что нужно чтобы работать в книжном магазине
Карьера: разочароваться в книжном бизнесе, стать волонтером, уйти в техподдержку в ИТ
И продвинуться до корпоративного тренера
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Профессиональный путь
Устроилась в книжный магазин. Первой работой была должность кассира-продавца в книжном сетевом магазине рядом с вузом, на которую я устроилась на втором курсе. Я училась на книгоиздателя, потому работу в книжном рассматривала как знакомство с рынком и первую ступень карьеры.
Приходила до и после пар, отрабатывала обычно 4—6 часов в день. График составляли каждую неделю, он был очень свободным, ставка почасовая. Ставку не вспомню, но в месяц получалось около 10 тысяч рублей. За личные продажи были поощрения, но в основном люди приходили за конкретными книгами, и им просто нужно было помочь найти их на полке.
Однажды меня даже пытались ограбить. Это было под Новый год. Пришли два парня, один заговорил зубы охраннику и увел его от кассы. Второй попросил меня показать подарочные пакеты, которые висят за кассой на стене. Пока я тянулась за пакетом, он пытался открыть кассовый ящик, но я вовремя заметила. Хорошо, что ребята были неагрессивные и сразу ушли, как только я поняла, что происходит.
Однажды меня даже пытались ограбить. Это было под Новый год. Пришли два парня, один заговорил зубы охраннику и увел его от кассы. Второй попросил меня показать подарочные пакеты, которые висят за кассой на стене. Пока я тянулась за пакетом, он пытался открыть кассовый ящик, но я вовремя заметила. Хорошо, что ребята были неагрессивные и сразу ушли, как только я поняла, что происходит.
удавалось зарабатывать в книжном магазине
В общем, я продержалась в таком темпе четыре месяца, потом стала засыпать на парах. Прогуливать учебу мне не хотелось, работа перестала казаться полезной, а с деньгами тогда проблем не было — меня поддерживали родители. Поэтому я ушла.
Как победить выгорание
Подрабатывала фрилансером в издательстве. В вузе были и гуманитарные предметы, и экономические, и менеджерские, и даже практикумы по верстке и фотомонтажу. Пока я училась, была надежда найти более-менее прибыльную нишу в отрасли, но даже преподаватели говорили, что книжный рынок умирает и на хорошую зарплату рассчитывать не придется.
максимум платили за фотоколлажи для обложек
Я мониторила сайты петербургских издательств, и одно из них объявило конкурс. Нужно было сделать обложку для вузовского учебника по ихтиотоксикологии. Участвовало человек 15, и я прошла отбор — мне предложили сотрудничать как фрилансеру, без оформления.
«Фотошоп» я осваивала самостоятельно, фотографию, основы дизайна и композиции изучала еще в старших классах. А макет научили делать в институте. За фотоколлажи для обложек я получала 2—3 тысячи рублей, но это был непостоянный доход.
Стала волонтером. Во время каникул я как волонтер участвовала в разных мероприятиях: на книжных ярмарках — туда нас отправлял институт, в экологическом лагере — я увидела объявление о наборе и заинтересовалась, а также на Ночи музеев.
Я шла за впечатлениями, связями и опытом. В итоге не связала работу напрямую ни с одним из этих направлений, но в будущем мне было что сказать рекрутерам.
Я шла за впечатлениями, связями и опытом. В итоге не связала работу напрямую ни с одним из этих направлений, но в будущем мне было что сказать рекрутерам.
Так, в 2014 году я съездила волонтером-переводчиком на Паралимпийские игры в Сочи. Туда был серьезный отбор, брали только волонтеров с опытом — у меня он к тому времени был. В отборе был большой элемент случайности: некоторые заявки волонтеров просто не успели обработать, до кого-то не смогли дозвониться. А дальше не было ничего сложного: несколько анкет, тест по английскому языку и интервью по «Скайпу».
Я дежурила в медицинском пункте на горнолыжной трассе и должна была переводить английскую речь спортсменов русским медикам и наоборот, если в медпункт попадет иностранец. За все время работы обратились только два человека: спортсменки из Украины и России. Переводить довелось только для представителя паралимпийского комитета — объясняла ему, что произошло с украинкой, и для корейцев, которые готовились организовывать следующие Игры.
