что нужно чтобы стать музыкантом

Сколько стоит быть электронным музыкантом

И сколько своей музыкой можно зарабатывать

Я музыкант, пишу пситранс.

Шесть лет назад я начал профессионально заниматься музыкой, а в прошлом году доход от моей деятельности наконец окупил вложенные инвестиции, и теперь я работаю в плюс.

За это время я собрал домашнюю студию, издал два полноформатных студийных альбома, выпустил тридцать синглов и ремиксов, дал десяток интервью зарубежным изданиям, выступил как хедлайнер в России, Израиле, Швейцарии, Венгрии, Греции, Великобритании — и продолжаю потихоньку завоевывать мир.

Расскажу, сколько стоит оборудование для домашней студии, как его выбрать и сколько на музыке можно заработать, если ты не Армин ван Бюрен и не Кельвин Харрис (это известные электронные музыканты).

Что за электронный музыкант

Обычный музыкант играет на гитаре, клавишах или барабанах. Электронный музыкант пишет музыку на компьютере. Как правило, это танцевальная электронная музыка, которая звучит в клубах и на фестивалях.

В традиционной музыке для работы нужен приличный инструмент и место для записи и репетиций. У электронных музыкантов все проще — музыку можно писать даже в спальне, за что их часто называют bedroom producers. Вместе с тем можно построить акустически подготовленную студию и обложиться оборудованием за десятки тысяч евро. Это не значит, что музыкант с дорогой студией лучше, чем музыкант в спальне. В электронной музыке запросто переплатить, если не знать, что важно, а что — нет.

В одном фильме про модного диджея была такая фраза: «Все, что нужно, — это ноутбук, один трек и немного таланта». Но в жизни совсем не так: только ноутбуком не обойтись, треков придется выпустить много, а помимо таланта нужно еще быть готовым много трудиться.

Минимальный комплект для домашней студии состоит из пяти компонентов:

Разберемся по очереди с каждым пунктом, а в конце посчитаем итоговую стоимость.

На заметку

Помимо вложений в студию, у музыкантов еще много других затрат: на рекламу, программы, сайт, логотип, фотосъемки, обучение. Крутые ребята еще нанимают менеджера, маркетолога, сммщика, букинг-менеджера, видеооператора и других специалистов.

В этой статье я расскажу только про оборудование, потому что это основа. Музыканты, которые доросли до найма менеджера, уже и так всё знают.

Компьютер

Компьютер — сердце студии. Если раньше каждый синтезатор и прибор в студии были в виде физических коробочек, то сегодня можно иметь один нормальный компьютер, который потянет все их виртуальные аналоги.

Любители «железа» будут вам доказывать, что на самом деле в компьютере другой звук и без настоящего инструмента музыка — это не музыка. Это то же самое, когда говорят, что невозможно пить вино, если у тебя нет собственного винного погреба.

Выбирая компьютер, стоит обратить внимание на три параметра: процессор, оперативную память и накопитель.

Процессор делает все вычисления для синтеза и обработки звуков. Чем больше ядер и тактовая частота, тем лучше. На неторопливом процессоре могут начаться моменты, когда во время работы звук будет заедать и «щелкать». Это решаемая проблема, но даже если от нее избавиться, работать на слабой машине неудобно.

Память делает так, чтобы компьютер все время помнил, с какими звуками вы работаете. Сейчас 16 Гб — это нормальный размер для комфортной работы в большинстве случаев. Больший объем вы, скорее всего, даже не ощутите, поэтому смысла переплачивать нет.

Что в компьютере для музыки точно не нужно, так это мощная видеокарта и привод для дисков, — на этих компонентах можно смело сэкономить.

Ноутбук или настольный компьютер. Сначала я купил ноутбук и рассуждал при этом так: «Ноутбук универсальнее, потому что его можно брать с собой на гастроли и играть с него концерты, а значит, настольный компьютер мне не нужен». Потом оказалось, что это было ошибкой: первые настоящие выступления у меня появились только через два года, а за это время вышли ноутбуки лучше и дешевле.

Учтите, что во время выступления в клубе или на фестивале с ноутбуком могут случиться неприятные вещи: пыль, влага, пьяный слушатель или падение со стойки. Поэтому я советую ближе к первому концерту раздобыть ноутбук, который сможет все это пережить, а если не сможет — чтобы было не страшно.

С другой стороны, ноутбук и вовсе не обязателен: если в клубе стоит стационарное диджейское оборудование, — как правило, два проигрывателя и микшерный пульт, — то можно играть с карты памяти, флешки или дисков. Первые пять лет я выступал с ноутбуком, но потом пришел именно к такому формату — теперь выступаю на классических проигрывателях с флешкой.

