что нужно чтобы стать министром образования рф
Профессия министр/дипломат: где учиться, если хочешь быть министром или дипломатом
Управление страной требует специфических навыков, которые можно получить не везде. Да и такого количества специалистов на должность министра потребуется далеко не так много, сколько обычно набирают на стандартные факультеты.
Наш телеграм-канал продолжает цикл материалов по выбору вуза и профессии, а в группе продолжают раздавать актуальные скидки и подарки.
Сегодня хотим поговорить с вами, что нужно, чтобы стать министром, а также где получить соответствующее образование.
Где можно получить профессию министра/дипломата
Как мы уже поняли, у профессии министра нет узкоспециализированных навыков. Кроме того, сюда не попадают сразу после окончания университета: такой специалист должен вырасти с самого низа, пробираясь маленькими шагами.
Например, чтобы стать дипломатом, специалист должен пройти всю карьерную лестницу (например, советник, советник первого или второго класса, секретарь первого, второго или третьего класса, атташе). Соответственно, чтобы стать министром нужно пройти путь от начальников заводов и организаций, комитетов до Роскомнадзора/Рособрнадзора и дальше.
По статистике путь до кресла министра занимает в среднем 20 лет.
Освоить азы этой специальности можно в любом университете, где изучают политические и внешнеэкономические дисциплины, международные отношения, иностранные языки.
Обратите внимание на следующие вузы, если вас интересует профессия дипломата и министра.
Вузы Москвы
Вузы Санкт-Петербурга
Какие предметы нужно сдавать, чтобы учиться на министра
В зависимости от выбранной специальности/факультета/вуза, студенты могут сдавать следующие предметы ЕГЭ:
Дисциплины для изучения
При получении высшего образования будущему министру обязательно придется освоить следующие дисциплины:
Особенности профессии
Министр – это по большому счету управленец, который помогает вышестоящему начальству руководить определенной сферой жизни страны, любыми подразделениями этой сферы, а также вносить коррективы в работу с учетом общих результатов.
В университетах нет такой специализации, однако этот человек должен обладать образованием из сферы, которую возглавляет (педагог для Минобра, медик для Министерства здравоохранения и т.д.)
Министр выполняет функции управления, контроля и проводит отчетные работы (ведет отчетную документацию и вносит предложения по оптимизации и совершенствованию своей сферы деятельности).
Министр несет ответственность не только перед вышестоящим руководством (правительством), но и перед народом, который представляет.
Требования к профессии
Узких профессиональных навыков, которыми должен владеть этот представитель своей профессии, нет. Однако он точно должен иметь четко выраженные лидерские качества:
У руководителя такого уровня должно быть стратегическое мышление и способности к аналитике. Он должен просчитывать наперед свои действия и результаты своих решений, а также достойно отвечать за них. Вот почему важно уметь грамотно выражать свои мысли и уметь держать себя в руках.
Дипломат/министр иностранных дел
Стать таким государственным служащим еще сложнее. И дело не только в знании иностранных языков, но и в том, что этот человек должен моментально и правильно реагировать на серьезные ситуации, находить нестандартные решения. Ведь ему приходится постоянно иметь дело с людьми других культур и менталитета.
Даже патриотично настроенный дипломат должен уметь толерантно и корректно общаться с представителями других культур.
В их власти как укрепить связи с другими странами, так и ослабить или разрушить их. Поэтому огромное терпение и тактичность – это обязательные навыки для такого человека.
Министр финансов напоминает городского казначея, который заведует вопросами финансового характера
Профессию министра МИД можно сравнить с профессией дипломата – должностное лицо, которое представляет свою страну и ведет дела с одной или несколькими странами (международными организациями).
Таким человеком может стать далеко не каждый, а только самый лучший представитель страны, способный достойно представить свою страну на международной арене и заключить выгодные сделки. Но и ответственность грандиозная: один неверный шаг или слово могут стать причиной международного скандала и даже войны.
Преимущества и недостатки работы министром/дипломатом
Кроме публичности (а именно ее многие рассматривают как основной плюс профессии) и престижности работа в министерстве несет собой следующие плюсы:
Но есть и минусы, основным из которых можно считать ненормированный рабочий график. Министр не может в выходной день не обратить внимание на проблемы в своей отрасли – он должен обязательно отреагировать и по необходимости приехать на место событий. Публичность, которую многие воспринимают плюсом, не всегда идет на пользу этому человеку: он не может выполнить простейшие действия и спокойно провести время по своему усмотрению без пристального внимания прессы.
То есть выходит, что стать министром могут все желающие. Просто не у всех хватает сил и терпения на столь сложный и долгий путь. Но у вас-то есть сервис студенческой помощи, который поможет в трудную минуту и подставит плечо.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Поступление на службу
Поступление на государственную службу
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.
Условия поступления
Гражданин имеет право на поступление, если соответствует основным требованиям:
1. Наличие гражданства Российской Федерации.
2. Возраст от 18 до 65 лет.
3. Владеет русским языком.
4. Имеет необходимый стаж, уровень образования, знания и умения.
Квалификационные требования к стажу и образованию
Высшие должности федеральной государственной гражданской службы:
не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Главные должности федеральной государственной гражданской службы:
не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Ведущие, старшие и младшие должности федеральной государственной гражданской службы:
без предъявления требования к стажу
Образование
Категория «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы:
высшее образование не ниже уровня специалиcта,
магистратуры
Категория «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы:
Квалификационные требования к знаниям и умениям:
Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу по ряду обстоятельств (ограничений, связанных с гражданской службой):
- Ограничения, связанные с гражданской службой:
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.
- Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы и проводится в два этапа:
Информация для инвалидов, желающих поступить на государственную службу
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается равный доступ граждан, к государственной гражданской службе Российской Федерации и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.
В этой связи инвалиды вправе участвовать в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами.
При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности.
Поступление на службу
Поступление на государственную службу
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство основаны на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе.
Условия поступления
Гражданин имеет право на поступление, если соответствует основным требованиям:
1. Наличие гражданства Российской Федерации.
2. Возраст от 18 до 65 лет.
3. Владеет русским языком.
4. Имеет необходимый стаж, уровень образования, знания и умения.
Квалификационные требования к стажу и образованию
Высшие должности федеральной государственной гражданской службы:
не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Главные должности федеральной государственной гражданской службы:
не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
Ведущие, старшие и младшие должности федеральной государственной гражданской службы:
без предъявления требования к стажу
Образование
Категория «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы:
высшее образование не ниже уровня специалиcта,
магистратуры
Категория «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы:
Квалификационные требования к знаниям и умениям:
Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу по ряду обстоятельств (ограничений, связанных с гражданской службой):
- Ограничения, связанные с гражданской службой:
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.
- Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы и проводится в два этапа:
Информация для инвалидов, желающих поступить на государственную службу
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается равный доступ граждан, к государственной гражданской службе Российской Федерации и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного гражданского служащего Российской Федерации.
В этой связи инвалиды вправе участвовать в конкурсных и иных оценочных процедурах для замещения должностей гражданской службы наряду с иными лицами.
При принятии решения о поступлении на гражданскую службу гражданину следует учитывать способности, которые должны позволять ему исполнять должностные обязанности.
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!