что нужно чтобы стать депутатом местного самоуправления 2021
Быть депутатом хорошо. Восемь советов для тех, кто хочет баллотироваться в своем городе
Депутат – должностное лицо, представляющее интересы граждан в законодательных и представительных органах власти. А еще должность «народного избранника» – это престиж и множество привилегий. Но стать депутатом в своем городе не всегда просто, ведь сначала нужно заслужить доверие жителей.
Готовы все преодолеть?
Совет №1: учтите требования к кандидатам
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутаты избираются гражданами муниципалитета на срок не менее двух и не более пяти лет. К своим полномочиям выбранный служитель народа должен приступить в день его избрания.
Однако стать депутатом может не каждый. Выставляя свою кандидатуру на выборы, кандидат должен:
Наличие высшего образования необязательно. Однако оно играет важную роль при формировании имиджа. Изучая биографию кандидата, избиратели обращают внимание на образование, семейное положение, опыт работы на управляющих должностях, внешний вид, личные качества.
Чем выше уровень доверия избирателей, тем больше шанс занять должность.
Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться
Кандидат в депутаты может выдвигаться двумя способами:
В первом случае нужно выбрать партию, вступить в нее и зарекомендовать себя активным, ответственным и инициативным членом.
Обычно партийным выдвиженцам доверяют больше, потому что у любой политической партии уже есть свой круг сторонников в народе.
Самовыдвиженцев не знают, поэтому заслужить доверие сложнее. Также самовыдвиженцы могут баллотироваться только на выборы по одномандатному округу – определенному городскому участку.
Когда кандидат принадлежит к политической партии, то голосовать будут за нее в целом. И чем выше положение члена в партийном списке, тем больше шансы, что именно он окажется в числе депутатов.
Совет №3: изучите законы
Перед тем как баллотироваться в депутаты в своем городе, кандидату нужно внимательно изучить действующее законодательство, в том числе:
Далее процесс выдвижения будет зависеть от того, является ли кандидат представителем партии или самовыдвиженцем. В первом случае будет проще. Во втором все проблемы и вопросы придется решать самостоятельно.
В любом случае действовать придется в несколько этапов.
Совет №4: выберите округ
Чаще всего его выбирают по месту жительства кандидата. Полный список городских округов можно получить в Территориальной избирательной комиссии.
Выдвинуть свою кандидатуру можно в течение 30 дней после того, как районное муниципальное собрание объявит о проведении выборов.
Совет №5: соберите документы
В обязательный пакет входят:
Представителям политических партий дополнительно потребуется предоставить протокол, составленный во время очередного партийного заседания. В документе должно быть указано, что партия действительно назначила конкретное лицо в качестве своего кандидата.
Совет №6: откройте избирательный счет
К этому пункту можно приступать после того, как все документы приняты избиркомом, а взамен выдана справка, необходимая для открытия счета. Вместе со справкой и паспортом кандидат должен прийти в банк и открыть счет.
Совет №7: соберите подписи
Если депутат является самовыдвиженцем, ему потребуется заручиться подписями от граждан, готовых поддержать его на выборах. Чтобы понять, сколько подписей нужно собрать, необходимо разделить 0,5% от числа избирателей на количество мандатов. Например, в округе с 30 000 жителей и пятью мандатами нужно собрать подписи всего лишь от 30 человек.
Совет №8: агитируйте
После завершения всех подготовительных этапов кандидат может приступать к предвыборной кампании и агитации избирателей.
Агитировать можно несколькими способами – в печатных, радио- и телевизионных СМИ, в интернете, на уличных баннерах, с помощью личных встреч с людьми.
Любые расходы на агитацию должны быть оплачены из избирательного счета кандидата, а печать материалов разрешается только в аккредитованных типографиях.
Как стать муниципальным депутатом
10 сентября 2017 года в Москве состоятся муниципальные выборы. Будем избирать новый состав Совета депутатов во всех муниципальных округах, кроме, Щукино. Там выборы прошли в 2016 году вместе с выборами в Государственную думу. Для тех, кто желает принять участие я опишу по существу основные моменты предвыборной кампании.