Размер монитора. Когда работаешь в студии над аранжировкой, то видишь много «слоев» своего трека, которые развиваются во времени. Чем больше слоев и времени ты видишь, тем лучше. Поэтому большой монитор в студии — это очень, очень хорошо. На маленьком экране работать тоже можно, но со временем начинаешь чувствовать себя кротом в норе.

Хорошо: крупный монитор, за которым комфортно работать с большими проектами Не очень: ноутбук, на котором приходится постоянно прокручивать экран. Маленький монитор не помешает написать классный трек, но так работать неудобно

Студийный монитор

Дело в том, что во всю потребительскую электронику встраивают эквалайзеры — это такие «улучшатели» звука, которые делают его «жирнее» и «ярче». Но музыкантам это не подходит: нам нужно слышать звук как он есть.

Для этого придумали особый тип колонок, которые называются студийными мониторами. Они выдают честный, ровный звук, без украшательств. На них слышно, не завален ли бас, не режут ли слух высокие частоты и многое другое.

Студийные мониторы бывают трех типов, в зависимости от размера динамика и мощности: ближнего, среднего и дальнего поля. Для домашней студии нужны мониторы ближнего поля, то есть те, что будут стоять на расстоянии вытянутой руки, — обычно у них динамик размером 5—8 дюймов и мощность около 100 Вт.

Нет: мониторы среднего поля. Выглядят круче, но для домашней студии это перебор

Бывает, что новички начитаются статей в духе «10 лучших мониторов», купят самую дорогую модель, а потом подключают ее к ноутбуку в своей спальне и недоумевают: звучит как-то не очень.

Дело в том, что хорошие мониторы раскрывают свой потенциал только при определенных условиях: с хорошей аудиокартой, в помещении с правильной геометрией и акустической обработкой. Если просто притащить самые дорогие мониторы и воткнуть их в неподготовленную комнату, то звучать они будут не лучше, чем бюджетная модель.

стоят два студийных монитора Adam A7X

Главный способ сэкономить

Очень многие люди, только занявшись музыкой, покупают дорогое оборудование, обставляют им комнату и начинают работать. А потом от них уходит жена, их выгоняют с работы, Трамп вводит санкции или мама намекает, что пора бы съехать на съемную квартиру. В итоге человек решает, что с музыкой ему сейчас не по пути, и принимается распродавать студию.

Тут-то мы его и поймаем.

Если денег мало и вы только начинаете, покупайте всё оборудование на «Авито» в своем городе. Если хорошо прислушаться, прямо сейчас можно услышать, как на соседней улице жена очередного горе-музыканта бьет посуду из-за того, что муж купил в дом колонки «Адам» за сто тысяч. Завтра он выставит эти колонки на «Авито» уже за пятьдесят. Только обязательно проверьте их на следы механических повреждений.

С пересылкой будьте осторожны: очень много случаев обмана.

Аудиоинтерфейс, звуковая карта

Звуковая карта, или аудиоинтерфейс (это одно и то же), — это прослойка между компьютером и студийными мониторами, как масло между хлебом и сыром: без нее можно, но как-то сухо.

Во все современные компьютеры по умолчанию встроены звуковые карты. Они годятся для просмотра фильмов или прослушивания музыки, но не для производства музыки.

Для качественного звука нужна внешняя звуковая карта, обычно называемая аудиоинтерфейсом. Это коробочка, которая подключается к компьютеру через разъем USB или FireWire, а уже в нее подключаются колонки и, при необходимости, микрофоны, инструменты и наушники. Разницу в звуке между встроенной и внешней картой заметит даже неподготовленный слушатель.

стоит хорошая аудиокарта для работы с мониторами среднего ценового сегмента

Главный подвох с аудиокартами в том, что сами по себе они не выдают качественный звук — они работают только в тандеме с мониторами.

Грубо говоря, если у вас дорогущая аудиокарта, но дешевые компьютерные колонки, то звук будет плохим. Встроенная аудиокарта с самыми крутыми мониторами будет звучать не лучше. Поэтому подбирать аудиокарту нужно именно с учетом мониторов, как единое целое.

Больше — не всегда лучше

У внешних карт всегда есть выходы на колонки и наушники и почти всегда — один-два входа для внешних инструментов. Для музыканта, который делает весь звук на компьютере, этого хватит с головой.

Есть звуковые карты с большим количеством входов и выходов: по четыре, шесть, я видел даже по восемнадцать. Для старта такие монстры не нужны. Карта на восемнадцать каналов понадобится, когда вы начнете строить студию с внешними устройствами для обработки звука, и вот тогда да, вашему звуку нужны будут дополнительные входы и выходы.

Программа

Популярные программы: Fruity Loops, Cubase, Logic, Ableton, Reason.

Качество музыки не зависит от программы. Выбирайте любую. Нет такого, что какой-то музыкальный или технический прием в одной программе сделать можно, а в другой нельзя. Гораздо важнее — насколько хорошо человек знает свою программу, умеет ли работать с горячими клавишами и понимает ли он сам процесс создания и обработки звука.

