что нужно чтобы открыть секонд хенд в россии
Бизнес план секонд-хенда с нуля
Бизнес план секонд-хенда представленный ниже, имеет цель ознакомить начинающих предпринимателей с основными моментами данной ниши.
Секонд-хенд представляет собой магазин по продаже подержанных товаров, стоковой и поношенной одежды по низким ценам. В Россию данное направление пришло из Европы и стало достаточно популярным благодаря тому, что в таком магазине за небольшие деньги можно приобрести стильные брендовые вещи для всей семьи.
Общая концепция бизнеса
Суть бизнес-идеи в странах СНГ состоит в оптовой закупке европейской одежды, обуви и аксессуаров у поставщиков для её последующей реализации в розницу. При нынешней нестабильности в экономике концепция особенно актуальна. Открытие second hand подойдёт начинающим предпринимателям, не располагающих крупными инвестициями.
Плюсы бизнеса:
- Первоначальные вложения от 150 до 500 тыс. руб. Низкая закупочная цена на вторичные товары Окупаемость вложений менее чем за год работы Разные форматы деятельности в зависимости от категории товара Наценка на вещи 50-200%, доходящая до 500% на брендовые модели Хорошая доходность бизнеса Относительно невысокая конкуренция
Минусы:
- Специфичный бизнес, отталкивающий многих покупателей Сезонность спроса на конкретные вещи
Как видим, преимущества значительно перевешивают недостатки, поэтому бизнес-идею стоит рассмотреть как возможность хорошего заработка. Пошагово разберём нюансы открытия дела и основные вопросы по реализации идеи.
Как открыть магазин секонд-хенд с нуля в России: пошаговая инструкция
Особенность развития бизнеса вторичных товаров в России обусловлена ментальностью наших потребителей, предвзято относящихся к покупке бывших в употреблении вещей. Первые магазины вызывали отвращение у россиян, но в данный момент ситуация изменилась и всё большее число покупателей делают выбор в пользу качественного товара вместо дешёвой китайской подделки. Тем более что купить можно одежду известных марок за смешные деньги.
Подходящими для России форматами торговой точки будут:
- бутик по продаже не ношенных эксклюзивных предметов гардероба, целесообразный для открытия в мегаполисах и крупных городах дисконтный или комиссионный магазин поношенной одежды по низким ценам, уместный в небольших населённых пунктах оптовый склад-магазин с реализацией недорогой одежды на развес, подходящий для городов с населением от миллиона человек сезонный магазин секонд-хенд, актуальный для курортных районов страны
Анализ спроса и конкуренции
Первым делом нужно провести исследование рынка на наличие и предложения конкурентов в вашем регионе, покупательский спрос и целевую аудиторию. Клиентами магазина вторичных товаров могут быть:
- Девушки от 18 до 25 лет, стремящиеся купить брендовые вещи по доступной цене Молодые мамы, женщины 26-50 лет с низким или средним достатком, покупающие товары для себя и всей семьи Студенты и люди старшего возраста, желающие сэкономить
Нарисуйте портрет своего клиента и ориентируйтесь на него при выборе формата магазина.
Поиск поставщиков
Далее необходимо определиться с поставщиками товаров. Закупать вещи можно самостоятельно за границей или через оптовиков, реализующих вещи напрямую от компании-сборщика. Сбор может происходить несколькими вариантами:
- Сбор нереализованных магазинных остатков после сезонных распродаж Проведение акций сбора вещей в семьях сотрудниками частных компаний или благотворительных организаций Сбор ненужных вещей в школах среди учеников Контейнерная сборка путём установки тары рядом с супермаркетами и заправочными станциями
Собранный товар сортируется фабрикой-сборщиком: по сезону, категории и виду, стране-производителю и упаковывается в тюки по 100-150 килограмм. Далее вещи фасуются оптовиками в тару по 25-30 кг и в таком виде реализуются российским предпринимателям.
