что нужно чтобы снимать кино
Как делать видео. Часть 3: съемка и монтаж
Валерий Кропачев подготовил серию публикаций о видеопроизводстве в диджитале. Эти знания помогут сделать видео в YouTube или Instagram, которые действительно зацепят подписчиков. Третья заключительная часть посвящена съемке и монтажу.
В прошлых публикациях я рассказывал, что для низкобюджетных видео не обязательно использовать профессиональное оборудование, достаточно продуманного сценария и смартфона с хорошей камерой. На качество ролика в большей степени влияет работа оператора. Сегодня поговорим об основах съемки, звукового сопровождения видео и монтажа.
Крупность планов и их комбинация
По Кулешову есть шесть видов крупности плана.
Чтобы после монтажа видео не выглядело дерганым, не монтируйте стоящие по соседству планы, а прыгайте как минимум через один. То есть крупный органично монтируется со вторым средним, а общий — с первым средним. Исключения — деталь и дальний план. Они органично монтируются даже с соседними.
Объекты в кадре
Существует несколько общепринятых способов располагать объекты в кадре.
Правило третей. Если размещать объект не в центре, а вдоль вертикальных или горизонтальных линий, а также в точках их пересечения, картинка будет живописнее, как на этой примере:
По центру. Если разместить объект в центре, внимание зрителя будет приковано именно к этому объекту. Но появится ощущение принуждения, будто оператор говорит: «Смотри вот на это!». Сравните: картинка слева выглядит менее живописной, зато сразу приковывает взгляд к объекту. Используйте оба способа в зависимости от цели.
Вправо = вперед. Если что-то движется в кадре слева направо, мы воспринимаем это как движение вперед, по направлению к чему-то, а если справа налево — как движение назад, возвращение или уход от чего-то.
Воздух в направлении движения. Если объект движется, между направлением его движения и границей кадра должно быть свободное пространство. На примере ниже женщина идет вперед, но в кадре перед ней нет воздуха, из-за чего у зрителя появляется дискомфортное ощущение движения вслепую. На следующей картинке воздух есть, поэтому изображение воспринимается гармонично. Зритель видит не меньше героя и точно знает, что через мгновение в кадре внезапно не появится обрыв, препятствие или что-то еще.
Как снять фильм в домашних условиях?
Хочется снять свой фильм или запечатлеть «на пленке» события, просмотр которых позволит окунуться в тот незабываемый момент? Это просто! Читайте статью — и вы узнаете, как правильно снимать видео и что важно помнить при разработки собственного кинофильма.
Содержание:
Снять увлекательный фильм может каждый желающий даже без специального оборудования
Без идеи не стоит начинать любое дело. Правило касается и того, как снять свой фильм. Совершенно неважно — снимается домашнее видео или профессиональный блокбастер. Любое кино — это произведение искусства, требующее вдохновения и точного осознания того, какую историю вы рассказываете.
Сценарий
Идея сформирована, но только в целом. Чтобы воплотить ее в жизнь, требуется сценарий. Это довольно сложное дело, требующее львиной части времени при организации съемок. Сценарий должен точно отображать, как снять фильм, – локации, планы, действия и реплики главных актеров, массовки. Любое отступление от сценария может полностью изменить впечатление от просмотра готового фильма или ролика.
Возьмите на себя инициативу и руководите съемочным процессом согласно плану, заявленному в сценарии
И даже если сценарий написан — не факт, что снятый фильм заинтересует потенциального зрителя, тем более, если предполагается его показ широкой аудитории. В первую очередь, он должен быть максимально реалистичным — захватывать с первых своих страниц, как хороший бестселлер.
Финансы
Планирование расходов — обязательно, даже если проект короткометражный или домашний. Работу над фильмом начинают с затрат на создание сценария (если автор наемный) и заканчивают расходами на продвижение на видеохостингах, в соцсетях, блогах и т. д. Сюда же включается и стоимость покупки или аренды оборудования, а также средств монтажа и обработки.