Я использую Ableton Live и всем его советую: у него приятный внешний вид, в котором несложно разобраться новичками, хорошие встроенные инструменты и огромное сообщество с миллионами уроков и инструкций. Еще в нем довольно удобно играть концерты.

У «Эблтона» три версии с разными функциями и ценой. Это удобно, потому что для начала можно взять недорогую базовую версию, а потом по мере необходимости докупить продвинутую. Но сперва обязательно попробуйте бесплатную демоверсию, так вы поймете, подходит ли вам программа.

Многие производители звуковых карт и контроллеров дарят базовую версию программы вместе со своим устройством, например, в картах Focusrite часто дают Ableton Live Lite, а в контроллерах Akai — простую версию Reason. Это хорошее предложение — берите.

Совет. Несколько раз в год производители музыкальных программ делают скидки в 20–30% — обычно на «черную пятницу», Рождество и День благодарения. Подпишитесь на рассылки компаний, чтобы не пропустить такие акции.

Тут с задних рядов слышится вопрос, зачем покупать программу, если можно ее скачать и взломать. Можно, конечно, бесплатно скачать и взломать, и на музыку это никак не повлияет, но тут важно другое.

Когда мы получаем что-то бесплатно, то относимся к этому небрежно. Человек качает музыкальную программу в торрентах, балуется с ней недельку и оставляет, потому что ему это ничего не стоило.

Совсем другое дело, когда за программу отдаешь сорок тысяч рублей из своей зарплаты. Тут уже волей-неволей начинаешь вникать, разбираться и со временем выдавать хороший результат. Я убежден, что программы стоит покупать, а не качать на халяву, именно по этой причине.

Миди-контроллер

Миди-контроллер — это устройство для управления музыкальной программой. Все то же самое можно делать и обычными мышкой с клавиатурой, но на отдельном приборе со специальными ручками-крутилками это намного удобнее и приятнее.

Миди-контроллеры бывают всевозможных форм и цветов, с разными кнопками, пэдами, клавишами и фейдерами. Не путайте миди-контроллеры и диджейские контроллеры — последние больше подходят для выступлений, а не для работы в студии.

Я советую выбрать контроллер с 25 клавишами, 4—8 ручками и колесом модуляции. Если вы не опытный пианист и не умеете играть на фортепиано одновременно двумя руками, большого смысла в 49-клавишной клавиатуре нет.

Да: миди-контроллер с клавишами, вращающимися ручками и колесом модуляции Нет: диджейские контроллеры выглядят сексуально, но мало помогут в написании музыки

Если рассматриваете Ableton Push, ищите версию Suite Bundle, что означает «комплект вместе с программой Ableton Suite». Примерно за 40 тысяч рублей вам продадут толковый контроллер, профессиональную версию программы и огромную библиотеку электронных звуков. Все легальное и ваше навсегда.

У Native Instruments все то же самое, но их программа и контроллер называется Maschine. Знатоки подсказывают, что на Maschine сделать полноценный аранжированный трек довольно сложно, все равно потребуется выгружать всё в Logic или Ableton. Но зато здесь очень удобная навигация и классные звуки. Еще Maschine работает как аудиоинтерфейс, то есть колонки и наушники можно подключить прямо к ней.

стоит миди-контроллер Novation 49 SL Mk II

Покупая эти штуки с рук, проверяйте, чтобы вам была доступна лицензия на программу. Часто человек покупает устройство, активирует лицензию, привязывает ее к своему аккаунту и потом само устройство продает. Как контроллер устройство работать будет, но программу, которая шла в комплекте, вы уже, скорее всего, не скачаете.

Железо

Музыкальная индустрия производит для музыкантов очень много оборудования: синтезаторы, коробки с эффектами, драм-машины — чего там только нет. Музыкальное железо — это такая же отрасль, как и любая другая, со своими маркетингом, ценовыми сегментами и священными войнами.

Правда в том, что в мире железа сейчас нет ничего, что уже не было воссоздано на компьютере. Любое музыкальное устройство, любой синтезатор и любую драм-машину можно воспроизвести на компьютере, а иной раз даже на Айпаде.

Довольно толковый одноголосый синтезатор Korg MS-20 был популярен в рейв-культуре начала девяностых. Недавно этот синтезатор переиздали в уменьшенном формате И сама же компания Korg сделала Айпад-версию этого синтезатора. По словам пользователей, разница в миксе не чувствуется

Последнее маркетинговое поветрие в области музыкального железа — аналоговость. Она заключается в том, что где-то в глубине устройства стоит аналоговый генератор звука, который выдает плавную аналоговую волну без цифровых «зубчиков». При этом обработка этого сигнала может быть сплошь цифровой.

