что нужно чтобы стать капитаном морского судна
⛵ Стать капитаном не так уж сложно! Достаточно знать географию, получить права и не бояться приключений
Раскрываем секреты: как испытать себя и стать главой судна.
Buenos días, юнги! После этого интервью от «Силы ветра» на Sports.ru вам может сильно захотеться в капитаны яхт – изучать просторы семи морей или по крайней мере ближайшего водоема.
У нас полно вопросов.
⛵ Зачем нужны капитанские права и как их получить?
⛵ Это сложнее, чем с водительскими правами?
⛵ Что делают капитаны в 2021 году?
⛵ Сколько капитанов могут быть на одном судне?
Ответы знает капитан «Силы ветра» Михаил Шишкин – в детстве он чинил моторы и копался в устройстве лодок на базе в Саратове, а теперь живет в Испании, тренируется в порту Барселоны и сам управляет яхтой в Средиземном море.
И если что, капитаны сегодня – это не те ребята из фильмов, которые, стоя за штурвалом, угрюмо одним глазом смотрят за горизонт и постоянно ругаются. Современные капитаны готовы встать на любую позицию на яхте и всегда помогут членам экипажа. А еще у них оба глаза на месте!
Погнали! Интервью Михаила Шишкина!
Миша, привет! Как и зачем ты получил капитанские права?
Начну с предыстории. Года четыре назад я впервые соприкоснулся с яхтингом. Сплавал в путешествие с увлеченными этим делом знакомыми и понял, что это не какая-то лакшери история, а вполне реальная возможность для любого человека проводить отпуск с друзьями.
Потом у меня был большой перерыв, и под парус я вернулся только через два года на новогодней регате на Сицилии. Я уже гонял с тусовкой «Силы ветра» и понял, что хочу погрузиться в этот мир поглубже: доплыть туда, куда нельзя дойти, и увидеть мир с другой стороны. Я этим заразился!
Спустя некоторое время в Петербурге, где я жил, открылось отделение «Силы ветра» – так я решил, что пришло время обзавестись правами и превратить свои отпуска в захватывающие мореплавания.
Сдавать на права тяжело? Прямо как вождение?
Получение прав – постоянные качели и очень рискованное испытание. Сначала ты думаешь: «Как все легко!». А потом понимаешь: «Вообще нет».
🌊 Сдав теорию, получил доступ к практике. В феврале прошлого года мы поехали сдавать экзамен в Турцию как раз накануне локдауна, так что на обратном пути в аэропорту нас встречали люди в масках и с термометрами.
– Почему именно Турция?
– После теоретической части мне было все равно куда ехать сдавать практику, и я увидел, что у «Силы ветра» открыта запись на практический курс в Турции. Кроме того Турция – очень привлекательная страна. Да, есть ее типичное восприятие с рынками и пахлавой, а есть другое – когда ты изучаешь страну с моря.
Каждый день сдавшие определенный маневр менялись ролями: один был рулевым, другой – штурманом, выполняли все сложные роли на яхте. И прорабатывали разнообразные сценарии: переходы, прокладывание маршрута, швартовки, спасение утопающего.
Само получение прав было довольно формальным: по почте пришли в офис «Силы ветра», откуда я их и забрал. Это уже было во время карантина, так что процедура вручения немного поменялась.
После получения прав ты путешествуешь один или с командой?
В ноябре мы с друзьями снова полетели в Турцию, где начали путешествие трех капитанов : все мы получили права, но огромным опытом пока не обладали.
Мы плавали неделю, отрабатывали все приемы без инструктора, сами планировали маршрут.
Потом я, вспомнив детство, купил небольшую лодку с мотором и покатал на ней папу – я был в роли дачного речного капитана!
Ближайшей весной планирую взять лодку уже самостоятельно : капитан будет один (то есть я, а не трое, как в предыдущем путешествии), а выбор места будет зависеть от нескольких факторов – с кем поеду и в какое место захочет команда.
Ты прокачиваешь свои капитанские навыки только в путешествиях?
Главное – расти и придумывать для себя новые испытания и приключения!
