что нужно чтобы преподавать английский язык детям
Как начать преподавать английский?
На рынке труда профессия преподавателя английского языка очень востребована. Специалисты, хорошо владеющие английским, всё чаще меняют сферу деятельности, переходя в преподавание онлайн. Это комфорт, свобода и хороший доход. Знать английский и преподавать его — разные вещи.
Будущих педагогов готовят 5 лет (лично моё мнение, можно запросто сократить до двух). Высшее образование дало хорошую теоретическую базу, а умения оттачивались с первым днем работы.
Обучать языку без профильного образования сложно, но возможно. С чего же начать?
Шаг 1. Изучение основ методики и лингвистики
Многие новички идут на CELTA, который заявлен как курс для начинающих. Но представьте, что за месяц галопом предстоит изучить всё, что изучается несколько лет? Лучше подготовиться заранее: так и стресса меньше, и больше усвоите.
Начните с прочтения книг и просмотров видео, вебинаров и фрагментов уроков опытных преподавателей.
Последний учебник в списке позволит изучить тонкости грамматики и лексики, чтобы отвечать на “неудобные” вопросы студентов грамотно.
Шаг 2. Сдача экзамена TKT модуль 1-3 (опционально)
Шаг 3. Прохождение курса в форме тренинга для преподавателей
Почему важно пройти тренинг с ‘живым’ инструктором?
В инязе есть практика для студентов, когда опытный методист помогает готовиться к уроку, мониторит его проведение и даёт обратную связь. Поверьте, это лучшее обучение для новичков. На курсе CELTA самое ценное — это фидбек от квалифицированного тьютора. Если выбираете онлайн тренинг, то наставник анализирует записи ваших занятий с учащимся и даёт рекомендации.
“Самое ценное в обучении будущих учителей- обратная связь от опытного наставника.”
Отличительная особенность CELTA — сертификат международного образца, который позволит преподавать в других странах.
Шаг 4. Тренировка “на кошечках”
Не набирайте сразу много учеников. Начните обучать кого-нибудь из родственников или друзей, возьмите пару реальных студентов. Закрепляйте полученные знания, ведите дневник самоанализа уроков.
Например, самая простая схема:
Шаг 5. Преподавание
Когда будете готовы, старайтесь брать учащихся разных уровней, возрастов и программ, чтобы получить широкий опыт преподавания. И, конечно, продолжайте работать над собой, ведь преподаватели учатся всю жизнь.
Преподавание английского детям: с чего начать?
я сейчас получаю 2-е высшее (лингвист-переводчик), английский, соответственно.. и сижу в декрете с ребенком.. нужна практика и деньги, надумала преподавать английский детям, только не знаю, с чего начать?
1) какому возрасту лучше преподавать?думаю, начальным классам (тк у них уже есть какие-то азы, а я буду помогать им их отрабатывать и практиковаться)
2) по каким книжкам и учебникам заниматься и где можно взять хотя бы примерную методическую программу?
3) и по сколько детишек должно быть в группе?мне кажется, оптимально человечка 2-3
и есть ли еще какие-либо вопросы и нюансы, о которых мне следует знать?
пожалуйста, кто сталкивался и знает, помогите) буду очень признательна!
а хотя, нет, берите деток, а они потом мне (и еще много каким проф. преподавателям) готовы платить бешеные деньги, потому что разница ощутима
№5
Пожалуйста, бросьте Вашу безумную затею! детей жалко! Они-то не виноваты, что Вы не учили методики и совершенно не знаете, что с ними делать!
Так халтурят и студенты педагогических вузов. Песенки, д\з чуть ли не под диктовку и прочее. Совести нет, вот и решают тупо за детей. Читают тексты, учат стихи.
Margarita (loves polyjuice potion) Sedenkova,
спасибо Вам большое!Вы придали мне уверенности в своих силах!
Юлия Терентьева,
и Вам спасибо!благодаря Вашей критике я тщательнее подойду к вопросу!и если вдруг что, у вас же после меня будет больше клиентов) хотя, надеюсь, что все же не будет.. я учу английский лет с 4, училась в школе с углубленным изучением и ходила на доп.занятия, поэтому, думаю, при старании из меня выйдет не самый плохой педагог в мире..