Считается, что аналоговые устройства музыкально более богатые, имеют расширенный диапазон и более приятный звук. На самом деле — нет: аналоговые устройства действительно звучат по-другому, но это не значит, что лучше. Просто кому-то нравится так, а кому-то этак. Поэтому если и покупать аналоговый синтезатор, то только ради удобства использования и приятного ощущения работы с физическим предметом.

стоит подержанный синтезатор MS-20 Mini

Еще правда в том, что в случае с музыкой решает не наличие железа, а умение им пользоваться и «выжимать» из него нужное. Гораздо лучше иметь одну коробочку, которую вы знаете вдоль и поперек, чем обложиться коробочками и уметь в них только переключать готовые пресеты. Каждое новое устройство потребует от вас пары-тройки часов изучения инструкции.

Стэндэлоун-системы

Среди музыкального железа есть отдельный зверь — системы standalone, или отдельно стоящие музыкальные компьютеры. Например, Akai MPC Live — его можно видеть на концертах Монеточки — или Elektron Octatrack — на нем играет Илья Барамия из « СБПЧ » и «Аигел». Это и аудиоинтерфейс, и компьютер, и контроллер в одном устройстве. MPC Live еще и на батарейках.

Производители убеждают, что эти устройства — полноценная производственная система и «всё, что нужно для создания хитового трека». Скажем прямо: создать хороший трек на них технически можно, но это неудобно.

У хип-хоп-музыкантов вообще сложился культ устройств AKAI MPC : считается, что это «то самое устройство» для производства классного бита. Это, конечно, не так — дело не в железе, а в музыканте. «Та самость» этих устройств проявлялась в том, что в девяностых там стояли простенькие 10-битные преобразователи звука, из-за которых он получался шершавым и острым, близким к звукам старых игровых приставок. Позже AKAI начали ставить в устройства более современные преобразователи, очарование пропало, и чтобы вернуть его, пришлось «эмулировать г…ность». Фанаты были в шоке, когда обнаружили эмуляцию в коде программы. Такие вот скандалы в мире музыки.

Главная проблема стэндэлоун-систем — маленький экран и неудобный интерфейс. Если к этому привыкнуть, то у вас в руках будет отличное музыкальное устройство, и не нужен будет ни компьютер, ни аудиокарта, ни контроллер. Но я не помню случаев, когда кто-то полностью перешел с компьютера на такую систему.

Это как навороченный текстовый редактор в мобильном телефоне. Ты можешь на нем что-то написать, и очень удобно, что его можно таскать с собой. Но великий роман удобнее писать за большим монитором.

Итого на студию

Теперь мы знаем, какое оборудование нужно, поэтому можем подсчитать итоговую стоимость начальных вложений.

Сколько стоит оборудование для студии

ЭкономХорошоКосмос
КомпьютерLenovo IdeaCentre 23″
55 000 Р
Apple iMac 27″
170 000 Р
Apple iMac Pro 27″
380 000 Р
Студийные мониторыMackie MR524
13 000 Р × 2
Adam A7X
40 000 Р × 2
Focal Solo6 Be
85 000 Р × 2
АудиоинтерфейсTraktor Audio 2
6500 Р
RME Babyface Pro
45 000 Р
Apogee Quartet
113 000 Р
ПрограммаAbleton Live Intro
6500 Р
Ableton Live Standard
30 000 Р
Ableton Live Suite
49 000 Р
Миди-контроллерM-Audio Oxygen 25
6000 Р
Arturia KeyLab 49
15 000 Р
Novation 49 SL Mk II
38 000 Р
Стойки под мониторыSoundKing DB039B
2500 Р × 2
IsoAcoustics L8R155
10 000 Р
Konig & Meyer 26740
15 000 Р × 2
Итого105 000 Р350 000 Р780 000 Р

Все цены — как за новое. Если покупать на «Авито», отнимайте от железа процентов тридцать

Источник

«Классическая музыка — малоокупаемая история»: сколько зарабатывает скрипач

В Москве

У нас уже собралась неплохая коллекция историй наших читателей об их профессиях.

В новом выпуске скрипач Александр Кузавов рассказывает, как живется классическим музыкантам: зачем им учиться 16 лет, сколько нужно работ и подработок, чтобы хватало на жизнь, как заслужить репутацию и почему играть в клипах и телевизионных шоу иногда интереснее, чем в престижном оркестре.

Выбор профессии

Моя мама очень хотела, чтобы я стал музыкантом. Отдала в детстве на скрипку — инструмент тоже выбирала она. Конечно, в подростковом возрасте были редкие моменты, когда я все это ненавидел. Но в какой-то момент стало понятно, что музыка — это то, чем мне хочется заниматься по жизни и дальше. В итоге окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Работаю по специальности: играю на скрипке и преподаю в колледже.