Больше всего ценится одежда из Германии, Голландии, Англии и Италии. Брендовые изделия поставляют: Главстоксекондторг, Istwood, торговый дом Голландии, ООО «Микс Европа», компания «Бик». Зачастую поставщики предоставляют скидки, бонусы своим клиентам, выгодные условия сотрудничества.
При получении партии товара обязательно проверяйте наличие санитарно-эпидемиологического заключения, сертификата о дезинфекции одежды, накладной, счёта-фактуры и кассового чека. Также внимательно осматривайте каждую вещь на наличие потёртостей, пятен, мелких дырочек.
Распределяйте полученный товар на группы с учётом его степени износа и внешнего вида. Устанавливайте индивидуальные или групповые цены, исходя из стоимости закупки и категории товара, либо формируйте стоимость килограмма одежды при торговле на развес.
Оформление документов и разрешений
Деятельность секонд-хенда необходимо зарегистрировать в местной налоговой службе. Наиболее простой формой будет открытие ИП путём подачи соответствующего заявления с паспортом, ИНН и квитанцией об уплаченной госпошлине в 800 руб.
Указываемые коды по ОКВЭД: 47.71 для розничной торговли одеждой в специализированных магазинах и 47.79 о розничной торговле товарами, бывшими в употреблении. Налогооблагаемая система: УСН по ставке 6% со всего дохода или 15% с чистой прибыли.
Также потребуется открыть расчётный счёс в Банке, получить разрешение на ведение торговли от местной администрации, пожарной инспекции и экспертное заключение санитарно-эпидемиологической службы. Для этого нужно подготовить следующие документы:
- сертификаты, подтверждающие химическую обработку товара договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности журнал учёта товара
Разрешение будет выдано после экспертизы помещения органами СЭС и пожарного надзора.
Проработка ассортимента
Нужно решить какой ассортимент вещей вы будете предлагать покупателям. Понадобится большое количество товара надлежащего качества. Условно одежду секонд-хенд делят на несколько категорий в зависимости от её качества:
- Категория «крем», представленная новой одеждой без ярлыков и явных следов износа, 20% из которой эксклюзивные модели Одежду «евросток», поступающую из бутиков и модных домов, не успевших распродать свои коллекции, в виде не ношенных брендовых вещей с фирменными этикетками Категория «экстра», состоящая из вещей минимального износа, собранного у населения Одежда «первого, второго и третьего сорта», характеризующаяся значительным износом, с пятнами, иногда непригодная для продажи Вещи «микс» из неразобранных мешков с одеждой и обувью предыдущих категорий
Ассортиментный перечень может быть представлен одеждой для всей семьи, мужской и женской, детской, одеждой для беременных, а также аксессуарами и обувью. Обычно выбирают одну-две товарные группы для привлечения широкой целевой аудитории.
На товаре ставят пометку о его сорте, степени износа и принадлежности к категории качества. Причём, товары разных категорий размещают отдельно друг от друга, так как цены на них устанавливают по-разному.
Поиск помещения
Под секонд-хенд следует подыскать подходящее помещение в центральной части города или в спальном районе в зависимости от уровня магазина и представленной в нём категории одежды. Главное, чтобы район был густонаселённым, с развитой инфраструктурой и транспортной развязкой.
Название должно быть оригинальным, запоминающимся, говорящим за себя. Если вы планируете торговать стоковой одеждой, указывайте слово «сток». Идеальный вариант комбинация из двух сочетающихся между собой слов. Обыграйте непонятные слова, проявите фантазию и звучное название у вас в кармане.
Найм персонала
Следующее, что предстоит сделать, это сформировать штат сотрудников. Для успешного функционирования магазина нужно нанять:
- Менеджера или администратора с выполнением обязанностей приёмки товара, стимулированию продаж, контроля работы Продавцов-консультантов с посменным графиком работы Уборщицу на неполный рабочий день Бухгалтера по договору аутсорсинга
Продавцы должны ориентироваться в брендах, уметь придать вещам товарный вид, знать этапы продаж, быть приветливыми и коммуникабельными. Административные функции может выполнять сам предприниматель, особенно если торговая точка небольшая.