я с младшими школьниками индивидуально занимаюсь. учебники лучше брать зарубежные все-таки. Мне и детям нравятся Happy House (Happy Street, Happy Earth). Еще много материалов можно найти на englishtips.org
Если и языком владеете, методике можно научиться. Есть много хороших книг и пособий. Плюс практика, конечно! С чего-то же надо начинать. Я свои первые занятия боялась больше, чем дети)))
Сначала нужно спросить родителей, чего они от вас хотят;) И в соответствии с их запросами выстраивать или подбирать программу))
Good luck!!
Так вот, прошло 5 лет с момента моего первого поста здесь..во-первых, спасибо всем за дельные советы и пожелания. А во-вторых, отчитываюсь о результатах, кому интересно..
Так что еще раз спасибо за поддержку моих начинаний, за дельные рекомендации и за внимание) простите за столько букв) и всем успехов)
Нормальным желанием любого родителя является желание научить своего ребенка своему родному языку. Эта задача многократно усложняется, если семья проживает за границей – ребенок полностью погружен в иностранную среду и не имеет времени и большого желания учить русский.
Наша методика разработана специально для детей, которые живут в русскоязычных семьях за границей и позволяет полностью восстановить владение языком родителей(или одного из родителей). Методика не имеет аналогов в мире и содержит в себе многолетний опыт занятий с детьми-экспатами.
На нашем сайте http://ponaroshkino.com/ Вы можете ознакомится подробнее с программой обучения и выбрать наиболее подходящую программу.
Вот небольшой видеоролик по программе: https://www.youtube.com/watch?v=S08a-8oFrto
Оставить комментарий
Для комментирования необходимо войти через Вконтакте или Facebook.
Как стать учителем английского в начальной школе: курсы, книги и много практики
В школе не хватает молодых учителей. Одна из причин — непонимание, как можно попасть в школу без профильного образования: кто же будет подсказывать и направлять, где найти инструкцию? Наш блогер Маша Елкина собрала всё, что может понадобиться молодому учителю английского: от книг до практических курсов.
Как-то на семинаре ко мне подошла девушка и сказала, что очень хочет стать учителем, но не знает с чего начать. Я тоже не знала, поэтому написала этот текст. Теперь можно начать с него. Меня зовут Маша Елкина и я учу английскому детей и немного взрослых в Новой школе. А ещё я координирую подразделение «Английский язык в начальной школе».
Я расскажу, как я стала учителем и где искать учеников. Дам список книг, которые помогли мне понять детей и методику, и список курсов, которые можно пройти. А ещё в конце статьи вас ждут полезные ссылки на записи уроков и вебинаров.
Часть 1. Как я стала учителем?
Пойти работать в школу мне захотелось на третьем курсе. В это же время я стала заниматься репетиторством, то есть приходила домой к ребятам и в основном помогала им с уроками. Всё чаще и чаще меня стали просить давать дополнительные задания. Так я начала не только проверять домашку, но и учить.
В сентябре 2015 года я ещё не представляла, что буду работать в школе. Моему мужу предложили поучаствовать в программе обмена и мы уехали на несколько недель в Стокгольм. Он работал в шведском рекламном агентстве, а я занималась своим английским и помогала ребятам по скайпу. В октябре меня позвали в одну московскую школу заменить учителя по французскому, которая ушла на больничный. Я проработала две недели и решила продолжать. Параллельно я поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова на факультет педагогического образования, чтобы иметь официальное подтверждение, что я могу работать в школе (педагогического образования у меня не было, в МГУ я закончила факультет иностранных языков и регионоведения).
В школе, в которую меня взяли, часть учителей работала по Кембриджской программе, а остальные — по российским. Мне повезло — я попала на группы, которые занимались по иностранным учебникам. Плюс в том, что я могла читать книги для учителей, пробовать проверенные задания и методики. Я узнала про детские Кембриджские экзамены и в целом про всю систему подготовки. Я поняла, что мне не хватает методических знаний и летом пошла на курс по преподаванию английского детям.
В начале следующего учебного года в школе начались перестановки, я стала много нервничать и решила уйти. Я снова сконцентрировалась на репетиторстве, только теперь меня интересовала не помощь в выполнении домашнего задания, а выстраивание собственного курса. Но в голове я всегда держала план — я хочу пойти работать в современную школу, с красивыми кабинетами, вкусной едой и чистыми закрывающимися туалетами. В этой школе должны быть классные дети и родители, современный директор и потрясающие коллеги. Примерно через полгода эта мечта сбылась.
