что нужно чтобы открыть цветочный магазин с нуля бизнес план
Бизнес план запуска цветочного магазина
Описание бизнеса
Суть бизнеса: продажа свежесрезанных цветов, букетов и комнатных растений.
Клиенты: местные жители, прохожие, мужчины перед свиданием или идущие в гости.
Повод зайти: сделать подарок маме, жене, девушке или купить растение домой.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
При регистрации нужно указать ОКВЭД 47.76 «Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах». Для продажи обуви потребуется код 52.43 «Розничная торговля обувью и изделиями из кожи». По этому коду государство поймет, чем занимается ваш бизнес.
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. Рекомендуемая площадь: 50 м².
Аренда + коммунальные расходы: 78 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Стеллажи | 33 000 ₽ |
Полки | 6000 ₽ |
Настенная панель | 12 000 ₽ |
Кассовый прилавок | 13 000 ₽ |
Секаторы и ножницы | 13 000 ₽ |
Лейка и опрыскиватель | 1500 ₽ |
Кассовое оборудование | 24 000 ₽ |
Цветочные стойки | 14 000 ₽ |
Вазы | 10 000 ₽ |
Кондиционер | 90 000 ₽ |
Противопожарное оборудование | 23 000 ₽ |
239 500 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Два продавца-флориста — необходимый минимум для работы посменно. Флористы собирают цветочные композиции для витрины и делают букеты на заказ.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Найти и трудоустроить
Два продавца-флориста | 96 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
104 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
Финансовый план
Закупка
Запастись расходными материалами:
Как устроен рынок по продаже цветов
Цветы продают везде: возле остановок автобусов, на трассах, в супермаркетах и на вокзалах. Кажется, что вся страна занимается цветами, но большинство таких магазинов закрываются в первые несколько месяцев.
Цветочные магазины — это бизнес, а не красивые цветы
Бизнес по продаже цветов в России — это всевозможные павильоны, салоны цветов, цветочные рынки и точки на обычных рынках, еще интернет-магазины и оптовые базы. Кажется, что конкуренция огромная, но на самом деле ее нет. Большинство цветочных магазинов быстро закрываются — их открывают люди, которые идут, по их мнению, в красивый и легкий бизнес.
Салоны часто открывают бывшие флористы и продавцы. Они думают, что знакомы с бизнесом, но разбираются только в цветах. Отсюда такая текучка: магазины открываются и закрываются на одних и тех же местах.
В Европе и США всё иначе. Там цветы — это семейный бизнес, который передается от бабушек и дедушек, родителей. Обычно цветочные магазины работают по 20—40 лет, есть магазины и со столетней историей. Еще штаты и европейские страны консерваторы.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны. Причина этого как раз в консерваторском подходе: там традиционный ассортимент цветов и букетов, такой же подход к оформлению и декору, мало новинок.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны
Еще в России любят учиться: у нас много школ флористики, часто проводятся мастер-классы. Но при этом мы отстаем в предпринимательстве — знаем много о цветах и мало о бизнесе.
За цветами, как за хлебом
Обычно цветочные магазины делят на два сегмента, массовый и премиальный. В массовом сегменте легче работать, а в премиальный идти не стоит: для этого нужны опыт работы именно в этом сегменте и постоянные клиенты, которые пойдут за вами.
Премиум от обычного магазина отличается требованиями аудитории: они хотят лучший сервис, более широкий ассортимент и работу флориста на уровне. Из-за того, что открыть и содержать премиальный салон дороже, он окупается за 6—12 месяцев. Магазин в массовом сегменте окупится за 2—3 месяца.
В обоих сегментах есть постоянные клиенты, а есть те, кто просто идет мимо. За цветами в России часто ходят, как за хлебом — вспоминают, что забыли, и забегают по пути.
Сказать, сколько в России премиальных салонов, а сколько обычных, невозможно. Но по ОКВЭД можно приблизительно понять, сколько цветочных магазинов вообще. Для продажи цветов подходят коды:
47.76.1 — розничная торговля цветами, растениями, семенами, удобрениями;
47.91.2 — розничная торговля через интернет;
47.78.3 — розничная торговля сувенирами;
47.65 — розничная торговля игрушками;
47.19 — прочая торговля;
82.92 — деятельность по упаковыванию товаров.