Сколько нужно вложить на старте
Для открытия магазина секонд-хенд в среднем потребуется порядка 300 тыс. руб. на следующие статьи расходов:
- Ремонт помещения – 60 тыс. руб. Покупка оборудования и установка вывески- 70 тыс. руб. Закупка первой партии товара – 100 тыс. руб. Аренда торговой площади – 40 тыс. руб. Реклама и маркетинг – 30 тыс. руб.
Но небольшую точку эконом-класса можно открыть и с меньшей суммой в 150 тыс. руб. От 500 тыс. руб. понадобится для запуска магазина брендовой одежды категории «крем» и «евросток».
Помимо единовременных вложений есть ещё постоянные расходы. На них ежемесячно будет уходить около 160 тыс. руб.: на фонд оплаты труда, покупку товара, аренду помещения, коммунальные платежи и налоги, рекламу.
Прикинем ожидаемую прибыль магазина. Планируемая дневная выручка составит 6-7 тыс. руб. при среднем чеке 600 руб. и обслуживании 10-12 человек в день. Получаем доходность за месяц в среднем 210 тыс. руб., из которой чистая прибыль составит 50 тысяч рублей. Показатель рентабельности – 17%.
Риски бизнеса
Также следует учесть возможные риски, способные отрицательно сказаться на бизнесе. Основными из них являются:
Успех бизнесу на продаже вещей секонд-хенд принесёт низкая конкуренция, надёжные каналы поставки, правильно подобранный ассортимент товара и месторасположения, наработанная база клиентов. А грамотное ценообразование и маркетинг увеличат доходы магазина.
Как открыть шоу рум одежды с нуля
Как открыть магазин одежды с нуля
Как открыть спортивный магазин
Как открыть благотворительный магазин с нуля
Как устроена работа секонд-хенда
Узнали, где секонды покупают одежду, кто и как ее обрабатывает, каких вещей нет у поставщиков и правда ли, что в одежде из секонд-хенда можно найти 100 евро.
Мечтали с мужем открыть кафе, но открыли секонд
Мы с мужем всегда хотели кафе или пекарню — что-то в сфере общепита, а секонд открыли, чтобы протестировать себя как предпринимателей. Эта сфера проще общепита, и здесь легче начинать. Кафе у нас пока нет, а секонд-хенд работает уже полгода.
Секонд-хенд — это бизнес, который помогает заботиться об экологии. Я не люблю, когда что-то выбрасывают, например еду, если приготовили слишком много. Мне хочется всё использовать максимально правильно. При этом не могу сказать что я на 100% экочеловек, но мы в семье стараемся: сортируем и сдаем на переработку мусор, покупаем местные продукты, бережно относимся к вещам.
Секонды помогают экономить и продлевают жизнь вещам. Например, возьмем детские вещи. Дети быстро растут, особенно в первый год: купили одежду, а через месяц нужен другой размер. И получается, что вещи надевают 1-5 раз, а потом отправляют на свалку и покупают новые.
Секонды — это спасение для родителей. Если в семье двое-трое детей, секонды позволяют покупать всем стильные вещи европейского качества и не тратить много денег. Но, правда, родителям девочек повезло больше: вещи на них в секондах встречаются чаще, чем на мальчиков.
Я часто посещала разные секонды, но мне не нравилось, как всё организовано: огромные помещения, больше похожие на склады или свалки, вещи развешаны плотными рядами — пока переберешь все вешалки, руки отнимутся. Но неудобства компенсируются интересными вещами и известными марками по низкой цене.
Огромные помещения, больше похожие на склады или свалки, вещи развешаны плотными рядами — пока переберешь все вешалки, руки отнимутся
Я посещала секонды в разных странах. Например, в Японии такие магазины называются recycle shops, по-русски звучит как «ресайкл». Ресайклы — это что-то вроде наших секондов, но с более разнообразным ассортиментом. В них люди сдают ненужные вещи, потому что просто выбрасывать их в мусорку нельзя — за это можно получить штраф.
