бы с таким количеством съёмочных заказов. Как правило, много людей требуется на важных городских мероприятиях. Если на месте всего один оператор, то и видеоряд получается скудным, неинтересным.
Современные камеры намного легче старых.
Стажировка
Моя стажировка длилась одну неделю (7 рабочих дней) и не оплачивалась. Я не претендовал на оплату, так как считал, что всё равно не справлюсь. Мне постепенно объясняли нюансы работы оператором и мои обязанности. В тот момент я работал с одним из двух других операторов, мне доверяли что-нибудь поснимать, показывали, как монтируют снятый материал.
Операторы выезжают на вызовы с журналистом, который, в свою очередь, задает вопросы какому-то человеку, а оператор должен все это снимать. Здесь есть нюансы. Если съёмка проходит в светлом помещении, то делать ничего не нужно. Если же нужно снимать на улице, то начинаются танцы с бубном, чтобы найти нормальный ракурс.
Человек, который решился что-то рассказать журналисту, начинает нервничать, если подготовка слишком долгая. В общем, необходимо сделать всё быстро и качественно.
Журналист может сам выбирать себе оператора, всё-таки у журналистов в этом плане есть привилегии.
Быть оператором тяжело, но интересно.
Оборудование
Цены на оборудование могут варьироваться. Например, штатив стоит от 80 до 130 тысяч рублей, микрофон — от 5 до 10 тысяч рублей, камеры могут стоить от 110 тысяч рублей и выше.
Если честно, то я не особо понимал, сколько стоит оборудование, которое мне дали, — ему много лет, очевидно, что телеканал экономит на аппаратуре.
После стажировки я решил, что останусь здесь работать. Меня официально оформили, и я стал профессиональным оператором.
Что делает видеооператор
Рабочий день оператора начинается с осмотра оборудования (его исправность и т. д.). После проверки аппаратуры мы ждали звонков с заказами (если у нас ещё не было задания). В нашу редакцию приходят вызовы на съёмку разных городских мероприятий, каких-то аварий, съемку известных людей. Работать видеооператором не очень легко. Если видео получилось плохим, то виноват только оператор.
После приезда на точку, где должна происходить съемка, оператор должен посмотреть на место проведения, так как ему предстоит снимать с разных ракурсов, а журналист тем временем составляет вопросы какому-либо человеку.
После съёмки одного сюжета мы приезжаем и отдаем материал на обработку и монтаж, затем это выпускают в эфир. В отдельных случаях оператор тоже участвует в монтаже (к примеру, если нужно смонтировать что-то срочно, а все работники заняты). После съемки сюжета нас могут сразу же забрать на съемку другого.
Операторы между собой общаются, так что всегда можно получить подсказку от опытного коллеги.
Работа очень разнообразная
Я смотрю на более опытных коллег и понимаю, что они не ограничиваются работой на телевидении. Самая частая “шабашка” — съёмка свадеб. За день работы и день монтажа можно заработать 10-15 тысяч рублей. Сам я пока этим не занимался, но был бы не против такой подработки. В целом я вижу, что операторы не из тех людей, кто жалуется на свою работу. Есть недостатки, о которых они постоянно говорят, но это не повод увольняться.
Это хорошая профессия, но подходит она не всем. Самое сложное — общение с семьёй, ведь на работу могут вызвать в любой момент, с этим нужно мириться.
После устройства на работу я узнал, что среди самых рейтинговых видео на телевидении всегда есть автомобильные аварии. Никогда бы не подумал, что людям интересно на это смотреть. Теперь отношусь к этому иначе, так как сам постоянно снимаю видео с мест происшествий.
Как стать видеооператором: советы новичкам
Каждый, кто когда-либо держал видеокамеру в руках, понимает, что значит быть видеооператором. В конце концов, вы не только записываете ролик, но и создаете видео-историю, настоящий шедевр, который может стать популярным, привлечь покупателей, или просто пополнить личную коллекцию воспоминаний. Но не каждый, кто научился нажимать красную кнопку, может считать себя профессиональным видеооператором. Это не такой быстрый и легкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Итак, как стать видеооператором?
Как стать оператором: советы для старта
Работа видеооператора заключается в том, чтобы запечатлеть различные явления, события или объекты окружающего мира. Независимо от области, в которой работает этот человек, задачи видеооператора состоят в том, чтобы разработать план съемки, установить оборудование, составную конструкцию каждого кадра и их последующую обработку. Начать карьеру видеооператора можно со следующего.
Начните с теории, которую можете изучить онлайн
Чтобы добиться успеха на начальных этапах, вам нужно много работать, черпать вдохновение практически везде, постоянно учиться новым навыкам, а также смотрите видеоуроки. Существует множество примеров практических руководств, которым следуют большинство специалистов. Хотя они и полезны на начальных этапах, все же старайтесь создать свой стиль видео. К тому же, теория быстрее всего усваивается на практике.