На последних, кстати, можно неплохо сэкономить, воспользовавшись программой для редактирования видео «ВидеоМОНТАЖ», позволяющей выполнить качественную обработку, вставить титры и наложить эффекты.
Интерфейс программы «ВидеоМОНТАЖ» настолько прост, что любой новичок без труда сможет создать в ней свой первый ролик
Как снять фильм в домашних условиях
Когда материалы отсняты, вам предстоит провести их отбор (ведь в процессе съемки записано несколько дублей), обработку и монтирование в единый фильм. Вам потребуется выполнить следующие действия:
Все это позволяет сделать «ВидеоМОНТАЖ». Перед началом работы с программой, необходимо создать новый проект, который в дальнейшем можно сохранить для последующего редактирования.
На стартовой странице доступен быстрый переход к наиболее востребованным функциям: «Хромакей», «Нарезка видео», «Захват видео с вебкамеры».
На первом этапе редактирования обычно удаляются лишние или неудачные сцены. Для этого в видеоредакторе существует два инструмента: «Обрезка» и «Нарезка». Первый позволяет удалить одну часть из начала или конца ролика, после чего продолжить работу с ним.
Обрежьте лишние фрагменты в видео, просто установив маркеры на концах нужного отрывка
Используя второй инструмент, можно удалить сразу несколько сцен, а оставшиеся части будут сохранены как отдельные файлы. Формат, в который программа конвертирует эти фрагменты, вы устанавливаете сами.
На этом этапе обычно исправляются недочеты, которые возникли при работе оператора или из-за сбоя оборудования: неправильная цветовая гамма, плохая контрастность или яркость, насыщенность цветов. Пункт «Улучшения» позволяет в ручном или автоматическом режиме изменить эти значения.
Стоит отметить, что программа позволяет работать с этими значениями при помощи кривых, максимально точно устанавливая нужные значения на отдельных каналах спектра.
С помощью кривых вы сможете эффективно выправить цветовой баланс видеоролика
При работе с частями, программа автоматически позволяет установить плавные переходы между фрагментами, используя встроенные шаблоны как для единичного, так и массового применения.
Соедините видеофрагменты переходами всего за один клик
Многие режиссерские задумки реализуются с использованием инструмента «Эффекты». Фильтры, представленные в программе, позволяют получить оттенки:
Наложите на видео один из эффектов — и изображение в момент преобразится
Весьма интересна функция «Хромакей», наличием которой может похвастаться далеко не каждый простой видеоредактор. Этим инструментом пользуются практически все студии, выпускающие фильмы с компьютерной графикой и анимацией. «Хромакей» позволяет полностью поменять фоновое изображение на другое, статичное или динамическое. Обязательным условием является наличие однородного (обычно зеленого) фона при съемке.
С функцией «Хромакей» вы сможете не только заменять фон, но и накладывать одно видео на другое
И, конечно, какое кино без титров и заставки? «ВидеоМОНТАЖ» позволяет легко создавать любые тестовые объекты и гармонично включать их в видеоряд. Для создания титров и надписей программа имеет готовые шаблоны — пользователю достаточно лишь набрать необходимый текст и применить понравившийся стиль.
Выберите из коллекции походящие по теме титры и добавьте их в свой ролик
При помощи этого инструмента становится проще создать собственный логотип или водяной знак, который, послужит для подтверждения авторства будущего проекта.
Конвертация
В зависимости от того, как предполагается распространять готовое произведение, его необходимо сохранить в определенном формате. Софт предлагает несколько вариантов на любой случай.
Для всех пунктов меню программы существуют готовые шаблоны, поэтому процесс настройки происходит буквально в пару кликов. При желании вы можете настроить выходные параметры видеоролика.
