что нужно чтобы открыть свою кофейню с нуля в россии
Девять документов, чтобы открыть кофейню
Еще о кофейнях мы писали:
Собрали полный список документов для кофейни со столиками, напитками навынос и готовыми сэндвичами, но без кухни и алкоголя.
Какие документы нужны для открытия кофейни
Для кофейни есть документы, без которых нельзя открываться, иначе при первой же проверке можно получить штраф от пожарной инспекции, санэпидемстанции или Роспотребнадзора.
Документ
Как получить
Свидетельство о регистрации ИП или компании
Свидетельство выдают в налоговой, когда вы регистрируете бизнес. В нём должны быть верные коды, подходят вот эти: 56.10, 56.30, 56.10.21
Уведомление для Роспотребнадзора
Бланк уведомления. Уведомление можно отправить через личный кабинет ИП или компании на Госуслугах, отнести лично в Роспотребнадзор или подать через МФЦ
Договор на вывоз мусора
Найти подходящую компанию и подписать договор.
Два договора с водоканалом: на отопление, горячую воду и отдельный договор на холодную воду
Подписать договоры с водоканалом
Договор на электричество
Найти подходящую компанию и подписать договор
Разрешение на вывеску, если она есть. Еще такое разрешение называют паспортом рекламной конструкции
В комитете архитектуры или через Госуслуги, в поиске услуга называется «Разрешение на установку рекламной конструкции»
Медицинские книжки для всех сотрудников или для ИП, если он работает сам
В бесплатной или частной клинике
Заказать в рекламно-производственной компании или сделать самому
В уголке потребителя должны быть:
Копию свидетельства можно сделать самим, а закон о защите прав потребителей, правила торговли и книгу жалоб купить в книжном магазине.
С договорами так: если открываете кофейню в своем помещении, заключаете договоры с водоканалом и утилизаторами мусора напрямую. Когда помещение в аренде, договоры заключает собственник, а оплату услуг добавляет к стоимости аренды. При проверке владелец кофейни показывает копии или оригиналы договоров на имя собственника и договор аренды.
Для кофейни с сотрудниками предпринимателю нужно зарегистрироваться в фондах и налоговой как работодателю.
Как оформить сотрудников и зарегистрироваться в фондах
Когда нужен проект по санпину
К кофейням есть санитарные требования, и их много: полы из влагостойких материалов, отдельный кран в туалете для персонала и раковины с локтевыми приводами.
Учесть все требования санпина поможет проектировщик. Для нового помещения он разработает проект, а в месте, где раньше уже была кофейня, проверит, всё ли в порядке.
Проект нужен, чтобы не пришлось потом всё переделывать, если придет проверка и обнаружит, что вентиляция не соответствует нормам.
Сначала проектировщик делает проект, откуда понятно, как размещать пожарные датчики, вытяжки, где ставить столики и какую краску использовать. И только потом дизайнер придумывает интерьер, а строители начинают ремонт.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
11 шагов к тому, чтобы открыть свою кофейню
Нулевой шаг перед тем, как отправиться покорять кофейную нишу, — это обучение. Чтобы запустить и наладить работу компании, связанной с кофе, вы должны отлично разбираться в этом напитке — в сортах и их характеристиках, методах обжарки и приготовления. И, что важно, вам должно нравиться в этом «вариться».
Скоро вам потребуется искать поставщиков зерна и закупать оборудование. Поэтому, если за плечами нет внушительного опыта работы бариста и знаний, полученных на качественных курсах и выставках по стандартам SCA, в первую очередь нужно заполнить этот пробел.
После создания теоретической базы принимайтесь за следующие 11 шагов.
Лайфхак: отдайте сопутствующие задачи на аутсорс
Открытие собственной кофейни озаботит вас массой бизнес-задач, и не все они будут одинаково приятными. Чтобы все успеть и не «выгореть», делегируйте некоторые задачи проверенным сервисам для бизнеса. В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» можно найти надежных поставщиков бизнес-решений. Здесь представлены юридические и IT-услуги, сервисы для автоматизации продаж, в том числе кофеен, разработчики сайтов и приложений, производители контента и другие компании.