До 25 лет перебивался частными уроками и разными подработками. В основном играл на свадьбах и корпоративах. То пару месяцев сидишь почти без заработка, то свалится золотая по тем временам халтура, за которую могут и 20—30 тысяч заплатить. Но это, конечно, исключение: обычно для студента 2—3 тысячи за выход — неплохо, 5 тысяч — хорошо, а всё, что больше, — сказка. Сейчас многие студенты-музыканты подрабатывают официантами, нянями и так далее.

такая сумма считается хорошим гонораром для студента-музыканта

Потом появилась постоянная работа с мизерным, но стабильным доходом — в ансамбле, где оклад на тот момент был около 15 тысяч рублей, и в колледже, где первая зарплата была 3 тысячи. Уже 8 лет работаю на этих двух работах.

Последние четыре с лишним года еще играю в струнном квартете. Но там заработок есть только тогда, когда есть концерты. Обычно с октября по май бывает 3—4 выступления в месяц. С июня по сентябрь — очень мало.

Место работы

Даже в музыкальную школу сейчас непросто устроиться работать. В колледжи — еще труднее. Меня помнили как ответственного ученика и хорошего музыканта, поэтому с радостью взяли. Поначалу я работал не педагогом, а иллюстратором. У студентов-музыкантов есть дисциплина «камерный ансамбль», где они учатся играть друг с другом в формате «фортепиано плюс какой-то инструмент или два-три инструмента». Зачастую студентов-пианистов больше, чем других инструменталистов, поэтому есть должность иллюстратора, который играет с ними.

Сейчас я преподаю скрипку и читаю лекции по никому не нужному, откровенно говоря, предмету «инструментоведение». Рассказываю об устройстве и особенностях инструментов, на которых играют в симфоническом оркестре. Но я очень стараюсь, чтобы студентам не было скучно, разбавляю лекции разными историями и анекдотами. После окончания многие вспоминают, что им было интересно на моих занятиях, — это приятно.

Вторая моя работа — в ансамбле. При бюджетных концертных организациях, например филармониях, работают и отдельные солисты, и ансамбли, и оркестры. В одном из таких я играю. Там есть постоянный оклад и определенное количество концертов, которые надо сыграть.

Третья работа — квартет. Струнные квартеты обычно образовываются достаточно стихийно. Есть и коллективы с многолетней историей — как правило, они тоже прикреплены к какой-нибудь концертной организации. Там объявляется официальный конкурс, кандидатам высылается репертуар, они проходят прослушивание. Но таких коллективов единицы. Чаще всего это просто друзья, которые играют вместе со студенческих лет и решили подзаработать.

Бывает, что квартет собирается из людей, которые не очень хорошо знакомы — играют один раз на мероприятии и расстаются до следующей случайной халтуры. Но иногда из этого выходят серьезные проекты. Музыкальный мир очень тесен, все друг друга знают, поэтому хорошо работает принцип сарафанного радио. Меня так и позвали: друг знакомых друзей позвонил и сказал, что в один квартет нужен скрипач. Я пришел, сыграл. Все друг другу понравились, и вот уже скоро 5 лет, как мы работаем вместе.

Как правило, музыканты сами ищут, где заработать.

Плюс моих работ: я занимаюсь именно тем, чем хочу. Минус очевидный: небольшая зарплата. Впрочем, учитывая, что две из них — в бюджетных организациях, хотя бы не бывает перебоев с выплатами. Классическая музыка — это вообще малоокупаемая история.

Суть работы

Суть моей профессии — в творчестве. Звучит красиво, но на деле быть классическим музыкантом — это крайне тяжелый и зачастую неблагодарный труд.

Профессиональные классические музыканты с детства по несколько часов занимаются на инструменте. В их жизни в принципе отсутствует понятие «выходной».

Пока учишься, валом идут зачеты, концерты, конкурсы, все время новый репертуар. Выходной — это просто возможность позаниматься 5 и больше часов «чистого» времени: с перерывами выйдет часов 7—8, то есть почти весь день.

нужно учиться, чтобы освоить профессию классического музыканта

В таком усиленном режиме музыкант проводит 7 лет школы, 4 года колледжа и 5 лет консерватории. Всего 16 лет. Получить удовольствие от занятий очень трудно. И это тяжело чисто физически: любой музыкант страдает от болей в спине.

Инструмент становится еще одной частью тела.

Надо все время быть в форме. Если не позанимался день-два — уже играешь хуже. После трех дней без занятий — почти новые ощущения для рук, нужно какое-то время, чтобы восстановиться.

Сейчас, к счастью, мне сложно потерять форму: все время надо играть, да и с учениками не выпускаю скрипку из рук. А после перерыва в несколько дней мне достаточно получаса-часа, чтобы уверенно себя чувствовать с инструментом. Правда, со студенческих времен завел привычку минимум 3 недели летом отдыхать без скрипки — это тоже необходимо. После такого отдыха мне нужно несколько дней, чтобы вернуться в рабочее состояние.