Как показывает опыт, наиболее интересующие вопросы — это «сколько нужно потратить?», «что нужно делать?» и «сколько получает депутат?»
Нужно быть готовым и подготовить морально своих близких и домочадцев, что хорошая и качественная предвыборная кампания займёт у вас достаточно времени, особенно с середины августа и до дня тишины 9 сентября. О летних каникулах лучше забыть.
В идеале, конечно же, начинать заниматься предвыборной кампанией нужно заблаговременно, решая проблемы и тем самым демонстрируя конкретный результат.
К агитационному периоду вам необходимо подойти уже с багажом реальных дел.
Закон о выборах.
В этих законах вы подчеркнёте много полезной и нужной информации: кто может выдвигаться в качестве кандидата, о перечне документов, требуемых к предоставлению в избирательную комиссию, про агитационный период и многое другое.
Я умышленно не делаю подробную выборку из Избирательного кодекса, потому что хочу, чтобы вы сами изучили этот документ. Изучив кодекс, вы сможете избежать попадания на подводные камни. И юридически будете подкованы.
В соответствии с законодательством избирательная кампания начинается за 90 дней до дня голосования, и соответствующее решение подлежит опубликованию в местной газете. Но! Во многих муниципальных округах Москвы отсутствуют печатные версии местных газет. Только электронные. Однако, органы местного самоуправления должны будут выпустить печатные спецвыпуски местных газет где будет размещена информация об объявлении выборов. Поэтому предположительно не позднее 13 июня должны быть объявлены муниципальные выборы. Следите за обнародованием данной информации.
Какие документы нужны и куда?
Подавать документы лучше сразу же на следующий день после объявления выборов. Это важно потому, что в случае обнаружения каких-либо недочётов в предоставленных с вашей стороны документации, будет время на их устранение.
Перечень необходимых документов содержится в Избирательном кодексе города Москвы. Поэтому не ленитесь и прочитайте кодекс от начала и до конца, делая пометки и закладки.
Подавать документы необходимо в Территориальную избирательную комиссию. Обычно она располагается по адресу управы района.
Сколько нужно потратить?
Стоимость кампании, при условии, что кандидат является и главным организатором, и сам себе помощником, и одним из расклейщиков, и, вообще, «сам танцую, сам плачу», в среднем получается 6 рублей на избирателя (два выпуска печатной продукции в виде газеты, один плакат с массовой заклейкой, один выпуск с предвыборной программой, три встречи с избирателями, с предварительной обклейкой для оповещения). Данные для примера я привожу исходя из собственной кампании 2012 года в двухмандатном избирательном округе при количестве избирателей в 10 тысяч чел.; где 30 тысяч рублей стоили предвыборные мероприятия и агитация, ещё 30 тысяч рублей за подготовительный информационный материал.
При минимуме денежных средств можно использовать квартирный обход и личное общение. Но это сложно психологически — отдельная квартира — отдельный мир, во всяком случае, я смог это сделать только один раз и то не полностью, в 2008 году.
Что касается количества избирателей. На данный момент в Вешняках 7 двухмандатных избирательных округов по 10 000 избирателей в среднем на округ. Скорее всего, скоро Совет депутатов МО Вешняки поменяет нарезку и будет 3 пятимандатных избирательных округа (как и в целом по Москве приводят количество округов либо к двум при количестве в 10 депутатов, либо к трем округам при количестве в 15 депутатов), что означает увеличение числа избирателей, площади избирательного округа и удорожания избирательной кампании. В среднем в новообразованных избирательных округах в Вешняках будет по 24 тысячи избирателей. Соответственно стоимость кампании может обойтись в среднем в 144 тысячи рублей.
Сколько и что получает муниципальный депутат?
В соответствии с законом, только 10% от общего числа избранных депутатов Совета депутатов имеют право на ежемесячное вознаграждение. Обычно это один депутат, который является председателем Совета депутатов и он же глава муниципального округа. Вознаграждение в пределах 100 тысяч рублей, но в данной сумме могу ошибиться.
Остальным полагается проездной на все виды городского общественного транспорта (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи).