Лайфхак: отдайте сопутствующие задачи на аутсорс
Открытие собственной кофейни озаботит вас массой бизнес-задач, и не все они будут одинаково приятными. Чтобы все успеть и не «выгореть», делегируйте некоторые задачи проверенным сервисам для бизнеса. В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» можно найти надежных поставщиков бизнес-решений. Здесь представлены юридические и IT-услуги, сервисы для автоматизации продаж, в том числе кофеен, разработчики сайтов и приложений, производители контента и другие компании.
Новичкам проще работать по франшизе. Со стороны может показаться, что франшиза — это дорого и сложно: нужно платить паушальный взнос, отчислять роялти (процент от оборота заведения партнера), следовать регламентам.
Но открываясь самостоятельно, неопытный бизнесмен может сделать массу ошибок: к примеру, выбрать неудачную локацию, закупить оборудование плохого качества, заключить договор с безответственным поставщиком, организовать неумелый менеджмент и вялый маркетинг. Это выливается в упущенную прибыль, лишние расходы, а зачастую и в банальное воровство. В сумме такие ошибки могут стоить гораздо дороже паушального взноса, за который предприниматель купит комплекс услуг по сопровождению и поддержке от опытных участников рынка. И, да, получая роялти, сеть заинтересована в том, чтобы франчайзи зарабатывал как можно больше, поэтому сопровождение не заканчивается с открытием заведения. Другое дело, что сама по себе франшиза должна быть качественной.
Но не стоит думать, что работа по франшизе — это когда сеть все делает за предпринимателя. Франчайзер — это старший коллега, который может подсказать и показать на проверенных примерах, как сделать правильно и прибыльно. Реализация ложится на плечи франчайзи — все-таки это его бизнес.
Сколько стоит открыть кофейню
И стоит ли это делать
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
Нам казалось, что кофейный бизнес принесет гораздо больше денег, чем стабильный процент по вкладу в банке. Почему бы не попробовать?
Проштудировав интернет и пообщавшись с несколькими владельцами заведений, мы поняли, что на открытие кофейни, или кофеточки, в Москве нужен примерно 1 миллион рублей на троих. Я была готова попробовать и потерять, но мои партнеры хотели тщательно все просчитать, проанализировать и составить бизнес-план.
Выбор формата кофейни
В Москве есть несколько форматов кофеен, для открытия которых нужен стартовый капитал размером до 1,2 млн рублей: уютная кофейня в спальном районе, кофе с собой в проходимом месте, кофе-островок в торговом центре, кофеточка в бизнес-центре. Еще можно купить франшизу, где, как правило, вам предложат все то же самое, но под сетевым брендом.
В ходе обсуждения формата мы определили для себя четкие критерии того, что мы хотим или не хотим. Назовем их идеальными, поскольку реальность оказалась совсем иной.
Удобное расположение. Мы планировали открыть точку недалеко от места жительства каждого из партнеров. Это помогло сузить круг поиска по аренде, выделить основные районы и ветки метро.
Ремонт. Здесь расчет был на то, что, если локация будет выбрана неправильно, мы могли бы легко переехать в другое место с минимальными финансовыми потерями.
Автономная работа. На этапе открытия каждый из нас был готов принимать активное участие в деле или быть на подхвате. Но после отстройки всех бизнес-процессов ни я, ни мои партнеры не хотели работать в бизнесе. Расчет изначально был на пассивный доход: максимум раз в две недели съездить на точку.
Невысокая арендная ставка. Хотелось платить не более 100 тысяч рублей в месяц за точку. Расчет также был очень простым: чтобы раскрутить точку, нам придется работать в убыток или в ноль минимум шесть месяцев. Значит, львиную долю нашего бюджета — от 500 до 600 тысяч — сразу съест аренда, даже если в первые месяцы нам предоставят арендные каникулы и каникулы по коммуналке.