Часть 2. Что читать?
Если вы решили учить английскому дошкольников и маленьких детей (младших школьников), то вам точно придётся много учиться методике (даже если вы закончили педагогический), дополнительно читать и пробовать-пробовать-пробовать.
Я советую читать не только методическую литературу на английском, но и книги про воспитание детей. Смотреть вебинары и видео с уроков. А еще обязательно учить (хотя бы в качестве репетитора-гувернёра, чтобы понять, кто такие дети и как они себя ведут).
Где искать учеников?
Мои любимые книги про детей на русском:
Если нужно выбрать одну — начинайте с Фабер, Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Еще можно прочитать, но не обязательно сразу: Дуг Лемов, «Мастерство учителя. Проверенные техники выдающихся преподавателей».
Мои любимые книги по методике на английском:
Серия книги Macmillan Books for Teachers:
Книги издательства Cambridge:
Книги издательства Oxford:
Если нужно выбрать одну — начните с 500 Activities for the Primary Classroom: Immediate Ideas and Solutions. В ней несколько разделов с заданиями (от аудирования до как научить детей учиться) и перед каждым из них есть небольшая, но очень ценная теоретическая справка.
Часть 3. Где учиться?
На платных и бесплатных курсах. Если вы никогда не учили детей, то я советую начать с теоретических программ, а потом идти на практические. Почему не идти на практические сразу? Представьте: у вас интенсивное обучение, незнакомая группа детей, которых вы никогда в принципе не учили, а вас ещё оценивают. К такой учёбе нужно подготовиться и не за один месяц.
Если нужно получить дополнительную квалификацию (учитель/преподаватель), чтобы пойти работать в российскую школу:
1. Центр дополнительного образования Московской международной академии на базе учебной платформы Pearson Teacher Development Interactive. Программа переподготовки «профессиональные компетенции педагога: теория и практика преподавания английского языка». Занятия проходят дистанционно.
2. Факультет педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова, программа профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель». Занятия проходят вечером, можно выбирать продолжительность обучения и получать параллельно с основным образованием или работой.
3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», программа «Преподаватель английского языка». Занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам с 18.30 до 21.20.
Если хотите пройти дополнительные курсы повышения квалификации:
1. Курсы повышения квалификация от ИД «Первое сентября». Например, Современные формы и методы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста. Курс проходит дистанционно или очно. Здесь можно получить сертификаты, которые принимают в школах.
2. Образовательная платформа Фоксфорд. Например, Методические аспекты преподавания иностранного языка (в русле системно-деятельностного подхода). Здесь можно получить сертификаты, которые принимают в школах.
3. Образовательная платформа Future Learn. Я выбрала несколько достойных курсов:
4. Отличной идеей будет начать преподавание с серии экзаменов Teaching Knowledge Test (TKT). Это экзамены, разработанные для учителей английского языка. Во время подготовки можно узнать основную теоретическую про методики преподавания, планирование и ведение уроков и т. д. Состоит из нескольких модулей. Сдать экзамен можно в BKC Moscow или в Language Link. В Москве книги по подготовке можно найти в Букбридже.
Практические курсы, требующие серьезных вложений времени и денег:
1. CELTA (Cambridge Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages) или Trinity TESOL (Trinity Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages) — серьезные международные сертификаты, подтверждающие вашу квалификацию и то, что вы можете учить взрослых и вообще понимаете, как это делается. Обе программы разработаны британскими университетами. В чем разница? CELTA более раскрученный; есть незначительные расхождения в программах, не влияющие на результат. Обе квалификации можно получать в больших городах или за границей. Чтобы решить, куда ехать, нужно понимать: кто будет тренером курса (это очень важно); будете ли вы в дальнейшем в основном учить русскоговорящих студентов, или иностранных; подобные курсы очень интенсивны и готовы ли вы тратить силы на привыкание к новой среде, новой квартире, магазинам и т. п. Если вам все-таки нужно ехать в незнакомый город — приезжайте за несколько дней до начала курса — изучите местность, найдите магазины, кафе, прачечные. Во время курса у вас на это времени не будет. Информацию о курсе CELTA и центрах сдачи можно найти на Кембриджском сайте. Информацию о курсе Trinity TESOL и центрах сдачи можно найти на сайте Trinity College. Я получала Trinity TESOL в Москве, в Новой школе (очень рекомендую: место и тренеры — потрясающие).