Последние несколько лет в Москве действует система выплат компенсаций депутатам за отрыв от основного места работы по причине участия в деятельности комиссий по открытию актов ремонта и благоустройства, а также приёмки данных работ. В каждом муниципальном округе своя система выплат, поэтому сказать о какой ежемесячной сумме идёт речь проблематично. На примере моего муниципального округа, это 17 тысяч в месяц с учётом НДФЛ.
Как стать кандидатом в депутаты?
Для того чтобы стать кандидатом в депутаты есть два варианта.
Во-первых, выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата (тогда выдвижение от партии позволяет не собирать подписи избирателей, что облегчает прохождение регистрации в территориальной избирательной комиссии, до вас будут меньше докапываться и «рубить»). На этом, пожалуй, значимость партии и заканчивается. Люди на муниципальных выборах голосуют за личность, а то, от какой он партии, особой роли не играет.
Во-вторых, самодвижение через сбор подписей жителей, зарегистрированных в избирательном округе выдвижения потенциального кандидата. В ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы написано: «… для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, — 0,5 процента от числа избирателей, указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10».
Что предложить людям?
Предвыборная программа — это, бесспорно, важный атрибут избирательной кампании. Местное самоуправление в Москве явление, о котором мало кто слышал из жителей столицы. Те же, кто хоть как-то сталкивался с муниципальными депутатами, их деятельностью, или же сами депутаты частенько говорят об ограниченности в полномочиях и смехотворности своей функции. Но это только на первый взгляд.
Даже тот перечень функций и полномочий, который закреплён в уставах муниципальных округов и законах города Москвы, регулирующих вопросы местного самоуправления, вполне достаточен для того, чтобы сделать жизнь в своём избирательном округе лучше. Конечно, возникают конфликтные ситуации, когда мэрия игнорирует мнение жителей и продавливает нужные ей решения силой. Но это происходит лишь об бездействия большинства жителей, а активности районного меньшинства не хватает.
Со всем перечнем вопросов местного значения и полномочий вы можете познакомиться, прочитав устав муниципального округа на территории, которого планируете выдвигаться: согласование плана досуговых мероприятий, контроль за благоустройством территории, распределение средств по программе социально-экономического развития, участие в организации военно-патриотических мероприятий, контроль за проведением капитального ремонта жилых домов, заслушивание отчётов руководителей городских бюджетных учреждений, действующих на территории муниципального округа, внесение предложений по развитию территории и инфраструктуры в целом и многое другое.
Конечно, вы можете обещать снижение налогов, увеличение пенсий, но честнее и правильнее будет формировать предвыборную программу исходя из вопросов местного значения и полномочий муниципальных депутатов, увязывая их с проблематикой вашего избирательного округа: замена устаревших детских и спортивных площадок, ремонт раздолбанной проезжей части во дворах, благоустройство неблагоустроенных дворов и пр.
Как стать депутатом. Реальные советы для 2021 года
В России проходят выборы, которые отличаются большим количеством самовыдвиженцев, а также представителей новых партий. Стоит отметить, что это немного оживило политическую жизнь нашей страны. «ФедералПресс» составил короткий шорт-лист для тех, кто на фоне этих примеров тоже решил стать депутатом.
Выборная кампания 2020 года привнесла в политическую жизнь России новые веяния. Например, появилось много новых партий, а также самовыдвиженцев. Выборы нашей стране проходят фактически ежегодно, поэтому мы составили план для тех, кто хочет попробовать стать депутатом.
Цена вопроса
Как не удивительно, но начать надо именно с активов, которые придется затратить на выборную кампанию. Так или иначе, но изготовление агитации, ее распространение, а также подготовка ко дню выборов, проведение ЕДГ – стоит денег.
Примерная стоимость кампании, например, в городскую думу рассчитывается легко, один человек с округа – одна бутылка водки или два доллара США. Иными словами, на округ в 30 тысяч человек может затратиться 4,5 миллиона рублей. Сюда уже входит содержание команды и штаба. Ниже мы расскажем, на что пойдут эти деньги.
Округ – наш дом родной
Конечно же, это отправная точка истории с получением мандата. Можно выбрать любой округ, но, как правило, делается ставка на район, где живет сам кандидат. Впрочем, это не совсем корректно. Важно оценить действующий состав депутатов, их партийную принадлежность, а также их поддержку, особенно, по факту переизбрания.