По основному коду в России работает 2286 компаний, из которых треть приходится на крупные города: 412 компаний в Москве и области, еще 243 в Санкт-Петербурге и области. И ни одной в Крыму.
А вот Яндекс-карты с этим не согласны и предлагают 3075 магазинов в Москве, 1415 в Санкт-Петербурге и 49 только в одном Симферополе.
Две трети покупателей берут розы
В России любят разные цветы, но самым популярным остается роза — это 60% всех продаж. А из букетов чаще всего берут 25, 51 или 101 красную розу, особенно в интернет-магазинах.
Дело в том, что для людей роза — это красивый и благородный цветок. Те же герберы и георгины набирают популярность, но в психологии человека воспринимаются как дешевые. В России любят хризантемы — это универсальный цветок после розы по поводу и без него.
Еще есть крашеные цветы — те самые синие розы. Покрасить могут и тюльпаны, но для них обычно выбирают коричневый оттенок. Такие цветы покупают для вау-эффекта, чтобы удивить другого человека, чаще мужчины для девушек.
Важно, что хорошие цветы красят через стебель, а вода, в которой они стоят в магазине, тоже цветная — так цветок насыщается оттенком. Если вы заметили, что цветок стоит в обычной воде, окрашен сверху из баллончика, еще и с блестками по краям — бегите из этого магазина. Так пытаются продать увядшие цветы, которые нужно списать.
Март — самый прибыльный месяц
Последние несколько лет стали чаще дарить цветы без повода, но всё равно остаются даты календаря, в которые без цветов не обойтись:
Событие
Что происходит
День знаний, 1 сентября
Повышенный спрос на хризантемы, подсолнухи, сборные букеты из ярких цветов
День учителя, 5 октября
Практически ничем не отличается от обычного дня, но спрос немного выше
День матери, последнее воскресенье ноября
С каждым годом спрос всё выше и выше. Скоро этот праздник обойдет 8 Марта по выручке от продажи цветов. Обычно берут большие и дорогие букеты
Новый год, 1 января
Повышенный спрос на новогодние композиции из еловых веток
День святого Валентина, 14 февраля
Популярность праздника сильно упала в массовом сегменте, спрос на цветы снизился. Покупатели считают, что это не наш праздник
Международный женский день, 8 марта
Резко растет спрос в праздничные дни. Средняя выручка равняется месячной выручке в обычное время. Спрос на розы уменьшается, в эти дни чаще берут тюльпаны
Пасха, конец апреля
Обычный день, на живые цветы повышенного спроса нет
Красная горка, первое воскресенье после Пасхи
Повышенный спрос на свадебные букеты
Последний звонок, 25 мая
Повышенный спрос на букеты из разных цветов
Спрос на цветы и букеты, но меньше, чем на последний звонок
Если обобщить, самый популярный праздник в году — 8 Марта, а самый прибыльный месяц — март. Поэтому часто люди рвутся открыть цветочный магазин накануне — чтобы сразу побольше заработать. По опыту, это самое рискованное время для открытия: появляются поставщики-однодневки с некачественным товаром, растут закупочные цены. А у человека нет проверенного поставщика, надежного персонала, он вообще не работал и не обкатал этот бизнес.
Еще спрос на цветы зависит от погоды. Если в начале марта хорошая для этого региона погода, обязательно будет поток покупателей, которые хотят поздравить близких с началом весны. Если погода плохая, у цветочного магазина будут убытки. Например, в 2018 году в центральной части России теплый май обеспечил выручку почти как на 8 Марта, в этом году такого не было.
Любой рост и спад нужно просчитывать. Традиционно низким сезоном считается лето: в это время мало праздников, люди уезжают на моря и дачи. Но лето — время свадеб. Если заранее подготовиться к свадебному сезону, спада не будет. Для этого нужно с зимы заняться рекламой: клиенты должны знать, что в этом цветочном можно заказать свадебный букет.
Наценка на упаковку достигает 1000%
Посчитать чистую прибыль с одного цветка сложно. Если брать приблизительно, с розы стоимостью 150 рублей магазин заработает 50 рублей.