Определите оптимальный способ сохранения видео и настройте параметры экспорта
Заключение
Процесс создания кино — дело весьма хлопотное, требующее большого количества времени и обязательного внимания мелочам, которые тяжело рассмотреть в рамках одной статьи. Но пусть это не отталкивает начинающего режиссера, желающего разобраться как снять кино в домашних условиях! Терпение и труд – обязательные спутники всех творческих людей, шедеврами которых мы восхищаемся.
Попробуйте создать собственное кино с помощью программы «ВидеоМОНТАЖ» – вам понравится! Порадуйте себя и окружающих – скачайте программу и попробуйте ее возможности совершенно бесплатно.
Главные этапы, правила, особенности, хитрости съёмки фильмов или сериалов
Съемки фильма являются захватывающим и интересным творческим процессом. Готовую кинокартину, которую зрители видят на экране, создают десятки или даже сотни профессионалов, используя самую современную технику и цифровые технологии. Как и в любых других сферах, тут тоже имеется масса тонкостей и секретов. Чтобы немного открыть занавес тайны, предлагаем рассмотреть, как снимают кино и из каких этапов состоит данный процесс.
Основные этапы кинопроизводства
С момента написания сценария до выпуска фильма в прокат может уходить довольно много времени (иногда 15-20 месяцев). Это обусловлено большим количеством работ, которые разделены на три основных этапа кинопроизводства:
Важно знать! Длительность и масштабы указанных этапов определяются типом кинопроекта. Так, короткометражку может снять небольшая группа специалистов в течение нескольких дней, а на полнометражный фильм зачастую уходят месяцы с привлечением десятков и даже сотен профессионалов.
Состав съёмочной группы
Съёмочная группа состоит из широкого перечня специалистов, которые разделены на несколько подгрупп:
Кто пишет сценарий и следит за ним?
Сценарий является базовой историей кинолент, главной идеей фильмов. Его написанием занимаются сценаристы, которые создают письменную версию будущей киноленты. Сюжет фильмов может являться уникальным или писаться на основе известной пьесы, рассказа или романа. Разные сценаристы пишут сценарии по заказу либо по своей инициативе.
Написание сценария является самой творческой работой при съёмке фильма. Даже если сценарист адаптирует существующее произведение, это всё равно является кропотливой работой, которая требует вдохновения.
Какими приёмами и правилами пользуются видеооператоры?
В процессе съёмке фильмов операторы используют определённые правила, которые не позволят зрителю запутаться, потерять нить повествования. Чтобы делать в кадре правильные композиции и акцентировать внимание на нужных объектах, видеооператоры должны знать, как снимают фильмы, учитывать важные правила и использовать эффективные приёмы:
Существуют и многие другие приёмы, которые знают преимущественно сами видеооператоры.
Какие спецэффекты могут быть?
Современные фильмы богаты на спецэффекты. Если речь идёт об огромных динозаврах, инопланетянах, космических кораблях и других не особо реальных объектах, то они создаются с помощью компьютерных технологий. Но многие моменты до сих пор создаются по старинке, задействуя подручные предметы.
Для создания странных звуков в кадре используют различные ухищрения. Так, при укусе сочных хрустящих овощей (капусты, огурцов, арбуза) создаются звуки, будто зомби поедает плоть человека. При разламывании сельдерея создаётся впечатление о переломе костей и т. д. Для особого и выразительного звучания шагов человека на съёмочных площадках делают участки со специальным покрытием.
Сегодня в кадре зрители часто видят кровь. Естественно, в реальности никто из актёров не страдает для «красивого кадра». При съёмке кино используют специальную субстанцию technicolor blood, которая очень похожа на настоящую кровь человека. Если нужно отобразить на экране, что кровь хлыщет из открытой раны, то к этому месту просто подводится тонкая трубочка, а под одеждой актёров располагают специальный мешочек, на который они нажимают в нужный момент.