В ресайклы сдают всё: одежду, удочки, мебель, алкоголь, посуду, книги. Многие вещи новые: например, человеку подарили пиджак, а он предпочитает спортивный стиль. Тогда он сдает его в ресайкл, получает немного денег, а другой человек покупает пиджак дешевле, чем в магазине.
В японских ресайклах много горнолыжной одежды, сноубордов, книг, красивой посуды, например, можно найти посуду Тиффани и Булгари. Есть двухэтажные ресайклы: на первом этаже книги, а на втором — всё остальное.
А в Америке секонды похожи на крупные магазины вроде нашей Фамилии. Довольно скучно, и, чтобы найти что-то интересное, нужно пересмотреть много вещей.
В России секонд-хенды тоже скучноватые, поэтому мы хотели, чтобы у нас была не только выгодная по цене одежда и интересные бренды, но и приятная атмосфера, легкая музыка, красивые примерочные — это нестандартный подход к секонд-хендам в России.
Регистрация ИП за час
В начале 2020 я оформила ИП, а магазин мы открыли в июле 2020 года. Сначала я сама пробовала открыть ИП, но мне пришел отказ из-за каких-то ошибок. Тогда я не нашла простого алгоритма, который объяснял бы, как открыть ИП, поэтому пошла на консультацию к бухгалтеру. Она помогла мне составить заявление, открыть ИП и расчетный счет.
Популярность секондов растет
Если не брать в расчет ситуацию с пандемией, популярность секондов растет. Люди задумываются о разумном потреблении, в том числе одежды и обуви. И чтобы не выбрасывать вещи и не тратить много денег на новые, выбирают ходить в секонды.
Покупателей в секондах можно условно разделить на три категории:
Еще к экспертам можно отнести компании подростков, которые охотятся за определенными вещами: ретроветровки Адидаса, джинсы, толстовки, брендовые рубашки — они приходят и перелистывают все-все вешалки с одеждой. Ходят слухи, что они перепродают брендовую одежду из секондов на Авито и в соцсетях.
Одежду закупаем мешками по 25-100 килограммов
Одежду можно закупать напрямую у европейских складов, но для этого нужен опыт и знания. Владельцы небольших секондов обычно сотрудничают с российскими крупными компаниями, а те — с европейскими.
Я закупаюсь на двух крупных складах в Подмосковье. Один из них — Глобатекс, находится в Домодедове, у них современный удобный склад. Сначала покупатель поднимается в офис, затем в помещение с огромными стеллажами, между которыми ездят специальные машины — они снимают мешки с одеждой. Здесь же стоят столы, на которых можно разложить и рассмотреть одежду из мешков.
В мешках вещи отсортированы по стране, категории и полу, например:
Цена зависит от категории одежды, страны и спроса. Например, одежда больших размеров пользуется спросом, но у поставщиков ее мало, поэтому цена выше. Одежда категории «пересортица» всегда дешевле, чем cream или люкс — это лучшие вещи известных брендов. А детская и мужская обычно дороже женской.
Когда я приезжаю на склад, например за миксом мужской брендовой одежды, мне дают два-три мешка с одеждой этой категории, и я могу посмотреть, что внутри. Можно открыть мешок, выложить вещи на стол, рассмотреть, но нельзя взять 30% из одного мешка, а 70% из другого. Только купить мешок целиком.
Можно открыть мешок, выложить вещи на стол, рассмотреть, но нельзя взять 30% из одного мешка, а 70% из другого
Я смотрю, одежда в каком мешке мне больше нравится, и беру его. Если нравится больше половины, можно брать, а если около трети или меньше, не стоит.
Эксперты говорят, что нужно ориентироваться на спрос: смотреть, какую одежду у вас чаще всего покупают, и выбирать такую же на складах. Но я выбираю на свой вкус. Может, это неправильно, но мой вкус совпадает с предпочтениями покупателей: они говорят, что одежда у нас классная, хорошая подборка.
На складе можно заказать доставку, но мы возим сами, потому что у нас небольшой магазин.