Еда, жилье и транспорт по Сочи были бесплатными. А в качестве компенсации за работу я получила комплект горнолыжной одежды, правда неподходящего размера, и строчку в резюме.
заплатили за месяц стажировки в техподдержке американской ИТ-компании
Как позже выяснилось, для рекрутера было важно увидеть, что у кандидата есть опыт в сфере обслуживания и хороший разговорный иностранный язык. Тут-то строчка про волонтерство мне и помогла.
У меня был приличный разговорный английский. Я никогда не была в англоговорящей стране, но с четырех лет и вплоть до поступления в вуз ходила по разным кружкам, школам и репетиторам. А в студенческие годы общалась с иностранцами через приложения и в университетских клубах.
У меня был приличный разговорный английский. Я никогда не была в англоговорящей стране, но с четырех лет и вплоть до поступления в вуз ходила по разным кружкам, школам и репетиторам. А в студенческие годы общалась с иностранцами через приложения и в университетских клубах.
Во время разговора я выписывала все ключевые слова, которые могла понять, и потом переспрашивала клиента, правильно ли я уловила суть его вопроса. Клиенты имеют право попросить переключить на другого агента — чаще всего просят либо с родным английским, либо физически находящегося в США. В компании не приветствуется, если агент по своей инициативе переводит звонок на коллегу. Но если это просьба клиента, то никаких претензий нет.
У агентов есть норматив по количеству ответов за смену. Он единый для всех и рассчитывается по средней продолжительности работы над вопросом. Я часто брала в работу вопросы, связанные с новым продуктом, поэтому и решать их приходилось дольше. Это плохо отразилось на показателях моей продуктивности, но никто, кроме меня, не хотел заниматься этими вопросами. В итоге я стала гуру этого продукта и менеджеры поставили мне индивидуальный норматив — с условием, что я буду рассказывать остальным, как помочь клиенту, и буду встречаться с проектным менеджером этого продукта.
Попала в штат. После стажировки меня приняли в штат. Для этого пришлось пройти еще несколько собеседований.
платили в штате техподдержки за работу по 4 часа в день
При устройстве на начальную позицию в клиентском обслуживании смотрят на стрессоустойчивость, характер и мотивацию, поэтому достаточно было просто искренне отвечать на вопросы. К последнему интервью мне заранее дали список тем и ссылку на корпоративную базу знаний. После стажировки нужно было рассказать все то, чему нас учили, — по сути, это был экзамен. Но поскольку я все еще училась в университете, на последнем курсе бакалавриата, я воспринимала эти тесты как что-то обыденное.
Потом был еще испытательный срок, во время которого продолжилось обучение: после подписания бумаг мне рассказали и показали то, что нельзя разглашать стажерам.
В найме мне уже платили около 200 Р в час, а работала я с 17:00 до 21:00 после учебы — отвечала на звонки американцев. Получалось около 25 тысяч в месяц за четырехчасовой день. Это было в 2014 году, до кризиса.
Поступила в магистратуру. Я совмещала работу с учебой на очном отделении, но умудрилась не пропустить ни одной лекции и сдать бакалаврские госэкзамены с отличием. Поэтому меня пригласили в заочную магистратуру на бюджетное место, засчитав госы за вступительные экзамены.
Специализация мне уже тогда перестала нравиться, потому что я не видела перспективы зарабатывать нормальные деньги в книжном бизнесе. Но я уже знала специфику вуза и рассчитывала, что получить второй диплом будет не так сложно. Даже немного приспособила тему диплома к своей работе в ИТ и написала про электронные учебники.
Начала работать полный день. После выпускного я стала работать на полную ставку — с 15:00 до 23:00, соответственно, и зарплата увеличилась. К этому моменту часовую ставку повышали несколько раз: был перерасчет из-за резкого падения рубля в 2015 году, потом — по итогам работы за год, а потом — в связи с переходом на полный день. В итоге получала около 60 тысяч в месяц.
получала, когда перешла на полную ставку
Время работы обусловлено тем, что наш офис покрывает ночное и утреннее время в Штатах. Для тех, кто заканчивает в 23 часа, есть развозка на такси за счет компании.
Позже меня допустили до работы в выходные дни, где полагалась еще доплата — 2000 Р за каждый выходной. За работу в российские праздники платили двойную почасовую ставку. Но предполагается, что все агенты работают по американскому календарю: в российские праздники мы выходим на смену, а в американские нас просят брать выходной — чтобы не накапливалось слишком много часов переработок.
Захотела уйти в книгоиздательство или куда угодно еще. Когда я уже освоилась как специалист технической поддержки, мне стало скучно. Мои бывшие одногруппники начали работать по специальности в издательствах и рассказывали, как это интересно, — мне очень захотелось уйти в книжный бизнес.
Начальные позиции в издательствах предлагали зарплату не больше 35 000 Р даже в Москве и крупных фирмах. Одногруппницы жили с родителями или мужьями, поэтому могли работать за такие деньги. А я только что выселилась из студенческого общежития в съемную квартиру-студию, и мужа у меня тоже не было.
В 2016 году на собеседовании в крупнейшем издательстве на позицию младшего редактора меня спросили, как я собираюсь прожить на их зарплату в 35 тысяч, не имея своего жилья в Москве.
В 2016 году на собеседовании в крупнейшем издательстве на позицию младшего редактора меня спросили, как я собираюсь прожить на их зарплату в 35 тысяч, не имея своего жилья в Москве.
Попробовала перейти на другие должности внутри компании. На работе, узнав о моем желании покинуть компанию, предложили стажировку в отделе управления проектами, но мне такой ритм работы не понравился. Потом я решила сдать экзамены на более технически сложную позицию в техподдержке — специалиста второго уровня.
В техподдержке есть несколько уровней. Сначала звонок поступает человеку, который знает немного обо всем. Если проблема не банальная и у специалиста не хватает знаний или времени, чтобы справиться самостоятельно, он соединяет со специалистом второй линии — тот знает меньшее количество продуктов компании, но зато глубоко. На этой позиции меньше общения по телефону, но больше сложных задач и существенно выше зарплата.
К счастью, в это время в нашей компании появилась новая позиция, связанная с обучением новичков, о чем мне рассказали как раз на этом собеседовании.
Оказалась хорошим наставником. Мне предложили вести вводный тренинг каждый раз, когда приходят новые люди, а в остальное время работать на звонках. Новый класс набирался где-то раз в два месяца, обучение с тренером длилось две недели. Я работала по готовой программе вместе с девушкой, которая учила меня. В течение полугода у меня была та же должность и зарплата, что и прежде, но я стала реже работать на звонках.
Тут поясню, что наставниками становятся практически все агенты, которые отработали несколько месяцев и показали хорошее качество работы и дисциплину. Это не отдельная позиция, а задача на несколько дней — когда вместо того, чтобы самостоятельно отвечать на звонки, ты сидишь и слушаешь, как это делает новичок, помогаешь ему.
У наставника нет задачи учить. Если наставник видит недостаток знаний, то рассказывает об этом менеджерам. Он следит, чтобы новичок не облажался, успокаивает его и дает советы — чаще всего оказывается, что новички забывают многие вещи из-за волнения.
Когда мне довелось быть наставником, я не придумывала ничего нового, но, видимо, хорошо справлялась с эмоциональной и организационной частью этой задачи. Поэтому, когда в компании появился департамент обучения и открылись позиции тренеров, меня пригласили на эту должность. Тогда у меня сменилась запись в трудовой, повысилась ставка и я перестала общаться с клиентами.
Я думаю, что если бы у меня не возникло желание уйти, то менеджеры не стали бы искать способы меня оставить в компании и не предложили бы стажировку и дополнительные задачи.
Я думаю, что если бы у меня не возникло желание уйти, то менеджеры не стали бы искать способы меня оставить в компании и не предложили бы стажировку и дополнительные задачи.
Стала тренером. Мне поручили провести полный курс теоретического обучения для новичков. Это уже была уникальная задача, тут я привнесла много нового в организацию процесса, задокументировала то, что до этого передавалось из уст в уста, и всячески проявляла инициативу.
зарплата на должности тренера
Когда я получила официальную позицию тренера и перестала отвечать на звонки, мой график перестал быть привязан к этим самым звонкам: обучение проводится, как правило, с 10 утра. А в те дни, когда нет классов, я работаю с 12 часов, но могу просить смены и в другое время — главное, не пропускать совещания с американскими коллегами.
Курс обучения постоянно меняется, но в общих чертах это всегда несколько недель теории, после которых человек сдает тестовое задание и проводит пару дней на звонках с наставником. Моя позиция не менеджерская, но мой голос влияет и на организацию учебного процесса, и на решения по конкретным людям. Я должна рассказывать менеджерам о каждом человеке: как он усваивает теорию, насколько активный, как справляется со стрессом, какие черты характера могут помешать или помочь в работе.
Я готовилась к проведению теоретического обучения только вначале, с первыми двумя классами. Потом мое внимание перешло на то, как оценивать успехи новичков, как давать по ним обратную связь. Компания провела для меня, моей напарницы и младших менеджеров несколько занятий с тренерами по эмоциональному интеллекту и тренерской работе.
За пять лет работы я заметила, что повышение получают те, кто стремится делать больше, чем от него ждут. Некоторые ребята работают уже второй год на начальной позиции, а другие получают повышение сразу после испытательного срока — тут дело и в багаже знаний, и в самоотдаче.
За пять лет работы я заметила, что повышение получают те, кто стремится делать больше, чем от него ждут. Некоторые ребята работают уже второй год на начальной позиции, а другие получают повышение сразу после испытательного срока — тут дело и в багаже знаний, и в самоотдаче.
Стратегия на будущее
Я не предвидела для себя карьеры корпоративного тренера, потому что мне не хватало многих знаний и навыков. По большому счету, в другие компании на позицию тренера меня пока не возьмут: у меня небольшой опыт и нет профильного образования.
Я смотрю требования для интересных мне вакансий и выписываю то, чего мне недостает, потом думаю, как могу получить это знание или навык. Это и технические знания, например SQL, и менеджерский опыт в организации процессов в отделе, и опыт, связанный с кадровыми решениями. Как правило, в других компаниях ищут универсального сотрудника, который либо параллельно с обучением занимается управлением персоналом, либо, наоборот, технически более подкован под задачи компании.
Годам к 40 я хотела бы работать приглашенным корпоративным тренером — за пару дней напряженной работы можно получить месячную зарплату. Но для этого нужно быть реально крутым специалистом, подстраивающимся под нужды заказчика.
В университете у меня было несколько преподавателей пенсионного возраста. Так долго задержались за кафедрой лишь те, кто учит с душой и интересом. Я бы хотела преподавать и на пенсии — и мозг не засохнет, и польза молодым будет.
Сейчас мне 27 лет, и в прошлом году я вышла замуж, ушла в декрет и 31 декабря родила сына. Поскольку компания со времен самоизоляции работает дистанционно, я планирую выходить на работу на неполный день уже этим летом.
Карьеры. Читатели составляют самое честное резюме в своей жизни
Как устроен книжный рынок России
Анна Кадикова год назад открыла независимую книжную лавку в Краснодаре. В «Деле» есть интервью о ее бизнесе:
В этой статье Анна рассказывает о том, как устроен книжный рынок и с какими трудностями сталкиваются маленькие книжные магазины.
Кто делит книжный рынок
Книжные магазины бывают сетевые и независимые. Независимые продвигают книги небольших независимых издательств.
Независимые издательства не принадлежат государству и не входят в холдинг «Эксмо» и «АСТ». Государственных издательств сейчас почти не осталось: они все на грани закрытия или перепродажи. А вот Эксмо и АСТ после слияния занимают 25% рынка и выпускают 80 миллионов книг в год.
Холдинг продолжает покупать издательства поменьше, редакции внутри холдинга называются «дивизионами». Обычно дивизионы сохраняют свои названия, сайты и логотипы. Например, одно из самых узнаваемых издательств «Манн, Иванов и Фербер» уже пять лет принадлежит холдингу «Эксмо — АСТ».
Еще пример. Была троица маленьких издательств, которые делали комиксы: Комильфо, Бумкнига и Комфедерация. Комиксы — это дорогостоящая история, потому что нужно договориться с Марвел или Диси, купить права на издание, перевести и начать продавать в России. У питерского издательства «Комильфо» это получилось и они сделали хит: комикс о супергерое Сорвиголове. А потом их купило Эксмо.
Для Комильфо это снижение рисков. Редакция может издавать комиксы, а вопросы финансового выживания Эксмо берет на себя. Но так и складывается монополия.