Я живу уже в более расслабленном графике, однако работа и репетиции никуда не деваются. А если запланирован концерт, к которому надо усиленно готовиться, то могу на пару месяцев совсем выпасть из жизни. Впрочем, я даже с близкими друзьями встречаюсь не чаще, чем раз в несколько месяцев. Они не обижаются — сами музыканты.

Эта профессия требует полного погружения. У классических музыкантов крайне мало времени на хобби.

Моим главным хобби была гитара: я люблю тяжелую музыку, даже играл в достаточно известной группе. Еще одно хобби — футбол. Люблю и смотреть, и играть. Как-то даже ездил в Строгино на тренировки по пляжному футболу. К тому же я заядлый футбольный геймер. Правда, FIFA 19 даже не стал покупать: совсем не понравилась, да и времени сейчас нет. В этом году еще увлекся настольным теннисом: в колледже поставили стол, после занятий много играем со студентами и другими педагогами.

Обычный рабочий день

По строгому расписанию я живу только два дня в неделю. По понедельникам с 9 утра три часа читаю лекции в колледже, потом после обеденного перерыва до 8 вечера преподаю скрипку. По четвергам с 10 до 15 преподаю, быстро обедаю и еду на вторую работу, где у меня репетиция с 16 до 19. Иногда бывают дополнительные репетиции. Их нельзя ни пропустить, ни перенести.

Остальное время занято проектами, поездками, записями, подготовкой к концертам и концертами один-два раза в месяц. Бывает такое, что у меня на протяжении двух месяцев в календаре нет ни одного выходного дня, то есть дня, когда я мог бы при желании весь день валяться на диване, смотря сериал.

Стандартные выходные — это когда всем удобно репетировать, праздники — когда надо где-нибудь поиграть. Помню свои веселые зимние каникулы в 2016 году: 2 января — концерт, 3, 4, 5 января — по два представления с квартетом и песочным шоу, 6 января — концерт в Ярославле, 7 января — закинуть вещи домой, помыться и поехать в Таллинн, где 9-го мы играли еще один концерт.

Бывают дни, когда мне, например, надо с утра позаниматься с частным учеником дома, потом съездить записать скрипку для какого-нибудь ролика, потом сходить на репетицию квартета, а потом ехать домой за вещами и на вокзал, чтобы сыграть концерт в другом городе на следующий день.

Поездки в другие города, в том числе зарубежные, случаются в среднем раз 7—8 в год. Почти всегда с квартетом, но иногда меня зовут куда-нибудь поиграть сольно.

Подработки

Для музыканта халтуры — это не столько способ заработать, сколько способ интересно провести время и съездить в интересное место, пообщаться с новыми людьми и поиграть новую музыку. Это образ жизни: концерты, частные ученики, записи для рекламы, съемки в клипах, написание аранжировок.

Такие предложения поступают только по знакомству. Тут опять же работает сарафанное радио. Кто-то услышал, что нужен скрипач, и позвонил мне. Меня приглашают, потому что знают, что я привык к съемкам, могу сымпровизировать и всегда готов играть любую музыку. Некоторые слегка брезгуют играть что-либо кроме академических произведений.

Я соглашаюсь практически на всё. Отказываюсь, только если понимаю, что работа мне не интересна, займет много времени и принесет совсем мало денег.

Когда я был студентом, соглашался на любые предложения, очень много играл бесплатно. Зато завел множество знакомств, хорошо себя зарекомендовал, так что теперь меня знают и предлагают неплохие гонорары. Увы, у меня нет деловой хватки, чтобы продвигать и пиарить себя. Был бы наглее и напористее, имел бы больше концертов.

Иногда предложения сыпятся одно за другим, иногда по месяцу можно просидеть практически без подработки. Тогда начинает угнетать не столько нехватка денег, сколько недостаток активной деятельности.

К сожалению, спланировать работу достаточно тяжело. Однажды позвонили утром:

«Саш, можешь сегодня к 15:00 быть там-то на съемках с гитарой?»

Как правило, гонорары выдают наличными в день выступления. Иногда до выхода на сцену, иногда сразу после. С расценками все очень индивидуально. Если зовут играть сольно, то все зависит от амбиций солиста и от возможностей приглашающей стороны. Не припомню, чтобы получал за сольный концерт больше 30 тысяч рублей. Да и это очень большая редкость.

В нашей среде неплохим гонораром за выступление в квартете считается 5 тысяч. Для коллектива, где я работаю, это минимальная сумма: у нас фиксированный гонорар для музыканта — 7500 за выступление. Соглашаемся сыграть за 5000, если видим перспективу дальнейших приглашений.

максимальный гонорар за сольный концерт

Максимальный мой гонорар был, когда пару лет назад были гастроли квартетом с четырьмя концертами, за каждый из которых я получил 125 евро.