На складах продают уже продезинфицированную одежду, хотя с точки зрения закона это перестало быть обязательным. Но если попросить, склад выдаст сертификат о дезинфекции, он выглядит так:
Иногда покупатели спрашивают, обработана ли одежда. Тогда мы показываем сертификаты — это вызывает больше доверия, чем ответ без документов.
Самое сложное — развесить вещи
Момент, когда нужно развешивать вещи, — самый тяжелый и трудозатратный. Одному человеку, чтобы развесить 200 килограммов одежды, нужно 10-12 часов. Поэтому крупные секонды в день привоза и развески нанимают фрилансеров — людей, которые приходят на один день подработки и помогают развешивать одежду.
Процесс обычно такой: приходит новая партия одежды, всю старую снимают с вешалок, новую вскрывают, достают, сортируют по категориям и развешивают. Смотреть надо внимательно, потому что может попасться брак, плюс какие-то вещи нужно гладить.
Когда открывались, я не думала, что развешивание вещей будет занимать столько времени.
Все знают эту историю: человек пошел в секонд-хенд, купил джинсы и принес их домой. Когда мерил перед зеркалом, залез в маленький кармашек и нашел купюру в 100 долларов. Видимо, обрадовался и рассказал об этом всем своим друзьям, а они — своим, и так далее. Больше похоже на городскую легенду.
Но в нашем секонде было нечто подобное: моя помощница купила у нас куртку и нашла в кармане евро-монетки. Так что, в одежде из секонда и правда можно найти деньги.
В среднем секонды делают наценку в 3-4 раза
Почти все секонды используют одну схему ценообразования: в день привоза ставят самую высокую цену, а затем постепенно снижают. Например, мы начинаем с 2190 рублей за килограмм — это средняя цена для секондов Москвы и Подмосковья, затем снижаем до 1690, 1190 и 590 рублей. В конце иногда даем дополнительные скидки.
В секондах правило такое: чем дальше от привоза, тем ниже цена.
Цену секонды могут ставить за килограмм или за отдельную вещь. Чаще считают килограммами, это удобнее: не нужно принимать решение по каждой вещи, клеить штрихкоды и вести подробный учет. В среднем секонды делают наценку в 3-4 раза за килограмм, например, покупают за 455 рублей, а продают за 1820 рублей.
В среднем секонды делают наценку в 3-4 раза за килограмм, например, покупают за 455 рублей, а продают за 1820 рублей
Мы ставим цену за килограмм, но при этом мы выделяем отдельную категорию, например бренды, вещи с бирками или в отличном состоянии и делаем на них фиксированную цену. Это для покупателей, которые хотят покупать именно вещи с бирками или бренды, и не хотят искать их на стеллажах.
При расчете фиксированной цены отталкиваемся от закупочной. Например, купили мешок с одеждой категории бренд: 20 кг за 200 евро. Значит, килограмм стоит 10 евро. Мы берем вещь, взвешиваем — допустим, получается 200 граммов. И считаем себестоимость:
10 евро / 1000 граммов = 0,01 евро
0,01 евро * 200 граммов = 2 евро.
Затем делаем наценку от 200% и выше, в зависимости от состояния и модели. В примере получается 4 евро, или 365 рублей. Считаем в евро, потому что склады указывают цены в валюте.
Если вещь весит мало, но дорогая по определению, например блузка Эскада из 100%-ного шелка, считаем цену не по весу, а примерно, относительно других вещей.
Обычно мужская одежда дороже женской, потому что ее меньше у поставщиков. Видимо, мужчины дольше носят и реже сдают вещи, особенно джинсы и футболки. А детская немного дороже мужской.
Есть еще один вариант ценообразования, который я встречала только раз. Секонд привозит новые вещи в начале недели и ставит самую высокую цену, а потом постепенно снижает до 100-150 рублей за вещь. В конце недели закрываются, развешивают новые вещи, а то, что сняли, продают перекупщикам. Но чтобы так работать, нужно быть матерым спецом.
Больше всего денег уходит на аренду и закупку одежды
Каждый месяц тратим около 250 000 рублей — это расходы на аренду, налоги, закупку товара, рекламу и прочие.
