что нужно чтобы работать журналистом
Как стать журналистом? 5 Советов от успешных журналистов с реальным опытом
Журналист — это человек, который собирает и обрабатывает информацию, чтобы донести ее до аудитории. Чтобы стать успешным профессиональным журналистом, каждый, кто хочет пойти в эту сферу, должен задать себе два вопроса: «О чем я хочу писать?» и «Зачем я это пишу?».
Для журналиста, как и для ученого, главное актуальность выбранной темы.
— Нельзя научить человека быть журналистом, потому что это образ жизни, это определенное внутреннее состояние. Человек должен понимать, почему, собственно говоря, он этим занимается.
Владимир Познер, советский, российский и американский тележурналист и телеведущий, первый президент Академии российского телевидения (1994—2008).
Есть два способа, как стать журналистом.
Способ первый — получить журналистское образование
Факультеты журналистики можно найти в любом университете страны. Мы сделали подборку наиболее известных и проверенных вариантов на 2017 год:
1) Факультет журналистики МГУ (г. Москва) предоставляет 196 бюджетных мест и 75 контрактных стоимостью 325 000 руб./год. Необходимо сдать ЕГЭ по русскому, английскому и литературе, а также дополнительное творческое задание в письменном виде от вуза.
Творческое задание – это эссе, в котором необходимо продемонстрировать умение творчески интерпретировать заданую тему и аргументировать свою позицию на базе школьной программы по истории и литературе.
Вам нужно знать произведения, написанные как древнерусскими писателями, так и классиками, досконально разбираться в исторических фактах.
2)НИУ ВШЭ (г. Москва) предоставляет 40 бюджетных мест и 70 платных (в зависимости от набранных баллов ЕГЭ). Вам нужно будет сдать государственные экзамены по русскому языку, иностранному, литературе и творческий конкурс.
Творческое испытание состоит из двух туров. Первый тур – написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор или очерк на одну из заданных тем. Второй тур – собеседование.
К устному (второму) туру допускаются только те, кто набрал на первом туре не менее 20 баллов из 50-ти.
На собеседовании поступающим задают вопросы по широкому кругу актуальных тем политической, социальной, культурной жизни России и зарубежных стран, чтобы выявить их общекультурный уровень и степень ориентировки в медиа-сфере.
Вы также можете предоставить свое портфолио. В нем должна быть информация об опыте работы в области журналистики: публикации, дипломы и грамоты.
3) СПбГУ (г. Санкт-Петербург) предоставляет 80 бюджетных мест и 121 платное, стоимостью 228 000 – 270 000 руб./год. Необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти творческий конкурс от университета.
Творческий конкурс состоит из письменной и устной частей. Первое задание – это сочинение на одну из свободных тем. Темы могут варьироваться от насущных социальных проблем (например, молодежная культура) до философских вопросов (места человека в мире).
Второе – устное собеседование по предложенному в билете вопросу. Билеты преимущественно касаются школьной программы по обществознанию.
Стоит заметить, что второе образование в России платное, и для желающих его получить совсем другие требования и цены.
— У меня всегда некоторый скепсис по отношению к журфаковскому образованию, потому что научить писать можно за полгода, при особом таланте — за год, а на получение фундаментального образования надо потратить годы. Но работая в «Газете.ру», я стал относиться к журфаку с большим уважением: у ребят есть многие навыки, которых, к примеру, у меня, профессионального историка, почти нет. Главный — умение вытаскивать информацию из источников. Не из текстов, а из живых людей. То, что называется “доставать эксклюзивы”
Дмитрий Карцев, корреспондент «Газета.ру»
Способ второй: устроиться на практику или стажировку
Если у Вас нет возможности поступить в университет – не отчаивайтесь. Например, известная журналистка Ксения Собчак окончила факультет международных отношений, но это не мешает ей возглавлять журнал «L’Officiel».
Любое образование в гуманитарной сфере дает вам огромную базу: грамотную речь, широкий кругозор, умение формулировать мысли на бумаге.
Все эти навыки помогут вам подняться по карьерной лестнице. Главное в деле журналиста – постоянно пробовать себя и не бояться писать или говорить на те темы, которые еще никто не затрагивал.
