что нужно чтобы открыть рюмочную
Как открыть кафе с нуля: пошаговая инструкция
Аудиоверсия этой статьи
Кафе может принести большую прибыль, но только при условии грамотного подхода к реализации идеи. Перед открытием бизнеса нужно проанализировать рынок, детально продумать технологические процессы, ознакомиться с требованиями к заведениям общепита
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Выбор формата заведения и концепции
От формата зависит расположение заведения, выбор помещения, целевая аудитория и ценовая политика. В целом различают такие форматы кафе.
Классические кафе. Заведение с посадочными местами – обслуживают гостей в просторном помещении с большим количеством столиков. Такие заведения часто предлагают обширное меню, но могут специализироваться на одном или нескольких видах блюд (например, бургеры, пицца, суши и роллы).
Точки to go. Такие заведения оборудованы только кухней и маленькой зоной для обслуживания клиентов. Киоски, торговые островки в ТЦ, мобильные точки готовят еду только навынос. Такой формат позволяет сэкономить на аренде, уменьшить затраты на выплату заработной платы большому количеству сотрудников.
Free flow (англ., свободный поток). В таких заведениях гости могут свободно перемещаться по торговому залу и самостоятельно выбирать готовящиеся в их присутствии блюда. Быстро увеличивается и количество гибридных кафе (коворкинг-кафе, антикафе) Это тоже интересный формат бизнеса.
🎯 Лайфхак: как найти концепцию заведения
Концепция заведения – это уникальная идея, как именно реализовать выбранный формат. Кафе много, но у каждого своя «изюминка». Особенность может быть в оформлении (например, в пиратском стиле), в меню (например, продает только эклеры), в ценовой политике (например, все за 60 руб.). Чтобы выбрать концепцию, можно:
– изучить историю того места, где вы планируете открыть заведение – подумайте, можно ли на базе исторических событий создать концепцию;
– съездить в крупные российские города – походите по кафе, отмечайте те, где много посетителей – составьте таблицу с набором параметров и помечайте, что необычного вы заметили;
– съездить за границу – здесь можно найти самые необычные форматы, которые еще не свойственны для России, зафиксируйте все, что привлечет ваше внимание.
Instagram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram
Как построить прибыльный бизнес на рюмочной?
Рюмочные до сих пор пользуются большой популярностью: любой человек, после тяжелого рабочего дня хочет расслабиться, выпить стаканчик пива с друзьями или в одиночку. Идти в бар не очень выгодно, ведь придется выложить пару сотен за несколько обычных стаканов пива. И тут на сцену выходят известные всем рюмочные, желательно, чтоб она еще и находилась рядом с домом. Вот поэтому, рюмочная как бизнес остается такой популярной, ведь относительно недорогие цены и доступное расположение заставляют людей заглядывать в нее на огонек. Приведенный бизнес-план рассматривает все нюансы и шаги, которые нужно пройти, прежде чем заведение откроется.
Что такое рюмочная?
Многие люди живут в заблуждении, что рюмочная – это грязное место, какая-то непристойная забегаловка, где собираются не самые приятные люди. Но это давно не является правдой. Современная рюмочная – это классический мини-бар, придерживающийся старых традиций. Здесь клиентам подают крепкие алкогольные напитки на разлив и нехитрые холодные закуски.
Если в случае бара подразумеваются долгие посиделки, то девиз рюмочных – это быстрота, большинство клиентов долго не задерживаются, буквально 10 минут и домой.
Выгода рюмочной обуславливается:
Такой бизнес окупает себя в любых случаях – здесь не существует рисков как при открытии кафе или ресторана. Поэтому сложение в рюмочную считается надежной инвестицией.
Выбор направления рюмочной
Любое заведение общественного питания можно пустить по двум разным путям развития:
Первый вариант довольно простой – нет нужды вкладывать большие инвестиции в развитие дела, не требуется вложений в обустройство интерьера, запуске большой рекламной кампании. Для открытия понадобится сумма в 300 000-400 000 рублей – зависит от выбора места, где будет обустраиваться заведение.