Как стать капитаном корабля — описание профессии, обязанности и зарплата
Мореплавание и судоходство являются популярными сферами деятельности, специалисты которых имеют интересную и высокооплачиваемую работу. Пройдя по карьерной лестнице, можно стать капитаном корабля без дополнительных усилий. Популярность такой должности обоснована престижностью и возможностью путешествовать по различным странам мира.
Сложности профессии
Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.
Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет. Процесс обучения на капитана корабля включает:
Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.
Долгий процесс обучения включает умение помыть палубу, приготовить пищу на всю команду и оказать срочную медицинскую помощь в экстренной ситуации. Любой ребёнок знает, что работа капитана очень сложна.
ъПлюсы и минусы должности
В каждой профессиональной области есть преимущества и недостатки. Морское дело отличается сложной структурой, особенно тяжёлой в обучении. Всего на судне есть 3 типа рабочих — электротехники, механики и судоводители. Из основного командного состава сложно выбиться по карьерной лестнице до должности капитана.
Выбирая морскую специальность, стоит понимать, где лучше работать — в технике или с документами. Описание позитивных сторон:
У работы капитаном есть много нюансов. Отправиться в дальнее морское плавание не так романтично, как об этом пишут в многочисленных статьях и рассказах. Войти в порт на большом судне не так просто, а учесть все факторы, которые могут повлиять на успешное плаванье, невозможно.
Работа главы корабля имеет некоторые особенности, с которыми не все выпускники морских вузов готовы мириться. В обязанности капитана судна входят решение сложных задач и их распределение экипажу. Главные недостатки профессиональной деятельности:
Но на хорошую зарплату могут рассчитывать только капитаны дальнего плавания. У работников речных и малых судов очень скромный доход. Иногда в чрезвычайных ситуациях помощники имеют право вносить изменения в заданный курс.
Где учат судовождению
Среди морских вузов и колледжей есть выдающиеся представители, которые обеспечивают качественную профессиональную подготовку студентов со всей России. По возможности стоит поступить в колледж после 9 класса, а также пойти в высшее учебное заведение. Всё обучение на капитана корабля проходит в разной форме. Каждая академия использует специальный методологический комплекс и современную научную программу.
Среди высших учебных заведений выделяются столичные университеты и другие государственные учреждения:
Поступление в академию после 11 класса позволит оперативно начать изучение узконаправленных наук. Как правило, для поступления в учебные заведения необходимо сдать математику, информатику, физику, химию и иностранный язык. Получить высшее образование и диплом недостаточно, поскольку непрофессиональные выпускники сразу уходят с работы.
Сколько зарабатывает капитан судна
Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.
Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах. Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.
Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.
Блог Сочи Все о яхтах и водном транспорте
Требования к кандидату на должность капитана судна
Капитан – это самое высокое должностное лицо на судне, которое имеет максимальный спектр полномочий. Именно он осуществляет здесь высшую власть, отвечает за безопасность членов экипажа, груза и пассажиров, должен предотвращать загрязнение окружающей среды. Чтобы получить должность главнокомандующего, кандидат должен соответствовать установленным требованиям, иметь необходимую квалификацию.
Где определены требования к капитанам судов
На территории РФ обязанности, полномочия и ответственность капитанов определяются:
Основополагающую роль в данной ситуации получила Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95). В ней принимает участие больше 70 стран, и для всех действуют единые нормы. Конвенция освещает требования к:
Конвенцию приняла Международная морская организация. Первая редакция датируется 1978 г. Масштабные изменения в содержание внесли в 1995 г. Дополнялись правки и в 1997, 1999, 2010 гг. Отдельные требования к капитанам регламентирует Кодекс торгового мореплавания или 81-ФЗ. Его Госдума приняла весной 1999. Тогда же он вступил в силу. Правила Кодекса актуальны для судов, передвигающимся по морским путям. Также они работают по отношению к крупногабаритному водному транспорту, плавающему по внутренним водам страны. К торговому мореплаванию относятся и перевозки грузов, пассажиров.