Остальные 100 рублей съедят расходы, вот некоторые из них:
В стоимость цветка входят расходы на рекламу, оплату банковской картой. Еще стоимость зависит от спроса, эксклюзивности и задач в ассортименте. Например, продаем маленькую короткую розочку за 20 рублей и ничего не зарабатываем. А рядом стоит большая красивая роза за 180 рублей, на ней мы зарабатываем 60 рублей. Люди приходят на рекламу первой розы, а берут вторую.
Эти моменты нужно учитывать, а не только себестоимость, организационные расходы и наценку. Чтобы не сойти с ума от подсчетов, флористы используют коэффициент — стоимость цветка умножить на 2,2. В этот коэффициент они закладывают все-все расходы, но часто ошибаются: умножили правильно, а на выходе прибыли нет. Потому что все нюансы нельзя учесть в фиксированную ставку: каждую партию того или иного цветка нужно считать индивидуально.
И, конечно, упаковка. На этом магазины всегда хорошо зарабатывают: накрутка на упаковку может быть 1000%. Например, один метр ленты закупают по два рубля, а продают за двадцать рублей. Какую упаковку берут покупатели, зависит от флориста. Что он предложит из ассортимента, то они чаще и берут.
Сейчас самый популярный материал — это цветная матовая пленка. Ее еще называют корейской пленкой. Вот как она выглядит:
Если говорить в целом, рентабельность цветочного рынка — 30%. То есть с каждого рубля магазин получает чистую прибыль в 30 копеек. В интернете рентабельность ниже — 20%, потому что выше затраты на рекламу.
Из чего делают готовые букеты
Считается, что в цветочных магазинах нельзя брать готовые букеты — надо выбирать цветы самому. А если взять готовый букет, он обязательно будет из старых цветов и завянет через два часа. Но это не так.
Часто букеты собирают, потому что у флориста есть время и он может тщательно поработать: объединить дорогие и доступные цветы, подобрать цветовую гамму и декор, переделать, если что-то не понравилось. Такие букеты выглядят эффектно, но стоят недорого. Так получается как раз за счет подбора разных по цене цветов и растений.
Конечно, встречаются магазины, которые используют для букетов некачественный товар. Но в таком магазине нет смысла покупать и отдельные цветы: скорее всего, они тоже будут несвежими.
750 000 рублей на открытие цветочного магазина
Чтобы открыть цветочный магазин на 30—50 квадратных метров, нужно в среднем 750 000 рублей. На магазин в 100 метров — уже полтора миллиона рублей. Цена меняется по регионам, но в целом можно ориентироваться на эти цифры.
Затраты на небольшой цветочный магазин складываются из двух частей:
Теперь о том, сколько стоит открыть цветочный магазин с нуля:
Как открыть цветочный магазин: гайд для начинающих
Открыть цветочный магазин мечтают многие. Но как удержаться в нише с низким порогом входа и выдержать конкуренцию? Что важно предусмотреть на старте и о чем нельзя забывать? Мы спросили у Валерия Смыка, пользователя МоегоСклада и владельца цветочной базы Las Flores, салона цветов и интернет-магазина qpFlora из Санкт-Петербурга.
7 лет назад мы с компаньоном арендовали помещение для хранения цветов. Розницу сначала вообще не планировали — нацеливались на оптовые продажи.
Однажды к нам обратилась клиентка, которая предложила купить ее цветочный магазин. У нее не получалось вести этот бизнес. Мы посмотрели и решили купить его — просто так, для души. Вот так и началась наша эпопея с цветочной розницей. А недавно к ней добавился и онлайн: хотим и сами научиться продавать цветы в интернете, и помочь нашим оптовым покупателям осваивать новые торговые площадки.
Выгодно ли открывать цветочный магазин
В цветочном бизнесе продаются товары, которые имеют постоянный спрос. Рентабельность у него достаточно высокая, а вот маржинальность очень низкая. На хороший результат выйти не так-то просто —для этого надо учитывать много всего сразу.
Первое — стоимость входа. Нужно примерно посчитать, когда бизнес выйдет на окупаемость. Начать дело можно и с 500 тысячами. Франшиза начинается с 2,5 миллионов.
Второе — сотрудники. Важно с самого начала учесть, что если вы не хотите работать в режиме 24/7, придется нанять людей. А это зарплаты и дополнительные налоги.
Третье — ресурсы на развитие и окупаемость. На старте их требуется намного больше, чем продвинутому бизнесу. Многие не учитывают это, когда открывают цветочный магазин.