Второй случай более сложный и затратный. Для того, чтобы открыть рюмочную потребуется купить барную стойку, нанять профессиональных работников, создать заведению личную «фишку», по которой рюмочную будут узнавать посетители, продумать меню. Расходы на такое заведение составят более 1 000 000 рублей, но такой вариант более предпочтительный.
Популярными являются рюмочные, оформленные под какой-то определенный стиль. К примеру, можно сделать оформление в духе социализма – агитационные плакаты, радио или патефон, пельмени и чебуреки в меню, старая мебель, подходящая форма персонала. Посещать такое заведение будут разные слои населения: кто-то хочет вспомнить молодость, кто-то посидеть с друзьями, а некоторые люди хотят просто отдохнуть в одиночестве.
Такое заведение, при хорошем оформлении и проработке всех нюансов, никогда не станет обычной «забегаловкой», в нее не будут приходить проблемные гости и сотрудники правоохранительных органов. В таком случае она будет позиционироваться в головах людей как обычное кафе.
Особенности бизнеса
Любой бизнес включает в себя положительные и отрицательные стороны, рассмотрим подробнее особенности рюмочной как бизнеса.
Преимуществами бизнеса являются:
Но какой бизнес обходится без негативной стороны, вот и рюмочной есть свои минусы:
Анализ рынка и конкурентов
Все стереотипы про питейные заведения устарели, сейчас большинство рюмочных позиционируется как мини-бары с алкоголем и различными холодными закусками. Что в провинциальном городе, что в мегаполисе, рынок обладает высокой конкуренцией, поэтому изучение всех заведений в выбранном районе является важным шагом для того, чтобы открыть рюмочную с нуля.
Анализ рынка предшествует всем пунктам в бизнес-плане. Зачастую, в крупном городе тяжелее открывать собственное заведение, так как в округе полно уже устоявшихся баров и кафе. В провинциальном городе легче изучить конкурентов, потому что предприниматель наверняка знает все точки в выбранном районе.
Как открыть рюмочную с нуля: пошаговая инструкция
Открытие любого бизнеса требует первоначальных вложений и составления бизнес-плана, по которому и будет происходить открытие заведения.
Регистрация бизнеса
Прежде всего, нужно оформить свой бизнес. Для торговли алкогольной продукции подойдет только форма регистрации как юридическое лицо – ООО.
Также нужно оформить лицензию на продажу алкогольной продукции. Роспотребнадзор выдвигает свои требования к таким заведениям:
Требования СЭС к рюмочной
Открывая точку по продаже спиртных напитков, нужно внимательно ознакомиться и выполнить все требования СЭС. Чтобы получить разрешение на работу, нужно выполнить такие требования:
Такие требования одинаковы для всех форматов рюмочных, от самых маленьких до солидных заведений, в том числе и для франшиз.
Как получить лицензию на продажу алкоголя?
Лицензия на продажу спиртных напитков – неотъемлемая часть данного бизнеса. Для ее получения нужно подготовить пакет документов:
Получение лицензии на продажу алкоголя занимает в среднем 1-2 месяца, но сроки могут изменяться.
Выбор помещения
Требования к помещению очень простые:
На этом критерии для выбора помещения заканчиваются. Удачным местом будет открытие возле заводов, цехов или складов. После тяжелого трудового дня рабочие таких предприятий любят расслабиться за парой рюмок.
Если планируется открытие более элитного заведения, нужно рассмотреть варианты помещений в спальных или центральном районах города. Но важно понимать, что тогда уровень конкуренции будет значительно выше.
Закупка оборудования
После того, как будет найдено помещение и заключен договор аренды, нужно приступить к закупке оборудования. В этом плане рюмочная также неприхотлива, вам понадобятся:
Бюджетный вариант оборудования и мебели выйдет на сумму в 200 000 рублей.