Плюсы: вы получаете международную квалификацию и обратную связь на свои уроки.
Минусы: очень интенсивно и дорого. У вас будет 4 недели непрерывной учебы, домашних заданий и практики, за которые нужно будет заплатить около 100 тысяч рублей.
2. IH CYLT (International House Certificate in Teaching Young Learners and Teenagers) или TYLEC (Teaching Young Learners Extension Certificate) — международные сертификаты, подтверждающие, что вы можете работать с детьми и подростками. Для прохождения этих курсов обычно требуют наличие CELTA или Trinity TESOL, но, если у вас много практики, то можно и без них. Это лучше уточнить конкретно в центре сдачи. IH CYLT можно получить много где, в том числе и в Москве. Более подробную информацию про программу и центры сдачи можно найти по ссылке. TYLEC тоже можно получать по всему миру, с этого года планируется проводить курс и в Москве, в Новой школе. Вся информация о программе — здесь. Я получала IH CYLT в Минском отделении, потому что курсы в Москве мне не подходили по датам.
3. Относительно новые программы CELT-P и CELT-S. CELT-P (Certificate in English Language Teaching — Primary) подходит тем, кто работает с детьми 6–12 лет. CELT-S (Certificate in English Language Teaching — Secondary) будет интересен для преподавателей, занимающихся с детьми от 11 до 18 лет. Обучение (в том числе и практика) проходят онлайн. Интересно, что учителя получают два сертификата Cambridge English: CELT-P и TKT Young Learners или СELT-S и TKT Module 1. Более подробно можно прочитать на сайте Language Link.
Что ещё делать?
Главное — начать и у вас все получится 🙂
на Facebook: здесь я рассказываю про школу и выкладываю анонсы семинаров и вебинаров, которые собираюсь проводить сама или с коллегами; или на которые собираюсь сходить.
в Instagram: здесь я выкладываю много видео с уроков, рассказываю про обучение детей и работу в команде, про жизнь в школе, а еще про футбол, книги и путешествия.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как преподавать английский язык детям?
Содержание
Основы счастливой и успешной личности закладываются в детстве. Благодаря правильным методам воспитания ребенок вырастает активным, уверенным в себе, способным определять свои цели и добиваться их. Воспитание, помимо прочего, включает в себя обучение малыша. Ведь в раннем возрасте любую науку можно превратить в игру, которая обязательно понравится. И это станет важным вкладом в развитие будущего профессионала.
Задачей родителей является распознать сильные качества своего ребенка и развить их, а задачей самых первых учителей – привить интерес и любовь к изучаемому предмету. Именно поэтому умение преподавать английский детям – это особое искусство, которое поможет ребенку получить в будущем престижную профессию, а еще свободно общаться и дружить с людьми из разных стран, участвовать в программах обмена студентами, путешествовать и выбирать любую страну для жизни и работы.
Огромный плюс детства в том, что в раннем возрасте все учится и воспринимается легко, особенно если верно подобрать способ обучения. А еще дети – это самая благодарная аудитория, которая не заметит волнение учителя и возможные ошибки. Поэтому если у вас нет опыта преподавания английского языка, вы можете начать свою карьеру учителя с обучения малышей.
Английский для детей разных возрастных групп
Для начала необходимо определиться с возрастом, который подходит преподавателю, ведь для каждой возрастной группы нужен особый подход. Разделим детей на несколько возрастных групп:
Дети от 3 до 5 лет
Эти дети схватывают новые слова на лету, особенно если преподносить им учебу в качестве увлекательной игры. Но вместе тем им бывает трудно долго усидеть на месте, поэтому преподавателю надо запастись терпением и сотней забавных идей. С маленьким крохой вы получите интересный опыт преподавания английского в самых нестандартных условиях: во время чаепития игрушек, построение башни из кубиков, рисования или внезапных танцев. С одной стороны, прыгающий учебный процесс – это нелегко, но с другой – если вы понравитесь малышу, то более преданного ученика не найти.
Дети от 5 до 7 лет
Школьники от 7 до 10 лет
Как начать преподавать детям без опыта?
Прежде чем принять для себя решение насчет вида и формы преподавания английского языка детям, не имея опыта – попробуйте все возможные варианты и выбирайте тот, который дается вам легче всего. Помните, что репетиторство – это взаимоотношения ученика и учителя, поэтому атмосфера на уроке – это самое важное.