Хорошая доходность на троих. Это наиболее близкий к идеалу критерий.
Поиск места
Самостоятельные поиски локации под кофеточку ни к чему не привели. Мы обзвонили все номера из объявлений с близлежащей арендой и пришли к выводу, что в местах, которые нам подходят, уже слишком высокая конкуренция.
В недавно возведенных районах Новой Москвы за Мкадом арендная ставка за квадратный метр варьируется от 2,5 до 5 тысяч рублей в месяц без коммуналки. Плюсы такой локации: достаточно низкая конкуренция и возможность выбрать проходимое место. К минусам можно отнести то, что арендодатели изначально в два раза завышают плату именно для кофеточек, исходя из высокой маржинальности кофейного бизнеса. Кроме того, если это все-таки новый район, то придется подождать еще лет десять, пока его полностью заселят. Иными словами, окупаемость такой кофеточки очень долгая и неочевидная.
Что нужно чтобы открыть свою кофейню с нуля в россии
Если вы уже нашли свою бизнес-идею, подумайте, какой формат кафе вам подойдёт:
От формата зависит не только концепция заведения, но и правовая форма бизнеса. В статусе ИП можно открыть только заведение со слабоалкогольными напитками, например пивом или сидром. Сельхозпроизводителям при регистрации ИП закон разрешает продавать вина и игристые вина собственного производства.
Если вино вы не производите, но намерены продавать крепкий алкоголь или делать коктейли, открывайте ООО. Это можно сделать в одиночку или с единомышленниками, но максимум 50 человек. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей. Если ООО понесёт убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала.
Налоговый режим
Есть пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСН) и четыре специальных: УСН — упрощённая система налогообложения, ЕНВД — единый налог на вменённый доход, ПСН — патентная система налогообложения, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕНВД будет отменён с 2021 года, а ЕСХН подходит только для производителей сельхозтоваров.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (иногда говорят «доходы минус расходы»). Сменить объект налогообложения можно только со следующего года. Ставки и порядок расчёта — на сайте ФНС.
Регистрация
Зарегистрировать ООО и ИП можно в ИФНС. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах может быть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, заявление лучше подать вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передает сведения не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учёт.
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ (лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности). Если вы воспользуетесь почтой, отправляйте письмо с объявленной ценностью и описью вложения. Также можно воспользоваться сервисом СберБизнеса: документы будут готовы за 15 минут.
Раздел 2
Помещение
Для работы нужно получить разрешительную документацию из разных инстанций. Насколько это окажется сложным, зависит от того, какое помещение вы выберете. Если раньше в нём уже работали ресторан или кафе, то вместе с договором аренды вы получите готовый пакет документов из СЭС, пожарной инспекции и других государственных органов. Хлопот меньше, но и возможности для развития сильно ограничены. Например, вы сможете сделать косметический ремонт, но не сможете расширить площадь кухни или изменить расположение коммуникаций. Поставить дополнительную вентиляцию, чтобы готовить на гриле, не получится.
Если вы планируете использовать помещение, где раньше не было предприятий общественного питания, придётся подготовить проектную документацию и получить разрешения. В любом случае договор аренды помещения на срок более 11 месяцев нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Правила размещения заведений общепита регламентируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). В них есть перечень мест, где разрешено открытие кафе или ресторана.
И ещё один нюанс: для получения лицензии на алкоголь срок аренды помещения должен превышать 12 месяцев на дату получения лицензии.
Пожарная безопасность
Санитарные нормы
Уголок потребителя
Музыка и TV
Как не нарушить авторские права по использованию музыкальных произведений:
Для трансляции телевизионных каналов необходимо:
Вывеска
Covid-19
Роспотребнадзор составил рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Нужно проводить генеральную и влажную уборку помещений. Столы следует расставить на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и дезинфицировать их каждые 2 — 4 часа. В наличии должен быть пятидневный запас дезинфицирующих и моющих средств. Антисептики также разместите на входе и в местах общественного пользования. Каждые два часа проветривайте помещение.