Достаньте хорошую камеру и начните практиковаться
Конечно, вы можете снимать видео и на своем смартфоне. Но если вы планируете стать профессиональным видеооператором и хотите произвести хорошее впечатление на аудиторию, имеет смысл приобрести более совершенную видеоаппаратуру. Если вы хотите почувствовать себя профи, есть современные цифровые видеокамеры, которые снимают видео высокой четкости с разрешением до 4K. С такими инструментами, даже начинающие операторы снимают неплохие ролики.
Смотрите разноплановые видео и кино
Если вы только начинаете учиться снимать видео и не знаете, что делать с камерой, попробуйте скопировать стили тех операторов, которые вам нравятся. Знакомство с новыми авторами, методами и проектами поможет вам улучшить свой творческий стиль. И, прежде всего, это станет замечательным источником вдохновения. Изучайте работы других авторов и копируйте их один в один. Со временем у вас появится свой собственный стиль, но пока это не так, изучение работы других людей – отличный способ стать хорошим видеооператором.
Посещайте курсы видеооператоров и общайтесь с людьми в этой сфере
Вы можете присоединиться к семинарам и встретиться с единомышленниками, которые помогут узнать что-то новое и отработать свои навыки. Если возможно, возьмите дополнительные занятия, которые также расскажут вам о настройках камеры, методах создания и редактирования видео, настройках освещения и многом другом. Это действительно очень важно, если вы хотите улучшить навыки.
Важные обязанности и качества видеографа
Стартовые идеи для заработка видеографу
В настоящее время профессия видеооператора считается очень популярной. Многие фирмы и предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах. Итак, что можно снимать?
Свадебный видеооператор
Если у вас есть видеокамера, рано или поздно родственники, друзья или друзья друзей обратятся к вам с просьбой запечатлеть любой знаменательный день их жизни, сняв фильм о праздновании годовщины или свадьбы. Но свадебное видео должно быть продумано до мелочей. Важно знать, где вы начнете снимать, и каков будет конец видео. Съемка свадебного видео обычно проходит в несколько этапов: история любви, подготовка к свадьбе, официальная часть и вечеринка. Конечно, каждый этап должен быть согласован с молодоженами, потому что некоторые пары отказываются от банальных заговоров.
Оператор на ивентах
Лучший способ запечатлеть событие – снять его видео. Иногда любительской съемки на телефон может быть достаточно, но для серьезных событий вам понадобится профессиональная видеосъемка: с хорошими камерами, телеоператорами и качественным монтажом. Съемка ивентов – это такая работа, при которой действие повторяться не будет, дублей тоже не будет, поэтому все нужно снимать быстро и эффективно.
Тревел-видеография
Такие видео похожи на ролики в личном блоге, основаны на личном опыте путешественника и сделаны естественным образом. Для аудитории такие видео привлекательны тем, что они построены на доверии, показывают вещи изнутри и часто дают полезные советы путешественникам. У них нет жесткого формата и структуры, поэтому, начиная с такого видео, вы сможете раскрыться как творческий человек, а значит, вы получите максимальное удовольствие от процесса.
Независимые и студенческие фильмы
Как научится снимать креативно? Практика и еще раз практика. Каждый начинающий кинематографист мечтает об успешной карьере в кино. Чтобы начать, попробуйте сделать короткий, но необычный фильм. На первый взгляд, задача может показаться сложной, но на самом деле создать интересный фильм не так сложно. Благодаря правильной подготовке, оборудованию и навыкам, работа над фильмом потребует только хороших идей и правильного подхода к съемкам.
Бизнес ролики для небольших компаний
Все больше и больше компаний прибегают к одним и тем же стратегиям и тактикам маркетинга в социальных сетях, контент-маркетинга и цифрового маркетинга, и самые умные и инновационные бренды начинают искать новые способы повышения узнаваемости бренда, трафика и конверсий. Двухминутное видео для бизнеса имеет огромный потенциал. Видеопоследовательность можно разрезать на 15-секундные рекламные ролики. Успех может увеличиться во много раз благодаря одному видео.
Продвинутые советы будущим операторам
Понять, как стать видеографом, несложно, а вот как попасть в сферу видеопродакшена – вопрос сложнее. Творческая личность часто характеризуется периодическими изменениями, а также расширением собственных интересов. Поклонник высококачественного видео может захотеть освоить профессию видеооператора, и такое стремление будет вполне естественным и легко достижимым.
Получите академическое образование
Итак, вы – начинающий видеооператор, где учиться мастерству? Если вы углубитесь в этот вопрос, вы увидите, что большинство профессиональных видеооператоров не имеют специального образования. Они научились искусству видеосъемки самостоятельно, а значит, вы тоже сможете это сделать. Однако, когда вы подаете заявление на видеографа, компании обычно хотят видеть ваш диплом. Так что лучше его получить.