Именно второй момент приводит нас к тому, что политика – умение договариваться. Если говорить об успешной кампании, то желательно иметь источник информации в администрации, который подскажет, будет ли административный ресурс работать на человека или нет.
На самом округе нужно найти помещение, которое будет использоваться в качестве штаба, туда будут приходить агитаторы, там будет находиться все продукция.
Ход конем – выдвижение
Именно этот пункт становится препятствием у большинства кандидатов. Есть всего два варианта – идти самовыдвиженцем или от какой-либо партии, как и при ее поддержке. В обоих случаях мы возвращаемся к тому, что политика – умение договариваться.
Конечно же, от партии выдвигаться проще, но надо учитывать – внутри партии тоже есть свои политические игры, на этот округ может претендовать еще кто-то.
Выдвижение независимым кандидатом имеет много плюсов, в том числе и отсутствие привязки к партии, не все из которых пользуются популярностью у жителей, но тут все зависит от региона.
Правда, самовыдвиженец обязан собрать подписи, что достаточно сложно с юридической точки зрения. Здесь понадобится профильный юрист, а также нотариус, которые помогут корректно провести процедуру. Отметим, что их услуги не бесплатны, законом предоставление на безвозмездной основе не предусмотрено.
Dream Team
Правильно собранная команда – залог успеха. Здесь вам и понадобятся вышеуказанные деньги. Нужен не только технолог, но и достаточно большой штат.
Например, журналист, который будет писать, например, газеты. Агитация распечатывается со счет кандидата.
Значительную часть средств придется затратить на полевого специалиста и агитаторов, которые должны будут проходить весь округ, каждую дверь по нескольку раз. Здесь лучше не экономить на людях, так как задача достаточно сложная и тяжелая, в том числе и физически.
Также понадобиться организовать группу контроля, которая должна проверять расклейку и работу агитаторов, кто-то может сработать недобросовестно – человеческий фактор. К слову, здесь понадобится еще и колл-центр, несколько человек, которые будут прозванивать собираемую базу потенциальных сторонников.
Нужно также иметь людей, которые будут помогать информировать и собирать жителей на встречи во дворах. К слову, встречи должны быть ежедневными, лучше по два-три двора.
В Краснодарском крае начались «единые 11 дней голосования»
Схему «агитационных округов», а также список дворов для встреч лучше просчитать заранее. Количество дверей в каждом доме, как и численность избирателей есть в открытом доступе – на сайте капитального ремонта или же на правительственных порталах, посвященных недвижимости.
Впрочем, численность штаба в итоге будет значительной, если говорить о настоящей кампании, направленной на успех.
Агитация и списки
Агитация – важный процесс, который в итоге должен привести к одному – появлению списка сторонников, тех людей, которые придут голосовать за нужного кандидата. Как правило, идет расклейка агитации. Лучше брать защищенные места, чтобы оппоненты не смогли сорвать листовки.
Идеальным вариантом можно назвать лифт, где агитация будет защищена, а контакт с избирателем достаточно долгий и неоднократный. Человек несколько раз в день пользуется лифтом, при этом пока едет он несколько раз, посмотрит на листовку, пусть и неосознанно.
Агитаторы должны пройти весь округ, каждую дверь примерно три раза – так нарабатывается узнаваемость и список сторонников. К слову, лучше выбирать будние дни после 19 часов (до 21). Люди пришли с работы, поели – откроют дверь. Понятно, что в субботу в 8 утра или в среду в 14 часов шанс на открытие двери значительно меньше.
Первый раз они должны разнести газету, где будет биография кандидата, которую агитаторы должны отдать из рук в руки. Не надо думать, что если человек активный общественник или даже депутат несколько лет, то у него высокий рейтинг узнаваемости – большинство людей не следят за политической или общественной жизнью.
Вторая волна агитации может уже проходить в качестве разноса агитации по почтовым ящикам. Здесь можно использовать отрывную часть в качестве сбора наказов. Третье касание идет опять из рук в руки, собираются ранее распространенные квитки с пожеланиями избирателей, а также идет информирование о выборах, участках, раздается агитация.