Многих людей интересует, как снимают кино с постельными сценами. Для показа деликатных частей тела нередко привлекают дублёров, при этом используются специальные накладки, которые прикрывают самые интимные зоны. Как правило, актёры узнают о постельных сценах заранее и обсуждают все детали с режиссёром.
Важно знать! Во время съёмок постельных сцен присутствует минимум людей, что позволяет актёрам раскрепоститься.
Что такое хромакей, зачем он нужен?
Для создания компьютерных спецэффектов во время съёмок обязательно используется хромакей. Это специальные полотна, которые заменяются на определённый фон или объекты. Например, актёр может просто стоять перед хромакеем в трусах, а после компьютерной обработки в кадре зритель увидит его на белоснежном морском пляже. В качестве цвета полотен выбран зелёный или синий, ведь они реже всех встречаются в тонах кожи людей, что облегчает их обрезку.
Какую технику используют для съёмки фильмов?
Для максимально точной и реалистичной передачи переживаний и эмоций героев кинолент крайне важно использовать профессиональные цифровые камеры, которые можно арендовать в компании ТВТОК. Современные камеры имеют высокие характеристики разрешения и зума, что позволяет создавать эффект присутствия. При продакшне кино используют как статичные, так и специализированные экшн-камеры, которые позволяют качественно снимать движущиеся объекты.
Важно знать! Также существуют камеры водонепроницаемого исполнения, использующиеся для съёмки под ливнем или вообще под водой.
Как озвучивают кино?
На этапе пост-продакшна фильмов в дело вступают саунд-дизайнеры, которые полностью отвечают за озвучку киноленты. Звуковые дорожки фильмов делаются в следующей последовательности:
Продвижение и прокат фильмов
За продвижение фильмов или сериалов отвечают линейные продюсеры. Эти специалисты ищут денежные средства и организовывают рекламные кампании, чтобы о киноленте узнало как можно больше людей. Телевидение, интернет, печатные издания – все эти и другие средства массовой информации используются для анонсирования отснятого фильма. Зачастую продюсеры определяют примерную дату, когда состоится премьера киноленты, и с указанного дня картину начинают показывать на больших экранах кинотеатров.
Интересные факты о кинопроизводстве
На экране на заднем фоне часто можно увидеть людей, которые разговаривают между собой. В действительности зачастую они просто проговаривают про себя определённые наборы цифр, ведь при их произношении губы двигаются так, будто человек на самом деле ведёт диалог с собеседником.
Создание фильмов является более сложным и многогранным процессом, чем кажется на первый взгляд. Кинопроизводство требует нестандартных подходов и полной самоотдачи от всех участников съёмочного процесса – только так создаются настоящие шедевры кинематографа.
Как снять короткометражный фильм: 10 полезных советов
Мы запускаем новую рубрику полезных советов от талантливых людей, и открывает её режиссер Михаил Бородин, чей короткометражный фильм «Я нормальный» в этом году попал в конкурс «Недели критики» Каннского кинофестиваля
Нужно ли профильное образование, чтобы снять фильм?
Не обязательно, но учиться нужно все время, это может быть все что угодно, от статей и роликов на YouTube до какой-то работы на площадке.
Стоит ли учиться на режиссерском в России?
На режиссерском, может, и не стоит, но гуманитарное образование получить надо обязательно, так или иначе вы будете иметь дело с текстом, контекстом, смыслом и изображением. Чтобы внятно выражать свою мысль и формулировать образы, нужно знать литературу, живопись, социологию и т.д. Я очень сомневаюсь, что режиссуре можно научить, скорее можно научить каким-то техникам и приемам, но, применяя их, режиссером можно не стать.
С чего начать съемки своего первого короткометражного фильма?