—
О работе после пандемии можно прочитать в статье.
Раздел 3
Разрешения
Перед открытием кафе нужно уведомить о начале предпринимательской деятельности Роспотребнадзор: по почте, через портал госуслуг или лично посетив территориальное управление. Также можно через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Вас внесут в реестр в течение 10 рабочих дней.
Для розничной продажи алкогольной продукции за исключением слабоалкогольных напитков необходимо оформить лицензию. Место и способ подачи зависят от региона, а госпошлина для всех одинакова — 65 000 рублей.
Требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:
Для реализации любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Раздел 4
Счёт в банке
Для налоговых платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и других операций нужен расчётный счёт.
ИП для открытия счёта нужны:
—
В СберБизнесе можно открыть счёт без посещения офиса банка. ИП могут сделать это онлайн, а юрлица — встретиться с менеджером, который привезёт документы, а также расскажет о бонусах от банка и партнёров.
Раздел 5
Кассовый аппарат
О том, зачем вообще бизнесу онлайн-касса и какие они бывают, мы уже писали. 54-ФЗ обязывает всех предпринимателей использовать кассу с фискальным накопителем и выдавать фискальные чеки после покупки, только если вы не ИП без сотрудников, продающий товары собственного производства. Например, сами крутите и продаёте шаурму у себя на районе.
В небольшую кофейню с напитками навынос подойдёт смарт-POS (онлайн-касса и терминал для эквайринга в одном). Она компактная, помещается в карман куртки, поэтому такую кассу удобно использовать и при доставке. Масштабному гастрономическому проекту потребуются специализированные кассы — iiko или R-keeper. На них видна работа всего ресторана: резерв столов и очередь заказов, процесс приготовления блюд на кухне и остатки на складе, которые автоматически списываются при заказе. С помощью такой кассы официанты могут разбить чек между гостями и посмотреть, сколько заработали за смену. Система синхронизируется с 1С, визуализирует графики продаж и умеет формировать балансовый отчёт.
Для использования кассы необходимо:
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
—
Почитайте, как выбрать эквайринг и онлайн-кассу для общепита. Чтобы общепит работал, онлайн-кассы достаточно — с ней уже можно принимать оплату наличными. Но если вы хотите принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг. Можно поставить терминалы, связанные с кассой, а также использовать SberFood — приложение, с помощью которого гости могут сами оплачивать заказ картой, не дожидаясь очереди на кассе или официанта.
Раздел 6
Персонал
Регистрация в Фонде социального страхования
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление происходит на этапе регистрации.
Оформление
Для небольшого кафе достаточно одного-двух поваров для работы на кухне. В период запуска или сезонного обновления меню можно привлекать шеф-повара, который составит технологические карты — документы, описывающие состав и способ приготовления блюд. В большом заведении будут нужны официанты, а также менеджер или управляющий — ответственный сотрудник, контролирующий слаженную работу кухни и зала.
Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также необходимо провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Кухня
Как уже написано выше, можно арендовать помещение, где уже было кафе или ресторан, — тогда заново проектировать ресторанную кухню не придётся. Достаточно будет косметического ремонта. Если вы настроены на создание нового пространства, лучше заручиться поддержкой дизайнера и технолога. Первый продумает оформление, а второй — спланирует коммуникации и оснащение, чтобы всё соответствовало сантехническим правилам и нормам.
Оборудование, посуда и инвентарь должны быть:
Помните о технической документации:
Рекомендации по производственному процессу:
В случае нарушения, повлекшего массовое заболевание или отравление людей, грозит уголовная ответственность.