К тому же у меня обычно 1—2 частных ученика. Многие коллеги размещают объявления на тематических сайтах, но меня ученики находят сами. Например, в колледже есть дни открытых дверей, где можно позаниматься с любым педагогом. Некоторые после этого продолжают брать уроки.

Лет 10 назад я очень увлекся покером, много изучал теорию, активно писал на тематических форумах и играл в интернете. Периодически выводил небольшие суммы себе на баловство. Несколько лет назад вывел почти все деньги с покерного счета, они мне очень пригодились, когда надо было платить первый взнос по ипотеке. До сих пор очень люблю эту игру, иногда захожу поиграть по маленьким ставкам для души.

Доходы

Бывают месяцы, когда подработки почти нет и доход меньше 50 тысяч, а бывает, что квартальная премия в колледже совпадает с очень денежными гастролями, и может выйти до 150 тысяч в месяц.

Я много лет тщательно веду свою бухгалтерию в мобильном приложении Cash Droid. Правда, оно заброшено автором года с 2014, но я никак не могу решиться перейти на что-то другое и с ужасом жду, когда новые версии Андроида не захотят его запускать.

Благодаря приложению я могу вывести среднее арифметическое в месяц за последний год. Получается, что в колледже я получаю 30 тысяч. Сумма складывается из оклада — около 20 тысяч за ставку — и периодически прилетающих премий. В ансамбле — порядка 20 тысяч рублей. Это мой гарантированный доход каждый месяц.

Остальное зависит от предложений. За прошлый год вышло так: за выступления с квартетом в среднем я получал около 25 тысяч в месяц. Доходы от прочих концертов, записей, съемок — примерно 15 тысяч в месяц.

Итого выходит где-то 90 тысяч в месяц.

Можно сказать, что для скрипача я весьма неплохо зарабатываю. Оставим за скобками гастролирующих солистов — это отдельная каста небожителей. Больше 120—130 тысяч практически никто в моей профессии не получает.

Такое возможно, если играть в очень престижном оркестре, в который крайне тяжело попасть — только если ты хорошо играешь, в оркестре есть вакансия и ты знаком с кем-то из оркестра, — и преподавать. Буквально единицы, сидящие на месте первой скрипки, могут зарабатывать больше. Но это должности, на которые практически не бывает конкурса, потому что на таких местах сидят десятилетиями, а если концертмейстер уходит, в первую очередь объявляется конкурс внутри оркестра.

Насколько я знаю, у большинства моих коллег с учетом подработок доход в лучшем случае 60—80 тысяч рублей. Подавляющее большинство лет в 20 садятся в оркестры, где получают 40—60 тысяч.

Эти цифры плюс-минус справедливы для всех струнников: скрипачей, альтистов, виолончелистов, контрабасистов. У музыкантов, играющих в оркестрах на духовых инструментах, зарплаты больше — в районе 80—100 тысяч. В самых престижных оркестрах они могут получать от 120 тысяч и выше. Но и конкурс у них выше: в составе оркестра обычно бывает 20—30 духовиков и 60—70 струнников.

максимальный доход для большинства классических музыкантов

Конкурсы в оркестр проводятся обычно в два тура, иногда больше. Сначала ты играешь что-то из своего репертуара, показывая свой уровень. Потом, если ты прошел первый тур, тебе дают «читку» — ноты какого-нибудь симфонического произведения из репертуара оркестра — и несколько дней, чтобы их выучить. Иногда просто ставят незнакомые ноты — и вперед.

Мне однажды предложили хорошо оплачиваемую работу в престижном оркестре, где я получал бы больше, чем сейчас на всех работах вместе взятых. Но мне бы пришлось отказаться практически от всех моих проектов (прежде всего от квартета), меньше времени проводить с учениками, было бы мало шансов играть сольно. То есть я не ощущал бы никакого удовольствия от работы, получая приличную по музыкантским меркам зарплату.

Скорее всего, работа надоела бы мне через пару месяцев.

Я отказался и пошел по второму пути: делать упор на педагогику, искать разные музыкальные проекты и возможности, чтобы играть концерты. Это крайне нестабильный с финансовой точки зрения путь, однако здесь гораздо больше простора для самореализации и есть возможность заниматься именно тем, чем хочется.

Случай

Я участвую в самых разных проектах, в том числе меня мельком можно увидеть в кино или телешоу. Иногда в колледже студенты выдают что-нибудь из серии:

«А мы вас вчера по телевизору в „Камеди вумен“ видели!»

Самый удивительный для меня случай был, когда после концерта в Ярославле ко мне подошел молодой человек и попросил с ним сфотографироваться, потому что узнал во мне музыканта из телешоу.