Аренда. У нас помещение в спальном районе, не первая линия, но недалеко от метро Медведково. Нам нравится, что есть отдельный вход, а рядом несколько таких же помещений. Плюс это не подвал и не полуподвал — не хотелось проводить всё рабочее время в помещении без окон.
За 70 м² мы платим 85 000 рублей в месяц плюс 2500 рублей за коммуналку.
Зарплаты. Мы работаем вместе с мужем. Я занимаюсь закупкой, продажей вещей, интерьером, а муж отвечает за техническую часть. Еще есть помощница, которую я иногда вызываю на подработку. Ей я плачу 2000 рублей за смену, но коллеги говорят, что можно платить и 1500 рублей.
Налоги. Первые полгода мы работали на патенте, заплатили за него 84 000 рублей. Сейчас перешли на упрощенку «доходы минус расходы», посмотрим, как будет выгоднее.
Закупка вещей. В среднем на закупку уходит от 100 000 рублей в месяц. Расходы зависят от нескольких факторов:
Например, к Новому году нужны наряды, и цены на них выше, чем на повседневную одежду. Таких нюансов много, но в среднем закупки выходят минимум на 100 000 рублей.
Реклама. У нас есть инстаграм — его ведет моя сестра, она смм-специалист. Ей я плачу 7000 рублей в месяц — это по-семейному, а так цены выше за такие услуги.
Еще раз в месяц делаем рекламу в паблике «Северное Медведково» в инстаграме. Пост и сторис обходятся в 7000 рублей, но дают хороший отклик. А из бесплатных инструментов работают Яндекс-карты.
Другие расходы. Еще 9000 рублей тратим на вывоз мусора, обработку помещения по нормам санэпидемстанции, мобильную связь и интернет — для ИП он стоит дороже, чем домашний.
Как онлайн секонд-хенд конкурирует одновременно с eBay и Sotheby’s
Секонд-хенд, продающий люксовые товары, – это бизнес на сотни миллионов. Джулия Уэйнрайт одной из первых уловила этот тренд. Она необычный стартапер. Элитный секонд-хенд The RealReal она основала в Кремниевой долине в 2011 г., когда ей было 50 с лишним лет. Нельзя сказать, что до этого ее никто не знал на рынке, – она стояла у истоков цифрового бума. Но слава ей только мешала: Уэйнрайт была гендиректором онлайн-магазина Pets.com, который журнал PC World поместил на 7-е место в рейтинге худших стартапов мира. В истории Уэйнрайт смешались предательство мужа, отказ Джеффа Безоса дать денег на спасение компании, которой она руководила, и случайный визит в комиссионку.
Как устроен The RealReal
«Хочу захватить верх eBay и низ Sotheby’s и Christie’s», – решила Уэйнрайт. Ноу-хау ее стартапа The RealReal стала гарантия подлинности. Каждую вещь будут проверять эксперты, решила Уэйнрайт. Сейчас их в штате более сотни. Пытаясь отловить контрафакт, они используют геммологические приборы, рентгеновские аппараты, базы данных брендов. «На The RealReal вы не найдете поддельных товаров», – уверяла Уэйнрайт CNBC.
Ей пришлось прибегнуть к модели, отличной от многих конкурентов. Те работают как доска объявлений, сводя продавцов с покупателями. The RealReal устроен по принципу консигнации, или комиссионного магазина: товар передается The RealReal на реализацию и до момента продажи является собственностью владельца. Стартап избавляет продавца от множества хлопот.
Принцессы и просто миллениалы
Уэйнрайт пора молиться на повальное увлечение экологией и ответственным потреблением. The RealReal провел опрос – 56% его клиентов заявили, что не выбрасывают, а продают старые вещи, заботясь об окружающей среде или чтобы продлить срок их жизни. Компания даже запустила специальный калькулятор: насколько вы поможете сохранить природу, продав тот или иной предмет роскоши. К 2021 г. The RealReal обещает стать углеродно нейтральным. Для этого наняты внешние консультанты, проверяющие логистику компании на выбросы СО2. У самой Уэйнрайт два электромобиля – Fiat 500e и Tesla Model 3. Она любит рассказывать, что к сознательному потреблению ее приучили родители. Мама говорила знакомым: «Когда тебе надоест этот коврик, я с удовольствием куплю его у тебя». Папа «рылся по мусорным бакам и извлекал из них все ценное еще до того, как придумали слово upcycle» (когда старой вещи находят новое применение вместо того, чтобы отправить в утиль).