Система учёта
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкоголя и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Раздел 8
Клиенты и продажи
Выход в онлайн
2020 год преподал много уроков, один из главных — не надейтесь только на офлайн. Ресторанная сеть White Rabbit Family не ограничилась доставкой и создала комьюнити для тех, кто в самоизоляции. Гости первого в России онлайн-ресторана выбирают дату и заказывают набор продуктов. В указанный день в эфир выходит бренд-шеф и даёт гастрономический мастер-класс. Места за общим виртуальным столом появились и в столичном «Доме культур». Здесь приглашают на онлайн-бранчи с шеф-поваром, дизайнерами, музыкантами. А кафе Delicatessen предложило приобрести сертификат на ужин, воспользоваться которым можно после послабления карантинных мер. Собрали несколько идей, которые можно взять на вооружение.
Реклама
Расскажите о своём заведении в интернете: заведите аккаунт в инстаграме и запустите рекламу, таргетированную на жителей вашего района. Продвигать бизнес можно через внутренние инструменты соцсети или бесплатный сервис Фейсбука Business Manager (Инстаграм принадлежит этой компании). Когда вы планируете рекламировать своё кафе в интернете, нужно не только правильно рассчитать бюджет кампании, но и научиться эффективно его расходовать. Рассказали, как проверить окупаемость рекламы в Google Analytics и Яндекс.Метрике и привлечь больше пользователей за меньшие деньги. Найти новых клиентов и увеличить продажи позволит лендинг. Изучите, чем он отличается от обычного сайта и какие задачи поможет решить.
Оптимизация расходов
Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Попробуйте часть задач передать на аутсорсинг. Бухгалтерию, кадровый учёт и юридическое обслуживание делегируйте онлайн-сервисам. Пересмотрите рекламную и маркетинговую стратегии. Например, когда меньше людей выходят из дома, кафе могут вложить больше денег в рекламу доставки, а остальные рекламные расходы сократить. Ещё раз проанализируйте эффективность рекламы: возможно, выяснится, что уличная реклама не привлекает клиентов, а таргетированная в соцсетях работает хорошо. Мы рассказали, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.
Проанализировать свои бизнес-метрики, оценить ёмкость ниши и сравнить показатели с другими компаниями поможет приложение СберСоветник.
Раздел 1
О компании
Для начала определитесь, будете строить бизнес с нуля или купите франшизу. Отразите эту информацию в первом разделе бизнес-плана.
В обоих случаях для открытия кофейни нужно:
Выберите организационно-правовую форму предприятия: ООО или ИП.
При регистрации укажите коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). В зависимости от того, планируете вы размещать столики внутри или продавать кофе и еду с собой, вам подойдут коды из раздела 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», 56.30 — «Подача напитков» или 56.10.21 — «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос».
Оформить пакет документов, без которых кофейня не откроется:
Раздел 2
Анализ отрасли и рынка
Проанализируйте основных конкурентов:
Посчитайте, сколько кофеен каждого типа есть в районе города, где вы открываетесь.
При подготовке бизнес-плана кофейни все расположенные поблизости заведения разделите на две категории:
Составьте список сильных и слабых сторон ваших прямых и косвенных конкурентов, чтобы оценить свои преимущества и необходимость внедрения особенностей, которые помогут выделиться.
Если ваше заведение будет тематическим, то есть его концепция будет выстроена вокруг известного сериала, мультфильма, персонажа и так далее, это может стать преимуществом: кофейня привлечёт не только фанатов, но и знакомую с темой аудиторию. При выборе концепции не забывайте о правах правообладателя. Они регулируются нормами ГК.
Раздел 3
Работа по франшизе
Этот раздел понадобится тем, кто хочет запустить бизнес по франшизе. Подробнее о том, как её выбрать, читайте в нашем тексте.
Какие могут быть плюсы
Известное имя. С ним проще закрепиться в новом городе. Франчайзер также предоставит план продвижения.