90% людей думает, что цветочный бизнес — это про цветы. Но все наоборот: это больше про бизнес. Если просто делать букеты — ничего не выйдет. Это сложный бизнес, который выходит на окупаемость самое малое через полгода.
На чем можно сэкономить на старте
Начните с онлайн-продаж. Не открывайте офлайн-точку, пока не получите стабильную прибыль, продавая цветы через интернет. Веб-проекты могут жить припеваючи и сами по себе. Продавая в онлайне, можно сэкономить на аренде: шоурум не нужен, достаточно пространства для хранения цветов, а это обходится намного дешевле.
Я советовал бы людям сначала развиться в том, что у них получается, достичь уверенных продаж. А потом уже думать о дальнейших перспективах.
Покупайте цветы у российских поставщиков. Так вы сэкономите на транспортировке цветов из за рубежа, стоимость которой зависит от курса валют. К примеру, тюльпаны, хризантемы и лизиантусы сейчас начали выращивать и в России. Но покупать нужно только у надежных поставщиков. А таких в России найти непросто.
Типичный российский поставщик сегодня продаст тебе, а завтра — тому, кто заплатил на рубль дороже. С ним не хватает стабильности, так как культура бизнеса у нас еще не сформировалась.
Как отстроиться от конкурентов
Найти потребности, которые на рынке еще не удовлетворены или удовлетворены не в полной мере. Las Flores, к примеру, сделал ставку на продажу экзотических цветов. И не прогадал.
Мы открылись в мае, а уже в июне начали возить экзотические цветы. Попали как раз под свадебный сезон — и смогли его пережить без крупных списаний. У нас получилось стать площадкой с большим выбором экзотики. А еще сработала реклама в Инстаграме. Тогда мало кто на рынке этим занимался.
За 4 первых месяца к нам так прикипели наши оптовые покупатели, что многие из них начали внедрять экзотику и в свой ассортимент. Они нас хорошо поддержали в то время.
Думать о покупателях. Например, можно составить для них подробную инструкцию, как продлить жизнь цветам — и приклеить на упаковку букета этикетку с QR-кодом, по которому можно перейти на видео. А еще — как можно чаще привозить свежие цветы, открыть магазин в удобном и доступном месте, и так далее.
«Заботиться о покупателях — лучший подход к клиентоориентированности! Когда мы начинали, отношение к покупателям на существующих цветочных оптовых базах Петербурга было не лучшим. А мы давали им пледы, чтобы покупателям было комфортно, пока они выбирают цветы. Ведь на огромной цветочной базе среди холодильников холодно.
А еще мы танцевали! В нашем инстаграме много таких видео».
Не забывать о показателях. Мало просто смотреть на них, нужно научиться видеть закономерности и использовать это:
Закон Парето — о том, что 20% усилий дают 80% результата. Знал-то я это еще с института. Но думал: «Прикольно, и что с того». А однажды, когда разбирал оптовые ведомости, пытаясь понять, как выстроить работу отдела продаж, вспомнил вдруг про этот принцип и решил проанализировать показатели. И знаете, что получилось?
Оказывается, всего 17% процентов клиентов дают нам 83% оборота.
Тогда я и решил, что у каждого клиента из этих 17% должен быть личный менеджер и специальные условия сотрудничества.
Как выбрать помещение для торговли
Первым делом подумать о том, кому вы хотите продавать цветы. Для букетов сегмента масс-маркет подойдет точка с максимальной проходимостью. Открываться в спальном районе стоит, если вы ориентируетесь на средней цены букеты. А если размещаться в элитном коттеджном поселке или жилом комплексе — то только очень дорогие цветы.
Каким бы сумасшедшим ты ни был, рано или поздно найдешь таких же сумасшедших покупателей — тех, кому нравится то, что ты делаешь. Но надо понимать, насколько правильно делать ставку только на это.
Делать как самый сильный игрок на рынке. Значит ли это расположиться у метро? Вовсе не обязательно.
Открыться у метро — не всегда гарантия. Иногда у торговых центров поток людей лучше. Сейчас прибыльно продавать цветы в больших спальных районах. Часто там строят огромные жилые комплексы, так называемые человейники, где много людей живет на маленьком пространстве и активно пользуется инфраструктурой.