Няня-репетитор
Для начала можно попробовать свои силы в качестве няни-репетитора. В последнее время, спрос на нянь, которые смогут не только погулять и накормить, но и обучить ребенка, стремительно растет. Особое преимущество в том, что есть возможность подобрать себе учеников по возрасту. Как правило, объявления о вакансии няни размещаются в профиле в социальных сетях и в тематических сообществах по хештегам #ищуняню #нянядлямалыша #нужнаняня. Еще одним немаловажным плюсом для няни является возможность распределять время, интенсивность занятия и иногда обходиться без строгого плана урока. Ведь назвать 10 предметов на английском во время прогулки – это тоже обучение!
Преподаватель в частном детском садике
Еще одним хорошим вариантом является возможность устроиться в частный детский сад. Обычно, график работы там более гибкий, чем в государственных садах и есть возможность совмещать несколько работ. Особенность преподавания в детском коллективе заключается в умении удерживать внимание детей, располагать их к себе и многозадачность. Плюсом работы в дошкольном частном учебном заведении можно считать прямой выход на потенциальных клиентов – родителей, которые могут быть заинтересованы в дополнительных уроках на дому.
Профиль преподавателя в социальных сетях
Третьим вариантом, подходящим, чтобы начать учить детей английскому, является создание своего профессионального профиля в социальных сетях. Создание профильного контента, размещение хештегов #учуанглийскому #englishteacher #teacherforkids #englishforkids #englishtutor поможет вашим потенциальным ученикам вас найти. Этот способ довольно трудоемкий, однако создание и ведение профиля в социальной сети будет полезным для дальнейшей карьеры.
Сертификация преподавателя
Последним, но одним из наиболее удачных вариантов для старта карьеры учителя являются сертифицированные курсы, после которых предоставляется доступ к вакансиям. Огромным преимуществом можно считать то, что учителю не надо будет снова и снова подтверждать компетентность и оправдываться из-за небольшого опыта работа. Наличие сертификата говорит о том, что уровень владения языком позволяет преподавать английский детям и без предыдущего педагогического опыта.
К таким курсам относятся курсы для получения сертификата TEFL & TESOL. С ним можно преподавать язык не только в России, Беларуси, Украине, но и в странах Азии, Европы, США и Канаде.
Курсы полезны еще и тем, что в программу обучения включены модули, посвященные методике преподавания. На курсах можно научиться вести уроки по скайпу, преподавать язык детям и взрослым в разных формах, составлять план урока и преподносить учебный материал в разных форматах. Поэтому для тех, кто не провел еще ни одного урока по английскому – такие курсы будут очень полезны.
Как преподавать английский детям с нуля?
Напоследок дадим несколько рекомендаций, которые упростят ваши начинания в преподавательской деятельности:
Как стать преподавателем английского? Советует профессиональный тьютор
Английский язык — самый востребованный в мире. На каждого англоговорящего (а это и носители языка, и те, кто учил грамматику в школе) найдется свой ученик: от абитуриентов и детей амбициозных родителей до бизнесменов, которые хотят прокачать навыки международных переговоров. Профессиональная преподавательница английского Елена Притыкина составила план для начинающего тьютора на основании международных рекомендаций и своего 20-летнего опыта.
Нет ничего убедительнее цифр. Данные немецкой статистической организации Statista и Британского Совета подтверждают:
И конечно, язык Шекспира становится источником морального и материального удовлетворения для тех, кто решил посвятить себя его преподаванию. Однако предварительно стоит взвесить все за и против.
Преимущества работы
Частные учителя по-прежнему востребованы. Ценность индивидуального подхода в образовании в Оксфорде и Кембридже оценили еще в XVI веке, и в XXI ничего не изменилось. Конечно, гаджеты со счетов сбросить нельзя — но всё же вряд ли они способны пробуждать в учениках неуемное стремление к знаниям или хотя бы ответственное отношение к учебе.
Чем репетиторство лучше работы офлайн, например, в школе? Это позволяет:
1. Занять нишу, даже если вы только начинаете
Только в Китае работают более миллиона преподавателей — и сертифицированных, и так называемых peer teachers. Peer teachers — это молодые люди, у которых пока нет диплома, но они свободно говорят на языке и порой способны разрушить языковой барьер намного быстрее «слишком академичного» преподавателя.