Готовый список поставщиков и оборудования. Нет необходимости искать, у кого закупать зёрна, молоко, воду, оборудование, и проверять их: франчайзер сделал это за вас.
Помощь в организации. Владелец предоставит карту процессов или отправит на место сотрудника, который проконтролирует запуск точки.
Низкий уровень конкуренции внутри сети.
Франчайзер обычно старается сделать так, чтобы на одной территории работало ограниченное количество точек.
Возможные минусы
Жёсткие правила сотрудничества. Франчайзи подписывает договор концессии — соглашение о праве использовать опыт владельца бренда и его деловую репутацию. Документ обязывает соблюдать все нормы вне зависимости от финансовых показателей.
Невозможность сменить поставщиков. Подрядчики из предоставленного списка могут вам не подойти по качеству, условиям закупки или доставки. Франчайзеры не всегда разрешают партнёрам самим выбирать поставщиков.
Риск расторжения контракта. Если франчайзи нарушил условия и не устранил ошибки, бренд может расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Смена менеджмента. У сети, франшизу которой вы купили, могут смениться собственники или руководители. Не исключено, что с новым руководителем и политикой компании вам уже не захочется работать по франшизе.
Раздел 4
О продукте
На этом этапе предстоит продумать концепцию кофейни. Это может быть:
Сформулируйте конкретные цели. «Варить лучший кофе» или «разбогатеть» слишком абстрактны для оценки результатов работы. Цели «взять на работу бариста — лауреатов кофейных чемпионатов», «получить прибыль в миллион рублей по итогам года» понятны, а результат измерим.
Определитесь также с меню. Начните разработку и рассчитайте себестоимость блюд и напитков, найдите поставщиков кофе и других продуктов.
Раздел 5
Организационный план
Оргплан — поэтапный список задач со сроками, которые необходимо выполнить до открытия бизнеса. Перечень может быть таким:
Задача
Дедлайн
Заключить договор с арендодателем
Подготовить документы для регистрации ИП/ООО
Подать в налоговую заявку на регистрацию
Подать уведомление в Роспотребнадзор
Открыть расчётный счёт в банке
Написать и разместить на сервисах поиска сотрудников объявления о наборе персонала
Сделать в помещении ремонт: покрасить стены и потолок, поставить двери
Получить заключение пожарной инспекции в местном ГУ МЧС
Выбрать и заказать столы, стулья, стойку бара, кофемашину, посуду
Заключить договор на вывоз мусора
Заключить договоры на подачу отопления, электричества, горячей и холодной воды
Отправить заявку на установку рекламной конструкции
Оформить медицинскую книжку для себя (если будете работать лично) и проследить, чтобы они были оформлены у всех сотрудников
В организационном плане опишите все бизнес-процессы компании: кто будет встречать клиентов, готовить напитки, подавать десерты, убирать столы, отвечать за закупки и бухгалтерию.
Раздел 6
Маркетинговый план
Чтобы реклама была эффективной, нужен маркетинговый план. Мы подготовили подробный текст о том, как его составить. Здесь приведём основные тезисы.
Опишите потенциального клиента
Это поможет точнее сформулировать рекламный посыл и выбрать каналы для размещения. Ориентируйтесь на прямых конкурентов или попробуйте сами определить пол, возраст, место проживания и работы клиента, его семейное положение, уровень достатка, потребности.
Подробнее о том, как определить ЦА своего бизнеса, читайте в нашем тексте. Например, по данным исследования, кофе с собой чаще всего покупает аудитория 25—44 лет.
Выберите рекламные каналы
Разберитесь, какими сервисами пользуется ЦА и что поможет ей узнать о вас. В зависимости от сегментов промо может быть в соцсетях, поисковиках или на улице. Например, в случае кофейни формата to-go можно раздавать листовки около бизнес-центра.
Продумайте программу лояльности
Самый популярный инструмент для кофеен — скидочные карты. Постоянным клиентам можно оформлять накопительные, по которым они будут получать кофе бесплатно, например, за каждую 5-ю покупку.