Начинать нужно с малого: ходите повсюду с ручкой и блокнотом, постоянно делайте заметки, будьте в центре событий, пишите небольшие статьи и посылайте их в местные газеты или интернет-порталы. Найти вакансию в сфере журналистики несложно.
На данный момент существует множество порталов и сайтов, где можно найти подходящую работу или стажировку. Мы представляем вам список наиболее известных:
— Каждый день читай то, что больше никто не читает. Каждый день думай о том, о чём никто не думает. Каждый день делай то, что никто не делает. Для мозгов очень пагубно всегда быть частью коллективного разума
Дэвид Седарис, американский писатель и радиоведущий.
Трудоустройство журналистов — как найти работу начинающему журналисту
Первую практику можно получить на факультете — в большинстве вузов есть собственные газеты и журналы. Однако о полноценной работе стоит начинать думать еще со студенческой скамьи.
Пытайтесь пробиться в мелкие районные газеты, малоизвестные журналы, местные телеканалы для того, чтобы познакомиться с профессией на практике и набраться опыта.
Поработав пару лет в районной газете или занимаясь рерайтом на новостном сайте, можно пробовать свои силы в крупном издании.
Средняя зарплата журналиста в России на январь 2017 г. составляет 23 000 руб. При этом в столицах эта цифра выше: в Москве – 37 800 руб., а в Санкт-Петербурге – 30 000 руб.
На данный момент по профессии журналист в России открыто 235 вакансий, главный редактор – 86.
В среднем обычным корреспондентам платят около 21 000 руб.
Нужно также отметить, что многие журналисты работают удаленно или в качестве стрингеров — внештатников, которые находятся непосредственно на месте событий.
Советы начинающим журналистам от Ксении Собчак и Дмитрия Губина:
1. Выбор обращения определяет ход беседы и задает ее атмосферу. Необходимо выбрать определенную позицию по отношению к собеседнику. Если вы хотите поговорить на откровенные темы, расположить человека к себе, вам ближе «посиделочная» форма диалога, то есть дружеская.
Когда необходимо вывести собеседника на чистую воду, спровоцировать на скандал, можете задавать тонкие вопросы, пытаться запутать человека.
2. «Человеку надо дышать». Делайте паузы в речи.
3. Шутка поможет разрядить обстановку.
4. Герой должен быть интересен ведущему. Жириновский будет предсказуемо остер и едок, а вот заинтересовать часовым разговором с Мироновым, если это не воскресший актер, еще надо уметь.
5. Не задавайте предсказуемые вопросы —получите предсказуемые ответы.
6. Журналист должен общаться со всеми сторонами и соблюдать профессиональный этикет.
7. Современное телевидение в России держится на личностях. Журналисту и автору приходится самостоятельно искать героев, все координировать и выпускать продукт, не надеясь на помощников.
Стать хорошим журналистом, специалистом в своем деле, не так-то просто, как кажется на первый взгляд, однако это возможно.
Эта работа отнимает много сил, требует от вас не только фантазии и критического мышления, но и усидчивости, стрессоустойчивости, усердия и трудолюбия.
Вы должны быть дисциплинированы, пунктуальны, везде успевать, всегда быть в движении.
Взамен профессия предполагает интересную и насыщенную жизнь, общение с неординарными людьми, позволяет быть не привязанным к офису или редакции, работать по совместительству.
Итак, что необходимо делать, если вы намерены работать в сфере журналистики:
Не забудьте сделать репост статьи, чтобы не потерять подборку!
Как стать журналистом без образования? Подробная инструкция для новичков
Журналистика — одна из отраслей, которая окутана тайнами. Люди, никогда не работавшие в этой сфере, довольно плохо понимают её специфику, однако это никак не снижает количество тех, кто всё же хочет попробовать себя в качестве репортёра или корреспондента. Домовик разрушает мифы об этой профессии вместе с журналистом, который за несколько лет сумел пройти путь от отказов в локальных СМИ до работы в федеральных журналах.
С чего начать?
Для начала нужно понять, что именно вы хотите делать. Телевидение или радио? Или тексты? А если тексты — то какие? Многие принципиально не берут интервью (не получается), другие же, наоборот, только ими и занимаются. В самом начале пути нужно обозначить ваш путь, хотя бы очень размыто. Можете выделить несколько СМИ, в которых вам хотелось бы поработать. После этого нужно начинать писать.