2. Работать в максимально безопасных (с учетом COVID-19) условиях
Дистанционное обучение английскому набирает обороты. 81,3% учителей готовы идти именно этим путем; 32% слушателей курсов хотя бы один из них берут онлайн. Даже самые консервативно настроенные осознают удобство — для кого-то, возможно, вынужденное — общения через экран.
3. Прогнозировать доход
За последние 10 лет мировой «языковой рынок» увеличился вдвое и в 2019 году составлял 46,9 млрд долларов, а к 2025-му прогнозируется рост до 54,5 млрд долларов. Только в Китае ежегодный прирост составляет 22%.
4. Выбирать между индивидуальной работой и сотрудничеством со школой
В первом случае учитель сам определяет для себя стоимость часа занятий, которая его устраивает. Для квалифицированных педагогов — получивших сертификат TEFL, TESOL, CELTA или аналогичный — границы не страшны. При этом репетитор в США может рассчитывать на плату в 20–30 долларов, в Великобритании — 15–20 фунтов, а в странах Евросоюза и в Москве — 15–20 евро.
В регионах России и СНГ цены на услуги репетитора английского существенно разнятся (от 400 до 6000 рублей за занятие). Всегда есть желающие найти недорогой вариант, что дает новичкам надежду занять бюджетную нишу на старте.
Работа в команде избавляет от необходимости искать клиента — серьезной головной боли, летом плавно перетекающей в «острую мигрень».
Опытные тьюторы получают 65–75% от указанного в прайс-листе сайта гонорара; начинающим порой предлагают вообще унизительную зарплату. Но даже эти два доллара в час (реальная ставка в очень известной онлайн-школе) оказываются привлекательной суммой для коллег из, например, Узбекистана или Туркменистана — ведь это больше, чем средняя плата в этих странах.
Частное репетиторство процветает как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме уже упомянутых регионов, учителя английского востребованы в Японии, Южной Корее, Марокко, Мьянме, Сингапуре, Бразилии, Зимбабве, Танзании, Малайзии, Камбодже, Египте, на Тайвани и Мальте.
Почему растет спрос на частных учителей:
Такая ситуация на руку тьюторам. Тот, кто хорошо знает язык, но не имеет опыта преподавания (выпускник института, состоявшийся специалист в другой сфере, решивший переквалифицироваться, юный блогер-билингв), имеет все шансы преуспеть.
Однако тому, кто хочет стать преподавателем английского, нужно быть готовым соответствовать. Например, менять характер — возможно, кардинально.
Какие качества важны для тьютора
Эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять его неуверенность или растерянность.
Эмпатия важна, но осознанное сопереживание ученику может отвлекать преподавателя от процесса, мешать выявить реальную причину отсутствия контакта с предметом. Центром внимания педагога должны стать сама проблема и методы ее решения.
Честность — бесстрашие признаться в незнании конкретного слова, правила или идиомы.
Не изворачиваться крайне важно: последствия могут выявляться еще долго — но этого мало. Честность проявляется и в общении с родителями: они должны знать о ребенке даже самую неприглядную правду. А также в готовности отказаться от клиента (то есть дохода), когда прогресса нет.
Энтузиазм — невозможно заразить слушателя тем, чего нет у самого учителя.
Как показывает практика, самый сильный отклик у учеников вызывает именно искренняя страсть к предмету, а не часто обсуждаемая «любовь к детям» (последнее можно сравнить, например, с нежными чувствами хирурга по отношению к своим пациентам). Постоянным источником «возгорания» служит успех учеников.
Умение слушать — определение болей и слабых мест студента.
А еще развитие навыков аудирования и слуховой, логической, эмоциональной памяти.
Поощрение независимости — разработка стратегий, которые будут стимулировать самостоятельность.
Школа никак не способствует самостоятельности: учителя или разжевывают материал, или, наоборот, сводят процесс обучения к простому переписыванию из учебника. Как результат, присущее человеку с рождения здоровое любопытство сходит на нет. С ним же увядает способность к росту и развитию.
Терпение — умение держать себя в руках (например, в ситуации, когда подопечный задает «глупые» вопросы).
Неоднозначное качество. В теории, безусловно, тьютор должен обладать характером «стойким, нордическим». На практике же яркая эмоция (не оскорбляющая, а поражающая воображение) может вызвать более быстрый и желательный отклик. А вот непробиваемое хладнокровие как раз часто ведет к «тоске смертной» и замедлению прогресса.