Монополия плоха тем, что если все издательства окажутся под одной крышей, рынок лишится разнообразия, а конкуренции не будет. Значит, будет не за чем заботиться о качестве.
Эксмо принадлежат две сети книжных магазинов — «Буквоед» и «Читай-город». Больше половины книг в этих магазинах — продукция Эксмо и АСТ. Сейчас в регионах открываются магазины формата «кэш энд керри» с этими же книгами. «Кэш энд керри» — это большие книжные с мелкооптовыми ценами.
В России 576 магазинов сети «Читай-город — Буквоед». К 2020 году компания планирует открыть еще 150 магазинов.
Сетевые магазины «Читай-город — Буквоед» покупают книги у своих издательств по минимальной цене, но наценка для розничного покупателя — от 100% до 200%. То есть, если книга для магазина стоит 300 рублей, то продавать ее будут за 600 или 900.
Совсем другая история с независимыми книжными.
Независимые книжные магазины отличаются от сетевых тем, что владелец подбирает книги разных издательств — от неизвестных до бестселлеров. Если независимый книготорговец захочет поддержать издателя, который выпускает четыре книги в год, ему никто не помешает.
Независимые книгоиздатели сами решают, что издавать
Независимые книгоиздатели сами выбирают, что издавать. У каждого есть своя концепция и направление. Это может быть уклон в специфическую литературу, например издательство «Элементарные формы» выпускает переводы классиков социологии, а издательство «Либра» — переводы немецкой поэзии и драматургии. Но это скорее культурологическая миссия, спрос на такую литературу небольшой.
У всех издательств свои графические решения. Особенно это заметно на серийных изданиях: на книжной полке серия книг с обложками в одном стиле выглядит заметней.
А вот например, зеркальная обложка книги «Селфи» — ее придумал дизайнер российского издательства «Индивидуум». В оригинале обложка выглядит по-другому.
И такая обложка работает. В книжном магазине «Чарли» покупатели подходят к полке и сразу замечают эту книгу, а потом делают с ней селфи для инстаграма.
100 000 рублей за место на полке
Еще один сегмент рынка — самиздат; это издательства, которые выпускают книги за счет автора. Не издательство заключает договор с автором и платит ему, а автор сам платит, чтобы напечатать свои книги.
Я работала в издательстве в Петербурге, которое занималось самиздатом. Было так: если автор платит иллюстратору, корректору и редактору, книга выходит с иллюстрациями и без ошибок. А если автор не заплатит, то никто этого не делает, и книга публикуется без корректуры, редактуры и иллюстраций. Грубо говоря, рукопись как она есть.
Автор может выставить книгу для продажи на площадке издательства. Например, издательство «Ридеро» бесплатно выставляет книги авторов, которые печатаются у них.
У Ридеро есть услуга: можно за деньги разместить книгу в магазинах «Читай-город», «Буквоед» и «Москва». Если автор не популярный и не работает с издательством, попасть на книжные полки магазинов он может только платно.
С самиздатом я стараюсь не иметь отношений из-за низкого качества: книги часто неинтересные, в тексте встречаются ошибки и опечатки, а верстка плохая. Кроме того, таких книг огромное количество, и отсмотреть все невозможно. Когда открывала магазин, для себя решила, что самиздат для нас будет редким исключением.
Лабиринт может позволить себе всё
Лабиринт — книжный интернет-магазин, основной конкурент всех книготорговцев. Он закупает книги крупным оптом на льготных условиях: издательства либо дают ему крупные скидки, либо продают исключительные права на реализацию. Во втором случае Лабиринт становится единственным дистрибьютором издательства, и другие книжные не могут покупать книги напрямую у издательства, только через Лабиринт с его наценкой.
Издательствам удобно продавать исключительные права Лабиринту, потому что не нужно думать о распространении тиражей. Издавай, что нравится, перевыпускай хиты, а о продажах будет думать Лабиринт.
Для книжных магазинов это означает сужение ассортимента. Например, детские издательства «Речь», «Компас-гид» продали исключительные права Лабиринту. Если другие книжные захотят купить их книги, они будут работать с Лабиринтом, который сделает свою наценку, альтернативы нет.
Лабиринт может позволить себе продавать книги по той цене, которая для обычных книжных указана в оптовом прайсе, то есть по закупочной. У Лабиринта бесплатная доставка и разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя. Покупатель видит в обычном книжном книгу по цене выше, чем на Лабиринте. Смотрит, сравнивает и выбирает заказать через интернет.