Одна из главных проблем людей, которые решают заняться этой профессией — страх из-за отсутствие опыта. Некоторые даже боятся из-за отсутствия высшего образования. Так вот, отвечаем не по порядку — высшее образование по специальности журналистика вам не нужно. Можно даже предположить, что оно несёт вред (об этом тезисе мы поговорим ниже). Что касается опыта, то для его получения у вас есть два варианта.
Идти туда, где берут без опыта.
Если в вашем городе нет СМИ, которые берут людей без опыта, то поищите в интернете — возможно, сможете найти удаленную подработку, что тоже неплохо для старта.
Начать работать без СМИ
Итак, вы захотели стать журналистом, но быть новостником не хочется. Можете написать во все СМИ вашего города и предложить им свои материалы. Тут многое зависит от того, чем именно вы хотите заниматься — интервью, кинообзоры, большие статьи о социальных проблемах и так далее нужны не в каждом СМИ. Параллельно вы можете писать в стол, чтобы набить руку.
Хотите быть кинокритиком? Смотрите много кино и пишите о просмотренном. Да, и не забывайте читать других критиков, так вы расширите своё представление о профессии.
Есть трюк, который, пожалуй, не очень честен, но работает. Допустим, вы пишете редактору СМИ под названием «Домовик» письмо, в котором предлагаете интервью с тремя людьми (например, популярный певец, немного известный актёр и политик). Редактор может сказать: «Знаете, а с вот этим певцом мы бы купили интервью». После этого вы ищете контакты того самого певца или его менеджера и предлагаете интервью — не забудьте добавить, что вы специальный корреспондент журнала «Домовик». Если человек согласится на интервью, то он никогда не узнает, что он является частью вашего первого материала для этого СМИ.
Совмещение работы — большой плюс
Прекрасно, если у вас есть возможно входить в журналистику постепенно. Например, есть постоянная работа с адекватным доходом, а также время для написания статей. Так вы сможете писать материалы в СМИ без страха, что статью не примут и вам будет нечего есть. Полгода или год совмещения — прекрасная возможность начать карьеру и не вляпаться в плохую историю.
Не стесняйтесь отсутствия опыта и высшего образования
Он устроился на новую работу, но редакторы его постоянно ругали за плохие тексты. Критиковали всё — от умения собирать фактуру до языка. Он попросил меня написать за него один текст чтобы узнать, проблема в нём или же редакторы просто так ругают нового сотрудника.
Я сходил на выставку, о которой нужно было писать текст, после чего на коленке написал статью за час. О чудо, редакторы даже не внесли правки. И дело не в том, что я какой-то талантливый, просто человека никто не научил писать, а сам он учиться не стал (итак «вышка» ведь есть, куда учиться). В дальнейшем я лишь убедился в том, что профильное образование скорее вредит.
Один из редакторов, с которым я работал, однажды объяснил мне идеальное устройство СМИ. В команде была девушка, журналист по образованию, которая писала про рынок недвижимости. Её постоянно нужно было править, она много ошибалась. И тогда редактор сказал, что в идеале на эту работу нужно нанимать риэлтора. И это действительно логично — взрослого человека легче научить складно писать, чем разбираться в сложной для него отрасли.
Не идите по скользкому пути
С самого начала обозначьте темы, о которых не будете писать. Это не значит, что от них надо отказываться насовсем — ради эксперимента можно и поиграть с дьяволом. Когда я приходил в СМИ, я не хотел писать статьи в поддержку политиков. Однажды мне предложили написать заметку о том, как строятся мосты возле моего города — мне сказали «Посмотришь, как там, опишешь». Я согласился, поскольку не понял, что именно предстоит делать. А вышло так — администрация города организовала поездку для журналистов, то есть нас буквально повезли смотреть на мосты. Очевидно, что подобный материал не мог быть наполнен критикой. Когда нас привезли к месту строительства, я испытал шок — за 7 месяцев работы люди выкопали яму, и это было перед зимой, когда строить что-то почти невозможно (такая погода в моём регионе).
Опытные журналисты улыбались, так как понимали специфику этой работы. Я написал редактору, сказал, что ничего не построено. Он ответил: «Ну ты слова этого мужика напечатай, добавь, что строительство идёт полным ходом». Это был первый и последний раз, когда я влез в политические дела. Не нужно делать то, за что становится стыдно в тот же день.