При любой возможности совершенствуйте ваши навыки
Знание – сила, которой трудно противостоять. Вы можете развиваться в одном направлении или разрабатывать новые месторождения. У каждого есть возможность выбирать. Однако тот факт, что вам необходимо постоянно пополнять «копилку знаний и опыта», неоспорим. Если люди довольствуются малым или тем, что имеют, и не стремятся к переменам, то стоит задуматься о том, действительно ли они профессионалы. Стабильность – это хорошо. Однако новые знания могут открыть такие перспективы, которые раньше казались за пределами реальности.
Вырабатывайте свой стиль и виденье
Если у вас нет своего видения, значит, вы еще не поняли, как стать оператором кино. То, что красиво для одного, может выглядеть странно для другого. Работайте в стиле, который вам нравится. Есть те, кто ценит это. У вас будут собственные поклонники. Поищите видеооператоров, стиль которых вам нравится, и изучите их работы. Присоединяйтесь к тематическим группам в соцсетях и исследуйте различные источники. Вы можете найти много полезной информации в бесплатных блогах. Некоторые видеооператоры рекламируют свои учебные заведения, публикуя различные бесплатные мини-уроки.
Начните стажировку в продакшн-студии
Стажировки были изобретены таким образом, чтобы выпускникам было что предложить работодателю после окончания учебы. Это хорошая возможность попасть в среду профессиональных людей, чтобы поучиться на своем опыте. Да, задачи будут не самыми сложными (но они важны и необходимы), особенно если за ними нет практических знаний.
Обновляйте ваше портфолио
Беритесь за сторонние проекты
Новичок-видеооператор, который не имеет абсолютно никакого опыта в видеосъемке, может посвятить несколько недель или даже месяцев волонтерству. Участвуйте в различных проектах на добровольной основе, поддерживайте интересные идеи ваших друзей, посещайте мастер-классы и семинары и старайтесь налаживать полезные контакты с будущими коллегами. Такая деятельность поможет вам быстро получить бесценный опыт работы.
Найдите постоянную работу видеоператора или станьте фрилансером
Чтобы получить работу, вам нужен опыт, а чтобы получить опыт, вам нужна работа. Это парадокс. К счастью, видеомир нашел решение этой проблемы. Вам просто нужно найти работодателей, которым нужны видеооператоры с небольшим опытом. Работайте в Интернете для поиска работы, звоните в кинокомпании и отправляйте свое резюме и портфолио известным компаниям в вашем городе. Фотограф также может работать фрилансером.
Мы надеемся, что ответили на вопрос, как стать видеооператором, с чего начать и куда двигаться. Это удивительная работа, которая добавит много интересных моментов в вашу жизнь. Благодаря Интернету спрос на профессиональных видеографов только увеличивается. Все больше и больше людей самостоятельно пытаются создавать видеоконтент и зарабатывать на нем.
Что должен знать и уметь будущий оператор
1) Если вы хотите снимать кино, вы должны знать кто снимал кино до вас, то есть знать имена операторов. Если вы способны назвать работы как минимум пяти кинооператоров, а также операторов, получивших за свой вклад в искусство международные призы, то, скорее всего, вы сделали осмысленный выбор профессии.
2) Если вы хотите снимать кино, вы должны его любить. Художественному видению, технологиям съемки и другим необходимым оператору навыкам можно научить, а вот интерес к кинематографу должен у вас быть еще до того, как вы придете к нам. Что это значит на практике? Будущий оператор обязательно смотрит кино, а значит, способен назвать пять своих любимых фильмов.
3) Если при этом абитуриент может назвать имя оператора картины и дать пусть субъективную, но оценку его работы, то это значительно повышает его шансы на успех. Наблюдательность и умение запоминать интересные приемы съемки – полезное качество для будущего оператора.
4) Слова «композиция» и «экспозиция» не приводят будущего оператора в «священный трепет». Абитуриент операторского факультета способен объяснить, какое значение имеет композиция для фотографов и живописцев, и чем статичная композиция отличается от динамичной.
5) Собирая фотографии для своего портфолио, будущий оператор понимает, что ему стоит подобрать работы разных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, репортажные и жанровые фотографии. И да, показывать фотографии с телефона не стоит, лучше их распечатать в формате А4. Презентационные ролики оставьте дома. Кураторы смотрят их с вашими заявлениями. По опыту прошлых лет представленные ролики в 99 случаях из 100 ухудшили мнение об абитуриенте.
Желаем удачи на вступительных испытаниях!
Смотрите также: Что должен знать идеальный абитуриент – «Операторское искусство»
Кинооператор
Кинооператор — важный специалист в кинопроизводстве. Он производит съемку фильма на камеру. Он творческий сотрудник, хорошо понимающий киносъёмочную технику и физику света. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.
Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом.
Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности.
В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.
Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции. На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины.
Рабочее место
Кинооператор работает в паре с режиссером в различных кинокомпаниях и в частных проектах. Рабочим местом может быть как студия, так и улицы города, любые природные ландшафты, не редки командировки в различные уголки земного шара для съемки фильма в определенных интерьерах и природных условиях.