«Разница даже в 10 рублей влияет на выбор читателя»
У независимых книжных есть традиционная наценка — это 50% плюс расходы на логистику. Максимум, который мы можем себе позволить, чтобы оставить книгу доступной и не закрыться в этом месяце. Например, в независимой книжной лавке из Краснодара «Чарли» книга для покупателя стоит 480 рублей, из них:
Из чего складывается цена книги
Сумма
Прибыль магазина после вычета аренды и налогов
Часть издательств принципиально не работают с Лабиринтом, Озоном и другими интернет-магазинами. Например журнал «Искусство и кино» можно заказать только на сайте журнала или купить в книжном.
На город приходится один-два независимых книжных
Независимых книжных магазинов не так много в стране, примерно один-два магазина на город, если это не Москва или Петербург. Например, в Новосибирске — книжный магазин «Перемен»; в Казани — «Смена»; в Красноярске — «Бакен»; в Тюмени — «Никто не спит».
Мы все знаем друг друга: кто как работает, на чём выживает. Сообщество — это важно, потому что когда открываешь вот такой магазинчик в регионе, понимаешь, что ты не один. Несмотря на то, что каждый год закрывается по независимому книжному магазину, открытых всё равно больше. И они как-то живут. Эта сила поддерживает, я понимаю, что за мной половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы.
«Половина страны таких же энтузиастов, которые на собственном горбу везут книги в регионы»
В конце апреля был фестиваль «Другие книги», его организовал книжный магазин «Перемен» из Новосибирска. Фестиваль был посвящен визуальному восприятию книги: книжки-картинки, графические романы, комиксы. Организаторы привезли иллюстраторов, мастеров. Фестиваль — большое событие для сообщества и города.
Для издательств фестивали тоже важны: выйти на площадку, показать свои книги, новинки. Это редкая возможность пообщаться с читателями напрямую. Никто не расскажет о книге лучше, чем издатель, который ее готовил в печать.
После организатору фестиваля приходит сообщение: «Спасибо большое, прекрасный фестиваль, столько всего нового узнали. Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте».
«Столько прекрасных книг, мы о них раньше не знали, спасибо вам большое! Всё заказали в Лабиринте»
Но читатель и не обязан понимать, что книжные магазины, которые организовывали фестиваль, отдельно, а Лабиринт с Озоном отдельно, и издательство на них не зарабатывает.
Сейчас мы наблюдаем, что издательства, которые продают книги только через интернет, приезжают на ярмарки и к ним никто не подходит, не знает их. Кажется, узнаваемость издательства зависит не только от маркетинговой политики, но и от того, может ли человек пощупать в магазине книги издательства.
Допустим, издательство работает с Лабиринтом, и его книги можно купить только через него. Книжный магазин их покупает с наценкой посредника, выставляет у себя. А Лабиринт выставляет по себестоимости. Читатели в итоге покупают в Лабиринте, а в книжный остается без прибыли.
Но я не считаю, что нужно гнаться за более низкой ценой, чтобы конкурировать с Лабиринтом. В книжном магазине другие преимущества: живые люди и живые книги, общение, атмосфера. Здесь можно полистать и потрогать книги, прочитать главу или заглянуть в коробку с новинками. Для многих покупателей важнее купить книгу в магазине и поддержать его, несмотря на разницу в цене.
Маленькие книжные закрываются, когда в город заходит сеть
В последние 20-25 лет во всём мире, как только в город заходит книготорговая сеть, маленькие книжные умирают. Сетевой магазин открывается на улице рядом с книжным, который там сто лет, и демпингует. Покупатели выбирают тот магазин, где книги стоят дешевле, и это нормально. Старый книжный закрывается, в городе остаются только магазины сети и цены вырастают в полтора раза. Так происходит в России, Англии, Казахстане, Америке.
В Краснодаре 11 магазинов «Читай-город» и еще двухэтажный магазин «Кэш энд керри». Всё по законам маркетинга: приоритетная выкладка, сопутствующие товары, канцелярия и сувениры у кассы. Чем меньше в городе обычных книжных магазинов, придуманных живыми людьми для живых людей, тем лучше живет сеть.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