Не бойтесь правок!
С самого начала вам может показаться, что редакторы обходятся с вами слишком грубо. Постоянно ругаются, что-то правят, просят удалить куски текста, которые вам очень нравятся… Что поделать, с этим нужно мириться. Во-первых, в самом начале пути вы ещё недостаточно понимаете специфику работы с текстом, так что можете воспринимать правки как советы.
Во-вторых, у каждого СМИ есть свой язык, который формируется как естественным образом, так и предпочтениями редактора. Если вы пришлёте один и тот же текст в два СМИ, то после публикации вы увидите просто два разных материала (это теоретически, делать так не надо).
Также СМИ по-разному относятся к ошибкам. В одном никто вам ничего не скажет (ведь у них работает хороший корректор), а в другом вам будут предъявлять за каждую запятую — с этим нужно смириться.
Штат или нет?
С самого начала работы я решил, что не хочу работать в штате. Если вы пишете для СМИ, скажем, статьи о кино, и совсем не хотите писать о политике, то лучше не идти в штат. Вы сами будете придумывать темы для статей, а стабильного заработка не будет — зато совесть будет чиста.
Идти в штат стоит в случае, если вам полностью нравится СМИ, в которое вы пишете. Также внештатная работа позволяет постоянно искать что-то новое. Лично я раз в месяц рассылаю своё резюме чуть ли не во все существующие СМИ, а потом смотрю, кто и что мне может предложить. Раз в несколько месяцев это приводит к интересным проектам, так что трата времени оправдана.
«Не знаю, о чём писать»
Это очень важная проблема, особенно если вы не работаете в штате. Если у вас есть сфера, о которой вы пишете, то нужно погружаться в неё полностью.
Пишете статьи о личной жизни звёзд? Будьте добры подписаться на миллион аккаунтов в Инстаграме. Пишете о спорте? Читайте все спортивные новости. Социальные сети помогают найти темы для материалов, паблики и маленькие Telegram-каналы регулярно вытаскивают из глубин какие-то интересные темы, которые можно развить в большом материале.
Учитесь выстраивать структуру
Чтобы материал было легче писать, делайте план. В 99% случаев вы нарушите запланированный порядок действий, но в этом нет ничего страшного. Можете использовать несколько «костылей», который вам помогут. Ваш материал (в большинстве случаев) должен отвечать на вопросы:
Далее вы смотрите, кто может ответить на каждый из вопросов. Например, произошла отставка мэра. Вам нужно узнать, что было перед этим — если сам экс-мэр не хочет давать комментарии, то попытайтесь что-то узнать у его помощников. Узнайте у местных экспертов, что они знают о событии и позвольте им сделать прогноз. Поищите информацию в интернете — что говорили о мэре его коллеги в последнее время. Главное — использовать как можно больше источников информации, лишнюю вы всегда сможете удалить при написании текста.
На первом этапе работы вам нужно научиться писать текст с хорошей структурой — это повысит ваши шансы на получение работы или заказов от редакторов. Никто не хочет возиться с вами и объяснять азы, так что старайтесь писать схематично и понятно. Уже потом, когда ваша квалификация не будет вызывать сомнений, вы сможете экспериментировать.
Знайте себе цену
Но главное, что нужно помнить — никогда не позволяйте вас унижать. Если редактор считает вас идиотом, который плохо пишет, то посылайте редактора подальше и ищите другое место работы. Для таких людей вы всегда будете выглядеть как самозванец, так что даже не старайтесь поменять мнение о себе. Очень часто работодатели ценят тех, кто с ними соглашается и подчиняется во всём, а не специалистов.
Помните, что вы приходите работать и совершенствоваться, а не заводить друзей, так что постоянные изменения места работы не должны вас пугать. В ином случае вы рискуете превратиться в скучного человека с мёртвыми глазами, которые составляет 70% практически любой редакции.
Постарайтесь избежать такой грустной судьбы, ведь журналистика может быть творческой работой, если к ней найти подход.
Узнайте как не быть обманутым выбирая платные курсы в интернете, перейдя по ссылке здесь
Журналист
Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика – это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, – международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи – это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они – участники информационного процесса.
13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 – 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц – царя Алексея Михайловича (1629 – 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.
Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.
Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия – это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности – создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.
Можно выделить три этапа работы журналиста:
«У меня был синдром самозванца»: сколько зарабатывает начинающий журналист
В регионах
Героиня этого выпуска к третьему курсу журфака успела поработать на сайте федерального телеканала, в областной газете в Екатеринбурге, в городском онлайн-медиа в Челябинске и посотрудничать с несколькими московскими изданиями.
Сейчас она живет в Сочи, пишет новости о науке и медицине, а параллельно занимается большими текстами на фрилансе. Она рассказала, почему предпочла работу учебе, чем частые переезды могут помочь журналисту, как она находит темы и что делает, когда ее называют желтой прессой и отказываются от интервью.
Выбор профессии
Никаких предпосылок стать журналистом у меня не было — училась в школе с уклоном в информатику и математику. В десятом классе единственная из параллели заявила, что хочу сдавать литературу, — все были, мягко говоря, удивлены. Я тогда много читала, и было ощущение, что мое призвание где-то тут, среди букв, но я еще не знала, во что конкретно это выльется. Поэтому план был такой: смотрю, какие вузы принимают с ЕГЭ по литературе и русскому, а дальше выбираю тот, куда пройду.
Мои баллы ЕГЭ конвертировались в пятерку, но чтобы попасть на бюджет, например, в московский РГГУ или питерский СПбГУ, их не хватало, поэтому я решила поступать в Екатеринбург, поближе к родному Челябинску. У меня с молодым человеком тогда была шутка: я сдала два предмета ЕГЭ на 173 балла, а у него такая же сумма сложилась из трех предметов. Угадайте, кто попал на бюджет? Он, потому что выбрал техническую специальность с огромным количеством бюджетных мест. Главная беда абитуриентов журфака в том, что их много, а бюджетных мест, например, в моем вузе — Уральском федеральном университете — максимум десять. За год учебы в УрФУ я плачу около 110 тысяч.
Проучилась на факультете журналистики очно только два года. Вокруг меня были такие же растерянные ребята, которые не до конца понимали, чего хотят. Мои однокурсники сейчас закончили третий курс, но в медиа работают единицы. Каждый год часть ребят отчисляется. Ушла уже примерно половина — кто-то на заочку, кто-то перевелся на смежные направления. Сейчас я понимаю, что факультет журналистики дает только одно — уверенность в том, что у тебя есть моральное право пойти работать сразу, как бы неловко это ни было.
На втором курсе я начала ходить на стажировки в разные медиа. Это было просто мое желание поработать, а не обязательная практика. Я писала редакторам в екатеринбургские СМИ, которые мне были интересны, договаривалась о встречах, на которых объясняла, кто я и что хочу предложить редакции. Это было несложно, мне почти везде отвечали.
Все стажировки были бесплатными. Я говорила с редакторами о деньгах, но мне отвечали, что мой уровень не дотягивает до гонораров. Выглядело это так: я приходила в офис после пар и писала заметки или новости. На это уходило до трех часов в день, за это время было невозможно много успеть. Еще труднее было найти тему: я не знала инструментов поиска новостей и просто ходила по новостным сайтам наобум. А все штатные журналисты выглядели как взрослые тети и дяди, которые нехотя занимались мной и моими заметками.
Так я сменила четыре медиа. Работала в областной газете Екатеринбурга; в «Коммерсанте» писала про экономику, происшествия и ходила на свои любимые суды; в The Village брала интервью у разных интересных людей, например у священника или гадалки. Четвертым местом был московский альманах, куда я пыталась писать длинные тексты. Предлагала темы — например, написать о депривации сна, когда люди специально не спят, или сравнить, как живут адепты разных религиозных течений. Но тексты получались слабыми и расплывчатыми, поэтому их не брали.
После второго курса я поняла, что пары только отнимают время. За два года в вузе меня заинтересовали всего несколько предметов, которые даже не относились к моему профилю, — религиоведение, реклама, социология. На втором курсе студенты часто бросают учебу или уходят на заочное, это называется «кризис второго курса» — когда ты думаешь, что уже все знаешь и больше в вузе делать нечего. Если бы я бросила вуз, мама бы меня не простила, так что я перевелась на заочку.