Начать, конечно, нужно со сценария. Не стесняйтесь советоваться и консультироваться с редакторами, сценаристами, режиссерами, благо все они в ближайшей доступности в соцсетях. Напишите сценарий и соберите команду из своих друзей или при помощи объявления в соцсети. Очень важно для первого фильма попробовать себя во всем, от продюсирования до монтажа и записи звука. Чтобы в следующий раз знать, о чем говорить с теми людьми, которые будут работать с вами на ваших проектах. Не бойтесь первой работы и не вкладывайте в нее все, что у вас есть, а тем более много денег.
Что делать, если нет денег, и нужно ли финансирование?
Кино – самый дорогой вид искусства, и, конечно, деньги нужны, например, на то, чтобы довезти актеров и накормить съемочную группу, но это могут самые минимальные вложения. Попробуйте написать в продакшены, не обязательно тем, кто занимается кино, например, в рекламные, попросить помощи, у них есть организационная база. Они могут помочь организовать кастинг или дадут камеру и свет, все что угодно. Это уже часть бюджета вашего фильма. Попросите родственников и друзей помочь вам, у кого-то есть машина и свободные выходные, бабушка может напечь пирожков, это тоже покроет часть расходов. Попросите рукастого дядю сделать вам тележку-каталку вместо долли. Ищите решения – самые очевидные и не очень.
Если нет своей оригинальной идеи, где искать сценаристов?
Журналы, паблики во «ВКонтакте», сайты и форумы, институты и киношколы – везде есть сценаристы, желающие экранизировать свой текст, напиши им. Или возьмите рассказ, повесть или пьесу и адаптируйте. Или возьмите заголовок статьи или саму статью. Каждый день в мире происходят тысячи историй, возьмите любую, изучите. Есть такое упражнение: возьмите 3-5 новостных заголовков и выпишите микс, из одного можно взять героя, из другого – происшествие, из третьего – место и время действия. Криминальное чтиво по такому принципу и написано или потрясающий «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ. Рассказывайте о том, что вас волнует.
Михаил Бородин
Обязательно ли снимать на профессиональное оборудование или можно, как Содерберг, все снять на iPhone?
Где найти актеров?
В театрах, театральных и киновузах, в пабликах в соцсетях. Заходите на сайты театров, у всех есть раздел «труппа», ищите там, если кто нравится, находите в соцсети и предлагайте роли. Давайте объявления с референсами и описанием типажа, люди будут посылать вам свои фотографии и видео. Ходите на студенческие курсовые или дипломные спектакли, знакомьтесь с актерами.
Я снял фильм, а теперь что с ним делать?
Отправить на фестивали, их очень много. Я бы советовал проконсультироваться с хорошим фестивальным агентом, например «Фестагент», не обязательно покупать у них пакет услуг, просто часовая консультация вам откроет целый мир возможностей и нюансов, которые нужно учесть при подаче на фестивале.
Как попасть со своим фильмом на кинофестиваль?
Как минимум отправить его. Повторюсь, фестивалей очень много, везде разный контекст, программы и предпочтения, везде разные люди, отбирающие фильмы, если не взяли на десять фестивалей – возьмут на одиннадцатый.
Твой главный совет начинающим режиссерам.
12 способов снять кино
Как снять собственный качественный видеоролик?
Всегда повторяется одно и то же. Вы зовете друзей в гости, чтобы похвалиться бронзовым загаром и запечатленным на новенькой камере отпуском у моря. Но уже через 10 минут просмотра зрители умирают от скуки. Да, оператор вы не самый лучший. Давайте учиться! Это легко!
1. Пишите сценарий
Предположим, вы решили снять фильм «С днем рождения, любимый!».
Возможно, ваш сценарий будет таким.
Лирическое отступление. Снимаете на видеопленку фотографии, отражающие значимые моменты его жизни: голенький карапуз, дошколенок, первоклашка с букетом, студент…
Развитие действия. Праздничный стол. Звонок в дверь. Первые гости, суета, поздравления. Кот на столе, под шумок ворующий рыбку. Танцы и игры. А чтобы не было монотонности в съемке, проведите интервью с гостями.