Соблюдение конфиденциальности — любая информация о личной жизни ученика не может быть обнародована педагогом.
Это верно, если речь идет о «широкой общественности» и/или взрослом слушателе; но далеко не всегда в случае с родителями несовершеннолетних. Папы и мамы должны знать и об изменениях в психологическом состоянии ребенка (причиной может быть буллинг в школе или соцсетях), нереализованные мечты, ухудшение результатов тестов и т. д.
Желание мотивировать — побуждение студентов достигать целей оптимальным способом, признавать свои сильные стороны, концентрироваться на перспективе, самостоятельно выбирать наиболее подходящий метод обучения.
Только мощный вдохновитель может сподвигнуть студентов на метапознание — анализ особенностей собственных мыслительных процессов и стратегий, знаний и памяти, суждений об обучении и лидерских навыках. Это единственный подход, позволяющий продуктивно управлять своими когнитивными процессами и в итоге правильно продумывать и строить не только дальнейшую карьеру, но и всю жизнь.
Осознание роли пауз — принятие периодически возникающих «минут тишины» как нормы.
Вполне логичное требование с учетом слабо развитых способностей к критическому мышлению у большинства современной молодежи. Существенное время может уйти на «внезапное» придумывание оригинального начала письма другу, нахождение логических неувязок в тексте или синонимов к избитому слову.
Бережное отношение к личности : уважение — основа взаимоотношений.
Важно помнить, что уважение должно быть взаимным. Плохо воспитанного невозможно обучить; никакие деньги не компенсируют хамское поведение или откровенное игнорирование усилий педагога. Если родители не считают нужным принимать меры, когда педагог жалуется на поведение ученика (более того, фактически поощряют безделье, отправляя ничем того не заслужившего ребенка в кафе или на дискотеку), необходимо вспоминать о самоуважении и расставаться.
Вариативность деятельности — индивидуальный подход к каждому ученику.
Идеально, если у преподавателя, даже начинающего, разработаны отдельные уроки, например, для любителей рисовать (особенно действенными оказываются яркие майнд-карты), петь и слушать (в бесплатном доступе есть множество подкастов — с их помощью можно прокачивать и аудирование, и грамматику), рассуждать логически (четкие схемы и причинно-следственные связи ускорят решение задачи).
Удивить ученика всем этим уже на первом занятии — значит заложить фундамент надежного сотрудничества, возможно, на несколько лет вперед.
Это крайне заманчиво, ведь особой стабильности в работе индивидуального репетитора нет. И в этом, пожалуй, заключается самый серьезный недостаток выбранной специализации.
Три варианта легкого старта
Альтернативы есть, но их не так много.
1. Пойти работать в онлайн-школу
Проще всего стать учителем онлайн-школы, для этого нередко достаточно уровня Intermediate. Значительное преимущество подхода в том, что «новобранцу» предоставляют все необходимые методические материалы, а за ходом процесса следит куратор, который поддержит при нестандартных обстоятельствах. Недостатки очевидны: низкая оплата труда и отсутствие стимулов для профессионального развития — в ограниченном пространстве крылья не расправишь.
2. Создать свой онлайн-курс
На начальном этапе это не потребует больших вложений: для записи роликов достаточно иметь смартфон. Основные «ингредиенты» — организаторские способности, вера в успех, умение находить и объединять единомышленников (кто-то из них наверняка согласится взять на себя ведение соцсетей или создание блога). Стоит попробовать уже ради того, чтобы насладиться полнотой свободы и творчества.
Может помочь пособие How to Start and Run a Home Tutoring Business (Stellman and Howse, 2007; Spring Hill House, Oxford) — краткое, наглядное и легкое для понимания.
3. Заниматься со знакомыми
Так начать проще, но есть и свои подводные камни: если в отношениях что-то пойдет не так, о небольшой плате за услугу никто не вспомнит, а вот обида останется надолго. Возможно, за ней последует и дурная слава: сарафанное радио работает без устали и ему доверяют многие.
Как организовать работу
При выборе любой из описанных моделей предстоят следующие шаги:
И главное, нельзя забывать: преподаватель в ответе за тех, кого научил. И перед учениками, и перед обществом в целом. И конечно, перед собственной совестью.