Тогда мне казалось, что у меня уже достаточно опыта, и я составила первое в своей жизни резюме. В нем были интервью со священником, гадалкой и киберспортсменом. Тексты понравились шеф-редактору одного из федеральных телеканалов, и он предложил мне удаленную стажировку — писать новости на их сайт за 35 тысяч рублей в месяц.
Перед тем как начать, он попросил прочитать пару книг — «Слово живое и мертвое» Норы Галь и «Новостную интернет-журналистику» Александра Амзина. И дал совет: читай все, что попадается под руку, набирай словарную базу, чтобы быстро формулировать предложения.
Минюст внес «Медузу» в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
На работе мне дали список из пятисот источников, я ежедневно следила за тем, что публикует каждый из них. Нельзя было упускать повестку — важные новости, которые пишут федеральные и международные медиа.
Это была полная удаленка: у редакции есть общий чат, куда кидают все новости, это могут быть ссылки на другие медиа, пресс-релизы или интересные документы, суды, законопроекты. Если новость согласовали, то нужно написать ее как можно быстрее и прислать в чат, чтобы редактор проверил и опубликовал. Так я работала из дома с десяти утра до шести вечера.
Последствиями настоящей работы стали нервный тик, искусанные ногти и красноватые белки глаз.
У меня было порядочное количество ошибок, я переживала, что пишу медленно. Самые обидные недочеты были по невнимательности: не посмотрела на дату, неправильно перепечатала должность, не разобралась в ситуации и написала какую-то чушь. Я чувствовала, что не дотягиваю до уровня телеканала, но виду не подавала.
После стажировки меня не позвали на работу. Редактор написал длинное сообщение, где все объяснил и посоветовал не расстраиваться, так как его тоже в свое время не взяли на первую серьезную работу. Я до сих пор очень благодарна шефу за все силы, которые он в меня вложил. Я научилась быстрее писать и думать, поняла, как устроены новости и новостная журналистика, стала увереннее в себе.
Я вернулась в Челябинск и начала искать новую работу через агрегаторы типа «Хедхантера». Правда, лучше писать в компании напрямую, а не тупо рассылать всем одно резюме. Я каждый раз прописывала, чем мне нравится конкретное медиа, что вдохновляет в их работе и, главное, что я могу предложить. У меня был список из пяти-семи СМИ, в которых я хотела бы работать. Одно из них мне ответило.
Мне предложили работу корреспондента. Платили 30 тысяч рублей в месяц. Я часто оставалась дежурить на новостях, как и раньше, только это была местная повестка, к которой пришлось привыкать. Я сразу полюбила ходить на мероприятия с главами районов, губернатором и другими чиновниками. Мне нравилось беседовать, слушать, следить за мыслями других людей. Я училась разговаривать, задавать важные вопросы, не давать человеку уходить от ответа. Когда мероприятий не было, я могла сесть и придумать тему для большого текста.
Суть профессии
Я общаюсь со своими бывшими однокурсниками и вижу, почему у них не получается устроиться по специальности: они относятся к работе как к способу обрести славу или получить рычаги влияния. Если часто мелькать в кадре, то на улице вас будут узнавать, на мероприятиях можно познакомиться с чиновниками и бизнесменами. Но на мой взгляд, журналистика — это про помощь людям, любовь и интерес к ним.
В Челябинске я часто писала про непонятные тендеры на госзакупках, которые могли отменить после моей публикации, или занималась социалкой: недавно я узнала, что сироте, которой по ошибке не выдали квартиру, спустя полгода после моего текста наконец-то дали положенную по закону жилплощадь.
Мне нравится, что на работе я знакомлюсь с совершенно разными людьми — учеными, беженцами, гидами по горячим точкам. Это похоже на свидание: перед встречей тщательно готовишься, проверяешь внешний вид, ищешь темы для начала разговора. Я редко знакомлюсь с героями своих текстов вживую, обычно приходится писать им в соцсетях. Лучший способ договориться — это быть честной и не писать слишком много: я рассказываю в паре предложений о том, кто я и чего хочу от собеседника, а в конце вежливо спрашиваю, интересна ли ему моя идея.