Подбор сотрудников
Чтобы открыть рюмочную с нуля, нужно позаботиться о найме штата сотрудников. На старте бизнеса, когда идея только начинает воплощаться в жизнь, в качестве персонала можно нанять только двух продавцов, которые будут работать посменно.
Но, если вы планируете готовить и продавать закуски, в штате потребуется повар с образованием и технолог. Также нужно нанять уборщицу, бухгалтера и охранника заведения.
В плане графика работы лучшим вариантом будет работа в 17:00 до 12-2 ночи.
Финансовые расчеты
Данный пункт плана содержит расчеты первоначальных вложений, ежемесячных трат и будущего дохода бизнеса.
Стартовые вложения и текущие расходы
В перечень первоначальных инвестиций войдут:
Итого, потребуется сумма в 470 000 рублей.
Текущие траты за год включают:
То есть, за год работы заведения уйдет еще 7 700 000 рублей.
Доход рюмочной
Рюмочная – это очень доходный бизнес, только за первые месяцы работы он принесет около 700-800 000 рублей. Примерно через полгода работы доход начнет расти, заведение будет приносить еще больше выручки. За 1 год средний борот рюмочной составляет приблизительно 9 000 000 рублей, а чистая прибыль – 1 300 000 рублей. То есть, бизнес окупит стартовые инвестиции где-то за 6-7 месяцев работы.
Рекламная кампания – как привлечь клиента?
Бизнес-план рюмочной должен включать в себя маркетинговый план заведения. Если в районе открытия мало конкурентов – это огромный плюс, будет легко завлечь клиентов. Понадобиться яркая, привлекающая внимание потенциальных клиентов, вывеска. Также можно устроить акцию в честь открытия, это создаст наплыв людей в первый же день. Конечно, также важен качественный сервис, доступные цены и вкусное меню.
В случае, если поблизости есть ваши прямые клиенты, к рекламе стоит подойти более серьезно – придумать нестандартные решения, которых нет у конкурентных заведений. К примеру, это может быть система бонусов, акции, наличие оригинальных рецептов коктейлей и закусок.
Питейное заведение имеет все перспективы стать прибыльным бизнесом. Редко такие заведения остаются без клиентов и стоят пустыми, а следовательно, очень быстро окупают вложенные средства и выходят на стабильный уровень дохода. Рюмочная – это почти идеальный бизнес, подпортить предпринимателю бизнес может лишь наличие большого уровня конкуренции, но при правильном подходе к делу и этот момент не будет иметь значения. В случае успешного открытия первого заведения и ее окупаемости, в перспективе можно открыть сеть подобных распивочных по городу.
Что нужно чтобы открыть рюмочную
Если вы уже нашли свою бизнес-идею, подумайте, какой формат кафе вам подойдёт:
От формата зависит не только концепция заведения, но и правовая форма бизнеса. В статусе ИП можно открыть только заведение со слабоалкогольными напитками, например пивом или сидром. Сельхозпроизводителям при регистрации ИП закон разрешает продавать вина и игристые вина собственного производства.
Если вино вы не производите, но намерены продавать крепкий алкоголь или делать коктейли, открывайте ООО. Это можно сделать в одиночку или с единомышленниками, но максимум 50 человек. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей. Если ООО понесёт убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала.
Налоговый режим
Есть пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСН) и четыре специальных: УСН — упрощённая система налогообложения, ЕНВД — единый налог на вменённый доход, ПСН — патентная система налогообложения, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕНВД будет отменён с 2021 года, а ЕСХН подходит только для производителей сельхозтоваров.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (иногда говорят «доходы минус расходы»). Сменить объект налогообложения можно только со следующего года. Ставки и порядок расчёта — на сайте ФНС.