В целом, критерии отбора главнокомандующих определяются едиными нормами, о которых следует знать.
Требования к капитанам
Изначально отметим, что в ПДМНВ-78/95 критерии соответствия капитанов отличаются зависимо от вместимости судна, используемого для осуществления службы. Она определяется регистровыми тоннами. Одна единица приравнивается к 100 кубическим футам или 2,83 м3. Меры могут отличаться зависимо от типа самого судна и его назначения. Например, парусные яхты оценивали в регистровых тоннах на основе их геометрических размеров. В морских перевозках применяли другую меру – фрахтовую тонну.
Теперь рассмотрим требования, которым должен соответствовать капитан судна зависимо от его вместимости, чтобы получить диплом и допуск к работе. Они прописаны во второй главе ПДМНВ-78/95. Чтобы получить диплом и допуск к ведению профессиональной деятельности на судне валовой вместимостью до 500, кандидат в капитаны должен соответствовать следующим критериям:
Если рассматривать последний пункт, соответствующие требования к компетентности прописаны в Кодексе ПДНВ. Они предполагают:
Важно! В рассматриваемой ситуации есть возможность исключения определенных требований. Это может сделать администрация, если она считает, что для конкретных габаритов водного транспорта и условий плавания соблюдение всех перечисленных пунктов не обязательно. При освобождении капитана от ряда требований обязательно учитывают безопасность судов, плавающих в тех же водах.
Мы рассмотрели требования к главнокомандующим судов, которые заняты в прибрежном плавании. Если судно не плавает в прибрежной зоне, имеет вместимость до 500, требуется диплом, разрешающий работать на объектах вместимостью 500-3000.
Для получения указанного выше официального квалификационного документа кандидат должен:
Чтобы стать капитаном судна вместимостью от 3000, также требуется наличие специального диплома. Для его получения обязательным условием является соответствие следующим критериям:
В целом, основные правила отбора понятны. Но, это не все условия, которые требуются для успешного трудоустройства.
Дополнительные требования к главнокомандующим
Чтобы иметь официальное право на управление крупногабаритным водным транспортом, претендент должен:
Это основные моменты, которые установлены на законодательном уровне.
Требования к кандидатам, предъявляемые работодателем
Есть внутренние критерии, по которым компании ищут капитанов для своих судов. Кроме полного соответствия приведенным выше условиям, работодатели требуют от кандидатов знания и поддержания внутренней политики, умения довести ее до нижестоящих сотрудников. Также могут устанавливать ограничения по возрасту, стажу работы и другим параметрам. Все зависит от особенностей деятельности конкретной фирмы.
Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно
Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.
В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.
Какие учебные заведения в России готовят моряков
Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема — это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.
Что нужно знать новичку о работе в море
Все мы знаем, что зарплаты в России низкие. Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.
Морские профессии
Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.
Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.
Как стать матросом на судне
Самый большой контейнеровоз в мире
Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов, как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.
Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.
После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.
Карьерный рост матроса
При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$. Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.
Комнадный состав судна и его зарплаты
А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик. Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.
Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.
Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен — это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.
Как искать свой первый контракт без опыта работы
Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.
В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.
Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше, но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.
Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.
Условия работы в рейсе
Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.
Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.
Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.
У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.
Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.
По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.
Секрет успеха для желающих работать на море
Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме — это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.
Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.
И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.
Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь — в море, пенсия — в своей квартире. Пройди тест и узнай, под какой процент тебе одобрят ипотеку. Банки любят моряков!
Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.
Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день
На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.
В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой
На таких кораблях предстоит работать после обучения
В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.
В заключение хочу сказать, что профессия эта, совсем не сложная в плане обучения, но для некоторых невозможная на практике. Знания моряка и знания профессионального юриста имеют огромный отрыв, но, тут акцент идет конкретно на вашу психологическую выносливость.
Сможете ли вы за хорошие деньги, которые сейчас трудно заработать на суше, — провести пол жизни в море? Только после честного ответа самому себе на этот вопрос следуйте в этом направлении.
Надеюсь мой опыт будет вам полезен, ну и семь футов под килем вам!