Открыть для магазина витрину в соцсети. Сегодня заказать цветы в интернете — самый простой и удобный способ покупки. Для цветочного магазина прекрасно работает Инстаграм.
Покупатели сейчас уже начали доверять картинке — появился стандарт качества, сложились ожидания. Людям больше не надо ходить по магазину и трогать цветы. Они понимают, что если качество букета их не устроит, они смогут пожаловаться, написать плохой отзыв, даже получить возврат.
Как вести учет в магазине цветов
Делать это можно с помощью МоегоСклада — системы учета и CRM для онлайн-торговли. В МоемСкладе можно отслеживать статистику по продажам, управлять заказами из всех каналов в режиме одного окна, автоматически обновлять информацию о наличии, ценах и статусе доставки на витринах всех ваших магазинов. Есть интеграция с Instagram Shopping, ВКонтакте и интернет-магазинами, можно создать витрину в Телеграме.
Сколько цветов в день мы продаем? Сейчас как раз в МоемСкладе и посмотрим. В розницу где-то 400-600 стеблей в день. А в оптом — около 4000 в день. Но стебли бывают разной ценности: одни стоят 30 рублей, а другие 1500. Одного количества недостаточно, чтобы делать выводы.
Скоро Las Flores запустит онлайн-миникурс о том, как вести учет в магазине цветов. Курс пока находится в разработке. Запись откроется в инстаграме Las Flores.
Как выбирать поставщиков
Пока вы не понимаете, что и кому хотите продавать, заниматься поиском поставщика цветов не имеет смысла. А что делать, когда с этим уже разобрались?
Пообщаться с потенциальными поставщиками лично. Важно посмотреть вживую и на людей, с которыми собираетесь работать, и на сами цветы, из которых, возможно, будете делать букеты. И не обязательно выбирать только одного поставщика: вы можете покупать у всех, кто вам понравится при встрече.
Выбирать не по цене. Низкая цена — чаще всего и низкое качество.
Низкую цену дает тот, кто использует самые дешевые удобрения, то есть выращивает легкий, хрупкий цветок. Если вы хотите получать хорошие цветы и постоянных клиентов, не стоит гнаться за самой низкой ценой.
Как ухаживать за цветами в магазине: базовые правила
Один раз в два дня менять воду в вазе. Делать это нужно так, чтобы в ней не оставалось бактерий.
Представьте магазинную витрину с цветами. Чтобы правильно поменять воду, нужно:
И так все витрины. А в каждой — штук 70 ваз!
Цветам, как и людям, для жизни нужна вода. Если ее не хватает, цветы начинают впитывать влагу из воздуха. В стебле от этого образуется воздушная пробка, которая не дает цветку пить — и питать влагой стебель и бутон. Чтобы увеличить площадь, через которую цветок пьет, важно эту пробку срезать. Лучше всего — специальным секатором под углом 45 градусов. Обычно воздушная пробка занимает участок стебля не больше 2 сантиметров.
Со временем чистая вода в вазе становится грязной. Мы этого не видим, но маленькие частички грязи и примесей, находящиеся в воде, закупоривают срезы. Из-за этого цветку сложнее пить. Поэтому срез важно регулярно обновлять.
Не подвергать цветы воздействию высоких температур. Чем прохладнее, тем лучше для цветка. Поэтому ставить их у батареи или под прямые солнечные лучи нельзя.
Искать индивидуальный подход. Цветы, как и людей, нужно научиться понимать: одной теории недостаточно. Так, ечтобы цветы жили дольше, для каждого букета важно подобрать и поддерживать правильный кислотно-щелочной баланс в воде и уровень глюкозы. Но и это еще не все.
Чтобы правильно разместить цветы в магазине на витрине, нужно усвоить огромный пласт информации — изучить приемлемую для цветов температуру, влажность воздуха, правила освещения и соседства цветов.
Как оформить витрину в цветочном магазине лучше всего? Если вы всерьез задумываетесь о том, как открыть цветочный магазин и не наделать ошибок, не поленитесь пройти курсы по колористике и витринистике. Альтернативный вариант, если первый осуществить не получится — поработать в хорошем цветочном магазине, прежде чем открывать собственный.
Как оставаться на плаву, когда конкуренты наступают
Конкуренты есть на любом рынке, но видеть в них только угрозу не обязательно: можно смотреть на них и как на источник мотивации и вдохновения.