Во время интервью в тебе должен быть стержень, ведь ты не к подруге пришла поболтать — ты управляешь разговором. Этому нельзя научиться за пару раз, да я и сейчас не сказала бы, что умею удерживать разговор в нужном русле. Помогает один прием — сосредотачиваться на любом диалоге: в магазине, с мамой или другом. Следить за своими словами, за тем, интересно ли собеседнику, и пытаться рулить темами.
Самое трудное для меня — бороться со стереотипами и грубостью людей, которые думают, что я пришла их обмануть.
Меня не раз оскорбляли в ответ на мои предложения, называли желтой прессой или журналюгой, когда я просто звонила взять комментарий или разобраться в ситуации. Тут спасает только вежливость. Я спрашиваю у человека, чего он боится, и если нужно, даю ему гарантию, что этого не случится. Обычно боятся, что ты переврешь цитату, испортишь репутацию или вообще припишешь слова, которых человек не произносил.
Всегда лучше проверить, уточнить, переспросить. Из-за неправильно написанного текста с нами могут отказаться работать, а в худшем случае — подать в суд. У меня такого не было, но этим любили припугивать некоторые пресс-секретари, чтобы выглядеть в моих глазах более серьезно и авторитетно. У моей знакомой был случай, когда ей угрожал какой-то мужчина за ее работу, но дальше слов дело не пошло.
Если кто-то отказывается с вами говорить, самое простое — закончить диалог. Но иногда нужно как за колосок держаться за любую коммуникацию и каждым своим предложением, каждой новой фразой доказывать, что ты нормальный, адекватный журналист.
Место работы
В челябинском медиа я проработала около восьми месяцев. Меня уволили из-за сокращения в коронакризис. Как объяснила редактор, реклама почти перестала приносить прибыль, поэтому они не смогли держать меня в штате. Остальные ребята там старожилы, и их оставили, а моя позиция корреспондента во время изоляции оказалась не нужна. Это был серьезный удар: я не хотела оставаться на этом месте пожизненно, но не ожидала, что все так резко закончится.
Через три недели я нашла новую работу: наткнулась на объявление о вакансии в одном из телеграм-каналов и написала редактору напрямую. Мы созвонились, и все прошло хорошо, но меня попросили подождать, пока будут рассматривать других кандидатов. Через неделю я уже не рассчитывала на это место, но тут мне написали, что я подхожу.
Так я стала писать новости для медиа про современную науку. Это СМИ сильно отличается от предыдущего: раньше я была корреспондентом, по несколько раз в день ездила на происшествия или мероприятия, а теперь это полная удаленка. Я люблю общаться с людьми, слушать и много двигаться, а эта работа такой активности не предполагает. Сначала я сопротивлялась и искала другие варианты, но ничего лучше найти не получилось, поэтому согласилась. Уже через неделю поняла, что это чудесное место. Правда, я никогда не писала про науку и медицину, поэтому первое время иногда гуглила несколько слов подряд, чтобы понять, о чем вообще идет речь в тексте.
У меня четко фиксированный список задач: я пишу шесть новостей и заметку в день. Когда все готово, можно заниматься другими делами. Писать могу в любое время, главное — закончить все до вечера, ориентировочно до 21:00. Так что, если вдруг мне нужно будет к врачу или в магазин, я могу спокойно уйти, не отпрашиваясь.
Из-за такого графика я смогла улететь в Сочи без ущерба для работы и временно живу здесь.
Коллектив у нас небольшой: есть главный редактор, три человека пишут новости, один — корректирует. Я ни разу не видела их вживую, видимо, в ближайшее время и не увижу, потому что у нас нет очных совещаний: это было бы трудно, учитывая, что мы все разбросаны по России. Все вопросы решаются через общие или личные чаты.
Минус удаленного формата в том, что если тебе нужен какой-то сотрудник, то придется ждать, пока он ответит в соцсетях. Ему нельзя крикнуть из другого конца офиса. Чаще всего я жду, когда редактор одобрит мои новости.
Мы все, как хорошие друзья, каждый день переписываемся во время работы, обсуждаем новости, шутим. У нас ценят сотрудников: редактор не ругается, не стоит над душой — если это вообще возможно на удаленке. За время стажировок на меня часто ругались матом. Один из моих прошлых редакторов во время проверки текста вдруг разозлился и спросил: «Что ты тут б**** понаписала?» Сейчас такого нет, да и я, скорее всего, уже не позволила бы так себя вести со мной.