Иногда играешь перед «большими людьми». Выступал перед патриархами — и перед Алексием, и перед Кириллом, — перед Медведевым, Собяниным, Лужковым. Путину, кажется, еще не играл.

удалось однажды заработать за 30 секунд игры на скрипке

Расходы

У меня почти никогда не вставал вопрос съема жилья, поэтому всё, что зарабатывал, я всегда тратил только на себя и семью. Два года назад я расстался с женой и выплачивал ипотеку после размена квартиры, уходило около 18 тысяч. Но, к счастью, ипотека уже погашена. Сейчас 15 тысяч перечисляю жене на расходы для нашей дочки.

На продукты в месяц трачу 10 тысяч, на еду в ресторанах и кафе — 12 тысяч. На развлечения в среднем уходит 2500 в месяц.

В основном хожу на концерты тяжелой музыки. Вряд ли многим о чем-то скажут названия групп Suffocation, Cannibal Corpse, Devourment, Dying Fetus, Rompeprop, iwrestledabearonce… На концерт Fleshgod Apocalypse я специально на один день ездил в Питер, потому что, когда они играли в Москве, у меня самого был концерт. Очень люблю бесподобную Ирину Богушевскую, на ее концертах удивительная атмосфера. За последний год сходил на группу Рекорд Оркестр, на Igorrr — один из самых лучших концертов в моей жизни! — и на Little Big — отличные ребята, поплясал от души!

На концерты классической музыки хожу достаточно редко.

Еще я болею за московский Спартак и, когда есть время, летом выбираюсь на стадион.

Отдельная строка — расходы на скрипку. Если считать среднее за год, то получается 2 тысячи рублей в месяц. Это прежде всего струны. Хороший комплект стоит около 10 тысяч, а менять их надо примерно раз в полгода, в идеале — еще чаще. Также примерно раз в полгода надо менять волос на смычке — это около 3 тысяч.

Все музыканты играют только на своих инструментах. Почти всегда они личные, иногда это дорогие инструменты, которые берутся в аренду. Я думаю, что хорошие скрипки стоят где-нибудь от 6000—7000 евро. А дойти может и до миллионов долларов за Страдивари. Хороший инструмент может прослужить всю жизнь. Это главная инвестиция музыканта, на этом нельзя экономить.

и больше стоит хорошая скрипка

Экономия

С тех пор как у меня появился стабильный заработок, я специально ни на что не откладывал. Так всегда получалось, что я тратил меньше, чем зарабатывал, поэтому сама собой накапливалась какая-то сумма. Ее хватало на покупки техники, на отдых.

К сожалению, с моим графиком работы отдыхать получается только раз в год, но отпуск достаточно большой, могу позволить себе 3—4 недели. Обычно отдыхаю на море. Беготни и разных впечатлений мне хватает в рабочий сезон. Меня устраивает найти хорошее местечко и максимально лениво проводить там время, периодически выбираясь покататься по окрестностям. Трачу на отпуск около 70 тысяч рублей.

К счастью, экономить до ближайшей зарплаты почти никогда не приходилось.

Но все равно я никогда не совершаю спонтанных покупок, не покупаю дорогих вещей, если только не уверен в том, что они мне на 100% нужны и что я не смогу найти более дешевый аналог.

Например, очень тщательно всегда подходил к выбору смартфонов, долго и скрупулезно изучал цены, модели — и никогда не жалел о покупках. Моему нынешнему Самсунг-гэлакси-эс-6 уже 3,5 года. Купил за неприличные, как мне тогда казалось, для смартфона 40 тысяч, но я до сих пор с ним и пока не вижу смысла его менять.

Также к относительно дорогим покупкам могу отнести принтер. Я печатаю и копирую много нот, поэтому год назад купил за 14 тысяч отличное лазерное многофункциональное устройство Brother с двусторонней печатью, работой по вайфаю и копеечными картриджами.

Продукты за исключением мяса и все необходимое для дома заказываю через интернет большими партиями: получается на 10—15% дешевле, чем отовариваться в ближайших «Перекрестках» и «Магнолиях».

Ну и ведение бухгалтерии очень дисциплинирует. Когда видишь, сколько получаешь, сколько на что тратишь — сразу лучше себе представляешь, что можно себе позволить, а что нет.

Финансовые цели

Сейчас мне надо подкопить денег на ремонт, поэтому надо будет пересмотреть статьи расходов. Очевидно, с легкостью могу ограничить себя в посещении кафе и ресторанов, меньше тратить на развлечения, пореже ездить на такси. А то обычная история: сыграл концерт, а гонорар за него в этот же вечер «просидел» с коллегами.

Будущее

В будущем хотелось бы видеть себя успешным педагогом и регулярно концертирующим исполнителем. В общем, чтобы всё, что я имею сейчас, длилось как можно дольше. Надо просто делать свою работу как можно лучше, и хорошие предложения будут находиться сами собой.

Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *