что нужно чтобы работать судьей
Что нужно чтобы работать судьей
Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 426-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 в пп. 4 п. 2 ст. 4 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).
4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.
4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ статья 4 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 69-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
Информация об изменениях:
3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
Информация об изменениях:
3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.
4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Ученые рассказали, почему судьями становятся секретари и прокуроры, а не адвокаты
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.
Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.
Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.
В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.
Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.
Адвокат АП Владимирской области
Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.
Основной опыт работы | Число кандидатов | Группировка | Число кандидатов | % |
---|---|---|---|---|
Аппарат суда | 628 | Только аппарат суда | 466 | 48,5 |
Преимущественно аппарат суда | 162 | 17 | ||
Прокурор | 33 | Прокуратура | 119 | 12,4 |
Следователь прокуратуры | 26 | |||
Аппарат прокурора | 60 | |||
Следователь МВД | 27 | Другие правоохранительные органы | 46 | 4,8 |
Полицейский | 4 | |||
Оперативный уполномоченный | 4 | |||
Сотрудник полиции | 3 | |||
Дознаватель | 3 | |||
Судебный пристав | 5 | |||
Адвокат | 21 | Негосударственный сектор | 106 | 11 |
Юрисконсульт коммерческого предприятия | 71 | |||
Преподаватель вуза | 13 | |||
Юрисконсульт некоммерческой организации | 1 | |||
Юрист в органах государственной власти | 56 | Государственные органы | 60 | 6,3 |
Специалист в органах государственной власти | 4 | |||
ВСЕГО | 959 | 100 |
«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».
Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.
Адвокат АП Владимирской области
Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.
Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.
Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.
В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.
Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.
Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.
СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.
По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.
Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.
В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.
Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.
Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.
Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.
Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин
«Хочу быть судьей, пусть меня научат»
«Хочу быть судьей, пусть меня научат»
Онлайн-интервью с ректором Российской академии правосудия Валентином Валентиновичем Ершовым
Как стать судьей? Какими качествами должен обладать судья? Каким должен быть профессиональный путь будущего судьи? На эти и другие вопросы сайта edu.consultant.ru ответил ректор Российской академии правосудия, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Валентин Валентинович Ершов.
КонсультантПлюс: Профессия судьи во многих странах, в том числе и в России, считается престижной и очень ответственной. Неудивительно, что значительная часть студентов юридических факультетов мечтает о карьере судьи. Российская академия правосудия известна как кузница кадров судебной системы, значит ли это, что выпускникам академии открыта дорога к судейской мантии?
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как строится обучение будущих судей в РАП? С какого года начинается специализация? Где проходит практика?
Ершов В.В.: К проведению учебных занятий в академии широко привлекаются бывшие и действующие судьи. Студенты имеют возможность принимать участие в семинарах, конференциях, деловых играх и других занятиях, в том числе проходящих в академии в рамках повышения квалификации судей и работников аппаратов судов. Все это обеспечивает необходимое качество специализированного обучения.
КонсультантПлюс: Существует ли сегодня в Российской академии правосудия распределение выпускников на работу в судебной системе?
Ершов В.В.: С одной стороны, в России в соответствии с Конституцией РФ отменена система обязательного распределения выпускников во всех вузах, поскольку запрещен принудительный труд. С другой стороны, наша академия, безусловно, способствует трудоустройству выпускников с их добровольного согласия. С 2008 г. в академии действует система содействия трудоустройству выпускников, которая позволяет найти им работу по специальности в интересующих их органах и организациях. В рамках содействия трудоустройству выпускников проводятся различные мероприятия: собеседования с представителями кадровых служб судов, «Дни юридической карьеры», «круглые столы» с представителями судов, прокуратуры, адвокатуры, других органов и организаций по вопросам профессиональной деятельности. Академия активно взаимодействует с Департаментом семейной и молодежной политики в рамках «Содействия вузовских структур в трудоустройстве студентов и молодых специалистов».
Формой общения будущих работодателей и выпускников академии являются также презентации различных органов и учреждений, которые проводятся на базе академии. Так, совместно с представителями отделов кадров и государственной службы Московского областного суда, Федерального арбитражного суда Московского округа, Арбитражного суда г. Москвы и Московского гарнизонного военного суда проводятся «круглые столы» на тему «Особенности трудоустройства выпускников в судебные органы».
КонсультантПлюс: Чем отличается процесс подготовки юриста для судебной системы от обучения в других юридических вузах? Нужно ли выпускнику другого вуза (не РАП) проходить дополнительную подготовку, чтобы стать судьей?
Ершов В.В.: Российская академия правосудия является единственным учебным заведением, предназначенным для специализированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников судебной системы. Обучение студентов в академии осуществляется по специализированным учебным планам и программам, предусматривающим не только углубленную теоретическую подготовку в сфере организации и осуществления правосудия, но и приобретение практических навыков судебной работы. Все это позволяет нам готовить специалистов, ориентированных для работы именно в судебной системе.
При этом выпускнику академии, равно как и выпускникам других юридических вузов, желающим стать судьей, необходимо соответствовать требованиям, которым должен отвечать кандидат в судьи, в том числе сдать квалификационный экзамен на должность судьи. Для этого, конечно же, необходима серьезная дополнительная (в том числе и самостоятельная) подготовка, связанная с углубленным изучением международного и национального права, судебной практики и специальной литературы.
КонсультантПлюс: Есть ли разница в подготовке судей для мировых, арбитражных судов, судов общей юрисдикции? В чем она состоит?
Ершов В.В.: Разница, безусловно, есть. Она связана, прежде всего, с различными категориями споров, которые рассматривают данные суды. В этой связи обучение судей производится по отдельным учебным планам и программам и в раздельных группах. Это относится и к обучению студентов.
КонсультантПлюс: Какой профессиональный путь, на Ваш взгляд, должен пройти юрист, чтобы стать судьей? Какими знаниями, навыками, человеческими качествами должен обладать судья? Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный судья?
Ершов В.В.: Думаю, настоящий судья, как правило, должен пройти все ступени служебной карьеры: работник аппарата суда, судья первой инстанции, судья апелляционного суда, судья кассационного суда, судья Верховного Суда РФ. Судья должен быть объективным, терпеливым, организованным, дисциплинированным, глубоко нравственным человеком и высоко профессиональным специалистом. Идеальный судья, на мой взгляд, должен в совокупности обладать всеми вышеназванными необходимыми человеческими и профессиональными качествами.
КонсультантПлюс: Вы являетесь председателем Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Расскажите, пожалуйста, в чем состоит квалификационный экзамен для судей? Как он проходит? Какие трудности возникают у будущих судей на экзамене? На каких вопросах или заданиях чаще всего случаются провалы?
Ершов В.В.: Экзамен состоит из трех теоретических вопросов и двух задач. Кроме того, кандидат в судьи должен подготовить один процессуальный документ (судебное решение или определение). Экзамен проводится один раз в месяц. На подготовку ответа отводится 3 часа, затем кандидат в судьи готовится к ответу и сдает экзамен экзаменационной комиссии.
Как правило, трудности у кандидатов в судьи вызывают вопросы, связанные с проблемами правового регулирования и судебной практики, соотношением международного и национального права, прямого применения Конституции РФ. Также многие испытывают трудности в процессе решения задач и написания процессуальных документов.
КонсультантПлюс: В Вашей академии работает факультет повышения квалификации судей. Как часто судьям надо проходить обучение и подтверждать свою профпригодность?
Ершов В.В.: По закону федеральные судьи обязаны проходить повышение квалификации 1 раз в 3 года в вышестоящих судах и Академии. План повышения квалификации утвержден председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым. Обучение проводится по специализированным программам. У нас предусмотрены разные программы для судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела, председателей районных и областных судов и т.д.
КонсультантПлюс: Отслеживаете ли Вы судьбы Ваших выпускников? Многие ли из них работают в судах и судьями? Можете привести примеры успешной карьеры Ваших выпускников?
Ершов В.В.: Мероприятия по трудоустройству выпускников, которые проводит наша академия, дают свои результаты. По результатам анкетирования, более 90% выпускников академии работают по специальности, из них свыше 30% в судебной системе России.
Большое количество выпускников академии работают секретарями, помощниками, советниками в Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других федеральных и мировых судах, в органах прокуратуры, Следственном комитете, аппарате Государственной Думы, крупных международных юридических компаниях. Многие выпускники связали свою карьеру с научной деятельностью, окончили аспирантуру, остались преподавать в стенах родного вуза.
КонсультантПлюс: В этом году академии исполнилось 15 лет. За это время в ней сформировались свои образовательные и культурные традиции, позволяющие готовить высококлассных специалистов, входящих в элиту судебной системы страны. Какие Вы видите в следующие 15 лет приоритетные направления в образовательной и научной деятельности академии?
КонсультантПлюс: Что бы Вы посоветовали нашим читателям, студентам юридических факультетов, в таком нелегком деле, как выбор профессионального пути? Как добиться успеха тем, кто решил стать судьей?