Развязка. Тихая музыка. В кадре только вы (снять себя просто: установите камеру на штатив и сядьте напротив). Вы поздравляете любимого, говорите самые нежные слова.
2. Ловите момент.
3. Держите камеру ровно.
Надписи и даты, которые выставляете на самой камере, держите не более 15 секунд (иначе они выдадут все дрожащие погрешности).
4. Смотрите в оба!
Во время съемки оба глаза должны быть открытыми (один смотрит в окуляр, другой наблюдает, что вокруг происходит). Это необходимо для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, как это случилось на свадебной кассете моей подруги. Представьте, на стене висят роскошные оленьи рога. Идет жених. Кто-то окликает его, он останавливается прямо под рогами. Оператор дает крупный план. Надо ли говорить, что эта сценка стала самой пикантной на свадебной кассете…
5. Избегайте монотонности.
6. Заканчивайте сюжет статичным кадром.
Перед тем как остановить съемку, на 2 секунды наведите камеру на малоподвижный объект (тлеющие угли в мангале). Это знак, что вот-вот начнется новый сюжет.
7. Запоминайте последний снятый кадр.
Начиная снимать следующий эпизод, вспомните, каков был предыдущий. А заодно и прислушайтесь, о чем говорят герои. Иначе может получиться так. Пляж, солнечные блики на лице мужа… Он протягивает руку и говорит: «Ах, я без нее жить не могу». Счастливый взгляд его жены… И вдруг любимый делает брезгливое лицо: «Кажется, она с душком, пора выбрасывать». На самом деле вторая фраза относилась к колбасе… Просто она была снята после небольшой паузы.
8. Сочетайте разные планы.
Облизывающийся пес, шашлык на шампуре, лесная поляна, лес… Ведь вы ведете настоящий кинорассказ, а не регистрацию фактов.
9. Перебивочные кадры.
Фильм строится так, чтобы зритель не был все время в напряжении, мог отдохнуть. Такую передышку создают «перебивки» (цветы на дачной клумбе, следы на песке…). Они помогают сделать плавным переход от одной сцены к другой.
Старайтесь выбирать «перебивки», которые перекликаются с темой фильма. Используйте спецэффекты, заложенные в функции камеры.
10. Снимайте корректно.
11. Учитывайте освещение и время суток.
Полные лица лучше снимать, когда свет на них падает сбоку, так как при фронтальном (в лоб) освещении любое лицо выглядит гораздо круглее, чем есть на самом деле. А вот худое лицо, наоборот, не любит бокового света, так как он резко выделяет все дефекты.
12. Готовьтесь к неожиданностям.
Многие считают своим долгом подшутить над оператором. Что тут можно сделать? Пообещать снять так, что мало не покажется. Почему-то после этого абсолютно все «строятся» и делают то, что вы сказали.
Маленькие хитрости
Стоп-прием. Для выполнения нужна 100-процентная устойчивость камеры. Ваша подруга собирается уходить. Она, сидя в кресле, говорит: «Я исчезаю». И действительно исчезает. Делается это так: сняли первую часть, выключили камеру и, не сдвигая ее с места, включаете после ухода подруги. Так же делается чье-то внезапное появление или превращение.
Танец на ладони. Герой становится на колено и протягивает руку на уровне груди ладонью вверх. Замирает как статуя. Героиня отходит от него метров на 10-15 и замирает. Ваша задача: присев и глядя в камеру, совместить героев так, чтобы девушка оказалась стоящей на его ладони. Затем включайте камеру и, снимая, попросите ее покружиться, как в вальсе, не сходя с места.
Опасный трюк. Ваш сын едет на велосипеде. Вы круто наклоняете камеру и снимаете. В записи выходит опаснейший спуск с крутой горы. Только следите, чтобы в кадр не попали дом или дерево, под таким углом это будет выглядеть нереально.