Все затраты на продвижение должны укладываться в финансовый план.
Раздел 7
Финансовый план
Финплан позволит спрогнозировать, прибыльным или убыточным станет ваш бизнес. Если описание бизнес-процессов вы можете уточнить в ходе работы, то оценить расходы и доходы нужно до запуска.
Что отразить в финансовом плане кофейни
Учитывайте расходы на оформление документов, ремонт, оборудование и мебель, закупку кофе, воды, молока на первые 2—3 месяца, на промо и рекламу, зарплаты сотрудникам.
По словам основателей казанской кофейни «Ранняя пташка» Дмитрия и Алёны Лефлер, приоритет — затраты на оборудование. Из 3,5 миллиона рублей стартового капитала два миллиона они потратили именно на него.
Лефлеры признаются, что, если бы денег осталось больше, они бы купили итальянские стулья и вложились в другие детали интерьера. Но обновить интерьер можно в процессе работы, а качественные напитки нужно готовить сразу, говорят предприниматели.
Кофемашина может сломаться, санитарная служба — найти нарушение и оштрафовать, а арендодатель — поднять плату за помещение. К незапланированным расходам готовятся, закладывая на них около 20 % от стартового капитала.
В подушку безопасности Лефлеры советуют заложить аренду, зарплату всех сотрудников и обязательные выплаты минимум на 3 месяца. А на непредвиденные расходы желательно иметь дополнительно от 200 до 500 тысяч рублей, если планируете открывать большое заведение, а не мини-кофейню.
Посчитайте её по формуле «доходы минус расходы» и попробуйте оценить долю прибыли, которую сможете потратить на увеличение штата, расширение меню и карты напитков, покупку кофе лучшего качества (например, моносортов и зёрен необычной обжарки).
Прогноз срока окупаемости
При составлении финплана рассчитайте, с какой наценкой вы сможете продавать напитки и закуски, сумму среднего чека и необходимое количество клиентов за определённый период, например месяц. Так вы сможете спрогнозировать сроки окупаемости проекта.
Приведём пример расчёта расходов на открытие бизнеса. Возьмём за основу данные из прогноза «Ольги» — сервис-бота Сбербанка, который учитывает статистику в разных сферах.
Например, если вы готовы потратить на открытие до 450 тысяч рублей и планируете открыть мобильную кофейню, затраты будут такими:
Итого: 436 500 рублей на старте без учёта ремонта помещения (возможно, он вам не понадобится).
Вероятные доходы и расходы в месяц для такой бизнес-модели:
«Ольга» также подскажет примерные сроки окупаемости, в данном случае — 1 год.
Раздел 8
Анализ рисков
Самые вероятные риски для кофейни:
Неудачный выбор места. Не открывайте кофейню в помещении на окраине города с низкой проходимостью, вблизи которого нет ни учебных заведений, ни офисных зданий.
Повышение платы за аренду, если договор заключён на короткий срок, меньше года. Постарайтесь сразу заключить долгосрочный контракт и зафиксируйте в нём ставку.
Некачественное сырьё, из которого получается плохой кофе и невкусная еда. Проверяйте поставщиков на этапе отбора, не верьте на слово и тестируйте продукцию лично. Пропишите в договоре формы ответственности за поставку некачественного сырья и срыв сроков.
Низкий спрос. Продумайте сразу несколько методов продвижения, протестируйте их, разработайте новые акции или интересную систему бонусов для постоянных посетителей.
Ненадёжные сотрудники. Бариста может и привлечь клиентов, и отпугнуть их. Проводите опросы в соцсетях о качестве обслуживания, мониторьте отзывы о вашем заведении.
Открытие точек прямых конкурентов рядом. Такой риск сложно предупредить, но есть шанс до этого момента обзавестись постоянными клиентами, а новых посетителей привлекать специальными предложениями в меню.