Кошки, Apple и спам
Уэйнрайт – миниатюрная блондинка, которая носит 20-сантиметровые каблуки, стесняясь своего роста в 157 см. Сейчас ей 62 года.
Выросла Уэйнрайт в штате Индиана в семье художников-иллюстраторов. Ее детство было пронизано творчеством – она ставила спектакли с соседскими детьми, а мать помогала им шить костюмы. Отец владел рекламной фирмой и часто снимал четверых своих детей в рекламе товаров.
Окончив в 1979 г. Университет Пердью, Уэйнрайт устроилась помощником бренд-менеджера в компанию Clorox, где отвечала за маркетинг наполнителя для кошачьего туалета. Товар, конечно, полезный, но не очень вдохновляющий. Кто-то из финансистов притащил на работу свой Apple II – первый персональный компьютер, серийно выпускавшийся компанией Стива Джобса. На нем стояла программа для работы с электронными таблицами VisiCalc, и Уэйнрайт мгновенно влюбилась в информационные технологии. Она не колеблясь ответила «да», когда ей в 1983 г. предложили работу в компании – разработчике ПО, которые в те годы можно было пересчитать по пальцам.
Уэйнрайт сменила несколько технологических компаний, засветившись в известных на рынке проектах. Например, была продакт-менеджером программы Harvard Graphics – если бы операционной системой осталась DOS, мы делали бы презентации в ней, а так ее сбросила с пьедестала Microsoft PowerPoint для Windows. Была вице-президентом по маркетингу разработчика игр Mindscape, когда компания адаптировала игру Wing Commander для приставки Super Nintendo.
Беда не приходит одна
Уэйнрайт точно помнит время и дату, когда ее жизнь рухнула. Было 4 часа утра 8 ноября 2000 г. Шла ликвидация бизнеса. Ее ждал очередной тяжелый день: увольнять сотрудников, распродавать активы. Но это были цветочки. Дело в том, что Уэйнрайт в такой ранний час разбудил муж, чтобы сказать, что подает на развод. Сразу две трагедии, с бизнесом и личная, – это был слишком лакомый кусок для СМИ. Журналисты дневали и ночевали рядом с ее домом. При первой же возможности Уэйнрайт сбежала от них на две недели на Бали, а потом пряталась по родственникам и знакомым. Спасало ее давно забытое хобби – рисование.
Ад наяву
Уэйнрайт вспоминает, что следующие годы она жила как в дурном сне. Она зарабатывала выступлениями и подработкой в разных проектах. В 2000–2006 гг. заседала в совете директоров Headlands Center for the Arts – программы поддержки художников из залива Сан-Франциско. Попутно в 2001–2002 гг. была и. о. гендиректора венчурной фирмы HummerWinblad из Сан-Франциско, специализирующейся на вложениях в разработчиков ПО и приложений, а также и. о. гендиректора одного из разработчиков из ее портфолио, On the Frontier (она его, кстати, сделала прибыльным). Потом работала гендиректором Bellamax, которая разрабатывала программное обеспечение для фотолабораторий.
«Я поняла, что [после истории с Pets.com] никогда не получу отличную работу – придется самой создавать себе возможности», – вспоминала она. В 2008 г. она основала сайт SmartNow.com. Идея пришла ей после развода. Она обнаружила, что в интернете нет специализированных ресурсов для женщин 35–55 лет. SmartNow.com представлял собой смесь женского глянцевого журнала и соцсети. Там были статьи диетологов и модельеров, виртуальные тренинги (например, раз в неделю собиралась группа желающих похудеть), общение в чате и личные блоги. По всей стране женщины встречались в своей компании, чтобы обсудить новый крем или страх перед раком груди, снимали это на видео и выкладывали смонтированный ролик на сайте. Зарабатывал SmartNow.com на реферальных платежах от розничных продавцов, к которым пришли клиенты с сайта, и показе рекламы Kraft Foods, Nestle и других брендов. Увы, проект не взлетел, и в 2011 г. Уэйнрайт забросила его ради новой идеи – элитного секонд-хенда.