Таким образом, если команда (полевик и агитаторы) достаточно грамотные, то после третьей волны у каждого агитатора будет список номеров телефонов людей, которые придут голосовать за нужного кандидата. К слову, такие списки нарабатываются постоянно всеми членами команды, собираются в базу (имеют доступ несколько человек).
Распространенная ошибка – использование для агитации социальных сетей. Дело в том, особенно при выборах в гордуму, что они не дают возможности попасть на глаза людям, проживающим в определенном округе. Таким образом, при охвате даже в миллион человек – не найдется среди них тот, кто живет в нужных домах.
Голосуем строго по списку
И вот наступил тот день, ради которого было затрачено много времени, денег и сил. Здесь нам понадобятся наблюдатели, часть которых лучше набрать из наиболее ярких агитаторов, которые приносили больше всего контактов сторонников. Вторую часть надо набирать из проверенных людей, со стороны – по объявлению – лучше не брать.
К слову, инструктировать и обучать наблюдателей все равно надо, даже если у них есть опыт. Для этого лучше договорить с опытным членом комиссии, которые расскажет права и обязанности, тонкости нахождения на участке, которых очень много.
Возле каждого избирательного участка должен находиться специальный человек, у которого будет на руках список сторонников именно этого участка. Стоит отметить, что такой список не является противозаконным, так как контакты собирались в ходе работы в округе, на встречах и при агитации.
Задачей этих людей у участков стоит: напомнить, что проходят выборы, что нужно прийти на участок для голосования. Впрочем, здесь в аналогичном режиме работают и сами агитаторы, которые должны привести на участок своих наработанных сторонников.
Таким образом, если все верно сделано, то за три месяца упорной, ежедневной работы команды кандидата будет очень высокий результат, в значительной части – победный.
В качестве финального совета хочется отметить, если удалось одержать победу – то команда и связь с округом терять не стоит. Номера колл-центра (как правило два-три) остаются в приемной депутата, а формат ежедневных встреч во дворах переводится на раз в две недели. Это позволит в следующие выборы уже иметь список сторонников, а также решенные дела и обращение – сэкономит время и деньги.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Я хочу стать муниципальным депутатом. Что делать?
В сентябре пройдут выборы муниципальных депутатов, и если вы намерены отстаивать интересы своего района законными методами, то подготовку к ним стоит начинать сейчас. «Афиша Daily» составила инструкцию по предвыборному периоду.
Что нужно знать о муниципальных выборах?
Совет депутатов муниципальных образований — представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По закону № 38 баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.
Но надо понимать, что муниципальное депутатство — скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.
Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве — 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.
С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка — выборы совпадают с периодом отпусков, — осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.
Зачем становиться муниципальным депутатом?
«Главная привилегия муниципальных депутатов — легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.
По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое — они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат — такой локальный супермен.
Самое важное в истории с муниципальными выборами — то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».
Как стать кандидатом?
— Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть тут. Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.
— Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.
Подготовить первый пакет документов. Это:
— Справка с основного места работы. Если есть — справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.
— Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и сведения о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.
Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на сайте) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы — сам кандидат.
Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.
После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.
Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.
— Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.
— Провести агитационную кампанию.
Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?
В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).
Какие ограничения распространяются на кандидатов?
Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.
Как собирать подписи и сколько?
После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов — их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.
Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.
Можно не собирать подписи?
Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.
Как проводить агитационную кампанию?
Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома. Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне голосования.
Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм.
С какими трудностями сталкиваются кандидаты?
«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе. Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» — это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп. Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.
То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, — абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить. Второй момент — митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше. Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.
Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты. А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам. Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».
Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».
«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно. Зарегистрировалась на сайте проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева. Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.
Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей. Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг. По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.
Самое сложное — найти не деньги, а время. На стороне конкурентов — вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе. Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив — хорошо, что не зеленку. Наверное, это самая сложная часть кампании.
Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то — уточнить у коллег из штаба Гудкова. Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».
Где можно больше узнать о выборах в Советы муниципальных депутатов
Школа местного самоуправления Юлии Галяминой и Натальи Шавшуковой