Регистрация
Зарегистрировать ООО и ИП можно в ИФНС. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах может быть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, заявление лучше подать вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передает сведения не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учёт.
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ (лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности). Если вы воспользуетесь почтой, отправляйте письмо с объявленной ценностью и описью вложения. Также можно воспользоваться сервисом СберБизнеса: документы будут готовы за 15 минут.
Раздел 2
Помещение
Для работы нужно получить разрешительную документацию из разных инстанций. Насколько это окажется сложным, зависит от того, какое помещение вы выберете. Если раньше в нём уже работали ресторан или кафе, то вместе с договором аренды вы получите готовый пакет документов из СЭС, пожарной инспекции и других государственных органов. Хлопот меньше, но и возможности для развития сильно ограничены. Например, вы сможете сделать косметический ремонт, но не сможете расширить площадь кухни или изменить расположение коммуникаций. Поставить дополнительную вентиляцию, чтобы готовить на гриле, не получится.
Если вы планируете использовать помещение, где раньше не было предприятий общественного питания, придётся подготовить проектную документацию и получить разрешения. В любом случае договор аренды помещения на срок более 11 месяцев нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Правила размещения заведений общепита регламентируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). В них есть перечень мест, где разрешено открытие кафе или ресторана.
И ещё один нюанс: для получения лицензии на алкоголь срок аренды помещения должен превышать 12 месяцев на дату получения лицензии.
Пожарная безопасность
Санитарные нормы
Уголок потребителя
Музыка и TV
Как не нарушить авторские права по использованию музыкальных произведений:
Для трансляции телевизионных каналов необходимо:
Вывеска
Covid-19
Роспотребнадзор составил рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Нужно проводить генеральную и влажную уборку помещений. Столы следует расставить на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и дезинфицировать их каждые 2 — 4 часа. В наличии должен быть пятидневный запас дезинфицирующих и моющих средств. Антисептики также разместите на входе и в местах общественного пользования. Каждые два часа проветривайте помещение.
—
О работе после пандемии можно прочитать в статье.
Раздел 3
Разрешения
Перед открытием кафе нужно уведомить о начале предпринимательской деятельности Роспотребнадзор: по почте, через портал госуслуг или лично посетив территориальное управление. Также можно через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Вас внесут в реестр в течение 10 рабочих дней.
Для розничной продажи алкогольной продукции за исключением слабоалкогольных напитков необходимо оформить лицензию. Место и способ подачи зависят от региона, а госпошлина для всех одинакова — 65 000 рублей.
Требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:
Для реализации любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Раздел 4
Счёт в банке
Для налоговых платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и других операций нужен расчётный счёт.
ИП для открытия счёта нужны:
—
В СберБизнесе можно открыть счёт без посещения офиса банка. ИП могут сделать это онлайн, а юрлица — встретиться с менеджером, который привезёт документы, а также расскажет о бонусах от банка и партнёров.
Раздел 5
Кассовый аппарат
О том, зачем вообще бизнесу онлайн-касса и какие они бывают, мы уже писали. 54-ФЗ обязывает всех предпринимателей использовать кассу с фискальным накопителем и выдавать фискальные чеки после покупки, только если вы не ИП без сотрудников, продающий товары собственного производства. Например, сами крутите и продаёте шаурму у себя на районе.
В небольшую кофейню с напитками навынос подойдёт смарт-POS (онлайн-касса и терминал для эквайринга в одном). Она компактная, помещается в карман куртки, поэтому такую кассу удобно использовать и при доставке. Масштабному гастрономическому проекту потребуются специализированные кассы — iiko или R-keeper. На них видна работа всего ресторана: резерв столов и очередь заказов, процесс приготовления блюд на кухне и остатки на складе, которые автоматически списываются при заказе. С помощью такой кассы официанты могут разбить чек между гостями и посмотреть, сколько заработали за смену. Система синхронизируется с 1С, визуализирует графики продаж и умеет формировать балансовый отчёт.
Для использования кассы необходимо:
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
—
Почитайте, как выбрать эквайринг и онлайн-кассу для общепита. Чтобы общепит работал, онлайн-кассы достаточно — с ней уже можно принимать оплату наличными. Но если вы хотите принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг. Можно поставить терминалы, связанные с кассой, а также использовать SberFood — приложение, с помощью которого гости могут сами оплачивать заказ картой, не дожидаясь очереди на кассе или официанта.
Раздел 6
Персонал
Регистрация в Фонде социального страхования
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление происходит на этапе регистрации.
Оформление
Для небольшого кафе достаточно одного-двух поваров для работы на кухне. В период запуска или сезонного обновления меню можно привлекать шеф-повара, который составит технологические карты — документы, описывающие состав и способ приготовления блюд. В большом заведении будут нужны официанты, а также менеджер или управляющий — ответственный сотрудник, контролирующий слаженную работу кухни и зала.
Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также необходимо провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Кухня
Как уже написано выше, можно арендовать помещение, где уже было кафе или ресторан, — тогда заново проектировать ресторанную кухню не придётся. Достаточно будет косметического ремонта. Если вы настроены на создание нового пространства, лучше заручиться поддержкой дизайнера и технолога. Первый продумает оформление, а второй — спланирует коммуникации и оснащение, чтобы всё соответствовало сантехническим правилам и нормам.
Оборудование, посуда и инвентарь должны быть:
Помните о технической документации:
Рекомендации по производственному процессу:
В случае нарушения, повлекшего массовое заболевание или отравление людей, грозит уголовная ответственность.
Система учёта
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкоголя и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Раздел 8
Клиенты и продажи
Выход в онлайн
2020 год преподал много уроков, один из главных — не надейтесь только на офлайн. Ресторанная сеть White Rabbit Family не ограничилась доставкой и создала комьюнити для тех, кто в самоизоляции. Гости первого в России онлайн-ресторана выбирают дату и заказывают набор продуктов. В указанный день в эфир выходит бренд-шеф и даёт гастрономический мастер-класс. Места за общим виртуальным столом появились и в столичном «Доме культур». Здесь приглашают на онлайн-бранчи с шеф-поваром, дизайнерами, музыкантами. А кафе Delicatessen предложило приобрести сертификат на ужин, воспользоваться которым можно после послабления карантинных мер. Собрали несколько идей, которые можно взять на вооружение.
Реклама
Расскажите о своём заведении в интернете: заведите аккаунт в инстаграме и запустите рекламу, таргетированную на жителей вашего района. Продвигать бизнес можно через внутренние инструменты соцсети или бесплатный сервис Фейсбука Business Manager (Инстаграм принадлежит этой компании). Когда вы планируете рекламировать своё кафе в интернете, нужно не только правильно рассчитать бюджет кампании, но и научиться эффективно его расходовать. Рассказали, как проверить окупаемость рекламы в Google Analytics и Яндекс.Метрике и привлечь больше пользователей за меньшие деньги. Найти новых клиентов и увеличить продажи позволит лендинг. Изучите, чем он отличается от обычного сайта и какие задачи поможет решить.
Оптимизация расходов
Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Попробуйте часть задач передать на аутсорсинг. Бухгалтерию, кадровый учёт и юридическое обслуживание делегируйте онлайн-сервисам. Пересмотрите рекламную и маркетинговую стратегии. Например, когда меньше людей выходят из дома, кафе могут вложить больше денег в рекламу доставки, а остальные рекламные расходы сократить. Ещё раз проанализируйте эффективность рекламы: возможно, выяснится, что уличная реклама не привлекает клиентов, а таргетированная в соцсетях работает хорошо. Мы рассказали, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.
Проанализировать свои бизнес-метрики, оценить ёмкость ниши и сравнить показатели с другими компаниями поможет приложение СберСоветник.