Онлайн и офлайн
В 2011 г. еще никто не знал, что люксовый секонд-хенд окажется модной идеей. Кого-то из инвесторов настораживал возраст Уэйнрайт, которой перевалило за 50 лет. Один из них так и заявил: «Молодость – конкурентное преимущество [которым Уэйнрайт не обладает]». Кого-то отпугивала ее работа в Pets.com. Кто-то не верил, что эта маленькая блондинка способна управлять бизнесом. Когда-то в колледже профессор обвинил ее в мошенничестве – она лучше всех сдала тест, а он заявил. что это невозможно: красивые девушки не могут быть такими умными. Еще она жаловалась, что молодые белые мужчины всегда получают больше инвестиций в свои проекты.
The RealReal, Inc.
Компания основана в 2011 г. Джулией Уэйнрайт. Занимается онлайн-торговлей подержанными люксовыми товарами. С июня 2019 г. торгуется на бирже NASDAQ.
Первым сотрудником The RealReal стал владелец одного из комиссионных магазинов в шикарном районе Сан-Франциско Рашен-Хилл. Звали его Рати Левеск, и позже он забросил магазин и стал операционным директором стартапа. В 2011 г. они использовали подсобку как склад, а работали из дома Уэйнрайт. Но за два года The RealReal продал более 250 000 предметов, так что к 2013 г. пришлось обзавестись собственным складом.
Ее онлайн-проект постепенно переходит в офлайн. Изначально вещи высылались по почте или забирались менеджером стартапа. В 2015 г. как эксперимент был открыт офис в Нью-Йорке, куда можно было принести их лично. «Прежде это была вотчина ломбардов, – говорила Уэйнрайт. – А мы хотели, чтобы люди сравнили и поняли, что, если продаешь ювелирное украшение через нас, получаешь в 2,5–3 раза больше». Опыт оказался удачным, и такие пункты приема стали появляться по всей стране.
Что не так с The RealReal
«Хороший бизнесмен как тренированный спортсмен, – говорит Уэйнрайт. – Я вижу, как многие молодые основатели делают ошибки, которые я бы никогда не сделала Я не остановлюсь, наверное, пока мне не будет далеко за 70. Мой отец такой же – у него есть свой бизнес, хотя ему уже около 80 лет». Она охотно пользуется услугами собственного бизнеса: «Каждую неделю я покупаю подержанную одежду на The RealReal, а потом снова выставляю ее на продажу».
Но есть и проблемы. Так, в ноябре 2018 г. в суд на The RealReal подала Chanel. Якобы на сайте были выставлены на продажу как минимум семь подделок под ее сумки. И вообще, только эксперты Chanel могут определить, подлинная ли это вещь. The RealReal отвергает обвинения, решение еще не вынесено.
В ноябре прошлого года CNBC выпустила разгромный материал. Ее журналисты пообщались с бывшими работниками The RealReal и уверяют, что далеко не все вещи проходят контроль экспертов. Да и многие эксперты – не профессионалы, а наскоро обученные обыватели. Журналисты просмотрели 1400 отзывов о компании. Основные претензии – продажа подделок, поврежденных вещей и плохой клиентский сервис.
Незадолго до этого дизайнер Амина Муадди написала в Instagram, что обнаружила на The RealReal туфли, которые приписывают ей: «Но я не выпускала варианта этой модели, у которого была бы плоская подошва!» Возможно, виной тому бурный рост бизнеса. Одна из экспертов говорила CNBC, что раньше ей очень нравилась работа на The RealReal. Но потом нагрузка стала просто нереальной: за восьмичасовой рабочий день надо было проверить 128 вещей – т. е. на каждую уходит меньше четырех минут.